Разрешите представиться: встречная проверка

Встречная проверка – какие документы предоставлять?

Разрешите представиться: встречная проверка

Встречная проверка позволяет налоговым органам убедиться в достоверности сведений, приведенных в представленных налогоплательщикам документах, которые оформлялись им в ходе заключения сделок с проверяемым контрагентом. Из нашей статьи вы узнаете о том, какие документы проверяемое предприятие должно представить в ФНС, а также ознакомитесь с образцом составления ответа на требование о проведении проверки. 

Встречная проверка налоговой — что это такое?

Цель проведения встречной проверки

Когда и кем проводится встречная проверка?

Встречная проверка — какие документы предоставлять?

Нужно ли представлять документы по встречной проверке повторно?

Образец ответа на требование по встречной проверке

Встречная проверка налоговой — что это такое?

Иногда в ходе осуществления организацией предпринимательской деятельности складываются ситуации, при которых неправильное оформление документации, сопутствующей проведению сделки, становится причиной изменения размера налоговой базы.

Это влечет за собой возникновение ошибок при расчете размера налогов.

Более того, недобросовестные предприниматели могут умышленно включать в отчетную документацию информацию о несуществующих сделках, тем самым уменьшая сумму налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет.

Подобные сделки могут вызвать у контролеров вопросы, ответы на которые можно найти в ходе осуществления так называемой встречной проверки, которая проводится налоговым органом с целью осуществления дополнительного контроля за деятельностью предприятий и организаций, а также оценки правильности ведущегося ими налогового учета. При проведении такой проверки никаких обязательных для исполнения проверяемой организацией решений налоговики вынести не могут.

Обратите внимание

При этом действующее законодательство не содержит понятия «встречная проверка». До 01.01.2007 оно было зафиксировано в ст. 87 НК РФ, но затем норма была упразднена, на смену ей пришла ст.

 93 НК РФ, предусматривающая возможность запроса у налогоплательщика документов, составленных в ходе реализации конкретных сделок.

На практике же действия налоговиков, направленные на работу с документами контрагента проверяемого предприятия, до сих пор называют встречной проверкой.

Цель проведения встречной проверки

В ходе проведения проверки сотрудники налогового органа запрашивают у налогоплательщика документы, оформленные в ходе совершения сделок с определенным контрагентом. Основанием для подобного запроса является проведение камеральной или выездной проверки на предприятии, с которым были заключены эти сделки.

Целью налоговиков является сопоставление сведений, содержащихся в представленных проверяемым предприятием документах, с информацией, зафиксированной в документации его контрагента.

По итогам проведения проверки уполномоченный сотрудник ФНС составляет акт, в котором фиксирует все сведения, полученные в ходе изучения полученных по запросу документов.

Нарушения, выявленные в ходе проведения на предприятии проверки, могут стать причиной инициирования налоговой службой камеральной (а затем и выездной) проверки в его отношении.

Именно поэтому, передавая документы сотруднику ФНС, стоит проверить правильность их составления, связаться (при возможности) с контрагентом и сопоставить данные, представленные им в налоговую, с информацией, зафиксированной в имеющихся бумагах.

Когда и кем проводится встречная проверка?

Положения пп. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ определяют следующие случаи, в которых проводится рассматриваемая в статье процедура:

  • При проведении камеральной или выездной проверки (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ). При этом, согласно подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, при необходимости процедура проведения встречной проверки может быть приостановлена до получения ответа по запросу, направленному в адрес контрагента проверяемого предприятия.
  • После завершения камеральной или выездной проверки (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ). В этом случае проверка проводится, если у сотрудников ФНС возникла необходимость в получении уточнений по какому-либо вопросу в ходе изучения сведений, полученных в ходе проведения основной проверки.
  • Если предприятие, на котором проводится данная процедура, и его контрагент зарегистрированы в разных территориальных отделениях ФНС, направить запрос о представлении необходимых документов может только та инспекция, на учете которой состоит предприятие. Основанием для создания подобного запроса служит поручение, направленное в ее адрес представителем органа, осуществившего регистрацию проверяемого контрагента (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).

    Встречная проверка — какие документы предоставлять?

    Для получения необходимой информации представитель налоговой инспекции направляет в адрес предприятия требование о предоставлении документов. В течение 5 дней с момента получения такого запроса уполномоченное лицо обязано направить в адрес налоговой инспекции требуемый пакет документации.

    Отправлять оригиналы не нужно — достаточно переслать инспектору копии бумаг, заверенные руководителем предприятия или иным уполномоченным лицом.

    При наличии технической возможности документы могут быть переданы адресату через телекоммуникационные каналы связи — в этом случае их подлинность необходимо заверить электронной цифровой подписью.

    https://www.youtube.com/watch?v=Cosp0ceYzEM

    Законодатель не определяет точного перечня документов, подлежащих представлению в ФНС при проведении рассматриваемого вида проверки, следовательно, он зависит от характера и содержания проведенной сделки. Как правило, налоговики требуют представить копии заключенных договоров, приложений к ним, накладных, спецификаций, актов приема-передачи, счетов-фактур и т. п.

    Встречная налоговая проверка: чего ждать от инспекции и как себя вести?

    Разрешите представиться: встречная проверка

    А с чего вдруг встречная проверка?
    Как проходит встречная проверка?
    Правила безопасности на встречной проверке
    Ошибки инспекторов, которые вам на руку
    Последствия встречной проверки

    Из ИФНС пришло требование предоставить по списку документы – накладные, счета-фактуры, платежки, акты сверки и др., –  хотя проверка в отношении вашей компании сейчас не ведется? Не удивляйтесь – просто налоговики проводят встречную проверку. 

    Встречная проверка – это довольно распространенное явление. Она не так страшна, как, к примеру, выездная. Тем не менее, существует ряд подводных камней, зная которые, вы сможете пройти встречную проверку с наименьшими потерями.

    Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля, в ходе которого ИФНС запрашивает информацию по деятельности проверяемой компании у ее контрагентов. 

    Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов.

    Важно

    Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая.

    Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.

    Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.

    Инспекция, которая проверяет либо пока еще изучает вашего контрагента, направляет поручение об истребовании документов либо необходимой информации в вашу ИФНС.

    В поручении инспекторы должны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов для налоговой проверки (а при истребовании информации относительно конкретной сделки – указать также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку).

    На основании данного поручения ваша «родная» ИФНС выставляет вам требование о представлении документов. При этом к требованию инспекторы прикладывают копию поручения.

    В течение 5 дней после получения требования вы должны исполнить требование инспекции.

    Важно!

    За непредставление документов и даже опоздание компании грозит штраф по встречной проверке  – 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ). Причем сумма штрафа в данном случае не зависит от количества непредставленных документов. 

    Непредставление информации, затребованной инспекцией, также наказывается штрафом – 5 000 руб. Если же подобное нарушение в течение года будет допущено повторно, штраф вырастает в четыре раза – до 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

    Очевидно, что встречная налоговая проверка – это головная боль для бухгалтерии из-за большого объема дополнительной работы (придется подготовить копии всех запрашиваемых документов). Если идет проверка какой-нибудь крупной торговой компании, при заверении копии каждой товарной накладной мало не покажется.

    Поэтому, если вы получили «письмо счастья» от налоговой инспекции, советуем не впадать в панику и не спешить отправлять документы для налоговой проверки в ИФНС.

    Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании (если найдутся расхождения с документами контрагента).

    Также, если какие-то документы не удалось найти (или отдавать их в инспекцию не очень хочется), не стоит спешно сочинять ответ на встречную проверку – «объяснительные» письма в налоговую.

    Совет

    Написав лишнее, вы можете только спровоцировать повышенный интерес к вашей компании.

    Самый верный путь в данной ситуации – проконсультироваться с грамотными налоговыми юристами о том, какие документы для налоговой проверки и в каком объеме предоставлять, какие письменные пояснения давать, а также – можно ли ответить инспекторам отказом (да-да, отказывать инспекции иногда не только можно, но и вполне законно).
    К слову, наши налоговые эксперты подобные консультации оказывают бесплатно.

    От себя же дам несколько простых советов, которые помогут с наименьшими потерями пережить встречную налоговую проверку.

    Во-первых, никогда не отправляйте документы для налоговой проверки без описи – очень важно делать сопроводительные ведомости с перечислением представленных документов.

    Во-вторых, не пренебрегайте ответами с банальным «закрытием фраз». То есть, если инспекция пишет: «А также просим предоставить иные документы, связанные…», то в ответном сообщении пишите: «Направляем следующую документацию, которая оформлялась при отношениях с контрагентом . При необходимости предоставления дополнительной информации просим конкретизировать…».

    В-третьих, при запросах всяческой аналитики (например, уровня рентабельности по сделкам с контрагентом и т.п.), вы вправе сообщить, что подобная аналитика у вас не ведется, и поэтому не может быть предоставлена.

    Срок представления документов по встречной проверке вырос в два раза
    С 3 сентября действуют новые правила встречных проверок, касающиеся срока ответа на запрос по конкретной сделке. Теперь ответить на требование ИФНС можно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования (см. п. 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

    Когда идет встречная проверка документов, прежде чем предоставить все, что просят налоговики, стоит проверить, не допустили ли они ошибок, и в зависимости от этого уже строить свои дальнейшие действия.

    Итак, какие ошибки чаще всего совершают налоговые инспекторы.

    • Документы для налоговой проверки запрашиваются только на основании письменного требования

    Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы состоите на учете в разных ИФНС.

    Иногда случается так, что налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации, и направляют требование сразу вам, т.е. в обход вашей ИФНС.

    Такое требование вы можете не исполнять, и оштрафовать вас за это не смогут. В письменном отказе вы можете сослаться на то что, нарушен порядок истребования документов, установленный п. 3 и п. 4 ст. 93.

    1 НК РФ, поэтому исполнить требование инспекции невозможно.

    • Несовпадение перечней документов в поручении и требовании

    Сразу же сверяйте тексты поручения и требования о представлении документов – они далеко не всегда совпадают.

    Встречная налоговая проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента, а значит, инспекторы именно той ИФНС решают, какие документы им нужны.

    Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить (например, если очень хотят заполучить какой-то документ, но законных оснований на это у них нет) и включить в требование те документы, которые нужны лично им.

    Обратите внимание

    Если в требовании больше документов, представлять те из них, которых нет в поручении, не надо.

    В отказе предоставить документы для налоговой проверки напишите, что запрашиваемый документ (например, Договор) не может быть представлен, так как в поручении, на основании которого выставлено требование, данный Договор не указан. И оштрафовать вас за не полное исполнение требования вашей инспекции налоговики не смогут.

    Если в поручении, напротив, перечень больше, чем в требовании, представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его. А если инспекторы вашей ИФНС что-то забыли включить в требование в рамках встречной проверки, – это уже их проблема, пусть выставляют новое, на основании которого вы и представите первоначально не запрошенные документы.

    Потратив время на сверку перечней, вы обезопасите себя от представления лишних документов.

    • Безосновательное требование документов

    В требовании должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы для налоговой проверки. Когда основанием указано проведение выездной проверки у контрагента – не поленитесь связаться с ним и выяснить, точно ли такая выездная проверка идет.

    Если он опровергнет данную информацию (решение о проведении проверки не получал, либо она уже закончилась и решение по ней уже вынесено) – вы можете ответить на требование инспекции отказом со ссылкой на п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Но здесь все же надо быть осторожными, поскольку на момент поступления требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка.

    А может и попросту вас обмануть, например, если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем корректно.

    • Невозможно идентифицировать документы или сделку

    Когда документы истребуются на основании проведения проверки у вашего контрагента, в требовании должен быть указан период, за который инспекторы хотят видеть документы или реквизиты этих документов (договоров, первички, счетов-фактур). При этом реквизитом документа необязательно должен быть номер, достаточно указание даты.

    https://www.youtube.com/watch?v=mCI9QVb6Uuo

    Если у вас запрашивают информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны уточнить, какая конкретно сделка их интересует.

    Сделкой, в понимании инспектора, может быть как какая-то конкретная операция, например, оплата по счету, так и договор в целом. Однако на практике часто бывает, что инспекторы просто указывают период, за который им нужна информация.

    В ответ на такое требование можно написать, что выполнить его не можете, так как невозможно определить, по какой именно сделке необходимо представить сведения.

    • Запрашиваются сведения, которые не касаются ваших сделок с контрагентом

    Часто инспекторы, запрашивая информацию о контрагенте, надеются получить сведения, которые к вашим с ним сделкам никакого отношения не имеют. Например, интересуются, откуда у вашей компании появился товар, который вы потом продали контрагенту.

    Или по каким ценам вы закупали товар у своего поставщика, с кем вели переговоры, какие учредительные документы вам предоставляли и т.п. На все подобные требования можно отвечать отказом, т. к.

    инспекция не вправе в рамках встречной проверки контрагента требовать данные, которые имеют отношение к партнерам проверяемого контрагента либо касаются исключительно вашей фирмы.

    • Документы не «вписываются» в сроки

    При камеральной проверке деклараций вашего контрагента по НДС инспекция может запросить счета-фактуры за период, который превышает проверяемый. Если вам скрывать нечего, вы может пойти навстречу инспекции и предоставить все затребованное.

    Если же все документы готовить и подавать не хочется, лучше уточнить у контрагента, какие из счетов-фактур относятся к проверяемому периоду, и представить именно их.

    К документам в данном случае стоит приложить сопроводительное письмо с пояснением, что такие-то документы не могут быть представлены, они не относятся к проверяемому периоду.

    • Требуются документы, которые вами уже представлялись

    Инспекция не вправе повторно требовать документы, которые компания ей уже один раз представляла в рамках камеральной или выездной проверки (п. 5 ст. 93 НК РФ). Поэтому если в требовании такие документы все же названы, их можно не представлять. Но при этом в ответ на требование надо письменно сообщить инспекции причину непредставления и приложить подтверждение (например, копию описи).

    Важно!
    Если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам причину своего отказа со ссылкой на соответствующую статью НК РФ.

    В отличие от камеральных и выездных проверок, по итогам «встречки» никаких документов вам не вручат (за исключением случая, если вы не представили документы либо подали их с опозданием – тогда будет решение о привлечении вашей компании к ответственности). То есть формально встречная проверка никаких серьезных последствий не несет. Между тем на практике последствия возможны, все зависит от обстоятельств и конкретной инспекции.

    Во-первых, непредставление документов или информации налоговикам при встречной проверке может испортить взаимоотношения с контрагентом.

    Ведь отказ представлять документы в рамках встречной проверки, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы.

    И даже если вы просто не предупредили делового партнера о заинтересованности налоговиков, это может не лучшим образом сказаться на ваших дальнейших отношениях.

    Во-вторых, если вы получили предписание по встречной проверке, но каких-то документов у Вас не хватает, то уже вашей компании грозит включение в план выездных проверок.

    ИФНС может применить Концепцию планирования выездных проверок (см. п. 9 раздела 4 Концепции, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

    Смысл в том, что налоговики таким образом стараются обеспечить получение документов, и если была невыдача – «карают» за непослушание.

    Важно

    Кроме того, по мнению инспекторов, невыдача документов для налоговой проверки может свидетельствовать о беспорядке в документообороте компании, а это всегда надежда на «успешную» проверку.

    Инспектор, который запрашивает документы, по качеству ответов организации, объему предоставленных документов и пр. может сделать примерный (не исключено, что ошибочный) вывод о состоянии учета в вашей компании. И это может стать одной из причин для выездной проверки.

    Если у вас остались какие-то вопросы либо необходима наша детальная консультация – будем рады пообщаться с вами лично.

    Встречная проверка – это… Внеплановая проверка. Непредоставление документов по встречной проверке :

    Разрешите представиться: встречная проверка

    В данной статье мы рассмотрим основные нюансы, которые возникают при проведении встречной налоговой проверки, а именно, узнаем, каким образом она осуществляется, в течение какого периода необходимо представить запрашиваемые для проверки документы, и какие именно документы чаще всего проверяют.

    https://www.youtube.com/watch?v=Bzhw6_OOcQ4

    Любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность, в соответствии с законодательством обязано своевременно платить налоги. За правильностью ведения таковой деятельности предприятий контроль осуществляют органы налоговой инспекции.

    Если у налоговой инспекции возникают какие-либо вопросы, связанные с деятельностью организации, то они вправе назначить дополнительную проверку. Это встречная проверка.

    Что необходимо знать о встречных проверках?

    При проведении камеральной проверки у проводящих ее налоговых инспекторов могут возникнуть вопросы, которые связаны с деятельностью организации в отношении других лиц.

    В этом случае налоговая инспекция может запросить дополнительные документы, которые помогут разъяснить ситуацию. Но эта встречная проверка может проводиться налоговыми службами только в ходе проведения выездной или камеральной проверки.

    Основанием для проведения встречной проверки выступает наличие определенного документа – требования в письменном виде (так называемого сопроводительного письма). Письменное требование составляется органами налоговой службы.

    В каких случаях назначаются встречные проверки?

    Проверка может быть назначена в следующих ситуациях:

    • У налоговой возникло подозрение, что организация ведет двойную документацию.
    • Налоговая обнаружила фиктивные документы, либо была выявлена недостоверность актов.
    • Обнаружено несовпадение квартала в отчетности.
    • У налоговой возникло подозрение, что предприятием скрываются некоторые доходы. Они не отображаются в отчетности полностью и, соответственно, не в полной мере производится оплата налогов.
    • Налоговая обнаружила, что отсутствует договор с контрагентом или партнером, либо выявлено, что данный договор ведется неправильно.

    Но каким же образом проводится встречная проверка? Это, своего рода, внеплановая проверка. Сотрудник, который проверяет организацию и сама организация, как налоговый агент, могут состоять на учете в различных службах. То есть НК РФ не регламентирует тот факт, что встречную проверку должна осуществлять какая-то конкретная налоговая служба.

    Налоговый агент должен учитывать следующие важные нюансы:

    • Встречная проверка осуществляется таким методом, что позволяет узнать информацию от одного налогоплательщика о другом.
    • Встречная проверка не может осуществляться в отдельности от проверки камеральной.
    • Предметом проверки является информация, а также документация, которая отражает финансовые и хозяйственные отношения нескольких различных лиц.
    • Налоговые службы не имеют права запрашивать документы на проверку в отсутствие предварительного письменного запроса.

    Основные понятия

  • Налоговая проверка – действие, которое носит процессуальный характер. Данная проверка должна осуществляться налоговой инспекцией. Основной целью проверки является выявление возможных правонарушений.

    В ходе проведения данной проверки производится сверка данных налогового контроля и данных, которые отражаются отчетными декларациями.

  • Декларация – Правовой акт, формулирующий основные принципы, а также цели двух сторон.
  • Встречная проверка – это проверка, проводимая органами ФНС.

    Целью выступает изучение финансово-хозяйственной деятельности контрагентов организации.

  • Документ – разного рода носитель информации, который имеет реквизиты. Документ фиксирует всю основную информацию, которая отражает деятельность.
  • Контрагент – сторона, с которой был заключен договор.

    Контрагентом может выступать как физическое, так и юридическое лицо, на которое возлагается выполнение разного рода обязательств.

  • Цель, которую преследует встречная проверка

    Если сравнивать встречную проверку с камеральной, то первая, в отличие от второй, не имеет налогового характера. Встречная проверка – это, по сути, предоставление организациями информации друг о друге.

    Выделяют следующие основные цели проведения такой проверки:

  • Удостоверить фактическое существование определенного контрагента, а также подтвердить, что налогоплательщик осуществляет операции, вмененные ему законом.
  • Произвести сверку информации о показателях финансовой и хозяйственной деятельности, которая осуществляется налогоплательщиком и его контрагентами.
  • Произвести проверку документов.
  • Удостоверить факт законности ведения и использования разных типов документации.
  • Таким образом, основная цель проведения встречной проверки – выявить подробности совершенной финансовой или хозяйственной операции, а также получить необходимую информацию о выручке после совершения данной операции.

    Такого рода проверка может быть проведена инспектором Федеральной налоговой службы в том случае, если он считает, что налоговый агент использует субъекты сделки неправомерно, а также скрывает реальный доход от совершения данной сделки.

    Нормативная база

    В процессе осуществления деятельности налоговыми службами по части организации контроля за налоговыми агентами первые должны руководствоваться рядом документов, составляющих нормативную базу для проведения проверок. В первую очередь, это Конституция РФ, а также НК РФ и различные акты нормативного характера.

    К примеру, право налогового органа на назначение встречной внеплановой проверки регламентируется статьей №87 НК РФ.

    Как мы уже отметили ранее, встречная проверка не может быть назначена вне проведения камеральной проверки. То есть она не носит самостоятельный характер. Причем непосредственно НК РФ и Конституция не устанавливают такую проверку, а значит, она является проверкой независимого типа. И это, скорее, право налогового органа, нежели его обязанность. Из данного правила есть исключения:

    • В соответствии с приказом ФНС №БГ-3-03/461, встречная проверка не может быть назначена налоговой службой по истечении 10 дней.
    • Право на требование документов от налогового агента устанавливается в соответствии со статьей №93.1.
    • В соответствии со статьей №129.1, за непредоставление документов по встречной проверке на налогового агента может быть наложен штраф, сумма которого составляет около 200 рублей за каждый непредставленный документ. С учетом того, что пакет документов, которые запрашиваются, довольно обширен, то штраф может составить сумму до 100 тысяч рублей и более.

    Каким образом проводится встречная проверка налоговыми органами?

    По сути, встречная проверка представляет собой дополнительный налоговый контроль. Как правило, такая проверка может быть начата сразу же после проведения проверки камеральной. Что интересно, налоговый агент может быть даже не в курсе, что в отношении него начата подобная проверка.

    Документы, которые могут быть запрошены при проведении встречной проверки

    Не существует строго регламентированного перечня документов, которые налоговая служба может запросить. Но, как правило, это пакет документов, который характеризует хозяйственную деятельность организации с ее контрагентами. К таким документам можно отнести разного рода акты, договоры, а так же накладные, отвечающие требованиям по встречной проверке.

    Налоговый агент по запросу от НС должен представить необходимые документы не позднее, чем в течение 5 дней с момента запроса. Причем к предъявлению не обязательны оригиналы документов, можно обойтись и копиями. К пакету документов нужно добавить сопроводительное письмо той налоговой инспекции, которой проводило проверку.

    В том случае если налоговый агент не может представить запрошенные документы в течение установленного срока, то он имеет право подать ходатайство с просьбой увеличить данный срок. В ходатайстве необходимо указать дату, к которой весь пакет документов будет предоставлен.

    Встречная проверка контрагента не проверяется, для нее требуются только документы.

    Но для начала органы НС обязаны направить в адрес налогового агента сопроводительное письмо, причем только в письменном виде.

    Данное письмо должно быть направлено в налоговую инспекцию, на учете в которой состоит организация или физическое лицо. Обязательной к указанию в письме является причина данной проверки.

    После получения письма, в течение 5 дней, ИНС направляет в адрес контрагента требование о предъявлении нужных документов. Документы могут запрашиваться самые разнообразные, как правило, это – счета, отражающие информацию об уплате налогов, документы на транспортировку товаров, договора с транспортной компанией. Ответ на запрос необходимо предоставить в срок 5 дней.

    В том случае если налоговый агент не отвечает на запрос, на него может быть наложен штраф. Для того чтобы соблюсти законность и правомерность при запросе документов, нужно следовать таким требованиям, как:

  • Запрос необходимо вручить представителю организации, причем лично.
  • В том случае если запрос был выслан посредством почты, то контрагент должен быть уведомлен о его получении.
  • Запрос может быть сделан только тем органом налоговой инспекции, на учете у которого находится данная организация.
  • Уведомление должно содержать в себе причину проведения встречной проверки, а также полный перечень документов, необходимых к представлению.
  • Абсолютно все требования и данные должны быть сформулированы предельно четко.
  • Перед тем как отправить документы на проверку, налоговый агент должен убедиться в том, что требования НС законны и правомерны. Необходимо обратить внимание на такие нюансы:

    • НС может запросить документы только в том случае, если имеется справка о проведении встречной проверки.
    • Обязательно должна быть указана причина запроса документов.
    • Требование должно содержать в себе полную информацию о реквизитах документов, которые запрашиваются.
    • Декларации предприятия органами НС запрошены быть не могут.

    Как правило, документы о встречной проверке могут быть запрошены в двух основных случаях: производится заключение сделки на особо крупную сумму, НС имеет основания полагать, что договор с контрагентом фиктивен.

    В течение каких сроков проводится встречная проверка?

    Встречная проверка может затянуться на срок до месяца, но не более. Если инспектор считает нужным продлить проверку, то это должно быть закреплено соответствующим приказом. Причем на время проверки налогоплательщик имеет полное право не прекращать свою деятельность, а налоговые органы не имеют права требовать этого.

    Составление пояснительной записки для представления в налоговую

    Зачастую налогоплательщик должен приложить пояснительную записку для органов НС. Рассмотрим, как правильно ее составить.

    В первую очередь, такая записка должна содержать все данные о представляемых и подлежащих проверке документах, и содержание ее зависит непосредственно от того типа документа, к которому она прикладывается.

    Пояснительная записка должна быть составлена на листе формата А4, в том случае, если в ней несколько страниц, то они должны быть переплетены и оформлены в прозрачную обложку. Страницы пояснительной записки нумеруются, начиная с титульной страницы. Записка должна быть составлена с использованием официально-делового стиля написания.

    К обязательным сведениям, которые должны содержаться в записке, относятся:

    • Наименование подразделения инспекции НС, в которое адресована записка.
    • Код идентификации юридического лица.
    • Реквизиты требования, которое является причиной составления данной записки.
    • Реквизиты того документа, к которому составляется записка.
    • Данные обо всех расходах и доходах предприятия.
    • Суммы всех понесенных затрат или убытков.
    • Данные об имеющихся расхождениях между бухгалтерским и налоговым учетами. Если таковые имеют место.

    Завершающий этап проведения встречной проверки

    По окончании проведения встречной налоговой проверки уполномоченное лицо должно составить акт, который содержит в себе все подробности проведенной проверки, а так же ее результаты. Данный акт будет являться прямым доказательством в случае, если в ходе проверки будут обнаружены правонарушения. Причем отражена должна быть информация по каждому выявленному правонарушению.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что встречная проверка не является обязательной, и основание для проведения такого рода проверки – обнаружение разного рода неточностей, которые возникают в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Налогового агента могут и не предупредить о начале встречной проверки, но в том случае, если будут выявлены какие-либо нарушения, то ответственность за них возлагается именно на него.

    Встречные налоговые проверки — Эльба

    Разрешите представиться: встречная проверка

    Встречные проверки — это лишь еще один способ контроля налоговиков

    При получении из налоговой требования о предоставлении документов (информации) по другой фирме паниковать не стоит. Проверяют не вас, а вашего контрагента. Такие проверки не являются еще одним видом налоговых проверок.

    По сути, встречная проверка — это право налоговой запросить информацию, которая касается деятельности проверяемого налогоплательщика, у его контрагентов.

    А само выражение «встречная проверка» осталось в обиходе еще из старых редакций Налогового Кодекса, в действующей такого понятия сейчас нет.

    Статья о налоговых проверках — в курсе «Всё выйдет из-под контроля»

    Совет

    Если инспектор при проведении выездной или камеральной проверки заподозрит что-то не то, он имеет право обратиться за документами к контрагентам проверяемой фирмы с целью подтверждения информации.

    Основанием для проведения такого налогового контроля может быть не только проведение камеральной или выездной налоговой проверки, но и другая обоснованная необходимость.

    Причем, законодательство не ограничивает это понятие, поэтому такой необходимостью может быть что угодно. Инспекторы это определят сами по результатам своего анализа.

    Вне рамок проверки могут проконтролировать какую-то конкретную сделку, чтобы подтвердить её реальность.

    Какие документы могут запросить

    Для получения нужной информации, налоговая направляет требование «о предоставлении документов (информации)». В течение 5 дней вы должны предоставить документы, которые перечислены в требовании. Предоставляются копии, заверенные руководителем, и заверять нужно каждую копию. Также законодательство предусматривает возможность направить документы в электронном виде по ТКС.

    Список документов, которые могут запросить, законодательно не определен. Налоговиков интересует всё, чем можно подтвердить хозяйственные операции с контрагентом, это прежде всего: договоры, накладные, акты, счета-фактуры.

    Список документов может быть большим, и если вы чувствуете, что в такие сжатые сроки предоставить их не успеете, то на следующий день отправьте в налоговую письмо с указанием причины задержки и срока предоставления. В течение 2 рабочих дней вам должно прийти решение о продлении сроков или об отказе в продлении.

    Может оказаться, что запрашиваемых документов у вас нет вообще, тогда в ответ на требование в течение 5 дней тоже нужно отправить письмо в налоговую.

    Вы и ваш контрагент можете состоять в разных налоговых инспекциях. В таком случае «чужая» налоговая не может требовать от вас информацию. ИФНС контрагента посылает поручение вашей инспекции, а ваша уже на основании этого документа направляет вам требование и копию данного поручения.

    Результаты встречной проверки оформляются актом.

    Правомерность встречной проверки

    Прежде чем выложить все, что просят налоговики, проверьте не допустили ли они ошибок. Вот на что стоит обратить внимание:

  • Документы могут запросить только на основании письменного требования. Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы из разных налоговых.
  • Проверьте, что данные поручения и данные требования совпадают. Кроме того, должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы.
  • В требовании должны быть указаны реквизиты конкретных документов, которые необходимы налоговой или сделка, по которой информацию нужно предоставить.
  • Налоговая не может в рамках проверки контрагента требовать данные, которые относятся исключительно к вашей фирме, декларации, например. Вы имеете полное право не исполнять подобное требование ИФНС, только до этого еще раз убедитесь в своей правоте, т.к. позицию может потребоваться отстаивать в суде.
  • Можно ли отказать?

    Из-за того что перечень документов, которые могут запросить налоговики, не регламентирован, возможны разногласия. Вы можете подумать, что запрашиваемые документы не содержат хозяйственных операций с контрагентом, а инспектор будет утверждать обратное. Например, могут запросить штатное расписание — так налоговики проверяют наличие взаимозависимости лиц.

    За отказ предоставить документы и за нарушение срока (5 дней) могут оштрафовать на 5 тысяч рублей. Кроме того, предусмотрена административная ответственность — наложение штрафа на должностных лиц от 300 до 500 рублей.

    Чем грозит встречная проверка

    Пожалуй, еще один вопрос, который волнует предпринимателей — как бы самому не попасть впросак, выполняя требования налоговой, если найдутся расхождения с документами контрагента.

    В рамках встречной проверки оштрафовать могут только за нарушение срока предоставления документов, но так просто чиновники не отстанут. Если выявят нарушение, то налоговую проверку все равно уcтроят, и хоть штрафы вменить не смогут, но положенную недоимку по налогу и пени вам придется заплатить.

    Встречная проверка может принести немало забот, но, зная права и обязанности обеих сторон, риск возникновения неприятностей становится ниже.

    Статья актуальна на 01.01.2014

    Встречная проверка: представлять ли документы? | «Гарант-Сервис-Брянск»

    Разрешите представиться: встречная проверка

    Многие компании сталкивались с требованиями налоговой о представлении документов или информации при проведении проверки их контрагента. Но мало кто задумывался, что иногда фирма вправе смело отказать инспекторам.

    Компаниям известна ситуация — внезапно (в отсутствие какой-либо проверки) получено требование о представлении документов в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса.

    Чаще всего это означает, что проверка проходит у одного из контрагентов и налоговики запрашивают документы по взаимоотношениям с ним. Прежде чем безропотно нести документы в инспекцию, рекомендуем внимательно изучить полученное требование.

    И в первую очередь обратить внимание на последнюю перед подписью строчку, в которой указывается основание для истребования документов, то есть мероприятия, которые проводятся в отношении контрагента.

    Основания для «встречки»

    Есть два основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)*(1):

    — во-первых, по пункту 1 статьи 93.

    Обратите внимание

    1 Налогового кодекса можно потребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);
    — во-вторых, по пункту 2 статьи 93.

    1 Налогового кодекса можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она требуется вне рамок проверки (например, при проведении иных мероприятий налогового контроля).

    Намеренно или нет, но налоговики отождествляют эти два понятия, указанные в разных подпунктах одной статьи. Они считают, что вне зависимости от того, проводится ли в отношении контрагента фирмы налоговая проверка, у них есть право требовать от нее любые документы. В частности, такой вывод следует из письма Минфина России*(2).

    Иными словами, по обоим пунктам можно потребовать все что угодно. Однако это не так.

    В первом случае, то есть в рамках проводимой у партнера проверки, налоговики действительно могут потребовать любые документы, перечислив их в требовании.

    Один нюанс — истребуемые документы должны касаться отношений с проверяемой фирмой. Так, к примеру, нельзя истребовать документы внутреннего учета (карточки бухгалтерских счетов, выписки из книги продаж, договоры с субподрядчиками и т.

    п.), поскольку непосредственной связи с конкретным контрагентом они не имеют.

    Во втором случае, когда в отношении контрагента проверок не проводится (вне рамок проверки), инспекторы имеют право только на получение информации и лишь относительно конкретной сделки (которая должна быть идентифицирована), ни о каких документах здесь речи не идет. Причем такую информацию можно затребовать исключительно у участников этой сделки либо иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Например, провести допрос сотрудника, заключившего соответствующий договор либо иным образом участвующего в сделке.

    Еще в 2008 году ФАС Западно-Сибирского округа*(3) пояснил, что понятия «информация» и «документ» не являются тождественными.

    К информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ — это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста.

    Важно

    Поэтому в отсутствие налоговой проверки в отношении контрагента фирмы с нее нельзя требовать какие-либо документы, можно запрашивать только информацию о конкретной сделке.

    Таким образом, для истребования документов относительно контрагентов компании инспекция должна в соответствующем требовании четко указать, какие мероприятия проводятся в отношении этого партнера.

    Нарушил — получи!

    Итак, инспекция требует представления документов по одному из партнеров в рамках встречной проверки. Это могут быть договоры и акты, выписки по счетам, накладные и т.п.

    Для решения вопроса о том, надо ли их представлять, компании следует изучить основание для этого, указанное в требовании. Если соответствующая строчка не заполнена, можно смело откреститься от требований налоговиков.

    Также их можно игнорировать, если документы требуются «в связи с проведением мероприятий налогового контроля» либо иных мероприятий, проводимых вне рамок налоговой проверки.

    Обязанность представить какие-либо документы возникает только тогда, когда в требовании есть прямое указание на проведение проверки либо на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

    На это же обращает внимание и ВАС РФ. Он указывает, что вне рамок проверки контрагента налоговики могут истребовать только информацию о конкретной сделке, но не сами первичные документы (договор, платежные документы), касающиеся этой сделки*(4).

    К тому же можно оспорить требование, в котором не обоснована причина для истребования документов или информации (т.е. отсутствует информация о том, в рамках каких мероприятий налогового контроля выставлено требование).

    Совет

    В дальнейшем это не позволит инспекции оштрафовать фирму за непредставление документов. Вывод, что необоснованное требование не подлежит исполнению, сделал, в частности, ФАС Дальневосточного округа*(5).

    Понятно, что в целях получения нужных документов любым путем инспекторы могут приврать и написать, что они требуются в целях проведения налоговой проверки. Что делать тогда?

    Узнайте о проверке партнера больше

    Получив «нормальное» требование с указанием на проведение налоговой проверки у контрагента, на всякий случай можно поинтересоваться у него, действительно ли она проходит. При отрицательном ответе можно не делать ненужной работы и игнорировать требование налоговиков.

    Именно так поступила одна неслабонервная компания*(6). Суть дела была в следующем.

    Встречная проверка

    Разрешите представиться: встречная проверка

    На главную

    Истребование документов о контрагенте налогоплательщика («встречная» проверка)

    На вопросы «Такском» отвечает С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

    Нагрузка налогоплательщика, связанная с исполнением требований в рамках статьи 93.1 НК РФ, на практике может быть гораздо существенней, чем по статье 93 НК РФ.

    Четких ограничений на периодичность направления налоговым органом требований о представлении документов о контрагентах налогоплательщика и перечень истребуемых документов НК РФ не установлено. Организация может фактически постоянно находиться в процедуре представления документов, число которых нередко измеряется тысячами.

    Истребованию документов у налогоплательщика о деятельности его контрагентов посвящено это интервью.

    — Какие основания для истребования у налогоплательщика документов о деятельности его контрагентов? Во-первых, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, может истребовать у лица любые документы (информацию) о деятельности проверяемого налогоплательщика.

    В данном случае под проверкой следует понимать камеральную и выездную проверку – как они указаны в статье 87 НК РФ.

    Во-вторых, любые документы (информацию) о деятельности проверяемого налогоплательщика вправе потребовать налоговый орган, который проводил проверку, и его руководитель (заместитель руководителя), принявший решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

    В-третьих, любой налоговый орган, проводящий мероприятия налогового контроля, не являющиеся налоговыми проверками, может истребовать у лица любые документы (информацию), но только относительно конкретной сделки.

    Поэтому, если конкретная сделка в требовании не указана, а основанием его направления названо «осуществление иных целей и задач налогового контроля», то это свидетельствует об отсутствии обязанности по исполнению данного требования.

    — Может ли районная налоговая инспекция истребовать документы о соответствии цен в сделках рыночным ценам? Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами не является камеральной или выездной проверкой.

    Обратите внимание

    В рамках такой проверки истребовать документы (информацию) у участников проверяемых сделок вправе только должностное лицо ФНС, проводящее проверку (пункт 7 статьи 105.17 НК РФ).

    Истребование документов проводится ФНС в порядке, аналогичном порядку истребования документов, установленному статьей 93.1 НК РФ, с направлением поручения в налоговый орган по месту учета лица, располагающего документами.

    Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

    https://www.youtube.com/watch?v=YxMZK3QJflA

    Таким образом, налоговый орган по месту нахождения организации не вправе требовать представления документации, касающейся, например, цен по договорам поставки за определенный период с описанием товаров, их классификацией, характерными свойствами предмета сделки и т.п.

    — Как налогоплательщику убедиться в наличии оснований у налогового органа для истребования документов о контрагенте? Из требования, как правило, неясно, за какой период проводится налоговая проверка налогоплательщика и в отношении каких налогов.

    Это снижает возможность установить как причину истребования, так и наличие связи запрашиваемых налоговым органом документов (информации) с предметом и периодом проверки.

    Более того, практика показывает, что налоговые органы стали указывать все возможные основания для истребования документов, скажем: «в связи с проводимой проверкой и необходимостью получения документов о конкретной сделке». Налогоплательщик вправе не выполнять требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ.

    На требование налогового органа, направленное с очевидными нарушениями НК РФ, налогоплательщик может отреагировать письмом, в котором со ссылкой на подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ сообщит об оставлении полученного требования без исполнения.

    В спорных ситуациях рекомендуется направлять в адрес налогового органа письмо с просьбой уточнить основание и объем истребуемых документов.

    Например, НК РФ не предусмотрено проведение налоговым органом самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов или представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты федеральных налогов, в том числе, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Налогоплательщик, получивший в связи с проведением выездной налоговой проверки филиала организации – контрагента требование о представлении документов по НДС, вправе запросить у налогового органа подтверждение о том, как истребуемые документы относятся к деятельности проверяемого филиала и влияют на правильность исчисления и уплаты региональных и местных налогов.

    Способом защиты от неправомерных требований о представлении документов является последующее заявление проверяемым налогоплательщиком возражений относительно использования налоговым органом в качестве доказательств по делу о налоговом правонарушении сведений, документов, истребованных и полученных с нарушением статьи 93.1 НК РФ. На использование подобного механизма указано в письме ФНС России от 19.05.2014 № ЕД-4-2/9545.

    — В чем состоит процедура истребования документов о контрагентах налогоплательщика? Предусмотрен специальный документ – поручение об истребовании, которое налоговый орган, проводящий контрольные мероприятия, направляет в налоговый орган по месту учета лица, обладающего документами (информацией) о проверяемом налогоплательщике, проверяемой сделке. Копия этого поручения и требование о представлении документов направляются налоговым органом, в котором состоит на учете лицо, располагающее истребуемыми документами (информацией). Под местом учета организации понимается место нахождения организации или место нахождения ее обособленного подразделения.

    Важно

    Поручение не направляется, если проверяемый налогоплательщик и лицо, связанное с деятельностью проверяемого налогоплательщика, состоят на учете в одном и том же налоговом органе. Такой порядок предусмотрен в приложении 18 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

    — Как направляется требование (поручение)?
    В соответствии с пунктом 4 статьи 93.1 НК РФ требование направляется с учетом положений пункта 1 статьи 93 НК РФ.

    Положения статьи 93 НК РФ в свою очередь в части направления требования содержат отсылку на порядок, установленный пунктом 4 статьи 31 НК РФ.

    Иными словами, требование вместе с поручением направляются по почте заказным письмом или передаются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

    — Как поступать налогоплательщику, если содержание требования и поручения не совпадают? Ситуация, при которой содержание требования расходится с содержанием поручения, на практике встречается не так уж и редко.

    Универсальный совет налогоплательщику дать сложно.

    С одной стороны, так как первоначальным документом является поручение, то требование, которое выходит за пределы поручения, предположим, предусматривает запрос большего числа документов, расширяет основания, период истребования документов и т.п.

    , можно оставлять без исполнения как нарушающее права налогоплательщика. С другой стороны, может быть обратная ситуация: из требования следует меньший объем документов, подлежащих представлению. При таких обстоятельствах налогоплательщик вправе представлять документы в объеме требования.

    Бывает более сложная ситуация, когда содержание требования и поручения перепутаны. В поручении указан один контрагент, в требовании – другой, при этом, например, может содержаться информация относительно конкретной сделки. В подобной ситуации налогоплательщик может ограничиться представлением документов только о конкретной сделке.

    — Правомерно ли истребование у лица в порядке статьи 93.1 НК РФ книги продаж, бухгалтерских и налоговых регистров…
    Рекомендуется исполнять требование о представлении выписок из затребованных налоговым органом сводных документов налогоплательщика.

    Такой документ как, например, книга продаж, являясь регистром учета операций самого налогоплательщика, одновременно касается и деятельности контрагента налогоплательщика, может содержать сведения о его хозяйственных операциях (Определение ВАС РФ от 19.01.

    2012 № ВАС-17466/11).

    — Должен ли налогоплательщик исполнять требование, если основанием его направления явилось проведение налоговой проверки одного налогоплательщика, а истребуемые документы затрагивают другое (третье) лицо? При этом конкретная сделка в требовании не указана.

    Может быть признано неправомерным требование, основанием для направления которого являлось проведение налоговой проверки одного налогоплательщика, а истребуемые документы посвящены другому лицу, в том числе лицу, которому адресовано требование. Согласно Определению ВАС РФ от 15.10.

    2013 № ВАС-14062/13 по делу № А43-18174/2012, если истребуемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то неисполнение такого требования не влечет ответственности.

    Но есть судебные решения, в которых суд в конкретной ситуации признал правомерным истребование документов (информации) в связи с проводимой проверкой по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена).

    Совет

    То есть, у лица, не являвшегося непосредственным контрагентом проверяемого налогоплательщика (Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 № 305-КГ14-7282 по делу № А40-172004/2013).

    При возникновении спора по причине непредставления документов налоговый орган должен будет обосновать необходимость использования запрашиваемых документов при проведении проверки, их влияние на финансово-хозяйственную деятельность проверяемого налогоплательщика. В свою очередь, налогоплательщик должен будет привести доводы о том, что истребованные документы никаким образом не влияют на исчисление и уплату налогов проверяемым налогоплательщиком, из требования не прослеживается «цепочка взаимодействия» с проверяемым налогоплательщиком.

    В случае получения требования, в котором налоговым органом обосновывается связь истребуемых документов с деятельностью проверяемого лица, рекомендуется исполнять полученное требование. Отказ от исполнения требования по существу возможен в виду явной и безусловной неотносимости документов к проверяемому налогоплательщику.

    — Какие рекомендации можно дать, если запрашиваются документы по конкретной сделке? При направлении требования в порядке пункта 2 статьи 93.

    1 НК РФ налоговый орган может получить документы (информацию) о конкретной сделке безотносительно того, проводится или нет налоговая проверка в отношении указанных в требовании лиц.

    При истребовании документов (информации) относительно конкретной сделки требование и поручение должны содержать достаточные данные, позволяющие идентифицировать сделку. Такие данные могут касаться сторон сделки, ее предмета, условий совершения (письмо ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869).

    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector