Формальные недостатки при оформлении проверки как повод для отмены решения

Содержание
  1. Судебная практика: отмена решений налоговых органов по формальным основаниям
  2. Плательщик не извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки
  3. Судебные акты в пользу налогоплательщиков
  4. Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд
  5. Налоговые проверки: какие нарушения со стороны проверяющих помогут добиться отмены решения
  6. Безусловные ошибки
  7. Незаконные доказательства
  8. Больше конкретики!
  9. Внимание на сроки
  10. Протокол: используем недостатки
  11. Отмена решения суда
  12. Апелляционная жалоба на решение суда
  13. Что такое апелляционная жалоба на решение суда
  14. Как составляется апелляционная жалоба на решение районного суда
  15. Шапка апелляционной жалобы на решение суда
  16. Содержание описательной части апелляционной жалобы
  17. Требования в апелляционной жалобе
  18. Документы, прилагаемые к апелляционной жалобе на решение
  19. Подача апелляционной жалобы на решение суда по гражданскому делу
  20. Жалоба в апелляционный суд — дополнительные материалы
  21. Образец апелляционной жалобы
  22. Апелляционная жалоба на решение суда
  23. Частые вопросы по составлению апелляционной жалобы

Судебная практика: отмена решений налоговых органов по формальным основаниям

Формальные недостатки при оформлении проверки как повод для отмены решения

Несоблюдение должностными лицами налоговой инспекции существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки – самостоятельное и безусловное основание для отмены решения, вынесенного по итогам такого рассмотрения. Данное правило закреплено в п. 14 ст. 101 и п. 12 ст. 101.4 НК РФ.

На основании этих норм вышестоящий налоговый орган или суд могут признать ненормативный правовой акт инспекции недействительным. Причем если будет установлено, что процедурные нарушения со стороны контролеров носят существенный характер, рассматривать налоговый спор по существу не требуется (п.

73 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Как в последнее время судебные органы рассматривали споры, в которых налогоплательщики заявляли о нарушении своих прав на стадии рассмотрения материалов проверок и вынесения решений по ним? Какие процедурные нарушения арбитры признают существенными, а какие нет? Ответы на эти вопросы вы узнаете из обзора судебной практики.

Плательщик не извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки

Пожалуй, это самая распространенная причина отмены судьями решений налоговиков по формальным основаниям. Порой арбитров не могут убедить никакие доводы инспекторов, которые всеми возможными и невозможными способами пытались рассмотреть материалы контрольных мероприятий в присутствии представителей проверяемого лица.

Судебные акты в пользу налогоплательщиков

В качестве примера приведем Постановление ФАС ДВО от 11.03.2014 № Ф03-557/2014.

Налоговая инспекция после окончания выездной проверки на протяжении трех месяцев предпринимала попытки уведомить организацию о времени и месте рассмотрения итогов контрольных мероприятий.

Ситуация осложнялась тем, что место нахождения органов управления общества, являющееся его юридическим адресом, было значительно удалено (свыше 500 км) от расположения инспекции.

Кроме того, почтовый адрес организации не совпадал с юридическим.

Первоначально рассмотрение результатов проверки было назначено налоговым органом на 20.09.2012. Соответствующее извещение за месяц до указанной даты проверяющие направили по юридическому и почтовому адресам организации.

Обратите внимание

Впоследствии рассмотрение переносилось трижды, поскольку на очередную назначенную дату инспекция не располагала сведениями о вручении налогоплательщику заказных писем (вся корреспонденция была получена, но с опозданием).

Проверяющие неоднократно пытались вручить представителям общества (правда, безуспешно) извещения о времени рассмотрения материалов проверки, выезжая по юридическому и почтовому адресам. По этим же адресам направлялись телеграммы.

Статьи 101 и 101.4 НК РФ не содержат оговорок о необходимости извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату под расписку.

В связи с этим названное извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом, например путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передачи в электронном виде по ТКС (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд

Формальные недостатки при оформлении проверки как повод для отмены решения

УТВЕРЖДЕН Президиумом Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

29 апреля 2011 года

ОБЗОР
судебной практики по вопросам, возникающим в связи с нарушениями,
допущенными налоговыми органами при рассмотрении материалов налоговой проверки,
и их влияние на признание недействительными решений налогового органа

В соответствии с планом работы Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда на второе полугодие 2010 года проанализирована практика рассмотрения вопросов, возникающих в связи с нарушениями, допущенными налоговыми органами при рассмотрении материалов налоговой проверки и их влияние на признание недействительными решений налогового органа за период с 01 января 2009 года по 21 декабря  2010 года.

За указанный период Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом рассмотрено 2583 дел, связанных с применением налогового законодательства, что составляет 12 % от общего количества рассмотренных дел (21 390).

 Из них по 2396 делам обжаловался ненормативный правовой акт, вынесенный налоговым органом, в том числе в 1123 делах (5,2 % от рассмотренных) в качестве основания для признания недействительным ненормативного правового акта налогового органа заявитель указывал на нарушения, допущенные налоговыми органами при рассмотрении материалов налоговой проверки.

По 1023 делам суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции по результатам оценки допущенных налоговым органом нарушений.

В кассационном порядке обжаловано 1106 судебных актов апелляционной инстанции, что составляет 98,5 % от общего количества рассмотренных дел данной категории споров.

Анализ судебных актов, принятых по результатам оценки нарушений, допущенных  налоговыми органами при рассмотрении материалов налоговой проверки показал, что при рассмотрении дел за указанный период сложилась следующая практика. 

Закон (п. 14 ст.

101 НК РФ) выделяет два существенных нарушения условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые являются безусловным основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения- обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя; – обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Важно

Кроме того, основанием для отмены решения налогового органа могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Правда, только если такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Однако, сам факт подобных нарушений еще не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.

Суд в каждом конкретном случае, руководствуясь п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, должен оценить характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность решения, вынесенного налоговым органом. 

1. Нарушение прав налогоплательщика при подготовке к рассмотрению материалов проверки.

1) Налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ обязан сообщить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Общество с ограниченной ответственностью «КОМБАТ» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2009г. заявление ООО «КОМБАТ» удовлетворено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2009 года решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09 марта 2010 года судебные акты оставлены без изменения.

При рассмотрении настоящего дела суды трех инстанций исходили, в том числе из того, что  отсутствуют доказательства надлежащего извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, что является нарушением требований статьи 101 НК РФ.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя является основанием для признания решения инспекции незаконным.

Совет

Выводы судов трех инстанций соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2008 № 12566/07. (дела № А65-21953/2009, А65-26274/2009, А55-34988/2009, А55-3357/2009).

2) При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган должен составить акт, справку и вручить налогоплательщику для подготовки письменных возражений.

Общество с ограниченной ответственностью «Крокус» обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2009 года заявление удовлетворено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2009 года решение оставлено без изменения

В кассационном порядке судебные акты не обжалованы.

При рассмотрении настоящего дела суды обеих инстанций исходили из того, что налоговым органом нарушена установленная ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации процедуры вынесения оспариваемого решения, поскольку результаты дополнительных мероприятий налогового контроляне направлялись налогоплательщику.(Дела № А55-3357/2009, № А55-892/2010, А72-17791/2009, А65-4976/2010, А55-892/2010)

По делу № а72-8248/2009 ФАС Поволжского округа установил, что по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не был составлен и вручен налогоплательщику для подготовки письменных возражений соответствующий акт. Судом сделан вывод о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ.

Налоговые проверки: какие нарушения со стороны проверяющих помогут добиться отмены решения

Формальные недостатки при оформлении проверки как повод для отмены решения

Все процедурные ошибки, допускаемые проверяющими при проведение проверки, можно разделить на две большие группы. В первую группу войдут грубые, существенные нарушения, которые безусловно влекут отмену решений, принятых по результатам проверки.

Во вторую группу попадут нарушения, которые хотя и не влекут безусловной отмены результатов проверки, но, по мнению судов, решение, принятое с такими нарушениями, также в большинстве случаев является незаконным.

Безусловные ошибки

Начнем с первой группы. В ней всего два нарушения, запомнить которые достаточно просто.

Итак, решение считается незаконным, если: 1) проверяющие нарушили право организации на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки; 2) если инспекторы не обеспечили возможность организации предоставлять свои объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Остановимся на этих нарушениях чуть подробнее.

Нарушение права на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки обычно выражается в том, что инспекция не извещает налогоплательщика о дате и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, или извещает, но с нарушением срока.

Обратите внимание

Чаще всего это происходит в тех случаях, когда инспекторы отправляют уведомление о вызове для рассмотрения материалов проверки на юридический адрес налогоплательщика и на этом успокаиваются. От таких действий налоговиков застрахованы лишь те налогоплательщики, которые сдают отчетность через интернет, например, через систему «Контур-Экстерн».

Им налоговики обязаны выслать уведомление через систему для отправки отчетности (см. «Налогоплательщики уже могут получать в электронном виде требование об уплате налога и 15 других документов»).

Однако анализ судебной практики показывает, что факта отправки уведомления может оказаться недостаточно.

Так, суды указывают: инспекция к моменту рассмотрения материалов проверки должна иметь доказательства не только того, что уведомление налогоплательщику направлялось, но и того, что он его получил (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.04.

12 № Ф03-1466/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.02.12 № А19-6680/10, ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.11 № А29-2860/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.12.11 № А27-3712/2011).

Соответственно, если налоговики не имеют доказательств того, что налогоплательщик получил уведомление, то решение по проверке, принятое без участия налогоплательщика, признается незаконным (постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 391/09).

Нарушение права налогоплательщика на представление своих объяснений на практике чаще всего выражается в том, что инспекция не сообщает проверяемой организации ту или иную информацию. В результате налогоплательщик лишается возможности дать свои объяснения по таким «скрытым» фактам.

Суды подобное сокрытие информации не одобряют, признавая принятые в таких условиях решения незаконными (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.11 № 15726/10 и постановление ФАС Московского округа от 27.02.12 № А40-22857/11-75-98).

Незаконные доказательства

Перейдем теперь к группе нарушений, которые не приводят к безусловной отмене решения, но при этом в большинстве случаев позволяют на нее рассчитывать. И первой в этом списке рассмотрим ситуацию, когда свои выводы по итогам проверки инспекторы обосновывают ссылками на доказательства, добытые с нарушением налогового законодательства.

В качестве примера таких ситуаций можно привести проведение допросов или опросов без предупреждения о праве не свидетельствовать против себя самого, предусмотренном статьей 51 Конституции РФ, или проведение осмотров, выемок и т п. без понятых.

Если налогоплательщик обращает внимание суда на подобные нарушения, суд с большей долей вероятности признает решения, основанные на таких доказательствах, незаконными (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 03.08.

Важно

07 № А14-13603-206/467/24, ФАС Северо-Западного округа от 26.07.07 № А21-409/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.06 № Ф04-2374/2006(20768-А46-23). Правда, тут надо учитывать, что решение инспекции останется в силе, если помимо незаконного доказательства были и другие.

То есть факты нарушений подтверждаются иными документами, которые были получены без нарушения закона.

Больше конкретики!

Еще одну разновидность нарушений составляют оплошности, которые инспекторы допускают при составлении акта или решения по результатам проверки. Так, зачастую налоговики не утруждают себя детализаций тех обвинений, которые они предъявляют налогоплательщику.

Очень часто в актах и решениях обозначаются нарушения, однако никаких подтверждающих документов под эти нарушения не «подводится». А ведь суды исходят из того, что под каждое нарушение инспекторы должны «подложить» подтверждающие его документы.

Причем, не просто обозначить эти документы в акте и решении, но и передать их копии налогоплательщику вместе с актом (постановления ФАС Поволжского округа от 01.02.11 № А65-2850/2010, ФАС Центрального округа от 18.04.12 № А54-2296/2011 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.02.

12 № А10-1351/2011 и от 18.01.12 № А78-2831/2011).

Еще одной разновидностью этого нарушения является указание в актах и решениях по результатам проверки слишком общих ссылок на документы, подтверждающие, по мнению инспекторов, факт нарушения. Особенно часто инспекторы грешат этим при проставлении ссылок на Налоговый кодекс, указывая лишь номер статьи без конкретизации по пункту и подпункту.

Особенно критично такое нарушение при указании статей Налогового кодекса, предусматривающих ответственность. Ведь большинство таких статей содержат несколько пунктов, каждый из которых описывает самостоятельный состав нарушения.

Поэтому указывая в решении лишь номер статьи, инспекция не выполняет требования пункта 8 статьи 101 НК РФ, согласно которым в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна быть указана конкретная норма, предусматривающая данное правонарушение.

И, по мнению судов, такая оплошность вовсе не мелочь, а полноценный повод для отмены принятого решения (см., в частности, постановления ФАС Уральского округа от 22.07.10 № Ф09-5618/10-С3, ФАС Поволжского округа от 13.07.10 № А65-29725/2009).

Внимание на сроки

Наконец, еще одна разновидность нарушений, допускаемых контролерами, связана со сроками проведения проверок. Налоговый кодекс устанавливает четкие сроки для проведения контрольных мероприятий. Налогоплательщику очень полезно знать эти сроки и следить, чтобы их соблюдали проверяющие.

В тех случаях, когда выявляется факт затягивания проверки, у налогоплательщика появляется шанс оспорить ее результаты. При этом в качестве основания для оспаривания можно использовать позицию Высшего арбитражного суда, выраженную им еще в 2008 году в постановлении от 18.03.

08 № 13084/07. В нем судьи указали, что длительный срок проведения проверки свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Совет

Аналогичным подходом можно пользоваться и при камеральных проверках, обжалуя ее результаты на том основании, что удлинение проверки является избыточной мерой налогового контроля и также носит дискриминационный характер.

Протокол: используем недостатки

Формальные недостатки при оформлении проверки как повод для отмены решения

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд (ч. 6 ст. 210 АПК РФ) проверяет:

•             законность и обоснованность решения;

•             соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности;

•             не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности;

•             иные обстоятельства, имеющие значение для дела, — и устанавливает:

•             наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение;

•             имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.

Причём основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении может стать существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

Что подразумевается под «существенным характером процессуальных нарушений»?

Это разъяснено в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04 № 10: существенный характер определяется исходя из последствий, вызванных нарушением, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Как правило, существенными считаются такие процедурные нарушения, как составление протокола в отсутствие представителя компании или без надлежащего уведомления о времени и месте его составления.

Это и понятно: такие нарушения лишают потенциального правонарушителя возможности реализовать свои права, предоставленные статьёй 25.1 КоАП, в частности:

•             возражать и давать объяснения по поводу вменяемого правонарушения;

•             представлять доказательства;

•             заявлять ходатайства и отводы;

•             пользоваться юридической помощью и т. д.

Также причиной для отмены постановления могут стать недостатки протокола, а также расхождения между сведениями протокола и постановления.

Так, существенным нарушением является составление протокола в отсутствие представителя компании,

Обратите внимание

в том числе если к участию в составлении протокола не был допущен представитель с надлежаще оформленной доверенностью.

Закон даёт право участвовать в деле об административном правонарушении как законному представителю лица, в отношении которого ведётся производство об административном правонарушении (далее — проверяемое лицо) (учредителю, директору), так и представителю по доверенности, который пользуется такими же правами, как и законный представитель (ст. 25.5 КоАП РФ).

Часто представителям отказывают в участии в процедуре составления протокола, например, из-за того, что в доверенности не указано, в каком конкретно деле может участвовать представитель. Суды, как правило, признают такие отказы недопустимыми.

Сам же отказ является существенным нарушением, поскольку протокол — это основное доказательство по делу, и недопущение представителя к участию в процедуре его составления означает лишение на-логоплательщика возможности реализовать свои права, предоставленные статьёй 25.1 КоАП РФ.

Закон чётко оговаривает, когда протокол может быть составлен при отсутствии представителя.

Дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по данному делу, если:

•             от этого лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо

•             ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

Таким образом, если уполномоченный орган получил от законного представителя компании ходатайство об отложении составления протокола, в котором указана причина, по которой он не может явиться во время, указанное в уведомлении административного органа, то уполномоченный орган обязан:

•             рассмотреть ходатайство на предмет обоснованности;

•             принять мотивированное определение о его удовлетворении либо об оставлении без удовлетворения.

Если ходатайство просто проигнорировали и протокол составлен в отсутствие законного представителя компании, то это повлечёт за собой отмену постановления о привлечении к административной ответственности (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.11 № 2297/11).

Важно

Следующее в рейтинге распространённых нарушений — неуведомление о дате, времени и месте составления протокола или же ненадлежащее уведомление.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ). В отсутствие лица дело может быть рассмотрено в крайне редких случаях, чётко оговорённых в законе, — например, если имеются данные о надлежащем извещении данного лица о месте и времени рассмотрения дела.

Неуведомление о времени и месте рассмотрения дела — это существенное нарушение права привлекаемого лица на защиту.

Нарушением является составление протокола об административном правонарушении ранее даты, указанной в направленном извещении.

Уведомление считается ненадлежащим, если лицо получило его слишком поздно и не смогло своевременно явиться для участия в составлении протокола.

К примеру, получение уведомления непосредственно в день составления протокола — это существенное нарушение права проверяемого на защиту. Или за день, если лицо находится в другом городе и за один день обеспечить явку представителя не представляется возможным.

Несмотря на то что КоАП не оговаривает, каким образом должно быть направлено извещение, суды не принимают в качестве доказательства отправки уведомлений факсовые отчёты, если из них нельзя установить, кто принял факс и кому этот факс принадлежит. Если из отчёта можно установить эти сведения, то суд сочтёт его надлежащим уведомлением (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.06.09 по делу № А21-2449/2008).

Уведомление считается направленным, если извещение направлено по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Если уведомление было отправлено по другому адресу или в адресе допущена ошибка, по причине чего уведомление не было доставлено, то проверяемое лицо не считается надлежащим образом уведомленным.

Совет

Проверяемое лицо также не считается уведомленным, если уведомление получено неуполномоченным лицом. Уполномоченный орган обязан уведомлять законного представителя компании, т. е. руководителя или иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).

Не является законным представителем лицо, действующее на основании доверенности, но многие суды считают уведомление такого представителя надлежащим уведомлением, если получение корреспонденции было оговорено в доверенности.

Не считается надлежащим уведомлением получение извещения сотрудниками, у которых нет такой доверенности.

Не следует оставлять без внимания недостатки, допущенные при составлении протокола. Например, составление протокола неуполномоченным лицом.

Протокол, составленный неуполномоченным лицом (например, к компетенции которого не относится составление протокола именно на этой территории), должен быть отменён даже в том случае, если постановление о привлечении к административной ответственности составило уполномоченное лицо (постановление Президиума ВАС РФ от07.06.11 № 901/11)

Протокол считается составленным с нарушениями, если в нём неверно указаны наименование и адрес проверяемого лица.

В протоколе должны указываться сведения об участнике административного производства (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), и отсутствие этих данных является существенным недостатком (п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.05 № 5).

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).

Обратите внимание

Поэтому наличие в протоколе неправильных наименования и адреса (то есть отличных от содержащихся в ЕГРЮЛ) может стать причиной отмены постановления о привлечении к административной ответственности.

Бесспорным основанием для отмены как протокола, так и постановления является отсутствие в этих документах конкретной статьи КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за выявленное нарушение (ч. 2 ст. 28.2, п. 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Неуказание статьи или конкретной части статьи КоАП РФ является существенным нарушением.

Наконец, расхождения между протоколом и постановлением. Если в протоколе и в постановлении выявлены расхождения в описании правонарушения, то это может привести к тому, что событие административного правонарушения может быть признано неустановленным. Не меняет дела исправление данных ошибок и ссылки на то, что это не более чем опечатки.

Кроме того, орган, вынесший постановление, не вправе исправлять опечатки после признания постановления незаконным.

КоАП РФ не наделяет административные органы правом исправлять опечатки в постановлении по делу об административном правонарушении после признания его незаконным и отмены в установленном порядке (упомянутое постановление Президиума ВАС РФ № 901/11).

ВАЖНО:

Факт совершения административного правонарушения не вызывает сомнений? Ещё не всё потеряно. Можно попытаться оспорить постановление о привлечении к административной ответственности, используя нарушения при составлении протокола.

Неуведомление о времени и месте рассмотрения дела — это существенное нарушение права привлекаемого лица на защиту.

Наличие в протоколе неправильных наименования и адреса (то есть отличных от содержащихся в ЕГРЮЛ) может стать причиной отмены постановления о привлечении к административной ответственности.

Евгений КОРМАКОВ, адвокат

Отмена решения суда

Формальные недостатки при оформлении проверки как повод для отмены решения

Решение суда — обязательный для исполнения акт. Чтобы добиться его отмены, одного желания и/или несогласия с ним недостаточно. Исполнение отмены решения суда возлагается на вышестоящие судебные инстанции.

При этом закон определяет четкие основания для отмены и процессуальные ограничения. Отмена решения суда возможна в процессе апелляционного, кассационного или надзорного производства.

При этом отмена в надзорном и в кассационном порядке возможна лишь при наличии нарушений, выявленных в деле в ходе рассмотрения жалобы.

Отмена решения суда в апелляционном порядке.

Важно

Чтобы отменить решение суда первой инстанции, например, районного суда, следует подать апелляционную жалобу. Требования к ее содержанию указанны в статье 321 и 322 ГПК РФ. В жалобе нужно акцентировать внимание на наличие веских оснований для отмены решения, изложенных в статье 330 ГПК РФ.

В ней определено, что безусловной причиной является рассмотрение дела в незаконном судебном составе, отсутствие на слушаниях заинтересованных участников дела, которых не известили заранее о месте и времени слушания.

Иными формальными причинами для отмены решения суда считаются:

  • нарушение правил о языке, на котором ведется производство дела;
  • не ведение протокола судебного заседания;
  • нарушение тайны судебного следствия;
  • принятие решения в отношении лиц, не проходящих как участники дела.

Отменяется решение, не подписанное судьей или подписанное судьей, который не входил в состав суда, рассматривавшего дело.

Формальными основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются:

  • неправильное определение значимых обстоятельств;
  • недоказанность значимых обстоятельств;
  • несоответствие выводов суда обстоятельствам дела;
  • нарушение или неправильное применение норм права.

Отмена решения суда в кассационном порядке.

Особенностью отмены данного типа решений состоит в том, что после вступления решения суда в силу, его можно отменить, подав кассационную жалобу. Порядок производства изложены в главе 41 ГПК РФ.

Основания для исправления или отмены решения суда в кассационном порядке описаны в статье 387 ГПК РФ.

Таковыми могут стать нарушения норм гражданского права, повлиявшие на решение суда, без устранения которых неосуществимо восстановление или защита прав, свобод, интересов граждан и/или публичных интересов.

Отмена решения суда в надзорном порядке

Если дело стало предметом рассмотрения в апелляционном суде, решение может быть обжаловано в порядке надзора. Организация производства в суде надзорной инстанции изложен в главе 41.1 Гражданско-процессуального кодекса.

В соответствие с ее положениями, ходатайство об отмене решения суда подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. Президиум ВС имеет право пересмотреть постановления, в том числе и отменить их.

Основания для этого изложены в статье 391.9:

  • нарушения прав и свобод, гарантированных Конституцией, принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;
  • нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц и иных публичных интересов;
  • нарушения единообразия в толковании и применении норм права.

Апелляционная жалоба на решение суда

Формальные недостатки при оформлении проверки как повод для отмены решения

Апелляционная жалоба на решение суда — скачать образец 

Апелляционная жалоба на решение суда по гражданскому делу, с учетом последних изменений законодательства. Узнайте правила подачи апелляционной жалобы, скачайте образец жалобы, ознакомьтесь с примером апелляционной жалобы, задайте вопросы по ее оформлению юристам.

Что такое апелляционная жалоба на решение суда

Апелляционная жалоба — это жалоба на не вступившее в законную силу решение суда.

Апелляционная жалоба подается при несогласии с решением суда. Может быть подана на решения любых судов, рассмотренных по первой инстанции. Такая жалоба может быть подана на решения мировых судей, районных и городских судов, областных, краевых и республиканских судов, а также на решения Верховного Суда РФ.

Подать апелляционную жалобу могут лица, участвовавшие в рассмотрении гражданского дела. Остальные граждане могут подать жалобу только в случае, если решение будет влиять на их права и обязанности, этот факт они должны будут подробно обосновать в тексте жалобы (статья 320 ГПК РФ)

Апелляционная жалоба рассматривается вышестоящей инстанцией — судом апелляционной инстанции. Перечень судов апелляционной инстанции приведен в статье 320.1 ГПК РФ.

Совет

По результатам рассмотрения жалобы решение может быть отменено, изменено или оставлено без изменения. Результат рассмотрения жалобы оформляется апелляционным определением.

Вынесение апелляционного определения означает вступление в законную силу решения суда.

Решение районного суда может быть обжаловано в вышестоящий суд в течении 1 месяца со дня его принятия. Срок начинает течь с момента изготовления мотивированного решения.

Обычно в судебном заседании судья объявляет только резолютивную часть решения, откладывая составление полного решения на срок до 5 дней. О дате изготовления решения в окончательной форме судья объявляет при оглашении решения в конце судебного заседания.

Если этого не сделано, нужно уточнить дату изготовления мотивированного решения в суде при получении копии решения.

Обратите внимание!

Заявление о составлении мотивированного решения суда

Как составляется апелляционная жалоба на решение районного суда

Апелляционная жалоба составляется после получения и изучения мотивированного решения суда. Это позволит понять логику суда при вынесении решения, оценить его доводы и подвергнуть критике установленные судом обстоятельства. Без мотивированного решения апелляционная жалоба будет поверхностной и бессодержательной.

Иногда, если суд задерживает изготовление мотивированного решения, составляется краткая апелляционная жалоба, которая формально должна учитывать все требования, предъявляемые к апелляционной жалобе, но может содержать не полное обоснование позиции заявителя. Такая жалоба составляется для того, чтобы не пропустить срок обжалования. Потом можно будет составить дополнительную апелляционную жалобу, уже с полным обоснованием позиции заявителя жалобы.

Содержание апелляционной жалобы должно соответствовать требованиям статьи 322 ГПК РФ.

Шапка апелляционной жалобы на решение суда

В апелляционной жалобе обязательно указывается наименование суда, куда она подается. Наименование суда для обжалования обычно указывается в конце решения суда, в таком виде: «Решение суда может быть обжаловано в течение 1 месяца в ….. суд». Если это наименование не указано, то его всегда можно найти самому.

 Так решения районных и городских судов обжалуются в областные, краевые, республиканские суды. Например, в Московской области апелляционные жалобы подаются в Московский областной суд, в Краснодарском крае — в Краснодарский краевой суд, а в Татарстане — в Верховный Суд Республики Татарстан.

В Санкт-Петербурге и Москве апелляционные жалобы на решения районных судов подаются в Санкт-Петербургский или Московский городской суд, соответственно.

Обратите внимание

В апелляционной жалобе указываются полные данные заявителя, ее подающего. Это фамилия, имя и отчество без сокращений, звучащие, как указано в паспорте. Это адрес места жительства или места нахождения заявителя, по этому адресу суд будет направлять извещение о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции.

В жалобе должно быть указано ее наименование — Апелляционная жалоба на решение суда, чтобы у суда не было оснований принять ее за другой документ. Должно быть указано решение суда, которое обжалуется.

Наименование решения суда должно содержать дату вынесения решения, наименование суда, его вынесшего, данные истца и ответчика и суть требований истца. Наименование решения обычно пишется в установочной части решения до слов: «Установил». Например, решение Тверского районного суда г. Москвы от 17.06.

2016 года по гражданскому делу по иску Иванова Ивана Ивановича к Петрову Петру Петровичу о взыскании долга по договору займа.

Содержание описательной части апелляционной жалобы

В описательной части апелляционной жалобы необходимо привести основания по которым заявитель не согласен с выводами суда и считают выводы суда неверными.

При составлении описательной части можно просто описать, почему решение суда кажется заявителю незаконным и подлежащим изменению или отмене. Но лучше взять за основу основания для отмены решения, перечисленные в статье 330 ГПК РФ.  Найдя подходящие основания для отмены, можно наполнить их содержанием, с учетом конкретных обстоятельств по гражданскому делу.

Не стоит в апелляционной жалобе заново приводить решение суда. Оно уже есть в деле, с ним обязательно ознакомятся судьи в апелляции, приведение выдержек и цитат из решения просто загромоздят текст жалобы и сделает ее трудной для понимания.

Старайтесь описательную часть сделать краткой, по сути, чтобы было понятно на какие моменты суду второй инстанции стоит обратит внимание, с чем конкретно не согласен заявитель.

Из практики юристов хорошим содержанием апелляционной жалобы будет текст не больше 3 страниц печатного текста.

Требования в апелляционной жалобе

После оснований для отмены в тексте апелляционной жалобе должны быть приведены требования, которые заявляет податель этой жалобы. Требования не могут быть произвольными. они должны соответствовать полномочиям суда апелляционной инстанции (статья 328 ГПК РФ). Лучше свои требования привести полностью идентичными тем. которые указаны в законе.

Так в апелляционной жалобе можно заявить следующие требования:

  • отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение;
  • отменить решение суда первой инстанции в части и принять по делу новое решение;
  • изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;
  • отменить решение суда первой инстанции полностью и прекратить производство по делу;
  • отменить решение суда первой инстанции в части и прекратить производство по делу части;
  • отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и оставить заявление без рассмотрения полностью или в части.

Когда требуется частичная отмена или изменение решения суда, в апелляционной жалобе указывается в какой именно части заявитель просит отменить или изменить решение суда. 

Приведенные требования соответствуют полномочиям суда второй инстанции, другие требования заявлять нельзя, это будет противоречить требованиям процессуального закона и они не могут быть рассмотрены судом апелляционной инстанции.

Требования в апелляционной жалобе указываются после слов: «Прошу». Лучше если несколько требований будет пронумеровано и разделено между собой. если по делу требуется новое решение, то в требованиях заявитель должен указать, как оно должно звучать. Например: «Вынести по делу новое решение, в котором в исковых требованиях истца отказать полностью».

Документы, прилагаемые к апелляционной жалобе на решение

После требований подателя жалобы необходимо перечислить все документы, прилагаемые к апелляционной жалобе, обязательно необходимо приложить копии жалобы. Копии прилагаются по числу лиц, участвующих в деле.  

Также к апелляционной жалобе прилагается квитанция об оплате госпошлины. если заявитель не освобожден от оплаты. 

актуальный размер оплаты госпошлины на сегодняшний день:

госпошлина в суд

Другие документы, как правило, к апелляционной жалобе не прилагаются, поскольку они уже есть в материалах гражданского дела.

Если есть необходимость приложить дополнительные доказательства, которые не были представлены в дело или были представлены, но отклонены судом первой инстанции, обязательно составляется ходатайство о дополнительных доказательствах.

Важно

Такое ходатайство можно привести в тексте жалобы или оформить отдельным документом (тогда укажите это ходатайство, как приложение к жалобе).

В конце апелляционной жалобе заявитель должен поставить свою подпись и дату составления апелляционной жалобы. Дата составления не обязательно должна совпадать с датой подачи.

Подача апелляционной жалобы на решение суда по гражданскому делу

Апелляционная жалоба на решение суда подается через тот же суд, который  рассмотрел гражданское дело.

Именно судья этого суда решает вопрос о возможности принятия жалобы, выполняет действия, предусмотренные статьей 325 ГПК РФ, после чего направляет жалобу вместе с гражданским делом в суд апелляционной инстанции.

Если жалоба была направлена в апелляционный суд, она все равно будет возвращена в суд рассмотревший гражданское дело для решения вопроса о ее принятии.

Срок подачи апелляционной жалобы, как уже отмечалось, составляет 1 месяц с момента изготовления мотивированного решения суда. Пропущенный срок обжалования может быть восстановлен по ходатайству заявителя, которое подается одновременно с жалобой.

После подачи апелляционной жалобы нужно дождаться ее принятия. Если жалоба принята, заявитель получит уведомление о назначении дела в апелляционной инстанции.

При оставлении жалобы без движения, нужно исправлять ее недостатки. А если жалоба возвращена, нужно смотреть основания возврата и либо восстанавливать срок, либо подавать ее в другой орган.

не исключено обжалование определения суда о возврате жалобы.

Жалоба в апелляционный суд — дополнительные материалы

Кроме самой жалобы и знаний по ее составлению и подаче, заявителю потребуется дополнительные сведения по рассмотрению жалобы в суде апелляционной инстанции, порядке обжалования действий суда связанных с принятием и рассмотрением апелляционной жалобы на решение суда по гражданскому делу. Следует обратить внимание на специфику подачи апелляционной жалобы мировым судьям.

Подробнее про обжалование: Апелляционное обжалование.Рассмотрение апелляционных жалоб: Порядок апелляционного обжалования.

Образец апелляционной жалобы

Скачайте образец апелляционной жалобы. Заполните его, учитывая свою ситуацию. Необходимо строго соблюдать требования по содержанию жалобы, прилагаемым документам и срокам подачи.

В __________________________________

(наименование суда 2 инстанции)

От: _________________________________

(ФИО полностью, адрес)

Апелляционная жалоба на решение суда

«___»_________ ____ г. судом было вынесено решение по гражданскому делу по иску _________ (ФИО истца) к _________ (ФИО ответчика) о _________ (указать сущность исковых требований).

Решением суда _________ (указать, как было разрешено дело по существу).

Считаю, что судом принято незаконное решение по следующим основаниям _________ (указать, с чем заявитель не согласен в решении, почему решение суда является незаконным, какие законы применены судом при разрешении дела неправильно, какие обстоятельства не выяснены, какие доказательства судом не исследованы).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 320—322, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

  • Отменить решение _________ (наименование суда) от «___»_________ ____ г. по гражданскому делу по иску _________ (ФИО истца) к _________ (ФИО ответчика) о _________ (сущность исковых требований).
  • Принять новое решение по делу, которым _________ (указать, как должно быть разрешено дело в апелляционной инстанции).
  • Ходатайство:

    Прошу при рассмотрении апелляционной жалобы принять дополнительные доказательства по делу _________ (привести перечень дополнительных доказательств), которые подтвердят следующие обстоятельства _________ (указать юридически значимые обстоятельства по делу, которые могут быть подтверждены представленными доказательствами). Я не имел возможности ранее представить перечисленные доказательства по следующим причинам _________ (указать  причины, которые мешали представить дополнительные доказательств в суд первой инстанции).

    Перечень прилагаемых к апелляционной жалобе документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  • Копия апелляционной жалобы
  • Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
  • Дополнительные доказательства
  • Дата подачи жалобы «___»_________ ____ г.                  Подпись заявителя _______

    Скачать образец: 

      Апелляционная жалоба на решение суда

    Скачать пример апелляционной жалобы: 

      Апелляционная жалоба

    Частые вопросы по составлению апелляционной жалобы

    На скольких страницах должна быть составлена апелляция?

    Размер апелляционной жалобы ничем не ограничен. Вы можете написать ее на одной странице или на нескольких. Однако посоветую Вам писать ее сжато и по существу. Чтение большого количества текста затрудняет его понимание.

    Заявление о сроке исковой давности допустимо только в суде первой инстанции? можно ли заявить об этом в апелляционной жалобе?

    Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. В апелляционной инстанции это заявление может быть рассмотрено только в случае отмены решения суда. поэтому, если есть другие основания для отмены, например, не извещение о времени и месте рассмотрения дела, можно заявить о пропуске срока и в апелляционной жалобе

    Совет

    Апелляционный суд полностью отменил решение суда первой инстанции по гражданскому делу, так как была нарушена ст. 113 ГПК, при этом вынесенное новое решение полностью повторяет отмененное решение первой инстанции. Какие нормы закона нарушил суд, на которые опираться обращении в кассационную инстанцию?

    Апелляционный суд может вынести решение, аналогичное тому, которое принял суд первой инстанции, если единственным нарушением является ненадлежащее извещение лиц, участвующих в деле, а по сути решение суда верное и материальный закон применен верно.

    Мне непонятно, почему я должен жалобу писать через районный суд? То есть я должен в шапке опять писать этот же суд? Или же еще и адрес вышестоящего суда?

    Апелляционная жалоба адресуется в вышестоящий суд, его и указывают в шапке жалобы, в том числе и адрес. Жалоба физически подается в тот суд, который вынес решение.

    Нужно ли к апелляционной жалобе по гражданскому делу вновь прилагать копии документов, в деле уже имеющихся? Или достаточно только копии новых документов?

    В суд апелляционной инстанции вместе с жалобой направляется гражданское дело. Суд второй инстанции будет исследовать все материалы дела, поэтому прикладывать документы, которые уже есть в деле, не нужно. Новые доказательства можно приложить к апелляционной жалобе только в том случае, если в жалобе обоснована невозможность их представления в суд первой инстанции.

    Можно ли заявить о допросе свидетелей в апелляции?

    Вопрос по допросу свидетелей решается аналогично вопросы о представлении дополнительных доказательств.

    Если их отсутствие в суде первой инстанции было вызвано уважительными причинами, то можно заявить их в суд апелляционной инстанции, но это нужно будет подробно обосновать. Это же касается моменту повторного допроса свидетелей.

    Обратите внимание

    Их можно допросить в апелляции повторно только по вопросам, которые не были заданы в первой инстанции. Это нужно очень подробно обосновать.

    Можно ли использовать этот образец апелляционной жалобы для уголовного дела? Или обжалования по делу об административном правонарушении?

    Представленный образец апелляционной жалобы можно использовать только для обжалования решений по гражданским делам. В других случаях применяется другой закон, другое содержание жалобы и другие требования.

    Оцените статью
    Просто о технологиях
    Добавить комментарии

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector