Особенности применения нулевых шин

Особенности применения нулевых шин – Stroim24.info

Особенности применения нулевых шин

Как известно, система электропитания конечного потребителя строится по схемам, рекомендованным Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). На объект подводится силовой кабель, дальнейшая разводка происходит в распределительном щитке.

Для удобства монтажа и упорядочения линий электропитания, вводы с разными значениями объединяются в контактные группы.

Шина с фазой, нулевая шина — это контактная колодка, в которой присутствует возможность надежного подключения нескольких проводников для питания электроустановок.

Требования, предъявляемые к нулевой шине

  • Для групповой сети, шина должна быть единым проводником, без возможности коммутации между ее частями.
  • Сопротивление должно быть одинаковым по всей длине.
  • В пределах одной групповой линии, допускается объединение проводников PE (защитное заземление) и N (рабочий нуль).При этом после разделения ввода PEN на шины PE и N, конечные потребители подключаются на разные шины.С момента разделения, линии заземления и нуля могут быть проложены в одном силовом кабеле, но проводники должны быть изолированы.
  • Вне зависимости от способа подключения (трехфазное или однофазное), сечение нулевого проводника должно соответствовать сечению любого из фазных проводников. То же требование предъявляется к сечению самой шины.
  • Сечение соединительных проводов от шины до конечной электроустановки, не может быть выше, чем сечение входного силового провода.
  • Если шина представляет собой конструкцию с отверстиями для подключения проводников, действительным сечением считаются геометрические параметры в самой тонкой части.
  • Требований по обязательному изготовлению нулевой рабочей шины из определенного металла не существует. Однако на практике, применяется медь или латунь. При расчете сечения алюминиевых шин, по отношению к медным, применяется коэффициент 1.52.

Для удобства рассмотрим однофазную схему, которая применяется в большинстве квартир многоэтажных домов. Две основные линии: фаза и нуль, присутствуют всегда. Они заводятся в прибор учета (счетчик электроэнергии), а на выходе становятся доступными для дальнейшей разводки. В зависимости от применяемой системы, может быть установлена либо только нулевая шина, либо нулевая и заземляющая.

Почему применяются разные системы заземления

  • Схема, не противоречащая современным Правилам устройства электроустановок (ПУЭ): TN-S. К вам в распределительный щиток заходят три проводника (напомним, речь идет об однофазной схеме).

    На установке, производящей электроэнергию (в нашем случае — трансформаторная подстанция), шина нулевая с заземлением представляют собой глухо заземленную нейтраль. Соединение с защитной землей происходит лишь в этой точке.

    Затем по изолированным проводникам, в щиток заводятся две шины. Эта система является самой безопасной с точки зренияНулевая и заземляющая шины разделены на уровне вводного устройства в объект.

    На уровне конечного распределительного щитка (группы потребителей) шины снова объединять запрещено. В случае повреждении нулевой шины на пути от генерирующего оборудования до потребителя, заземление остается в целости и сохранности.

  • Устаревшая, но широко применяемая в зданиях старой постройки схема TN-C. Заземление не выведено отдельным проводником, в щитке присутствует лишь нулевая шина.Соединять с нулем проводник заземления, запрещено Правилами устройства электроустановок. Поэтому в данной схеме подключения «земли» в привычном понимании просто нет.
  • Для чего нужна нулевая шина

    Силовой и нулевой провода, необходимо распределить от щитка до каждого индивидуального потребителя (или группы потребителей). Типовая схема квартирного щитка выглядит так:

    Все силовые провода коммутируются защитными автоматами. А рабочий нуль соединяется с каждым потребителем напрямую. Для того чтобы выполнить групповое соединение без проблем на единственном контакте, разработана нулевая шина.

    • Обеспечивается оперативное подключение нескольких равнозначных линий.
    • Все контакты находятся под визуальным контролем.
    • Появляется возможность эффективного использования автоматов: нулевой проводник размыкать автоматом не обязательно. Значит, коммутационное оборудование может состоять из одной линии.
    • Гарантируется неразрывная цепь нуля от силового кабеля на входе, до каждой электроустановки.
    • Грамотное разделение электропроводки в рамках одной системы.
    • Технически правильное подключение устройств защитного отключения (УЗО), возможно лишь в случае организации нулевой шины в соответствии с ПУЭ.

    Какими бывают нулевые шины

    По сути, это усиленный проводник открытого типа (в контактной зоне), на который можно с помощью винтовых или иных соединителей завести нулевые проводники. Типичная конструкция — прямоугольный брусок из прочного металла с хорошей проводимостью: чаще всего латунь, или иные сплавы на основе меди.

    Размещается эта контактная колодка внутри распределительных устройств. Вне зависимости от конструкции, после монтажа не должно быть доступа к токоведущим частям.

    В генерирующей установке, нуль является глухо заземленным. А в точке подключения, любое прикосновение к открытым проводникам может быть опасным.

    Поэтому в щитках, где после открытия крышки открывается доступ ко всем элементам, применяются относительно защищенные конструкции.

    Если щиток после монтажа всегда закрыт для доступа, за исключением выключателей защитных автоматов, можно использовать полностью открытые нулевые рейки.

    Такие колодки непосредственно монтируются на корпус (внутри) щитка из пластмассы, или через диэлектрические проставки, на металлическую коробку.

    Поскольку большинство распределительных щитов выполнены с применением DIN реек, разумно устанавливать любое клеммное оборудования подобной конструкции.

    Установив такую рейку в одном ряду с дифференциальными автоматами, несложно аккуратно подключить каждый абонентский кабель внутри щитка.

    Существуют клеммы быстрого монтажа: по типу WAGO. Есть соблазн не «мудрить» с винтовыми зажимами, а выполнить соединение «по-быстрому».

    Но такие зажимы не являются на 100% надежными. К тому же, качество контактов невозможно проверить визуально. Еще одна проблема — в разъемах WAGO нет возможности извлечь один проводник, не разрушив всю линейку.

    Какого производителя выбрать

    На самом деле, предпочтения тому или иному логотипу не связаны с качеством. Фурнитуру для монтажа электропроводки выпускают все известные электротехнические предприятия. И если у вас вся розеточная сеть, защитные автоматы и проводка, произведены фирмой IEK, ABB, Legrand или Schneider Elerctric — есть смысл нулевые рейки и шины защитной земли покупать с таким же логотипом.

    Экстремально дешевые изделия «noname», могут просто треснуть при эксплуатации, обеспечив гарантированные проблемы для дорогостоящего электрооборудования.

    Видео по теме

    Статья в тему:  Как выбрать светодиодный светильник для вашего аквариума

    Поделитесь с друзьями в соц.сетях

    Нулевая шина — основное назначение и монтаж заземляющей шины. 115 фото современных разновидностей шин

    Особенности применения нулевых шин

    При функционировании электрической сети в 400 Вольт не обойтись без специальной защиты — заземляющих проводников и рабочих нулей, подключаются которые через нулевую шину. Без нее сборка полноценного и отвечающего всем параметрам техники безопасности электрощитка невозможна, поэтому важно каждому владельцу высоковольтной линии знать детали монтажа нулевой шины своими руками.

    Коротко о конструкции и принципе работы

    Если внимательно посмотреть на фотографию нулевой шины, то можно увидеть токопроводящую жилу из электротехнической меди или латуни на пластмассовом основании. Каждая мини шина отделяется от соседней прозрачной пластиной, гарантируя безопасность и изоляцию.

    Отверстия и зажимные болты в конструкции предназначены для закрепления проводников и их безопасной разводки, а посредством пластмассового корпуса устройство фиксируется на DIN рейке.

    Длина изделия зависит от количества имеющихся монтажных отверстий, однако несмотря на разницу в зажимных болтах, шина всегда монолитна, что упрощает обслуживание, повышает безопасность и надежность креплений.

    Также шины заземления различаются по наличию корпуса:

    Нулевые шины с корпусом внутри не отличаются от «оголенных» аналогов, а внешне заключены в специальный пластмассовый блок, который в большинстве случаев с трех сторон выполнен из непрозрачного белого пластика, а с лицевой стороны с прозрачной синеватой крышкой.

    Определить данное устройство заземление легко в щитке не только по продолговатой форме, но и обязательному наличию на корпусе, основании синего или голубого цвета — явного указателя на нулевой тип элемента электросети.

    Подробнее о назначении

    Использование заземляющей нулевой шины в системе проводке позволяет решить много важных моментов:

    • Создание нескольких точек, чтобы разделить общую нагрузку от основного ввода к нулевому проводнику.
    • «Открытие» механизма заземления посредством использования в конструкции прозрачной крышки, защищающей клеммы.
    • Повышение эффективности и работоспособности автоматических устройства защиты.
    • Обеспечение непрерывности линии от непосредственного заземления до выходной точки.
    • Экономия места в щитке, так как не будет необходимости размещать несколько одиночных шин.
    • Разделение проводов нулевого и фазного типа.

    В целом, нулевая шина позволяет поднять безопасность функционирования сети на качественно новый уровень, однако ее использование и подключение должно быть максимально грамотным, поэтому к монтажу данного элемента электротехнической сети предъявляются особые требования.

    Необходимые технические характеристики

    Нормативной документацией установлены четкие требования к используемым шинам, где главным стандартом является соотношение сечения нулевого провода в главной заземляющей шине и нулевой. Точнее, диаметр жилы не должен превышать свой «главный» аналог.

    При выборе важно обращать внимание на следующие конструктивные особенности:

    • Типоисполнение;
    • Диаметр отверстий зажимных болтов;
    • Максимальный ток;
    • Тип изолятора;
    • Способ монтажа.

    Секреты и нормы монтажа

    При установке нулевой шины может быть использован один из нескольких возможных типов монтажа (соответствующий прописывается в инструкции):

    • На изолятор, винтовой по центру или по краям;
    • Винтовой;
    • На рейку DIN;
    • На G-рейку.

    В свою очередь, изоляторы нулевой шины могут отсутствовать или быть корпусным, типа «стойка», комбинированным, одиночным или двойным угловым (типа » ножка»).

    Ниже представлена подробная инструкция, как подключить нулевую шину, сопровождаемая пошаговыми фотографиями:

    • Ознакомиться с подходящей схемой подключения щитка, найти нулевую шину на изображении (иконка повторяет общий вид устройства с пометкой «N»).
    • Обесточить электрический щиток, выкрутив все находящиеся пробки или поставив автоматы в неработающее положение.
    • Проверить отсутствие напряжения, поднеся к вводным проводникам индикаторную отвертку или мультиметр.
    • Определить место для размещения шины в зависимости от ее конструктивных особенностей (если предусмотрена фиксация к специальным планкам, то установите необходимые в щитке, если нет — крепите через изоляторы на свободное место).
    • Установить на DIN или G планку, воспользовавшись специальными фиксаторами, или непосредственно в щиток, используя винтовой тип монтажа с центра или боков (где размещен изолятор).
    • Проверить надежность креплений, попробовав «расшатать» установленную конструкцию.
    • Подключить проводник, идущий из устройства защитного отключения в один из зажимных болтов шины.
    • Если в цепи предусмотрено два и более устройства защитного подключения, то каждый из них последовательно соединяется с шиной.
    • Соединить нулевые проводники, идущие от автоматов каждой ветки сети, с соответствующей клеммой нулевого защитного устройства.
    • Общий «ноль» сети соединить с крайним зажимом на нулевой шине.
    • Проверить правильность и качество всех произведенных соединений.
    • Включить подачу электричества.

    В процессе работы важно следовать правилам техники безопасности:

    • Монтировать только при отсутствии тока в жилах;
    • Использовать специальные зажимы, клеммы, а не самодельные «скрутки»;
    • Обеспечить хороший контакт проводов, при необходимости подрезать и зачистить их концы;
    • Не допускать наложения, скруток, обломов и преломления проводов;
    • Не пренебрегать маркировкой проводников любым доступным способом (цветом, подписью, знаками).

    Нулевая линия — неотъемлемая часть любой электрической сети, поэтому важно правильно организовать ее функционирование внутри щитка. Нулевая шина обеспечит порядок и возможность последовательного подключения всех контактов, чтобы обеспечить безопасное, комфортное и полноценное пользование электроэнергией.

    Фото нулевой шины

    Особенности применения нулевых шин — для чего нужна нулевая шина и как она подключается правильно (видео, инструкция + 125 фото)

    Особенности применения нулевых шин

    Нулевая шина – это одна из деталей шин сборного типа, которая используется в процессе соединения нуля и заземления. Заземляющие шины нулевого типа, являются обязательными во время обеспечения электрических сетей.

    Конструкция

    Прежде чем разобраться с тем, как подключить нулевую шину, следует внимательнее изучить конструкционные характеристики описываемого элемента. Нулевая шина представлена в виде жилы, отвечающей за проведение тока, её основа создана из пластмассы и задействуется для установки на DIN планку.

    В проводящей ток жиле, присутствуют выемки и болты зажимного типа, они задействуются для фиксирования проводников шины, а также обеспечивают качественную внутреннюю разводку прибора распределения.

    Описываемые шины разнятся друг с другом следующими элементами:

    • наличием и отсутствием корпуса;
    • числом установочных отверстий;
    • длиной.

    Детальнее, с конструкцией нулевой шины можно ознакомиться на фото.

    Характеристики

    Сегодня присутствуют чётко обозначенные требования касательно выбора шин нулевого типа. Главное требование заключается в том, чтобы не превышалось сечение провода этого же значения в ГЗШ. Отмечают, что в ящик можно ввести от 10 до 40 проводов.

    Применение

    Нулевые шины с корпусом и без, позволяют справиться с рядом важных задач:

    • присутствует возможность образования одновременно нескольких точек, которые позволят подключить нагрузки от ввода к нулю;
    • удается выполнить заземление видимого типа, используя прибор с крышкой, изготовленной из просвечивающегося материала, которая способствует закрытию клемм;
    • наблюдается увеличение эффективности применения автоматических приборов защитного формата;
    • удается создать неразрывную цепь в зоне от заземления до определенной нагрузки;
    • выполняется условие, отвечающее за разделение проводов.

    Особенности установки

    Открытый метод монтажа (видна клеммная колодка) считается актуальным при наличии шкафа, с минимальным доступом со стороны посторонних. Закрытый метод применяется при использовании устройств, подключенных к основным составляющим системы (к примеру, электрическая установка).

    В любом случае, чтобы была подключена нулевая шина на изоляторах, требуется следовать такой инструкции:

    • изучить присутствующую схему функционирования щитка и отыскать на картинке нулевую шину (представлена в виде значения N);
    • открутив пробки и установив автомат в нефункционирующее положение, осуществляется обесточивание электрического щитка;
    • к проводникам ввода подносится отвертка индикаторного типа или мультиметр, и выполняется проверка наличия напряжения;
    • учитывая конструкционные особенности нулевой шины, определяется участок для её расположения (если фиксация шины осуществляется с помощью специальных реек, то требуется выполнить их установку в щитке, если подобная фиксация отсутствует – крепеж выполняется сквозь изоляторы на незанятый участок);
    • используя специальные фиксаторы, нулевую шину требуется смонтировать на DIN планку;
    • прочность крепления проверяется за счёт выполнения «расшатывания» установленной конструкции;
    • осуществляется подключение проводника, который идет из прибора защитного отключения к одному из зажимных болтов, расположенных в нулевой шине;
    • если в цепи присутствует несколько приборов защитного подключения, то все они подвергается поочередному соединению с шиной;
    • нули, которые идут от автоматов всех веток сети, соединяют с нулей клеммой защитного прибора;
    • общий «ноль» сети соединяется с расположенным на шине, крайним зажимом;
    • выполняется проверка качества каждого соединения;
    • включается подача электрической энергии.

    В случае отсутствия даже минимальных навыков работы с электрическими сетями, рекомендуется обратиться за помощью к специалисту, которая за небольшую плату в короткие сроки выполнить всю необходимую работу.

    Фото применения нулевых шин

    Нулевая шина в щитке

    Особенности применения нулевых шин

    Нулевая шина необходима для того чтобы выполнить подключение заземляющих проводников (PE) и рабочих нулей (N).

    Область применения данной конструкции — сети постоянного или переменного тока с напряжением, достигающем 400 Вольт.

    На сегодняшний день представить сборку электрического щитка без применения специальных шин практически не возможно, поэтому в этой статье мы решили рассмотреть устройство и назначение нулевой шины.

    Конструктивные особенности

    При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.

    На фото внешний вид НШ:

    Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.

    Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.

    Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор.

    Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE.

    В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.

    Назначение

    Применение нулевой шины даёт возможность решать несколько очень важных проблем:

  • Прежде всего, можно создать сразу несколько точек для осуществления подключения нагрузок от общего ввода к проводнику нулевого типа.
  • Провести заземление видимого типа, устройством с крышкой, выполненной из прозрачного материала, которая закрывает клеммы.
  • Значительно повысить эффективное использование защитных автоматических устройств.
  • Обеспечить неразрывность цепи на участке от заземления до конкретной нагрузки.
  • Выполнить важное условие, которое предусматривает раздел проводов нулевого (защитного) и рабочего типов. О том, как разделить PEN проводник. мы рассказывали в отдельной статье.
  • Характеристики

    Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин. Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ.

    Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов.

    К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.

    Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:

    Правила установки

    Монтаж НШ возможен как на специальную рейку, так и в электрический щиток. Предусмотрены варианты установки как закрытым, так и открытым способом.

    Открытый способ прекрасно подходит для шкафа, который будет закрытым для доступа посторонних лиц. Закрытый вариант используется в ситуациях, когда применяется оборудование, подключаемое к очень важным элементам.

    В качестве примера можно привести розетку силового типа для различного электрического инструмента.

    На видео ниже наглядно показывается, как установить НШ на DIN-рейку и как ее можно надежнее зафиксировать:

    Вот мы и рассмотрели устройство и назначение нулевой шины. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!

    Наверняка вы не знаете:

    Как быть если нет нужных нулевых шин в наличии?

    Нулевая шина: устройство, назначение и характеристики

    Особенности применения нулевых шин

    Шина нулевая представляет собой один из конструкционных элементов сборных шин и применяется для подключения проводников заземления и нуля. Нулевые шины — незаменимый элемент при организации электрических сетей как переменного, так и постоянного тока.

    Конструкция нулевой шины включает токопроводящую жилу и пластиковое основание, используемое для монтажа на ДИН рейку.

    В токопроводящей жиле есть отверстия и зажимные болты, используемые для закрепления в ней проводников.

    Отверстия и болты используются также для правильной разводки по распределительному устройству проводов нейтрали. Нулевые шины отличаются по длине, способу установки и количеству монтажных отверстий.

    Чтобы создать качественное соединение и упростить сервисное обслуживание, медные или латунные устройства изготавливаются в виде целостных токопроводящих элементов. Существуют шины в корпусе и устройства заземления без корпуса, токопроводящие элементы обоих типов устройств одинаковы. Если проводник изготовлен без корпуса, его устанавливают на изоляторах.

    Чтобы дифференциальная защита работала исправно, необходимо правильное подключение ее устройств и разделение в распредщите проводников NPE. В случае с металлическим щитом используется изолированный нулевой провод от корпуса.

    Задачи

    Область применения шин — сети постоянного и переменного тока с напряжением до 400 вольт. Их использование позволяет:

  • Организовать несколько областей для присоединения нагрузок от общего ввода к проводнику нуля.
  • Обустроить заземление видимого типа, которое представляет собой устройство с прозрачной крышкой, позволяющей прикрыть клеммник.
  • Улучшить общий эффект от использования защитной автоматики.
  • Создать условия для неразрывности электроцепи на участке с заземлением — вплоть до нагрузки.
  • Разделить проводники защитного и рабочего заземления.
  • Характеристики

    К подбору нулевых шин разработан четкий подход. Основное, на что следует обращать внимание, — сечение провода, которое не должно превышать сечения в главной заземляющей шине.

    Основные технические параметры нулевых шин указаны в таблице ниже. Продукция каждого изготовителя имеет свои особенности. В данном случае рассматриваются изделия компании ЭТМ:

    Параметры установки

    Монтаж планки возможен на DIN-рейку, через угловые изоляторы или в электрический щиток. Монтаж может осуществляться открытым или закрытым способом.

    Открытый (с видимой клеммной колодкой) — оптимальный вариант, когда есть шкаф, к которому ограничен доступ посторонних.

    Закрытый способ практикуется в случае применения оборудования, подключенного к важным элементам системы (например, силовая розетка для электроустановок).

    Нулевая шина: устройство, назначение и характеристики

    2,00 / 1

    Нулевая шина: виды и применение

    Особенности применения нулевых шин

    17.04.2017

    Нулевая шина – это один из элементов конструкции систем сборных шин, который используется для подключения проводов заземления и нулевых проводников. Сфера использования данного изделия – электрические сети с переменным и постоянным током.

    Напряжения в сетях может достигать 400В. Сегодня при монтаже электрощита специальные нулевые шины крайне необходимы и не имеют аналогов. О том, в чем, собственно, заключается важность данных аксессуаров для электрощитов, мы расскажем в нашей статье.

    Подробно и внимательно рассматривая конструкцию нулевой шины становится очевидным, что по сути она состоит из ТПЖ и пластикового основания, при помощи которого осуществляется монтаж на дин-рейку.

    Токопроводящая жила оснащена специальными отверстиями, а также зажимными болтами, что служит для прочного закрепления проводников внутри конструкции.

    Кроме того, такие особенности позволяют аккуратно и с наибольшей безопасностью развести нулевые проводники.

    Нулевые шины на современном рынке электротехнической продукции представлены в большом разнообразии. Так, все изделия отличаются друг от друга методом крепления, числом отверстий для монтажа, а также длиной.

    Нулевая шина – это цельный токопроводящий медный или латунный элемент, обеспечивающий качественное соединение. Количество зажимов, идущих от нулевых проводников, может быть абсолютно различным. Данное изделие имеет корпус или же монтируется в изолятор.

    Применение нулевых шин

    Использование такого, на первый взгляд незначительного элемента, как нулевая шина, позволяет решить ряд очень серьезных задач.

    К таковым относятся:

    • возможность создания сразу некоторого числа точек для подсоединения нагрузок, которые имеют направление «общий ввод – нулевой проводник»;
    • возможность сделать заземление видимым за счет прозрачной крышки, закрывающей клеммы;
    • повышение эффективности защитных автоматов;
    • гарантия неразрывности электроцепи на отрезке «заземление – конкретная нагрузка»;
    • возможность разделения проводов в системе.

    На сегодняшний день действуют строгие требования в отношении выбора нулевых шин. Самым важным правилом является исключение превышения сечения проводника относительно величины в главной заземляющей шине.

    Правила монтажа

    Нулевая шина может устанавливаться на дин-рейку и внутрь электрощита. Возможна и открытая, и закрытая установка. Первый вариант является самым оптимальным для закрытого электрического шкафа, а второй – для оборудования, присоединяемого к наиболее важным элементам. Пример: силовая розетка для различных электроинструментов. 

    Торговая сеть “Планета Электрика” имеет в своем ассортименте большой выбор аксессуаров для электромонтажа, в том числе компоненты систем сборных шин. Нулевые шины, представленные в наших торгово-выставочных залах, выпускаются такими производителями, как IEK, Schneider Electric,  TDM ELECTRIC  и др. 

    Нулевая шина: конструкция, характеристики

    Особенности применения нулевых шин

    С помощью нулевой шины выполняется подключение и заземление проводников (обозначаемых PE), а также подключение рабочих нулей (N).

    Такие схемы и конструкции применяются при работе с силовыми кабельными линиями на напряжение примерно 400В.

    Современная сборка распределительного электрического щита не происходит без использования предусмотренных для этого шин. Данная статья поможет разобраться в особенностях и условиях применения нулевой шины.

    Особенности конструкции

    Детальный осмотр нулевой шины покажет, что она состоит из жилы, проводящей ток, расположенная на пластиковом основании, которое используют под монтаж DIN рейки.

    Фиксация проводников в токопроводящей жиле выполняется с помощью специальных зажимных болтов и отверстий в жиле, благодаря правильно выполненной и безопасной разводке проводников N в распределительном устройстве.

    Среди нулевых ниш существуют различия, в основном это способ монтажа, а также количество и длина отверстий при монтаже.

    Нулевая шина, которая имеет достаточные габариты токопроводящих деталей, выполненных из латуни или электротехнической меди, гарантирует не только качественное соединение между собой, но и качественную эксплуатацию. Для этого также необходимы разного диаметра  болты в достаточном количестве, к которым подведены проводники N.

    Другие варианты отличия нулевых шин – это шины, выполненные в корпусе и без, сама токопроводящая конструкция не отличается от другой. Нулевую шину можно поместить в корпус или же снабдить изолятором.

    Для правильной работы такой системы  подключение необходимо выполнять, разделив проводники N от PE в распределительном щите.

    При монтаже в металлическом электрощите это делать можно только после изоляции N-проводника от корпуса.

    Применение

    Использование нулевой шины позволяет решать сразу несколько важных задач:

  • Создание одновременно несколько точек подключения нагрузок от общего ввода к проводнику N.
  • Использование прозрачных материалов для крышки, которая закроет клеммы, чтобы заземление  было видимым.
  • Повышение эффективности при работе с УЗО.
  • Обеспечение неразрывной работы цепи от точки заземления до потребителя.
  • Позволяет грамотно разделить проводники N и PE.
  • Параметры

    Существуют определенные требования при выборе шин N, самое главное требование выбор правильного сечения провода, который не будет превышать  размеры сечения главной заземляющей шины.  В один щит можно ввести порядком 40 проводов. Если нам нужен провод под размеры 3 на 40, то используется провод с сечением  3мм при допустимом пределе 40 подключений.

    Если рассматривать технические параметры, можно детально ознакомиться с ними в таблице ниже. Каждый производитель имеет свои технические отличия и характеристики для шин N. Эти различия можно заметить в таблице, в которой используется продукция компании IEK:

    Способы монтажа

    Выполнения монтажа нулевой шины выполняется непосредственно в электрощит, при невозможности – на специальную рейку.

      Открытый способ монтажа предусматривает доступ к электрощиту для ограниченного круга лиц, выполняющих непосредственную эксплуатацию.

    Закрытый способ помогает защитить важные подключения от внешних воздействий, повреждений,  например под мощные электроинструменты используется розетка силового типа.

    ​Для чего используют распределительный блок шин: сфера его применения и преимущества образца

    Особенности применения нулевых шин

    Термин «распределительный блок шин» можно заменить аналоговым понятием «кросс-модуль», чтобы стало понятнее, для чего же он применяется в энергетической сфере.

    Специальный распределительный блок шин представляет собой практически «узел», объединивший в себе множество энергетических кабелей, которые пересекаются, взаимодействуют, формируя единую и бесперебойную систему подачи энергоимпульса.

    В электромонтажной сфере часто возникает необходимость выполнять разветвление главной магистрали, обеспечивая силовым импульсом все новые и новые объекты.

    Например, от основного кабеля специалисты часто прокладывают отходящие линии, которые ведут к осветительным приборам помещения, розеткам или целой сети мощных электроприборов. И от того, как будет «сбалансирован» энергопоток, будет зависеть успех строительного проекта.

    Подобные внедрения способны разрушить блок шин, внести перебои в работе, если к выполнению задания отнестись халатно, то есть применив ненадежные скрутки, провоцирующие со временем короткие замыкания в сети, даже возгорания.

    И чтобы не допускать перегрева в сети, сбоев в системе предохранителей, лучше воспользоваться современными средствами коммутации, создавая разветвленную энергетическую сеть.

    Многие специалисты рекомендуют купить распределительный блок шин четыре полюса или надежный кросс-модуль.

    Как выбрать распределительный блок шин: на что обратить внимание?

    Кто уже интересовался, тот наслышан о широком ассортименте рынка электроустановочных изделий. Там можно найти все: простые или мощные блоки шин на 2 или 3 полюса, отечественного или зарубежного производства. Но при таком широком разнообразии, все равно можно выделить основные признаки.

    Во-первых, в каждом распределительном блоке еще на этапе разработки и изготовления предусмотрено определенное количество шин. Во-вторых, изготовителями заведомо избирается определенный материал шин, все зависит от их функционала и степени нагрузки.

    В основном сегодня на рынке можно найти шины, укомплектованные пластинами из электротехнической меди, алюминия или достаточно долговечной латуни.

    При выборе товара также стоит обращать внимание на мелкие комплектующие кросс-модуля, а ими считаются клеммы, винтовые зажимы, рассчитанные на разные сечения проводов. Их наличие в блоках шин 4 полюса 125а позволяет безопасно и надежно выполнять задуманную коммутацию. Сам распределительный блок находится в прочном защитном корпусе.

    Обычно внешний «кожух» изготавливают их пластика, но при этом он должен обладать устойчивость к высоким температурам, стихийным возгораниям и тлениям в сети. Пожарная безопасность в энергетической сфере стоит на первом месте. Непрозрачный пластик короба кросс-модуля чередуется с откидной прозрачной крышкой.

    Ее задача – защищатьраспределительный короб от внешнего механического воздействия.

    И если вдруг понадобиться проверить клеммы, крепления шин, то открывать прозрачную пластиковую крышку необязательно, можно, просто первоначально сделать визуальный контроль, установить наблюдение, и если понадобиться, что уже открывать короб и принимать более радикальные меры по ремонту и восстановлению энергетической линии.

    И когда решите заказать распределительный блок шин, то предварительно обратите внимание на основную классификацию данных электроустановочных изделий. Уточним, что кросс-модули могут быть нескольких видов.

    Во-первых, нулевые, которые созданы для подключения нулевых проводов.

    Имеются в продаже также фазные, которые способны выдерживать более высокую токовую нагрузку, поэтому их и используют в реализации крупных разноплановых проектов, где надо обеспечить не только освещение, но и мощную проводку для оборудования.

    Фазные блоки далее разделяются по градации на однофазные и многополюсные. Последние могут иметь в своем комплектации от двух до четырех полюсов или фаз. И в большей степени их основной сферой применения являются трехфазные щитовые, которые могут быть укомплектованы данным оборудованием.

    Третий вид распределительных блоков шин – комбинированные. Иногда они еще и заслуживают такого определения, как универсальные.

    А по способу монтажа и внедрения в общую сеть определяют следующие виды распределительных блоков: однополюсные и ступенчатые.

    Таким образом, зная сферу применения блоков шин 06 09 005 и их технические характеристики, сможете без проблем выбрать нужное оборудование.

    Когда применяются нулевые шины и почему нельзя без них обойтись?

    Нулевые шины в сфере энергетики обозначаются латинской буквой N, задействуются для присоединения нулевых рабочих проводов в щитовых блоках. Есть варианты, когда выполняется подключение защитных проводов с нулевой фазой. Они в технической литературе обозначатся РЕ.

    И если возникает необходимость воспользоваться функционалом распределительных блоков шин, то в основном специалисты распределяют энергетические импульсы от одного главного источника к нескольким вероятным потребителям или объектам промышленного или технического, бытового плана. По стандарту в шине в нулевой фазой находится от двух до четырех шин, а если применить кросс-модуль, то с энергетического кабеля можно взять весь заложенный в него потенциал, потому что распределительный блок шин на 3 полюса сделает нужное разветвление проводов.

    Для креплений нулевых шин обычно используют монтажные рейки, и не забывают об угловых изоляторах, которые надо подводить прямо к распределительной панели щита.

    Основные функции распределительных блоков шин: назовем главные задачи установки

  • Подключать и распределять линии с одного источника на несколько.
  • Соединять все важные и обязательные провода заземления с основными шинопроводами и магистралями.
  • Соединять плотно провода и другие сопутствующие элементы в единую систему.
  • Таким образом, распределительный блок шин 160а сегодня востребован и считается ключевым прибором, позволяющим соединять шины с разным сечением.

    В итоге создается унифицированная энергетическая сеть, способная распределять энергетический импульс не все необходимые источники.

    Шины нулевые в корпусе на DIN-рейку. Серия VC

    Особенности применения нулевых шин

    Для чего же нужна нулевая шина?

    По правилам электрического монтажа запрещается «разрывать» нулевой провод на всем протяжении от места ввода в щит до нагрузки. Разорвать нулевой провод допускается только вместе с фазным проводом, при помощи двухполюсного автомата. К нулевой шине подключается общий нулевой провод и далее разветвляется ко всем нагрузкам, таким образом, каждая нагрузка имеет «неразрывный ноль».

    Кроме этого существует требование разделять «рабочий нулевой» провод и «защитный нулевой» провод после ввода в шкаф. Для этого используются две изолированные друг от друга шины, к одной подключается нулевой провод (N), а к другой провод заземления (PE). Разделение «PEN» проводника на «PE» и «N» проводники способствует повышению эффективности от использования аппаратов защиты.

    Зачем нулевой шине корпус?

    Если в одном шкафу установлено несколько УЗО и они подключены к одной шине, то при утечке тока в одной из групп нагрузки, будут отключены все группы независимо от того в какой из них произошла утечка тока. Чтобы избежать ситуации, когда из-за утечки тока в одной группе отключаются все, УЗО необходимо подключать к разным «независимым» нулевым шинам.

    Нулевые шины серии VC конструктивно состоят из 2-х или 4-х изолированных друг от друга латунных шин, закрепленных между двумя изоляторами и закрытых прозрачной крышкой из самозатухающего пластика. Каждая шина рассчитана на ток до 125 А.

    В итоге нам не нужно устанавливать множество раздельных нулевых шин, а можно установить компактную нулевую шину в корпусе, которая способна заменить несколько отдельно стоящих шин.

    Как можно закрепить нулевую шину в корпусе?

    Монтаж нулевых шин серии VC осуществляется двумя способами:

    • Винтами на монтажную плату или любую другую плоскую поверхность;
    • На DIN-рейку стандарта 35 мм.

    Что в итоге дает нам использование нулевой шины в корпусе?

    • Создать несколько точек подключения нагрузки к нулевому проводнику в месте общего ввода;
    • Обеспечить видимое заземление благодаря прозрачной крышке, закрывающей клеммы;
    • Повысить эффективность от использования аппаратов защиты;
    • Обеспечить неразрывность провода заземления до каждой нагрузки;
    • Выполнить требование по разделению «нулевого рабочего» и «нулевого защитного» проводов.

    Технические характеристики нулевых шин серии VC:

    ФотоНаименованиеКол-во шин, установленных в корпусеКол-во и диаметр отверстий в каждой шинеНоминальный ток каждой шиныГабаритные размеры
    для входящих кабелейдля отходящих кабелей

    VC-207
    2
    2 отв. ∅ 7,5 мм
    5 отв. ∅ 5,3 мм
    125 А
    45х65х51

    VC-211
    2
    2 отв. ∅ 9 мм
    7 отв. ∅ 5,3 мм2 отв. ∅ 7,5 мм
    45х100х51

    VC-215
    2
    2 отв. ∅ 9 мм
    11 отв. ∅ 5,5 мм2 отв. ∅ 7,5 мм
    45х132х51

    VC-407
    4
    2 отв. ∅ 7,5 мм
    11 отв. ∅ 5,3 мм
    87х65х50

    VC-411
    4
    2 отв. ∅ 9 мм
    7 отв. ∅ 5,3 мм2 отв. ∅ 7,5 мм
    87х100х50

    VC-415
    4
    2 отв. ∅ 9 мм
    11 отв. ∅ 5,3 мм2 отв. ∅ 7,5 мм
    87х132х50

    Чертежи нулевых шин серии VC:

    VC-207:
    VC-211:
    VC-215:

    VC-407:
    VC-411:
    VC-415:

    Применение шинных соединений

    Особенности применения нулевых шин

    Капитальный ремонт административного здания предприятия содержит в себе замену устаревшей электропроводки, что позволяет привести в должное состояние систему электроснабжения служебных помещений и офисных кабинетов.

    Замена старой проводки позволяет исключить зависимость от ухудшения изоляционных свойств защитного покрытия проводников, являющегося следствием продолжительной эксплуатации сооружения.

    Оснащение здания новой электропроводкой позволяет получить надежную внутреннюю сеть, соответствующую современным параметрам безопасной эксплуатации электрооборудования.

    Замена проводов на новые с большей площадью сечения сопровождается установкой новых защитных устройств и коммутационной аппаратуры. Монтаж щитов освещения производится с помощью соединительных шин, применение которых упрощает выполнение стандартных соединений.

    Удобное соединение нейтральных проводников обеспечивают нулевые шины соответствующей конструкции. Наиболее распространенным вариантом использования нулевых шин в щитках освещения является конструктивное исполнение, лишенное изолирующего слоя.

    Поскольку фазные питающие и отходящие проводники выполнены изолированным проводом, возможность контакта проводников с различным потенциалом полностью исключена.

    При необходимости выполнения очень компактного монтажа применяются изолированные нулевые шины, конструкция которых полностью исключает возможность недопустимого контакта с фазными проводниками, что позволяет избегать риска короткого замыкания.

    Различные варианты конструктивного исполнения нулевых шин позволяют производить их установку внутри силового шкафа на специальную Din-рейку или на другие монтажные крепления.

    Наличие шин с различным количеством и диаметром отверстий для проводов обеспечивает подбор соответствующей продукции для любых условий.

    Для удобного и безопасного соединения автоматических выключателей и другого модульного оборудования применяются изолированные соединительные шины, позволяющие обходиться при монтаже без самостоятельного изготовления соединительных перемычек.

    Применение промышленно изготовленных соединительных шин обеспечивает создание надежных контактных соединений за короткий промежуток времени, что способствует увеличению производительности труда электромонтажников без ущерба качеству выполнения работ.

    Правильный выбор параметров автоматических выключателей и соединительных шин основан на характеристиках применяемых проводников и величине планируемой токовой нагрузки в различных помещениях административного сооружения.

    Как быть если нет нужных нулевых шин в наличии?

    Особенности применения нулевых шин

    Здесь описываю недавний случай, как нам пришлось выкручиваться из ситуации, когда не оказалось в наличии специальных нулевых шинок.

    Клиент купил встраиваемый шкаф фирмы ABB Mistral на 24 модуля. Это крутой и очень удобный щиток, но с ним в комплекте шла одна большая шина для заземления и еще одна большая нулевая шина. Так как в щитке планировалось установить три УЗО, то соответственно нам нужно было три маленьких нулевых шины вместо одной большой.

    В данном типе шкафов идут специальные планки, на которые крепятся все шины в специальных корпусах. Что-то подобрать сюда от других производителей нельзя, так как просто не возможно будет их установить на планку.

    Также в самом щитке не оказалось ни одного свободного модуля, куда бы можно было разместить обычную шину с креплением на DIN-рейку.

    Такие нулевые шины для шкафов ABB Mistral в Самаре можно купить, но они идут под заказ и ждать нужно было 1-2 недели. Времени у нас столько не было, поэтому нам пришлось включать смекалку и как-то выходить из сложившейся ситуации.

    Нам вместо одной большой шины NK/S26 нужно было три маленьких NK/S06. Они показаны на фото ниже.

    У нас в наличии была только одна большая шинка NK/S26. Ее корпус легко открывается и внутри находится обычная латунная шинка с болтиками на 26 отверстий.

    Она в корпус ложится сверху и не гуляет в нем по сторонам, так как в корпусе есть перпендикулярные перегородки. Благодаря этим перегородкам болты шины не позволяют ей играть вправо-влево.

    На фото ниже видно в сером корпусе эти поперечные перегородки.

    Клиент сразу сам предложил существующую латунную шину распилить на три части. Я же решил, что стоит купить три коротенькие шинки и вставить их в корпус. Конечно же я их купил, но как оказалось, они не хотели вставать надежно в серый корпус между перегородками.  Поэтому я согласился с клиентом и распилил одну большую шину на три части, удалив лишние участки.

    Первая отпиленная часть шины готова и установлена на место…

    Вот все отпиленные латунные шинки в общем корпусе. Подгонял я эти отрезки так, чтобы они надежно вставали на перегородки и существующие болты не давали им ходу вправо – влево. Как видите на фото ниже диаметр отверстий в них разный и поэтому просто так садиться на места шины не хотели. Нужно было их подгонять и подбирать по расстоянию между болтами.

    На нижнем фото хорошо видно, что шинки в перегородках лежат очень надежно.

    Затем я закрыл корпус и стал проводить эксперимент, смогут ли отрезанные шинки выйти из пазов и коснуться друг друга. На фото ниже видно, что прогал между шинами составляет по три отверстия.

    Вид сверху куда заводятся провода…

    Полученную нулевую шину “три в одном” я вертел, тряс и переворачивал очень настойчиво. Шинки как стояли на своих местах, таки остались стоять. Поэтому сделал заключение, что данная нулевая шина работать будет и ее можно использовать.

    Вот она уже стоит в щитке…

    Отсутствие нужных материалов на складах в нашем городе позволяет нам развиваться, проявлять смекалку и экспериментировать. Поэтому мы такие умные )))

    Углепластиковые шины нулевого давления для армейских машин

    Особенности применения нулевых шин

    Индийско-американская компания «American Engineering Group» разработала необычную шину, предназначенную для применения на военных автомобилях и спецтехнике, которой не страшны проколы.

    За данную разработку компания получила особую премию «Лучшая технология – 2017 года», которую ежегодно учреждает командование американских войск специального назначения USSOCOM (United States Special Operations Command).

    Прокол автомобильной шины – это всегда проблема, но, когда это происходит во время проведения военных операций, подобная беда может обернуться угрозой человеческим жизням и потерей транспортного средства. На сегодняшний день броня неплохо справляется с защитой основных частей машин специального назначения, но ею нельзя снабдить колеса, которые до сих пор остаются ее уязвимым местом.

    Но, компании «American Engineering Group» (AEG), кажется, удалось изобрести покрышку, которая может решить эту проблему. Данная уникальная шина, выполненная из нескольких слоев углепластика, и имеющая «нулевое давление», похоже, может выдерживать серьезные повреждения, не теряя при этом своих ходовых качеств.

    Для справки: в данном случае понятие «нулевого давления», конечно, не обозначает вакуум. Это автомобильное понятие очень низкого давления в шине, при котором обычные покрышки не в состоянии выполнять свою функцию.

    Грант в размере $1 млн. на изобретение данной технологии компания получила еще в 2014 году, а в мае этого года уже смогла продемонстрировать опытный образец.

    Основная цель проекта –создать покрышки для автомобилей специального назначения, которые будут способны выдерживать взрывы бомб и попадание пуль крупнокалиберного стрелкового оружия, а также при собственном малом весе смогут выдерживать крупногабаритную тяжелую технику.

    На самом деле, на сегодняшний день уже существуют так называемые беспробойные шины с технологией Run-flat, способные даже при очень низком давлении некоторое время продолжать движение.

    Их отличительной особенностью является усиленная конструкция, в которой боковины изготовлены с использованием специального компонента, повышающего жесткость шины в случае потери давления.

    Но, у них присутствуют некоторые недостатки. 

    Эти покрышки настолько жесткие, плохо управляемые и ненадежные, что их применение на транспортном средстве обычно оборачивается рисками и неудобствами для водителя. Автомобили, снабженные шинами с технологией Run-flat, очень плохо чувствуют себя на бездорожье и некачественных покрытиях, имеют плохое сцепление, и требуют особой осторожности на поворотах и мокрой дороге.

    Ключ к решению всех этих проблем, по мнению специалистов компании AEG, кроется в применении гибкого структурного базового обруча из углеродного волокна, который может внутри шины выполнять роль воздуха под давлением.

    Покрышка, сделанная из нескольких слоев таких углеводородных колец, будет способна выдерживать попадание шрапнели, осколков и даже пуль крупного калибра.

    Проведенные в 2017 году эксперименты показали, что такие шины сохраняют свои функциональные характеристики даже после попадания в них нескольких стрелковых боеприпасов.

    При этом, прототип созданной шины, в отличие от покрышек Run-flat, умеет рассеивать тепловую энергию, обладает весом на 15% меньшим, чем используемые сейчас шины, гибкостью, хорошим сцеплением с дорогой, и обеспечивает плавную езду. 

    Новая покрышка AEG при полном отсутствии в ней давления может проехать еще минимум 480 км пути, выдерживая максимальную скорость до 80,5 км/ч. Данные способности шины демонстрировали на разных дорожных покрытиях (бетон, асфальт, гравий), при испытаниях на таких автомобилях, как ATV Polaris, Toyota Hilux и Toyota Land Cruiser.

    Пока этот прототип находится в стадии доработки, а эксперты компании «American Engineering Group» пытаются найти лучшее сочетание металлических и полимерных материалов, дабы придать своей шине максимальную гибкость, управляемость и износостойкость. Поиск правильной комбинации и является их главной задачей, ведь использование мягких материалов наделяют шину гибкостью, но малой прочностью, а более твердые материалы обеспечивают стойкость, но и быстрое нагревание. 

    По требованию командования USSOCOM, чтобы такие шины могли начать устанавливаться на технику специального назначения, они должны быть недорогими в производстве, ремонтопригодными, и имеющими запас хода минимум 20000 км. Ожидается, что в конечном итоге, шина AEG будет иметь цену, меньшую, чем покрышки, которые устанавливают сейчас на военную технику. 

    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector