Гордость рима — колизей

Колизей в Риме с фото и описанием: история, архитектура, часы работы

Гордость рима — колизей

Колизей в Риме (он же амфитеатр Флавиев) – это самая большая арена за всю историю человечества и одна из самых знаменитых достопримечательностей во всём мире. Трудно найти человека, который никогда не слышал о Колизее.

В этой статье я расскажу самую интересную информацию об этом символе Римской империи и дам полезные советы путешественникам, которые хотят его посетить.

Содержание

Нажмите на синюю ссылку, чтобы перейти к интересующему вас разделу.

Интересная информация о Колизее:

Полезная информация для путешественников, кто хочет посетить Колизей:

История создания Колизея в Риме

История амфитеатра крайне интересна, потому что это было не обычное строительство достопримечательности для увеселения народа, у этого места есть целая предыстория.

Предыстория строительства

Всё началось с правления императора Нерона. В первую половину царствования правитель показал себя с отличной стороны по отношению к народу. Он уменьшил налоги с 4,5% до 2,5%, успешно боролся с коррупцией и часто устраивал увеселительные мероприятия.

Но всё изменилось во вторую половину правления: Нерон после смерти своего наставника озлобился, наступил период деспотии и произвола. Начались гонения христиан, сотни необоснованных казней, а апогеем стал Великий пожар Рима в 64 году н. э.

К. Пилоти «Нерон смотрит на горящий Рим»

Если вкратце, то этот пожар полностью опустошил 4 из 14 кварталов Рима и нанёс огромный ущерб ещё 7. Тогда и поползли слухи о том, что это Нерон приказал сделать поджог.

Всё дело в том, что император давно хотел построить дворец в самом центре Рима, но там уже стояли жилые дома, лавки и исторические здания. Люди были против того, чтобы всё сносить, а пожар сильно помог бы императору.

К тому же за несколько дней до пожара Нерон уехал в городок Анций в 60 километрах от Рима.

Обратите внимание

Выглядело это очень подозрительно, а через несколько лет император всё-таки заложил дворец, который хотел возвести, но не закончил строительство до конца.

Дворец получил название «Золотой дом Нерона»

А не завершил из-за восстания против него.

Восстановление Рима после пожара, строительство дворца для Нерона, чума, которая прошла по городу в те годы – эти события буквально уничтожили веру народа в императора.

В 68 году н. э. поднялось восстание и, после неудачных попыток его остановить, Нерон покончил жизнь самоубийством.

Наверх к содержанию ⬆️

Строительство Колизея в Риме

Спустя почти 2 лет гражданской войны на трон взошёл военачальник Тит Флавий Веспасиан. Одним из первых указов Веспасиана был разрушить дворец Нерона и построить то, что успокоит разгневанный народ – никому не нужны были новые восстания.

Этим успокоителем и стал Колизей.

Амфитеатр заложили в 72 году на месте, где располагался пруд Золотого дома Нерона. Для строительства привлекли 100 тысяч рабов, захваченных после войны с Иудеей. Кстати, именно в этой войне Веспасиан разрушил Иерусалимский храм, от которой осталась знаменитая Стена Плача.

Колизей строили 8 лет, с 72 по 80 год н. э.

К содержанию ⬆️

Откуда появилось название Колизея

Первоначальное название было амфитеатр Флавиев в честь династии императоров Флавиев, которые заложили и построили Великую арену. Так его именовали больше 6 веков.

Современное название Колизей получил только в VIII веке. Наиболее правдивая теория гласит, что люди называли арену в честь 35-метровой скульптуры императора Нерона, выполненная в виде бога Солнца – Гелиоса.

Такая же статуя Гелиоса была среди 7 чудес Света, это был Колосс Родосский.

Отсюда и пошло: Colosso (Колосс) → Colosseo (Колизей).

Сегодня статуя давно исчезла, и никто не знает где она.

Зато сейчас возле амфитеатра можно увидеть первоначальный постамент статуи Нерона

Наверх к содержанию ⬆️

Архитектура Колизея в Риме

Амфитеатр, как и другие подобные сооружения, представляет собой эллипс, в середине которого расположилась сама арена. Главное отличие Колизея от остальных амфитеатров в его размере и технологических инновациях, которые здесь применялись.

Размеры Колизея в Риме

Амфитеатр имеет овальную форму длиной в 188 метров и шириной – 156, а высота амфитеатра в наивысшей точке 50 метров – это примерно как 16-этажный дом. Для такой огромной конструкции, как Колизей, очень важно сохранять прочность, поэтому основным элементом в построении стали арки.

По своей структуре арка не даёт обвалиться конструкции и выдерживает очень большую нагрузку, к тому же так архитекторы экономили массу материала, транспортировка которого стоила немалых денег.

Колизей был и остается самым большим амфитеатром в мире.

Сколько человек вмещал Колизей

Главная особенность амфитеатра в I веке н. э. была его вместительность. Одновременно Колизей вмещал до 50 000 человек. Немногие стадионы и в наше время могут похвастаться такой вместительностью.

Вместимость даже стала поводом восхищений паломников и гостей Древнего Рима. Своим восторгом люди делились далеко за пределами Италии, что ещё сильнее увеличило известность арены.

К содержанию ⬆️

Как проводились гладиаторские бои в Колизее

Ужасный факт: за всё время существования Колизея на его арене было убито около 1 миллиона животных и почти 500 тысяч людей.

Как только амфитеатр открылся, император провел праздник и объявил 100 дней гладиаторских сражений. За это время погибли более 9 тысяч животных и 2 тысяч человек.

Спустя 30 лет, император Траян провел 123 дня игр, в которых погибли ещё тысячи людей и животных.

Диких зверей везли сюда со всей Римской империи: от львов, тигров и медведей до лошадей, страусов, носорогов и крокодилов.

Спрос на животных за сотни лет существования Колизей был настолько велик, что некоторые звери полностью исчезли из естественной среды обитания. В итоге это приводило к вымиранию целых видов.

Бой гладиаторов

Однако не стоит сильно драматизировать события, которые происходили на арене. Для римлян эти представления были скорее как спорт, а гладиаторы для них были как спортивные звёзды для нас.

Многие гладиаторы шли на арену добровольно, чтобы обрести деньги и славу.

Морские бои в Колизее

Одним из самых захватывающих зрелищ были морские бои. Они проводились прямо на арене, предварительно заполненной водой.

Чтобы наполнить арену водой был построен водный канал к реке Тибр, в таком состоянии арена заполнялась максимум за день. Затем на воду спускали корабли и начинались кровавые битвы.

Пушек тогда не существовало, поэтому в этих боях использовали тараны, луки и абордажи.

Короткое видео о том, как происходили морские сражения:

Важно

После распространения христианства схватки между гладиаторами запретили в 404 году. Но бои гладиаторов против животных проводились до конца VI века.

Когда бои прекратились, амфитеатр утратил первоначальное предназначение и впредь использовался как угодно: конюшни, склады, место для бездомных – всё это было на месте бывшей арены.

Наверх к содержанию ⬆️

Почему Колизей разрушен

Главная причина разрушения Колизея в Риме – это неоднократные землетрясения и пожары.

Римляне хранили и берегли свой главный символ города, но после запрета гладиаторских боев в 404 году н. э. горожане начали терять интерес к арене.

Из-за крупных землетрясений в 442 и 486 годах в амфитеатре появились трещины, а в 1349 году после крупнейшего толчка обрушилась южная часть стены.

Так как арена давно уже не выполняла своих первоначальных функций, никому не интересно было восстанавливать амфитеатр.

Чтобы посмотреть какой Колизей был и какой стал, нажмите на желтый круг по центру и тяните влево или вправо

Существует ещё теория, что одной из причин разрушения стали варвары, которых забирали из родных земель драться на арене. В качестве возмездия они делали дыры в стене амфитеатра, чтобы разрушить главный символ великого Рима.

Звучит красиво, но вряд ли это было правдой.

А вот как выглядела арена тогда и как сейчас

К содержанию ⬆️

7 интересных фактов о Колизее в Риме

Об амфитеатре можно говорить очень долго, но я выбрал 7 самых любопытных фактов, которые будут действительно интересны.

1. Посещение римского Колизея было совершенно бесплатно

В Колизей могли прийти 50 000 человек и никто не платил за это ни монеты. Однако были своеобразные билеты.

Зрители получали пронумерованные глиняные таблички в качестве билетов. На них указывался соответствующий раздел и ряд, куда они садились, в зависимости от их социального статуса. Ни за какие деньги раб не мог сесть среди знати.

Совет

Чем ближе к арене – тем выше статус зрителя. Но не все посещали арену. Некоторым горожанам было запрещено здесь появляться, например, бывшим гладиаторам, актерам и могильщикам.

Чтобы пройти внутрь архитекторы предусмотрели 76 входов для зрителей, все они были пронумерованы. Эти цифры можно увидеть и сегодня.

Ещё 4 входа были рассчитаны для императора и других важных особ. Эта система из 80 входов помогала амфитеатру пропускать горожан очень быстро, так что не было никаких давок и скоплений людей.

2. Не все события и игры заканчивались смертью

В Колизее составляли ежедневный график мероприятий, например:

  • Утром устраивали шоу с животными;
  • К вечеру проводили гладиаторские бои, но не всегда бились насмерть. Просто боролись или если дрались с оружием, то не добивали других гладиаторов;
  • Также здесь проводили военные парады, когда одерживали крупную победу над внешними врагами;
  • Устраивали музыкальные фестивали, показывали фокусы, собирались на песнопения, шутили, раздавали еду бездомным;
  • Организовывали спортивные соревнования.

Это напоминает современные стадионы, которые легко трансформируются и для футбола, и для концерта, и для катка, и для любых других мероприятий.

3. Колизей накрывался огромным тентом

Римляне не хотели останавливать представление из-за палящего солнца или непогоды, поэтому решили натягивать амфитеатр тентом. Но только представьте величину тента при размерах арены!

Тяните ползунок влево-вправо

Для натягивания таких огромных полотен использовались целые корабли на близлежащей реке Тибр. Канатами тент крепился к мачте корабля, и при движении судна полотно натягивалось.

Для поддержания навеса в натянутом состоянии применяли тросы, крепившиеся к каменным столбам вокруг Колизея.

4. Колизей построен без использования цемента

Да-да, при постройке не применяли никаких строительных растворов, которые бы скрепляли блоки камней. Вместо этого использовались металлические скобы и стержни.

Кстати, именно поэтому в разрушенной части так много дыр и отверстий – это следы стержней.

5. В Колизее впервые в мире сконструировали систему лифтов

Римляне поднимали на арену животных и гладиаторов, располагавшихся в подземном этаже.

В сочетании с системой лифтов создавали помещения-ловушки, которые делали выступления ещё зрелищнее: люди и дикие звери возникали на сцене словно из ниоткуда.

Обратите внимание

Эту ловушку восстановили по старым чертежам

6. Разрушенная стена Колизея использовалась для строительства других сооружений Рима

После землетрясения, обрушившуюся часть Колизея могли восстановить обратно. Но вместо этого жители города начали брать камень для своих нужд. Некоторые забирали по кирпичику, другие уносили столько, что строили целые дома. Больше всех брали правители и люди близкие к власти. Интересный факт, из камня бывшей арены к XV веку построили:

  • 23 больших аристократических дома;
  • 6 церквей;
  • Большинство строящихся на тот момент мостов.

Апогеем стала постройка собора Святого Петра в Ватикане в XV веке. Конечно, использовался не только материал из амфитеатра, но всё равно камня из амфитеатра забрали очень много.

Поэтому знайте, если будете посещать собор, что вы посещаете и часть Колизея.

Собор Святого Петра

В 1750 году Папа Римский Бенедикт XIV дал римскому Колизею статус святого места, так как на арене мученически погибли сотни христиан. После этого амфитеатр стал неприкосновенным и его стали беречь.

7. Колизей – самая посещаемая достопримечательность в Италии

Ежегодно амфитеатр посещают более 6 миллионов туристов, поэтому здесь почти всегда очередь.

Наверх к содержанию ⬆️

Видео о Колизее

Видео от National Geographic, рассказывающая историю амфитеатра. Очень захватывающе и интересно, рекомендую к просмотру.

Где находится Колизей

Колизей находится в центре Рима, Италия. Точный адрес: Piazza del Colosseo, 1, Rome, Italy.

Колизей на карте Рима

Как добраться до Колизея в Риме

Добраться можно несколькими способами:

  • Метро. Линия B, станция Colosseo, увидите достопримечательность сразу при выходе из метро;
  • Автобус. Остановка Colosseo у номеров 60, 75, 85, 87, 175, 186, 271, 571, 810, 850;
  • Трамвай. Линия 3.

Если не знаете, как всем этим пользоваться, то прочитайте статью про общественный транспорт Рима.

Билеты

Стоимость билетов в Колизей:

  • 12,00 €: обычная цена для взрослого;
  • 7.50 €: льготный, для членов Европейского союза от 18 до 25 лет;
  • Бесплатно для всех детей до 18 лет.

Билет действует 2 дня. По нему можно пройти ещё в Палатин и Римский Форум.

Каждое первое воскресенье месяца вход в Колизей бесплатный. Однако учтите, что в это время очереди куда больше обычного.

Время и часы работы Колизея в Риме

Время работы зависит от времени года: чем раньше садится солнце, тем раньше закрывается амфитеатр. Поэтому Колизей открыт каждый день в следующие часы:

  • С 08.30 до 16.30: с последнего воскресенья октября до 15 февраля;
  • С 08.30 до 17.00: с 16 февраля по 15 марта;
  • С 08.30 до 17.30: с 16 до последней субботы марта;
  • С 08.30 до 19.15: с последнего воскресенья марта по 31 августа;
  • С 08.30 до 19.00: с 1 по 30 сентября;
  • С 08.30 до 18.30: с 1 октября по последнюю субботу октября.

Пройти внутрь можно не позже, чем за час до закрытия.

Колизей закрыт 25 декабря, 1 января и 1 мая – это официальные праздничные дни в Италии.

Советую посещать амфитеатр рано утром, приходите к 8.10-8.15. Лучше прийти немного раньше, чтобы не встретить толпы туристов и не тратить часы вашего отдыха в Риме на очередь.

Как получить максимум впечатлений от посещения

Главная проблема при посещении Колизея, что вы рискуете не понять красоты амфитеатра и он останется для вас просто «грудой камня».

Поэтому есть 3 варианта, которые помогут с решением этой проблемы:

Плюсы
Минусы

Индивидуальная экскурсия
1. Не придется стоять в очереди2. Особый подход, будут рассказывать то, что интересно именно вам3. Не нужно держать общую дисциплину и график, можно останавливаться в местах, которые интересны именно вам4. Если хотите гида и вас больше 3 человек, то индивидуальная выгоднее, чем групповая, так как тут цена за экскурсию, а там с человека
Цена ~150 евро за экскурсию

Групповая экскурсия
Не придется стоять в очереди
1. Цена ~50 евро с человека2. Одна информация для всех3. Придется держать общий график и подстраиваться под остальных

Аудиогид
1. Цена (5-6 евро с человека при покупке на кассе Колизея, в интернете можно найти и дешевле)2. Не нужно держать общую дисциплину и график, можно останавливаться в местах, которые интересны именно вам
1. Нужно стоять в общей очереди2. Информация без индивидуального подхода

  • По индивидуальным экскурсиям рекомендую вот этих ребят (можно нажать). Знаком с ними лично, проводят всегда на уровне.
  • Гида, который проводит групповые можно найти около Колизея, либо заранее в интернете. Посоветовать никого не могу, т.к. считаю что у варианта слишком много минусов.
  • Аудиогид можно взять на кассах Колизея, стоит 5-6 евро, выдают устройство для прослушивания.

Так что выбирайте то, что по карману и больше вам подходит, и удачного посещения достопримечательности!

Виртуальный тур по Колизею

Вращайте изображение для просмотра панорамы вокруг.

Панорама внутри:

Римский Колизей

Гордость рима — колизей

Любой человек в мире знает, что является визитной карточкой Рима! Знаменитый Колизей, огромное сооружение, которое никого не оставляет равнодушным! Нет такой страницы в истории города Рима, которая не была бы связана с Колизеем хотя бы частично. Благодаря этому он и превратился в символ Вечного города.

Это потрясающее сооружение в 72 году начал строить император Веспасиан из рода Флавиев.

Император Веспасиан был блестящим полководцем и прославился в войне с иудеями. Это его и привело к власти. Веспасиан всегда был скромным и справедливым правителем, даже помогал своему народу в строительстве на Капитолии. Но часто его упрекали в скупости из-за введения все новых и новых налогов.

Но его действия оправдывала важная цель — предстояло отстроить разрушенный город.

Строительство Колизея было закончено в 80 году сыном Веспасиана, Титом, а второй его сын — Домициан завершил работы над внутренними и вспомогательными сооружениями, складами, казармами и площадками для обучения гладиаторов.

Настоящее имя Колизея – Амфитеатр Флавиев. Позднее его стали называть Колоссеум из-за того, что рядом стояла колоссальная 35-метровая статуя Нерона. Своим видом она напоминала греческую статую Колосса. К сожалению, в наши дни от статуи остался только огороженный цоколь, находящийся перед главным входом в Колизей.

Амфитеатр строили на месте искусственного озера, которое находилось в садах возле золотого дома Нерона. При археологических раскопках было обнаружено, что Колизей стоит на очень мощном, толщиной в 13 метров фундаменте, материал которого напоминает армированный бетон. Этим и объясняется долговечность конструкции.

Уникальное сооружение Колизея было построено сравнительно за очень короткий срок изможденными рабами, трудящимися день и ночь, — пленными евреями. Известный архитектор того времени Квинтий Атерий руководил работами над строительством Колизея.

Колизей представляет собой монумент в форме эллипса размером 188х155 метров и высотой внешнего кольца около 50 метров от земли.

С внешней стороны Колизея были расположены три яруса аркад, украшенных дорическими, ионическими и коринфскими колоннами, в проемах арок стояли удивительные статуи, а четвертый ярус был украшен коринфскими пилястрами. Эллипс из 80 арок образовывал наружное обрамление, а на нем четыре арки обозначали входы. Для облицовки амфитеатра использовали материалы из белого мрамора и травертина.

Важно

Изнутри, Колизей разделяли стены в виде радиусов на 80 секторов, с отдельными входами, каждый из которых был пронумерован римскими цифрами. При внимательном рассмотрении и сегодня можно различить их. (Эта система разделения стадиона на секторы используется и в настоящее время).

По подсчетам, в Колизее одновременно можно было разместить до 80.000 зрителей. Колизей изнутри был разбит на три уровня.

На первом уровне, вокруг арены, находились императорская ложа, мраморные кресла для сенаторов и представителей Двора, с подписанными на них именами и другие места для почетных граждан Рима. Во втором ярусе располагались места для знати, рыцарей, гражданских и военных трибунов.

Для женщин предоставлялись деревянные скамьи. Супружеские пары имели свои собственные места. Отдельные места отводились для молодежи и их наставников. На третьем ярусе располагался прочий люд.

Во времена расцвета Колизея в Риме работали всего с рассвета и только до полудня, а остальное время дня — отдыхали. Также было множество праздников.

В период правления Августа, праздничных дней в году насчитывалось почти половина. Помимо этого, в городе было большое число бездельников, которые требовали ”Хлеба и зрелищ!”.

Именно поэтому в Риме так часто устраивались разные увеселения, и были они многолюдны.

Все представления в Колизее развертывались на площади в центре, состоящей из деревянного настила, посыпанного песком – арене. Арена была отгорожена от зрителей 4-метровой стеной, для безопасности. На арене могли сражаться сразу несколько гладиаторов.

Совет

Гладиаторами обычно были специально обученные рабы, которые сражаясь, убивали друг друга, в то время как участие хищных зверей всех видов увеличивало ужас представления.

По воспоминаниям современников известно, что множество гладиаторов и 5000 хищных зверей было убито всего за 100 дней праздника в честь открытия Колизея.

Судьба раненного гладиатора зависела от зрителей, именно они решали его дальнейшую судьбу, а победитель награждался денежной премией, лавровой ветвью или деревянным мечом. Иногда это значило, что он освобождается от смертельных боев.

Реже гладиатору даровалась свобода, и хотя у публики среди гладиаторов были любимцы, все же, эта профессия считалась презренной — для рабов. Позже в гладиаторы шли и свободные люди ради денег. Но иногда на арене Колизея приходилось видеть и императоров. В спектаклях, во время сцен охоты или боя, пол на арене раздвигался и оттуда, специальными приспособлениями поднимались диковинные декорации или арена заполнялась водой и на ней устраивались морские сражения.

В 405 году император Онорий запретил кровавые зрелища в Колизее, возможно, из-за растерзанного на арене монаха Телемаха, который пытался остановить кровопролитие.

Колизей был поврежден природой — молниями и землетрясениями в III веке, а после падения Римской Империи произошло полное запустение. Колизей даже использовали как кладбище, потом как крепость.

После землетрясения 1349 года и до эпохи Возрождения, Колизей использовался как источник строительного материала. Отсюда брали материал для строительства церквей и дворцов возрождающегося Рима. Скитальцы и бездомные находили свое убежище в развалинах и непроходимых зарослях Колизея.

Что интересно, один английский ботаник даже составил двухтомный атлас “Растения Колизея”. Колизей был на грани упадка, но папа Бенедикт XIV (1740 г.) успел предотвратить его. Он освятил Колизей как место, где пали тысячи христианских мучеников.

На подиуме был установлен крест и построено ровно двенадцать алтарей. На Пасху здесь проходит богослужение и Крестный ход.

Благодаря постоянным реставрационным работам по укреплению сооружения и отделке здания, Колизей пользуется постоянным вниманием и является великолепным свидетельством величия Рима. И сегодня, спустя века, Колизей представляет гордость Рима и вызывает изумление туристов со всего мира.

Где находится Колизей и кто его построил?

Гордость рима — колизей

Колизей – легендарный римский амфитеатр, гордость, национальное достояние и великолепный, всегда и везде узнаваемый, символ прекрасной Италии.

Общая информация

Колизей находится в самом центре Рима, в своеобразной долине, образованной 3-мя холмами, на которых стоит Рим: Целием, Эксвилином и Палатином.

Размеры древнего амфитеатра поражают воображение: длина – 187 м, ширина – 155 м, высота – 50 м. Но свое название он получил не из-за своих титанических размеров, а потому, что некогда на площади перед ним стояла монументальная статуя Нерона в 35 м высотой.

Разместиться в Колизее могли от 50 до 83 тыс. человек (самый большой современный стадион, находящийся в КНДР, вмещает 150 тыс.).

Со времени постройки и вплоть до 405 г. н. э. в Колизее устраивались гладиаторские бои, охота на диких животных, театральные представления и водные феерии – навимахии, то есть грандиозные шоу, имитирующие крупномасштабные морские бои.

Обратите внимание

Считается, что здесь были до смерти замучены сотни первых христиан, которых считали опасными бунтовщиками и виновниками упадка государства.

После краха Древнего Рима Колизей вплоть до 18 века прозябал в забвении, пока его не взял под покровительство папа Бенедикт XIV.

Он освятил Колизей, как культовое место гибели первых христианских мучеников, и соорудил здесь множество крестов и алтарей. Их удалили в 1874 г. и с этого момента стали восстанавливать Колизей, как культурный памятник.

В настоящее время его посещает около 5 млн. туристов в год, принося итальянским властям 50 млн. евро дохода. Адрес: Италия, Рим, Piazza del Colosseo, 1.

Архитектура и создатели

Строительство Колизея в 72 г. н.э. было начато императором Веспасианом, который до своего возвышения успел послужить претором при Калигуле, легатом при Клавдии и военачальником при Нероне.

После смерти Веспасиана в 79 г. строительство продолжил его сын Тит, а после смерти Тита в 81 г. строительство Колизея продолжил и завершил брат Тита и сын Веспасиана, император Домициан.

Имя архитектора Колизея доподлинно неизвестно, по некоторым данным, это мог быть Рабирий – создатель дворца Домициана на холме Палантин и терм Тита.

С архитектурной точки зрения Колизей представляет классический древнеримский амфитеатр в форме эллипса, в середине которого расположена арена, окруженная кольцами зрительских трибун.

Знать сидела на мягких сиденьях нижних трибун, в то время как чернь, женщины, рабы и иностранцы – на жестких деревянных скамейках верхних трибун. Во времена расцвета под ареной располагался лабиринт, где содержали диких животных, а арочные проемы 3 и 4 яруса украшали статуи и лепнина.

В течение 20 столетия Колизей неоднократно горел, страдал из-за землетрясений и подвергался набегам варваров. В средние века его камни использовались для возведения дворцов для знати и жилищ обычных горожан.

В 20 в. свою лепту в плачевное состояние величественного здания внес загазованный воздух Рима, вибрации от проезжающих мимо автомобилей и тысячи туристов, желающих унести с собой частичку Колизея в виде хотя бы крохотного камешка.

Чтобы не допустить гибели легендарного амфитеатра, в декабре 2013 г. итальянские власти решили начать грандиозную реставрацию Колизея, которая может закончиться в июне-июле 2015 г.

На туристах это не отразилось – они по-прежнему могут посещать его беспрепятственно.

Фотографии и Колизей на карте

Полюбоваться Колизеем можно на фотографиях, а не заплутать на его огромной территории поможет карта:

Как он был построен

Колизей был возведен на месте Золотого дворца Нерона, почти полностью разрушенного после самоубийства скандального правителя.

Возводился грандиозный амфитеатр на средства, захваченные Веспасианом во время победоносной для римлян 1-й Иудейской войны. После падения Иерусалима в Рим были доставлены 100 тыс. рабов, которые и построили Колизей.

Важно

Стены амфитеатра сложены из травертина, который добывали в карьерах Триволи. Крупные мраморные блоки тщательно обтесывались и скреплялись стальными скобами.

Внутренние части амфитеатра строились из кирпича и туфа, а мощный фундамент, ярусы и своды были изготовлены из древнеримского бетона, который по прочности многократно превосходит современный.

Практическая информация: часы работы, проезд, билеты

Часы работы Колизея:

  • последнее воскресенье октября – 15 января – с 9 до 16.30;
  • 16 января – 15 марта – с 9 до 17;
  • 16 марта – последняя суббота марта – с 9 до 17.30;
  • последнее воскресенье марта – 31 августа – с 9 до 19.30;
  • в сентябре – 9-19;
  • 1 октября – последняя суббота октября – 9-18.30.

Стоимость билета: 12 евро взрослым, для тех, кому меньше 18 л., вход бесплатный (при условии наличия соответствующих документов), аудиогид на русском – 5,5€, видеогид на русском – 6 евро.

Кассы закрываются за 1 ч. до того, как закрывается сам амфитеатр. Выходные: 1 января, 25 декабря.

Как добраться:

  • метро: станция Colosseo, линия В (две остановки от вокзала Termini);
  • автобусы: 75, 81, 613;
  • трамвай: линия 3;
  • пешком: 12 мин. от вокзала Termini по улице Виа Кавур (via Cavour).

Официальный сайт: http://archeoroma.beniculturali.it/siti-archeologici/colosseo (английская версия).

Покупка билетов онлайн:

  • Доступна на http://selectitaly.com/ (русская версия), билет обойдется в 40 евро, включает посещение Форума и холма Палатин, экскурсия на английском проводится только по Колизею.
  • Можно заказать билеты на сайте http://www.rome-museum.com/, заглянув в раздел Booking. Билет (Колизей, Форум, Палатин + аудиогид по Колизею) обойдется в 23 евро для взрослых и в 10,5 евро для детей от 6 до 17. Посещение только Колизея, но с живым гидом обойдется в 23 евро для взрослых, для ребятишек от 3 до 17 предусмотрены скидки.
  • Приобрести билеты можно также на сайте http://www.coopculture.it/en/colosseo-e-shop.cfm, обойдутся они в 12 евро + 2 евро за бронь. Включает посещение Колизея, Палатина и Форума без аудиогида. Билеты оплачиваются банковскими картами Visa, Maestro, Mastercard и приходят на почту в pdf-формате. Их надо распечатать и захватить с собой.

Интересные факты

Некоторые занимательные факты о великом Колизее могут быть неизвестны даже опытным экскурсоводам:

  • Торжества в честь открытия Колизея длились 14 недель и включали спортивные состязания, бои гладиаторов и пышные театральные постановки. В 1-й день открытия в амфитеатре, по разным данным, были убиты от 5 до 9 тыс. диких животных.
  • Всего за время существования Колизея на арене погибли 300 тыс. человек и 10 млн. диких животных.

  • В Древнем Риме просто пойти и приобрести билеты в Колизей было невозможно, места бронировались за различными гильдиями, союзами, объединениями, либо требовалось специальное приглашение от влиятельного лица.
  • Парадная форма одежды была обязательной, например, мужчины должны были носить тоги. На трибунах запрещалось пить вино. Нарушить этот запрет мог разве всесильный император.

  • Судя по данным раскопок, в частности, проведенных и в Колизее, гладиаторы были вегетарианцами, но не из идеологических соображений.
  • Обильная растительная пища (ячменные лепешки, хлеб, бобы, овощи, корнеплоды) позволяли им нарастить жировую прослойку, служившую дополнительной защитой во время битв.

  • Ввиду далеко не блестящей сохранности, «дублером» Колизея в фильмах нередко выступает более миниатюрный, но куда лучше сохранившийся тунисский амфитеатр Эль Джем. Он «подменял» своего римского собрата в фильме «Гладиатор».
  • Колизей вошел в список 7-ми новых чудес света. В этом списке он единственный представитель европейской цивилизации.

Некогда залитый кровью, теперь Колизей воплощает гуманистические ценности новой Европы. Обычно его подсветка белая, но с 2000 г. порой меняется на желтую – это значит, что где-то в мире какому-то заключенному заменили смертную казнь иной мерой наказания.

В самой Италии смертная казнь не применялась с 1947 г., хотя официально отменили ее только в 2009 г. (в религиозном государстве Ватикане – в 1969 г., даже для тех, кто покушался на Папу).

Полезные советы

Несколько простых советов сделают экскурсию по Колизею не только познавательной, но и необременительной для кошелька:

  • Настоятельно рекомендуется приобрести Roma Pass – особый проездной, который позволяет в течение 3-х дней без дополнительной оплаты пользоваться городским транспортом и посетить 2 музея.
  • Обладатели Roma Pass могут посетить Колизей вне очереди. Цена его на 3 дня – 36 евро, на 2 дня – 28 евро. Приобрести его можно на вокзалах (в Италии) либо на сайте http://www.romapass.it/ (сайт на английском).
  • В Италии, как и в прочих странах Е.С. проводятся Дни европейского наследия. В такие дни вход в музеи либо вообще бесплатный, либо обойдется в 1 евро. Ознакомиться с расписанием «дней наследия» можно на http://europeanheritagedays.com.
  • Лето – не лучшее время для посещения как Рима, так и Колизея из-за жары и сезонного наплыва туристов. Если есть возможность, стоит поехать туда поздней осенью или зимой.
  • Чтобы не страдать в бесконечных очередях, приходить следует либо строго к 9 утра либо после обеда.

Видео Колизея

Тем, кто все еще сомневается, стоит ли ехать в Рим, поможет принять единственно верное решение видео с красотами Колизея:

За 20 веков Колизей не утратил ни блеска, ни величия, и продолжает будоражить воображение и сердца как самих итальянцев, так и миллионов восхищенных туристов.РимРимРим

Древний Рим: Колизей

Гордость рима — колизей

Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего Рима, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме между Эсквилинским, Палатинским и Целийским холмами.

Вид на Колизей. Фотографии сделаны в Римском Форуме.

Строительство этого огромного амфитеатра, внушительные остатки которого позволяют все еще восхищаться древним великолепием, было начато императором Веспасианом в 72 г. н. э. и завершено его сыном Титом в 80 г. н. э. В его постройке были заняты также пленные евреи.

Его настоящее название «Амфитеатр Флавия»; обычно он назывался «Колоссеум» не только из-за своих огромных размеров, но из-за близости к Колоссу Нерона (громаднейшая бронзовая статуя, которую император Нерон установил в вестибюле Золотого дома Нерона, его дворцовой резиденции в Палатине).

В центре Колизея возвышается крест в память о христианских мучениках, погибавших здесь в бою. 

Колизей выполнял функцию гигантского стадиона нашей эпохи, но любимыми зрелищами римлян были древнеримские спортивные игры (включавшие атлетические состязания, гонки колесниц, кулачный и звериный бои, сценическое разыгрывание сражений, включая морские, театральные пьесы), которые, как предполагают, были изобретены в последние годы существования Римской Республики с тем, чтобы возбуждать и питать в римлян воинственный дух, делавший их владыками мира. Это положило начало профессии гладиаторов, которых обучали сражаться, убивая друг друга, в то время как участие хищных зверей всех видов увеличивало ужас зрелища. Дион Кассий (римский консул и историк греческого происхождения, автор часто цитируемой «Римской истории» в 80 книгах, охватывающих историю от основания города до времён Александра Севера) говорит, что 9000 хищных зверей было убито за 100 дней праздника по случаю открытия амфитеатра. После охоты на зверей арена часто заполнялась быстро водой, и на ней устраивались морские сражения.

Колизей имеет форму эллипса, его продольный диаметр составляет 187 метров, а поперечный — 155 метров. Высота внешнего кольца доходит приблизительно до 50 метров от земли.

Согласно подсчетам, в нем могли разместиться до 60000 зрителей.

Снаружи расположены три яруса аркад (непрерывный ряд равных арок), украшенных дорическими, ионическими и коринфскими колоннами, а четвертый ярус был украшен коринфскими пилястрами. Эллипс из 80 арок образует наружное обрамление.

Четыре арки, соответствующие четырем полудиаметрам обозначали столько же входов, от которых сохранился только почетный вход, резервированный для императора. В центре подиума было императорское кресло, в остальной части сидели сенаторы и представители Двора.

Совет

Следовали места для рыцарей и для гражданских и военных должностных лиц. Супружеские пары имели собственные места. Специальные места отводились для молодежи в сопровождении их наставников, семьям и слугам, женщинам и плебсу (пришлому населению Древнего Рима).

Сейчас в коридорах располагаются музейные экспонаты, найденные во время раскопок на территории Колизея.

Здесь можно увидеть множество  архитектурных элементов, древние фрески и их фрагменты, огромные вазы, статуи и то, что от них осталось.

В застекленных шкафах разместились: посуда из глины и металла, графинчики, стеклянные бутылки, монеты, кости, хорошо сохранившиеся семена и персиковые косточки.

Обычно Колизей был открытым, но в случае дождя он накрывался огромным навесом, который натягивался двумя командами моряков с флотов Равенны и Мыса Мизено. Эти две команды также участвовали  в морских сражениях, которые часто  устраивались в  амфитеатре.

В расцвете своей славы Колизей, несомненно, был великолепным свидетельством римского величия. Но и сегодня, спустя многие столетия, Колизей представляет гордость Рима и вызывает изумления у посетителей.

Все же история Колизея не лишена долгих периодов запустения и упадка. Конец Римской империи отмечен двумя землетрясениями (в 402 году и в 508 году), которые причинили большие повреждения Колизею. Тем не менее он продолжал свои функции еще при Теодорихе (король Италии в 470 — 526 годах), который в 523 году приказал устроить традиционную охоту на зверей и их убийство.

С того момента наступило полное запустение и Колизей был использован как кладбище, затем как крепость, а после землетрясения 1349 года как источник строительного материала. Покрывавший его мрамор был почти полностью использован в период расцвета строительной деятельности эпохи Возрождения. Окончательный упадок Колизея был предотвращен папой Бенедиктом XIV (1740-1758 гг.).

Многие папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей Колизея.

Первая фотография: Арка Константина (вид с Колизея).
Арка была воздвигнута Сенатом и римлянами на границе Форума, на священной улице (via Sacra) в память о победе над Максенцием (римский император с 306 г. по 312 г.) на мосту Мильвио в 312 году. Почти весь материал для строительства был взят с других арок и памятников, поэтому арка Константина была насмешливо прозвана «сорока Эзопа». Наиболее интересной частью этого памятника, лучше сохранившегося среди других памятников, является надпись: «Благочестивому, благодатному, августейшему Императору Цезарю Флавию Константину Великому Сенат и римский народ посвящают эту почетную арку в честь побед, благодаря которым он, по побуждению Божьему и величием ума, вместе со своей армией защитил Государство в справедливой войне не только против тирана, но и в свое время, против всякого мятежа».

Вторая фотография и третья фотография: Храм Венеры и Ромы (вид с Колизея).
Самым крупным и культовым зданием Рима являлся двойной храм Венеры и Ромы, от которого осталась видимой необыкновенная схема с колоннами, собранными и поднятыми на месте таким образом, чтобы зрительно восстановить его окружающий портик. Август лично сделал проект храма и приказал перенести Колосс Нерона, воздвигнутый в атриуме Золотого дома, чтобы иметь необходимое пространство. На руинах храма Ромы в 7 веке была основана Церковь Пресвятой Девы Марии Новой (Santa Maria Nova), посвященная затем, в начале 1700 года, Святой Франциске Римской.

Все данные о Колизее вы можете посмотреть здесь (ссылка на мой новый пост: Все данные о Колизее).

7 июля 2007 года Колизей признан одним из Семи Новых чудес света.

Как добраться до Колизея: ближайшая станция метро Colosseo (Linea B), чуть дальше ст. м. Circo Massimo (Linea B) и ст. м. Cavour (Linea B). Кстати, от железнодорожного вокзала Termini до Колизея тоже недалеко, пешком около 12 минут вдоль via Cavour. Стоимость билета на метро — 1,50 евро.

Автобусы: 75,81, 673, 175, 204.
Трамвай: номер 3. 

Совет!!! Приобрести билеты лучше заранее на официальном сайте, иначе придется отстоять огромную очередь. Стоимость билетов на веб-сайте: 12 евро (стоимость включает: Колизей + Римский Форум + Палатин) + 2 евро за бронирование. Билет действителен в течение 2-х дней. Вы можете посетить в первый день Колизей, а во второй Римский Форум и Палатин.

Как работает эта система: после оплаты, вы получаете письмо на ваш электронный адрес с прикрепленным файлом в формате pdf (в нем ваш билет со штрих-кодом). Его можно распечатать, а можно и не распечатывать — просто при входе в музеи необходимо открыть этот файл в телефоне и поднести штрих-код к сканеру. Просто, быстро, без очереди!!!

Колизей — символ величия Римской Империи

Гордость рима — колизей

Если спросить любого человека, с чем у него ассоциируется Рим, ответом наверняка будет Колизей и Ватикан. Действительно, эти величественные постройки символизируют то время, когда вечный город Рим утверждал свою славу и мощь.

 Колизей относится к эпохе Древнего Рима, когда город был столицей могущественной Римской империи, заложившей основы европейской цивилизации. Ватикан же ассоциируется с католицизмом, одной из самых влиятельных религий в мире.

 Продолжив ассоциативный ряд, любой человек, услышав слово Колизей, назовет Рим, гладиаторы, гладиаторские бои.

Расположение Колизея

Колизей строился в центре Древнего Рима между тремя из семи холмов – Палатинским, Эсквилинским и Целиевским. До строительства Колизея, в этом месте была лощина часть территории которой была залита озером и там же находился  дворец императора Нерона.

Нерон обустроил себе «золотой дворец», для строительства которого постоянно приходилось увеличивать налоги. В конце концов, протесты против непомерных поборов, собиравшихся для императора, вылились в бунты.

Самым отчаянным из них был бунт в Иудее. На его подавление отправились Веспассиан и позже его сын, Тит. Восстание было подавлено, Иерусалим разграблен, было приведено на продажу около 30 000 рабов.

Все это стало источником финансирования строительства будущей мегаарены.

Сейчас Колизей находится в конце улицы Императорских Форумов (Via dei Fori Imperiali), ведущей от Пьяцца Венеция и Капитолийского холма мимо Римского Форума.

Кстати, Императорские форумы (Via dei Fori Imperiali) и Римский Форум – это две разные достопримечательности.

Римский Форум – это площадь с отчасти сохранившимися сооружениями эпохи Древнего Рима, включающий в себя Храм Сатурна, Храм весталок, табуларий (архив), курию Юлия и др.

Как строили Колизей

Колизей (Colloseo) строился в периоды правления императоров Древнего Рима Тита Веспассиана и его сына Тита из династии Флавиев. Поэтому Колизей еще называют амфитеатром Флавиев.

Началось строительство в 72 веке н. э. при Веспассиане, а закончилось в 80 г. при Тите.

Веспассиан захотел увековечить память о своей династии и укрепить величие Рима, добавив к этому триумф Тита после подавления восстания иудеев.

Обратите внимание

Строили Колизей более 100 000 заключенных и пленных. Строительные камни добывались в каменоломнях под Тиволи (сейчас это пригород Рима с прекрасными дворцами, садами и фонтанами).

Основными строительными материалами всех Римских сооружений являются травертин и мрамор. Как ноухау при постройке Колизея использовали красный кирпич и бетон.

Камни вытесывались и скреплялись стальными скобами для укрепления каменных блоков.

Архитектурные и инженерные чудеса древнего амфитеатра

Амфитеатры древности были чудесами архитектуры и инженерии, которыми не перестают восхищаться и современные специалисты. Амфитеатр Колизей, как и другие такие постройки, имеет форму эллипса, наружная длина которого 524м. Высота стен – 50 м.

По большой оси длина стадиона 188 м, по малой оси – 156м. Длина арены составляет 85,5 м, ее ширина – 53,5 м. Ширина фундамента – 13 м.

 Построить такое грандиозное сооружение, да еще и на месте высушенного озера, ставило перед инженерами Флавиев ряд важных задач.

Во-первых, нужно было осушить озеро. Для этого была придумана система гидростоков, наклонов и желобов, которые можно увидеть и сегодня, попав во внутрь Колизея. Стоки и желоба использовались и для отведения ливневых потоков, стекавшихся в систему канализации древнего города.

Во-вторых, нужно было сделать мегаконструкцию настолько прочной, чтобы она не разрушилась под собственным весом. Для этого конструкцию сделали арочной. Обратите внимание на изображение Колизея – в нем арки нижнего яруса, над ними арки среднего, верхнего и т.д.

Важно

Это было гениальное решение, способное удержать колоссальный вес, а также придать сооружению вид легкости. Здесь же нужно упомянуть и еще об одном преимуществе арочных конструкций. Их заготовка не требовала суперквалифицированного труда.

Рабочие в основном занимались созданием стандартизированных арок.

В-третьих, был вопрос о строительных материалах. Мы уже упомянули здесь травертин, красный кирпич, мрамор, и использование бетона в качестве скрепляющего прочного раствора.

Удивительно, но древние архитекторы просчитали даже самый выгодный угол наклона, по которому нужно размещать сидения для публики. Этот угол составляет 30 ‘. На самых верхних сидениях угол наклона составляет уже 35’. Был еще ряд других инженерных и строительных вопросов, которые были успешно решены при возведении древней арены.

Амфитеатр Флавиев во времена расцвета имел  64 входа — выхода, что позволяло впускать и выпускать публику за считанное время.

Это изобретение древнего мира используется при строительстве современных стадионов, которые одновременно могут впускать ручейками зрителей через разные проходы в разные секции, не создавая толпу.

Кроме того, была продуманная система коридоров и ступеней, и народ мог подниматься на ярусы к своим местам очень быстро. И сейчас можно наблюдать номера, выгравированные над входами.

Арена в Колизее была покрыта досками. Уровень пола можно было регулировать с помощью инженерных конструкций.

При необходимости доски убирались и появлялась возможность организовывать даже морские сражения и битвы с животными. Гонки на колесницах в Колизее не проводились, для этого в Риме был построен цирк Максима.

Совет

Под ареной находились технические помещения. В них могли содержаться животные, оборудование и пр.

Вокруг арены, за внешним стенами, в подвальных помещениях гладиаторы ожидали своего выхода на арену, там были расставлены клетки с животными, были помещения для раненых и умерших. Все помещения связывались системой лифтов, поднимавшихся на тросах и цепях. В Колизее насчитали 38 лифтов.

С внешней стороны театр Флавиев был облицован мрамором. Входы в амфитеатр были украшены мраморными статуями богов, героев и знатных горожан. Были выставлены ограждения, сдерживающие натиск толпы, стремящейся попасть вовнутрь.

В настоящее время внутри этого чуда древнего мира о его былом величии и удивительных приспособлениях свидетельствуют лишь грандиозные масштабы сооружения.

Внутри Колизея

Арену окружали ряды сидений для публики, располагавшиеся в три яруса. Специальное место (podium) было отведено для императора, членов его семьи, весталок (жрицы-девы) и сенаторов.

Граждане Рима и гости рассаживались на сидениях трех ярусов, строго согласно социальной иерархии.

Первый ярус предназначался для городских властей, знатных горожан, всадников (вид сословия в Древнем Риме). На втором ярусе были места для римских граждан. Третий ярус предназначался для бедноты.

Обратите внимание

Тит достроил еще четвертый ярус. Могильщикам, актерам и бывшим гладиаторам запрещалось находиться среди зрителей.

Во время представлений между зрителями сновали торговцы, предлагавшие свои товары и еду. Особым видов сувениров были детали гладиаторских костюмов и фигурки-изображения наиболее выдающихся гладиаторов. Как и Форум, Колизей служил сосредоточием социальной жизни и местом общения горожан.

Театры в Древнем Риме

Театры приобрели популярность в Древнем Риме еще в 3 веке до нашей эры после того, как римляне познакомились с культурой греков. Первые театральные представления проводились в примитивных деревянных бараках, но в 55 году до н. э. Помпеем Великим был построен первый каменный театр. Он вмещал 27 000 зрителей. С того момента каменные театры стали появляться по всей империи.

В театрах показывали драматические постановки, в них выступали жонглеры, мимы, другие артисты на потеху публике, которая, как говорит известная римская поговорка, хотели «хлеба и зрелищ».

Публичные развлечения также включали в себя гонки на колесницах, гладиаторские бои, травлю диких животных. Власти, зная, как завоевать расположение народа, вкладывали большие деньги в его развлечения. Публичные мероприятия устраивались и в честь религиозных праздников.

Для простых граждан Рима такие массовые развлечения были бесплатными, хотя существовала пропускная система по билетам.

Гладиаторы

Гладиаторами были заключенные, преступники, рабы или добровольцы, которые получали плату за битвы на арене. Есть сведения, что и император Комод тешил себя, выходя на арену вместе с гладиаторами. Как свидетельствуют историки, Комод провел 735 боев.

Считается, что гладиаторы появились как продолжение традиций этрусков (народ, который населял район нынешней Тосканы в 1 тысячелетии до н.э.). Этруски выставляли преступников и заключенных сражаться на церемониях погребения, чтя таким образом память умершего. Это был обряд человеческого жертвоприношения. Бывали случаи, когда этруски могли совершать самопожертвование.

Если поначалу преступники сражались на аренах как могли, то впоследствии к гладиаторам стали подходить более профессионально.

Важно

На территории Древнего Рима появились гладиаторские школы – лудусы, где воины тренировались по 12 – 14 часов в день в умении владеть разными видами оружия, наносить смертельные удары, проливать кровь, не причиняя при этом противнику особого вреда, защищаться. На подготовку профессионального гладиатора уходили годы, и не каждый из них выдерживал столь жесткий режим тренировок.

Сражаться на арене было престижно, и те, кто успешно делал это, получали высокое вознаграждение. Сравним, это вознаграждение могло равняться годовому доходу солдата римской армии. Гладиатор, вызывавший восторг и обожание толпы, получал специальный венок, а его имя увековечивалось. Успешные рабы-гладиаторы получали свободу.

Знаком свободы был деревянный меч, называвшийся рудием. На рудии были выгравированы имя бойца и его победы. Получившие свободу гладиаторы по-прежнему занимались своим ремеслом, которому они посвятили столько часов тренировок. Да и ничего другого они делать не умели.

Кто-то становился тренером в тех же лудусах, кто-то записывался наемником в армию.

Гладиаторские бои

Гладиаторские бои заказывались властями или частными лицами, чтобы увековечить память одного из своих предков, или в честь какого-либо важного события и религиозного праздника.

Поначалу гладиаторские бои не были грандиозными, но со временем приобретали все больший масштаб.

Так, например, в представлении, на котором главным восседал император Траян, и которое длилось 117 дней!!!, принятии участие 10 000 гладиаторов!!!

Игры начинались с самого утра. Вначале гладиаторы выходили на арену, сопровождаемые жонглерами, актерами, мимами, музыкантами и жрецами. Арену посыпали песком, который абсорбировал кровь. Песок заранее окрашивали.

Чтобы нейтрализовать запах крови, вокруг арены ставили кадки с ладаном. Сами бои начинались в полдень. Чтобы уберечь зрителей от зноя и непогоды, над ареной натягивали парусину.

Этим занимались моряки флота, занимавшие места на самом верху амфитеатра.

Профессиональные гладиаторы классифицировались в зависимости от того, как они одевались и каким оружием пользовались во время боя.
Так, различали следующие виды гладиаторов:

— ретиарий. Ретиарий сражался с сетью, трезубцем и кинжалом. — мурмиллон. Характерной особенностью внешнего вида этого гладиатора был шлем с рыбой на гребне, на предплечье у него был доспех, а на ногах толстые обмотки. — самнит.

Самнит был одним из наиболее древних видов гладиаторов, тяжеловооруженный. — фракиец. На большом шлеме, закрывавшем и шею, у фракийца был грифон. Из оружия – фракийский кривой меч и небольшой щит. — димахер. Сражался двумя мечами.

— скиссор. Скиссор был вооружен коротким мечом, называемым гладиусом, и режущим оружием, напоминавшим ножницы.

Совет

Были также гладиаторы — голломахи, андабаты, гопломахи, эсседарии, лаквеарии, секуторы, бестиарии, венаторы. Начинали бои прегенарии.

Это были бойцы, сражавшиеся деревянными мечами для того, чтобы ввести толпу в раж и разогреть эмоции. Потом выходили венаторы, профессионально казнившие преступников. Затем была очередь бестиариев, травивших животных.

И только в конце начиналась бои, которые мы представляем как настоящие гладиаторские бои.

Поднятый большой палец – жизнь…

На арене гладиаторы для потехи зрителей могли наносить друг другу раны таким образом, чтобы демонстративно пролилась кровь. Толпа ахала при виде крови и ревела от восторга.

Такие раны не были смертельно опасными. И, вообще, вопреки устоявшемуся представлению, гладиаторы редко бились на смерть.

Как свидетельствуют историки, за все время гладиаторских боев погибло 10 % всех профессиональных гладиаторов.

Бои длились до того момента, пока пораженный не просил пощады, подняв вместе указательный и средний пальцы. Гладиаторы сражались отчаянно, поскольку только самоотверженные и мужественные воины вызывали одобрение и приязнь толпы, неистово кричавшей при каждом удачном ударе и каждом удачном приеме.

Сегодня любой школьник уже знает об особых жестах, связанных с гладиаторскими боями. Так, большой палец руки, поднятый вверх, означал жизнь пораженному, но заслужившему милость своим мужественным боем воину.

Обратите внимание

Большой палец, опущенный вниз, означал, что раненого гладиатора нужно добить. Решение принимал император, он же жестом решал судьбу проигравшего в схватке.

Толпа своими криками выражала свое мнение, подсказывая императору решение.

Дальнейшая судьба Колизея

Начало разрушения Колизея было спровацировано нашествием варворов в 408-410 годах нашей эры, когда арена прибывала в запустении и без должного ухода.

С начала 11 века и до 1132 года амфитеатр спользовался знатными родами Рима, как крепость а борьбе между собой, особенно известны род Франджипани и Аннибальди.

Которые были вынуждены уступить Колизей английскому императору Генриху VII, который передал его римскому сенату.

В результате мощного землетрисения 1349 года Колизею были нанесены сильные повреждения, а так же обрушилась южная его часть.

После этого события древнею арену стали использовать для добычи строительного материяла, но не только обрушенную его часть, камни выламывали и из уцелевших стен.

Так, из камней Колизея в XV и XVI веке были построены венецианский дворц, дворц канцелярии (Cancelleria), палаццо-Фарнезе. Не смотря на все разрушения большая часть Колизея уцелела, хотя в целом великая арена осталась обезображена.

Улучшелось отношение церкви к старому памятнику древнего зодчества с середины 18 века, когда был избран папа Бенедикт XIV. Новый папа посвятил древнею арену Страстям Христовым — место, где пролита кровь христианских мучеников.

Важно

По распоряжению папы посередине арены Колизея был поставлен больших размеров крест, а вокруг установить несколько алтарей. В 1874 году церковные атрибуты убрали из Колизея.

После ухода Бенедикт XIV, церковные иерархи продолжали следить за сохранностью Колизея.

Современный Колизей, как архитектурный памятник, охраняется, а его обломки, по возможности, были установлены на прежние места. Несмотря на все испытания, выпавших на долю древней арены в течение тысячелетий, развалины Колизея, лишенные дорогой отделки, и сегодня производят сильное впечатление и дают возможность представить былое величие арены.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector