Что новый закон о бухучете нам готовит

Бухучет: что год текущий и грядущий нам готовят..

Что новый закон о бухучете нам готовит

На смену ему придет одноименный Федеральный закон № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. (с текстом документа можно ознакомиться на сайте интернет-бухгалтерии «Моё дело»). 

К концу этого года сервис “Моё дело” пополнится материалами с детальным анализом нового порядка бухучета, а между тем сейчас давайте вкратце ознакомимся с предстоящими нововведениями.

Подчистили!

Уточнены различные термины, используемые в бухучете. В частности:

  • обновили, расширили некоторые понятия (например, само понятие бухучета, определения объектов бухучета, руководителя организации (теперь руководителя экономического субъекта));
  • ввели новые термины, которых не было в прежнем законе, но которые бухгалтеры уже давно начали использовать (например, международные стандарты, стандарты бухучета);
  • заменили или удалили устаревшие, ненужные определения  (например, термин “имущество” заменили более емким – “актив”, а понятия “синтетический и аналитический учет” закон больше не содержит).

Улыбнитесь: организация отныне приравнена к живому существу. Ведь факты ее хозяйственной деятельности, хозяйственные операции теперь гордо именуются фактами хозяйственной жизни!

Распространили!

Новый закон о бухучете распространили на налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения. Отныне закрыт вопрос о несовпадении норм бухгалтерского и гражданского законодательства.

Организации на УСН вести бухучет обязаны! Подтверждение: ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г., Письмо Минфина России N 03-11-06/2/46 от 26 марта 2012 г.

Ужесточили!

Обратите внимание

Взять на себя бремя ведения бухучета теперь может только руководитель субъекта малого или среднего бизнеса. В иных случаях бухучет должен вести профильный специалист или специализированная организация.

Подтверждение: п. 3 ст. 7 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.

В организациях, имеющих выход на рынок ценных бумаг к бухгалтерам отныне будут предъявляться высокие требования (наличие высшего образования, стажа работы и т.д.). Исключение: на бухгалтерских работников, по состоянию на начало 2013 года занимающих должности в таких компаниях, данные требования распространяться не будут.

Подтверждение: п. 4-6 ст. 7, п. 2 ст. 30 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.

Шокировали!!!

Шок № 1. Унифицированные формы первичных документов отныне применять необязательно. Их можно разработать самостоятельно. Главное − чтобы они содержали все необходимые реквизиты (их перечень остался тем же) и были утверждены руководителем организации.

Исключение: организации государственного сектора, которые будут использовать формы, утвержденные в соответствии с бюджетным законодательством.

Документы можно составлять как в бумажной, так и электронной форме (в последнем случае наличие электронной подписи обязательно). При этом продолжает действовать правило, что в некоторых случаях по требованию контрагента или при наличии такого условия в законодательстве организация должна за свой счет изготавливать бумажные копии электронных документов.

Подтверждение: ст. 9 ст. 7 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.

Скорее всего, унифицированные формы первичных документов не отменят. Это позволит организациям и дальше использовать их в своей деятельности. При этом тем, кому в рамках типовых форм “тесно” получат возможность их усовершенствовать или разработать собственные.

Шок № 2. Из закона о бухучете исчезли сроки представления отчетности (кроме сроков представления в адрес отделений Росстата) (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.).

Это, конечно, не означает, что теперь ее представлять никому кроме собственников и статистиков не надо. Скорее всего, уточнения об этом внесут в другие нормативные акты.

Важно

Что не облегчит жизнь бухгалтерам, которым вместо одного документа, придется изучать и другие.

Дополнили!

У регистров бухучета теперь тоже появятся обязательные реквизиты (ст. 10 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.). В принципе и сейчас бухгалтеры формируют регистры с учетом этих требований – они похожи на обязательные реквизиты первичных документов. Зато теперь все “черным по белому написано” и душа спокойна – все делаем правильно.

Новый закон дополнен правилами составления бухгалтерской отчетности реорганизуемой, ликвидируемой организаций (ст. 16, 17 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.).

Упростили?

Подпись главного бухгалтера на бухгалтерской отчетности теперь не нужна (п. 8 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.).

Нововведение спорное: не каждый руководитель, в штате у которого есть бухгалтерские работники станет один брать на себя такую ответственность Скорее всего, институт визирования отчетности сохранится.

Совет

Руководствоваться при этом можно будет новым предписанием о том, что каждая организация обязана осуществлять внутренний контроль своей деятельности (ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.).

Построили пирамиду власти!

В новом законе появилась четкая структура нормативных и иных документов, регулирующих бухучет. В обиход вводится понятия федеральных, отраслевых стандартов, стандартов экономических субъектов.

Подтверждение: ст. 21 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.

Совет

Для разработки федеральных стандартов (обязательных к применению) и отраслевых стандартов (действующих в рамках определенных видов деятельности) Федеральный закон № 402-ФЗ от 6 декабря 2012 г. прочит создание Совета по стандартам бухучета. Обнародована также вся процедура разработки и утверждения федеральных стандартов.

Подтверждение: ст. 25-28 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.

Ближайшая перспектива

С введением со следующего года нового закона о бухучете возникла необходимость изменить действующие правила бухучета.

В ближайших планах Минфина России:

  • упростить бухучет для социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • утвердить новые ПБУ, в частности, “Учет запасов”, “Учет вознаграждений работникам”, “Учет аренды”, “Учет основных средств”.

Проекты некоторых документов уже размещены на сайте ведомства. 

Изменения в 402-ФЗ: на что обратить внимание бухгалтеру и руководителю

Что новый закон о бухучете нам готовит

В закон о бухгалтерском учете внесены изменения. Из статьи вы узнаете о мнимых и притворных сделках, должен ли ИП вести бухучет, какие изменения по первичке и аудиторскому заключению.

С 1 января 2014 года в закон о бухгалтерском учете внесены ряд изменений. В данной статье прокомментированы основные из них. Есть также актуальные поправки для компаний малого бизнеса.

Для начала рассмотрим изменения, внесенные Федеральным законом от 21.12.2013 № 357-ФЗ. Одно из важных изменений касается «мнимых  и притворных» сделок.

Мнимые и притворные сделки

Посмотрим на часть 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ (далее — Закон 402-ФЗ), в которое внесено важное дополнение: «…не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок».

У вас может возникнуть вопрос: что же такое мнимые и притворные сделки? Понятие «мнимые и притворные сделки» для бухгалтерского учета достаточно новые. Но не ново, например, для Гражданского кодекса РФ.

Часть 2 статьи Закона 402-ФЗ изложена в другой редакции, где понятие мнимых и притворных сделок изложено так:

«Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей Закона № 402-ФЗ:

  • под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни);
  • под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).

Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание».

Соответственно, в документе федерального уровня четко закреплено, что нельзя проводить в учете неучтенные финансово-хозяйственные операции, нельзя делать записи в учете на основании подложных документов.

Первичные документы «из рук в руки»

Дополнена часть 3 статьи 9 Закона 402-ФЗ: «Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни».

Из этой нормы делаем вывод: лицо, которое составляет первичный учетный документ обязано передать его лицу, которое составляет на его основании проводки (например, бухгалтеру), не только своевременно, но и в достоверном виде.

Перейдем к изменению в части 3 статьи 10 Закона 402-ФЗ: «…не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета». Отсюда четко видна необходимость утвердить в учетной политике регистры бухгалтерского учета и рабочего плана счетов.

Если ваша компания обязана составлять аудиторское заключение…

А теперь остановимся на изменениях, которые касаются организаций, обязанных составлять аудиторское заключение при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Часть 10 статьи 13 Закона 402-ФЗ теперь изложена так: «В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением».

Обратите внимание, изменился срок, в течение которого компании должны предоставить в ИФНС экземпляр аудиторского заключения. Аудиторское заключение представляется вместе с отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом» (ч.2 ст.18 Закона 402-ФЗ).

Должен ли ИП вести бухучет?

При вступлении в силу Закона № 402-ФЗ у индивидуальных предпринимателей возникали вопросы: обязаны ли они, согласно данному закону, вести бухгалтерский учет?

Ясность внес Федеральный закон от 02.11.2013 № 292-ФЗ. Из поправок следует, что ИП не должны вести бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если «….

 в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности» (п.1 ч.2 ст.6 Закона № 402-ФЗ).

Обратите внимание

Напомню, отдельным компаниям разрешено вести бухгалтерский учет в упрощенном виде. Уточнены категории лиц, которые имеют такое право (ч.4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Среди них — субъекты малого предпринимательства.

Подготовлена новая редакция закона о бухучете

Что новый закон о бухучете нам готовит

– Для чего нужен новый закон о бухгалтерском учете? Чем плох старый?

– Бухучет не вещь в себе, это отражение социальных и экономических процессов. Раньше у нас была совсем другая страна, другая экономическая ситуация, работали иные экономические институты. Закон, возможно, был вполне хорош и адекватен для той ситуации, но в нынешней уже не может выполнять необходимые функции.

Когда у нас была плановая экономика, бухучет был нужен для того, чтобы беречь активы государства. Государство было собственником, с другой стороны выступали государственные же предприятия. Внешних пользователей отчетности не было, поэтому законодательство представляло собой, по сути дела, инструкцию по тому, как выполнять определенные действия внутри предприятия.

Инвестиционных задач не ставилось. Соответственно, и разработчиком отчетности, и пользователем было государство. Затем появились коммерческие организации, но и государство еще сохраняло серьезные позиции в экономике. Закон “О бухгалтерском учете” 1996 года, действующий и сегодня, отражает именно эту экономическую ситуацию.

Этот закон в некоторых моментах уже ориентирован на будущее: там предусмотрены, например, такие вещи, как необходимость публикации отчетности. Но в то же самое время он несет отпечаток прошлого. И это очень хорошо видно, например, из целей, которые ставятся перед бухучетом и отчетностью в преамбуле закона.

С одной стороны, в законе говорится, что бухгалтерская отчетность делается в интересах инвесторов, с другой – что отчетность нужна для контроля со стороны государства.

И, соответственно, большая часть закона посвящена таким проблемам, как обязанности главного бухгалтера, разъяснениям, что такое первичная документация, то есть вопросам, которые на самом деле должны регулироваться внутренней инструкцией предприятия, а не государством.

Кроме того, весьма показательно, что закон устанавливает примат налоговой отчетности, финансовая отчетность находится по отношению к ней в подчиненном положении. Для своего времени Закон “О бухгалтерском учете” 1996 года хорошо послужил.

Но теперь, когда мы говорим об организации институтов инвестиционного сообщества, когда мы признаем, что финансовая отчетность призвана служить интересам инвестора, роль государства должна сводиться к контролю за тем, чтобы отчетность действительно отражала положение дел внутри организации и была доступна всем заинтересованным пользователям.

Важно

Государство должно создать инфраструктуру и не вмешиваться во внутренние дела организации и взаимоотношения между инвесторами. В этом плане, безусловно, существующий Закон о бухучете устарел. Так, например, он не предусматривает такие важные элементы инфраструктуры, как участие экспертного сообщества в разработке законопроектов или возможность введения международных стандартов отчетности (МСФО). Закон вместо того чтобы сконцентрироваться на аспектах институциональных, говорит о технических и методологических вопросах организации бухучета. В этой связи и минфин, и экспертное сообщество дозрели до того, чтобы сказать: закон не отражает реальность и нужно его менять.

Новый законопроект “О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности” по большому счету нельзя даже сравнивать с действующим, так как у него другой предмет регулирования.

Если действующий закон в большей степени направлен на организационно-методологические вопросы, то разработанный проект ставит во главу угла систему регулирования отчетности. В нем вы не найдете разъяснений, что такое регистры, первичная документация или кто такой главный бухгалтер.

Там речь идет об органах регулирования, их правах и обязанностях: кто за что отвечает, как происходит процесс принятия решений с целью достижения его прозрачности. Фактически делается попытка создать систему принятия решений, которая была бы способна вырабатывать наиболее качественный продукт в виде стандартов финансовой отчетности.

Притом вопрос, какие это будут стандарты: национальные или международные, – остается во многом за рамками законопроекта. Если система регулирования будет эффективной, то она будет вырабатывать качественные решения.

– В законопроекте говорится о том, что должен появиться независимый профессиональный орган регулирования, решения которого после одобрения уполномоченным госорганом будут получать силу нормативно-правового акта. Какие из существующих организаций могли бы занять это место или этот орган нужно создавать с нуля?

– Весь вопрос во времени. Если мы говорим, что независимый профессиональный орган регулирования должен приступить к работе уже завтра, то пока такого органа нет. Здесь есть несколько проблем. Начнем с того, что сама по себе идея появления негосударственного органа, который будет вырабатывать государственные стандарты, безусловно, нова.

Мы не найдем сейчас чего-то подобного в других отраслях. Есть органы совещательные, консультативные, саморегулируемые. В новом законе о бухучете речь идет не об этом. Саморегулируемые организации (СРО) объединяют людей по профессиональному признаку и регулируют деятельность внутри организации.

Они придумывают этические стандарты, механизмы контроля, но не разрабатывают нормы, которые распространяются вне этих СРО. Новый орган не будет представлять интересы профессии, ведь финансовая отчетность предназначена не для бухгалтеров, а для профессиональных пользователей: инвестиционных банкиров, прочих инвесторов – тех, кто вкладывает деньги.

Поэтому в этой организации должны быть представлены самые разнообразные профессии: бухгалтеры, аудиторы, банкиры, биржевики, профессиональные инвесторы. Полномочия СРО значительно уже. Решения новой организации после одобрения госорганом должны стать обязательными к исполнению для всей страны, а не только для ее членов.

Совет

Это должна быть организация в виде фонда, учредители которого должны быть отделены от принятия решений. В законе необходимо четко прописать формальные требования к негосударственной организации-регулятору. Но мы должны понимать, что организацию, которая будет отвечать формальным признакам, создать очень несложно. Это можно сделать за несколько дней.

Но не факт, что послезавтра эта организация начнет вырабатывать стандарты, устраивающие всех. Такая деятельность требует достаточно долгого времени и значительных ресурсов для становления. Нужно собрать экспертов надлежащего уровня, дать им время сработаться, наладить инфраструктуру.

Поэтому сейчас речь идет о том, чтобы заложить в законопроект механизм, когда организация-регулятор будет наделяться полномочиями постепенно. Начиная, возможно, c консультативных функций до нормотворческих через какое-то время.

Отмечу, что минфин уже поддержал идею о том, что предметом регулирования нового закона должна быть именно система регулирования, а не методология бухучета. Кроме того, минфин не отрицает возможности создания негосударственного органа регулирования. То есть по двум ключевым моментам законопроекта согласие минфина уже есть.

– Какой будет дальнейшая судьба законопроекта? Когда реально он будет внесен на рассмотрение в Госдуму?

– До 15 июля Фонд НСФО собирает мнения экспертов, на основании которых будут вноситься поправки в подготовленный законопроект. Потом предстоит этап согласования с госорганами. В плане законодательных работ правительства на этот год закон о бухучете не стоит, поэтому предположительно законопроект может поступить в Госдуму в первом квартале будущего года.

– Какие последствия для рядовых бухгалтеров может иметь принятие новой редакции закона? Не означает ли это, что им придется заново переучиваться, вносить серьезные изменения в свою работу?

– Принятие закона не повлечет за собой никаких немедленных последствий. Будет изменена сама система регулирования, а не система бухучета. Более того, жизнь, может быть, в некотором плане станет легче.

В действующем законе есть ряд технических требований, которые перегружают бухгалтеров ненужной работой. В частности, в законодательстве установлены достаточно серьезные требования по предоставлению отчетности в разные органы.

Налоговая служба требует весь объем бухгалтерской информации, в то же время понятно, что в подавляющем большинстве случаев эта информация им не нужна. Достаточно вполне камеральных проверок.

В законопроекте мы предлагаем принцип единого окна – когда бухгалтерская отчетность сдается только в один госорган, например, в орган статистики (если правительство определяет его в качестве такового), а остальные учреждения в случае необходимости могут получать информацию уже там.

Бухучет: что год текущий и грядущий нам готовят…

Что новый закон о бухучете нам готовит

После более чем шестнадцатилетнего служения в 2013 году сменится самый главный документ, регулирующий российский бухгалтерский учет – Федеральный закон № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете». На смену ему придет одноименный Федеральный закон № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. (с текстом документа можно ознакомиться на сайте интернет-бухгалтерии «Моё дело»).

К концу этого года сервис «Моё дело» пополнится материалами с детальным анализом нового порядка бухучета, а между тем сейчас давайте вкратце ознакомимся с предстоящими нововведениями.

Подчистили!

Уточнены различные термины, используемые в бухучете. В частности:

* обновили, расширили некоторые понятия (например, само понятие бухучета, определения объектов бухучета, руководителя организации (теперь руководителя экономического субъекта)); * ввели новые термины, которых не было в прежнем законе, но которые бухгалтеры уже давно начали использовать (например, международные стандарты, стандарты бухучета);

* заменили или удалили устаревшие, ненужные определения (например, термин «имущество» заменили более емким — «актив», а понятия «синтетический и аналитический учет» закон больше не содержит).

Улыбнитесь: организация отныне приравнена к живому существу. Ведь факты ее хозяйственной деятельности, хозяйственные операции теперь гордо именуются фактами хозяйственной жизни!

Распространили!

Обратите внимание

Новый закон о бухучете распространили на налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения. Отныне закрыт вопрос о несовпадении норм бухгалтерского и гражданского законодательства.

Организации на УСН вести бухучет обязаны! Подтверждение: ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г., Письмо Минфина России N 03-11-06/2/46 от 26 марта 2012 г.

Ужесточили!

Обратите внимание

Взять на себя бремя ведения бухучета теперь может только руководитель субъекта малого или среднего бизнеса. В иных случаях бухучет должен вести профильный специалист или специализированная организация.

Подтверждение: п. 3 ст. 7 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.

В организациях, имеющих выход на рынок ценных бумаг, к бухгалтерам отныне будут предъявляться высокие требования (наличие высшего образования, стажа работы и т.д.). Исключение: на бухгалтерских работников, по состоянию на начало 2013 года занимающих должности в таких компаниях, данные требования распространяться не будут.

Подтверждение: п. 4-6 ст. 7, п. 2 ст. 30 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.

Шокировали!!!

Шок № 1. Унифицированные формы первичных документов отныне применять необязательно. Их можно разработать самостоятельно. Главное − чтобы они содержали все необходимые реквизиты (их перечень остался тем же) и были утверждены руководителем организации.

Исключение: организации государственного сектора, которые будут использовать формы, утвержденные в соответствии с бюджетным законодательством.

Документы можно составлять как в бумажной, так и электронной форме (в последнем случае наличие электронной подписи обязательно). При этом продолжает действовать правило, что в некоторых случаях по требованию контрагента или при наличии такого условия в законодательстве организация должна за свой счет изготавливать бумажные копии электронных документов.

Подтверждение: ст. 9 ст. 7 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.

Важно

Скорее всего, унифицированные формы первичных документов не отменят. Это позволит организациям и дальше использовать их в своей деятельности. При этом тем, кому в рамках типовых форм «тесно» получат возможность их усовершенствовать или разработать собственные.

Шок № 2. Из закона о бухучете исчезли сроки представления отчетности (кроме сроков представления в адрес отделений Росстата) (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.).

Это, конечно, не означает, что теперь ее представлять никому кроме собственников и статистиков не надо. Скорее всего, уточнения об этом внесут в другие нормативные акты.

Важно

Что не облегчит жизнь бухгалтерам, которым вместо одного документа, придется изучать и другие.

Дополнили!

У регистров бухучета теперь тоже появятся обязательные реквизиты (ст. 10 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.). В принципе и сейчас бухгалтеры формируют регистры с учетом этих требований — они похожи на обязательные реквизиты первичных документов. Зато теперь все «черным по белому написано» и душа спокойна — все делаем правильно.

Новый закон дополнен правилами составления бухгалтерской отчетности реорганизуемой, ликвидируемой организаций (ст. 16, 17 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.).

Упростили?

Подпись главного бухгалтера на бухгалтерской отчетности теперь не нужна (п. 8 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.).

Нововведение спорное: не каждый руководитель, в штате у которого есть бухгалтерские работники станет один брать на себя такую ответственность. Скорее всего, институт визирования отчетности сохранится.

Совет

Руководствоваться при этом можно будет новым предписанием о том, что каждая организация обязана осуществлять внутренний контроль своей деятельности (ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.).

Построили пирамиду власти!

В новом законе появилась четкая структура нормативных и иных документов, регулирующих бухучет. В обиход вводится понятия федеральных, отраслевых стандартов, стандартов экономических субъектов.

Подтверждение: ст. 21 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.

Для разработки федеральных стандартов (обязательных к применению) и отраслевых стандартов (действующих в рамках определенных видов деятельности) Федеральный закон № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. прочит создание Совета по стандартам бухучета. Обнародована также вся процедура разработки и утверждения федеральных стандартов.

Подтверждение: ст. 25-28 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.

Ближайшая перспектива

С введением со следующего года нового закона о бухучете возникла необходимость изменить действующие правила бухучета.

В ближайших планах Минфина России:

* упростить бухучет для социально ориентированных некоммерческих организаций;
* утвердить новые ПБУ, в частности, «Учет запасов», «Учет вознаграждений работникам», «Учет аренды», «Учет основных средств».

Проекты некоторых документов уже размещены на сайте ведомства.

Что изменилось в бухучете 2013?

Что новый закон о бухучете нам готовит

22  ноября 2011 года Госдумой был принят во втором и третьем чтении законопроект №385329-5 «О бухгалтерском учете». В действие он вступил с 01 января 2013 года и привнес много нового.

Действие изменений в закон “О Бухгалтерском учете” 2013 распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, ЦБ РФ, индивидуальных редпринимателей, частных адвокатов и нотариусов, филиалы и представительства (а так же иные структурные подразделения), находящиеся на территории РФ.

1. Упрощенцы должны вести бухучет

Одно из самых значительных нововведений касается организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения. После вступления в силу нового закона, они будут вести бухгалтерский учет, а также предоставлять отчетность в полном объеме.

Тогда как действующий закон о бухучете позволяет компаниям на УСН отражать лишь основные средства и нематериальные активы. Начиная с 2013 года, у бухгалтеров, работающих в компаниях на «упрощенке», прибавится работы.

В числе прочего, им предстоит заполнять форму баланса, где предусмотрены графы для сведений за два предшествующих года. Получается, что в балансе за 2013 год нужно указать данные за 2011-2012 годы, то есть за период, когда «упрощенцы» еще не вели бухучет.

Означает ли это, что учет придется восстановить? В новом законе на этот счет ничего не сказано, а Минфин пока не дал официальных разъяснений.

Положения нового закона о бухучете распространяются, в том числе, и на индивидуальных предпринимателей.

Но есть одна существенная оговорка: ИП могут не вести бухгалтерский учет, если они отражают доходы (либо доходы и расходы) по нормам налогового законодательства.

Таким образом, от составления балансов освобождены предприниматели, которые применяют общую или упрощенную систему налогообложения, либо перешедшие на уплату единого сельхозналога.

Обратите внимание

А вот предприниматели – «вмененщики» будут делать проводки, составлять регистры и проч. Причина в том, что величина ЕНВД не зависит от выручки, в связи с чем, закон не обязывает налогоплательщиков, применяющих данный спецрежим, учитывать доходы и расходы. Значит, им придется вести бухгалтерский учет на общих основаниях.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 6 нового законопроекта, бухгалтерский учет могут не вести:

1) индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, – в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов ирасходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Специально отмечены организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010г. №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

В соответствии с ст.6 нового ФЗ «О бухучете», такие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.

2. Сдавать отчетность по нормам МСФО

С 2013 года составлять отчетность в соответствии с международными стандартами необходимо будет всем публичным организациям и на русском языке. Предоставлять итоговую документацию за 2012 год уже по стандартам МСФО должны организации, чьи акции обращаются на рынке.

3. Руководитель обязан нанять бухгалтера

В отличие от действующего законодательства, в соответствии п.3 ст.

7 нового Федерального закона, руководитель организации (за исключением кредитной организации) обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Возможность заключения договора по ведению бухгалтерского учета для кредитных организаций не предусмотрена. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

И только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя. Новым федеральным законом введены требования, которым должны будут отвечать главные бухгалтера (или иные должностные лица, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета):

  • ОАО (за исключением кредитных организаций);
  • Страховых организаций;
  • Негосударственных пенсионных фондов;
  • Акционерных инвестиционных фондов;
  • Управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
  • Иных организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
  • Органов управления государственных внебюджетных фондов;
  • Органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Таких требований несколько. В соответствии с п.4 ст.7 нового ФЗ, главный бухгалтер (или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) вышеперечисленных организаций должен:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Этим же требованиям должны соответствовать физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям (п.6 ст.

Важно

7 нового ФЗ). Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком РФ (п.7 ст.7 нового ФЗ). Однако, для главбухов, принятых в штат до 1 января 2013 года, соблюдение данных критериев не обязательно.

Это отдельно прописано в новом законе о бухучете.

4. Как поступать в случае разногласий между директором и главбухом

Законодатели предусмотрели четкий алгоритм действий на случай, если у руководителя и главного бухгалтера разные мнения относительно отражения в учете операций и объектов.

В такой ситуации главный бухгалтер (или иной человек, на которого возложено ведение бухучета) не вправе принять решение самостоятельно.

Вместо этого главбух должен получить письменное распоряжение директора с указаниями, как следует поступить, и действовать строго в соответствии с этой инструкцией.

Если руководитель решит, что ту или иную операцию нужно провести, то главбуху ничего не останется, кроме как сделать проводки. Если же директор распорядится не показывать в учете объект, то бухгалтеру придется отказаться от проводок и т.д. Важно, что вся ответственность за принятое решение и его последствия целиком и полностью ложится на руководителя.

5. Введено понятие “Учетная политика”

Новым ФЗ введено само понятие учетной политики (см. образец). Учетной политикой признается совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета (п.1 ст.8 нового ФЗ).

При формировании учетной политики в отношении конкретных объектов бухучета, организации должны выбрать способ его ведения из способов, допускаемых федеральными стандартами (п.3 ст.8 нового ФЗ). При недостаточности рекомендаций федеральных стандартов организация самостоятельно устанавливает способ ведения бухучета.

При этом необходимо исходить из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (п.4 ст.8 нового ФЗ).

6. Отменены обязательные формы первичных документов

Еще одно очень важное изменение – это отмена обязательного использования унифицированных форм первичной документации. В пункте 2 статьи 9 действующего закона говорится: «первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации». В новом законе подобное правило отсутствует.

Эта поправка, вероятно, отразится не только на бухгалтерском, но и на налоговом учете. На практике, сотрудники ИФНС, как правило, отказываются признать расходы, если первичные документы заполнены на бланке свободной формы.

В качестве примера можно привести появившуюся недавно транспортную накладную, которая, по мнению чиновников, не подходит для подтверждения расходов на доставку. Причина в том, что существует унифицированная форма № 1-Т, и только она годится для признания транспортных затрат.  После вступления в силу нового закона о бухучете, ситуация, похоже, изменится.

Совет

Инспекторы уже не смогут аннулировать расходы по причине «неправильного» бланка первичного документа, ведь само требование об использовании унифицированных форм останется в прошлом.

Что касается перечня обязательных реквизитов «первички», то он сохранится.

В каждом документе по-прежнему должны быть указаны: наименование, дата, название организации или ФИО предпринимателя, величина измерения, количество единиц, должности ответственных лиц и их подписи.

В отличие от действующего ФЗ, в новом отсутствует прямой запрет на внесение исправлений в кассовые и банковские документы, однако есть условие допустимости исправлений:

7. Можно вносить исправления в первичные документы

В первичный учетный документ теперь могут быть внесены исправления (ст. 9 закона № 402-ФЗ). Поправки должны содержать дату корректировки бумаги и подписи должностных лиц, вносивших эти исправления, с их фамилиями и инициалами.

8. Уточнены регистры и объекты бухгалтерского учета

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель организации (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.5 ст.10 нового ФЗ).

Так же как и первичные документы, регистры бухучета могут быть составлены на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Статьей 5 нового закона более подробно, чем сейчас, обозначены объекты бухгалтерского учета. В соответствии с п.2 ст.

1 закона 129-ФЗ, объектами бухгалтерского учета являются:

  • имущество организаций;
  • обязательства;
  • хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Новый закон выделяет следующие объекты бухгалтерского учета:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

9. Отчет о прибылях и убытках переименован

В действующем Законе о бухучете №129-ФЗ отсутствует описание требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности. Эти требования содержатся в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Требования к бухгалтерской отчетности, указанные в новом ФЗ, перекликаются с ПБУ 4/99 и не содержат принципиально новых моментов.

В описании состава бухгалтерской отчетности «отчет о прибылях и убытках» (129-ФЗ) заменен на «отчет о финансовых результатах» (новый ФЗ).

10. Будут разработаны Стандарты бухгалтерского учета

В рамках нового закона будут разработаны стандарты, регламентирующие ведение бухгалтерского учета. Одни стандарты будут федеральными, другие – отраслевыми, и те и другие обязательны для применения.

Федеральные стандарты установят единые для всех отраслей правила, например, план счетов, состав последней и первой отчетности при реорганизации, упрощенные способы бухгалтерского учета и прочее.

Отраслевые стандарты адаптируют общие правила к особенностям отдельных сфер экономической деятельности.

Разрабатывать стандарты будет Минфин России, а также саморегулируемые организации предпринимателей, аудиторов и прочие объединения людей, заинтересованных в развитии бухучета.

Проекты всех федеральных стандартов будут в обязательном порядке опубликованы и открыты для публичного обсуждения. Срок такого обсуждения – не менее трех месяцев с даты опубликования проекта.

Разработчики проекта учтут все замечания, доработают проект, и только после этого стандарт будет принят.

В соответствии со ст. 23 нового ФЗ, на органы государственного регулирования возлагается:

  • утверждение программы разработки федеральных стандартов;
  • утверждение Федеральных и отраслевых стандартов;
  • организация экспертизы проектов стандартов;
  • утверждение требований к оформлению проектов стандартов;
  • участие в разработке международных стандартов;
  • разработка стандартов для организаций государственного сектора;
  • представление РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухучета и бухгалтерской отчетности.

В соответствии со ст.24 нового ФЗ, на субъекты негосударственного регулирования возлагается:

  • Разработка проектов федеральных стандартов, публичное обсуждение и предоставление в федеральный орган;
  • Участие в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
  • Участие в экспертизе проектов стандартов;
  • Обеспечение соответствия проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого он разработан;
  • Разработка и принятие рекомендаций в области бухучета;
  • Разработка предложений по совершенствованию стандартов бухучета;
  • Участие в разработке международных стандартов.

Федеральный закон № 402 – ФЗ: что год текущий нам принес – АркНет

Что новый закон о бухучете нам готовит

Нашумевший Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» исправил существенный недостаток первоначальной редакции ст. 29 закона: новая норма ст.

29 Закона № 402-ФЗ, вступившая в силу 30 июня 2013 года, установила, что в случае смены руководителя организация должна обеспечить передачу документов бухгалтерского учета. В каком порядке – решает сама организация. На практике, как правило, такой вопрос решается или инвентаризацией счетов, имущества и т.д.

или – проведением аудита (внутреннего или внешнего).

Кроме того, все документы бухгалтерского учета, которые прямо или косвенно имеющие отношение к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности и, подлежащие хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления такой отчетности в последний раз, также подлежат передаче при смене руководителя экономического субъекта. И здесь важно, чтобы эти документы оставались в неизменном виде. Именно на разграничение ответственности между прежним и новым руководителем направлена новая норма ст. 29 Закона в силу того, что на руководителя экономического субъекта ч.1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ возложена обязанность по организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухучета.

Обратите внимание

Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ с 1 сентября 2013 года в круг хранимых документов добавлено аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности.

И срок хранения установлен такой же, как и для самой бухгалтерской отчетности, первичных учетных документов и регистров бухучета – не менее пяти лет после отчетного года.

Кроме того, бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение теперь должны одновременно  представляться как в налоговую инспекцию, так и в органы статистики, и публиковаться (ч.10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Закон № 251 –ФЗ значительно расширил случаи, когда организация составляет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Это изменение также действует с 01.09.2013 года. Теперь промежуточную бухгалтерскую отчетность нужно составлять, если обязанность ее представления установлена:

  • законодательством РФ;
  • нормативными актами по бухучету;
  • договорами;
  • учредительными документами;
  • решениями собственников.

Напомним, что до 1 сентября 2013 г. промежуточная отчетность составлялась в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Хотя на практике таких случаев было, безусловно, больше. Например, банки при выдаче кредита, как правило, включают условие о представление промежуточной отчетности в договор. Возникал некоторый правовой вакуум, который теперь устранен.

Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ внес точечные изменения и привел в соответствие терминологию, которая закреплена в новом законе об образовании.

Новшества нового закона о бухгалтерском учете

Что новый закон о бухучете нам готовит

Принят новый закон о бухгалтерском учете. С 1 января 2013 года вступает в силу. Весь 2012 год действует привычный. Но к изменениям, предусмотренным новым законом, лучше привыкать уже сейчас.

Изменения, которые коснутся компаний и самих бухгалтеров уже через год, действительно существенные. Особенно это касается компаний на «упрощенке», которые будут обязаны вести бухучет в полном объеме.

Новым законом в отношении бухгалтерской отчетности запрещено вводить режим коммерческой тайны. До этого такой запрет касался только отдельных категорий компаний. Согласно пункту 11 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», ее не могут составлять сведения, которые

компания обязана раскрывать в соответствии с иными законами. В статье 16 закона № 129-ФЗ сказано, что ряд компаний, например ОАО, обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность. Кроме того, старый закон о бухучете в пункте 4 статьи 10 режим коммерческой тайны распространяет на сведения, составляющие содержание регистров бухучета и внутренней бухгалтерской отчетности.

Новый закон такой прямой нормы не содержит.Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну компании, определяет ее руководитель с учетом требований упомянутого закона № 98-ФЗ . Так что режим коммерческой тайны может быть распространен по приказу директора и на документы, которые вполне попадают под всем привычное определение.

Кроме того, даже если не вводить режим коммерческой тайны для таких документов, обязанности их представления по запросу третьих лиц закон № 402-ФЗ не содержит.Новый закон сильно меняет правила бухгалтерского учета. Чтобы его вести, со следующего года бухгалтерам придется ко многому приспособиться и менять свои профессиональные привычки.

Хотелось бы отдельно сказать по вроде бы незначительному изменению – замене термина «имущество» в новом законе на термин «актив». Разница принципиальная. Когда речь идет об имуществе, то организация рассматривает объекты, которые существуют вне зависимости от самого бухучета. Это объекты сами по себе, с позиции юридических прав собственности. Активы – это элемент признания.

Важно

Автомобиль как имущество существует вне зависимости от того, учтен он где-то или нет. Актив же – это результат работы бухгалтера. Автомобиль можно признать активом, если он приносит экономические выгоды. А если он стоит во дворе со спущенными колесами, то такое имущество собственник может признать разве что обязательством по его утилизации.

Если компания обладает имуществом, совершенно необязательно у нее есть активы. У организации могут быть в этой связи и обязательства, и может вообще не быть объектов, подлежащих признанию в балансе. Кстати, новый закон, в отличие от старого, предъявляет к сотрудникам, ведущим бухгалтерский учет, конкретные требования.

Если компания относится к ОАО, главбух должен иметь высшее профессиональное образование, причем закон не оговаривает, что именно экономическое. Если высшее образование не связано с бухучетом или аудитом, необходим стаж работы по специальности не менее пяти из последних семи лет. Переучиваться тем главным бухгалтерам, которые уже к 1 января 2013 года работают в ОАО, не надо.

Они смогут совершенно на законных основаниях продолжать ведение бухучета. Даже если компания нарушит требования по квалификации главного бухгалтера, ответственности за это закон № 402-ФЗ не содержит.Важным нововведением закона № 402-ФЗ можно назвать то, что с 1 января 2013 года бухотчетность считается составленной только после подписания ее руководителем компании.

Подпись главного бухгалтера не будет необходимой. Однако, на мой взгляд, редкий руководитель согласится подписывать отчетность без визы сотрудника, который эту отчетность составляет. Законодатель подсказал, как подстраховаться. Речь о пункте 2 статьи 19 закона № 402-ФЗ по организации внутреннего контроля составления отчетности.

В добровольном порядке организовать такой внутренний контроль у себя может руководитель любой компании. Выполнять контроль может любой квалифицированный внутренний специалист: финансовый контролер или сам главный бухгалтер.Не менее важное изменение: по правилам составления «первички».

С 2013 года компании сами разрабатывают и утверждают у руководителя формы первичных учетных документов. Формы должны содержать все обязательные реквизиты из пункта 2 статьи 9 нового закона. Либерализация в сфере составления «первички» имеет и большое налоговое значение для компаний. Инспекторы больше не смогут предъявлять претензии к расходам, списанным не по форменным документам.

Единственное, надо учитывать, что по новому закону руководитель компании обязан утверждать формы всех первичных документов независимо от того, какой используется бланк – унифицированный или нет. Понятно, что в целях упрощения своей работы многие компании смогут продолжить использовать в своей работе уже привычные типовые унифицированные формы, завизировав их у директора.ИТОГИ

Совет

С 1 января 2013 года действует новый закон о бухучете. Новшеств немало. Вот некоторые из них: компании будут сами разрабатывать и утверждать формы «первички», в некоторых случаях у главбуха обязательно должно быть профильное высшее образование, компании на упрощенной системе налогообложения будут обязаны вести бухучет в полном объеме

Новый закон о бухучете

Что новый закон о бухучете нам готовит

Виталий Палий: «Сегодня менеджер, который не знает финансов, такой же менеджер, как я, извините, священник церкви в Ковентри»

16 мая был обнародован вариант проекта закона о бухучете, разработанный фондом НСФО под руководством Виталия Палия, д.э.н., профессора, зампредседателя Методологического совета по бухгалтерскому учету Минфина России, члена экспертного совета НСФО.

– Виталий Федорович, зачем понадобилось срочно переделывать закон о бухучете? Чем плох тот, что действует сейчас?

– Он принят почти 10 лет назад. За время, прошедшее с тех пор, страна перешла в другую эпоху. Давайте вспомним, что было в 1996 году, когда принимался нынешний закон о бухучете, и сравним с тем, что есть сейчас. Тогда мы семимильными шагами шли к дефолту 1998 года.

Теперь у нас стабильные экономика, бюджет, законодательство. Тогда было несколько глав Гражданского кодекса, теперь мы имеем полный ГК РФ. Тогда о Налоговом кодексе речи не было, теперь целых две части в наличии. И так далее.

Всякий закон должен соответствовать времени, в котором работает. А значит, закон о бухучете переделывать нужно. Кроме того, сейчас мы подошли к рубежу, когда можно и нужно активно применять международные стандарты.

В действующем законе, равно как и в других правовых актах, о них ни слова. То есть МСФО сейчас фактически находятся вне российского правового поля.

Есть и другие моменты, свидетельствующие о необходимости переделки. Например, вопросы гражданского общества: насколько государство может вмешиваться в бухгалтерский учет, который ведется на частном предприятии? Так сказать, управлять предпринимательской деятельностью? Я предприниматель: что хочу, то и делаю. Учет – мое личное внутреннее дело. Другой вопрос – отчетность.

– Почему «другой»?

– Потому что публичная бухгалтерская отчетность рассчитана на внешних пользователей, и они не могут диктовать составителю отчетности, какую информацию хотят получить.

Поэтому закон и должен стоять на защите этих вот бесправных пользователей, сказать составителю отчетности: ты должен делать то-то и то-то, так-то и так-то. Вообще, закон должен изменить свою сущностную характеристику: не только о бухгалтерском учете, но также, и это главное, о финансовой отчетности.

Именно ее должно регулировать государство. Отчетность – это результат. Главное, чтобы он был правдивым и понятным пользователям. Как этого достичь – второй вопрос.

– Я слышала, что проект, разработанный вами, не единственный…

– Да, есть еще один, разработанный Институтом профессиональных бухгалтеров России. Сейчас имеется две точки зрения о том, каким должен быть новый закон. Фонд НСФО считает, что в нем основное внимание должно быть уделено вопросам регулирования учета и отчетности, а технические и методологические детали должны быть зафиксированы в подзаконных актах.

Обратите внимание

ИПБР рассматривает вопрос более широко. Считает нужным включить туда не только регулирование, но и его предмет: как нужно вести учет, составлять отчетность, какие требования должны предъявляться к главному бухгалтеру и т.п. Эти два проекта рано или поздно встретятся, и нужно будет найти компромисс между ними.

Я этот компромисс вижу, но уверен, что главным вопросом закона должен быть именно вопрос регулирования.

– А что это вдруг сразу две достаточно серьезных организации ринулись писать новый закон? Был заказ из Минфина?

– Причем тут Минфин? Он не обладает законодательной инициативой.

– Но не просто же так вы стали его писать?

– Конечно, нет. Так сложились обстоятельства. Это веление времени. Летом прошлого года Минфин принял среднесрочную концепцию развития учета и отчетности, где роли профессиональной общественности в за

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector