Работника вызвали в госорганы

Как оплатить отсутсвтие на работе за исполнение гос обязанностей в качестве свидетеля

Работника вызвали в госорганы

Полное разъяснение по теме: “как оплатить отсутсвтие на работе за исполнение гос обязанностей в качестве свидетеля” от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.

Если вашего работника вызвали «в органы» для выполнения государственной обязанности, например в качестве свидетеля по делу, то руководству придется отпустить его с работы на какое-то время (иногда даже на несколько дней ) ст. 170 ТК РФ . А вот нужно ли оплачивать это время и как отразить его в табеле учета рабочего времени?

Давайте изучать возможные варианты.

Из разъяснений Минздравсоцразвития можно сделать вывод, что при выполнении работником разных гособязанностей (например, при вызове работника к следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетеля, понятого и др.) средний заработок ему выплачивает работодател ь Письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19 .

Обратите внимание

Если работника вызвали в госорганы для выполнения гособязанностей и это подтверждено документально, то работника придется отпустить. Отсутствие на работе по этой причине прогулом не является.

При этом один из документов, на которые ссылается Минздравсоцразвития, — это старейшая советская Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в су д утв. Постановлением Совмина РСФСР от 14.07.90 № 245 .

Однако в действительности все зависит от того, куда и в качестве кого вызвали работника.

Дело в том, что этот вопрос регулируется целым рядом федеральных законов, многим из которых упомянутая Инструкция просто противоречи т ст. 165, ст. 170 ТК РФ .

И большинство этих законов предусматривают выплату работникам компенсаций не работодателем, а госорганом, вызвавшим работника для выполнения гособязанности.

И работнику, и работодателю важно знать, кто в той или иной ситуации (работодатель или госорган) и что именно должен выплатить работнику. Работодателю эта информация нужна, чтобы не заплатить лишнего, а работнику — чтобы знать, с кого требовать причитающиеся суммы.

Представим эту информацию в таблице.

Проставьте в табеле учета рабочего времени по форме № Т-12 или Т-1 3 утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 :

  • буквенный код «Г»;
  • цифровой код «23».

О том, как скорректировать данные табеля учета рабочего времени, см.: 2011, № 10, с. 69

Если же работник не предупредил вас заранее о том, что его вызывают в госорган, а уже потом принес соответствующий подтверждающий документ, то, скорее всего, в табеле вы уже зафиксировали неявку по невыясненным причинам. Тогда при предоставлении работником оправдательного документа данные табеля нужно скорректировать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если время пребывания в госоргане, например на допросе, превысило время, указанное в повестке, нужно получить документ о реальном количестве часов, потраченных на выполнение гособязанности.

А как быть, если в повестке, к примеру, указано только время начала проведения следственных действий (например, 9.

00), а их продолжительность не указана и при этом работника не было на работе весь день? Выясните, почему работник отсутствовал столько времени на работе. Вполне возможно, что процесс проведения следственных действий затянулся на весь день.

Важно

Тогда пусть работник получит из госоргана справку о реальном времени проведения следственных действий или попросит сделать соответствующую отметку на самой повестке.

Учитывайте также время на дорогу, необходимое сотруднику, чтобы добраться до госоргана и обратно из госоргана на работу. Если он ездил в другой населенный пункт, пусть покажет копии проездных документов. Тогда вы сможете зафиксировать в табеле время, затраченное на дорогу, как часть времени исполнения гособязанностей.

“ Решение, включать ли время нахождения в пути, необходимое работнику, чтобы доехать до места исполнения государственных обязанностей и обратно, в период выполнения гособязанностей, принимает работодатель.

Соответственно, от этого решения зависит и то, будет ли отражено в табеле время в пути как время выполнения гособязанностей или нет ” .

Если работник отсутствует на работе достаточно долго, например участвует в судебном процессе в качестве присяжного заседателя, а без бесперебойной работы на его участке не обойтись, то можно на период его отсутствия:

  • перевести на его должность другого работника по соглашению с последни м ст. 72.2 ТК РФ ;
  • взять нового работника по срочному трудовому договор у ст. 59 ТК РФ ;
  • возложить его трудовые обязанности на другого работника путем оформления совмещени я ст. 60.2 ТК РФ .

Если госорган находится в населенном пункте, где живет работник или где находится ваша компания, то исходите из расстояния от госоргана до места работы.

Прикиньте, имел ли работник возможность прийти после проведения следственных действий на работу. Если нет (в частности, пока он доберется до офиса, рабочий день уже закончится), за время выполнения работником гособязанности проставьте в табеле код «Г» (или «23»), а остаток рабочего дня никак не отмечайте в табеле.

Читайте так же:  Коммисионный сбор за возрат авиобилетов

Если же он успевал приехать на работу, но не сделал этого, то неявку можно рассматривать как отсутствие без уважительных причин. Возьмите с работника письменное объяснение о том, почему он не явился на работу, и пусть руководство решает, стоит ли привлекать его к дисциплинарной ответственност и статьи 192, 193 ТК РФ .

Если именно вы оплачиваете работнику время выполнения гособязанности (например, работник был свидетелем в налоговом орган е п. 3 ст. 131 НК РФ ), то выплатите ему средний заработок за время, указанное в документе из госоргана. Если работник в этот день еще успел и поработать, то время работы оплатите ему в обычном порядке.

Минздравсоцразвития настаивает на начислении страховых взносов с суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам по месту работы в связи с их вызовом в следственные органы, прокуратуру или в суд в рамках уголовного или гражданского дела, например, в качестве свидетелей и поняты х Письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19 .

Можно предположить, что Минздравсоцразвития будет настаивать на начислении страховых взносов на суммы среднего заработка, сохраняемого за работником и в других случаях, например, когда его вызвали в качестве свидетеля в налоговый орган.

Правда, с этим можно и поспорить, указывая, что эту сумму вы выплачиваете в силу прямого указания закон а ст. 15 ТК РФ . То есть это не облагаемые взносами выплат ы ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах.

» .

Что делать работодателю, еслиработника вызвали в суд или иные государственные органы

Работника вызвали в госорганы

В последнее время очень часто возникает ситуация, когда работника вызывают в суд или иные госорганы. При этом в соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан отпустить работника с работы для исполнения им государственных или общественных обязанностей.

Но конкретного перечня таких обязанностей не существует и приходится руководствоваться другими федеральными законами.

В результате часто возникает недопонимание: работник не выходит на работу, как ему кажется, по уважительным причинам, а работодатель делает ему за это выговор или даже увольняет его за прогул.

В данной статье попробуем рассмотреть, в каких случаях работодатель обязан отпустить работника и какой порядок при этом должен быть соблюден, как должно быть оплачено время его отсутствия на работе, и поподробнее рассмотрим такую распространенную причину отсутствия сотрудника на работе, как явкаего в суд.

Для начала определимся: что относится к государственным и общественным обязанностям?

Совет

В силу ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освободить сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Из данного положения следуют две обязанности работодателя по отношению к таким работникам:

1) освободить их от работы на время исполнения обязанностей;

2) сохранить за ними место работы.

Что же является государственными и общественными обязанностями? Согласно ТК РФ к ним, в частности, относится:

– участие работников в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения (ст. 39);

– рассмотрение трудовых споров в качестве члена комиссии (ст. 171);

– сдачу крови и ее компонентов в качестве донора (ст. 186);

– участие членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденных от работы, в качестве делегатов в работе съездов, конференций, участие в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случае, если это предусмотрено коллективным договором, – также краткосрочную профсоюзную учебу (ст. 374);

– участие в разрешении коллективного трудового спора работниками, являющимися членами примирительной комиссии, трудовыми арбитрами (ст. 405).

Другие федеральные законы к таким обязанностям также относят:

  • проведение и обеспечение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае мобилизации;
  • исполнение обязанностей зарегистрированного кандидата на замещаемую выборную должность в органе государственной власти или органе местного самоуправления;
  • исполнение обязанностей члена избирательной комиссии или комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума;
  • исполнение воинских обязанностей, в том числе вызов в военкомат, медицинское освидетельствование, военные сборы и т. п.;
  • участие педагогических работников в проведении ЕГЭ;
  • участие в тушении пожаров или несении службы (дежурстве) добровольными пожарными;
  • явку в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру, налоговую инспекцию или суд в качестве свидетеля, потерпевшего и его законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика и понятого;
  • исполнение обязанностей присяжного или арбитражного заседателя.

Начисляется ли компенсация за исполнение государственных или общественных обязанностей?

По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст.

 170 ТК РФ, государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами либо решением соответствующего общественного объединения.

При этом Трудовым кодексом РФ для исполнения некоторых обязанностей не установлена выплата компенсации, а определено лишь сохранение за работником среднего заработка, в частности, для лиц, участвующих в коллективных переговорах (ст. 39), членов комиссий по трудовым спорам (ст. 171), доноров (ст. 186), членов примирительных комиссий и трудовых арбитров (ст. 405).

А, кроме того, есть и еще некоторые варианты. Например, порядок оплаты участия в работе профсоюзов членов их выборных коллегиальных органов, не освобожденных от основной работы, определяется коллективным договором, соглашением (ст. 374 ТК РФ).

Также средний заработок работодатель должен сохранять за работниками, проходящими военные сборы (ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Кроме того, им компенсируются другие расходы, например, связанные с наймом жилья и оплатой проезда, командировочные.

Но впоследствии все эти расходы работодателю должны быть возмещены Министерством обороны РФ.

Итак, работнику пришла повестка, и он принес ее на предприятие, чтобы оповестить работодателя о ней

Для начала разберемся, по каким делам и куда работник может быть вызван повесткой. Это могут быть гражданско-правовые, административные и уголовные дела. Все они рассматриваются судами общей юрисдикции. Также существуют налоговые правонарушения, которые рассматриваются налоговыми инспекциями.

Соответственно, работник может быть вызван в суд общей юрисдикции (арбитражный суд), налоговую инспекцию. Его могут вызвать органы дознания, следственные органы и прокуратура. Здесь следует отметить: чтобы квалифицировать такие вызовы как исполнение государственных обязанностей, работник должен иметь определенный статус.

Обратите внимание

Не все статусы дают работнику право на получение гарантий в соответствии со ст. 170 ТК РФ. В частности, не считается исполнением работником государственных обязанностей его участие в судебных разбирательствах в качестве истца или ответчика и, конечно, обвиняемого.

Для всех остальных такая обязанность установлена независимо от того, в рамках какого процесса (гражданского, административного или уголовного) происходит разбирательство.

Руководствуясь положениями ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, НК РФ, УПК РФ и других федеральных законов и нормативных актов, работник исполняет государственные обязанности, если он вызван в суд, налоговую инспекцию, органы дознания, следственные органы и прокуратуру в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, потерпевшего (его законного представителя), понятого, а также если он исполняет обязанности присяжного или арбитражного заседателя.

Как работодатель должен оформить исполнение государственных обязанностей

Освобождение сотрудника от работы для исполнения государственных обязанностей оформляется приказом работодателя, который издается в произвольной форме.

Основанием для издания приказа при вызове работника в суд, прокуратуру, налоговую инспекцию либо органы дознания и следствия является повестка (извещение).

Судебная повестка признается одной из форм судебных извещений и вызовов по уголовным, административным и гражданским делам. Повесткой также вызываются органами дознания на допрос свидетели и потерпевшие.

В повестке указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, отражаются дата и время явки на допрос (ст. 188 УПК РФ).

Присяжные и арбитражные заседатели вызываются для участия в судебных заседаниях путем направления присяжным извещения или определения суда.

Обращаем ваше внимание, что если работник представил повестку или другое извещение, из которого не следует, что он вызывается как свидетель, потерпевший или другое лицо для исполнения государственных обязанностей в рамках уголовного или иного дела, то освобождать его от работы работодатель не обязан.

Поэтому бухгалтеру и кадровику нужно внимательно изучить повестку.

Важно

Если из ее содержания не следует, что работник имеет статус лица, исполняющего государственные обязанности, и тем более если он является истцом или ответчиком или их представителем в рамках гражданского или административного судопроизводства, работнику сначала нужно это объяснить и предупредить, что освобождать его от работы в соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель не обязан.

Хотя в этом случае возможны и другие варианты. Например, работнику можно предоставить отпуск без сохранения заработной платы.

Отсутствие сотрудника на работе в связи с исполнением государственных обязанностей следует отметить в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23» (невыход на работу на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству).

Каков порядок возмещения работнику расходов

Компенсация, которая положена работнику за период исполнения государственных обязанностей и источник выплаты зависит от того, каков статус работника в случае его вызова в суд и другие органы. Для наглядности представим эту информацию в таблице.

Статус работника
Обязанность работодателя в части оплаты
Что возмещает и (или) выплачивает работнику суд или иной госорган
Норма закона

Свидетель по делу об административном правонарушении
Выдать работнику справку в произвольной форме о размере
– средний заработок за время выполнения государственных обязанностей;
Часть 2 ст. 108 КАС РФ

Свидетель по гражданскому делу
среднего заработка для представления в суд или госорган, копию трудовой книжки
– расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные
Часть 2 ст. 95 ГПК РФ

Свидетель, потерпевший (их представители), понятой в уголовном деле
Пункт 2 ч. 2 ст. 131 УПК РФ, п. 32, 34 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 12402

Понятой или потерпевший по делу об административном правонарушении
Нет
Расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные
Статья 24.7 КоАП РФ, п. 2 – 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1240

Свидетель по арбитражному делу
Выплатить по основному месту работы сотрудника средний заработок
Расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные
Часть 4 ст. 107 АПК РФ

Свидетель по делу о налоговом правонарушении
Пункт 3 ст. 131 НК РФ, п. 2, 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 № 2983

Понятой по делу о налоговом правонарушении
Нет
Статьи 98, 131 НК РФ

Присяжный заседатель
Выдать работнику справку в произвольной форме о размере среднего заработка для представления в суд
– вознаграждение в размере 1/2 оклада судьи этого суда пропорционально числу дней, потраченных на исполнение государственных обязанностей, но не менее среднего заработка по основному месту работы за этот период;– командировочные и транспортные расходы
Части 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Арбитражный заседатель
Выплатить по основному месту работы сотрудника средний заработок
– вознаграждение в размере 1/4 оклада судьи арбитражного суда пропорционально количеству рабочих дней участия в процессе, но не менее пятикратного МРОТ;– командировочные расходы
Пункты 1, 2 ст. 6, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

Выплата среднего заработка осуществляется только работодателем по основному месту работы, поскольку это установлено соответствующим федеральным законом, в частности, ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 70-ФЗ, ч. 3 ст. 131 НК РФ. Данное правило при этом не применяется для свидетелей по арбитражному делу.

Выплата работнику среднего заработка государственным органом осуществляется исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей указанными лицами и их среднего дневного заработка, исчисляемого в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ, размера месячного денежного содержания. При этом неполный рабочий день, затраченный лицом в связи с производством по гражданскому или уголовному делу, засчитывается за один рабочий день (восемь часов).

Таким образом, если работник представил повестку в суд, прокуратуру, налоговую инспекцию, орган дознания или следствия, которой он вызывается в рамках рассмотрения уголовного, гражданского, административного или арбитражного дела в качестве свидетеля, потерпевшего (их представителя), эксперта, специалиста, переводчика, понятого, присяжного или арбитражного заседателя, работодатель обязан освободить его от работы на период, который указан в повестке. В противном случае работодателя могут привлечь к административной ответственности. Если же помимо всего прочего работник, оставивший работу, будет уволен за прогул или привлечен к дисциплинарной ответственности, возможно, придется готовиться к судебным разбирательствам.

При этом работодатель должен сохранить за работником не только место работы, но и (в некоторых случаях) средний заработок, в частности, если работник является свидетелем по делам, рассматриваемым в арбитражном суде и налоговой инспекции, и арбитражным заседателем. Если работник во время исполнения государственных обязанностей находился в отпуске, в соответствии со ст. 124 ТК РФ отпуск ему также нужно будет продлить.

Как оплачивается повестка в полицию? – вопрос №2040614 от 27.11.2012

Работника вызвали в госорганы

Добрый день Ирина.

За время исполнения государственных или общественных обязанностей, если они исполняются в рабочее время, работнику выплачивается денежная компенсация.

Ее выплату осуществляет государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению указанных обязанностей.

В данной ситуации работодатель обязан освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей (ст. 170 ТК РФ).

Денежная компенсация работнику, вызванному в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд в качестве потерпевшего, свидетеля, их законного представителя, понятого, выплачивается за счет федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства (ст. 131 УПК РФ, п. п. 1, 2 ст. 96 ГПК РФ). Размер такой компенсации определяется исходя из фактических затрат времени на исполнение государственных (общественных) обязанностей и среднего заработка работника (п. 2 ст. 95 ГПК РФ).

Данная компенсация выплачивается работникам после выполнения ими своих обязанностей (ст. 97 ГПК РФ).

В настоящее время продолжает действовать Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 14.07.1990 N 245).

Пунктом 2 указанной Инструкции установлено, что за все время, затраченное работником в связи с вызовом к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или суд (кроме Конституционного Суда Российской Федерации и арбитражного суда), сохраняется средний заработок по месту его работы за все рабочие дни.

Совет

Однако в соответствии со ст. 170 ТК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 131 УПК РФ работодатель обязан сохранить за работником только его рабочее место (должность).

При решении вопроса о сохранении за работником среднего заработка в период его отсутствия на рабочем месте необходимо руководствоваться ст. 423 ТК РФ.

Согласно указанной норме до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты РФ и бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 “О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств”, применяются в части, не противоречащей трудовому законодательству РФ. Следовательно, при отсутствии работника на рабочем месте в связи с вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или суд работодатель обязан сохранить за ним только рабочее место (должность).

Время отсутствия работника отмечается в табеле учета рабочего времени (форма N Т-12 или Т-13, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). При этом применяется буквенный код “Г” или цифровой код “23”. Основанием для внесения такого условного обозначения является повестка либо справка того органа, в который был вызван работник.

С уважением, Игорь Данилов

Оплата повестки в суд

Работника вызвали в госорганы

Сейчас уже редко встречаются активисты, которые раньше рвались в присяжные заседатели. Или те, кто с чувством неисполненного долга мчались в суд в качестве свидетелей. Сейчас страшно ходить в суд, даже если ты потерпевший. Но всё-таки, если вас вызвали повесткой в качестве свидетеля, то лучше не отказываться, иначе рискуете нарваться на штраф за неуважение к суду.

Однако, суд, как и мы с вами, работает в будни. Каким же образом исполнить указание суда о явке и, в то же время, не совершить прогул на работе?! И будет ли оплачен этот день судебного заседания?!

Оплата повестки в суд — некорректный запрос. Сами повестки выдаются судом бесплатно. Речь идёт о наличии/отсутствии обязанности работодателя оплатить работнику среднюю зарплату за время его участия в судебном заседании.

Всё не так сложно, как кажется. По законодательству работодатель обязан освободить своего сотрудника на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в рабочее время, сохранив при этом за работником его рабочее место.

К государственным и общественным обязанностям можно отнести явку работника:

— в органы предварительного следствия (дознания, прокуратуру);

— в суд в качестве потерпевшего, свидетеля, понятого, специалиста, эксперта, переводчика,

и в других случаях. Вызов в суд в качестве истца или ответчика под данный перечень не подпадает.

Мы рассмотрим ситуацию на примере судебной повестки в гражданском судопроизводстве.

Таким образом, при получении судебной повестки вам надо написать на работе заявление об освобождении вас от работы на время вашей явки в суд.

Если же вы не успели подать такое заявление, и даже не смогли предупредить руководство о невозможности выйти на работу, ничего страшного не произойдёт.

Обратите внимание

Главное потом представить повестку с отметкой суда о дате и времени вашего нахождения в суде. На основании повестки работодатель не сможет квалифицировать ваши действия как прогул.

Тогда возникает второй вопрос: указание суда вы выполнили, но работу-то пропустили. Кто же оплатит вам неотработанный рабочий день?! И оплатят ли вообще?!

Как гласит законодательство, процессуальные издержки в виде недополученной заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом в госорганы, подлежат возмещению. Но не за счёт работодателя, а за счёт средств бюджета (либо сторон по делу – в уголовном судопроизводстве).

Таким образом, вам действительно положена оплата издержек, связанных с транспортными расходами, с расходами на жильё (если вы приехали из другой местности), и, конечно, оплата среднего заработка. НО не за счёт средств работодателя. Все эти расходы обязан возместить бюджет на основании специального документа госоргана.

Если вы вызваны в суд, то должны подать в тот же суд заявление о возмещении ваших расходов с приложением подтверждающих документов (чеки, квитанции, транспортные билеты, справка работодателя о средней заработной плате, заверенная копия трудовой книжки, номер банковского счёта). На основании вашего заявления суд обязан вынести постановление о возмещении вам определённой суммы. При этом неполный рабочий день, затраченный вами на судебное заседание, будет рассчитываться как 1 рабочий день, то есть 8 часов.

Само возмещение производится финансовой службой суда в течение 30 дней с момента получения постановления суда, которая также по вашему ходатайству может перечислить деньги на указанный вами расчётный счёт.

Поэтому не терзайте ваших работодателей, итак отпустивших вас по повестке. Свою миссию по сохранению за вами рабочего места они уже выполнили, больше они вам ничего не должны. Трясите свои расходы с госорганов, оторвавших вас от ежедневных, но не менее важных дел.

 Удачной явки в суд! Ваш юрист.

P.S.

Материал основан на нормах ст. 170 ТК РФ, ст. 95 ГПК РФ, ст. 131 УПК РФ, Постановления Правительства РФ от 01.12.12 г.

№ 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований конституционного суда РФ о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства РФ».

7 правил поведения при проверке государственными органами — Офтоп на vc.ru

Работника вызвали в госорганы

Несмотря на неоднократные заверения о прекращении нападок на бизнес, на практике количество проверок контролирующими органами не уменьшается. Чаще всего предпринимателям приходится сталкиваться с представителями прокуратуры, налоговой инспекции, Роспотребнадзора, трудовой инспекции, Роскомнадзора и МЧС.

В данной статье я поделюсь советами, которые могут быть полезны предпринимателям, внезапно столкнувшимся с сотрудниками контролирующих органов у себя в офисе или на производстве.

Правило № 1. Не паниковать и вести себя нейтрально-добродушно

Каким бы банальным не казался данный совет, сдержанное и нейтральное поведение в ходе проверки поможет избежать ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Нужно понимать, что сотрудники проверяющих органов – простые люди, выполняющие свою работу. Они, разумеется, вам не друзья, но и врагами они также не являются.

Агрессивное поведение лишь отвлечет ваше внимание и не позволит контролировать ситуацию, что зачастую является залогом успеха. Умеренно добродушная беседа позволит вам выяснить прямую, а может быть, и косвенную цель проверки, что даст вам дополнительное время для планирования дальнейших шагов.

Правы вы или нет, но запомните навсегда – никогда не оказывайте сотрудникам проверяющих органов силового противодействия. Ни к чему хорошему это не приведет и может вылиться в ответственность по ст.

Важно

318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), вплоть до лишения свободы сроком в 10 лет.

Если по вашему мнению в ходе проверки допускаются грубые нарушения закона, это может стать основанием для оспаривания результатов такой проверки и привлечения контролеров к ответственности. Смотрите в этой связи правило № 6.

Правило № 2. Проверить полномочия контролера

В самом начале знакомства с представителем контролирующего органа необходимо попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и так далее). Такая информация позволит вам определиться с проверяющим органом (и соответственно, видом проверки), а также пригодится для дальнейшего оспаривания действий контролера.

В большинстве случаев проверка может проводиться только на основании распоряжения или приказа о проведении проверки (например, такое правило установлено для налоговых органов, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, ФАС РФ и МЧС).

Проверьте, чтобы лицо, указанное в таком документе, совпадало с лицом, предъявившем удостоверение.

Такие бдительные действия с вашей стороны не оставят у контролера сомнений в вашей осведомленности о своих правах и зададут правильный тон для проверки.

Правило № 3. Записать ход проверки на видео или аудио

Видео- и аудио-съемка собственных помещений не запрещена, поэтому остановить вас в использовании этого права сотрудники контролирующих органов не вправе.

Более того, зачастую они сами прибегают к таким средствам фиксации — такое правомочие предоставлено, например, налоговым органам (п. 4 ст. 92 НК).

Фиксация хода проведения проверки, вопросов и требований контролеров облегчит процесс доказывания нарушений с их стороны, а также позволит избежать явных и откровенных правонарушений и случаев превышения полномочий.

Правило № 4. Отвечать на вопросы контролеров строго в рамках трудовой функции

Представители контролирующих органов любят задавать наводящие вопросы и выпытывать нужную им информацию. При этом отличным источником такой информации выступают сами сотрудники проверяемой компании, готовые делиться своими мыслями и догадками. Такая сговорчивость усугубляется стрессом и в итоге может дорого обойтись работодателю.

Поэтому важно, чтобы каждый работник отвечал только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом договоре и должностных инструкциях.

Например, штатный программист по характеру работы не должны знать о том, с какой целью компанией приобретались прокатные станки и сколько они стоили.

Даже если он догадывается, лучше всего ответить «Не уверен, это не входит в круг моих должностных обязанностей».

Совет

Разумеется, следует заблаговременно провести беседу с работниками, рассказать им, как стоит себя вести при общении с контролерами, успокоить тем, что ст.

307 УК РФ («Заведомо ложные показания») к ним неприменима и для верности грамотно оформить должностные инструкции работников. Более того, каждый работник компании всегда может воспользоваться ст.

51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.

Правило № 5. Передавать документы только по описи

Все документы компании должны передаваться контролерам строго по акту приема-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц, а также обозначением того, передаются оригиналы или копии документов.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями компании и контролирующего органа. Один экземпляр акта остается в компании.

Это необходимо для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Обратите внимание, что оригиналы документов подлежат изъятию в исключительных случаях.

Например, налоговые органы вправе произвести выемку подлинников лишь в случае, если для осуществления контроля недостаточно копий, и у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ).

При этом при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Такое же правило установлено для работников полиции (п. 1 ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Также помните, что документы, в отношении которых в компании установлен режим коммерческой тайны, могут изыматься только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). При правильном оформлении режим коммерческой тайны может «покрывать» значительный объем сведений, как минимум, например, клиентскую базу и внутренние производственные политики.

Правило № 6. Выявить, зафиксировать, обжаловать

Порядок и условия проведения проверок разнятся в зависимости от типа проверок (плановых или внеплановых, выездных или документарных), проверяющего органа и обстоятельств конкретного дела.

Для информации, можете проверить, планируется ли в отношении вашей организации проведение плановой проверки в 2016 году в Едином реестре плановых проверок.

В настоящем пункте затрону только внеплановые выездные проверки, поскольку в силу своей срочности и непредсказуемости к ним сложнее всего подготовиться.

Обратите внимание

За некоторыми исключениями, требующими незамедлительной реакции со стороны контролирующего органа, внеплановая выездная проверка должна быть согласована с органом прокуратуры. Такое требование распространяется на проверки Роскомнадзора, трудовой инспекции, Роспотребнадзора, МЧС и другие. Убедитесь, что данное согласие на проверку было заранее получено контролером.

Проводимая проверка должна относиться к полномочиям проверяющего органа. При этом сам орган не должен выходить за пределы, установленные специальными правилами для данного вида проверок.

Например, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Иначе говоря, если решение вынесено в 2016 году, то проверка может охватывать только периоды с 2013 по 2016 годы.

При этом налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ).

О внеплановой выездной проверке проверяемое лицо должно быть предупреждено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Неисполнение данного требования является грубым нарушением закона. Однако следует отметить, что данное требование применяется далеко не ко всем видам внеплановых проверок.

Налоговые органы и прокуратура, например, не обязаны предупреждать о выездных проверках.

Большинство проверок заканчивается составлением итогового документа: протокола или акта. Такие документы чрезвычайно важны, поэтому перед их подписанием убедитесь в том, что все изложенное в них соответствует действительности.

Важно

Если вы считаете, что в ходе проверки были нарушены требования закона, а зафиксированные в протоколе или акте обстоятельства недостоверны, сделайте об этом запись в итоговом документе — не стесняйтесь.

Помните, отказ от подписания хуже, чем подписание с детальным изложением всех нарушений и несогласий.

После подписания следует безотлагательно обратиться с жалобой в вышестоящие надзорные инстанции, а также в прокуратуру, изложить все обстоятельства, а также приложить заверенные копии подтверждающих доказательств.

Правило № 7. Связаться с юристом

Российское регулирование в области государственных проверок чрезвычайно разнообразно и разобщено – это и отдельный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)», отраслевые акты (например, глава 14 НК РФ) и многочисленные методические рекомендации, изданные для отдельных видов проверок.

Ошибки, совершенные в самом начале: предоставление лишних документов, разглашение ценной информации, пропуск срока для заявления возражений и прочего, могут быть трудно исправимы в дальнейшем.

Поэтому наличие в вашей команде хорошего юриста необходимо.

Опять же присутствие внутреннего юриста или внешнего консультанта непосредственно во время самой проверки поможет сдержать пыл контролеров и задать правильный тон беседы.

Работник повесткой вызван в суд свидетелем и в течение трех часов отсутствовал на работе

Работника вызвали в госорганы

Работник повесткой вызван в суд свидетелем и в течение трех часов отсутствовал на работе. Учитывается ли компенсация работнику среднего заработка, предусмотренная коллективным договором, в целях налога на прибыль и облагается ли данная компенсация страховыми взносами?

Ответ: Работодатель, в соответствии с законодательством, обязан сохранить за работником его рабочее место при вызове последнего в суд.

При этом на работодателя не возложена обязанность по оплате работнику времени нахождения в суде, за исключением случаев, когда выплата среднего заработка за это время установлена в трудовом и (или) коллективном договорах.

При выплате предусмотренной коллективным договором компенсации сумма компенсации может быть учтена в расходах в целях налогообложения налогом на прибыль на основании п. 25 ч. 2 ст. 255 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму компенсации нужно начислить страховые взносы, поскольку средний заработок выплачивается в рамках трудовых отношений.

Обоснование: Статья 170 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя сохранять за работником рабочее место на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных ч. 1 ст.

170 ТК РФ, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Оплата работодателем времени, в течение которого работник находится в суде в качестве свидетеля, ТК РФ не предусмотрена.

Статья 131 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусматривает возмещение свидетелю издержек за счет средств федерального бюджета или участников судопроизводства. Эти издержки возмещаются по постановлению следователя или решению суда.

Совет

А если работник вызван свидетелем в арбитражный суд, то на основании ч. 4 ст. 107 Арбитражного процессуального кодекса РФ за ним сохраняется средний заработок.

При этом денежная компенсация свидетелю выплачивается с депозитного счета арбитражного суда или за счет средств федерального бюджета (ч. 2, 3 ст. 109 АПК РФ). Из этой нормы следует, что выплачивать средний заработок работодатель не должен.

Кроме того, существует Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.12.

2012 N 1240 “О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации” (далее – Положение).

В п.

34 Положения разъясняется, что работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, финансовой службой судебного органа выплачивается компенсация заработной платы за время нахождения в суде исходя из среднего заработка с учетом фактического времени, затраченного на выполнение обязанностей свидетеля. При этом неполный рабочий день засчитывается как один рабочий день (восемь часов).

Компенсация выплачивается по заявлению свидетеля в адрес суда с приложением справки с места работы о среднем заработке и копии трудовой книжки, заверенной в установленном порядке.

Право свидетеля на получение денежных средств за время пребывания в суде закреплено и в ст. 96 Гражданского процессуального кодекса РФ. В ней указано, что выплаты производятся из средств федерального бюджета, если вызов свидетеля произошел по инициативе суда, либо со специального счета суда, на который сторонами процесса (или одной стороной) вносятся денежные средства.

Следовательно, и ГПК РФ не закрепляет за работодателем обязанность по оплате среднего заработка. Если работодатель все-таки по собственной инициативе компенсирует работнику время отсутствия на рабочем месте, то в данной ситуации включить сумму среднего заработка в расходы он не вправе в силу п. 6 ч.

Обратите внимание

2 ст. 255 НК РФ, в котором указано, что к расходам на оплату труда относится сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

В ТК РФ отсутствует норма об обязательной выплате среднего заработка за время нахождения в суде, поэтому отнесение в расходы этой суммы рискованно.

Однако п. 25 ч. 2 ст. 255 НК РФ разрешено отнесение к расходам на оплату труда других видов расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договорами.

Из этого следует, что суммы среднего заработка за время нахождения в суде могут быть учтены в расходах, если их оплата предусмотрена коллективным договором.

Тем не менее риск претензий со стороны контролирующих органов не исключен и в этом случае.

Следует учесть, что на суммы выплат нужно начислить страховые взносы, поскольку эти выплаты произведены в рамках трудовых отношений. Кроме того, они не поименованы как суммы, освобождаемые от налогообложения, в ст.

9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”.

Таким образом, при выплате компенсации среднего заработка за время нахождения работника в суде в качестве свидетеля, предусмотренной коллективным договором, расходы на компенсацию можно учесть при исчислении налога на прибыль.

Важно

Также на сумму среднего заработка нужно начислить страховые взносы, поскольку он выплачен в рамках трудовых отношений.

Е.В.Селедцова

В случае внезапного заболевания, в какой период времени и каким образом, я, как сотрудник органов внутренних дел, должен проинформировать своего руководителя?

Работника вызвали в госорганы

Зиберов П.Т., Светлоград

Согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ” освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинского учреждения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такого медицинского учреждения по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника – иного медицинского учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Пунктом 5 части 1 статьи 12 указанного Закона установлено, что сотрудник органов внутренних дел обязан соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю о наступлении временной нетрудоспособности.

В соответствии с пунктом 7 Правил внутреннего служебного распорядка Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, утвержденных приказом ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 16 ноября 2012 года N 868 в случае невозможности прибытия на службу к началу рабочего дня, в том числе в связи с болезнью, сотрудники обязаны в обязательном порядке уведомлять о причинах неприбытия непосредственного начальника (его заместителя).

Таким образом, следует, что на сотрудников органов внутренних дел возложена обязанность по своевременному уведомлению своего работодателя о причинах своего отсутствия на службе.

 Исходя из судебной практики, следует, что если сотрудник открыл листок временной нетрудоспособности и никого в известность не поставил, то происходит злоупотребление своими правами.

В силу части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Запрет на злоупотребление правом, изложенный в данной норме, является общеправовым и распространяется на трудовые отношения и отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел.

Совет

Таким образом, в случае заболевания сотрудник органов внутренних дел обязан в возможно короткие сроки уведомить своего непосредственного руководителя всеми доступными и возможными средствами. Либо это будет осуществлено в устном порядке, посредством  телефонной связи,  либо письменно – путем направления уведомления, либо иных подтверждающих медицинских документов.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector