Обзор стратегии развития России до 2020 года

В августе 2011 года были опубликованы материалы по инновационному развитию России «Стратегия 2020» в задачах и направлениях. Доклад создан группой экспертов под руководством Я. Кузьминова, ректора высшей школы экономики. Данная программа разработана по поручению Председателя Правительства РФ комиссией по высоким технологиям и нововведениям. В ней определено инновационное развитие России с 2011 по 2020 годы.

Цели и задачи

Стратегия развития России выстраивает систему приоритетных направлений политики государства в экономической сфере, чтобы вывести её на новый путь развития по конкретным показателям роста товаров и услуг: повысить удельный вес экспорта новаторской продукции, сделать её конкурентоспособной.

Исходя из целей, содействовать развитию прикладной науки, современного предпринимательства, увеличить финансирование и поддержку данных секторов.

Основная концепция инновационного развития России 2020 года в нескольких целях и задачах.

Повышение человеческого потенциала

Стратегия вводит понятие «Инновационный человек». Основными критериями его компетенции должны стать:

  • Способность непрерывно совершенствоваться, переобучаться;
  • Критическое мышление;
  • Готовность к риску, предприимчивость, умение работать самостоятельно и в команде в конкурентной среде;
  • Владение иностранными языками, свободное деловое общение на английском языке.

Для решения этих задач система образования должна быть нацелена на формирование определенных навыков. Поможет в этом непрерывное самосовершенствование, стимулы и условия для повышения квалификации, постоянная переподготовка кадров.

Успешный человек должен быть готов к смене нескольких видов деятельности и профессий в течение жизни.

  1. Государственная поддержка навыков предпринимательства. Повышение активности существующих и создание новых инновационных компаний в бизнесе.
  2. Стимулирование новаторской деятельности молодежи, проведение форумов, конкурсов, слётов, олимпиад.
  3. Формирование культуры и престижа инновационной деятельности (например, восстановление интереса к научной фантастике).
  4. Внедрение в органы управления современных технологий (электронное правительство), создание новаторского климата.

Механизмом реализации данного направления стала госпрограмма «Образование и инициатива», «Наша новая школа».

Задачи концепции инновационного развития России

Для данной концепции поставлены следующие задачи:

  1. Увеличить показатели доли предприятий с технологическими новшествами.
  2. Повысить затраты на исследовательские разработки.
  3. Расширить удельный вес инновационной продукции в общем объёме промышленного производства.
  4. Не меньше пяти российских ВУЗов должны войти в число ведущих мировых (их всего 200).
  5. На 30% повысить долю средств на научные изыскания, увеличить количество патентов.
  6. Расширить международное сотрудничество, степень интеграции России в мировые процессы.
  7. Сформировать сектор разработок и исследований в высших учебных заведениях, поднять их результативность и эффективность.

Краткое содержание

Стратегия 2020 года должна стать ориентиром для создания программ в социально-экономических сферах регионов страны.

Краткое содержание данной программы – основные направления передового экономического развития в различных секторах:

  1. Стратегическое планирование. Разработка и реализация госпрограмм «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие науки и передовых технологий».
  2. Внешнеэкономическая деятельность. Участие России в ВТО, торговая политика государства.
  3. Противодействие коррупции. Представление сведений о доходах, запрет подношений и получения подарков должностным лицам госслужбы и др.
  4. Государственные гарантии на реализацию проектов инновации.
  5. Электронное правительство. Предоставление услуг в данном виде, внедрение карты гражданина.
  6. Развитие экономики регионов, инвестиции в различные территории России и моногорода.
  7. Подготовка управленческих кадров.

К данному списку добавляются следующие направления: развитие рынка труда, миграция и демография, совершенствование пенсионной системы, социального страхования и защиты, инновационное развитие здравоохранения, физкультуры и спорта, образования и культуры. Отдельно рассматривается проблема социально-экономического развития республики Крым до 2020 года.

Этапы

Данная стратегия инновационного развития России осуществляется поэтапно.

Первый этап. На этом периоде с 2011 по 2013 годы основной задачей являлось привлечение экономики и бизнеса к инновациям, как таковым. Должна была решаться развитием конкуренции, наращиванием инновационной активности, увеличением расходов на финансирование проектов частных компаний, образование и фундаментальную науку:

  • Создание НИЦ (Курчатовский институт);
  • Развитие приоритетных общеобразовательных программ;
  • Расширение международной интеграции российских вузов;
  • Модернизация экономики;
  • Привлечение иностранных инвестиций в высокотехнологические отрасли экономики;
  • Поддержка экспорта продукции инновационного характера.

Второй этап (с 2014 по 2020 годы). Текущий этап в развитии ориентирован на:

  • Повышение доли финансирования частных разработок, введение налогов и стимулов, направленных на замену старого оборудования новым технологическим;
  • Модернизация промышленности и технологий, до уровня, среднего по развитым странам;
  • Продвижение инновационной продукции России на мировые рынки, предоставление поддержки в виде кредитов и гарантий;
  • Увеличение бюджетных расходов на исследования и экспериментальные разработки, расширение внебюджетного финансирования.

Обсуждение и критика

Обсуждение стратегии указало на недостатки и отметило положительные результаты предыдущих лет в области инновационной сферы:

  1. Не достигнут запланированный уровень спроса на инновационные технологии в реальном секторе экономики.
  2. Не удалось в полной мере интегрировать российскую инновационную систему в мировую.
  3. Сохраняются проблемы качества образования.
  4. Недостаточно эффективно расходуются средства на научно-исследовательскую работу, не удалось решить проблему старения кадров.
  5. Неэффективными оказались меры по борьбе с коррупцией, таможенному регулированию.
  6. Низкий спрос на инновации в российской экономике, избыточная закупка импортного оборудования в ущерб собственным разработкам. Скромно выглядят российские компании на мировом рынке, хотя за последние 10 лет созданы сотни объектов инновационной инфраструктуры в России.

Проблемы инновационного развития России не оставили равнодушными участников обсуждения данной программы и простых граждан. Опубликованная в средствах массовой информации стратегия вызвала определенный резонанс.

Критические замечания, высказанные в ходе дискуссии:

  1. В числе приоритетных областей экономики стратегия ориентируется на развитие образования, медицину и информационные технологии. В действительности же экономика базируется на машиностроении, производстве материалов нового поколения, на высокотехнологичных энергетических потенциалах, а не на развитии сервисных отраслей.
  2. Неверно и то, что высокий уровень конкуренции создает спрос на инновации. Более эффективными формами хозяйствования являются кооперация и взаимопомощь, а не соперничество. Предлагается ввести конкурентоспособную оплату труда учителям, врачам, работникам культуры. Задачи системы образования заключаются в другом: в восстановлении самоуважения и престижа, социального статуса и государственной аттестации педагогов.
  3. Предлагается отказаться от регулирования рынка труда, не завозить в Россию рабочих-иммигрантов. При существующей безработице в некоторых регионах страны это не рентабельно.
  4. Подлежит критике тезис о сокращении числа госслужащих и реформировании пенсионной системы путем повышения минимального стажа с 5 до 20 лет, пенсионного возраста – до 63 лет мужчинам и женщинам.

Минэкономразвития России создало отдел пресс-службы, который принимает предложения и отвечает на вопросы граждан, касающиеся проблемы инновационного развития России. Задачи пресс-службы – анализировать ход реализации государственной программы. На обсуждении был выставлен отчет министра экономического развития М. Орешкина «Итоги деятельности Минэкономразвития в 2017 и задачи на новый 2018 год».

В апреле нынешнего года обсуждены проблемы проектного управления, внесен в Госдуму на рассмотрение законопроект о поддержке малого бизнеса. Максим Орешкин проводит лично прием граждан по всем возникающим вопросам, принимает во внимание конструктивные идеи.

Стратегия «инновационная Россия 2020» специально разработана с учетом требований глобальной экономики и очень важна для будущего страны. Сегодня Россия уступает многим странам по технологическим и инновационным показателям, и стратегия содержит в себе комплекс методов и мер, чтобы это изменить в самом скором времени. Стоит отметить, что это далеко не единственная попытка. Подобная практика существует с 2006 года, меняются только даты и содержание основных пунктов в соответствии с реалиями и потребностями выбранного временного отрезка.

Сложность и концепция

Одна из первых стратегий была разработана специалистами в 2006 году. Все прописанные в данном документе цели, условия и поставленные задачи должны были быть выполнены к 2015 году. Самым главным было скоординировать усилия так, чтобы скорость развития не была в ущерб качеству проводимых исследований, независимо от выбранного направления.

Следует учитывать запросы самой государственной власти, а также потребности бизнес-сообществ и структур. В отечественной науке уже сейчас существует очень много конкурентоспособных изобретений, которые ничем не уступят западным исследованиям мирового уровня, но из-за отсутствия необходимого баланса в данной сфере и экономической подготовленности, использовать их максимально эффективно не получится.

Стратегия инновационного развития России до 2020 года должна помочь решить ряд задач, в том числе и эту: правильное равновесие между количеством затраченного времени и усилий в соответствии с полученным результатом. Это даст возможность для постепенного, структурного развития российских технологий и экономики. С ее помощью задаются долгосрочные и более надежные ориентиры для финансирования науки вне зависимости от сложности исследований.

Планируется активная поддержка частных отечественных разработок. Стратегия учитывает текущее состояние и научно-технический прогресс. Речь идет не только о нынешних достижениях, но и долгосрочных прогнозах на будущее. Все условия и пункты данного документа обязательно учитываются при создании социальных, экономических и других программ, затрагивающих развитие общества.

Инновации

Перспективы инновационного развития РФ

Нынешние цели и желаемый результат были составлены исходя из опыта прошлых лет. Учитывается и то, развитие каких конкретно направлений поддерживалось все эти годы. В частности, документ 2005 и 2006 годов послужил качественным фундаментом для создания новой инновационной системы, были предприняты меры по финансированию и углублению многих разработок. Модернизации во многом подверглась и экономика с учетом технологического прогресса.

В качестве примера можно вспомнить что:

  1. Уже сейчас государство в полтора раза больше финансирует различные исследования и разработки в научно-прикладной сфере.
  2. Заново пересмотрен принцип работы благотворительных фондов.
  3. Организовано содействие во включении промышленных предприятий в использование технологического прогресса.
  4. Существенно увеличилось количество исследований в сфере высшего образования.
  5. Предпринимается ряд действий по привлечению ученых с мировым именем в исследовательскую деятельность российских вузов.

Одно из самых ярких подтверждений, что план инновационного развития не просто слова – один из самых современных технологических центров «Сколково». В рамках проекта создается современный технический университет, который ничем не должен уступать ни одному из ведущих университетов в мире. Модернизируется и система финансирования для того, чтобы у частных компаний было больше возможностей для реализации своих проектов. Введены соответствующие налоговые льготы, и уже сейчас принят к реализации закон, благодаря которому бюджетные образовательные учреждения смогут создавать свои инновационные предприятия.

Научный центр Сколково

Ключевая проблема на текущий момент заключается в том, что спрос на инновации в отечественной экономике недостаточно высокий и сама структура малоэффективна за счет того, что большую часть готового оборудования для работы придется покупать за рубежом, а не опираться на собственные разработки. Прямо сейчас частный и государственный сектора не готовы к внедрению инноваций, поэтому уступают другим странам.

Стратегия инновационной России в 2020 году

Инновационный путь развития страны характеризуется следующими пунктами:

  1. Увеличивается количество промышленных предприятий, использующих для работы последние достижения технологического прогресса. Общее их количество должно вырасти больше чем на 50%.
  2. Растет эффективность промышленности, соответственно, увеличивается и доля страны в высокотехнологичных товарах и услугах на мировом рынке. Например, в сферах атомной энергетики, авиатехники или космической техники. Если рассуждать в процентном соотношении, то к окончанию оговоренного срока в каждой области показатели должны возрасти примерно на 10%.
  3. Экспорт товаров и услуг из сферы высоких технологий также будет увеличен на 2%.
  4. Государством будет выделяться больше финансовых средств на отечественные исследования и разработки. Это касается не только государственного, но и частного сектора.

Инновационная сфера в дальнейшем будет все глубже взаимодействовать и затрагивать все остальные. Это касается не только экономического развития, но и грамотного использования предоставленных ресурсов в целом. Более выборочный и жесткий подход позволит обеспечить стране ежегодный рост экономических показателей по всем сферам. Внимание будет уделено и подготовке кадрового состава. Помимо технологий, квалифицированные специалисты, которые свободно ориентируются в своей профессиональной области, станут самым надежным фундаментом для будущих открытий и развития страны.

Последние новости

Инновационную повестку обсудили на ПМЭФ-2019 (Петербургский международный экономический форум), который проходил с 6 по 8 июня 2019 года. Главным событием форума стало выступление президента РФ Владимира Путина.

Одной из инновационные разработок, представленных на презентации, стал Робот Пифагор. Также был презентован шлем виртуальной реальности, VR очки и др.

Молодые ученые демонстрируют потрясающие инновационные технологии: видео

Читайте также:

  • Рынок труда в 2020 году
  • Что будет в 2020 году в России и мире
  • Какие технологии будут в 2020 году

В докладе представлены материалы Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса РФ на период до 2030 года, разработанного НИУ ВШЭ по заказу Министерства сельского хозяйства РФ при участии представителей ведущих научных организаций, вузов, компаний, отраслевых союзов и ассоциаций, технологических платформ.

Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года
/ Минсельхоз России; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 140 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-7598-1561-7

Издание подготовили
: Л. М. Гохберг (руководитель авторского коллектива), А. Ю. Гребенюк, Е. Л. Дьяченко, Г. А. Китова, Т. Е. Кузнецова, И. Ф. Кузьминов, И. В. Логинова, С. В. Мартынова, Т. В. Ратай, П. Б. Рудник, А. В. Соколов, А. Б. Суслов, Е. Е. Точилина, С. Ю. Фридлянова, К. С. Фурсов, А. А. Чулок

При участии: П. Д. Бахтина, Е. В. Берегатновой, Ю. Я. Дранева, Ю. В. Мильшиной, А. С. Наумова, Я. Я. Радомировой, В. А. Рудя, Б. В. Семина

Полный текст доклада
 (.pdf, 2 Мб)

Цель Прогноза — определение наиболее перспективных направлений научно-технологического развития агропромышленного комплекса, гарантирующих обеспечение продовольственной безопасности и позволяющих России стать мировым поставщиком продуктов питания высокой глубины переработки. В рамках Прогноза рассматриваются глобальные вызовы, связанные с ними угрозы и возможности научно-технологического развития, перспективные инновационные рынки, продукты и технологии, области научных исследований в агропромышленном комплексе. Представлены рекомендации по мерам научно-технической политики и направлениям использования Прогноза.

Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года утвержден приказом №3 
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12 января 2017 года «Об утверждении Прогноза научно-технической сферы АПК».

Ход разработки Прогноза научно-технического развития АПК с 2015 года освещался на портале НИУ ВШЭ, сайте ИСИЭЗ и в СМИ:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector