Автоматизированные системы, начав полвека назад освоение тяжелой промышленности, незаметно проникли во все жизненные отрасли. ВУЗы вводят ознакомительные и специальные курсы по изучению роботов. Разработчики школьного образования, видя, как развитие робототехники влияет на современное образование, пытаются ввести в школьные программы изучение соответствующего материала.
Общеобразовательная робототехника
Тяжеловесные громоздкие манипуляторы, «потеряв» в весе и габаритах, перекочевали из цехов в исследовательские лаборатории, медицинские кабинеты и космос. Микроботы переквалифицировались из секретных «шпионов» в инспекторов сложных устройств, незаменимых поисковиков и исследователей человеческого организма.
Стала очевидной необходимость подготовки молодежи к правильному восприятию роботов и стимулированию желания к их созданию со школьной скамьи. Эту задачу выполняет междисциплинарная программа — образовательная робототехника, которая реализована в курсе информатики и направлена на следующие цели:
- заинтересовать учащихся инновационными технологиями;
- интегрировать полученные знания по профильным предметам;
- повысить престиж технических профессий.
Сложность привития интереса к роботам в рамках одной школьной программы информатики заключается в многообразии изучаемых технических вопросов.
Поэтому автоматизированные системы рассматривают комплексно, используя две главные особенности:
- Оригинальные конструкции.
- Программное обеспечение.
Такой подход реализован в программах информатики, дополненных моделированием роботов.
Интеллектуальное моделирование
Детские конструкторы Lego для младших и средних возрастных групп подходят при знакомстве с робототехникой. Конструктор TETRIX рекомендуется старшеклассникам. В наборах стандартные конструктивные элементы из пластика и металла, провода, датчики, сервоприводы, сенсоры. Программное обеспечение представлено простым интуитивным — для младших и более сложным на языке RobotC — для старших. Наборы позволяют применить полученные в школе знания и собственную фантазию в создаваемых моделях.
Эффективность такого подхода в пропаганде роботостроения состоит в быстрой реализации конструкторских идей, стимулировании мотивации к изучению программирования и наглядности полученных результатов.
Расширение сферы применения роботов потребует дальнейшего совершенствования учебных программ, наполнения их новыми идеями и содержанием.