Android-разработчик из «Яндекса» — про разработку доступных мобильных приложений

Android-разработчик из «Яндекса» — про разработку доступных мобильных приложений
На чтение
34 мин.
Просмотров
25
Дата обновления
09.03.2025
Старт:22.10.2024
Срок обучения:14 месяцев
Android-разработчик с нуля
Профессия «Android-разработчик с нуля» от Нетологии: научитесь создавать приложения на Android на Kotlin и изучите основы Java. Практика на реальных проектах от партнёров позволит вам развить ключевые навыки для успешной карьеры в мобильной разработке.
117 201 ₽195 334 ₽
3 255₽/мес рассрочка
Подробнее

Ключевой момент в создании доступных мобильных приложений – это проработка юзабилити на ранних стадиях разработки. Не стоит ждать, пока приложение будет готово, чтобы начинать тестировать взаимодействие с ним. В «Яндексе» мы рекомендуем, начиная с прототипирования, учитывать принципы доступности (например, использование контрастных цветов, крупный шрифт) для различных категорий пользователей.

В качестве примера, если вы разрабатываете приложение для людей с нарушениями зрения, убедитесь, что оно корректно функционирует с помощью экранного доступа. Проверка на предмет совместимости с различными устройствами и версиями Android – обязательна. Заложенные правила чтения данных и адаптации под слабовидящих пользователей существенно улучшат понимание и использование приложения.

Ещё один важный момент – интеграция с другими сервисами. Это позволяет расширить функциональность и сделать приложение более полезным для разных категорий пользователей. Мы в «Яндексе» используем API для интеграции с существующими сервисами, что сокращает сроки разработки и позволяет уделять больше внимания доступности.

Обязательно продумайте способы обратной связи. Используйте встроенные инструменты отслеживания ошибок в процессе тестирования. Регулярные отчёты на ранних этапах разработки помогут выявить проблемы, связанные с доступностью приложения на разных платформах.

Выбор инструментов и технологий для создания доступных приложений

Начать создание доступного приложения следует с выбора соответствующих инструментов и библиотек. Это не просто вопрос предпочитаемого языка, а набор решений, прямо влияющих на итоговую доступность.

Ключевым инструментом является адаптивный дизайн. Используйте фреймворки, поддерживающие различные экраны и разрешения (например, ConstraintLayout в Android). Для адаптивного дизайна важнее не размеры, а процентное соотношение и использование весов.

  • Регулярно тестируйте: Проводите тестирование на разных устройствах и с различными настройками. Используйте инструменты автоматизации или привлеките пользователей с нарушениями для проверки.
  • Accessibility API: Изучите API Android, направленный на доступность. Разметка элементов и соответствующие атрибуты (например, role, aria-label) жизненно необходимы. Применяйте clear и однозначные иконки.
  • Альтернативный текст для изображений: Все изображения должны иметь alt текст, описывающий содержимое. Данная помощь очень важна для пользователей с проблемами зрения, использующих скринычред или другие вспомогательные средства.
  • Ясные и понятные тексты: Важно использовать простой и лаконичный язык, избегая сложных терминов.
  • Аудиоинформацию поддерживать субтитрами.

Для эффективной навигации применяйте ясную структуру

    и
      . Приоритет – четкое взаимодействие. Проверьте, что элементы управления работают так, как ожидается, с помощью клавиатуры и экранных луп.

      1. Регулярно используйте accessibility-тесты: Профильные инструменты и методы тестирования выявляют потенциальные проблемы.
      2. Используйте контрастные цвета: Выбирайте цвета фонов и текста с хорошим цветовым контрастом.

      Проектирование интерфейса с учётом доступности

      Начните с анализа потребностей пользователей с ограниченными возможностями. Проверьте, соответствует ли ваш дизайн требованиям WCAG 2.1. Например, используйте контрастность текста 4.5:1. Изображения должны иметь описания alt-текста, помогающие пользователям с проблемами зрения.

      Предложите альтернативные способы взаимодействия. Добавьте возможность навигации по приложению с помощью клавиатуры, используйте четкие и предсказуемые схемы управления, обеспечивайте возможность управления с помощью голосовых команд.

      Обеспечьте чёткую иерархию содержания. Применяйте логичные схемы организации информации, используйте явные семантические теги для всех элементов, используйте заголовки, списки и таблицы для структурирования информации.

      Не ограничивайтесь только визуальными элементами. Дублируйте информацию различными способами, используйте звуковые или тактильные интерфейсы для передачи информации. Замените сложные изображения на более простые текстовые эквиваленты.

      Проверяйте дизайн на различных устройствах и разрешениях экрана. Проверьте, работает ли ваше приложение на устройствах с большими экранами и небольшими экранами. Смотреть ли приложение с помощью экрана или на аудио. Важно также проверить функциональность для пользователей на устройствах с различными типами экранов.

      Тестируйте приложение с участием пользователей с ограниченными возможностями. Получайте обратную связь о доступности для разных категорий пользователей. Это даст ценную информацию для доработки.

      Имплементация семантического кода и атрибутов ARIA

      Ключ к доступности – использование семантического HTML и атрибутов ARIA. Это позволяет скринридерам корректно интерпретировать элементы интерфейса.

      Элемент Описание Пример
      Используйте для кнопок.
      Для ссылок. Обязательно прописывайте aria-label, если текст ссылки не информативен. О нас
      Для группировки элементов. Использование role для более подробной семантики. Например, role="group".
      role="navigation" Для навигационных панелей.
      aria-labelledby Связывает элемент с заголовком, помогает скринридерам.

      Заголовок раздела

      ...

      Не забудьте о корректном использовании всех атрибутов. Понимание контекста этих атрибутов важно, чтобы скринридеры интерпретировали элементы корректно и эффективно.

      Тестирование доступности на различных устройствах и браузерах

      Ключевой момент – тестирование на большом спектре устройств и браузеров. Не ограничивайтесь только последними моделями смартфонов и популярными браузерами. Обязательно включайте в тест устройства с разными размерами экранов (от компактных до планшетов), разрешением, сенсорными экранами и особенностями. Проверьте приложения на Android версиях 9 и ниже, а также на различных типах браузеров, включая Chrome, Firefox, Opera, Safari на разных мобильных и десктопных платформах. Не пренебрегайте устаревшей версией Android, так как пользовательская база у таких клиентов может быть значительна.

      Тестируйте масштабирование, отображение различных шрифтов, поддержку на разных языках. Учтите возможность использования различных методов ввода, такие как настройка голосового ввода или возможности управления приложения с помощью специальных устройств для людей с ограниченными возможностями. Вариативность управления должна быть проверена.

      Важно использовать автоматизированное тестирование, а также ручное тестирование, чтобы захватить все нюансы пользовательского опыта. Используйте инструменты автоматизации, которые позволяют генерировать тестовые данные для различных типов запросов, действий и ситуаций. Обратите внимание на работу над доступностью с фоновыми сервисами и использованием интернет-подключения различной скорости.

      Опыт и кейсы реализации доступных мобильных приложений

      Начинайте с тщательного анализа целевой аудитории. Проверяйте приложения на разных устройствах и с разными конфигурациями. Например, приложение «Яндекс.Такси» использует крупные кнопки и чёткие иконки для пользователей с ослабленным зрением, а «Яндекс.Музыка» предлагает увеличение текста и изменение размера шрифта. Не пренебрегайте поддержкой различных методов ввода (экранная клавиатура, голосовое управление). Это значительно повышает уровень доступности.

      Используйте цветовые контрасты в соответствии с рекомендациями WCAG (Web Content Accessibility Guidelines). Проверяйте, что элементы управления имеют логическую структуру и чёткие подсказки. Избегайте сложных анимаций, которые могут быть проблематичны для людей с эпилепсией. Например, избегайте использования стробоскопических эффектов в играх.

      Проводите тестирование с пользователями с различными нарушениями. Это позволит выявить проблемы, которые могут остаться незамеченными при внутреннем тестировании. Используйте инструменты для автоматической проверки доступности, таких как axe. Это сократит время и увеличит охват. В "Яндексе" для проверки доступности часто применяются специальные тестирования. Такие тесты показывают, как приложение работает, если у пользователя есть проблемы со зрением, слухом, или с двигательными функциями.

      Забудьте про "хорошо бы" и "надеемся". Доступность - техническое требование. Интегрируйте доступность на всех этапах разработки – от дизайна до тестирования. В "Яндексе" это делается не как дополнение, а как часть процесса, встроенная уже в сам процесс разработки и тестирования.

      Не ограничивайтесь только техническими аспектами, также важно учитывать и пользовательский опыт. Например, добавление альтернативного текста к изображениям (alt-текст) не только помогает людям с нарушениями зрения, но и улучшает SEO. Продумывайте структуру навигации, чтобы у всех пользователей был одинаково понятный и интуитивно понятный интерфейс.

      Оптизация для различных вспомогательных технологий

      Начинайте с проверки совместимости приложения с популярными средствами вспомогательной навигации, такими как TalkBack (для чтения содержимого с экрана) и Magnifier (для увеличения элементов). Обязательно учитывайте различные типы пользовательского ввода: навигация с помощью джойстика, переключение с клавиатуры. Проверьте расположение кнопок и элементов управления на экране.

      Для TalkBack, создавайте описания элементов, включая их назначение и подсказки, особенно для кнопок. Используйте доступные атрибуты, такие как `role` и `aria-labelledby`, для детального описания элементов. Рекомендуется добавлять описания для всех элементов управления.

      Большой размер шрифта может быть важен, но важно соблюдать баланс и не перегружать интерфейс. Рекомендуем тестировать на устройствах с различными размерами шрифтов, используя настройки доступности.

      Проверьте доступ к функциям увеличения текста и увеличения изображения. Это поможет избежать проблем с восприятием и перекрытием элементов.

      Согласуйте использование цветов, соответствующих уровням контрастности для пользователей с нарушениями цветового зрения. Используйте доступный инструмент или подобную ресурс для проверке. Пример: WebAIM Contrast Checker.

      Продумайте альтернативные методы управления, если конечный пользователь не может использовать тач-скрин. Возможно, необходимо добавить доступ к управляющим элементам приложения, которые можно использовать с клавиатуры и джойстика.

      Вопрос-ответ:

      Какие ключевые навыки нужны для создания доступных мобильных приложений под Android, помимо базового знания Java или Kotlin?

      Важны не только технические знания, но и понимание принципов доступности. Это включает в себя знание руководств по разработке доступных приложений, например, WCAG (Web Content Accessibility Guidelines). Знание различных типов адаптаций для людей с ограниченными возможностями (ограничения по зрению, слуху, движению) принципиально важно. Важно уметь тестировать приложения на соответствие стандартам различными инструментами и подходами, не ограничиваясь только визуальным осмотром. Кроме того, опыт работы с библиотеками и фреймворками, поддерживающими доступность, существенно повышает эффективность разработки.

      Как разработчик Android может учесть потребности пользователей с различными ограничениями, например, с проблемами зрения?

      Для пользователей с нарушениями зрения необходимо учитывать увеличение размеров шрифта, контрастность элементов интерфейса и наличие альтернативного текста для изображений. Это достигается использованием соответствующих атрибутов в коде и выбором подходящих стилей визуализации. Следует также подумать о возможности навигации по приложению с помощью альтернативных методов, например, голосового управления или ассистивных технологий. Вместо обычных значков стоит использовать описания, чтобы не ограничить пользователя.

      Насколько сложнее создать доступное приложение по сравнению с обычным?

      Разработка доступных приложений требует большей внимательности и более глубокого понимания ограничений пользователей с различными потребностями. Это не означает значительного усложнения самой логики работы приложения, но добавляет дополнительные шаги и нюансы в процессе проектирования, разработки и тестирования. Важно предусматривать разные сценарии использования, учитывая множество вариантов, которые могут возникнуть из-за ограничений.

      Какие инструменты и ресурсы можно использовать для обучения и поддержки в разработке доступных Android-приложений?

      Рекомендации по доступности от Google, а также иные онлайн-ресурсы и форумы для Android-разработчиков — отличное место для поиска информации, общения со специалистами. Изучение специальной документации по WCAG, использование инструментария для автоматического анализа доступности – важные помощники. Полезно знакомиться с примерами готовых решений и обучающими материалами, которые делятся другие разработчики. Практика работы – ключевой фактор успешного усвоения.

      Какие практические шаги разработчик должен предпринять, начиная разрабатывать доступное приложение?

      С самого начала планирования проекта следует задаваться вопросами доступности: как взаимодействует пользователь с интерфейсом? Какие варианты ассистирования можно реализовать? Нужно предусмотреть способы проверки на соответствие стандартам доступности на различных этапах. Важно проверять совместимость с разными устройствами и средствами помощи. Лучше разработать приложение с учетом доступности с самого начала, а не внедрять изменения потом. Постоянная обратная связь с будущими пользователями приложения – важный помощник.

      Какие ключевые навыки нужны для успешной разработки доступных мобильных приложений на Android, помимо чисто технических?

      Разработка доступных приложений требует не только глубоких знаний Java или Kotlin и инструментов Android разработки, но и понимания потребностей пользователей с различными возможностями. Важны навыки эмпатии и способность ставить себя на место человека с ограниченными возможностями. Нужно уметь анализировать потребности пользователей и учитывать их при проектировании интерфейсов и функциональности. Это означает изучение и применение принципов юзабилити, а также знание стандартов и рекомендаций по доступности. Также важно умение работаете в команде и общаться с другими специалистами (дизайнерами, экспертами по доступности) для согласования и обсуждения вопросов доступности на всех этапах разработки.

      Как можно проверить доступность приложения на всех стадиях разработки, не дожидаясь стадии финального тестирования?

      Проверку доступности приложения нужно проводить на протяжении всего цикла разработки. Хорошей практикой является использование разных подходов на разных этапах. На ранних этапах проектирования и дизайна можно применять тесты доступности с участием пользователей с различными потребностями (например, с ограниченным зрением или слухом), которые выявляют имеющиеся проблемы. Можно применять инструменты, которые помогают найти недоработки в структуре меню или в принципах навигации. Также на начальных этапах проектирования можно проводить оценку с помощью экспертных методик. Используйте различные шаблоны и инструменты для тестирования, которые помогают выявить несоответствия требованиям доступности на разных стадиях разработки.

0 Комментариев
Комментариев на модерации: 0
Оставьте комментарий