Налоговая тайна: секретов меньше, проблем больше?

Налоговая тайна: секретов меньше, проблем больше?

Налоговая тайна: секретов меньше, проблем больше?

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 22 сентября 2017 г.

Содержание журнала № 19 за 2017 г.

НОВОЕ

А.Ю. Никитин,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Что не относится к налоговой тайне

По общему правилу налоговую тайну составляют любые сведения о плательщике налогов и страховых взносов, полученные налоговой инспекцией, полицией, следователями, государственными внебюджетными фондами и таможенными органамип. 1 ст. 102 НК РФ.

То есть все сведения о компании, которые прямо не названы в НК РФ как исключения, охраняются госорганами в качестве налоговой тайныподп. 8 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 102 НК РФ. И могут быть предоставлены заинтересованному лицу исключительно в случаях, установленных законом.

Скажем, судебные приставы в деле о банкротстве могут получать у налоговиков сведения об имуществе должника, движении денег по расчетному счету и др.ч. 8, 9 ст. 69 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ

Обратите внимание

К сведениям-исключениям, не защищенным режимом налоговой тайны, относятся, например, общедоступные сведения об организации (в том числе содержащиеся в ЕГРЮЛ: дата создания, адрес и ИНН, ф. и. о.

руководителя и прочие), сведения о налоговых нарушениях и мерах ответственности за них, о применяемом спецрежиме (УСН, ЕНВД и др.).

Кстати, любые сведения могут стать общедоступными с письменного согласия налогоплательщика.

В прошлом году перечень «нетайных» сведений существенно расширился. Теперь в него также включены:

•сведения о размерах недоимки и задолженности по пеням и штрафам. До этого не считалась секретной только информация о совершении компанией налоговых правонарушений и о том, какие меры ответственности были к ней применены, без раскрытия конкретных сумм;

•сведения о среднесписочной численности работников компании за прошедший календарный год;

•сведения об уплаченных за прошлый год страховых взносах и налогах (по каждому налогу и сбору), кроме уплаченных в качестве налогового агента и при ввозе товаров из ЕАЭС;

•суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

«Нетайные» сведения опубликуют в Интернете

Это касается сведений об уплаченных компанией налогах и страховых взносах, о налоговых нарушениях и штрафах за них, о среднесписочной численности работников, о применяемых спецрежимах, а также о данных бухотчетности. Порядок и сроки размещения данных на сайте ФНС утверждает сама налоговая службап. 1.1 ст. 102 НК РФ.

Для рассекречивания дополнительных сведений о себе плательщик должен подать согласие по утвержденной ФНС форме. Причем такие сведения в согласии указываются в закодированном виде

Актуальные проблемы института налоговой тайны

Налоговая тайна: секретов меньше, проблем больше?

УДК 351.713 DOI: 10.14529/^170217

ББК Х402.23+Х400.33

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОЙ ТАЙНЫ

О. С. Морозова, В. А. Кочетова

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, г. Москва

Авторы поднимают некоторые проблемы реализации в России автоматического обмена налоговой информацией между компетентными органами государств. Введение в РФ Единого стандарта обмена информацией предполагает выполнение РФ определенных требований по внесению изменений в налоговое законодательство.

Наиболее важным вопросом является соответствие норм российского права международным соглашениям в части содержания понятий «налоговая тайна» и «режим конфиденциальности информации». Государствами предусмотрены различные критерии информации, составляющей тайну, а также ответственность за нарушения режима тайны.

Для эффективной работы Единого стандарта обмена необходимо введение аналогичного режима тайны, что предполагает для всех стран участниц Стандарта, единообразное определение круга сведений, на которые распространяется режим налоговой тайны, из чего авторы приходят к выводу о необходимости внесения поправки о распространении тайны на всю информацию, полученную от уполномоченных органов других юрисдикций.

Ключевые слова: информация, налоговая тайна, режим конфиденциальности информации, аналогичный режим тайны, автоматический обмен информацией, раскрытие информации.

Развитие мировой экономики неизбежно приводит к трансграничному характеру деятельности хозяйствующих субъектов. Использование налогоплательщиками зарубежных, главным образом офшорных, юрисдикций в целях минимизации своего налогового бремени и избежания налогообложения обуславливает необходимость усиления налогового контроля со стороны государства.

В связи с этим особую значимость приобретает возможность осуществления обмена налоговой информацией между органами государственной власти различных юрисдикций.

Важно

К сожалению, ныне действующие обмен по запросу и инициативный обмен не являются достаточно эффективными ввиду длительности процедуры и низкого уровня реагирования на подобные запросы со стороны другого государства.

Новой вехой в развитии обмена налоговой информацией станет для РФ имплемента-ция Единого стандарта обмена (далее – ЕСО) информацией на базе Организации экономического сотрудничества и развития (далее -ОЭСР), о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 03-0805/76765. Стандарт предполагает переход к

новому автоматизированному взаимодействию, подразумевающему регулярное поступление налоговым органам РФ информации о финансовой деятельности резидентов за рубежом от налоговых органов других государств.

Огромные потоки информации будут передаваться в Россию как о российских налогоплательщиках, так и о связанных с ними лицах.

Очевидно, что столь кардинальное изменение порядка обмена информацией во главу угла ставит вопрос об обеспечении надлежащего режима конфиденциальности полученных данных.

Налоговой тайны стало меньше

Налоговая тайна: секретов меньше, проблем больше?

С 1 июня 2016 года изменились нормы Налогового кодекса о налоговой тайне (ст. 102 НК РФ). Перестали быть налоговой тайной данные:

— о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

— о среднесписочной численности работников;

— о суммах по каждому налогу и сбору, которые уплатила компания;

— о суммах доходов и расходов по данным отчетности.

Налогоплательщик может самостоятельно расширить этот перечень и сообщить налоговикам, какую еще информацию тайной можно не считать.

Всю эту информацию налоговые органы должны размещать в открытом доступе на официальном сайте ФНС. Она будет доступна любому без каких-либо дополнительных запросов в инспекцию. Сроки и период размещения сведений установит налоговая служба.

Совет

В 2016 году пользователям будут доступны налоговые данные о компаниях за 2015 год. За исключением сведений о недоимке — они должны быть актуальны на последнюю отчетную дату.

Режим налоговой тайны законодатель ввел для защиты налогоплательщиков, чтобы ограничить бесконтрольный доступ к информации лицам, не участвующим в мероприятиях налогового контроля.

Но по факту часть информации, составлявшей налоговую тайну, можно получить из иных источников.

Например, из бухгалтерской отчетности, если компания обязана ее публиковать, или от органов статистики (информационная система «Спарк»).

Доступность такой информации означает, что режим налоговой тайны в ее отношении фактически не соблюдается. Одна и та же информация одновременно подпадает под строгий режим хранения и ограничения доступа к ней и в то же время является фактически открытой.

Новации устраняют это противоречие. Перечисленные сведения, а также те данные, которые сочтет нужным открыть налогоплательщик, станут общедоступными.

Также предполагается, что этот шаг будет способствовать большей прозрачности российской экономики. До этого налоговая служба уже разместила в открытом доступе данные о недействительных паспортах граждан, об адресах массовой регистрации юридических лиц и т. д. Чиновники надеются, что эти меры позволят эффективнее бороться со схемами с участием однодневок.

Также законодатель указывает на снижение рисков участников сделок. В настоящее время возможность проверки бизнес-партнеров ограничена. Нет необходимого информационного ресурса. Открытость сведений о них означает, что проверить элементарные данные о контрагенте — наличие задолженности, сведения о бухгалтерской отчетности — станет проще.

В этой связи стоит ожидать увеличения ответственности участников сделок за добросовестность контрагентов. Такой аргумент, как отсутствие данных о нем, уже в меньшей степени защитит в споре.

Налоговые нарушения больше не тайна

Налоговая тайна: секретов меньше, проблем больше?

С 1 июня 2016 года информация о налоговых нарушениях перестала быть налоговой тайной. Раньше налоговики не могли разглашать или публиковать в общем доступе данные о долгах и штрафах, а теперь могут. А еще они могут сообщать о ваших долгах по запросу: банкам, работодателям, партнерам по бизнесу.

До 1 июня 2018 года в общем доступе появятся такие сведения о каждой организации:

  • какие пени и штрафы не оплачены;
  • когда и за что штрафовала налоговая;
  • какой спецрежим применяется;
  • сколько человек работает в организации;
  • доходы и расходы из отчетности;
  • сколько налогов и взносов фирма перечислила;
  • сколько денег и за что осталась должна налоговой.

До 25 февраля 2018 года:

  • сколько взносов перечислено в бюджет.

Эту информацию можно будет бесплатно найти в интернете о любой компании по названию или ИНН.

При первом размещении опубликуют данные за полтора года: с 1 июня 2016 года по 31 декабря 2017 года. А если есть неоплаченные штрафы, будут видны долги на 1 мая 2018 года.

Потом каждый год планируют публиковать информацию по такому же принципу, но все опять может измениться.

Обратите внимание

Теперь репутацию любой фирмы можно будет проверить через интернет. Этим будут пользоваться банки, организаторы тендеров, инвесторы и контрагенты.

Перед перечислением денег за товар можно узнать, нет ли у поставщика долгов. Если долги есть, банк спишет деньги по требованию налоговой, и на закупку товара ничего не останется. Можно и товар не получить, и деньги не вернуть.

Перед оформлением кредита банк проверит, вовремя ли фирма сдает отчетность, как платит налоги и за что ее штрафовали в течение года.

Если вы борец с коррупцией, то сможете проверить, сколько и каких налогов платит фирма-господрядчик, за какие доходы отчитывается и сколько тратит.

Это повлияет на всех, кто участвует в тендерах. Сейчас для конкурса достаточно показать справку об отсутствии задолженности и приложить отчетность. Никто это перепроверять не будет. А с июля заказчик увидит всю подноготную компании: сколько человек трудоустроено, какие были штрафы за год, когда сдавали отчетность.

Даже если перед торгами погасить все задолженности, факт нарушения будет как на ладони. Добросовестный заказчик не захочет работать с левыми фирмами. А с недобросовестного будет легко спросить: чего это вы работаете с фирмами-помойками?

Проводить фиктивные тендеры станет труднее, нечестным подрядчикам будет сложнее получать контракты, а работа антикоррупционных организаций станет содержательнее.

Уже сейчас данные о налоговых нарушениях любого человека банк или организация могут получить по запросу.

Важно

А с прошлого года налоговая рассылает работодателям информацию о долгах и штрафах сотрудников. Если человек на испытательном сроке или занимает важную должность, но не платит налоги или не отчитывается о доходах, могут быть проблемы.

Если получаете зарплату в конверте и планируете брать ипотеку, поговорите с работодателем. Через год банк сможет узнать, сколько налогов платит ваша фирма, и не поверит данным о зарплате, которые вы укажете. Даже если вы на самом деле столько получаете, кредит могут не дать.

Если не можете заставить работодателя платить за вас НДФЛ и взносы, заранее оформите ИП и платите их самостоятельно.

Если вы формальный учредитель или директор в чужой фирме, то налоговые нарушения могут повесить на вас. Например, один брат зарегистрировал фирму на второго и просрочил налоги. Теперь второму могут не дать ипотечный кредит, или возникнут вопросы при приеме на работу. Чья это была фирма на самом деле, никто разбираться не будет.

Если устраиваетесь на работу, проверьте свои долги по налогам. Через месяц может прийти уведомление о долгах и будет неловко.

Налоговая тайна. Ответственность за разглашение

Налоговая тайна: секретов меньше, проблем больше?

Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.

Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

  • налоговым;
  • таможенным;
  • следственным;
  • правоохранительным;
  • внебюджетным фондам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

  • административная – ст. 13.13 КоАП;
  • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
  • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

Почему тайна?

Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

Какие данные относят к налоговой тайне

Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

  • сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
  • налоговые декларации;
  • перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
  • вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
  • данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
  • личная информация;
  • патенты, ноу-хау, разработки организации;
  • сведения уровня коммерческой тайны.

Это не налоговая тайна

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  • Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  • Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  • Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.
  • Что грозит за нарушение налоговой тайны

    Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

    Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

    Совет

    Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

    Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

    Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

    Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

    • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
    • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
    • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
    • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

    Составить такой запрос имеют право:

    • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
    • следственные органы;
    • суд;
    • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

    Налоговая тайна больше не тайна?

    Налоговая тайна: секретов меньше, проблем больше?

  • Главная
  • Публикации
  • Налоговая тайна больше не тайна?
  • Автор: Тесленко Е.В., аудитор консалтинговой группы АС, www.ac-g.ru, г. Санкт-Петербург, ул. Кузнецовская, дом 19, тел. (812)3371210

    До недавнего времени в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговыми органами, составляли налоговую тайну.

    К исключениям относились сведения, которые разглашены с вашего согласия, либо по закону предусмотрена их передача другим контролирующим органам, данные о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, а также такие несущественные с точки зрения простого обывателя сведения, как идентификационный номер налогоплательщика или применяемый режим налогообложения.

    Федеральным законом от 01.05.2016г №134-ФЗ в вышеуказанную статью были внесены изменения, которые вступили в силу 01 июня 2016 года.  С этого момента перестали быть налоговой тайной следующие сведения:

    • о среднесписочной численности работников организации;
    • об уплаченных организацией суммах налогов и сборов;
    • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности организации.

    Указанная информация будет размещена в форме открытых данных на сайте ФНС России до 01 июля 2017 года. Такой срок обозначен в Информации ФНС России «О публикации открытых сведений о компаниях». В этом же обращении ФНС России разъясняет:

    «…Благодаря расширению перечня сведений о юридических лицах налогоплательщики получат дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента…»

    Можно предположить, что с момента, как в открытом доступе на сайте налоговой появятся сведения о среднесписочной численности, об уплаченных суммах налогов и сборов, о суммах доходов и расходов, в обязанности организаций, проявляющих должную осмотрительность при выборе поставщиков, будет входить анализ этой информации.

    Какие же показатели можно рассчитать, имея под рукой такие сведения о контрагенте? В настоящее время у нас есть, например, Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”.

     Этот документ позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить вероятность проведения у него налоговой проверки, исходя из Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приведены в Приложении №2 к Приказу).

    Основываясь на указанном документе, можно сказать, что вероятность проведения налоговой проверки тем выше, чем больше утвердительных ответов у вас или вашего контрагента по следующим вопросам:

  • Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  • Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  • Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  • Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  • Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (“цепочки контрагентов”) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  • Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
  • Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).
  • Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. 
  • Таким образом, после опубликования данных о среднесписочной численности организации, об уплаченных суммах налогов и сборов, о доходах и расходах по данным бухгалтерской отчетности можно будет при необходимости просчитать и проанализировать первые шесть показателей из этого списка, и ответить для себя, например, на следующие вопросы:

    • сколько платит налогов мой поставщик и соответствует ли этот показатель среднеотраслевому значению?
    • мой поставщик ведет прибыльный или убыточный бизнес?
    • мой поставщик платит заработную плату ниже или выше среднеотраслевого значения?
    • мой поставщик исходя из показателей своей деятельности подпадает под налоговую проверку?

    Кроме того, если данные на сайте ФНС России будут публиковаться за несколько лет, а не только за последний год, то у любого интересанта будет возможность анализировать основные показатели деятельности компании в динамике, например, доходы от реализации или прибыль.

    Вы скажете, зачем мне столько информации о моем поставщике?

    Дело в том, что при рассмотрении налогового спора в суде, у последнего есть такое понятие как «должная осмотрительность» при выборе поставщика.

    Напомню, что понятие «должная осмотрительность» было введено в налоговую практику благодаря Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», однако точное определение понятия в нем отсутствует, оно упоминается в следующем контексте: 

    «Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом». 

    Как это работает на практике? Допустим, компания А купила у компании Б товар на 10000 рублей (в том числе НДС 1525,42 рублей). Бухгалтер компании А предъявил входной вычет по НДС в сумме 1525,42 рублей, а также была учтена себестоимость приобретенного товара в сумме 8474,58 рублей при расчете налога на прибыль.

    Обратите внимание

    В ходе проведения налоговой проверки у компании А налоговым органом было установлено, что компания Б имеет признаки «однодневки», а компания А не может предъявить доказательств, что проявляла осмотрительность при выборе поставщика.

    По результатам проверки компании А будет начислена недоимка по НДС и налогу на прибыль со всей суммы сомнительной сделки, а именно:

    Недоимка по НДС = 1525 рублей

    Недоимка по налогу на прибыль = 8474,58*20% = 1695 рублей.

    Вероятность оспорить решение налогового органа в суде невелика. 

    В настоящее время при проявлении должной осмотрительности необходимо руководствоваться в первую очередь пунктом 12 Критериев*, в котором, в частности, сказано: 

    «При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

    • отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
    • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
    • отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
    • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
    • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
    • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

    Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или “однодневки”), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.»

    Нетрудно заметить, что все вышеперечисленные признаки не являются числовыми, они не несут в себе показатели деятельности компании, ее эффективности, а значит, не создают каких-либо оснований не работать с тем или иным поставщиком только потому, что он, например, убыточный или его показатель налоговой нагрузки ниже среднеотраслевой величины. Но что нас ждет в дальнейшем, когда будут опубликованы сведения на сайте ФНС России? Может быть, есть смысл уже сейчас посчитать свою налоговую нагрузку или рентабельность деятельности, чтобы оценить сможет ли ваша компания работать с покупателями, проявляющими должную осмотрительность?

    Что касается банковской сферы, то Банк России выпустил информационное письмо от 27 июня 2016 года N ИН-014-12/44 “О внесении изменений в режим налоговой тайны”, в котором рекомендовал кредитным организациям пользоваться сведениями об уплаченных суммах налогов и сборов, которые в скором времени появятся в открытом доступе, для выявления клиентов, чьи операции по счетам требуют повышенного внимания в рамках программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма**. 

    * Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложении №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

    ** Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    Налоговая тайна

    Налоговая тайна: секретов меньше, проблем больше?

    Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговая тайна

    Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.

    Содержание

    Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.

    Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.

    Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.

    Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

    Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.

    Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

    Важно

    Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.

    Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

    Сведения, не относящиеся к налоговой тайне

    Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

    • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
    • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
    • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

    В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.

    Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

    Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

    Разглашение налоговой тайны

    Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.

    Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

    Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

    Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

    Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

    Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

    В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

    Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

    Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

    Совет

    Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

    Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

    Особенности налоговой тайны

    Содержание, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.

    Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

    Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.

    Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.

    К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

    Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

    Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

    • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
    • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
    • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
    • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

    Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

    Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

    Больше никаких секретов

    Налоговая тайна: секретов меньше, проблем больше?

    Налоговые органы смогут получить информацию от аудиторов, если не добыли ее в ходе проверки от налогоплательщика

    Д. Абрамов / Ведомости

    Комитет по бюджету Государственной думы одобрил поправки в законодательство, по сути отменяющие аудиторскую тайну. Налоговые органы смогут получить информацию от аудиторов, если не добыли ее в ходе проверки от налогоплательщика.

    Сейчас аудиторы обязаны предоставлять информацию только судам и правоохранительным органам по запросам, связанным с делами, находящимися в их производстве.

    Обратите внимание

    Можно не сомневаться, что следующими станут адвокаты: их тайна будет ограничена запросами налоговиков, как это уже происходит во многих европейских странах.

    Вслед за деофшоризацией, амнистией капитала и информационным налоговым обменом Россия встраивается в общеевропейский тренд «налоговой публичности». Для бизнеса это существенно повышает риски любой налоговой оптимизации, которая в России исконно строилась на сокрытии от налоговых органов значительной части информации о бизнесе.

    Офшор больше не секрет

    Принцип налоговой публичности представляет собой установленную законом возможность публикации определенных сведений о налогоплательщиках. Он применяется в некоторых странах Европы.

    Так, Финляндия предоставляет открытый доступ к налоговым декларациям. В Швеции, Норвегии, Италии, Франции публикуются основные сведения, содержащиеся в декларациях.

    В Швейцарии налоговые сведения могут публиковаться или предоставляться в виде справок о расчетах налогоплательщика с бюджетом.

    Не думаю, что в ближайшее время принцип публичности в России будет введен. Однако тенденция к повышению прозрачности в налоговой сфере сохранится.

    В последние годы стремительно менялась практика работы налоговых органов с информацией о деятельности налогоплательщиков, которая ими намеренно скрывалась.

    В 1990-е и начале 2000-х затруднительность получения налоговиками сведений от зарубежных налоговых, правоохранительных и регистрирующих органов делала использование иностранных юрисдикций чуть ли не обязательным элементом любого налогового планирования.

    А само это планирование зачастую сводилось к простому сокрытию операций и доходов «на островах».

    Важно

    Не лучше обстояли дела и внутри страны, где операции с формально независимыми компаниями-однодневками позволяли массово обналичивать деньги и искусственно надувать расходы, снижая налоговую базу. Добывать доказательства фиктивности операций и де-факто аффилированности компаний налоговики умели плохо.

    С годами они научились – и получать в нужном объеме в сравнительно короткие сроки информацию от зарубежных коллег, и добывать убедительные доказательства фиктивности транзакций и фирм внутри страны.

    Преимущество в судебных спорах по налоговым делам, которое имели в конце 1990-х – начале 2000-х налогоплательщики, с годами перешло к налоговикам.

    Деофшоризация, начавшаяся в стране в 2015 г., и последовавшая за ней амнистия капитала окончательно зажали бизнес в информационные тиски.

    С одной стороны, на законодательном уровне бизнес обязали (в случае с амнистией – рекомендовали) раскрыть налоговикам то, о чем они раньше и не мечтали, с другой – у налоговиков появились обкатанные на практике механизмы самостоятельного добывания информации на случай, если бизнес ее не раскроет.

    Тем не менее ловля нарушителей требует администрирования, времени, средств. Не только в России, но и во всем мире. Было бы здорово создать механизм, позволяющий получать информацию о налогоплательщике автоматически из надежных источников, – этакую агентурную сеть…

    Банки, брокеры, аудиторы и прочие агенты

    В начале апреля на рейсе из Лондона в Дубай я взял газету Financial Times – почитать эксклюзивное интервью Дональда Трампа. Реклама, полностью занимавшая основной разворот газеты, меня потрясла.

    Один из любимых россиянами банков – Credit Swiss на двух полосах огромными буквами сообщал, что в связи с вступающим в действие в ближайшее время международным налоговым обменом он ужесточил процедуры «знай своего клиента» и комплаенс, готов закрывать счета клиентов, которые не смогут подтвердить уплату налогов, а также будет предоставлять информацию о счетах и операциях своих клиентов налоговикам в автоматическом режиме. В заключение банк призвал к добросовестной уплате налогов.

    Если бы в 2010 г. мне сказали, что такое возможно в ближайшие годы, я сказал бы, что это очень смешная шутка и такое не случится никогда. Однако уже в 2015–2016 гг. легче было получить визу в Северную Корею, чем открыть счет в некоторых банках.

    Совет

    Причина – международный автоматический обмен налоговой информацией, к которому активно готовятся банки.

    Его основа – Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам и принятые в соответствии с ней Единые стандарты автоматического обмена информацией о финансовых счетах (CRS).

    Россия подписала конвенцию в 2011 г. и ратифицировала в 2014 г. Первый обмен для России запланирован на 2018 г. При этом будет передаваться информация за период с 1 января по 31 декабря 2017 г.

    В результате присоединения к конвенции и стандартам российские налоговики автоматически смогут получать информацию о счетах и операциях физических и юридических лиц – российских налоговых резидентов, открытых в иностранных государствах, также являющихся сторонами соглашения.

    Информацию должны будут предоставлять банки, структуры коллективных инвестиций, а также финансовые институты, управляющие чужими капиталами, владеющие секретной информацией или отвечающие за сохранность ее секретности. Это, в частности, депозитарии, брокеры, инвестиционные фонды, страховые компании.

    Иными словами, все те, кто раньше обеспечивал тайну клиентских операций, становятся, по сути, гласными агентами налоговых органов.

    И отличие нового статуса аудиторов в контексте законопроекта об ограничении аудиторской тайны лишь в том, что они будут снабжать налоговиков информацией по запросу, а не автоматически.

    Новая реальность

    Важно понимать, что, как и в случаях с деофшоризацией и обменом налоговой информацией, ограничение аудиторской тайны – это не «наступление на бизнес» в типично российских традициях, а следование уже сложившейся международной практике.

    В Европе рынок консультационных услуг более четко урегулирован, поэтому там обязанность раскрывать сведения о клиенте и его бизнесе возложили на всех консультантов.

    Во Франции и Голландии любые консультанты независимо от статуса (аудиторы, адвокаты, сертифицированные налоговые консультанты) обязаны сообщать налоговикам о подготовке схем уклонения от уплаты налогов, если им об этом становится известно в процессе работы по клиентским поручениям. В Великобритании предусмотрена уголовная ответственность для консультантов на случай пособничества в совершении налоговых преступлений.

    Обратите внимание

    В России рынок консультационных услуг в сравнении с европейским и американским урегулирован слабо. Поэтому не удивительно, что ограничение клиентской тайны начинают с наиболее регламентированной сферы – аудиторов. Уверен, следующими станут адвокаты, а «свободный» налоговый консалтинг, скорее всего, обяжут инициативно сообщать о подозрительных налоговых схемах по примеру европейских коллег.

    И бизнес, и консультанты должны понять, что налоговый мир стремительно и безвозвратно изменился. Поле для «налогового маневра» сузилось до размеров носового платка. Необходимо адаптироваться и выстаивать долгосрочные стратегии, а не искать решения, которые принесут сиюминутную выгоду. Далеко не все это осознают.

    Ограничение клиентской тайны аудиторов и в потенциале адвокатов – это плохо. Налоговые отношения не математика. Очень многие вещи неочевидны и могут быть истолкованы по-разному.

    Бизнес лишается возможности обсуждать даже легальные схемы налоговой оптимизации, так как рискует тем, что нечистоплотный или неквалифицированный аудитор поймет это как подготовку к налоговому преступлению.

    Профессионалы, наоборот, лишаются возможности скорректировать работу бизнеса, если увидят нарушения, поскольку бизнес будет утаивать информацию, опасаясь утечки. Главное условие успешной работы любого консультанта – доверительные отношения с клиентом – уйдет из профессии.

    Автор – управляющий партнер адвокатского бюро Forward Legal

    Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

    Доска позора: чем грозит отмена налоговой тайны в России

    Налоговая тайна: секретов меньше, проблем больше?

    В вашу замочную скважину подглядывают. Видят, как вы чистите зубы и ходите по дому голышом. Снимают видео и выкладывают в Интернет. Вы уже испугались? Нет? А государство хочет, чтобы да.

    Федеральная налоговая служба (ФНС) с 1 августа обещала начать публиковать в Интернете информацию о налогоплательщиках, которая раньше относилась к налоговой тайне.

    Служба будет раскрывать информацию через специальный сервис на своем сайте — «Прозрачный бизнес» (название так себе, учитывая исторически сложившуюся в российском общественном сознании репутацию налоговиков, не очень-то сочетающуюся с честностью и прозрачностью).

    Смысл затеи таков: пусть каждый предприниматель сможет проверить, не являются ли его партнеры фирмами-однодневками и не пользуются ли серыми схемами для ухода от уплаты налогов.

    Важно

    В частности, уже в августе налоговики начнут публиковать сведения о среднесписочной численности работников организаций за предшествующий год, информацию о применяемых налогоплательщиками специальных налоговых режимах, а также сведения об участии компаний в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря предыдущего года.

    «Данные будут опубликованы в отношении хозяйственных товариществ и обществ, за исключением включенных в перечень стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, а также отнесенных к крупнейшим налогоплательщикам», — сообщили в налоговом ведомстве.

    То есть в основном нововведение коснется малого и среднего бизнеса. Еще бы, едва ли ФНС на самом деле во всех деталях знает, как платят или не платят налоги крупнейшие российские корпорации.

    А также их многочисленные хитро упакованные по структуре собственности «дочки», «внучки» и «жучки».

    И даже если знает, вряд ли захочет вступать в конфликт, например, с крупнейшей нефтяной или газовой компанией России, опубликовав что-нибудь «лишнее» про их налоговые скелеты в шкафу. Поэтому лучше и безопаснее сосредоточиться на налоговых тайнах беззащитного малого бизнеса.

    Данные о бывшей налоговой тайне обещают публиковать поэтапно.

    Позднее ФНС планирует начать раскрывать данные о задолженностях и штрафах компаний, о суммах уплаченных налогов и о налоговых правонарушениях, о доходах и расходах по данным бухгалтерской отчетности.

    Кроме того, в этот список предполагалось включить информацию о налоговых правонарушениях и решения о привлечении к ответственности, а также сведения об уплаченных суммах страховых взносов.

    Борьба за отмену налоговой тайны в России шла непросто.

    Налоговые органы планировали еще в июле 2017 года начать публиковать на своем сайте информацию о налогоплательщиках, которая из-за изменений Налогового кодекса перестала относиться к налоговой тайне.

    Однако позже срок раскрытия этих данных решили отложить: об этом просили сами представители бизнеса, которые хотели сверить с налоговиками и уточнить информацию о себе.

    Совет

    А теперь собственно о последствиях раскрытия налоговой тайны в России. Главное возможное последствие — их отсутствие. Проблема в том — по крайней мере, пока это так, — что в массовом сознании проблемы с налогами не кажутся россиянам проблемами.

    Неплательщики налогов не выглядят в наших глазах коварными преступниками.

    Для страны, где, по данным самой ФНС, налоги не платит примерно 20% трудоспособного населения и где у человека запросто может обнаружиться по два-три и даже больше ИНН, это совершенно неудивительно.

    При таком отношении к налоговой дисциплине даже сведения в Интернете прямо на сервисе «Прозрачный бизнес» авторства ФНС о том, что какая-то фирма что-то не доплатила государству, запросто могут не отвратить контрагента от сотрудничества. Особенно если он сам что-то не доплатил.

    Более того, для части российских некрупных предпринимателей сведения о недоимках у какой-то фирмы могут послужить дополнительной приманкой — вот, мол, умеют же люди. Вот у кого, может быть, надо научиться оптимизировать налоги.

    Доска позора может быть эффективной только в том случае, если провинности «героев», которые она изобличает, кажутся остальным пороками, а не хитростью или даже доблестью. Разумеется, чем прозрачнее будет российский бизнес, тем лучше.

    Приучать компании и граждан честно платить налоги тоже надо, спору нет. Но было бы больше толку, если бы на том же самом сервисе «Прозрачный бизнес» налоговики с помощью Минфина рассказывали россиянам, куда именно пошли заплаченные ими налоги.

    Что именно и где на них построено.

    Нет людей в мире, которые бы изначально и с радостью хотели платить налоги государству. Но там, где государство рассказывает и показывает гражданам, как оно распоряжается налогами, люди относятся к этой фискальной необходимости гораздо лояльнее. Им не кажется, что государство просто доит и душит их. Да еще и подглядывает в замочную скважину.

    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector