Налоговый мониторинг вместо проверок

Налоговый мониторинг – преимущества и недостатки

Налоговый мониторинг вместо проверок

Налоговый мониторинг— инновационная процедура взаимодействия ФНС и бизнеса. У нее есть как достоинства, так и недостатки. Какие — рассмотрим в этой статье.

Налоговый мониторинг по НК РФ: сущность процедуры

Преимущества и недостатки налогового мониторинга

Ограничения для небольших бизнесов

Обязательность исполнения мотивированного мнения

Соблюдает ли нейтралитет ФНС?

Налоговый мониторинг по НК РФ: сущность процедуры

Налоговый мониторинг — процедура, представляющая собой разновидность налогового контроля.

Она характеризуется тем, что ФНС в режиме онлайн получает доступ к различным документам налогоплательщика для оценки правильности расчетов по налогам и контроля над соблюдением сроков их уплаты.

Процедура проводится по заявлению налогоплательщика, а также при получении согласия на ее проведение со стороны ФНС.

Основные задачи, которые призван решать налоговый мониторинг:

  • обеспечение прозрачности и корректности налоговой отчетности;
  • сведение к минимуму трудозатрат и финансовых издержек налогоплательщика и ФНС в части взаимодействия в рамках налогового контроля;
  • повышение уровня взаимного доверия между налогоплательщиками и проверяющими органами;
  • стимулирование повышения уровня технологичности взаимодействия налогоплательщиков и проверяющих органов.

Налоговый мониторинг — совсем новая инициатива, и пока его участники только начинают приспосабливаться к соответствующему формату взаимодействия. Но уже сейчас многие эксперты склонны характеризовать налоговый мониторинг как процедуру, имеющую ряд выраженных преимуществ и недостатков.

Преимущества и недостатки налогового мониторинга

К числу преимуществ налогового мониторинга (в сравнении с традиционными механизмами налогового контроля в форме проверок) можно отнести:

  • Частичное освобождение налогоплательщика, в отношении которого ведется налоговый мониторинг, от традиционных налоговых проверок (с учетом положений п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
  • Возможность получения у налоговиков мотивированных разъяснений по тем или иным вопросам налогообложения в порядке, определенном ст. 105.30 НК РФ. Мотивированное мнение при этом может быть направлено в адрес организации и по инициативе ФНС (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
  • Освобождение налогоплательщика от ответственности за те его действия, что обусловлены следованием мотивированным разъяснениям контролеров (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
  • Недостатки налоговый мониторинг также имеет. К ним можно отнести:

    • тот факт, что возможность пользования налоговым мониторингом установлена главным образом для крупных бизнесов;
    • установление для налогоплательщика обязанности исполнять мотивированное решение ФНС, хотя оно может быть принято не в интересах предприятия;
    • неучастие сторонних (независимых экспертов) в выработке мотивированных мнений ФНС, а также в рассмотрении спорных вопросов налогообложения при налоговом мониторинге.

    Посмотрим, на что могут указанные недостатки налогового мониторинга повлиять в процессе взаимодействия налогоплательщика и ФНС.

    Ограничения для небольших бизнесов

    Обратиться в ФНС и запросить налоговый мониторинг в отношении своей деятельности могут организации, которые (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

    • за полный год ведения деятельности, предшествующий году, в котором подается заявление об инициировании налогового мониторинга, заплатили в бюджет не менее 300 млн рублей НДС, НДПИ, налога на прибыль, акцизов;
    • за тот же период получили доходы в величине не менее 3 млрд рублей;
    • по состоянию на 31 декабря года, предшествующего переходу на мониторинг, имеют активы стоимостью не менее 3 млрд рублей.

    При этом указанные критерии должны соблюдаться в совокупности. Так, у фирмы может быть выручка, условно говоря, в 30 млрд рублей, но активы — в размере 1 млрд рублей за полный год деятельности, что предшествует тому, в котором инициирован переход на налоговый мониторинг. В этом случае организация не получит от ФНС согласия на проведение данной процедуры.

    Таким образом, ощутить преимущества налогового мониторинга даже среднему бизнесу (по критериям, установленным постановлением Правительства России от 04.04.2016 № 265) пока невозможно.

    Обязательность исполнения мотивированного мнения

    В соответствии с п. 7 ст. 105.30 НК РФ исполнение мотивированного мнения ФНС для налогоплательщика обязательно. Данное мнение — не рекомендация, а строгое предписание. Если оно не будет исполнено, то ФНС вправе инициировать выездную проверку фирмы (подп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

    Выше мы отметили, что фирма, совершившая налоговое правонарушение вследствие выполнения мотивированного мнения ФНС при налоговом мониторинге, освобождается от ответственности.

    Обратите внимание

    Но, несмотря на это, предприятию может потребоваться доказать, что правонарушение совершено именно по причине следования мнению ФНС.

    Не исключено, что для этого потребуется судебное разбирательство, на которое фирме придется тратить силы и средства.

    Вот почему вместо участия в налоговом мониторинге, которое сопровождается получением непроработанных мотивированных мнений от ФНС, фирме может быть проще нанять в штат квалифицированных юристов с узким отраслевым профилем (что крупному бизнесу вполне по силам), которые обеспечат налоговый учет на должном уровне (при необходимости взаимодействуя с той же ФНС, но вне мониторинга). Частота появления налоговых нарушений в таких случаях и, как следствие, объем затрат на судебные споры могут быть ниже, чем если бы налоговый мониторинг осуществлялся.

    Соблюдает ли нейтралитет ФНС?

    ФНС — это госструктура, которая заинтересована, прежде всего, в задействовании как можно большего количества законных механизмов для обеспечения денежных поступлений в бюджет страны.

    Поэтому в тех ситуациях при налоговом мониторинге, когда перед ведомством стоит дилемма — принять решение в интересах фирмы или рекомендовать ей поступить так, чтобы пополнился бюджет государства, ФНС, скорее всего, предпочтет второй вариант.

    Вероятность такого выбора высока еще и потому, что в ходе выработки мотивированного мнения ведомством, ведущим налоговый мониторинг, не предполагается привлечения сторонних лиц с нейтральной позицией — экспертов, консультантов, аудиторов. В то время как при налоговых проверках привлечение экспертов возможно (письмо ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

    Поэтому вполне правомерно говорить о том, что до тех пор, пока к участию в налоговом мониторинге не будут системно привлекаться незаинтересованные (и в то же время компетентные) лица, функционирование института налогового мониторинга будет осуществляться в интересах, прежде всего, ФНС.

    ***

    Налоговый мониторинг — инновационная версия налогового контроля. Пока в нем могут принимать участие только крупные бизнесы. При наличии неоспоримых преимуществ налогового мониторинга у него есть ряд существенных недостатков, например в виде смещения направленности мониторинга в сторону интересов ФНС.

    Новая форма налогового контроля: налоговый мониторинг

    Налоговый мониторинг вместо проверок

    Налоговый мониторинг – новая форма контроля, за своевременностью, полнотой и правильностью исчисления и уплаты налогов, страховых взносов и сборов.

    Данный метод контроля позволяет налогоплательщику разрешать спорные вопросы с территориальными фискальными органами еще до подачи деклараций и отчетности.

    Осуществляется данный вид контроля через доступ налоговых органов, в режиме реального времени, ко всем учетным документом компании с целью проверки своевременности и корректности отражения хозяйственной деятельности с точки зрения налогообложения.

    Преимущества налогового мониторинга

    Проведение налогового мониторинга позволяет предприятию снизить налоговые риски и избежать доначислений по налогам и сборам. Так при наличии сомнений в предстоящей сделке, компания, находящаяся под мониторингом, может запросить мотивированное мнение в территориальной инспекции, на основании которого принять оптимальное решение.

    Так как налоговый мониторинг подразумевает режим реального времени, все спорные вопросы решаются оперативно и позволяют в дальнейшем избежать не только доначислений, но и выездных и внезапных проверок.

    Кто вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга?

    Налогоплательщик может стать объектом мониторинга при соблюдении ряда условий, предусмотренных в Налоговом кодексе статье 105.26 п 3. пп.1-3:

    • Сумма налогов, уплачиваемых за год предприятием в бюджет, за предшествующий мониторингу период должна составлять не менее 300 млн. рублей. При этом учитываются не только НДС и налог на прибыль, но и акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и пр. То есть при определении возможности включения компании в программу мониторинга учитываются все выплаченные им за год налоги и сборы.
    • Подать заявление в территориальный фискальный орган организация может в случае, если в прошедший год сумма дохода, согласно финансовой и бухгалтерской отчетности составляла от 3 млрд. рублей и выше.
    • Стоимость активов компании, претендующей на проведение налогового мониторинга, за прошедший год должна быть не менее трех млрд. рублей, согласно финансовой отчетности.Как мы видим, участвовать в программе мониторинга могут только крупные налогоплательщики.

    Подготовка к налоговому мониторингу

    Компания, которая решила перейти на такой способ взаимодействия с фискальными органами должна подать заявление в территориальную инспекцию, где она состоит на учете.

    Если до этого компания не участвовала в программе мониторинга, то заявление должно быть подано не позднее июля, тогда организация будет включена в программу мониторинга с 1 января.

    Если же организация хочет повторно воспользоваться таким способом взаимодействия с ФНС, заявление должно быть подано до 1 сентября. Вместе с заявлением подаются такие документы:

    • Регламент, по которому будет проходить взаимодействие с территориальной ФНС.
    • Информацию об учредителях – физических лицах, чья доля в компании составляет более 25%.
    • Учетная налоговая ставка, по которой будет предприятие вести хозяйственную деятельность в предстоящем году.
    • Регламент и документы внутреннего учета.

    Период налогового мониторинга

    Согласно пункту четвертому, статьи 105.26 Налогового Кодекса, началом мониторинга является 1 января, окончанием 1 октября следующего года.
    При этом, как указано в законе, на этот период исключаются любые другие налоговые проверки – камеральные и выездные. Однако это не касается ситуаций, указанных в статье 88 п.1.1 и в статье 89 п. 5.1 Налогового кодекса:

    • Если налогоплательщик предоставил декларацию позднее первого июля.
    • Если в декларации заявлено возмещение НДС или акцизных сборов.
    • Если налогоплательщик сдал «уточненку», в которой была уменьшена налоговая сумма или увеличены убытки предприятия.
    • Контрольная выездная проверка работы территориальных налоговых органов, вышестоящим органом ФНС.
    • Прекращение налогового мониторинга раньше срока.
    • Неисполнение налогоплательщиком рекомендаций ФНС – мотивированного мнения.

    Может ли налоговый орган отказать организации в проведении налогового мониторинга?

    Решение о возможности проведения налогового мониторинга принимается руководителем территориальной инспекции или его замом на основании полученной от компании информации и заявления. Решение должно быть принято, согласно закону, до первого ноября.

    И естественно, что вариантов решений два – отказать или применить к компании систему контроля в виде мониторинга. Принятое решение направляется организации в течение пяти дней, при этом отказ в проведении должен быть мотивирован.

    Так ФНС может отказать если:

    • Компания, претендующая на такой вид взаимодействия, не предоставила всей требуемой информации или она была неточной.
    • Если регламент взаимодействия не соответствует установленному.
    • Если система внутреннего контроля предприятия не соответствует требованиям к внутреннему контролю.

    Если ФНС будет принято положительное решение, то налоговый мониторинг может проводиться и в последующие периоды без заявления налогоплательщика.

    Решение о продлении контроля в виде мониторинга на следующий период принимается до первого декабря. Предприятие информируется о продлении программы взаимодействия на следующий период.

    Компания может отказаться от продления периода мониторинга, написав соответствующее заявление.

    Порядок проведения налогового мониторинга

    Проводится мониторинг в территориальной инспекции по месту регистрации компании.

    Суть его заключается в том, что если уполномоченное лицо обнаружило противоречия в документах или представленной информации или если информация, находящаяся в распоряжении ФНС противоречит предоставленной налогоплательщиком, в адрес компании направляется требование предоставить дополнительную информацию, пояснения или внести исправления. Для этого налогоплательщику отводится срок в пять дней.

    После изучения полученной от компании информации или при ее отсутствии, при обнаружении ошибок в исчислении сумм налогов и сборов или при несвоевременной внесении платежей, уполномоченное лицо направляет компании мотивированное мнение.

    Согласно процедуре данного вида налогового контроля, инспектор имеет право истребовать у налогового агента любые документы или информацию, относящуюся к налогам и сборам, своевременности и корректности их исчисления и уплаты.

    Предоставлены они должны быть в течение пяти дней.

    Если по какой либо причине налогоплательщик не может в указанный срок предоставить пояснения или предоставить информацию и документы, он должен об этом известить налоговый орган, сообщив при этом причины отказа от предоставления запрашиваемой информации.

    Пояснения предоставляются письменно в день, следующий за днем получения запроса от инспектора. Решение о продлении срока предоставления информации принимается руководителем или заместителем территориального органа.

    Важно

    Решение может быть как положительным, так и отрицательным.

    Мониторинг предусматривает кроме того повторное истребование документов в оригинале, если до этого были переданы копии.

    Мотивированное мнение налоговой инспекции

    Мотивированное мнение – это отражение мнения ФНС по тому или иному вопросу, касающемуся налогов, корректности их исчисления, сроков уплаты и пр. Процедура направления компании мотивированного мнения предусмотрена данным видом налогового контроля.
    Мотивированное мнение имеет две формы:

    • По инициативе ФНС.
    • По запросу компании.

    В первом случае мотивированное мнение направляется при обнаружении в процессе мониторинга ошибок при исчислении налогов и уплате акцизов, сборов и взносов. Направляется оно в организацию в течение пяти дней, при этом не позднее, чем за три месяца до окончания процедуры мониторинга.

    Во втором случае, налогоплательщик запрашивает мотивированное мнение у инспекции, если у него возникли вопросы по налогам, сборам, акцизам или иных сфер хозяйственной деятельности предприятия. Оформляется запрос в виде изложения позиции компании по данному вопросу.

    Ответ на запрос должен быть направлен в адрес компании не позднее месяца со дня его получения. При этом этот срок может быть продлен решением руководства территориального органа, если для обозначения позиции ФНС по данному вопросу требуются дополнительные данные и документы.

    При продлении срока рассмотрения вопроса налогоплательщик извещается дополнительно.

    Согласно закону, после ознакомлением с мотивированным мнением компания должна известить налоговый орган о своем согласии-несогласии с точкой зрения ФНС в течение месяца:

    • В случае согласия с мнением инспекции налогоплательщик отправляет документы, удостоверяющие, что мнение налоговой инспекции было учтено и реализовано.
    • Если налогоплательщик не согласен с мнение инспектора, он в указанный срок должен направить разногласия с предлагающимися документами. Налоговый инспектор после получения такого разногласия должен все материалы по нему направить в трехдневный срок в федеральный орган исполнительной власти. После чего может быть инициирован взаимосогласительная процедура, в которой будет участвовать представитель организации и налоговой инспекции. Срок проведения такой процедуры определен законом в один месяц, после чего компания извещается об изменении мотивированного мнения или о решении оставить его в силе.

    В итоге новый метод контроля позволяет не только эффективно взаимодействовать фискальным органам и крупным налогоплательщикам, но и вводит в практику совершенно новый для России способ решения налоговых споров – не судебный, а консультативно-медиативный. К тому же он позволяет свести к минимуму вмешательство ФНС в работу предприятия и уменьшить число проверок.

    Для крупных компаний такое взаимодействие поможет избежать рисковых сделок и контрактов и повысить безопасность хозяйственной и финансовой деятельности.

    Налоговый мониторинг: как работает и зачем нужен?

    Налоговый мониторинг вместо проверок

    В начале ноября Президент России подписал закон, который вводит добровольный превентивный налоговый контроль для крупных организаций — так называемый налоговый мониторинг.

    Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, а ряд его положений, касающийхся  консолидированной группы налогоплательщиков — с 1 января 2016 года.

    Попробуем разобраться, что налоговый мониторинг будет из себя представлять на практике.

    Совет

    Область применения

    Пока заключить с ФНС соглашение о налоговом мониторинге могут только крупные компании. Для этого нужно ежегодно платить более 300 млн. рублей налогов и иметь годовой доход и общую стоимость активов не менее трех млрд. рублей.

    По соглашению о налоговом мониторинге организация обязуется  раскрыть для налоговой инспекции в реальном времени данные своего бухгалтерского и налогового учета, информацию по сделкам.

    Взамен она получает преимущества в виде прекращения выездных налоговых проверок и возможности понимать налоговые последствия совершения нестандартных сделок.

    Налоговые органы обязаны давать разъяснения и консультации налогоплательщику по любым спорным вопросам налогообложения, кроме трансфертного ценообразования.

    Суть новшества заключается в обеспечении тесного взаимодействия бизнеса и налоговой службы в реальном времени для достижения взаимовыгодных результатов.

     Преимущества использования налогового мониторинга для бизнеса:

    • прекращение выездных проверок налоговых органов;
    • снижение фискальных рисков (получения штрафов, расходов на судебное урегулирование конфликтов и других);
    • доступ к экспертизе специалистов ФНС;
    • понимание налоговых последствий всех совершаемых нестандартных сделок;
    • стабильность и определенность в налоговой нагрузке, что позволяет повышать инвестиционную привлекательность бизнеса.

     Преимущества использования налогового мониторинга для ФНС:

    • возможность оперативнее и лучше контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов;
    • улучшение прогнозируемости объемов налоговых поступлений;
    • повышение эффективности: сокращение расходов на проведение налоговых проверок и разрешение налоговых споров.

    Опыт применения

    Налоговый мониторинг около десяти лет назад придумали в Голландии.

    Когда там проводили «пилот» этого новшества, его участники — два десятка крупных налогоплательщиков страны — по итогам указали на уменьшение административной нагрузки и рост инвестиционной привлекательности.

    Многие другие страны переняли голландский опыт, оценив пользу налогового мониторинга для предотвращения применения бизнесом схем ухода от налогов: практика быстро прижилась в Великобритании, США, Германии и других государствах.

    В России итоги «пилота» тоже можно признать удачными. Он стартовал в декабре 2012 года, когда c ФНС соответствующие соглашения заключили «Интер РАО ЕЭС», «РусГидро», МТС, российское представительство Ernst & Young и «Северсталь».

    Обратите внимание

    В EY отмечают, что с налоговиками встречались регулярно в течение всего время действия соглашения для прояснения применяемого порядка налогового учета операций и обсуждения других вопросов. «Проверяющие стали лучше понимать структуру и особенности нашего бизнеса, порядок учета, снизилось количество претензий.

    Выездные проверки последний год вообще не проводились, а объем запрашиваемой информации по камеральным проверкам сократился примерно на 25%», — поделился с РБК (http://top.rbc.ru/economics/27/05/2014/926354.shtml) партнер налоговой практики ЕY Иван Родионов.

    В «РусГидро» рассказали о плотном общении с налоговиками в еженедельном режиме.

    За время действия «пилота» его участники получили разъяснения по 50 запросам, рассказал «Ведомостям» (http://www.vedomosti.ru/finance/news/35668741/fns-bez-proverok) заместитель руководителя ФНС Сергей Аракелов. Удалось урегулировать некоторые налоговые споры, дошедшие до судов.

    По информации ФНС, число налоговых споров у части компаний сократилось в разы. Например, мировым соглашением окончился суд ФНС и «Интер РАО» на общую сумму 37,1 млн рублей.

    Согласно «Ведомостям», в МТС и «РусГидро» довольны снижением фискальных рисков за счет повышения  предсказуемости налогового регулирования.

    Но при расширенном информационном контакте с налоговой инспекцией перед компаниями встает и вопрос о степени раскрытия данных. По информации «Ведомостей» «полную открытость» обеспечили только «Русгидро», «Северсталь» и «Интер РАО». Другие компании ограничились согласованным перечнем данных, сославшись на «специфику деятельности».

    Как считают в компаниях-участницах «пилота», главное преимущество налогового мониторинга — предварительное урегулирование споров, которым недальновидно рисковать ради сокрытия каких-либо нелегальных схем.

    Судьба проекта

    По оценкам ФНС, в России на сегодняшний день только две тысячи налогоплательщиков отвечают требованиям, допускающим участие в программе налогового мониторинга. Большинство из них работает в сфере финансов и промышленного производства.

    Важно

    Так что в ближайшие год-два, видимо, не стоит ожидать бума в виде роста бюджетных поступлений или большого числа компаний, присоединившихся к программе налогового мониторинга — интерес к программе, по словам Сергея Аракелова, проявили пока 20-30 компаний.

    Вполне вероятно, что со временем больше налогоплательщиков смогут поучаствовать в налоговом мониторинге.

    Не исключено, что если эксперимент будет признан удачным, требования к объему выручки для входа в программу будут снижены, и она станет доступнее для более широкого круга налогоплательщиков.

    Другой вопрос, что самой ФНС для запуска проекта налогового мониторинга на федеральном уровне (хотя бы только для крупных компаний) при её текущей, очевидно немалой загрузке, потребуются существенные дополнительные ресурсы, включая обучение сотрудников, разработку стандартизированных процедур оперативного обмена информацией с налогоплательщиками и т.п., которые также не возникнут в одночасье.

    Так что налоговый мониторинг обещает быть делом долгим, но, несомненно, полезным.

    Налоговый мониторинг, Комментарий, разъяснение, статья от 30 июня 2017 года

    Налоговый мониторинг вместо проверок

    Федеральный закон от 4 ноября 2014 года N 348-ФЗ ввел с 1 января 2015 года новый вид взаимодействия налоговой инспекции и компании. В часть первую Налогового кодекса внесен новый раздел V_2 НК РФ, регламентирующий новую процедуру налогового мониторинга.

    Этот вид налогового администрирования исключает проведение большинства камеральных и выездных проверок компаний, запросивших в налоговой инспекции проведение мониторинга.

    Каждую операцию, которую провела организация, инспекторы будут контролировать в режиме реального времени, пользуясь полным доступом к данным бухгалтерского и налогового учета.

    Это позволит налоговикам быстро проверять правильность и своевременность отражения компанией хозяйственных операций для целей налогообложения.

    Формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга, и требования к ним

    Приказом ФНС России от 21 апреля 2017 года N ММВ-7-15/323@ в соответствии с пунктом 4 статьи 31, пунктами 1, 3, 6, 7 статьи 105_26, пунктами 1, 4, 7 статьи 105_27, пунктом 2 статьи 105_28, пунктами 1, 2, 4_1, 4_2, 7, 9 статьи 105_30, пунктом 3 статьи 105_31 НК РФ утверждены формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга, и требования к ним.

    Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля, позволяющая проверять правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) – организацию (п.1 ст.105_26 НК РФ).

    Налоговый мониторинг в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также проверяет правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

    Налоговый мониторинг – это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок. Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Налоговые органы не смогут проводить налоговые проверки за период проведения налогового мониторинга кроме случаев, указанных в пункте 1.1 статьи 88 и пункте 5.1 статьи 89 НК РФ.

    Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) – организацию (абз.1 п.1 ст.105_26 НК РФ).

    Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков (абз.2 п.1 ст.105_26 НК РФ).

    Требования для обращения с заявлением о проведении налогового мониторинга

    Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий (пп.1-3 п.3 ст.

    105_26 НК РФ):

    1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей.

    При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.

    Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), в совокупную сумму налогов, указанных в настоящем пункте, включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы;

    2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

    3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

    Для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии с пунктом 4 или 7 статьи 105_27 НК РФ выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.

    Заявление о проведении налогового мониторинга

    Общие положения о налоговом мониторинге

    Налоговый мониторинг вместо проверок

    Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Общие положения о налоговом мониторинге

    Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

    Содержание

    Налоговый мониторинг представляет собой относительно новую форму выражения налогового контроля и учета, направленную на установление наблюдения за соблюдением норм налогоплательщиками, которые устанавливаются положениями НК РФ.

    Непосредственным предметом контроля налогового мониторинга в России является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты установленных налогов и сборов, проверка базы доходов как юридических, так и физических лиц, проверка всех этапов процедуры уплаты предусмотренных сборов, защита бюджета государства и своевременное обнаружение нарушений действующих налоговых норм в организациях.

    Помимо этого, цель работы налогового мониторинга предусматривает и защиту законных интересов налогоплательщиков, особенно, если это новая служба и финансовый порядок учета, налогообложения, перехода на УСН еще совсем не налажен.

    Данная форма контроля выражается в постоянном наблюдении и фиксировании определенных результатов, которые были выявлены в ходе той или иной проверки. Затем полученные результаты могут быть сравнены.

    Совет

    Налоговый мониторинг является установленной юридической процедурой, следовательно, его результаты могут быть использованы для установления определенных санкций и штрафов за те или иные нарушения, которые были допущены налогоплательщиками.

    Чтобы данные результаты оказались правомерными и действительными, налоговый мониторинг должен быть проведен с учетом всех требований и нормативов, которые были установлены положениями действующего НК РФ.

    Проведение налогового мониторинга

    Проведение налогового мониторинга является важной налоговой процедурой, которая может проводиться только при наличии законных на это оснований и только определенными лицами, имеющими соответствующие полномочия. При этом данная форма контроля и способы ее осуществления должны полностью соответствовать положениям, которые содержат нормы налогового законодательства России, а также соответствующий регламент.

    Сама процедура проведения налогового мониторинга в России, как форма контроля, осуществляется на основании представления доступа налоговому органу к определенным сведениям, содержащимся в организациях. К этим сведениям можно отнести данные финансовой отчетности участников налоговых правоотношений, информацию базы доходов и расходов и т.д.

    Особым примечанием выступает тот факт, что данный доступ должен быть представлен налоговому органу на постоянной основе, для последующего регулярного осуществления контроля в установленной форме. Налоговый мониторинг, как форма проверки участников налоговых правоотношений, обладает достаточно редкой особенностью – он носит длящийся характер.

    В тоже время, важной особенностью, которую предусматривают действующие нормы законодательства России, является тот факт, что налоговый орган не вправе осуществлять дополнительные проверки, в том числе и выездные, в том случае, если в данный момент осуществляется налоговый мониторинг.

    Условия проведения налогового мониторинга

    Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.

    Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:

    • общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
    • объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
    • общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.

    Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.

    Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.

    Срок проведения и цели налогового мониторинга

    Налоговый мониторинг участников правоотношений осуществляется в соответствии с целями, поставленными положениями налогового законодательства России и НК РФ. В основной список целей можно включить следующие:

    • максимальное снижение рисков для участников, касаемо применения штрафных санкций со стороны государства, которые нередко бывают вызваны определенными нарушениями норм действующего законодательства России;
    • осуществление определенного страхования от возможных убытков, которые могли бы повлечь непреднамеренные нарушения действующих норм налогового законодательства и НК РФ;
    • более легкое и быстрое урегулирование возможных проблем, которые были найдены во время непосредственного осуществления мониторинга, например, неверного перехода на УСН;

    Как видно из вышеперечисленных положений, налоговый мониторинг всегда преследует основную цель – обеспечение защиты законных интересов и прав налогоплательщиков.

    Общие положения устанавливают, что налоговый мониторинг начинается 01 января года и продолжается до 01 октября следующего года.

    Регламент учета и информационного взаимодействия

    Регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает особый порядок представления налоговому органу требующихся документов, носящих финансовый характер. Данный документ представляет собой сведения базы доходов, данные УСН и налогового учета, финансовый отчет участников и т.д.

    Помимо этого, регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает действующий порядок уплаты и учета страховых взносов, перечисления налогов, перехода на УСН.

    Регламент учета и информационного взаимодействия составляется и утверждается в соответствии с действующей формой, предусмотренной нормами налогового права.

    Обратите внимание

    Несоблюдение установленной формы, также неполное указание требуемых сведений, либо представление ложной информации, приведут к тому, что существующий регламент учета и информационного взаимодействия будет признан недействительным и не сможет учитываться во время непосредственного проведения налогового мониторинга уполномоченными лицами.

    Данный финансовый документ должен содержать максимально подробные и точные сведения о схеме учета налогов конкретной организации, вне зависимости от того, применяет ли данная служба УСН или нет.

    Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

    Налоговый мониторинг вместо проверок

    Что такое налоговый мониторинг

    С 1 января 2015 года в России появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

    Суть заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

    Это следует из положений раздела V.2 НК РФ.

    В каких случаях проводят налоговый мониторинг

    Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если компания заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.

    Основанием для проведения налогового контроля будет положительное решение инспекции на поданное заявление.

    Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 НК РФ.

    Всем ли организациям доступен мониторинг? К сожалению, нет. Провести его могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг.

    За какой период проводят налоговый мониторинг

    Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.

    При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.

    Получается, что даже если подать заявление в 2015 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2016 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2017 года.

    Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.

    Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2016 года. То есть только в 2016 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

    Как подать заявление о налоговом мониторинге

    Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

    К заявлению о проведении мониторинга приложите:

    • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
    • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
    • учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.

    Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.

    Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

    Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:

    • либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
    • либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

    Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:

    • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
    • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
    • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

    Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 НК РФ.

    Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг

    Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:

    • нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейшая процедура станет невозможной;
    • в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
    • дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.

    О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

    Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 НК РФ.

    Как инспекция проводит налоговый мониторинг

    Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:

    • деклараций (расчетов) по налогам;
    • документов, представленных вместе с заявлением о проведении мониторинга;
    • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

    Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.

    Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у компании, составлены в электронном виде по установленным форматам.

    Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:

    • выслать в инспекцию по почте;
    • вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, или сотруднику канцелярии инспекции);
    • направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).

    Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 НК РФ.

    Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.

    Как оформляют результаты налогового мониторинга

    В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

    Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

    Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.

    Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

    Инициатива инспекции

    Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение.

    Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом.

    Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.

    Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.

    Инициатива организации

    Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.

    Важно

    В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.

    Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

    Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.

    Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.

    Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

    Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

    Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

    Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.

    После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

    Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру

    Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне компании, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.

    Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

    О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

    Совет

    Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.

    Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 НК РФ.

    Плюсы налогового мониторинга

    Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:

    1) камеральные проверки, которые проводятся:

    • если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
    • если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
    • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
    • если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.

    Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 НК РФ.

    2) выездные проверки, которые проводятся:

    • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
    • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
    • если компания не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
    • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

    Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 НК РФ.

    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector