Нужно ли платить налог на прибыль с целевой бюджетной субсидии

Содержание
  1. Налогообложение субсидий на возмещение затрат: как происходит налоговый учет льгот и является ли они доходами физических лиц
  2. Является ли доходом и облагается ли налогом?
  3. Налогообложение  при ОСНО
  4. При УСН Доходы – расходы
  5. При ЕНВД
  6. Учет в Налог на доходы физических лиц
  7. В ндс
  8. Тематическое видео
  9. Заключение
  10. Бюджетная субсидия — что это такое
  11. Как получить чистые государственные субсидии, предназначенные на покупку жилья?
  12. Принципы предоставления государственного субсидирования для покупки жилья
  13. Что такое субсидии на покупку жилья от государства?
  14. Кому положены средства (субсидии) на покупку жилья?
  15. Как оформить и получить субсидию на покупку жилья
  16. Нужно ли платить налог на прибыль с целевой бюджетной субсидии
  17. Налогообложение грантов и субсидий, полученных индивидуальными предпринимателями
  18. Налог на прибыль и бюджетные учреждения
  19. Учет субсидий в коммерческих, некоммерческих и бюджетных организациях
  20. Бухгалтерский учет субсидий в МСФО
  21. Учет субсидирования при режиме УСН
  22. Учет при налоговом режиме ОСНО
  23. Учет при использовании системы ЕСХН
  24. Коммерческие/некоммерческие и бюджетные структуры
  25. Налогообложение субсидий
  26. Имущество, приобретенное за счет бюджетного финансирования: налоговые последствия
  27. Целевые поступления как источник приобретения имущества
  28. Бухгалтерский учет целевых поступлений
  29. Налоговый учет бюджетных поступлений

Налогообложение субсидий на возмещение затрат: как происходит налоговый учет льгот и является ли они доходами физических лиц

Нужно ли платить налог на прибыль с целевой бюджетной субсидии

Облагаются ли субсидии налогами? Этот вопрос интересует множество людей, включая и специалистов, которые сталкиваются с необходимостью учета общего налога. Однако грамотные специалисты сферы финансов могут подробно ответить на все вопросы, связанные с налоговым учетом субсидий на возмещение затрат.

Является ли доходом и облагается ли налогом?

Субсидия – это помощь невозвратная и безвозмездная, призванная компенсировать затраты, доходы, которые не были дополучены по тем или иным причинам.

Она отмечается отдельным порядком при ОСНО и УСН, в любом случае эти средства учитываются и фигурируют в документах. Субсидии могут назначаться по множеству причин, среди которых стоит отметить:

  • работу с региональными программами;
  • создание рабочих мест;
  • способствование занятости населения.

Как малые предприниматели, так и крупный бизнес может пользоваться теми возможностями, что открываются государствам в рамках целевых программ и прочих мероприятий.

Бюджетные средства принимаются в бухгалтерские записи на момент их предоставления, то есть, фактического поступления на счет, либо на момент выделения, который фигурирует в документах.

Налогообложение  при ОСНО

При покупке имущества на средства, представленные в виде субсидии, организации на ОСНО платят налог на прибыль. А если на данной системе работает предприниматель, он платит НДФЛ.

Если речь идет об амортизации, она начисляется ежемесячно, и это должно отражаться в документах соответствующим образом.

При УСН Доходы – расходы

Упрощенный вариант налогообложения не требует учета тех доходов, которые указываются в ст. 251 НК РФ, и в перечень не подлежащего учету в данном случае входит целевое финансирование.  Субсидии, которые предоставляются автономным организациям и бюджетным учреждениям, а также гранты, относят к этой категории, как и ряд других поступлений.

Не подлежат учету в рамках данной системы также и поступления целевого характера, те средства, которые перечисляются на ведение деятельности, содержание компании некоммерческого типа.

При ЕНВД

Субсидии отражаются не на момент их перечисления, а по мере использования средств, и сумма фигурирует сразу и в расходах, и в доходах. Но при ЕВНД фигурирует только доход, а не расход. В рамках данного варианта налогообложения не учитываются только субсидии на самозанятость, на развитие малого бизнеса, а все прочие поступления облагаются налогом.

Учет в Налог на доходы физических лиц

Если организация работает в рамках общего режима налогообложения, налог на прибыль может формироваться кассовым методом или методом начисления.

При использовании метода начисления субсидия обозначается как доход на дату расходов, в которых использована эта сумма.

Но использование кассового метода предполагает отражение дохода в сумме расходов, которые были оплачены.

Общий режим выплаты налогов предполагает кассовый учет, и субсидии фигурируют как расходы, оплаченные на дату появления. При покупке основного средства путем задействования субсидий, сумма будет фигурировать на протяжении срока начисления амортизации, то есть, отмечаться будет ежемесячно.

Обратите внимание

Кассовый метод обеспечивает возможность начисления амортизации в той ситуации, когда основное средство полностью прошло по оплате.

И частный предприниматель тоже может поступить только аналогичным образом – провести амортизацию после полностью прошедшей оплаты, и амортизация у частника может проходить только линейным образом.

Более сложным образом ситуация будет выглядеть в случае, если речь зайдет о покупке дорогостоящего средства, которое потребует выплаты не только субсидии, но и средств предпринимателя, организации. Учет в этом случае может проходить двояко.

Можно как определить долю субсидии в стоимости средства, чтобы указывать ежемесячный доход с присутствием этих средств, так и признавать как доход только субсидию до тех пор, пока амортизация не сравнится с ее суммой. Второй вариант считается более удобным и предпочтительным.

При продаже средство, которое не было амортизировано до конца, но было куплено за счет предоставленной субсидии, нужно указать в документах в день продажи прибыль от продажи и размер субсидии в рамках остаточной стоимости.

При этом остаточная стоимость переходит также в расходы.

При ликвидации недоамортизированного средства, купленного за счет государственных средств, пишут остаточную стоимость на момент ликвидации, и этот же ценовой показатель фиксируется в пункте внереализационных доходов.

Эта мера избавляет от уплаты налогов.

В ндс

Вопрос с НДС вызывает больше всего вопросов, и здесь необходимо принять во внимание мнение специалиста.

Субсидии для малого и среднего бизнеса на убытки в связи с приобретением товаров или услуг с НДС не входят в налоговую базу, поскольку здесь не идет речи об оплате реализованных услуг, товаров. И потому вычету эти суммы не подлежат.

Вариантов и подводных камней в этом вопросе фактически не существует, и единственной проблемой становится неосведомленность по данной теме даже в узких кругах.

Тематическое видео

Субсидирование бизнеса в целом, равно как и работа с предоставленными субсидиями – это непростые, многогранные задачи, в нюансах которых могут ошибиться даже специалисты.

А между тем, это исключительно важная тема, и ошибка в таких вопросах может привести к серьезным проблемам с бизнесом. Если вы хотели бы исключить подобные риски, и ознакомиться с темой как можно детальнее, вам поможет тематическое видео.

Просмотрев его, вы найдете ответы на множество вопросов, и сможете разобраться со сложившейся ситуацией.

Заключение

Налогообложение субсидий – это сложная тема, которая постоянно подлежит изменениям, поскольку в законодательстве РФ ежегодно появляются новые нюансы и аспекты по этому поводу.

В связи с активным внедрением субсидионных программ, призванных поддержать бизнес в условиях экономического кризиса и прочих проблем современности, развитие идет в сторону снятия лишних налогов и обременений, увеличения доступности субсидий, расширения возможности использования этих средств для нужд бизнеса, с целью обеспечения его процветания.

В ряде случаев субсидии приходится учитывать, и соответственно, уплачивать с них налоги, но в других ситуациях этого делать не нужно.

И даже если из налоговой приходит требование в совершении той или иной выплаты по субсидиям, всегда стоит рассматривать ситуацию как можно внимательнее, потому как из-за постоянных нововведений в законодательство, не всегда высокой компетенции кадров, требования порой приходят и неправомерные.

Важно

Собственные знания в этой сфере помогут избежать досадных недоразумений, обеспечат возможность рационального использования предоставленных средств.

Бюджетная субсидия — что это такое

Нужно ли платить налог на прибыль с целевой бюджетной субсидии

Skip to content

Бухгалтер. «Дебет», «Кредит», «Сальдо» — это то, где я, как рыба в воде. Но бесконечные цифры утомляют конечно. Хочется поговорить о путешествиях и побывать во всех уголках земного шара.

При необходимости купить что-то и недостаточному количеству собственных средств, человек может взять кредит в финансовом учреждении, а может, в определенных случаях, обратиться за помощью к государству.

Определенным слоям населения страна помогает, выделяя средства из бюджета, предоставляя льготы или назначая субсидии.

Какими же бывают субсидии, на какие цели их можно получить и что нужно для оформления их получения.

Как получить чистые государственные субсидии, предназначенные на покупку жилья?

На сегодняшний день чистые государственные субсидии на покупку жилья направлены на реальную помощь гражданам Российской Федерации, нуждающимся в в совершенствовании жилищных условий. Подобная помощь представлена в специальных государственных программах субсидирования, благодаря которым жители нашей страны имеют возможность приобретения полноценной жилой недвижимости.

— Принципы государственного субсидирования покупки жилья — Что такое субсидии на покупку жилья от государства? — Каковы размеры субсидий на жилье — Кому положены субсидии на покупку жилья?

— Как оформить и получить субсидию на покупку жилья

Принципы предоставления государственного субсидирования для покупки жилья

Законодательство регламентирует обеспечение граждан государственными субсидиями на покупку жилья через Жилищный Кодекс РФ, в котором прописаны базовые условия и нормы предоставления подобной материальной помощи населению.

Однако, все организационные вопросы и порядок непосредственного предоставления субсидий на приобретение жилья опубликованы, как правило, в отдельных постановлениях и правовых актах субъектов федерации.

Подобными постановлениями регламентируются права различных категорий граждан на те или иные виды субсидий по приобретению недвижимости, кроме того, отдельные особенности, правила и нормы возможно различаются в субъектах Российской Федерации.

Что такое субсидии на покупку жилья от государства?

Государством определена специальная материальная помощь обозначенных размеров, выделяемая из федерального или местного бюджетов для приобретения жилого недвижимого имущества с целью обеспечения граждан качественным жильём, либо улучшения жилищных условий. Это и есть специальные государственные субсидии на жилье, основными характеристиками которых считаются:

— целевая помощь нуждающимся; — безвозмездность государственных субсидий; — разумные требования к жилью;

лимит на срок действия.

Таким образом государственные субсидии на покупку жилья для граждан определены как безвозмездная материальная помощь. Действие выданного жилищного свидетельства ограничено определенными сроками, а сумму, прописанную в сертификате, получить на руки наличными невозможно.

Средства должны быть потрачены строго на покупку недвижимости или строительство жилого объекта с целью проживания. При этом разрешается оплатить ранее взятый кредит на жилье или оформить ипотеку в настоящее время с помощью средств из субсидии.

Совет

Отдельными нормативами разрешена трата средств госпомощи с целью ремонта имеющегося жилья, а также расширения его площади до соответственных размеров. Этот вариант допустим с учетом необходимости совершенствования жилищных условий граждан.

— Наличием недвижимости для продажи к сроку осуществления сделки; — Собственными финансами для возможности оплаты необходимой суммы;

— Заключенным договором ипотечного кредитования, подразумевающего оплату остатка долга по кредиту за конкретный период.

На целевое использование субсидии выделяется 6-месячный срок, однако, не успев провести все необходимые процедуры, можно подать заявление на повторное оформление. Важно помнить, что выдача субсидии на гражданина или семью производится единоразово.

Средства по субсидии можно инвестировать в строительство жилых объектов недвижимости, однако в различных регионах страны местные органы власти имеют право на ограничение использования данных средств, исходя из степени готовности объекта. Например, в Москве и области недопустимы инвестирования в недвижимость, готовность которой к сдаче в эксплуатацию менее 70%.
Каковы размеры субсидий на жилье

— Состав семьи и количество членов; — Отношение предъявителя к той или иной льготной категории; — Устанавливаемый законом поправочный коэффициент (стаж, выслуга лет, сроки стояния на очереди);

— Цена за 1 кв. метр, установленная Министерством строительства РФ.

Средними размерами материальной помощи при покупке недвижимости в черте города установлено 30-40%. При этом работники села могут рассчитывать на сумму до 70% от стоимости покупаемого объекта.

Кому положены средства (субсидии) на покупку жилья?

Местным органам власти по регионам предоставлена возможность на свое усмотрение корректировать категории граждан, кроме стандартного перечня, установленного государством, которым полагаются жилищные субсидии. Это обусловлено тем, что большую часть материальной помощи приходится выплачивать чиновникам из местных бюджетов. Право на получение жилищных субсидий предоставляются категориям лиц, среди которых:

— Работники бюджетных областей. — Молодые семьи, в которых каждому из супругов еще нет 35 лет. — Многодетные семьи, в которых трое и больше детей возрастом до 18 лет.

— Многодетные семьи, в которых дети до 23 лет, и они были призваны на срочную службу или обучаются в настоящее время в ВУЗах. — Дети-сироты. — Ветераны, участники боевых действий, семьи погибших в ВОВ, инвалиды. — Военнослужащие в запасе.

— Признанные малообеспеченными и стоящие в очереди на получение жилья семьи. — Молодые специалисты агропромышленного комплекса, проживающие и работающие в селе.

— Лица со стажем от 15 лет, выезжающие из регионов Крайнего Севера.

— в частном доме или квартире, условия проживания в которых не отвечают общеустановленным требованиям, — в общежитии или квартире коммунального типа, — совместно с лицами, страдающими тяжелыми заболеваниями, — в доме или квартире, площадь которой приходится менее 15 кв. метров на каждого члена,

— в однокомнатной квартире или смежного типа комнате совместно с двумя и более семьями.

Лица любой категории могут быть уличены в преднамеренном ухудшении своих условий проживания или умышленной порче собственного имущества, что будет являться веским основанием для отказа в выдаче жилищной субсидии.

Кроме таких неправомерных действий, к «искусственному» становлению себя в положение льготников можно отнести отчуждение жилплощади, вселение дополнительно лиц на имеющуюся жилплощадь, обмен жилья на более маленькую площадь.

При постановке на учет, во время ожидания очереди на получение субсидии, граждане могут самостоятельным образом решить свои жилищные проблемы или покинуть категорию льготников по любым другим причинам (переезд из сельской местности в город, увольнение с госслужбы, по причине смерти). В любом случае, указанный гражданин снимается с учета. При этом возможно снятие с очереди и выход из реестра лиц, которые не сообщили об имеющих место изменениях, способных изменить ход процедуры.

Как оформить и получить субсидию на покупку жилья

Для оформления государственной субсидии на покупку жилья необходимо подать заявление в местные органы власти, адресованное на имя руководителя, а также предоставить полный пакет необходимой документации. Для начала осуществления процедуры оформления жилищной субсидии необходимо подать следующий набор документов:

— Паспорт — Копию личного фин. счета — Домовую выписку — Трудовую книжку — Оригиналы и ксерокопии свидетельств о браке, свидетельства о рождении детей (при наличии) — Документацию, определяющую льготную категорию лица — Документы о совместно проживающих с подателем членов семьи — Документацию о правах на собственность или договор соц. найма

— Бумаги в подтверждение необходимости предоставления дополнительной жилплощади

Положительное решение подразумевает оформление свидетельства установленного образца, предполагающего выдачу сертификата на соответствующую сумму на приобретение жилья.

Гражданин должен открыть личный счет в одном из банковских учреждений, которые считаются участниками госпрограммы жилищного субсидирования, и предоставить его номер для зачисления денежных средств на покупку недвижимого имущества.

Нужно ли платить налог на прибыль с целевой бюджетной субсидии

Налогообложение грантов и субсидий, полученных индивидуальными предпринимателями

Нужно ли платить налог на прибыль с целевой бюджетной субсидии

Елена, во-первых, необходимо внимательно посмотреть документ, на основании которого Вы получили денежные средства. Здесь имеет принципиальное значение два момента:

  • Как в документе называются те денежные средства, которые Вы получили. Это может быть действительно грант, а может быть и субсидия, полученная в соответствии с Федеральным законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.
  • Наименование источника финансирования. Это может быть как бюджет субъекта Российской Федерации или бюджет местного органа самоуправления, так и средства коммерческой или некоммерческой организации, зарегистрированной в России или за рубежом.
  • Грант – это имущество или денежные средства, которые предоставляются безвозмездно и на безвозвратной основе гражданами России, некоммерческими предприятиями и фондами, международными организациями, объединениями. Перечень этих организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области культуры, искусства, охраны здоровья и т.п.

    Если Вы действительно получили грант, то в соответствии с пп 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ средства, полученные в виде грантов не учитываются при налогообложении.

     Эти средства признаются целевым финансированием и должны учитываться в учете обособленно.

     Даже в случае применения упрощенной системы налогообложения в виде доходов, Вы обязаны вести как учет доходов, так и учет расходов средств целевого финансирования.

    Обратите внимание

    Индивидуальный предприниматель  должен вести учет и доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов.

    При этом расходы, осуществленные в рамках предпринимательской деятельности при налогообложении “Доходы” в Книге доходов и расходов не отражаются, а средства, израсходованные в рамках целевого финансирования – отражаются.

    Эти расходы должны быть подтверждены всеми первичными документами – договорами (если договоры заключались), кассовыми и торговыми чеками, платежными поручениями, товарными накладными (в зависимости от того, каким способом была осуществлена оплата).

    Однако, денежные средства, полученные на развитие собственного бизнеса под понятие “грант” не подпадают. Скорее всего, Вам была выдана субсидия из бюджета субъекта Российской Федерации.

    В соответствии с абз. 6 пункта 1 статьи 346.17. НК РФ   “Порядок признания доходов и расходов”:

    Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

    Порядок признания доходов, предусмотренный абзацами четвертым – шестым настоящего пункта, применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств), указанных в абзацах четвертом – шестом настоящего пункта.

    Таким образом, как и в случае получения гранта, Вы обязаны отразить в Книге доходов и расходов и доход в виде полученных денежных средств, и расходы, произведенные за счет этих средств.

    Все денежные средства должны быть отражены в течение двух налоговых периодов, то есть в течение двух лет. Если денежные средства получены в 2011 году, то доход должен быть отражен в полном размере в двух декларациях – за 2011 и за 2012 годы.

    Важно

    В каком году какую сумму дохода отражать? Ответ находим в том же абз. 6 пункта 1 статьи 346.17. НК РФ – доходы отражаем пропорционально расходам. То есть если в 2011 году расхода не было, то и доход отражать не надо. Если расходы были фактически произведены и могут быть признаны для целей налогообложения в 2011 году, то точно в той сумме должны быть отражены и доходы.

    Ещё раз обращаю Ваше внимание, что данное правило справедливо ко всем индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и уплачивающим 15% с разницы между доходами и расходами, и уплачивающими 6% с доходов.

    При этом расходы должны быть подтверждены первичными документами и отражены в Книге учета доходов и расходов.

    Теперь давайте разберемся как отражаются в учете и признаются для целей налогообложения расходы на приобретение основных средств. Этот порядок установлен п. 3 ст. 346.16  и пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

    Расходы на приобретение основных средств при применении упрощенной системы налогообложения признаются расходами для целей налогообложения в следующем порядке:

  • Расходы признаются в размере оплаченной стоимости основного средства. То есть, если в 2011 году была осуществлена частичная оплата, то и в качестве расходов в 2011 году можно признать только сумму частичной оплаты. А в 2012  году сумму оплаты, произведенной в данном году.
  • Расходы признаются в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода. Как понимать такую формулировку? Налоговую декларацию индивидуальный предприниматель сдает один раз  в год, а Книгу доходов и расходов ведет поквартально. Поквартально оплачивает и авансы налога по УСН. Предположим, что основное средство оплачено и введено в эксплуатацию во втором квартале 2011 года.  Значит всю оплаченную сумму надо разбить на три части и равными долями отразить в Книге доходов и расходов за второй, третий и четвертый кварталы.

    Кроме того, в Книге учета доходов и расходов есть раздел II “Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу”. Основные средства, приобретенные за счет целевого финансирования необходимо отразить и в этом разделе наряду с другими основными средствами, применяемыми в предпринимательской деятельности и принадлежащими на правах собственности индивидуальному предпринимателю.

  • Расходы признаются с момента ввода в эксплуатацию основного средства. Значит необходимо заполнить все первичные документы, которыми подтверждается ввод основного средства в эксплуатацию. Унифицированные первичные документы по учету основных средств утвержденны Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств”: – Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме  зданий, сооружений) – унифицированная  форма ОС-1; – Инвентарная карточка учета объекта основных средств – унифицированная форма ОС-6;

    – Инвентарная книга учета объекта основных средств – унифицированная форма ОС-6б.

  • Все эти формы  должны быть закреплены в Учетной политике для целей налогообложения.  Дело в том, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ каждый налогоплательщик должен формировать учетную политику для целей налогообложения. И никаких исключений для индивидуальных предпринимателей  в этом плане в Налоговом Кодексе не предусмотрено.

    Итак, в Книге доходов и расходов мы отразили в равных суммах доход и расход. А как это все отразить в налоговой декларации? Ведь обязанность по уплате налога здесь не возникает?

    А в налоговой декларации по УСН эти суммы отражать не надо. Но зато возникает необходимость заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль. Да, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на прибыль. Но в случае получения средств целевого финансирования они обязаны заполнить и представить в налоговую лист 07.

    Совет

    В соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ получатели целевых средств обязаны по окончании налогового периода предоставить в налоговую инспекцию отчет о целевом использовании полученных средств. А этот отчет входит в состав декларации по налогу на прибыль (лист 07).  Конечно, необходимо заполнить ещё и титульный лист.

    При этом эти два листа необходимо сдать именно в сроки, утвержденные для сдачи именно этой декларации – не позднее 28 марта 2012 года. Так как в соответствии со статьёй 285. “Налоговый период. Отчетный период” налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

     Если Вы этого не сделали своевременно, то это необходимо сделать сейчас.

    Я постаралась максимально полно ответить на вопрос Елены. Но если вдруг у Вас остались какие-то вопросы, пишите в комментариях. Постараемся разобраться ещё глубже.

    Распечатайте и отнесите мой ответ Вашему налоговому инспектору.  Свои права надо отстаивать с Налоговым Кодексом в руках и со ссылкой на статьи, параграфы, пункты и абзацы.

    Удачи! 

    Налог на прибыль и бюджетные учреждения

    Нужно ли платить налог на прибыль с целевой бюджетной субсидии

    Как вы знаете, юридические лица создаются в форме коммерческих и некоммерческих организаций. Если для коммерческих организаций основной целью деятельности является получение прибыли, то некоммерческие организации согласно российскому гражданскому законодательству не имеют в качестве цели деятельности извлечение прибыли и полученную прибыль между участниками не распределяют.

    Одной из форм некоммерческих организаций являются бюджетные учреждения. О том, в каком порядке они исчисляют и уплачивают налог на прибыль организаций, пойдет речь в этой статье.

    Мы только что отметили, что извлечение прибыли не является целью деятельности некоммерческих организаций. Между тем ст.

    50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых такие организации созданы, и соответствующую этим целям.

    Прежде чем непосредственно приступить к теме статьи, напомним читателям и о том, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

    Учреждение, согласно ст.

    120 ГК РФ, может быть создано гражданином или юридическим лицом, так называемое частное учреждение, либо Российской Федерацией, ее субъектом, муниципальным образованием, соответственно, такие учреждения являются государственными и муниципальными.

    Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

    Обратите внимание

    Обратимся к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ).

    Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством России полномочий соответственно органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

    Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

    Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, причем отказаться от выполнения таких заданий бюджетное учреждение не вправе (п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

    Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 (далее – Положение N 671).

    Бюджетное учреждение имеет право выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, и сверх установленного государственного (муниципального) задания для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

    Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий и соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

    Важно

    Субсидирование осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением или приобретенных им за счет средств, выделенных учредителем на эти цели, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (абз. 1, 2 п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

    Таким образом, положениями п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ установлена форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений путем предоставления субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), которая отличается от способа финансового обеспечения деятельности получателей бюджетных средств.

    Напомним, что положениями ст.

    6 БК РФ установлено, что получателем бюджетных средств является орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

    Учитывая, что бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств, к нему не могут применяться нормы, установленные БК РФ для получателей бюджетных средств, о чем сказано в Письме Минфина России от 28 сентября 2012 г. N 02-13-11/3990.

    Обратите внимание, если недвижимое и особо ценное движимое имущество, о котором мы сказали выше, с согласия учредителя сдается бюджетным учреждением в аренду, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

    Также не следует забывать о том, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, а также недвижимым имуществом.

    Остальным имуществом, находящимся у бюджетного учреждения на праве оперативного управления, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено п. п. 13 и 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ или абз. 3 п. 3 ст.

    27 этого же Закона (п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

    Как вы помните, до 1 января 2011 г. бюджетные учреждения не могли самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от предпринимательской деятельности. Бюджетные же учреждения, созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г.

    Совет

    N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”, получили право самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от приносящей доход деятельности, о чем свидетельствует названный выше п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ.

    Таким образом, бюджетные учреждения с 1 января 2011 г. наравне с коммерческими организациями осуществляют приносящую доход деятельность, самостоятельно распоряжаются средствами, полученными в результате этой деятельности, и, соответственно, обязаны в общем порядке уплачивать законно установленные налоги и сборы.

    При этом обязанность по исчислению и уплате налога на прибыль возникает у бюджетных учреждений в рамках ведения деятельности, приносящей доход.

    Одним из таких налогов является налог на прибыль организаций, регулируемый гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), причем обязанность по исчислению и уплате налога на прибыль возникает у бюджетных учреждений в рамках ведения деятельности, приносящей доход, о чем сказано в Письме УФНС России по г. Москве от 17 октября 2011 г. N 16-15/100024@.

    Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями до 1 января 2011 г. были установлены ст. 321.1 НК РФ, которая утратила силу с 1 января 2011 г.

    С 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г. для бюджетных учреждений, которые являлись получателями бюджетных средств, особенности ведения налогового учета были установлены ст. 331.1 НК РФ.

    Начиная с 1 июля 2012 г. бюджетные учреждения исчисляют и уплачивают налог на прибыль организаций в рамках деятельности, приносящей доход, в общем порядке.

    Поскольку бюджетные учреждения исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке, напомним основные положения, установленные налоговым законодательством.

    Обратите внимание

    Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций на основании ст. 247 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

    Прибылью для российских организаций признается разница между доходами и величиной произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ.

    Иными словами, прибылью для бюджетного учреждения признается прибыль, полученная от приносящей доход деятельности.

    Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

    К доходам от реализации относится выручка, определяемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги (ст. 249 НК РФ).

    Внереализационными доходами в соответствии со ст. 250 НК РФ признаются доходы, не являющиеся доходами от реализации, то есть доходы, не перечисленные в ст. 249 НК РФ.

    Учет субсидий в коммерческих, некоммерческих и бюджетных организациях

    Нужно ли платить налог на прибыль с целевой бюджетной субсидии

    Субсидия – это выплата определенной суммы денег со стороны государства, органов местной власти. Подобная безвозмездная помощь оказывается как физическим, так и юридическим лицам.

    На субсидирование могут рассчитывать коммерческие и некоммерческие структуры, а также бюджетные учреждения.

    В статье расскажем про учет субсидий, разъясним, как отображаются такие поступления и нужно ли платить с них налог.

    Бухгалтерский учет субсидий в МСФО

    Международные стандарты фин. отчетности приняты во всем мире. Сюда входит бухгалтерский отчет по балансу, отчет о прибыли и убытках, движении денежных средств, капиталов. Все субсидии в МСФО можно разделить по таким категориям:

    • правительственные – когда средства предоставляются на некоторых условиях, которые компания обязана выполнить. В противном случае целевые деньги возвращается тому, кто их выделил;
    • для покупки активов на долгосрочную перспективу. Это также важный момент, который касается в основном деятельности крупных компаний с существенной долей участия со стороны государства. Такие предприятия способны влиять на социальную сферу или жизнь общества в целом;
    • субсидии, которые рассматриваются как доход компании;
    • средства, которые предоставляется в виде займа, но при этом правительство отказывается от его погашения на определенных условиях. Т е. это безвозмездная ссуда, в результате которой крупные компании оказывают положительное действие на экономику страны (региона).

    Отсюда видно, что учет средств зависит от способа их получения. Это целевая помощь или же какие-то льготные условия, под которые выдается субсидия. В отчетности деньги отражаются по двум направлениям.

    Те, что относится к активам, записываются как прибыль, полученная в будущем. Или помощь вычитают из балансовой стоимости.

    Те, что относятся непосредственно к доходам, записываются в графе «Другие доходы» или же вычитывается из расходов.

    Пример 1. Предприятию ООО «Магнат» выдана субсидия. На эти деньги приобретается участок земли, строится цех. Все работы должны быть закончены к 31 декабрю, а начаты 1 января. Участок стоит 5 670 000 руб. Проводки:

    Дебет
    Кредит
    Описание
    Стоимость
    Документ

    76
    86
    Долг относительно субсидии
    5 670 000 руб.

    51
    76
    Деньги из бюджета
    5 670 000 руб.

    08
    60
    Стоимость участка
    5 670 000 руб.
    Договор о покупке земли

    01
    08
    Участок, поставленный на учет
    5 670 000 руб.

    86
    98/2
    Сумма помощи для грядущего периода
    5 670 000 руб.
    Предоставлена субсидия, имеется соглашение

    98/2
    91/1
    Помесячно учитывается помощь (5 670 000 руб./11 мес.)
    515 455 руб.
    Субсидия предоставлена, имеется договор

    Учет субсидирования при режиме УСН

    Среди индивидуальных предпринимателей упрощенный налоговый режим наиболее популярен. УСН позволяет существенно уменьшить налоговую нагрузку и упросить порядок подачи и объемы отчетности.

    Упрощенный налоговый режим дает предпринимателю возможность контролировать все свои выплаты самостоятельно. Учитывать субсидии при УСН можно, если во внимание берутся уже израсходованные суммы. Об этом говорит гл.26.2 НК РФ.

    Субсидии также облагаются налогом на основании ст.346.15 НК РФ. Однако есть исключения:

    • когда помощь предоставляется малому/среднему бизнесу, полученная сумма записывается в прибыль и учитывается пропорционально издержкам, которые произведены за счет нее. При учете денег нет разницы, какой именно используется способ налогообложения при УСН – «доходы» или «доходы минус расходы»;
    • субсидия дается, чтобы содействовать занятости. Деньги выделяются безработным на заведение собственного дела и создание новых рабочих. Учет производится также как и в предыдущем варианте. Только учитывается субсидия в первом случае в двух, а во втором в трех налоговых периодах.

    Помощь по содействию занятости дается начинающему предпринимателю, который был ранее безработным. Ее не может получить организация. Если человек лишился работы и решил заняться предпринимательством, то государство его поддержит, выдав целевую материальную помощь на развитие бизнеса.

    Учет при налоговом режиме ОСНО

    Общий налоговый режим не может быть совмещен с УСН и ЕСХН. Субсидии при поддержании такой системы учитываются на следующих основаниях:

    • записывается в графу «доходы» на дату произведенных расходов, возникших в течение двух налоговых периодов за счет помощи;
    • если к концу второго года выделенные деньги еще не израсходованы, то остаток вносится в прибыль конца года.

    Учет при использовании системы ЕСХН

    Единый сельхозналог создан специально для товаропроизводителей. Он направлен на развитие сельского хозяйства. Однако у ЕСХН есть некоторые ограничения. Налог может использоваться только производителями сельскохозяйственной продукции, 70% доходов должно быть получено именно от продажи указанной продукции. Читайте также статью: → “Ведение учетной политики ЕСХН на предприятии».

    Такие жесткие условия не совсем привлекательны для занятых в сельском хозяйстве предпринимателей. Однако многие переходят на эту форму налогообложения. Чтобы понять особенности учета при ЕСХН, нужно сравнить его с учетом на ОСН.

    При ОСНО
    При ЕСХН

    Средства вписываются как прибыль на дату произведенных расходов
    Учитываются как доходы пропорционально издержкам

    Неизрасходованные средства в конце второго периода отображаются как доходы
    Если в конце периода, выданная сумма превышает траты, то разница вписывается в состав прибыли за этот период

    При всем своем неудобстве у сельхозналога есть свои преимущества – налоговые льготы в случае убытков, т. е. они равняются нулю. Все выплаты осуществляются по месту жительства, а переход на другую систему налогообложения, например, на УСН – добровольный. В большинстве случаев сельхозпроизводители этим пользуются.

    Единый сельскохозяйственный налог направлен на развитие бизнеса отечественных товаропроизводителей. Субсидирование предпринимателей происходит на конкретных условиях. Если целевые деньги превысили сумму издержек, то они отображаются как прибыль предпринимателя за этот период.

    Коммерческие/некоммерческие и бюджетные структуры

    Субсидии обычно проходят по счету 86 «Целевое финансирование». Оно происходит с учетом требований Положения по бухучету. Для некоммерческих структур субсидирование зависит от их правовой формы.

    Обычно такие выплаты производятся не напрямую из бюджета, а через какой-либо государственный орган. Что касается учета в бюджетных структурах полученной помощи, то по этому поводу есть письмо Минфина № 02-06-07/19436.

    Порядок произведения записей представлен в таблице.

    Коммерческие
    Некоммерческие
    Бюджетные

    Отражается дебиторская задолженность с источником поступления денег и целевой помощи
    Заполняется счет 86 «Целевое финансирование»
    Поступления относятся к группе 130 «Доходы от предоставления платных услуг…»

    Дт 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами»
    Отражаются также в форме № 6 «Отчет о целевом использовании поступивших денег» строка 250 «Прочие»

    Налогообложение субсидий

    Нужно ли платить налог на прибыль с целевой бюджетной субсидии

    Федеральным законом от 07.03.2011 г.

    № 23-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки” (далее – Закон N 23-ФЗ) определен особый порядок учета субсидий, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Если Вы применяете ЕСХН и УСН:

    Средства финансовой поддержки в виде субсидий следует отражать в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения.

    Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода (подп. 1 п.5 статьи 346.5, п. 1 статьи 346.17 НК РФ).

    Иными словами, если в течение двух лет Вы целевым образом израсходуете полученные средства, то налогооблагаемой базы не возникнет. 

    Законом предусмотрено, что данный порядок применяется плательщиками УСН, использующими в качестве объекта налогообложения как «доходы», так и доходы за минусом произведенных расходов.

    , но они должны вести учет сумм выплат (средств) в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (форма и порядок заполнения утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н).

    Налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 раздела I Книги отражают суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 раздела I Книги – соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.

    Пример: Предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в январе 2011 года получил субсидию в размере 300 тыс. руб., закупил на эту сумму товар, например, бытовую технику, и полностью реализовал их в первом квартале (31 марта) 2011 года за 400 тыс. руб.

    Таким образом,  предприниматель с датой 31 марта 2011 г. в графе 4 раздела I Книги отражает доход 300 тыс. руб., пропорциональный произведенным и признанным расходам на покупку товара с одновременным отражением расходов в сумме 300 тыс. руб. в графе 5 раздела I Книги.

    Таким образом, налогоплательщик отразит в Книге, что вся сумма полученной им субсидии израсходована. Кроме того, той же датой в графе 4 раздела I Книги налогоплательщик отражает доход от реализации бытовой техники в размере 350 тыс. руб.

    , при этом в графе 5 раздела I Книги ставится прочерк, так как расходы на приобретение данного товара уже учтены в предыдущей операции.

    Расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм (подпункт 1 пункта 2, подпункт 1 пункта 4, пункт 4, подпункт 2 пункта 5 статьи 346.5 – для налогоплательщиков ЕСХН; подпункт 1 пункта 1, подпункт 1 пункта 3 статьи 346.16, подпункт 4 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ – для плательщиков УСН).

    Важно

    Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения при применении УСН на дату реализации товаров (подпункт 23 пункта 1 статьи 346.16, подпункт 2 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ).

    Если Вы переведены на уплату ЕНВД:

    Согласно разъяснениям, данным в Письме ФНС России от 21 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9835@ , уплата ЕНВД предусматривает освобождение от уплаты НДФЛ и налога на прибыль организаций (в отношении доходов и прибыли, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

    Субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны.

    В то же время, субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам ЕНВД на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, либо в порядке и на условиях, предусмотренных главами 26.1 и 26.2 Кодекса.

    Таким образом, денежные средства в виде субсидий, выдаваемые организациям и индивидуальным предпринимателям при реализации программы по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ и направленные на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, не являются доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату ЕНВД.

    Поэтому данные суммы подлежат налогообложению у организаций, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, налогом на прибыль организаций (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН), а у индивидуальных предпринимателей, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, – налогом на доходы физических лиц (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН) в порядке, определенном, соответственно, главами 25, 26.1, 26.2 и 23 Кодекса.

    По вопросу учета субсидий для целей налогообложения советуем ознакомиться с Письмом

    Имущество, приобретенное за счет бюджетного финансирования: налоговые последствия

    Нужно ли платить налог на прибыль с целевой бюджетной субсидии

    «Российский налоговый курьер», 2004 год, №12

    Многие предприятия для выполнения различных социально-экономических задач получают денежные средства из федерального, регионального или местного бюджетов. В статье рассматриваются налоговые последствия, которые возникают у коммерческих предприятий в связи с приобретением имущества за счет целевых бюджетных поступлений.

    В действующем гражданском законодательстве нет толкования терминов “целевое финансирование” и “целевые поступления”. На практике они означают передачу денежных средств или иного имущества получателям для использования на определенные цели. В Налоговом кодексе трактовка этих понятий для целей налогообложения приведена в ст.251.

    Согласно пп.14 п.1 этой статьи к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами:

    • в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
    • в виде полученных грантов.

    Определение целевых поступлений дано в п.2 ст.251.

    Это целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, а также целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. В п.2 ст.251 Кодекса приведен закрытый перечень доходов, признаваемых целевыми поступлениями на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

    В рамках данной статьи мы рассмотрим особенности учета и налогообложения операций с имуществом, приобретенным коммерческими организациями за счет целевых бюджетных средств.

    Целевые поступления как источник приобретения имущества

    Определим, кто может являться бюджетополучателем целевых поступлений и в какой форме они могут быть предоставлены.

    Статьей 162 Бюджетного кодекса РФ установлено, что получателем бюджетных средств выступает бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

    Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

    Статья 69 Бюджетного кодекса устанавливает следующие формы предоставления бюджетных средств коммерческим организациям:

    • средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
    • бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
    • субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
    • инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.

    Примечание.
    Не путайте госзаказ и целевые поступления!

    В целях как налогового, так и бухгалтерского учета важно отличать денежные средства в виде целевых поступлений, полученные из соответствующего бюджета, от тех, которые поступили в счет оплаты товаров (работ, услуг), заказчиком которых выступают Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования.

    В первом случае денежные средства предоставляются государством на безвозмездной основе. Но эти поступления носят целевой характер и являются одним из источников финансирования хозяйственной деятельности экономического субъекта наряду с его собственными и заемными средствами.

    Во втором случае государство выступает как заказчик, которому предприятие обязано поставить товар (выполнить работу либо оказать услугу) для государственных нужд. Соответственно, предприятие должно отразить поступившие из бюджета денежные средства в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг).

    Таким образом, для целей налогообложения бюджетополучателем признается любое юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования (в том числе субвенции и субсидии), предусмотренные бюджетной росписью на соответствующий год.

    Получатель бюджетных средств обязан использовать их строго по целевому назначению, которое определяется передающей стороной. Кроме того, бюджетополучатель должен своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании данных средств. Это установлено п.2 ст.163 Бюджетного кодекса.

    А если денежные средства, полученные из соответствующего бюджета, израсходованы не по целевому назначению либо не использованы в установленные сроки? Тогда на основании ст.289 БК РФ они подлежат изъятию в бесспорном порядке. На руководителей таких организаций налагается штраф, а если имеется состав преступления, то они будут нести ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

    Бухгалтерский учет целевых поступлений

    Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании бюджетных средств, предоставленных коммерческим организациям, установлены ПБУ 13/2000 “Учет государственной помощи”.

    При получении уведомления о бюджетных ассигнованиях в соответствии с бюджетной росписью налогоплательщик отражает в бухгалтерском учете обязательства бюджета по перечислению денежных средств в виде целевых поступлений.

    Согласно п.5 ПБУ 13/2000 бюджетные средства принимаются к бухгалтерскому учету, если имеется уверенность, что:

    • условия предоставления этих средств организациями будут выполнены, подтверждением чему являются договоры на выполнение работ, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
    • указанные средства будут получены, подтверждением чего могут служить бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

    В соответствии с п.7 ПБУ 13/2000 и Инструкцией по применению Плана счетов

    Использование целевых бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, подлежащих амортизации, отражается в соответствии с п.9 ПБУ 13/2000 и Инструкцией по применению Плана счетов по дебету счета 86 “Целевое финансирование” в корреспонденции с кредитом счета 98 “Доходы будущих периодов”.

    Данная запись делается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию.

    В дальнейшем в течение срока полезного использования этих объектов сумма, учтенная на счете 98, списывается в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации в кредит счета 91 “Прочие доходы и расходы” как внереализационные доходы.

    Некоторые муниципальные, региональные и федеральные целевые программы предусматривают, что материальные ценности, приобретаемые (создаваемые) за счет целевых поступлений, являются собственностью соответствующего государственного образования (города, субъекта РФ и т.д.). В таком случае материальные ценности подлежат забалансовому учету.

    Налоговый учет бюджетных поступлений

    Целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Это установлено п.2 ст.251 НК РФ. Однако для этого бюджетополучатель обязан вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

    Оцените статью
    Просто о технологиях
    Добавить комментарии

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector