Новые порядки в судах

Крашенинников: Будут разработаны критерии для лишения права слова в суде

Новые порядки в судах

Рабочая группа Госдумы приступила к подготовке важных поправок в процессуальное законодательство. Предлагается разработать четкие критерии, когда участников процессов можно лишать слова.

С предложением ввести санкции для нарушителей порядка в залах суда выступил Верховный суд России. Он внес в Госдуму большой проект поправок в Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы, а также Кодекс административного судопроизводства.

Проект уже принят в первом чтении, сейчас готовится ко второму. Именно на этом этапе и будет решаться, что в конечном счете останется в документе, как будут выглядеть нормы.

Обратите внимание

Помимо прочего инициатива предлагает прописать в ГПК санкции за пустое многословие в судах. Например, если участник процесса в своей речи уходит далеко в сторону, говорит не по существу, ему могут ограничить время выступления.

Что изменится в российской судебной системе

А за грубость суд будет вправе совсем лишить его слова. Тот, кто откажется замолчать, может быть удален из зала.

Кроме того, суд получит право наложить судебный штраф на лиц, участвующих в деле, и иных присутствующих в зале за проявленное неуважение к суду.

Нормы вызвали широкую дискуссию в юридическом мире. Например, Федеральная палата адвокатов предложила совсем отказаться от подобных положений.

Так как они, по мнению представителей адвокатского сообщества, создают почву для злоупотреблений: в судебном разбирательстве подчас грань между “разговором по делу” и “разговором не по делу” очень тонка.

Что если судья будет банально затыкать рот тем, кого не хочет слушать? И в итоге не услышит чего-то важного, что могло бы в корне изменить его мнение.

Сегодня за нарушение порядка в судебном заседании человека могут удалить из зала и оштрафовать

Поэтому на недавнем заседании в Госдуме рабочей группы по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства по поводу “молчаливых санкций” возникли споры.

Председатель Совета судей Виктор Момотов обратил внимание, что ГПК и сегодня разрешает удалять нарушителей порядка из зала заседания. Если же человека просто лишить права слова, он останется в зале и будет видеть все происходящее.

Это лучше, чем указать нарушителю на дверь, что сегодня иногда происходит.

Важно

В свою очередь некоторые правоведы указали, что предлагаемые нормы можно трактовать слишком широко.

По инициативе председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова предложено разработать четкие критерии для применения новых санкций, указав, в каких случаях участников процессов можно лишать слова. Это позволит минимизировать судейское усмотрение и риски злоупотреблений. К чему и приступила рабочая группа.

Прямая речь

О подробностях законопроекта председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил в интервью РГ.

Павел Владимирович, в судебных разбирательствах вопросы процедуры имеют принципиальное значение. Почему именно сейчас решено серьезно взяться за процессуальное законодательство?

Когда стоит просить приставов о помощи

Павел Крашенинников: Недавно принят закон, который дал старт судебной реформе. Апелляционная и кассационная инстанции в судах общей юрисдикции будут выделены в отдельные надрегиональные суды.

До 1 октября 2019 года появятся пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции, которые будут осуществлять пересмотр судебных актов в качестве апелляционной и кассационной инстанции соответственно.

Масштабная реформа судоустройства потребует корректировки процессуального законодательства.

Необходимые поправки предложено внести в законопроект по реформированию судопроизводства, который в настоящее время готовится к рассмотрению во втором чтении.

О каком проекте речь?

Павел Крашенинников: Это проект федерального закона № 383208-7 “О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Указанный законопроект был внесен Верховным судом и направлен на улучшение качества правосудия, оптимизацию судебной нагрузки при сохранении основополагающих принципов гражданского и административного процесса.

Законопроект является важным шагом в реформировании и модернизации судопроизводства, в унификации процессуальных кодексов.

Однако некоторые из предложенных в нем способов оптимизации деятельности судебных органов могут привести к снижению качества правосудия и ограничению реализации прав сторон в процессе.

Совет

В этой связи спорные положения законопроекта были вынесены на обсуждение рабочей группы для корректировки ко второму чтению.

Крашенинников: Судебная реформа усилит защиту прав граждан

Одно из спорных положений как раз и касается новых санкций?

Павел Крашенинников: Да. В настоящее время к нарушителям в зале суда могут применяться предупреждения, удаление из зала, штраф. Для того, чтобы дополнительно ввести новые санкции – ограничение по времени выступления и лишение права слова, – необходимо разработать четкие критерии, не допускающие излишне широкого толкования.

Кто будет разрабатывать такие критерии?

Павел Крашенинников: Предварительно подготовка этих критериев поручена членам рабочей группы: заместителю министра юстиции России Денису Новаку, ректору Московского государственного юридического университета им. О.Е.

Кутафина Виктору Блажееву, заведующему кафедрой гражданского процесса УрГЮУ Владимиру Яркову, профессору кафедры гражданского процесса МГУ им. М.В. Ломоносова Елене Кудрявцевой, представителям судейского сообщества и другим.

В дальнейшем этот вопрос будет прорабатываться на следующих заседаниях рабочей группы.

Судам готовят новые правила работы – Консультант по ст.228 УК РФ

Новые порядки в судах

Верховный суд РФ представил детали предстоящей реформы судоустройства России

Верховный суд РФ 13 июля обнародовал параметры предстоящей реформы судов общей юрисдикции: в их системе по аналогии с арбитражными судами появятся пять апелляционных и девять кассационных судов.

При этом расположатся они в основном в городах, которые не являются центрами федеральных округов.

В Генпрокуратуре РФ идею поддержали, однако высказали обеспокоенность доступностью правосудия для граждан и соблюдением процессуальных сроков — после осуществления реформы времени на пересылку документации может требоваться больше.

Содержание реформы

Текст законопроекта соответствует идее, которую озвучил осенью прошлого года глава ВС РФ Вячеслав Лебедев: создание в России пяти апелляционных и девяти кассационных судов в системе судов общей юрисдикции.

Идея состояла в том, чтобы приблизить систему к арбитражу, в котором вышестоящие суды территориально отделены от нижестоящих. Эту концепцию поддержал в декабре 2016 года и IX Всероссийский съезд судей.

Такие новации должны, по мнению ВС, способствовать независимости судей.

Сейчас пересмотр решений производится, по сути, в рамках региона, а областные суды выполняют роль судов первой, апелляционной и кассационной инстанций.

В областных судах обжалуются решения районных и городских судов — сначала в апелляционном порядке, а затем и в кассационном (жалобы рассматривает президиум суда). Только после этого спор может попасть в Верховный суд.

Обратите внимание

Кроме того, областные суды вправе рассматривать дела и по первой инстанции — например, о вооруженном мятеже, тяжких убийствах. Постановления по этим делам обжалуются в Верховном суде РФ.

После реформы апелляционные суды будут рассматривать жалобы на решения, вынесенные областными судами в качестве первой инстанции. Затем они будут попадать в новые кассационные суды. Последним передаются сегодняшние полномочия президиумов областных судов. Таким образом, им придется также рассматривать решения районных судов после апелляционного обжалования на областном уровне.

— Принципы независимости судей и объективности при осуществлении правосудия предполагают недопустимость совмещения функций по рассмотрению дел различными судебными инстанциями в рамках одного и того же субъекта РФ, а тем более — в рамках одного и того же суда, — заявил секретарь пленума, судья Верховного суда Виктор Момотов, выступая на пленуме ВС.

Новеллы, по его словам, также позволят снизить нагрузку на судей за счет распределения между вновь создаваемыми судами дел, которые сейчас сконцентрированы исключительно в областных судах.

Где разместят новые суды

Виктор Момотов также отметил, что «подавляющее большинство» новых судов предполагается разместить в городах, которые не являются административными центрами федеральных округов, так как при определении границ судебных округов основными критериями были уровень судебной нагрузки и доступность правосудия.

Из проекта следует, что обжаловать решения Мосгорсуда придется во Втором апелляционном суде, который расположится в Санкт-Петербурге.

Там будут рассматривать и дела городского суда Северной столицы, а также Свердловского, Тюменского, Курганского и других областных судов. В Нижний Новгород поедут недовольные решениями Пермского, Оренбургского и Ульяновского областных судов и жители Татарстана и Башкирии.

Кроме того, апелляционный суд появится в Томске, а также в Воронеже или Иваново, Краснодаре или Сочи — эти варианты еще обсуждаются.

Первый кассационный суд в Калуге займется рассмотрением жалоб на решения Московского, Нижегородского, Пензенского и ряда других областных судов.

Важно

А вот обжаловать в кассации постановления райсудов Москвы (после их рассмотрения в городском суде) можно будет прямо в столице.

Предполагается, что суд разместится в центре города — на Баррикадной, в здании, где сейчас находится Высшая квалификационная коллегия судей РФ.

Также кассационные суды, согласно проекту документа, могут появиться в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Казани, Перми, Кемерово и Владивостоке.

Кроме того, проект реформы предполагает, что «в целях приближения правосудия» к участникам спора апелляционные и кассационные суды смогут открывать постоянные «пункты присутствия» и в других населенных пунктах.

Именно на доступность судов для россиян на заседании Пленума ВС обратил внимание представитель Генпрокуратуры РФ.

Он отметил, что новации будут способствовать независимости судей, что является плюсом, но могут возникнуть проблемы с личным участием граждан в заседании и с соблюдением процессуальных сроков (так как усложняется доставка судебных материалов). Замминистра юстиции Алу Алханов отметил, что в Минюсте поддерживают процесс реформирования судебных инстанций.

Цена вопроса

Из финансово-экономического обоснования к документу следует, что на реализацию инициативы потребуется порядка 4,4 млрд рублей, причем 3 млрд из них — дополнительные ассигнования из бюджета.

Создание ставок в новых судах предполагается произвести за счет сокращения уже имеющихся в областных судах. Вывести из штата областных судов предполагается 823 судьи и сократить (с выплатой компенсаций) 1688 сотрудников аппарата судов. При этом из документов следует, что перейти на работу в новые суды готовы порядка половины судей.

В россии появились новые суды – новости право.ру

Новые порядки в судах

В итоговой редакции утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду.

Кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный – в Новосибирске.

Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд.        

Для просмотра интерактивной карты апелляционных судов нажмите на картинку.

Совет

В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города – так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой – в Казани, откуда он переехал в Самару. 

В следующем варианте правок в Калуге решили разместить первый апелляционный суд общей юрисдикции, однако в итоге в этом городе новых судов не оказалось вовсе: суд перенесли в столицу.

Редакция расположений учитывала региональные особенности и была выработана после согласований с Верховным судом, рассказывал Павел Крашенинников.

Перенос апелляционного суда в Москву связали с тем, что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база, учли также транспортную доступность. 

Верховный суд предполагал, что закон вступит в силу уже 1 июля, однако принять его удалось только к 30 июля. 

Для просмотра интерактивной карты кассационных судов нажмите на картинку.

Компетенции 

Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим.

Так, например, 4-й апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Мордовии, Татарстана, Самарской, Пензенской, Ульяновской и других областей (зеленая штриховка на карте).

Обратите внимание

Кассационный суд общей юрисдикции по аналогии рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям. 

Помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах. 

Судебные составы

И кассационные, и апелляционные суды будут возглавлять председатели сроком на шесть лет. Они смогут занимать должность не более двух сроков подряд. Если на сегодня (30 июля) судья уже исчерпал лимит, то возглавить новые суды он сможет лишь на один срок. Такое же правило действует для заместителей председателей. Предельный возраст пребывания в должности главы суда ограничен 76 годами. 

переедут для работы в новых судах

В состав кассационного суда общей юрисдикции входит президиум, коллегии по гражданским, административным и уголовным делам. В президиум суда входит председатель, его заместитель и другие судьи, количественный и персональный состав утверждает пленум Верховного суда. Аналогичные требования и условия установлены для апелляционных судов.

“Введение в федеральных апелляционных и кассационных судах должностей председателя суда, заместителя председателя суда, судей предлагается за счет сокращения должностей судей в судах областного звена”, – сообщается в финансово-экономическом обосновании к проекту. Аналогичная ситуация произойдет с гражданским штатом. 

Из судов областного звена уволят 362 гражданских служащих в случае с апелляционными судами, и еще 1362 – с кассационными. Из-за введения апелляционных судов, согласно предварительным подсчетам, переведут 91 судью, еще 90, по предположению законодателя, откажутся от перевода.

В кассационных судах с переводом продолжат работу 362 судьи, а 361 судья уволится в случае отказа от перевода. В случае увольнения гражданским служащим выплатят четыре оклада, судьям выплатят годовую зарплату. В случае переезда судьи и его семьи из бюджета выделят по 100 000 руб.

 

В итоге из-за реформы сократят 1724 гражданских служащих. Предполагается, что 451 судья откажется от переезда и уволится по собственному желанию, такие расчеты приведены в финансово-экономическом обосновании к проекту.

“Мы ожидаем, что деньги для создания этих судов могут понадобиться только по одной статье – не все судьи (занимающиеся сейчас апелляциями и кассациями) захотят работать в новых судах, и по действующему законодательству они должны будут получить компенсации, общие расходы составят около 3 млрд руб. Но это предположительная сумма, мы ещё не знаем, сколько точно судей не захотят работать в новых судах”, – комментировал председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев.

Кассационные и апелляционные суды должны начать работу не позднее октября 2019 года, решение о дате примет пленум Верховного суда. Судей в новые образования назначат уже в середине октября этого года.

Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ “О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции”.

Верховный суд определился с правилами процесса в новых судах

Новые порядки в судах

Верховный суд сохраняет нестройную систему двух кассаций, когда после рассмотрения дела в одной кассационной инстанции можно подать жалобу еще и в коллегию Верховного суда

Максим Стулов / Ведомости

Пленум Верховного суда в четверг одобрил поправки в Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства (КАС), которые устанавливают полномочия вновь создаваемых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, а также определяют порядок рассмотрения поступающих туда жалоб. Такие уточнения понадобились в связи с тем, что Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий создание в системе судов общей юрисдикции самостоятельных окружных апелляционных и кассационных судов, напомнил зампредседателя Верховного суда Василий Нечаев. По замыслу авторов реформы создание самостоятельных инстанций в специально учрежденных округах, не совпадающих с административно-территориальным делением, позволит повысить независимость судебных решений и унифицировать систему судоустройства.

Пять апелляционных судов будут рассматривать жалобы на решения, принятые судами областного и республиканского уровня в первой инстанции. Вступившие в силу решения районных судов общей юрисдикции и мировых судей будут проверять не президиумы региональных судов, как сейчас, а кассационные суды на территории соответствующего округа (всего их будет девять).

Важно

По новым правилам Верховный суд сможет в качестве кассационной инстанции проверять решения, вынесенные областными и республиканскими судами в первой инстанции, отметил Нечаев, в то время как по действующим правилам они до него не доходят.

А жалобы на решения областных и республиканских судов по делам, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства, вообще будут попадать на рассмотрение судебной коллегии Верховного суда, минуя кассационную инстанцию.

Это вызвано спецификой таких дел, которые требуют скорейшего рассмотрения, объяснил Нечаев.

Вячеслав Лебедевпредседатель Верховного суда декабрь 2016 г.

Сейчас в областной и равный ему суд обжалуются решения районных судов и затем в кассационном порядке обжалуют в тот же суд. Да, инстанции разные, но суд-то – один коллектив. Поэтому резонно каждую инстанцию разделить, чтобы она была самостоятельной.

Исключение сделано для споров о кадастровой стоимости, они останутся на уровне регионов. Собеседник «Ведомостей» в Верховном суде объясняет такое решение количеством, а также особенностями подобных дел: обычно они сопровождаются большим объемом экспертиз и заключений, нет смысла везти все это в Верховный суд.

Действительно, кадастровые споры – категория, демонстрирующая в последние годы активный рост. В 2017 г., по статистике Верховного суда, количество таких споров выросло на 26% до 16 000 дел.

В 97% случаев требования граждан удовлетворяются, рассказывал в феврале председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев – по его мнению, это свидетельствует о наличии системных проблем в кадастровой оценке и о необходимости введения обязательного досудебного порядка для этой категории споров.

Вдвое – с шести месяцев до трех – сокращается срок подачи кассационной жалобы. Это очень хорошо, радуется Станислав Добшевич из юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры». Полгода ожидания, не отменят ли уже вступившее в силу решение, – это слишком большой срок.

Совет

Но самое большое положительное изменение – это «сплошная кассация». Если раньше решение о передаче дела на рассмотрение кассационной инстанции принимал судья по своему усмотрению, то теперь отказ в кассации не предусмотрен.

По крайней мере на уровне кассационного суда, Верховный суд сохраняет возможность фильтровать попадающие к нему дела.

Действительно, Верховный суд сохраняет нестройную систему двух кассаций, когда после рассмотрения дела в одной кассационной инстанции можно подать жалобу еще и в коллегию Верховного суда, отмечает руководитель аналитической службы юридической фирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова. Но при этом в законопроекте подчеркивается: в Верховный суд можно будет обращаться только в исключительных случаях. По всей видимости, в дальнейшей перспективе кассационная инстанция должна остаться одна. А Верховному суду так или иначе придется сосредоточиться на формировании прецедентной практики, уверена Плешанова. А это, в свою очередь, требует усилить роль президиума Верховного суда при рассмотрении конкретных дел: согласно решению Конституционного суда, определения судебных коллегий не создают прецедента, напоминает она.

Каков общий порядок судебного разбирательства

Новые порядки в судах

В судебном заседании главным лицом является председательствующий, и все присутствующие в зале суда обязаны выполнять его указания. А чтобы судебные правила не стали неожиданностью, необходимо знать общий порядок процесса.

Процедура проведения судебных слушаний по гражданским делам описана в Гражданском процессуальном Кодексе России. Главным лицом в ходе заседания является судья. Все участники процесса и простые слушатели обязаны выполнять его указания и подчиняться распоряжениям.

Процесс начинается с того, что секретарь докладывает о явке и сообщает, кто явился, кто отсутствует и есть ли извещения о надлежащем уведомлении лиц, принимающих участие в деле.

В случае отсутствия кого-либо из них, суд ставит на обсуждение вопрос о возможности начала судебного заседания. Когда неявка связана с ненадлежащим извещением или другой уважительной причиной, то суд откладывает дело на другой день.

Если возражений нет, а не явившееся лицо уведомлено, судья продолжает слушание дела и устанавливает личности явившихся. Каждый участник процесса предъявляет паспорт и сообщает суду свои анкетные данные, включая место жительства и работы.Судья поясняет, кто входит в состав суда, и выясняет наличие отводов.

Если суду отводов не заявлено, участникам процесса разъясняются процессуальные права и устанавливается наличие ходатайств. Их рассмотрением и обсуждением заканчивается подготовительная часть судебного заседания.Следующая стадия – непосредственное рассмотрение дела и изучение всех обстоятельств.

Судья оглашает исковое заявление и выясняет отношение к нему истца и ответчика. Как правило, истец на иске настаивает, а ответчик с ним не согласен.

Затем суд выносит на обсуждение вопрос о порядке рассмотрения иска.

Выслушав мнения сторон, судья выносит соответствующее устное определение, в котором устанавливает в какой последовательности будут исследоваться все материалы дела. Как правило, стороны по очереди дают пояснения и отвечают на вопросы председательствующего. По общим правилам, сначала показания дает истец, затем – ответчик и третьи лица.

Обратите внимание

После допроса сторон суд переходит к исследованию доказательств. Как гласит закон, ими могут быть: документы, вещественные доказательства, заключения экспертов и специалистов и показания свидетелей. В первую очередь выслушиваются свидетельские показания, во вторую – обозреваются документы и вещественные доказательства.

По окончании вышеуказанных процессуальных действий суд спрашивает у сторон, имеются ли дополнительные доказательства и возможно ли закончить рассмотрение иска.Если истец, ответчик и третье лицо согласны, а другие средства доказывания исчерпаны, судебное следствие заканчивается и начинаются судебные прения.Первой в прениях выступает сторона истца.

Затем право слова предоставляется ответчику и его представителю. Третьи лица высказываются после выступления всех сторон. Если в деле принимает участие представитель прокуратуры, он дает заключение в самом конце прений.Выступая в судебных прениях, сторона может сообщить о некоторых обстоятельствах, которые имеют важное значение для дела, но не были исследованы в ходе слушаний.

В подобных случаях суд обязан вынести определение о возобновлении судебного процесса по существу и вновь перейти к судебному следствию.После окончания этой процедуры, судебные прения проводятся повторно.Заседание заканчивается удалением судьи в совещательную комнату, по выходу из которой оглашается резолютивная часть вердикта.

Сторонам объясняется, как и когда можно получить полный текст постановления и порядок его обжалования.

Именно в таком порядке проводятся заседания по гражданским делам.

  • Гражданский процессуальный Кодекс РФ

Каков общий порядок судебного разбирательства

Оцените статью
Просто о технологиях
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector