Ограниченные физические возможности и утомляемость — главные человеческие факторы, влияющие на производительность труда и качество сборки автомобилей. Компания Ford снабдила своих рабочих экзоскелетом — внешним устройством для поддержания поднятых рук и разгрузки позвоночника при работе снизу автомашины.
Опыт создания таких конструкций берет начало с 60-х годов при финансировании военными. Целью разработки было увеличение грузоподъемности до 110 кг от прилагаемого усилия руки в 4,5 кг. Работа не имела успеха, так как агрегат весил 700 кг. Дальнейшие армейские исследования привели к созданию для солдат дорогостоящих, но многофункциональных устройств, снабженных бронезащитой, средствами связи, контрольными датчиками.
На сборочном конвейере компании Ford применили подпружиненные опоры без сложной гидравлики и электропривода, что упростило и удешевило изделия. Нагрузку рук от повторяющихся трудоемких операций по установке тяжелых агрегатов удалось снизить до 2−7 кг. Опытные образцы показали следующие результаты:
- снизился травматизм;
- повысилась производительность труда;
- улучшилось качество.
Немаловажным фактором является подъем морального духа рабочих, которые стали с легкостью, без былой усталости выполнять трудоемкие операции.
Ощущение новых возможностей от использования экзоскелета сравнимо с эйфорией от покупки нового автомобиля — более мощного и комфортабельного.
Компания Ford планирует оснастить экзоскелетами цеха всех заводов. Развитие полученных образцов будет направлено на дальнейшее расширение человеческих возможностей.
Источником новых идей послужат исследования в медицинской и космической отраслях, где пытаются создать роботизированные конструкции минимального веса и габаритов.