- Верховный суд России разъяснил, за что нельзя наказывать чиновников
- Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих
- Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
- Основания для привлечения к ответственности
- Порядок наложения
- Сроки привлечения к ответственности
- Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности
- Антикоррупционные требования при устройстве бывших военнослужащих на работу
- Наймёте бывшего чиновника — и вас оштрафуют. Как этого избежать?
- Верховный суд разъяснит правила трудоустройства бывших госслужащих
Верховный суд России разъяснил, за что нельзя наказывать чиновников
20 Января 2015 г.
Верховный суд сделал обзор судебной практики споров, связанных с привлечением госслужащих к дисциплинарной ответственности, при этом в обзор включены преступления с точки зрения нарушения Федерального Закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Государственного или муниципального чиновника, нарушившего служебную дисциплину, а это выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, представитель нанимателя вправе привлечь к дисциплинарной ответственности, в частности, уволить «в связи с утратой доверия».
Понятие «утрата доверия» рассматривается как утрата уверенности нанимателя в правомерности дельнейшего поведения служащего, что может сказаться на качестве исполнения служебных обязанностей. А лицо, совершившее такое преступление может быть лишено права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Обратите внимание
Однако «утрату доверия» можно считать весьма субъективным понятием, что позволяет использование данной меры в значительной степени на усмотрение работодателя. Большая часть служащих, получивших подобную запись в трудовой книжке, обращаются в суды с требованиями восстановить их на службе, а также признать незаконными решения комиссий и наложение дисциплинарных взысканий.
Коррупционные правонарушения можно условно разделить на «малозначительные» и «тяжкие». В первом случае в качестве меры наказания применяются замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. Во втором случае служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия. К числу подобных проступков ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции» относит:
— непринятия лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
— утаивание сведений о доходах и имуществе, как своих, так и супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
— управление коммерческой организацией (кроме оговоренных законом случаев);
— предпринимательская деятельность;
— вхождение в управляющий или контролирующий орган иностранной некоммерческой организации (если иное не предусмотрено законом).
Обзор судебной практики 2012–2013 годов показал, что основными причинами применения дисциплинарных взысканий к госслужащим и муниципальным чиновникам являются ведение предпринимательской деятельности, возникновение конфликта интересов и непредставление сведений о доходах и имуществе.
Инициаторами увольнений были не только представители нанимателя, но и прокуроры, которые в числе прочего обращались в суд с требованием расторгнуть контракт с провинившимся служащим.
Подчеркнем, что основанием для дисциплинарного наказания является только дисциплинарный проступок, и вынесение обвинительного приговора по уголовному делу не является условием наступления дисциплинарной ответственности.
Это правило действует и в противном случае — если вынесен оправдательный приговор, а коррупционный проступок имел место, то чиновник не освобождается от дисциплинарной ответственности.
Чтобы добиться соответствия между тяжестью наказания и личностью нарушителя, суды уточняют не только факт нарушения, но и обстоятельства правонарушения, соблюдения служащим других запретов и предыдущие результаты исполнения своих обязанностей.
В качестве примера представлен Б., занимавший должность руководителя территориального управления Федерального агентства по рыболовству. Он утаивал сведения об имеющемся у него счете в банке, на который было переведено около 22 миллионов рублей.
Важно
Суд посчитал увольнение правомерным, учитывая тяжесть правонарушения (сокрытие получения дохода в размере двадцати двух миллионов рублей), тот факт, что ранее к Б. применялось взыскание за аналогичное правонарушение, а также то, что Б.
не предоставлял объяснения и уклонялся от комиссии, которая вела проверку по факту нарушения.
Конфликт интересов — это противоречие между надлежащим исполнением своих служебных обязанностей и получением для себя лично (либо для третьих лиц) какой-либо выгоды.
В случае возможности возникновения конфликта интересов государственный служащий обязан письменно известить своего начальника, предотвращение конфликта тогда может быть в изменении должностного положения, отвод или самоотвод служащего от исполняемых обязанностей.
В обзоре приводится пример дела некой П., переведенной на должность заведующего отделом архитектуры и строительства района. Основанием для увольнения и отказа в удовлетворении иска стали подтвержденные факты того, что П.
, пользуясь своим положением, заключала договоры с коммерческими организациями, одной из которых владел ее отец, а второй сын. При этом резко уменьшился объем работы, выполняемый муниципальными учреждениями архитектуры.
В части 6 ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции» прописана обязанность чиновника, владеющего ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных капиталах организаций), в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление.
В обзоре рассматривается дело уволенного таможенного чиновника, который после вступления в должность заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста не передал в управление свою долю коммерческой брокерской фирмы, занимающуюся операциями с декларированием товаров, идущих через границу.
В случае если при возникновении возможной ситуации конфликта интересов нет материальной составляющей, суд может вынести решение о признании незаконным увольнения чиновника и отмене дисциплинарных взысканий, как это произошло с делом Я., занимающей должность начальника отдела организации контроля обращения лекарственных средств. Я.
Совет
не сообщила о возможном конфликте интересов с организацией, где начальником отдела работал муж Я.. Суд поддержал решение об отмене дисциплинарных взысканий на основании того, что муж истицы не имеет отношения к деятельности организации по обеспечению граждан лекарственными средствами.
А утверждения ответчика о возможности возникновения конфликта интересов не подтверждены фактическими доказательствами.
Близкое родство муниципальных чиновников само по себе не является основанием для прекращения служебных отношений. Суд восстановил замглавы города в должности, после того как ее уволили на основании того, что на работу в администрацию была принята невестка замглавы.
Поскольку нет факта непосредственной подчиненности по роду службы, а замужество состоялось после принятия на работу, суд не увидел оснований для прекращения служебных отношений с истцом на основании пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Непредставление информации о доходах и имуществе не всегда является поводом для увольнения, поскольку данную информацию обязаны представить лишь чиновники, чьи должности включены в соответствующие перечни. Если должности в перечне нет — чиновник не должен отчитываться, на этом основании суд восстановил на работе специалиста юридического отдела муниципальной администрации, не сообщившего о своих доходах.
Очевидно, что к чиновникам необходимо предъявлять определенные жесткие требования и требовать их исполнения, но при этом важно не допускать и нарушения их прав.
Помимо обязанностей законом установлены и запреты в отношении чиновников – им запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих
Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.
Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.
Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7(499)350-6630.
- Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.
В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:
- должности и классные чины гражданской службы;
- права и обязанности государственного служащего;
- условия и правила принятия на госслужбу;
- правила служебной дисциплины;
- основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.
Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.
В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:
Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.
Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.
Обратите внимание
Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7(499)350-6630.
- Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.
Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.
Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.
Основания для привлечения к ответственности
Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания.
Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей.
Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.
Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:
- повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
- утрата доверия к госслужащему;
- прогул без уважительной причины;
- намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
- нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
- лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
- принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
- совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
- однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
- появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
- разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
- совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).
Порядок наложения
Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:
Сроки привлечения к ответственности
В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:
- временная нетрудоспособность;
- отпуск;
- время проведения служебной проверки;
- другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:
- по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
- по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
- по инициативе работодателя.
Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.
Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности
В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном. Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.
Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.
Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.
Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.
- Москва: +7(499)350-6630.
- Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Антикоррупционные требования при устройстве бывших военнослужащих на работу
Эта статья будет интересна тем военнослужащим, которые только уволились или увольняются из Вооруженных Сил Российской Федерации и собираются устраиваться на работу по трудовому договору.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Закон) гражданин, замещавший должности государственной службы, обязан собщать новому работодателю сведения о последнем месте своей службы при одновременном соблюдении следующих условий:
– с бывшим госслужащим заключается:
или трудовой договор (независимо от размера оплаты труда),
или гражданско-правовой договор (договоры) на выполнение работ (оказание услуг) на сумму свыше 100 000 (ста тысяч) рублей в месяц;
– 2 (два) года после его увольнения с государственной службы еще не прошло. Этот срок начинает течь со дня, следующего за днем увольнения, и заканчивается через два года;
– должность, которую занимал бывший госслужащий, входит в специальный перечень.
Важно
Если же в должностные (служебные) обязанности указанных лиц входили отдельные функции государственного управления данной организацией, то такие договоры могут быть заключены этими лицами только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч. 1 ст. 12 Закона).
Названные требования антикоррупционного законодательства распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, указанные в Перечне должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащиеобязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557.
В соответствии с разделом II Перечня вМинобороны России к таким должностям относятся:
а) заместители Министра обороны Российской Федерации;
б) руководители (начальники):
служб Минобороны России и им равных подразделений, их структурных подразделений;
центральных органов военного управления, не входящих в службы и им равные подразделения, и иных подразделений, их структурных подразделений;
органов военного управления военных округов, их структурных подразделений;
иных органов военного управления;
территориальных органов Минобороны России (военных комиссариатов);
в) командующие объединениями, командиры соединений и воинских частей;
г) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах б” и “в”.
Кроме того, в соответствии с разделом III названного Перечня руководителем государственного органа утверждается перечень должностей, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:
– осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
– предоставление государственных услуг гражданам и организациям;
– осуществление контрольных и надзорных мероприятий;
– подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);
– управление государственным имуществом;
– осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;
– хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Такой перечень может иметь гриф ДСП и отсутствовать в открытом доступе.
Для чего бывшему военнослужащему нужно уведомлять нового работодателя, а именно работников отдела кадров, о последнем месте своей службы.
Дело в том, что в соответствии с ч. 4 ст.
12 Закона работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) на сумму свыше ста тысяч рублей в месяц, с гражданином, замещавшим должности государственной службы, входящие в специальный перечень, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы.
Аналогичные требования содержит и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ.
На практике при приеме на работу бывших госслужащих у кадровиков возникает ряд вопросов. Не всегда удается найти нужный перечень или есть сомнения, подпадает ли должность бывшего госслужащего под ограничения. Исходя из судебной практики, организациям не удается избежать санкций, даже если Перечень госоргана имеет гриф ДСП и отсутствует в открытом доступе.
Ответственность по ст. 19.
29 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей возникает, еслиработодатель в десятидневный срок с момента заключения трудового или гражданско-правового договора с бывшим госслужащим, не уведомит госорган по последнему месту его службы о заключении такого договора, при условии что должность, которую занимал бывший госслужащий, входит в специальный перечень и на момент трудоустройства 2 (два) года после его увольнения с государственной службы еще не прошло.
Совет
Кроме того, несоблюдение бывшим госслужащим требования, о необходимости уведомления работодателя о прежнем месте службы, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.
За соблюдением антикоррупционных норм надзирает прокуратура (п. 6 ст. 5 Закона).
В моей практике был такой случай. Военнослужащий занимал должность командира воинской части. В течение двух лет после увольнения с военной службы он устроился слесарем по ремонту вооружения на завод.
При устройстве на работу он представил в отдел кадров военный билет, удостоверение ветерана Вооруженных сил РФ и пенсионное удостоверение. Однако в представленных документах, а также в трудовой книжке его прежняя должность не была указана. Удостоверение военнослужащего он в отдел кадров не представлял, т.к.
сдал его в военкомат при увольнении. Отдел кадров о своей бывшей должности он не уведомил. В связи с тем, что работодатель не знал, какую должность занимал работник на военной службе, он не сообщил о приеме бывшего госслужащего на его прошлое место работы.Этот факт был установлен в результате прокурорской проверки.
В общей сложности по данному вопросу судебные разбирательства шли больше года. Прокуратура пыталась привлечь к ответственности работника отдела кадров. В отношении него административное производство было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
К административной ответственности было привлечено юридическое лицо, однако после обжалования постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении в районном суде штраф был снижен со 100 000 до 40 000 рублей.
Срок давности, в течение которого организацию и (или) ее руководителя могут наказать, составляет 6 лет с момента просрочки.
Таким образом, бывшему госслужащему в соответствии с законом необходимо уведомлять нового работодателя о последнем месте своей службы, чтобы юридическому лицу и (или) директору не пришлось платить солидные штрафы, чтобы избежать возможности увольнения и необходимости давать объяснения по поводу нарушения антикоррупционного законодательства в прокуратуре и суде.
Обратите внимание
Подводя итог вышеизложенному, совет: если после увольнения с военной службы вы устраиваетесь на работу по трудовому договору, с момента увольнения с военной службы прошло менее двух лет, и занимаемая вами должность на госслужбе входила в специальный перечень, вам необходимо письменно в произвольной форме уведомить об этом нового работодателя.
Специально для НачФин.ифо
юрист Ирина Корнева
Наймёте бывшего чиновника — и вас оштрафуют. Как этого избежать?
Пару недель назад одна российская компания получила запрос от столичной прокуратуры. Причина обращения казалась незначительной — организация не сообщила государству, что приняла на работу бывшего госслужащего. Но когда HR-служба стала разбираться — неприятно удивилась. Оказалось, предприятию грозит штраф — до 500 тыс. рублей.
Оформляя трудовой договор, мы опираемся на базовые положения Трудового кодекса. Это понятно и логично. И вряд ли кто-то задумывается, что может ненароком нарушить закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Действительно, речь ведь о коммерческом предприятии, а не о чиновниках.
Но если глубже копнуть даже сам Трудовой кодекс (а делают это далеко не все эйчары), выяснится, что на основании статьи 64.1 компании при заключении трудового договора и даже гражданско-правового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим обязаны сообщать об этом их бывшим работодателям в течение десяти дней.
Более того, делать это нужно на официальном бланке компании, с подписью руководителя и печатью. И даже это не всё.
Есть обязательный перечень сведений, которые надо сообщить: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность на предыдущем месте, название компании, дата и номер приказа о приёме на работе, новая должность и основные обязанности.
Список приведён в специальном постановлении правительства. Шаг влево от списка — нарушение, предусмотренное статьёй 19.29 КоАП. Сумма штрафа для должностного лица составляет до 50 000 рублей, для компании — до 500 000 рублей.
Нюанс в том, что времени на исправление ошибки может не остаться. 10 дней — это совсем немного. И вряд ли надзорные органы вам сообщат, что вы им что-то должны. Скорее всего, они сразу придут с проверкой или напишут о нарушении постфактум.
Важно
В запросе прокуратура часто просит показать приказ о назначении работника, ответственного за соблюдение антикоррупционного законодательства.
Издавать такой документ вы вообще-то не обязаны, а цель запроса проста — выяснить, кому можно выписать «персональный» штраф.
Как правило, штраф ложится на генерального директора, но я советую не подвергать руководителя лишним рискам и внутренним приказом переложить ответственного на кого-то ещё.
К счастью, требования об информировании государства применяются не только к работодателям, но и к соискателям. В ряде случаев госслужащие, желающие перейти в коммерческую структуру, должны получать письменное согласование в своём ведомстве.
А статья 64.1 ТК и закон №273-ФЗ обязывают кандидата сообщить вам, что он был государственным или муниципальным служащим, если с даты увольнения прошло менее двух лет. Даже в том случае, если за это время он сменил нескольких мест работы.
Если бывший чиновник нарушил требование законодательства, ответственность — на нём. Допустим, при трудоустройстве вы завели человеку новую трудовую книжку, так как старая, по его словам, потерялась, а про госслужбу он ничего не сказал. Когда выяснится, что прошлый работодатель не получил уведомления, отвечать по закону придётся сотруднику, а не вам.
Фотография на обложке: Dragon Images / Shutterstock
Верховный суд разъяснит правила трудоустройства бывших госслужащих
Пленум Верховного суда России рассмотрит проект постановления, разъясняющего, когда экс-чиновник обязан согласовывать после отставки свое новое место работы.
Закон о противодействии коррупции прописывает ряд ограничений на так называемые “запасные аэродромы” для бывших начальников. В течение двух лет после отставки чиновники, чьи должности попадают под такое ограничение, обязаны сообщать в свое бывшее ведомство о новом месте работы.
За полгода наказано более 2,3 тысячи должностных лиц и организаций за нарушения при устройстве отставников
Совет
За молчание накажут нового работодателя. КоАП предусматривает серьезные санкции за нарушение этого правила. Должностные лица новой организации рискуют заплатить штраф от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Для юридических лиц предусмотрены штрафы от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Чиновникам запретят получать награды от партий и госорганов
Но есть важное условие: согласовывать надо только в том случае, если фирма занимается бизнесом в той сфере, которую чиновник регулировал. Возможно, он даже инспектировал эту компанию, проверял, не нарушает ли та закон.
Естественно, если чиновник после увольнения вдруг занимает высокий пост в такой организации, это может вызвать подозрения.
А вдруг он специально закрывал глаза на какие-то недостатки, чтобы потом обеспечить себе теплое местечко на пенсии? Поэтому у фирмы, взявшей на работу отставника, есть десять дней, чтобы послать сигнал по адресу.
То есть в антикоррупционное подразделение того ведомства, где раньше служил человек. Там, в свою очередь, разберутся, нарушил или нет отставник какие-то запреты своим трудоустройством.
Суды уже несколько лет активно штрафуют различные организации за молчание. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за шесть месяцев этого года были оштрафованы более 2,3 тысячи должностных лиц и организаций.
В России появится “доска позора” для госслужащих-коррупционеров
Например, в Йошкар-Оле недавно прокуратура оштрафовала местный мясокомбинат.
Как сообщили в прокуратуре Республики Марий Эл, установлено, что в 2016 году бывший муниципальный служащий – ведущий специалист отдела предпринимательства, транспорта и потребительского рынка администрации Йошкар-Олы был принят на работу в данную коммерческую организацию на должность менеджера по маркетингу.
Администрацию города в известность не поставили. За это мясокомбинат оштрафован на 100 тысяч рублей. Вряд ли бы чиновнику запретили трудоустройство на завод. Все дело именно в молчании.
Согласно проекту постановления пленума извещать о том, что берут на работу бывших чиновников, должны будут, например, адвокаты и нотариусы. Если следователь после отставки устраивается в адвокатское бюро на хороший контракт, об этом надо будет сообщить его бывшему руководству.
Обратите внимание
Адвокатские бюро будут обязаны сообщать, что взяли на работу бывшего государственного служащего
“Граждане (физические лица) подлежат административной ответственности в случае привлечения ими к трудовой деятельности на договорной основе иных физических лиц, являвшихся бывшими государственными (муниципальными) служащими, – говорится в проекте. – Например, к таким гражданам могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой”.
Государство будет контролировать трудоустройство уволенных госслужащих
При этом, как поясняют эксперты, на работу в государственных учреждениях, никак не связанных с бизнесом, ограничения не распространяются.
Например, в Самарской области некий бывший сотрудник Росреестра устроился программистом в местный аграрный техникум. Должность, которую человек замещал на государственной службе, хоть и была небольшой, но все равно попадала под антикоррупционные ограничения.
Прокуратура посчитала, что техникум был обязан просигнализировать о трудоустройстве экс-чиновника. Однако Верховный суд России с такой позицией не согласился.
Компетентно
Денис Паньшин, заместитель председателя Правления Ассоциации юристов России
Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в установленный перечень, должен в течение двух лет после увольнения получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению в своем бывшем ведомстве на трудоустройство в организацию, входившую в сферу его компетенции.
Подобная мера направлена на предотвращение коррупции. Например, чтобы чиновник не создавал протекции какой-либо организации в обмен на трудоустройство и высокую зарплату после отставки. С другой стороны, здесь необходимо выработать разумный баланс, чтобы успешная государственная служба не приводила к запрету на профессию для хорошего специалиста.
Опыт и знания бывшего чиновника вполне могут быть востребованы в бизнесе. Но система трудоустройства должна быть прозрачной. Поэтому и предусмотрены штрафы именно за неинформирование комиссий, а не за сам факт трудоустройства. Каждый случай надо внимательно разбирать.
Постановление пленума Верховного суда России поможет в выработке единой судебной практики в данном вопросе.