Правила оформительского тона

Цвет в художественно-оформительском искусстве. Психофизиологические свойства. Особенности цветовой среды школы. Роль цвета в художественно-эстетической организации пространства

Правила оформительского тона

Символика цвета.

Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой – ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта.

Цвета производят определенное физиологическое воздействие человеческий организм. Французский невропатолог Ч. Фере отметил, что показания динамометра, определяющего сжатием руки мускульную силу, изменяются при различных условиях освещения.

При кратко-временной работе производительность труда увеличивается при красном свете и уменьшается при синем; при длительной работе производительность труда увеличивается при зеленом цвете и снижается при синем и фиолетовом. Экспериментальные исследования В. М. Бехтерева, И.Н.

Обратите внимание

Спиртова и других, установили возбуждающее и угнетающее действие различных цветов, в связи с чем Бехтеревым была поставлена задача использования терапевтического эмоционального воздействия цветов на психическое состояние душевнобольных. Ф.

Стефанеску-Гоанга установил, что при действии пурпурного, красного, оранжевого, желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс, а при действии зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов возникает обратное действие. Следовательно, первая группа цветов является возбуждающей, а вторая – успокаивающей

Цветам свойственна определенная выразительность. Выразительность цвета не есть результат ассоциации и не перенос символики цвета, а качество, принадлежащее самому цвету. Выразительность в значительной степени зависит от установки испытуемых.

Символика красок:

Белая – невинность, чистота, откровенность; пурпуровая – величие, могущество, почести; кармин – истинная набожность, здоровье; ярко-красная – остроумие, изворотливость; розовая – молодость, любовь, нежность; коричневая – смирение; темно-коричневая – глубокая горесть; серая – надежда, расположение; индиго – блаженство; фиалковая – дружба, воспоминание, постоянство; золотая – великолепие, блеск, богатство; оранжевая – подозрительность; бледно-желтая – неверность; черная – печаль. Интересно, что красному (в европейском понимании) соответствует античный элемент “огонь”, холерический темперамент, а в категориях времени – современность (желтый указывает на будущее). Психология, активно изучающая цвет с точки зрения эмоционального и психофизического воздействия на человека, установила, что красный (вернее, красно-оранжевый) активизирует вегетативные функции человеческого организма, когда как темно-синий вызывает обратную реакцию, так же надо учесть, что такой “язык” интернационален. Красный цвет ассоциируется, прежде всего, с жизненной энергией (кровь), с человеческими страстями, с огнем; различные оттенки красного превращают его то в трагически- жертвенный, то отчаянно-праздничный, то сжигающее чувственный, то в загадочно-мистический. В русской культуре красный цвет, безусловно, занимает особое место. Само слово “красный” выходит далеко за пределы простого обозначения цвета. В записях о пребывании в России европеец XVIII века граф Сегюр, говоря о местных нравах, заметил: “У них даже слово красный обозначает красоту”. Действительно, русский фольклор богат эпитетами, такими как “красное солнышко”, “красная девица”… Этот цвет связан с праздником – свадебное платье невесты было именно красным, а нарядная одежда имела хоть какую-нибудь деталь красного цвета. Представленные на выставке предметы русского народного искусства показывают, как ценился этот цвет. Домашняя утварь: прялки, туеса, сундуки, даже люлька младенца расписывались красными или красно-оранжевыми узорами. Цвет выступал как природно-изначальное, нечто глубинное, свойственное душе народа. (Конечно, может быть такая любовь к красному была определена и климатическими условиями: современная наука советует в странах с холодной и продолжительной зимой окрашивать дома в теплые тона, в красный и оранжевый – тона не просто теплые, а горящие – согревающие). На экспозиции, где представлена древнерусская иконопись замечаешь, как сложность христианской цветовой символики (где в зависимости от оттенка или силы звучания красного изменяется и его смысловое прочтение), соединяется с любованием красным цветом, любованием, идущим от народного чувства – отсюда и яркая праздничность, светящаяся огненность, доминирующая в ряде икон В начале XX века красный снова захватывает умы русских художников. Появляется понимание того, что “цвет сам по себе что-то выражает” (замечательная фраза Ван Гога). В работах Ф.А. Малявина этот цвет звучит отчаянно-звонко, передавая огненность русского характера. Произведения К.С. Петрова-Водкина, К. Малевича, П. Филонова представляют различные способы его колористических качеств. И, если в иконописи – красный – выступает как цвет, выражающий высшие, философско-религиозные ценности, а в народном искусстве – как нечто стихийно-родовое, то в творчестве художников начала века он становится действенным инструментом палитры экспериментатора, появляется его новое понимание, понимание, основанное и на традиции, и на многозначной символике, и на возможностях самого цвета как такового. Иное чувство возникает, когда попадаешь в залы, где представлено искусство Советского периода. Здесь красный – предельно идеологизирован. Ностальгически звучат такие дополнения к этой части экспозиции как красные флаги, транспаранты с лозунгами и, как апофеоз, реконструкция знаменитого “красного уголка” – непременного атрибута производственных помещений. “Постсоветская” живопись завершает выставку. В некоторых работах появляется новый акцент в использовании красного цвета – он эротизируется. Как противоположность революционно-партийной официальности цвет переполняется обнаженной гипертрофированной чувственностью. Выставка заставляет задуматься о многом – она, пропущенная через магический кристалл красного, – история нашей страны, явленная в искусстве. Авторы экспозиции проявили неординарный творческий подход в раскрытии заданной темы. Замечательно дополняют живопись предметы быта, реконструкция “красного угла” в интерьере русской избы – еще одно проявление любви к красному.

Цвета флага соответствуют общепринятым в международной практике символическим значениям цветов. А подсказаны они географическими и климатическими особенностями и историко-культурными традициями края.

Основой всякого герба, безусловно, считается щит. Известны пять форм западноевропейского щита. Обычно использовались те цвета, которые легче было воспроизвести. Светлые цвета чередуются с темными, чтобы все они хорошо выделялись. Из светлых цветов используются желтый и белый.

Их называют металлами—золотом (ор) и серебром (арджент). Остальные цвета изображались при помощи эмали (финифти). Это — черный (траур), красный (гюльз), синий (лазурь), зеленый (верт) и пурпурный. А теперь, в качестве дополнения – некоторые цветовые нюансы.

Определения эти не геральдические, а символические, и обще- ассоциативные. Красный — символ крови, огня и храбрости. С одной стороны он символизирует радость, красоту, любовь, с другой — войну, месть и вражду. Также обозначает власть и величие. Черный — траур, несчастье, с одной стороны и благородство с другой.

Является эмблемой тайного и неизвестного. Синий — цвет неба и моря. Также символизирует чистоту и вечность. В языке геральдики обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. Зеленый — цвет травы и листьев. Юность, надежда и веселость. Белый (серебро)—благородство, чистота, непорочность.

Желтый (золото)—в древности воспринимался как застывший солнечный свет. Богатство, власть и слава.

Даже простейшая форма или цвет являются символом, выявляющим природу изначальной реальности универсума и структуру человеческой психики, в которой эта универсальная реальность отражается.

Важно

Формы, в которых выявляется природа, являются символами, поскольку они выражают аспекты реальности, их нельзя ограничить посредством определений и фиксированных понятий, но они передают непосредственный, вспышкообразный опыт, раскрывающий новый смысл на каждом уровне сознания.

Три основные формы сути: куб, цилиндр и сфера.

Куб и сфера представляют две крайности: куб составлен из плоских поверхностей, а сфера имеет поверхность, одинаково искривленную во всех направлениях.

Цилиндр занимает среднее положение между полностью плоской и полностью искривленной поверхностью, будучи ни той, ни другой, но, обладая свойством обеих: он искривлен в одном направлении и прямолинеен в другом, параллельном его оси.

Каждую из трех основных форм можно спроецировать в точку. Таким путем мы получаем из куба – пирамиду, из цилиндра – конус и из сферы – сферический конус.

Каждая из этих форм выражает качества формы, из которой она возникла, плюс активные качества направленности и одноточечности (сосредоточенности на чем-то одном). В этих остроконечных формах есть что-то более определенное, более агрессивное (дача направления), более позитивное.

Отношение между кубом и пирамидой, цилиндром и конусом, сферой и сферическим конусом подобно отношению соответственно между женским и мужским началом.

В этом смысле мы можем назвать пирамиду, конус и сферический конус активными формами, в противоположность их “женским”, пассивным аналогам, из которых они возникли.

Однако мы должны помнить, что термины “активный” и “пассивный” в связи с мужскими и женскими качествами можно использовать только в очень относительном смысле.

Совет

Например, пассивность как характеристика женской позиции не исключает активности в частной сфере женских качеств.

Фундаментальное видоизменение смысла и значения чистых элементов формы наступает при добавлении цветов, которые не только предопределяют эмоциональную атмосферу картины или внутреннего видения, но и открывают новое измерение.

Цвет и звук (музыка) являются непосредственным выражением психических переживаний, которые нельзя охватить, определить или выразить при помощи интеллекта. Чистые абстрактные формы вначале апеллируют к интеллекту, в то время как цвета апеллируют в первую очередь и прежде всего к ощущению.

Интеллект определяет и ограничивает; то же самое делает и форма. Цвет же дает нам теплоту жизни, ощущения, эмоции и все неописуемые нюансы опыта (переживания), которые интеллект неспособен выразить или определить. Следовательно, достоинством формы является ясность, достоинством цвета – глубина.

Таким образом, цвет выявляет нечто, имеющее отношение к внутренней природе или эмоциональному значению формы, и это тем более справедливо, чем больше мы воздерживаемся от простой имитации внешне видимых объектов и творим исключительно из нашего внутреннего видения или нашего медитационного опыта.

Три основных, или первичных, цвета, из которых можно получить все другие цвета, но которые сами уже нельзя дальше редуцировать, – это синий, красный и желтый.

Для каждого из этих цветов можно найти дополнительный цвет, являющийся продуктом комбинации двух остальных первичных цветов. Так, комбинация синего и красного дает фиолетовый цвет, дополнительный к желтому. Комбинация красного и желтого дает оранжевый цвет, дополнительный к синему. Комбинация желтого и синего дает зеленый цвет, дополнительный к красному.

Если мы сравним активность двух первичных активных цветов, красного и желтого, мы обнаружим между ними такое же различие, как между огнем и светом, между материальным и нематериальным или между эмоциональной и интеллектуальной деятельностью.

Активность огня ощущается более интенсивно и даже телесно (интересно отметить, что красный – это первый цвет, который наблюдается или воздействует на пробуждающееся цветоощущение детей и первобытных людей); активность света – это излучение, которое можно сопоставить с деятельностью сознания.

Оранжевый, полученный в результате соединения красного и желтого, сочетает оба эти качества: тепло и свет, а в человеческой сфере – ощущение и знание, наивысшую форму духовной деятельности, которую мы ассоциируем со святым или Просветленным. Поэтому этот цвет используется во всем мире для характеризации атмосферы, окружающей святого. Это также цвет солнца и золота, которые символизируют божественные качества, наивысшую ценность, духовное могущество и неподверженность порче.

Обратите внимание

Дополнительный цвет к оранжевому – синий, единственный пассивный первичный цвет. Однако пассивность синего цвета имеет весьма позитивную природу, качество космической потенциальности, которое не следует смешивать с растительной пассивностью зеленого цвета.

Синий, особенно глубокий синий цвет, ассоциируется с глубиной и чистотой пространства, единством и беспредельностью универсума, изначальной потенциальной основой всего сущего.

Поэтому он является символом метафизической пустоты или полноты-пустоты (шуньята) в Буддизме и символом Вишну и Кришны, божественных воплощений универсальной реальности, в индуизме.

Значение синего цвета в христианской символике связано с тем, что он ассоциируется с Мадонной, Универсальной (Всеобщей) Матерью, чью всеохватывающую универсальность символизирует глубокий синий цвет ее мантии, в противовес ее одеянию под мантией, имеющему глубокий красный цвет, что выражает теплоту материнской любви.

Красный и зеленый – это преимущественно цвета телесной близости жизни в ее теплокровном и растительном аспектах. Они символизируют творческие силы в неорганическом и органическом физическом мире.

На психическом уровне они символизируют ощущение (эмоцию, страстное желание или устремление, экстаз) и жизненную гармонию (мирность, ненасильственность, приспособляемость).

В зависимости от преобладания того или иного из его компонентов (желтого и синего) зеленый цвет приближается к высоко одухотворенному или глубоко мистическому выражению.

Однако в данном контексте мы хотим ограничиться только основными принципами и возможными руководящими линиями, относящимися к смыслу и взаимоотношению цветов и соответствующих им абстрактных стереометрических форм. Мы должны помнить, что имеем дело не с чисто научно определенными отношениями и интерпретациями, а с подходом, который в равной мере зависит от интуитивных и, следовательно, по преимуществу субъективных оценок.

Важно

Третий пассивный цвет – фиолетовый, по-видимому, является самым трудным, потому что он является самым сложным и многоликим цветом, таким же многоликим, как и сфера. В нем сочетается наиболее интенсивный активный цвет красный с самым пассивным синим.

Ему присуще огромное внутреннее напряжение, тенденция к трансформации (аспект Шивы в индуизме), даже к растворению, к внутреннему движению и борьбе. Значителен тот факт, что это цвет появился в искусстве самым последним. Он был неизвестен первобытному человеку и не был в употреблении у древних греков.

В христианской символике это цвет духовного страдания, Страстей господних.

Цвета воспринимаются через ассоциацию, например – синий – холодный. От зрения восприятие цвета идет на органы и доходит до тактильных ощущений.

Цвет оказывает влияние на кровяное давление – оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному (в совокупности и по отдельности), обратный процесс при обратном предъявлении.

Надо обращать внимание на форму – одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются (синий черный). Все цвета делятся по типу движения:

Каждый цвет имеет множество значений. Существует взаимодействие цвета и времени – каждая эпоха выбирает свой цвет: серый – пуританство и послевоенная Британия, Древний Рим – пурпур, как символ власти. Очень большое разнообразие цветов – нация процветает.

Белый цвет

Этот цвет боится черного. Вызывает собой положительные ассоциации, т.к. представляется малое количество цвета.



Правила хорошего тона, которые должны знать все

Правила оформительского тона

Этикет – это способность уметь правильно вести себя во любых ситуациях, в которых может оказаться человек. В нынешнем мире важно обладать хорошими манерами, быть любезным и добродушным. Нужно с уважением относиться ко всем людям и быть обходительным, даже если они вам неприятны.

Основные правила этикета

Этикет представляет собой перечень общепризнанных правил, касающихся действий человека относительно других людей и общества в целом в разных жизненных ситуациях.

Основные виды и нормы этикета:

  • Разговорный этикет – приветствие и прощание, умение выражать слова благодарности и делать комплименты, вежливость и подходящая манера общения;
  • Нормы хорошего тона за столом – правила сервировки и умение есть, общение за столом;
  • Правила этикета на улице и местах общего пользования – каждый человек, включая детей, должен знать, как вести себя в музее, на выставке, ресторане, библиотеке, кинотеатре, в публичных местах и так далее;
  • Деловитый тон общения – нормы поведения с сослуживцами, работодателем, умение вести деловые встречи и переговоры.

К главным общепринятым правилам этикета относятся:

  • Приветствие – знак вежливости. При этом, войдя в помещение, вы всегда должны поприветствовать коллектив первым;
  • Прощание. В нашем обществе перед уходом человек обязан попрощаться;
  • Благодарность за оказанную услугу, за помощь близких и друзей, также поблагодарите незнакомца, который, например, придержал дверь лифта;
  • Внешность – правильно подобранная к месту и по погоде одежда. Также не пренебрегайте личной гигиеной.

Современный человек должен уметь держаться в любых обстоятельствах, уметь вести себя соответственно, быть полезным, дружелюбным и уверенным в себе.

Правила этикета для мужчин

Каждый мужчина, который получил правильное воспитание, должен уметь одеваться со вкусом и выбирать одежду, соответствующую событию. При общении с девушкой его речь должна быть спокойной, без лишней резкости и высокого тона.

Настоящий мужчина всегда готов прийти к женщине на помощь, независимо от того, знакома она ему или нет. Это может быть помощь соседке с поднятием тяжелых пакетов с продуктами, открытие незнакомой девушке двери и пропуск ее первой.

Правила хорошего тона для мужчин:

  • При прогулке с представительницей женского пола, мужчина всегда должен находиться по левую сторону от нее. Только военнослужащий имеет право позволить себе находиться по правую сторону;
  • При выходе из машины или даже общественного транспорта, нужно открывать перед женщиной дверь и подавать ей руку;
  • Галантные мужчины должны в помещении открывать перед женщиной дверь и пропускать ее первой;
  • Помогать одевать верхнюю одежду и подержать ее сумочку, если такая просьба прозвучит;
  • Снимать головные уборы при входе в помещение.

В мужской компании, нужно быть также вежливым, не показывать своего превосходства и ничем не хвастаться. Конфликты решать с помощью конструктивного диалога. Со своими подчиненными мужчина должен вести себя достойно и справедливо, не повышать голос, ценить труд людей, их время и вложенные силы.

Правила этикета для женщин

Истинная леди должна уметь себя правильно подать – это касается не только внешнего вида, но и манеры общения. Женщина должна быть скромной и тактичной, вести вежливый диалог. Спину нужно всегда стараться держать ровной, а походка должна быть естественной, но красивой.

Открытый флирт с мужским полом и излишняя навязчивость неуместны. Такое фривольное поведение отталкивает мужчин. В обществе настоящая леди должна быть воспитанной и деликатной, но при этом знать свои права. Женщина имеет право вежливо отказать мужчине в чересчур назойливых знаках внимания и предупредить его о том, что он, по ее мнению, выходит за рамки допустимого.

Этикет поведения для женщины:

  • В помещении допускается находиться в шляпе и перчатках, другие головные уборы и варежки необходимо снимать;
  • Броский макияж в ярких оттенках уместен только на вечеринках;
  • Девушка должна в умеренных дозах пользоваться духами. Если вы чувствуете свой парфюм, это означает, что его слишком много;
  • Нужно избегать обилия украшений, особенно на деловых мероприятиях и встречах. Ваш образ должен быть сдержанным, но женственным.

Темпераментные женщины должны научиться совладать со своими чувствами и не показывать их в обществе. Леди не позволено общаться на повышенных тонах или использовать бранные слова, даже смех должен быть умеренным. Громкий хохот не красит девушку, даже если он у нее приятный.

Лучшее украшение – естественная улыбка с едва слышным звучанием смеха. Такое проявление радости или позитивных эмоций будет выглядеть очень мило и нежно.

Нормы хорошего тона для детей

В первую очередь, каждый родитель должен помнить, что дети любят подражать им. Поэтому, чтобы привить ребенку нормы хорошего тона, следует во всем подавать своему ребенку правильный пример. Так вы сможете ненавязчиво научить, как надо вести себя на официальных мероприятиях и на детской площадке.

Двухлетние дети, как правило, сами с удовольствием приветствуют и прощаются, родители должны поощрять такое поведение по отношению к знакомым взрослым. Также очень важно научить детей правильно общаться со сверстниками. К примеру, на детской площадке малышей нужно научить делиться и спрашивать разрешения поиграть с чужой игрушкой.

Нормы этикета для детей от 6 лет:

  • Нельзя перебирать или встревать в разговор взрослых, дерзить и грубить старшему поколению;
  • Научите их с вежливостью и уважением относиться к пожилым людям, помогать им на улице, уступать место в общественном транспорте;
  • Соответствующим образом вести себя в общественных местах: не бегать по залам торгового центра, не кричать в музее, кинотеатре и т.д.

По мере взросления детям нужно прививать правильную манеру общения с родителями и взрослыми, а в учебных заведениях – с учителями и воспитателями. Ребенок должен понимать, что перед ним взрослый человек, которого надо уважать.

Разговорный этикет

Не во всех ситуациях рекомендуется ограничиваться только приветствием и прощанием. Особенно в общении с официальными лицами (если обстановка торжественная или парадная) существуют некоторые обязательные нормы, регулирующие речь человека.

Речь регламентируется нормами этикета по нескольким направлениям:

  • Лексический. То есть, нужно уметь подбирать устойчивые предложения, какие слова уместны или неуместны в конкретных ситуациях;
  • Грамматический, а именно применение вопросительного наклонения вместо повелительного;
  • Стилистический – правильно составленные предложения и богатый словарный запас;
  • Интонационный. Нужно уметь спокойно отреагировать на любые ситуации, даже те, которые вызывают у вас раздражение и гнев;
  • Орфоэпический – во время беседы откажитесь от сокращенных форм слов в пользу полных.

Человек должен проявлять тактичность и вежливость по отношению к другим людям и не вмешиваться в чужие разговоры. Не следует и возражать, если вы не дослушали предложение до конца.

Человек должен уметь подстраиваться под обстоятельства. Правила хорошего поведения подразумевают, что нельзя просто так прощаться, даже если беседа подошла к концу. Нужно постараться найти какой-то переход и плавно подвести разговор к прощанию.

Нормы хорошего тона за столом

Очень часто, особенно на деловых обедах, потенциальные партнеры по бизнесу оценивают поведение человека за столом. Как правило, именно в этот момент человек ведет себя естественно. Поэтому даже дома рекомендуется соблюдать основные нормы хорошего тона.

Правила этикета за столом вкратце:

  • Салфетка кладется на колени. Использовать можно для вытирания губ и пальцев. По окончанию трапезы салфетка кладется у тарелки;
  • Если во время застолья пьете вино, наливайте его в соответствующую посуду – широкие бокалы с тонкой ножкой;
  • Первое (суп, борщ и т.д.) нужно черпать от себя, а не наоборот, чтобы не испачкать одежду;
  • Есть руками можно только три блюда: жареную или отварную курицу, мясо на ребрах, а также любой вид хрустящих закусок;
  • Передавая блюдо, тарелку нужно класть прямо на стол, а не передавать в руки;
  • Не используйте столовые приборы для того, чтобы очистить рыбу от костей, это делается исключительно руками;
  • Старайтесь не переполнять тарелку едой – это выглядит некрасиво, а также может затруднить перемещение.

Правила этикета на улице

Независимо от того, кем вы являетесь, преуспевающим коммерсантом, менеджером среднего звена или работаете в какой-либо другой сфере, вам все равно придется вступать в контакт в общественных местах с разными людьми. Чтобы не возникало никаких конфликтных ситуаций, рекомендуется придерживаться элементарных правил.

Нормы приличия на улице:

  • Опрятный внешний вид. Одежда должна быть аккуратной и выглаженной, а обувь чистой;
  • Следите за личной гигиеной, от вас должно приятно пахнуть;
  • Волосы должны быть расчесаны, головные уборы должны быть уместны и подходить под соответствующую обстановку;
  • Переходить дорогу нужно в строго отведенных для этого местах;
  • Откажитесь от еды и питья, курения на ходу;
  • Не бросайте мусор на улице, даже если поблизости нет контейнера, положите в пакет, затем выбросите.

Постарайтесь не создавать помехи для других людей, не нужно толкать их, преграждать путь и т.д. Если вдруг вы кого-то толкнете, пусть даже без злого умысла, обязательно извинитесь.

Также признаками плохого воспитания являются громкие и навязчивые разговоры в общественном транспорте. Не допускается чтение развернутых газет и журналов, попытки рассмотреть, что именно читают другие. Если вы болеете, постарайтесь отказаться от посещения общественных мест или хотя бы свести пребывание к минимуму.

Деловой этикет

Хорошие манеры на работе – обязательное условие для каждого сотрудника. Постарайтесь вести себя уважительно и вежливо в любой ситуации. Также очень важно быть приятным человеком, аккуратно одетым, но не чересчур услужливым, это может показаться неестественным и вызвать обратный эффект.

Принципы делового этикета:

  • Должна соблюдаться субординация между работодателями и сотрудниками;
  • Работники должны своевременно приходить на работу и выполнять свои обязанности по трудовому договору;
  • Соблюдайте конфиденциальность в работе;
  • Внешний вид на работе должен соответствовать роду деятельности;
  • Нельзя в коллективе обсуждать личные темы;
  • Вежливо общайтесь как с коллегами, так и с посетителями;
  • Поддерживайте порядок на своем рабочем месте.

Соблюдение правил делового этикета в обществе, поможет достичь целей, назначенных в бизнесе. Соответствующие манеры помогут вам продвинуться по карьерной лестнице и в целом по жизни стать успешным, самодостаточным человеком.

Внешний вид в соответствии с этикетом

Первое впечатление о человеке является самым сильным и запоминающимся, а, как известно, в современном обществе всегда «встречают по одежке». Чтобы произвести хорошее впечатление, недостаточно накупить дорогую и модную одежду. Если вы хотите понравиться окружающим, выбирая одежду и создавая какой-то образ, нужно учитывать и разные обстоятельства.

Одежда должна быть красивой и опрятной, подходить вашим особенностям и образу, все детали должны органично сочетаться между собой. Одежда должна соответствовать времени, месту и обстановке.

В дневное время не принято надевать вечерние наряды, а на работу – носить одежду для отдыха. Выбирая наряд, берите во внимание обстановку, не забывайте про собственный возраст и особенности фигуры. Вся одежда должна быть чистой, подшитой, застегнутой и отглаженной.

Подписывайтесь
на наш канал Яндекс.Дзен(5

Типографика: искусство текста

Правила оформительского тона

4 – 2003

Маргарита Григорян

Основа основ

Типографика на практике

Цвет

Если вы думаете, что книжки без картинок всегда очень скучные, то вы наверняка не знакомы с типографикой. Типографика — это и наука, и искусство. Она превращает то, что принято называть голым текстом, в яркие и оригинальные графические образы.

По сути дела, типографика – это творческое преображение печатного текста в элемент графического оформления. Она обходится без использования иллюстраций и изобразительной графики, но с помощью моделирования и монтажа текста создает художественные образы. Именно поэтому типографика является неотъемлемой частью дизайна и оформительского искусства.

Главная задача типографики – доступно, ясно и в интересной форме донести до зрителя или читателя информацию. Как именно это сделать, остается на выбор специалистов по типографике – типографов.

Совет

Они собирают в одно целое текст, шрифт, располагают шрифтовые элементы относительно друг друга и заданного пространства.

Это может показаться простой и чисто технической задачей, однако на самом деле методами типографики можно создавать настоящие произведения искусства.

Типографика требует тонкого понимания процесса трансформации печатного текста в четкий визуальный образ, соответствующий значению заданной информации.

Для этого существует множество различных приемов, например акцентирование смысловой нагрузки слова «оранжевый» при помощи написания его оранжевым цветом или же написание слова «маленький» небольшим кеглем.

Также типограф может манипулировать гарнитурами шрифтов, разрядкой литер, их положением на макете, соотношением масштабов текстов и т.д. Поэтому типографов можно назвать художниками и поэтами одновременно.

Основа основ

Шрифт – это база для создания любой типографической композиции и, естественно, параметры шрифта ограничивают возможности типографа.

Чаще всего в типографике используются так называемые акцидентные и титульные шрифты, которые нецелесообразно применять для текстового набора. Они редко используются в мелком кегле, но хорошо смотрятся, как оформительские элементы при кегле покрупнее.

Сегодня многообразие шрифтов постоянно пополняется новыми видами.

Но, как ни странно, по мнению некоторых специалистов по типографике, обилие шрифтов является не показателем успеха, а наоборот, свидетельствует о недостаточной координации деятельности шрифтографов.

Типографика на практике

Огромное количество объявлений, вывесок и указателей выполнено в технике типографики. Широкое применение она находит и в малоформатных печатных изданиях; брошюры, флайеры, буклеты, проспекты и программки.

Причина этого кроется в их предназначении — привлечь внимание и донести информацию до читателя в условиях жестко ограниченного пространства бумажного листа.

Типографика успешно справляется с обеими этими функциями, причем без перегрузки страниц тяжелыми иллюстративными элементами.

Обратите внимание

Не обходится без типографики и широкоформатная реклама. Поскольку взгляд задерживается на рекламном щите, как правило, не дольше чем на несколько секунд, информация на нем должна быть представлена в максимально сжатом виде.

Такая реклама воспринимается сначала визуально, а лишь потом, если удастся привлечь внимание человека, происходит осмысление ее текстового содержания.

При этом использование большого количества иллюстрирующих деталей может привести к негативному результату — объявление оказывается перегруженным информацией и взгляд не успевает охватить одновременно и текст, и изображение и уж тем более правильно интерпретировать их.

Здесь-то и приходит на помощь типографика, которая превращает текст в привлекающую внимание и легкую для восприятия графику. Проектируя широкоформатные рекламные плакаты, дизайнеры-типографы часто экспериментируют с соотношением масштабов текста и формата листа, находя порой довольно оригинальные композиционные решения. Именно в сфере рекламы у типографа появляется больше возможностей для трансляции заданного рекламодателем смыслового послания в композиционный образ.

Само собой, одной только широкоформатной рекламой применение типографики в рекламе не ограничивается — типографическое оформление с успехом применяется и в печатной рекламе. Основные задачи здесь остаются теми же – привлечь внимание, заставить сначала всмотреться в образ, а затем и вчитаться в текст.

Хороший пример – реклама «Finances, Trust, Consulting», разработанная дизайн-студией Open Design. Она представляет собой изображение прозрачной призмы, на гранях которой сделаны надписи «Деньги – это наука» и «Деньги – это искусство».

Художники из Open Design использовали оригинальное и остроумное типографическое решение, заменив некоторые из букв кириллицы в надписи «Деньги – это наука» на греческие, которые, как мы знаем со школьной скамьи, широко применяются в науке, а в строке «Деньги – это искусство» – на музыкальные символы.

Таким образом, смысловая нагрузка рекламы гармонично сочетается с ее визуальным исполнением. Нестандартное же решение делает рекламу заметной.

Широко используется типографика и в дизайне упаковки, причем наиболее часто она находит применение в парфюмерно-косметической индустрии.

Практически все упаковки духов, как и этикетки на флаконах, выполнены с использованием типографики.

Классическим примером может служить оформление легендарных духов «Chanel № 5», дизайн коробки которых не менялся с самого момента их создания в 20-х годах прошлого века.

Важно

Не устояли перед типографикой и просторы Всемирной сети. Существует довольно много Web-страниц, оформление которых построено исключительно на использовании оригинальной формы и начертания текста.

Если такая страница с точки зрения дизайна создана грамотно, то она будет легко восприниматься зрителем и хорошо запоминаться.

Поскольку в Web-дизайн типографика вносит элемент некоторой неформальности (все-таки в Интернете преобладает использование графических элементов для композиции и навигации), подобное оформление редко используется при создании корпоративных страниц, а вот среди сайтов дизайн-студий их становится все больше и больше. Один из наиболее известных и интересных сайтов такого рода – The Designers Republic (http://www.thedesignersrepublic.com/). Он представляет собой обширный каталог дизайнерских решений, и именно благодаря типографическому оформлению навигация среди огромного количества информации заметно упрощается. На главной странице The Designers Republic можно увидеть большую типограмму с надписью «Angryman» – текст, посредством монтажа превращенный в изображение «сердитого человека». Всмотревшись в эту типограмму, зритель увидит детали латинских литер, собранных в одно целое.

Часто в типограммах (или в «каллиграммах») на первый взгляд невозможно определить первоначальный облик отдельных символов, но, если присмотреться, можно различить их. При создании типограмм типографы обычно пользуются такими приемами, как искажение составных литер, изменение кегля и рисунка символов, а также намеренная деформация строк наборного текста.

Самый простой и распространенный способ создания типограмм – верстка текста в форме описываемого в нем объекта (например, указатель, в котором размеры составляющих его букв подобраны таким образом, чтобы слово по форме напоминало стрелку). Но есть и более сложные разновидности типограмм, в которых текст становится нечитаемым, преобразуясь в картинку.

«Angryman» с The Designers Republic – отличный тому пример.

Без типографики не существовало бы логотипов. Даже самые простые из них представляют собой типографические композиции, а многие и вовсе являются сложными типограммами. Бывает даже так, что шрифт, использованный в логотипе, сам по себе начинает восприниматься как неотъемлемая часть корпоративного имиджа компании, например, как известный шрифт Microsoft Sans Serif.

Типографика пользуется огромной популярностью и у авторов художественных постеров и плакатов, которые давно уже выделились в самостоятельный жанр изобразительного искусства. Они, как и рекламные публикации, вынуждены апеллировать в первую очередь к визуальному восприятию.

Однако жанр постеров и плакатов не органичен такими жесткими рамками, как, скажем, печатная реклама, и поэтому дает дизайнерам большую возможность художественного самовыражения; отсутствие заданных рекламодателем слоганов и формулировок превращают текст в полноправный инструмент графического оформления.

Совет

Крупный формат плаката только усиливает его выразительность. Любопытный пример – антирасистский постер, созданный дизайн-студией Open Design. На нем изображены символы четырех мировых религий, каждый из которых собран из печатного текста, взятого из священной книги другой веры.

Например, мусульманский полумесяц набран текстом из Торы, а шестиконечная звезда Давида – строками из Корана. Однако значение подобных постеров может остаться непонятным без сопроводительной пояснительной надписи.

В данном случае это строки «Они – это мы» и «Мы – это они», расположенные на красной ленте, согнутой буквой V — символично, просто и понятно.

КомпьюАрт 4'2003

Оформительский курс

Правила оформительского тона

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 55Следующая ⇒

Для того чтобы оформить текст, нарисовать плакат , сделать открытку своими руками не обязательно быть художником, достаточно знать несколько оформительских хитростей, которые в этом помогут.

Приведем пример нескольких не сложных шрифтов от руки:

«ГВОЗДИК»

Гвоздик – самый простой и быстрый по скорости написания шрифт. Выполняется следующим образом: рисуется печатная буква, после чего к каждой прямой или дуге этой буквы пририсовывается шляпка от гвоздика (тем самым создается впечатление, что, вся буква сложена из гвоздей). Главное правило каждая прямая должна иметь только одну шляпку.

Способы написания – чаще всего подбирают по необходимой тематике (звездочки, цветочки, кружочки, снежинки …)

«МУЛЬТЯШНЫЙ»

Ход работы: нарисуй 33 шарика и впиши в них буквы следующим образом

«ПАРКЕТНЫЙ»

Ход работы: нарисуй 33 квадратика, необходимых для вписывания букв, после чего заполни их.

Способы написания – можно данным шрифт использовать в различных целях, например вписывая буквы не просто в квадрат, а любые другие фигуры, соответствующие содержанию текста.

Так же при оформлении текста можно использовать дополнительные элементы (капельки, снежинки, звездочки, сердечки, цветочки, камушки и т.д.) для того чтобы сделать текст более интересным.

СОВЕТЫ ДИЗАЙНЕРА

Рассмотрим цветовой круг, он содержит в себе все цвета, видимые человеком от фиолетового до красного. Он образуется из трех первичных цветов – красного, желтого, синего, которые не могут быть получены путем смешения каких-то других цветов. Это основа основ.

Если попарно смешивать основные цвета, получаются цвета вторичные или составные: зеленый, оранжевый, фиолетовый – их также три. Количество цветов в круге можно увеличивать путем смешивания составных с рядом стоящими основными и так далее.

Черный, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами. Это нейтральные тона.

Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой и позволяет определять по определенным правилам гармоничные сочетания этих цветов.

Рассматривая данный круг можно правильно подобрать необходимые цвета.

Хорошо сочетаются цвета расположенные по кругу через один (желтый и синий, красный и оранжевый, зеленый и фиолетовый). А не сочетаются цвета соседних секторов.

Все цвета условно делят на теплые и холодные.

Теплые цвета – красный, оранжевый, желтый.

Холодные цвета – цвета, расположенные от фиолетовой до зеленой зоны цветового круга.

Нейтральные цвета – черный и серый.

Черный цвет – поглощающий цвет.

СОЧЕТАНИЯ

Родственные (раскат цвета)
Контрастные (оранжевый и синий, желтый и фиолетовый, зеленый и красный)

ФОН

Фон нужен, для того чтобы усилить зрительное восприятие объекта. Фон по насыщенности должен значительно уступать основным цветам.

Виды фонов:

· сплошной (покрывает всю поверхность). Фон должен быть равномерным и разнонаправленным. Используют: краску на воде, тушь карандаши, не используют: фломастер, полицвет, мел.

· частичный (покрывает часть поверхности). Для нанесения используют: краски на воде, тушь, карандаши и полицветы. Наносят с помощью трафарета или делают с использованием резинки.

· цветной (используется несколько цветов одного сектора)

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Технико-оформительские правила набора выводов и таблиц

Правила оформительского тона

Выводы и таблицы в одном издании должны быть набраны еди­нообразно по применению шрифтов и линеек, размерам однотип­ных заголовков, разбивке между строками, по оформлению всех элементов и частей таблицы, по размерам абзацных отступов, втя­жек и т.д.

Выводы и таблицы набирают шрифтом той же гарнитуры, что и шрифт, выбранный для основного набора, но кеглем на 2 пункта меньше, если основной текст набирают кеглем 10 или 9 п; если для основного текста планируется шрифт кегля 8 п, то выводы и табли­цы набираются тоже кеглем 8 п.

В особо компактных изданиях таб­лицы набираются кеглем 6 п. Для набора канцелярских и настен­ных таблиц кегль шрифта выбирается в зависимости от формата и количества текста в заголовочной части.

Обратите внимание

Иногда в таких таблицах используются прописные буквы, заголовки могут набираться враз­рядку, шрифтом полужирного (в настенных таблицах) начертания.

При наборе таблиц применяется весь ассортимент наборных линеек. При выборе рисунка лине­ек необходимо учитывать особенности оформления всего издания. Однотипные таблицы во всем издании должны быть оформлены единообразно.

Линейки с разным начертанием очка используются следующим образом: тонкие линейки применяются для разделения граф в заголовке и прографке, двойные — для отделения заголовка от боковика и прографки, полужирными обрамля­ют таблицы.

Заголовкив таблице набираются в красную строку или с выравниванием по левой границе и располагают горизонтально.

Набор строк заголовка прописными и вразрядку не допускается. Строки заголовка отбиваются от линеек со всех сторон, причем отбивка строк от верхних и нижних линеек должна быть одинако­вой или от верхних линеек на 2 п. больше.

Части заголовка выключаются друг относительно друга следующим образом: однострочная — посередине двухстрочной, двухстрочная — посередине трехстрочной и т.д. или выравниваются по левой вертикали.

Надзаголовочные строки набираются обычно выделительными шрифтами, преимущественно кеглем 8 п; примечания и пояснения набираются кеглем 6 п.

Боковикоформляется следующим образом: строки боковика в таблицах без обрамления набираются без отступа. Если подзаголов­ки в боковике двухстрочные или многострочные, то их располага­ют следующим образом: первая строка набирается без абзацного отступа, а последующие с отступом, или первая строка набирается с абзацного отступа, а последующие без отступа.

Подзаголовки в боковике отбиваются в переделах одной строки так: сверху 6 п., снизу 2 п.; в пределах двух строк — сверху 10 п., сни­зу 6 п. Боковик от прографки отделяется отточиями, если строки боковика неполные. Отточия должны держать линию по горизон­тали и вертикали, пропуск точек не допускается.

При обрамлении таблицы боковик отбивают от линеек слева на кегль шрифта, которым набирается таблица. Отбивка может быть увеличена до 1,5 кегельных и уменьшена до 0,5 кегельных. Строки боковика от правой линейки также отбиваются на полукегельную.

Слово «Итого» набирают в правый край боковика и дополняют строку тремя-пятью отточиями. Итоговая линейка должна быть тон­кой и перекрывать слово «Итого» слева на 12 п.

, в узком боковике ито­говая линейка может быть установлена и выровнена по началу слова «Итого». Сверху итоговая линейка отбивается на 2 п., снизу — на 4 п.

Важно

Боковик таблицы отбивается от заголовка на кегль шрифта, до­пускается увеличение отбивки до 1,5 кегельных.

Колонки цифр или строки текста в графах должны быть отбиты от линеек с обеих сторон минимально на 2 п., причем при разнице в 3 п. отбивку увеличивают слева. Цифры в прографке должны быть выровнены по горизонтали и вертикали (единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.); разнозначимые цифры выключают­ся посередине графы.

Прографкаот заголовка отбивается так же, как боковик от про­графки.

Фигурная скобка по высоте должна охватывать все строки в графах или боковике, к которым она относится.

Тире вместо цифр выключают по центру; строки текста располагают или посередине графы или так же, как в боковике. Отбивка текста от линеек по высоте в тексто­вых таблицах должна быть одинаковой.

Правила набора выводовв основном те же, что и таблиц: стро­ки заголовка вывода устанавливаются горизонтально, отбивка за­головка от столбцов цифр прографки должна быть не меньше кег­ля шрифта вывода; формат вывода (ширина) должен быть меньше ширины наборной полосы не менее, чем на 24 п., с отступом внутрь полосы на 12 п. с обеих сторон; заголовок вывода должен быть рас­положен посередине прографки. Строки боковика набираются без отступа слева. При многострочном заголовке боковика первая стро­ка набирается без отступа, а последующие — с втяжкой на кегель­ную. В конце полных строк боковика ставят полукегельную, а не­полные строки заканчиваются отточиями с расстоянием между точ­ками в кегельную. Боковик отбивается от первой графы прографки на расстояние от 1/2 кегельной (если имеются заголовки в бокови­ке) и от кегельной до 1/2 квадрата в выводах без заголовка.

Строки заголовка бланочных таблицдолжны располагаться го­ризонтально. Шрифты для набора заголовков выбирают в основ­ном светлого начертания обыкновенной, литературной гарнитуры или Тип Таймс. Отдельные слова могут быть набраны курсивом или полужирным. Кегль набора — корпус или петит (если текст заго­ловка большой).

Кегль набора боко­вика чаще всего 12 п. той же гарнитуры, что и шрифт заголовка; рубрики в боковике набираются шрифтом большего кегля строчного начертания. Строка «Примечание» набира­ется независимо от формата графы шрифтом кегля 10 или 8 п.

Го­ризонтальные линейки должны держать линию с отточиями строк боковика, а вертикальные линейки прографки должны держать точную линию с вертикальными линейками заголовка. Слово «Ито­го» набирают с тремя-пятью отточиями.

Высота прографки под ито­говой линейкой в зависимости от формата таблицы должны быть от 1/2 кв. до 1 кв.

Совет

При оформлении канцелярских таблицлинейки выбираются в зависимости от значимости граф: главные и широкие оформляют­ся четырехпунктовыми или жирными двухпунктовыми, в других графах используют тонкие линейки, заголовок отделяют от прографки двойной светлой линейкой. Конторские таблицы ма­лого формата обрамляют полужирными двухпунк­товыми линейками.

Балансовая таблица делится на две части:«Приход» и «Расход», «Дебет» и «Кредит», «Актив» и «Пассив». Заголовки в боковике этих таблиц набираются шрифтом курсивного или полужирного начер­тания в левый край без отточий, но если к ним относятся цифры в графах, отточия ставятся. Строки боковика, расположенные под заголовком, набираются с втяжкой в одну кегельную.

Строка «Баланс» в обеих частях таблицы (приходной и расход­ной) должна быть на одном уровне, независимо от количества тек­ста в боковиках таблицы.

Если в боковике одной из частей таблицы текста меньше, чем в другой, там проставляется диагональная линей­ка, которая называется балансовой или сальдовой; диагональ прохо­дит справа налево, вверху и внизу она заканчивается полужирными линейками размером от 1/2 кв. до 1 кв. Нижняя полужирная линей­ка должна быть на одном уровне с надбалансовой линейкой.

К формам документации относят: анкеты, квитанции, счета, бланки, накладные, акты, конверты, удостоверения и т.д. Они же относятся к акциденции малых форм.

https://www.youtube.com/watch?v=eQqT_4Oylnk

Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 1418;

“Оформительское мастерство”

Правила оформительского тона

Клуб организаторского мастерства «Олимп» помогает ребятам освоить азы вожатской работы. Готовясь работать вожатыми в лагере, они изучают раздел «Оформительское мастерство», которое пригодиться им при оформлении отрядного уголка, мероприятия. На данном занятии обучающиеся узнают,  как  сделать грунтовку (основу) для газеты или стенда.

Конспект занятия по теме   «Грунтовки»

Цель: знакомство учащихся с теоретическими и практическими знаниями в области оформительского мастерства.

Задачи:

Обучающая

–       обучение способам нанесения цветного фона на бумагу.

Развивающая

–       развитие образного мышления и творческой активности учащихся.

Воспитывающая

  •  воспитание бережного отношения к инструментам и материалам, к порядку.

Время: 1,5 часа.

Оборудование:  клеенка на стол, чертежная бумага формата А 4, гуашь, зубная щетка, расческа с мелкими зубцами, тушь, нитки, газеты.

Занятие подготовила: Филимонова Ирина Владимировна,  педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Ход занятия.

1. Разминка.

Цель: снять напряжение от предыдущей работы, настроиться на работу в группе.

Упражнение «Настроение»

Каждый участник группы ответит сейчас на следующий вопрос: «Какое у тебя сейчас настроение? Проассоциируй его с цветом».

2. Упражнение на общее развитие.

Цель: активизация психических процессов (внимание).

Упражнение «Я – это не я, а мой сосед справа»

Игроки сидят в кругу, один стул свободен. Игрок слева от этого стула называет имя любого участника. Приглашенный остается на месте, а на стул садится его правый сосед. Кто ошибается, выходит из игры.

Цель: знакомство обучающихся со способами нанесения цветного фона на бумагу  и закрепление практических навыков.

Грунтовка – цветной фон на бумаге.

Используется в рукописных газетах, при оформлении отрядных уголков, стендов, сцены.

Для грунтовки понадобятся: плотная бумага (лучше ватман), гуашь, зубная щетка, расческа с мелкими зубцами, тушь.

Виды грунтования:

«Полосатая».

Обратите вниманиеСовет

Лист бумаги смачивается мокрой поролоновой губкой. Другой кусок поролона опускается в краску, и им наносятся цветные полосы; между ними полосы других цветов (ширина 3–10 см.). После того, как нанесен своеобразный полосатый рисунок, чистой губкой аккуратно соединяем полосы, проведя «по стыку» двух цветов. Полосы можно закручивать в ракушку, располагать волной, кругами и т.п.

[/su_box]

В довершение, хорошо сделать цветные набрызги. Для этого старая зубная щетка опускается в краску. После этого быстро проводится по расческе по направлению  «к себе». Краска должна быть не слишком жидкой.

Набрызги можно сделать легким встряхиванием кисточки, либо проведением по ворсу кисти булавкой или иглой. Получаются веселые разноцветные точки.  

 «Ляпами». Грунтовку можно сделать следующим образом: после того, как лист был предварительно смочен, губку, с нанесенной на неё краской, нужно несильно прижимать по всей поверхности, используя несколько цветов. Получаются пестрые «вмятинки». Сверху можно сделать набрызги.

«Нитью» или «Моно»

«Моно» – один, единственный, «тип» — оттиск. Только один рисунок, отпечаток. Монотипия дает много вариантов рисунка. Как правило, – это абстрактные линии, но при введении дополнительных деталей и линий, может быть конкретной   композицией, рисунком и т.д.

Для работы понадобятся: цветная тушь или чернила, нитки.

                                               Ход работы:

–  Нить (около 30 см.) складывается пополам  и образовавшейся петлей, опускается в тушь, оставляя концы нити около 10 см.

– Вынимается нить из туши, слегка прижимается к стенкам пузырька, чтобы снять лишнюю краску.

– Выкладывается нить на чистый лист бумаги так, чтобы концы в результате оказались за листом.

– Затем кладется сверху другой лист и прижимается, а нить за оставленные концы вытягивается.

– Снимите лист, и рисунок готов.

«С набрызгами».

Обмакните зубную щетку в жидкую краску. Проведите рукояткой кисточки по щетине зубной щетки, чтобы брызги краски оказались на бумаге.

  «Скомканная газета».

Скомкайте кусок газеты. Обмакните в краску и прижимайте по всей поверхности чистого листа бумаги. Сделайте еще несколько комков для краски других цветов. (Работа производится по аналогии с техникой «Ляпами»).

«Стекающие полосы»

Обмакните малярную кисть среднего размера или губку в разведенную водой краску и коснитесь кистью или губкой верхней части листа. Поднимите бумагу, и пусть краска стечет вниз.

«Мраморная». 

Окуните тряпочку в краску и дайте хорошенько пропитаться. Скрутите жгутом. Приложите к левому нижнему углу бумаги и перекатывайте вверх. Продолжайте двигать по листу бумаги снизу вверх. Если отпечатки жгута станут бледными, снова обмакните его в краску.

 Сочетание цветов

Существуют три первоначальных цвета: желтый, красный и синий и три составных или двойных: оранжевый, зеленый, и лиловый.

Важно

В радуге цвета располагаются в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

В работе над грунтовкой рекомендуется использовать следующее сочетание цветов:

  • красный – желтый;
  • красный – синий;
  • желтый – зеленый;
  • желтый – синий;
  • красный – оранжевый;
  • оранжевый – желтый;
  • коричневый – желтый;
  • зеленый – оранжевый;
  • синий – оранжевый;
  • красный – черный (траурный цвет);
  • белый сочетается со всеми цветами.

Белый цвет заключает в себе все три первоначальных цвета (красный, синий, желтый).

Пробуйте использовать разные цвета и выберите сочетание цвета, которое нужно вам.

Практическая часть

Участники отрабатывают навыки оформительского мастерства. Виды грунтовок.

4. Рефлексия.

Цель: анализ своих переживаний, чувств и поступков на занятии, от работы в группе.

Вопросы после занятия: Что нового я получил сегодня? О чем узнал, чему научился?

5. «Прощание друг с другом».                                   

Упражнение «До свидания, МЫ!»

Участники встают в круг и соединяют свои ладошки, таким образом, чтобы  ладошка каждого лежала сверху на ладони ведущего и, покачивая их, хором говорят:  До свидания, МЫ!

Литература

  •   Жанна Ховорт. Классные безделушки и украшения. – М. 2000 г.
  • Способы оформления /Под. ред. Буняшиной Е.И., Мартыновой Е.В. – Рязань, 2003г.
  •  Субботина Н.Н. Некоторые виды декоративно-оформительских работ. – Ярославль, 1996.
  • Муниципальное автономное образовательное

    учреждение дополнительного образования детей

    «Рязанский городской Дворец детского творчества»

    Клуб организаторского мастерства «Олимп» помогает ребятам освоить азы вожатской работы. Готовясь работать вожатыми в лагере, они изучают раздел «Оформительское мастерство», которое пригодиться им при оформлении отрядного уголка, мероприятия. На данном занятии обучающиеся узнают, как сделать грунтовку (основу) для газеты или стенда.

    Конспект занятия по теме «Грунтовки»

    Цель: знакомство учащихся с теоретическими и практическими знаниями в области оформительского мастерства.

    Задачи:

    Обучающая

    • обучение способам нанесения цветного фона на бумагу.

    Развивающая

    • развитие образного мышления и творческой активности учащихся.

    Воспитывающая

    • воспитание бережного отношения к инструментам и материалам, к порядку.

    Время: 1,5 часа.

    Оборудование: клеенка на стол, чертежная бумага формата А 4, гуашь, зубная щетка, расческа с мелкими зубцами, тушь, нитки, газеты.

    Занятие подготовила: Филимонова Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

    г. Рязань

    Ход занятия.

    1. Разминка.

    Цель: снять напряжение от предыдущей работы, настроиться на работу в группе.

    Упражнение «Настроение»

    Каждый участник группы ответит сейчас на следующий вопрос: «Какое у тебя сейчас настроение? Проассоциируй его с цветом».

    2. Упражнение на общее развитие.

    Цель: активизация психических процессов (внимание).

    Упражнение «Я – это не я, а мой сосед справа»

    Игроки сидят в кругу, один стул свободен. Игрок слева от этого стула называет имя любого участника. Приглашенный остается на месте, а на стул садится его правый сосед. Кто ошибается, выходит из игры.

    Цель: знакомство обучающихся со способами нанесения цветного фона на бумагу и закрепление практических навыков.

    Грунтовка – цветной фон на бумаге.

    Используется в рукописных газетах, при оформлении отрядных уголков, стендов, сцены.

    Для грунтовки понадобятся: плотная бумага (лучше ватман), гуашь, зубная щетка, расческа с мелкими зубцами, тушь.

    Виды грунтования:

    «Полосатая».

    Обратите вниманиеСовет

    Лист бумаги смачивается мокрой поролоновой губкой. Другой кусок поролона опускается в краску, и им наносятся цветные полосы; между ними полосы других цветов (ширина 3–10 см.). После того, как нанесен своеобразный полосатый рисунок, чистой губкой аккуратно соединяем полосы, проведя «по стыку» двух цветов. Полосы можно закручивать в ракушку, располагать волной, кругами и т.п.

    [/su_box]

    Вдовершение, хорошо сделать цветные набрызги. Для этого старая зубная щетка опускается в краску. После этого быстро проводится по расческе по направлению «к себе». Краска должна быть не слишком жидкой.

    Набрызги можно сделать легким встряхиванием кисточки, либо проведением по ворсу кисти булавкой или иглой. Получаются веселые разноцветные точки.

    «Ляпами». Грунтовку можно сделать следующим образом: после того, как лист был предварительно смочен, губку, с нанесенной на неё краской, нужно несильно прижимать по всей поверхности, используя несколько цветов. Получаются пестрые «вмятинки». Сверху можно сделать набрызги.

    «Нитью» или «Моно»

    «Моно» – один, единственный, «тип» — оттиск. Только один рисунок, отпечаток. Монотипия дает много вариантов рисунка. Как правило, – это абстрактные линии, но при введении дополнительных деталей и линий, может быть конкретной композицией, рисунком и т.д.

    Для работы понадобятся: цветная тушь или чернила, нитки.

    Ход работы:

    • Нить (около 30 см.) складывается пополам и образовавшейся петлей, опускается в тушь, оставляя концы нити около 10 см.

    • Вынимается нить из туши, слегка прижимается к стенкам пузырька, чтобы снять лишнюю краску.

    • Выкладывается нить на чистый лист бумаги так, чтобы концы в результате оказались за листом.

    • Затем кладется сверху другой лист и прижимается, а нить за оставленные концы вытягивается.

    • Снимите лист, и рисунок готов.

    «С набрызгами».

    Обмакните зубную щетку в жидкую краску. Проведите рукояткой кисточки по щетине зубной щетки, чтобы брызги краски оказались на бумаге.

    «Скомканная газета».

    Скомкайте кусок газеты. Обмакните в краску и прижимайте по всей поверхности чистого листа бумаги. Сделайте еще несколько комков для краски других цветов. (Работа производится по аналогии с техникой «Ляпами»).

    «Стекающие полосы»

    Обмакните малярную кисть среднего размера или губку в разведенную водой краску и коснитесь кистью или губкой верхней части листа. Поднимите бумагу, и пусть краска стечет вниз.

    «Мраморная».

    Окуните тряпочку в краску и дайте хорошенько пропитаться. Скрутите жгутом. Приложите к левому нижнему углу бумаги и перекатывайте вверх. Продолжайте двигать по листу бумаги снизу вверх. Если отпечатки жгута станут бледными, снова обмакните его в краску.

    Сочетание цветов

    Существуют три первоначальных цвета: желтый, красный и синий и три составных или двойных: оранжевый, зеленый, и лиловый.

    Важно

    В радуге цвета располагаются в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

    В работе над грунтовкой рекомендуется использовать следующее сочетание цветов:

    • красный – желтый;

    • красный – синий;

    • желтый – зеленый;

    • желтый – синий;

    • красный – оранжевый;

    • оранжевый – желтый;

    • коричневый – желтый;

    • зеленый – оранжевый;

    • синий – оранжевый;

    • красный – черный (траурный цвет);

    • белый сочетается со всеми цветами.

    Белый цвет заключает в себе все три первоначальных цвета (красный, синий, желтый).

    Пробуйте использовать разные цвета и выберите сочетание цвета, которое нужно вам.

    Практическая часть

    Участники отрабатывают навыки оформительского мастерства. Виды грунтовок.

    4. Рефлексия.

    Цель: анализ своих переживаний, чувств и поступков на занятии, от работы в группе.

    Вопросы после занятия:

    • Что нового я получил сегодня?

    • О чем узнал, чему научился?

  • «Прощание друг с другом».

  • Упражнение «До свидания, МЫ!»

    Участники встают в круг и соединяют свои ладошки, таким образом, чтобы ладошка каждого лежала сверху на ладони ведущего и, покачивая их, хором говорят: До свидания, МЫ!

    Литература

  • Жанна Ховорт. Классные безделушки и украшения. – М. 2000 г.

  • Способы оформления /Под. ред. Буняшиной Е.И., Мартыновой Е.В. – Рязань, 2003г.

  • Субботина Н.Н. Некоторые виды декоративно-оформительских работ. – Ярославль, 1996.

  • 7

    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector