Субсидия: выручка или компенсация убытка?

Содержание
  1. СУБСИДИЯ: ВЫРУЧКА ИЛИ КОМПЕНСАЦИЯ УБЫТКА?
  2. Возмещение ущерба пассажиром налог на прибыль
  3. Возмещение ущерба налог на прибыль
  4. Налог на прибыль: суммы, полученные в возмещение убытка
  5. Суммы возмещения ущерба лицу, пострадавшему в дтп, уменьшают налог на прибыль
  6. IAS 20 – Как признать доход от субсидии в составе прибыли или убытка по МСФО?
  7. Что предписывают правила МСФО?
  8. Правила учета государственных субсидий
  9. Проблема 1: Определите цели субсидии и разделите их
  10. Проблема 2: Выберите наиболее подходящий метод, чтобы сопоставить доход от субсидии с соответствующими затратами
  11. Вариант 1: применяется модель первоначальных затрат
  12. Вариант 2: применяется модель справедливой стоимости
  13. Департамент общего аудита по вопросу учета субсидий из федерального бюджета
  14. Проводки по субсидии
  15. Что такое субсидия
  16. Субсидии в учете
  17. Государственная помощь при финансировании капитальных расходов
  18. Финансирование работ по содержанию имущества в многоквартирных домах
  19. Возврат субсидии
  20. Муниципалитет возместит выпадающие доходы
  21. ИНТЕЛЛЕКТ-С через суд взыскал с казны Североуральска компенсацию выпадающих доходов в пользу своего клиента – поставщика коммунальных услуг
  22. Как происходит возмещение выпадающих доходов?
  23. Возмещение выпадающих доходов
  24. Возмещение выпадающих доходов на приобретение авто
  25. Механизм возмещения выпадающих доходов
  26. Могут ли потребовать возврат субсидии в полном размере, – вопрос №7180899 от 22.06.2015
  27. Рассматривается возможность введения правил, устанавливающих предоставление субсидий на возмещение потерь в доходах лизинговых организаций. Новая перевозочная

СУБСИДИЯ: ВЫРУЧКА ИЛИ КОМПЕНСАЦИЯ УБЫТКА?

Субсидия: выручка или компенсация убытка?

ООО НТВП “Кедр – Консультант” » Право-инфо » Статьи из журналов » СУБСИДИЯ: ВЫРУЧКА ИЛИ КОМПЕНСАЦИЯ УБЫТКА?

Распечатать

По материалам журнала “Главная книга”

21 апреля

Шаронова Е.

Организации, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров льготных категорий (пенсионеров, студентов, детей-сирот и др.), получают из бюджета субсидии на возмещение части недополученных доходов.

И у них возникают споры с налоговой инспекцией: чем, по сути, является эта субсидия – выручкой или внереализационным доходом? От этого зависит, когда ее нужно включать в доходы – в момент оказания услуг или в момент получения денег из бюджета.

ИФНС: субсидию надо учесть в доходах в момент оказания услуг по перевозке

Обратите внимание

По итогам выездной проверки одной из таких организаций инспекция установила, что компания не включила в состав выручки и не учла при исчислении налога на прибыль бюджетные средства, которые она должна была получить, но так и не получила за оказание услуг по перевозке пассажиров льготных категорий. В проверяемый период расходы на перевозку льготников были компенсированы организации из бюджета лишь частично. В связи с этим полученные из бюджета субсидии организация отражала в доходах в момент их получения, а неполученные деньги в доходах не учла.

По мнению налоговиков, деньги, которые организация должна была получить из бюджета, являются доходами организации и подлежат отражению в налоговом учете полностью в момент оказания услуг по перевозке пассажиров.

При этом размер этих доходов ИФНС посчитала так: количество граждан льготных категорий, воспользовавшихся проездными социальными билетами, умножила на разницу между стоимостью обычного проездного билета и льготного.

В результате организации были доначислены налог на прибыль, штрафы и пени.

Организация с этим не согласилась и пошла в суд.

Один суд – за организацию, другие – за налоговиков

Суд первой инстанции организацию поддержал. Он указал, что по существу деньги, получаемые из бюджета в качестве компенсации выпадающих доходов, – это убытки, понесенные организацией при оказании услуг по перевозке пассажиров льготных категорий. И эти убытки надо включать во внереализационные доходы по правилам, установленным в подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, то есть :

на дату признания их должником (то есть бюджетом);

на дату вступления в силу решения суда, если пришлось требовать их из бюджета через суд.

Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим не согласились. Они указали, что организация применяла метод начисления. А потому должна была включить суммы компенсации из бюджета в состав дохода, независимо от даты получения . Но организация не сдалась и дошла до ВАС, который ее поддержал.

ВАС: субсидию надо отражать в доходах в момент ее признания должником

ВАС указал, что суды апелляционной и кассационной инстанций необоснованно проигнорировали обстоятельства, связанные со спецификой сложившихся отношений по возмещению перевозчикам расходов по перевозке пассажиров льготных категорий .

Он напомнил, что в целях исчисления налога на прибыль по общему правилу датой получения дохода от реализации товаров (работ, услуг) признается дата перехода к приобретателю права собственности на товар (дата передачи заказчику результата выполненных работ, оказания услуг) .

Важно

А в рассматриваемом случае организация часть денег из бюджета так и не получила. Поэтому недополученная провозная плата, которая не была компенсирована соответствующим бюджетом, подлежит взысканию как убытки с публично-правового образования . О чем ВАС говорил еще в 2006 г.

Из норм НК следует, что основанием для возникновения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль является получение дохода, который возможно оценить и момент признания которого установлен ст. 271 НК РФ .

А специфика оказания услуг по перевозке пассажиров льготных категорий не позволяет организации определить в момент оказания такой услуги размер возмещения выпадающих доходов, который в конечном счете будет определен соответствующим бюджетом в добровольном порядке либо по решению суда.

Следовательно, момент признания доходов в виде полученного возмещения из бюджета необходимо определять по правилам, установленным подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для признания доходов в виде сумм возмещения убытков – по дате признания должником или вступления в законную силу решения суда.

Так что у ИФНС отсутствовали правовые основания для квалификации неполученной субсидии в качестве выручки от реализации услуг.

* * *

Теперь все подобные споры должны разрешаться в пользу транспортных организаций.

——————————–

Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.07.2012 N А38-223/2010

Возмещение ущерба пассажиром налог на прибыль

Субсидия: выручка или компенсация убытка?

Главная – Предпринимательское право – Возмещение ущерба пассажиром налог на прибыль

Оглавление:

  • Выплаты по суду: оцениваем налоговые последствия
    • Можно ли учесть в целях налога на прибыль взысканную по решению суда сумму ущерба, причиненного окружающей среде
  • Налог на прибыль: суммы, полученные в возмещение убытка
  • Бухгалтерский учет суммы возмещения убытка, подлежащей выплате по решению суда
  • Как облагается налогом на прибыль возмещение ущерба при ДТП
  • Возмещение материального ущерба облагается ндс
  • Учет возмещения убытков
    • 20 Апреля 2018Сумму компенсации ущерба, причиненного окружающей среде, можно признать в расходах

Выплаты по суду: оцениваем налоговые последствия Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ нанесенные убытки подразделяются на реальный ущерб и упущенную выгоду.

Возмещение ущерба налог на прибыль

(п. 8 ст. 31.1 Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г.). Согласно п. 6 данных Правил оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства ведет персонифицированную запись.

Налог на прибыль: суммы, полученные в возмещение убытка После возбуждения уголовного дела компания может предъявить гражданский иск – требование о возмещении имущественного вреда (при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ей непосредственно преступлением). Гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины (п.
2 ст. 44

ВажноУПК РФ). Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ ) Бухгалтерский учет суммы возмещения убытка, подлежащей выплате по решению суда и сумму упущенной выгоды в размере 500 000 руб.

В марте решение суда вступило в законную силу и организация выплатила указанные суммы посредством перечисления денежных средств на банковский счет, указанный третьим лицом.

Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п.

Налог на прибыль: суммы, полученные в возмещение убытка

В проверяемый период расходы на перевозку льготников были компенсированы организации из бюджета лишь частично. В связи с этим полученные из бюджета субсидии организация отражала в доходах в момент их получения, а неполученные деньги в доходах не учла.

По мнению налоговиков, деньги, которые организация должна была получить из бюджета, являются доходами организации и подлежат отражению в налоговом учете полностью в момент оказания услуг по перевозке пассажиров.

При этом размер этих доходов ИФНС посчитала так: количество граждан льготных категорий, воспользовавшихся проездными социальными билетами, умножила на разницу между стоимостью обычного проездного билета и льготного.

ВниманиеВ результате организации были доначислены налог на прибыль, штрафы и пени. Организация с этим не согласилась и пошла в суд. Один суд — за организацию, другие — за налоговиков Суд первой инстанции организацию поддержал.

Суммы возмещения ущерба лицу, пострадавшему в дтп, уменьшают налог на прибыль

ООО «Корн-Аудит» Известно, что транспортные средства, имеющие разрешенную массу свыше 12 тонн (далее именуемые «большегрузами») причиняют вред автомобильным дорогам. В счет возмещения данного вреда вносится плата.

В данной ситуации у бухгалтеров часто возникает вопрос – можно ли учитывать данную плату в составе расходов в налоговом учете? Состав расходов В целях налога на прибыль могут учитываться, в частности, прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (ст.


264 Налогового кодекса РФ). Следовательно, плата за возмещение вреда, причиняемого автодорогам транспортными средствами-большегрузами, может учитываться в составе расходов в целях расчета налога на прибыль на основании п. 49 ч. 1 ст.

264 Налогового кодекса РФ (как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией).

Эта запись, в частности, включает: маршрут, пройденный транспортным средством, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства, а также операции по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств.

Совет

Следовательно, подтверждающими документами в отношении указанных расходов будут служить: – отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства-большегруза с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства; – первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного транспортного средства на соответствующем маршруте.

При этом важным условием является тот факт, что использование транспортных средств-большегрузов по данному маршруту должно быть для осуществления деятельности, направленной на получение доходов (абз. 4 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Гражданского кодекса РФ). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст.

1064 ГК РФ) Как облагается налогом на прибыль возмещение ущерба при ДТП Как следует из запроса, сотрудник организации в результате дорожно-транспортного происшествия причинил вред здоровью потерпевшего.

Работодатель ввиду того, что работник управлял транспортным средством, находящимся в собственности работодателя, на основании решения суда возместил ущерб пострадавшему.

IAS 20 – Как признать доход от субсидии в составе прибыли или убытка по МСФО?

Субсидия: выручка или компенсация убытка?

Представим, что девелоперская компания получила субсидию от государственной или международной организации на строительство социального жилья.

Субсидия предоставляется на следующих условиях: компания строит многоквартирный дом, вводит его в эксплуатацию и сдает квартиры людям, находящимся в неблагоприятном финансовом положении за арендную плату, которая намного ниже рыночной арендной платы, в течении 10 лет.

Субсидия преследует несколько целей: компенсировать девелоперу меньший доход от аренды в течение 10 лет и частично компенсировать капитальные затраты девелопера.

Как и когда компания может учесть доход от субсидии в составе прибыли или убытка?

Что предписывают правила МСФО?

В стандартах нет однозначного ответа.

Часто вам нужно применять свой опыт, знание ситуации и оценочные суждения, чтобы выработать лучший метод учета.

Прежде чем приступить к анализу, напомним одно из основных правил стандарта МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

Правила учета государственных субсидий

Вы должны признавать государственные субсидии только тогда, когда:

  • Вы достаточно уверены, что компания выполнит условия предоставления субсидии, и
  • Вы достаточно уверены, что получите субсидии.

См. п.7 IAS 20.

Если вы выполняете оба условия, вы можете признать субсидию.

Как?

Обычно вы дебетуете счет расчетов по государственным субсидиям и кредитуете счет доходов будущих периодов – но с некоторыми исключениями.

Конкретная бухгалтерская проводка зависит от сроков получения денежных средств.

В некоторых случаях субсидия предоставляется для компенсации уже понесенных расходов, и в этом случае, вы должны отражать ее непосредственно в составе прибыли или убытка.

Это было первоначальное признание субсидии.

Как насчет следующего шага – сопоставления субсидии с расходами, которые она компенсирует?

В п.12 МСФО (IAS) 20 говорится, что:

Обратите внимание

государственные субсидии необходимо  признавать в составе прибыли или убытка на систематической основе в течение периодов, в которых компания признает в качестве расходов соответствующие затраты, для компенсации которых предназначались данные субсидии.

Предупреждение:

Когда вы получаете деньги в счет субсидии, это НЕ означает автоматически, что вы признаете их в составе прибыли или убытка.

На самом деле, это вопрос вашего собственного оценочного суждения и выбора наиболее подходящей учетной политики для сопоставления расходов с доходом от субсидии.

Иногда ситуация ясна и сделать это очень просто.

Например, вы можете получить субсидию для компенсации затрат на восстановление окружающей среды в определенном году. Таким образом, вы признаете субсидию в качестве дохода в этом году.

В других случаях может быть довольно сложно придумать наиболее подходящий принцип соответствия.

Опишем две основные проблемы, связанные с сопоставлением доходов и затрат.

Проблема 1: Определите цели субсидии и разделите их

Иногда цель только одна. Но иногда субсидия может иметь больше целей – как в приведенном выше примере.

Иногда условия сообщают вам, какая часть субсидии предоставляется для определенной цели.

Например, вы можете получить субсидию в 1 млн. д.е., в том числе:

  • 800 000 д.е. для обеспечения ваших капитальных затрат и
  • 200 000 д.е. для компенсации затрат на обучение новых сотрудников.

В других случаях в условиях субсидии может НЕ быть такой спецификации.

То есть, вы получите 1 млн. д.е., и эта сумма должна компенсировать ваши капитальные затраты и затраты на обучение новых сотрудников. При этом распределение общей суммы на конкретные цели не указано.

Если это так, то вам нужно придумать метод, чтобы распределить сумму субсидии на эти 2 категории, потому что момент признания дохода от субсидии в составе прибыли или убытка для них будет отличаться.

Вы можете распределить общую сумму, например, пропорционально распределению затрат по этим категориям.

Важно

В нашем примере можно распределить доход аналогичным способом, поскольку субсидия предназначалась для капитальных затрат и для возмещения более низкой арендной платы.

Итак, сначала вы должны разделить субсидию на отдельные компоненты.

Проблема 2: Выберите наиболее подходящий метод, чтобы сопоставить доход от субсидии с соответствующими затратами

Иногда это может быть довольно сложно.

В рассматриваемом примере компания собирается строить недвижимость, чтобы получать доход от аренды.

Это соответствует определению инвестиционной недвижимости, и компания должна применять МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость» для учета этого многоквартирного дома.

Таким образом, возможны 2 варианта:

Вариант 1: применяется модель первоначальных затрат

Если вы применяете модель первоначальных затрат (англ. 'cost model') в соответствии с МСФО (IAS) 16, то у вас есть 2 варианта признания субсидии:

  • Вы либо вычитаете субсидию из стоимости актива; или же
  • Вы учитываете ее как доходы будущих периодов.

В любом случае вы будете признавать доход от субсидии, связанный с капитальными расходам, в течение срока полезного использования актива, либо в пределах самортизированной стоимости, либо в качестве дохода на систематической основе.

Также будет уместно признать компонент субсидии, связанный с компенсацией более низкого арендного дохода в течение 10 лет, в соответствии с более низкими понесенными арендными расходами.

Вариант 2: применяется модель справедливой стоимости

Если вы применяете модель справедливой стоимости, то амортизация не начисляется, но вы переоцениваете инвестиционную недвижимость по ее справедливой стоимости на конец отчетного периода.

Таким образом, вы можете вычесть сумму субсидии из стоимости актива, но в конце отчетного периода вам придется переоценить инвестиционную недвижимость по справедливой стоимости, и в результате в результат переоценки будет включена сумма полная субсидии.

По сути, субсидия будет сразу же признана в составе прибыли или убытка.

Это приемлемо.

Причина в том, что МСФО (IAS) 20 не рассматривает ситуацию, когда субсидия предназначена для инвестиционной недвижимости, учитываемой по справедливой стоимости. Поэтому здесь за руководством можно обратиться к стандарту IAS 41 «Сельское хозяйство».

В нем говорится, что субсидии, относящиеся к биологическим активам, учитываемым по справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу, признаются в составе прибыли или убытка сразу же после признания субсидии.

Это полностью соответствует предложенному порядку учета для инвестиционной недвижимости в соответствии с моделью справедливой стоимости.

Второй компонент субсидии (компенсация более низкого дохода от аренды) может быть признан в составе прибыли или убытка в течение 10 лет, пока компания будет получать более низкие арендные платежи.

Совет

В завершении стоит добавить, что перечисленные методы, вероятно, являются наиболее подходящими, но их применение зависит от вашей собственной ситуации.

Департамент общего аудита по вопросу учета субсидий из федерального бюджета

Субсидия: выручка или компенсация убытка?

20.11.2014

Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидия представляет собой компенсацию недополученных доходов или произведенных затрат, связанных с производством (реализацией) товаров (работ, услуг).

Вами предоставлены договора с Федеральным воздушным агентством транспорта (далее по тексту – ФАВТ) на получение Организацией субсидий по следующим основаниям:

1. в целях возмещения Организации части затрат, связанных с обеспечением воздушной перевозки пассажиров по специальному тарифу;

2. в целях возмещения затрат на уплату лизинговых платежей за воздушное судно.

В первом случае, по нашему мнению, субсидия предоставляется в целях возмещения недополученных Организацией доходов от реализации услуг перевозки пассажиров, а во втором случае, возмещением затрат, связанных с оказанием услуг по перевозке.

Учитывая изложенное, рассмотрим отдельно каждый вид получаемой субсидии.

Субсидии в целях возмещения недополученного дохода.

Бухгалтерский учет.

Как следует из предоставленных договоров, Организация в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в г.Симферополь и г.Калининград осуществляет воздушные перевозки пассажиров по специальному тарифу, а ФАВТ возмещает часть затрат, связанных с обеспечением воздушной перевозки пассажиров (пункты 1.1 и 1.2 договоров).

Субсидия предоставляется Организации ежемесячно и рассчитывается как произведение количества фактически перевезенных пассажиров по маршруту за отчетный месяц и размера субсидии на одного пассажира (пункт 1.4 договоров).

Указанные договора заключены в целях реализации Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров:

– в г.Симферополь и в обратном направлении, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.14 № 388;

Проводки по субсидии

Субсидия: выручка или компенсация убытка?

На сегодняшний день субсидии являются одной из основных форм государственной поддержки субъектов предпринимательства. В нашей статье поговорим об особенностях данного вида государственных дотаций, а также о специфике отражений операций по субсидиям в учете.

Что такое субсидия

Под понятием «субсидия» понимают денежные средства, получаемые юридическим лицом от государственных органов на безоплатной и безвозвратной основе. Цель оказания дотационной помощи – возмещение затрат, понесенных предприятием, или покрытие недополученных им доходов.

Все субсидии, получаемые из бюджета, подразделяются на два основных направления:

  • государственное регулирование цен (компенсация расходов предприятия, связанных с повышением цен на сырье, малому бизнесу, оборудование, материалы, на иные цели);
  • реализация государственных программ социально-экономического развития (финансирование объектов производственного и непроизводственного строительства).

Целевым назначением дотаций и субсидий, как правило, являются жилищные субсидии, финансирование объектов социального характера, поддержка среднего и малого бизнеса, а также мероприятия по охране окружающей среды, ликвидации аварий и стихийных бедствий.

Государственную дотацию в виде субсидии могут получить государственные предприятия, а также финансовые и некоммерческие учреждения.

Субсидии в учете

Для учета основных операций по субсидиям и целевому финансированию используют бухгалтерский счет 86.

Отражение поступления, использования и возврата дотационной помощи рассмотрим на примерах.

Государственная помощь при финансировании капитальных расходов

Пример:

Бухгалтером ООО «Магнат» были сделаны такие проводки:

Дт
Кт
Описание
Сумма
Документ

76
86
Отражение задолженности по субсидии
5 670 000 руб.
договор купли-продажи земельного участка

51
76
Зачисление средств из бюджета
5 670 000 руб.
банковская выписка

08
60
Отражение стоимости участка в составе капитальных вложений
5 670 000 руб.
договор купли-продажи земельного участка

01
08
Принятие земельного участка к учету
5 670 000 руб.
договор купли-продажи земельного участка

86
98/2
Отражение суммы субсидии в составе доходов будущих периодов
5 670 000 руб.
соглашение о предоставлении субсидии

98/2
91/1
Ежемесячный учет государственной помощи в составе прочих доходов (5 670 000 руб : 11 мес.)
515 455 руб.
соглашение о предоставлении субсидии

Финансирование работ по содержанию имущества в многоквартирных домах

В учете ООО «Монолит» были сделаны такие проводки:

Дт
Кт
Описание
Сумма
Документ

51
86
Зачислена сумма субсидии
4 740 000 руб.
банковская выписка

10
60
Оприходованы материалы для ремонта
2 320 000 руб.
товарная накладная

86
98/2
Стоимость материалов включена в состав расходов будущих периодов
2 320 000 руб.
соглашение о предоставлении субсидии

20
10
Материалы списаны в производство
2 320 000 руб
накладная на отпуск материала

98/2
90/1
Субсидия на приобретение материалов, учтена в составе выручки
2 320 000 руб
соглашение о предоставлении субсидии

20
70
Начислена зарплата рабочим
2 420 000 руб
зарплатная ведомость

86
98/2
Субсидия на выплату зарплаты, включена в состав расходов будущих периодов
2 420 000 руб
соглашение о предоставлении субсидии

98/2
90/1
Субсидия на выплату зарплаты, учтена в составе выручки
2 420 000 руб
соглашение о предоставлении субсидии

Возврат субсидии

Начислена амортизация с июня по октябрь 2014 16 667 руб. (3333 * 5 мес.)

Дт
Кт
Описание
Сумма
Документ

86
76
Задолженность по возврату субсидии
320 000 руб.
Акт о нарушении целевого использования субсидии

91/2
86
Восстановление суммы целевого финансирования, отраженной в доходах (16 667 + 3333 * 7 мес.)
39 998 руб.
Акт о нарушении целевого использования субсидии

98/2
86
Восстановление суммы целевого финансирования несписанных доходов будущих периодов (320 000 — 39 998)
280 002 руб.
Акт о нарушении целевого использования субсидии

Муниципалитет возместит выпадающие доходы

Субсидия: выручка или компенсация убытка?

20 февраля 2015

ИНТЕЛЛЕКТ-С через суд взыскал с казны Североуральска компенсацию выпадающих доходов в пользу своего клиента – поставщика коммунальных услуг

Выпадающие доходы – понятие, которым обозначают разницу между полной стоимостью той или иной коммунальной услуги и тарифом на эту услугу, который установлен для населения. Муниципалитеты, как правило, компенсируют поставщикам коммунальных услуг выпадающие доходы, выделяя на это средства из городского бюджета.

Типичная ситуация в сфере возмещения выпадающих доходов сложилась и в Североуральске. Для ООО «Коммунальщик», которое занимается техническим содержанием и ремонтом лифтов, администрация города утвердила два тарифа на оплату услуг: экономически обоснованный и льготный (для населения).

Экономически обоснованный тариф был рассчитан самой администрацией и предусматривал полное возмещение исполнителю всех издержек, связанных с обслуживанием лифтов. Установленный муниципалитетом тариф для населения, конечно же, не покрывал всех расходов «Коммунальщика» на содержание лифтового хозяйства города.

А разницу между этими двумя тарифами городские власти обязались выплачивать подрядчику в форме субсидий из местного бюджета, о чем было заключено соглашение.

Обратите внимание

Однако впоследствии между сторонами соглашения возник спор об объемах компенсации выпадающих доходов за три месяца: декабрь 2013 года, январь и февраль 2014 года. Муниципалитет отказался выплачивать компенсацию за этот период по двум причинам.

Во-первых, городская администрация указала на то, что соглашением предусмотрен лимит на выплату компенсации в размере одного миллиона рублей в год, и к декабрю 2013 года эта сумма уже была перечислена исполнителю.

А во-вторых, соглашение на возмещение выпадающих доходов подписывалось только на 2013 год, в силу чего подрядчик, по мнению администрации города, не вправе требовать компенсации выпадающих доходов за два месяца 2014 года.

Комолов Евгений Викторович
Ведущий юрист

Такая позиция властей вынудила ООО «Коммунальщик» обратиться в суд, чтобы защитить свои права. Интересы истца в суде представлял юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Евгений Комолов.

Решением Арбитражного суда Свердловской области исковые требования были удовлетворены в полном объеме: с администрации Североуральска были взысканы выпадающие доходы за три спорных месяца, а также проценты на случай неисполнения судебного акта с момента вступления в силу решения и до полной уплаты взысканной суммы.

Муниципалитет, не согласившись с таким решением, обратился с жалобой в апелляционный суд, и тот изменил решение суда первой инстанции. В компенсации выпадающих доходов за декабрь 2013 года истцу было отказано – в связи с исчерпанием лимита, установленного соглашением.

Кроме того, ссылаясь на письмо Минфина РФ от 16.09.2014 №08-04-06/3095, суд отказал истцу во взыскании процентов на случай неисполнения судебного акта.

Дело в том, что для исполнения судебных решений, которые обращают взыскание на средства местного бюджета, в Бюджетном кодексе РФ предусмотрен трехмесячный срок.

Важно

Суд же первой инстанции, вопреки этому положению, предоставил администрации города только один «беспроцентный» месяц для исполнения решения. Поэтому апелляция сделала вывод о недопустимости предварительного начисления процентов до истечения трехмесячного срока и отказала в их взыскании в целом.

В такой ситуации уже истцу пришлось обжаловать постановление апелляционного суда, что и было успешно сделано. Евгений Комолов, юрист ИНТЕЛЛЕКТ-С, защищавший интересы ООО «Коммунальщик», основал кассационную жалобу на следующих доводах.

Апелляционный суд фактически применил «двойной» подход к взысканию убытков (выпадающих доходов), имеющих одинаковую правовую природу. Отличие состоит лишь в периоде их формирования. Однако в компенсации выпадающих доходов за декабрь 2013 года апелляция отказала, а выпадающие доходы за январь и февраль 2014 года постановила полностью возместить.

Подобный подход не соответствовал статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ, которые предусматривают принцип полного возмещения убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления, а также практике ВАС РФ по делам со схожими обстоятельствами.

Таким образом, установленный соглашением лимит на выплату субсидий не может служить основанием для отказа в возмещении выпадающих доходов, которые этот лимит превышают, если поставщик услуги доказал факт ее надлежащего оказания.

По поводу взыскания процентов на случай неисполнения судебного акта Евгений Комолов в кассационной жалобе отметил, что бюджетная система РФ действительно предусматривает трехмесячный срок исполнения судебных решений при обращении взыскания на средства бюджетов. Однако эта особенность не может являться основанием для освобождения от ответственности за неисполнение судебного акта.

Иной подход противоречил бы п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса РФ, который гласит: в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, муниципальные образования выступают на равных началах с другими участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

«На равных началах» означает, в том числе, равную степень гражданско-правовой ответственности. Из этого следует, что муниципалитет не обладает иммунитетом применительно к ответственности за неправомерное пользование чужими денежными средствами (ст.

395 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, постановление пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.04.2014 №22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта» не позволяет сделать указанные в упоминавшемся выше письме Минфина выводы о недопустимости взыскания с публично-правовых образований процентов на случай неисполнения судебных актов.

При этом необходимо отметить, что письмо Минфина РФ адресовано управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и не имеет для арбитражных судов обязательного характера – в отличие от постановлений пленума ВАС РФ, обязательных для всех арбитражных судов, в том числе, после упразднения ВАС.

Арбитражный суд Уральского округа, рассмотрев кассационную жалобу, изменил постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда: в пользу ООО «Коммунальщик» взысканы выпадающие доходы за все три спорных месяца, а также проценты на тот случай, если в течение трех месяцев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, муниципалитет не исполнит решение суда.

ЖКХ

[X]
Время: 2019-03-19 09:24:46 (YEKT)
Тип ошибки: Notice
Ошибка: Undefined index: HTTP_USER_AGENT
Файл: /home/u31014/intellectpro.ru/www/CORE/includes/user_functions.php
Строка: 2355
[X]
Время: 2019-03-19 09:24:46 (YEKT)
Тип ошибки: Notice
Ошибка: Undefined index: HTTP_USER_AGENT
Файл: /home/u31014/intellectpro.ru/www/CORE/includes/user_functions.php
Строка: 2355
[X]
Время: 2019-03-19 09:24:46 (YEKT)
Тип ошибки: Notice
Ошибка: Undefined index: HTTP_USER_AGENT
Файл: /home/u31014/intellectpro.ru/www/CORE/includes/user_functions.php
Строка: 2355
[X]
Время: 2019-03-19 09:24:46 (YEKT)
Тип ошибки: Notice
Ошибка: Undefined index: HTTP_USER_AGENT
Файл: /home/u31014/intellectpro.ru/www/CORE/includes/user_functions.php
Строка: 2355
[X]
Время: 2019-03-19 09:24:46 (YEKT)
Тип ошибки: Notice
Ошибка: Undefined index: HTTP_USER_AGENT
Файл: /home/u31014/intellectpro.ru/www/CORE/includes/user_functions.php
Строка: 2355
[X]
Время: 2019-03-19 09:24:46 (YEKT)
Тип ошибки: Notice
Ошибка: Undefined index: HTTP_USER_AGENT
Файл: /home/u31014/intellectpro.ru/www/CORE/includes/user_functions.php
Строка: 2355
[X]
Время: 2019-03-19 09:24:46 (YEKT)
Тип ошибки: Notice
Ошибка: Undefined index: HTTP_USER_AGENT
Файл: /home/u31014/intellectpro.ru/www/CORE/includes/user_functions.php
Строка: 2355

Как происходит возмещение выпадающих доходов?

Субсидия: выручка или компенсация убытка?

Содержание

Выпадающие доходы являются теми доходами, которые человек или компания недополучает из-за действий государства или других организаций, а также простых граждан. Например, если определенная фирма отказывается от услуг клининговой компании, то эта компания имеет выпадающие доходы от потери клиента.

Возмещение выпадающих доходов

Такие выпадающие налоги могут быть в совершенно разных сферах деятельности, а также могут касаться разнообразных компаний и частных лиц.

При этом важно выделить возмещение выпадающих доходов, которое предполагает возврат некоторой части средств, которые были недополучены из-за разных причин.

Данные средства берутся из бюджетов, а их выплата может производиться только в определенных специфических ситуациях.

Совет

Возмещение осуществляется специальными организациями, которые могут быть как государственными, так и частными. Они должны не только заниматься возмещением, но и его качественным и правильным учетом.

Чтобы осуществить расчеты по счету 86 первоначально заключается договор с клиентом, а этот контракт должен быть составлен по определённому специфическому образцу.

Во время учета следует иметь в виду все учетные резервы.

Возмещение выпадающих доходов на приобретение авто

Отдельно выделяется возмещение выпадающих доходов, выданных на приобретение автомобиля. Такая возможность возникла относительно недавно, а она заключается в том, что все банки или иные кредитные учреждения, выдающие автокредиты частным или юридическим лицам, имеют право получить специальную субсидию по этим кредитам.

Данная субсидия на возмещение выпадающих доходов выдается Правительством России, а она позволяет кредитным организациям получить те доходы, которые они не смогли получить в результате своей основной деятельности.

Также назначение этих денежных средств заключается в том, чтобы поддержать отечественное производство автомобилей, поскольку в последнее время в стране наблюдается кризис, что ведет к существенному снижению продаж транспортных средств.

В результате производственные компании и кредитные организации недополучают доход, поэтому его возмещение является важной задачей для государства, чтобы эти учреждения не обанкротились.

Сама программа возмещения по приобретённым автомобилям в кредит действует только для тех кредитов, когда люди или фирмы приобретают отечественные авто, а их цена не может быть выше 600 тыс. руб.

Механизм возмещения выпадающих доходов

Возмещение доходов на покупку авто было начато еще с июля 2013 года, поскольку уже тогда в стране начинался серьезный экономический кризис. На эти цели было выделено огромное количество бюджетных средств, которое составляло 0,4 млрд. руб.

За счет этой уникальной программы предполагается существенное увеличение количества проданных отечественных автомобилей, а дополнительно в бюджете увеличится доходная часть.

Также и кредитные организации будут заинтересованы в том, чтобы их клиенты приобрели транспортное средство отечественного производства в конкретном ценовом диапазоне, поскольку это позволит им получить возмещение выпадающих доходов.

Следует отметить, что популярно данное возмещение и среди жилищных организаций, а также среди ресурсоснабжающих компаний.

Это заключается в том, что данные учреждения предлагают своим клиентам специальные льготы и послабления при оплате коммунальных услуг, а за счет недополучения этого дохода они могут рассчитывать на возмещение доходов. Данное возмещение выполняется особым центром жилищных субсидий.

Следует отметить, что рассчитывать на льготы могут только некоторые категории граждан, которые причисляются к уязвимым, а при этом нуждаются в материальной поддержке от государства. К условиям предоставления льгот можно отнести:

  • причисление граждан к уязвимой категории населения;
  • льготы предоставляются на одно жилое помещение;
  • льгота предоставляется жилищной компанией, а она в свою очередь может рассчитывать на возмещение недополученного дохода.

Все жилищные организации, которые получают деньги в виде возмещения от государства, а именно от ГЦЖС, должны данные средства относить к доходам, а также может причислять их к целевым сборам. Нередко льготы предоставляются не жилищными компаниями, а ресурсоснабжающим организациями, а они в свою очередь так же могут рассчитывать на возмещение от ГЦЖС.

Таким образом, возмещение доходов является важным моментом для многих организаций, а при этом важно составлять специальный договор с гражданами или фирмами, которые получают льготы или кредиты, чтобы можно было легко и без проблем получить возмещение из бюджетных средств.

Могут ли потребовать возврат субсидии в полном размере, – вопрос №7180899 от 22.06.2015

Субсидия: выручка или компенсация убытка?

редоставление заведомо недостоверных сведений при получении жилищной субсидии грозит крупным штрафом, исправительными работами, арестом либо ограничением свободы. Соответствующие санкции предусмотрены статьей 159.2 «Мошенничество при получении выплат» Уголовного кодекса Российской Федерации.

За первое полугодие 2013 года Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга предоставило субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 24 тысячам семей. Сумма начисленных субсидий составила 243 миллиона рублей.

Управление ЖКХ контролирует достоверность представленных сведений о доходах путем направления запросов в Федеральную налоговую службу.

Обратите внимание

По результатам проверок выявляются случаи предоставления заявителями сведений о доходах, не соответствующих действительности.

Гражданам, представившим недостоверные сведения, Управление ЖКХ отказывает в предоставлении субсидии и проводит работу по возврату необоснованно полученных денежных средств в бюджет.

«Общая сумма субсидий, подлежащих возврату гражданами в бюджет, на 1 августа 2013 года составила 352 тысячи рублей. При этом общая сумма денежных средств, нецелевое расходование которых было предотвращено, – 851 тысяча рублей», – уточнили в управлении.

На сегодняшний день все граждане, получившие от Управления ЖКХ письма о возврате денежных средств, вернули средства в установленные сроки. В случае невозврата денежных средств в установленные сроки, суммы будут взысканы судебном порядке.

«Обращаем внимание граждан, что с 2013 года согласно вступившим в силу поправкам к статье 159.

2 «Мошенничество при получении выплат» Уголовного кодекса РФ такие действия, как хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, наказывается штрафом в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев», – отмечают в Управлении ЖКХ.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

Управление ЖКХ предупреждает получателей субсидий о недопустимости злоупотребления правом на получение государственной помощи при оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Предоставление недостоверных сведений квалифицируется как мошенничество и преследуется по закону.

Рассматривается возможность введения правил, устанавливающих предоставление субсидий на возмещение потерь в доходах лизинговых организаций. Новая перевозочная

Субсидия: выручка или компенсация убытка?

Правительство РФ рассматривает возможность введения с 1 января 2014 года правил, устанавливающих порядок и условия предоставления субсидий на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций.

Однако выиграют при этом не только компании, для которых лизинг подвижного состава – это бизнес, но в первую очередь – производители инновационных вагонов.

Ответ на вопрос, что получат остальные участники перевозочного процесса, пока неоднозначен.

Согласно проекту документа, субсидирование возможно при предоставлении скидки по уплате лизинговых платежей. Следует уточнить, что обязательным условием получения субсидии является приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой.

Под ними в проекте документа понимается подвижной состав, произведенный не ранее 1 января 2014 года и снабженный сертификатами соответствия требованиям безопасности РФ.

В технической документации на вагоны должны содержаться такие показатели, как восприятие осевой нагрузки от 25 тс и более, пробег от постройки до капитального ремонта не менее 500 тыс. км (либо не менее 4 лет), межремонтный пробег не менее 250 тыс. км (либо не менее 2 лет).

Важно

Что касается размера субсидий, предполагается, что он составит 90% суммы затрат лизинговой организации на уплату процентов по кредитам, полученным с 1 января 2013 года на приобретение инновационных вагонов, являющихся частью лизингового платежа.

При этом субсидии не смогут превышать величину, рассчитанную исходя из 0,9 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату уплаты процентов по кредиту, и не будут превышать размер скидки, фактически предоставленной лизингополучателю.

Интересный момент заключается в положении о том, что если лизингополучатель предъявит справку о сдаче вагона с истекшим назначенным сроком службы в утилизацию, субсидия лизинговой организации, предоставившей лизингополучателю дополнительную скидку на лизинговый платеж, будет выдана единовременно в течение года со дня заключения договора лизинга в размере 130 тыс. рублей за вагон, но не более размера фактически предоставленной скидки.

Нужно ли стимулировать внедрение вагонов нового поколения на государственном уровне? Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Brunswick Rail Владимир Хорошилов считает такую меру необходимой и при этом подчеркивает, что схемы стимулирования должны быть прозрачными и общедоступными для всех участников рынка. С тем, что сегмент лизинга подвижного состава нуждается в субсидировании, соглашается и генеральный директор «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов. «Данная форма поддержки лизинговых компаний очень актуальна на фоне сокращения объемов лизинга железнодорожной техники, наблюдающегося по итогам 9 месяцев текущего года», – поясняет он.

Планами правительства по субсидированию лизинговых компаний довольны и производители подвижного состава.

Вице-президент и исполнительный директор НП «Объединение вагоностроителей» Василий Варенов полагает, что стимулирование спроса на грузовой подвижной состав через льготные лизинговые программы своевременно и эффективно.

«Рынок грузового вагоностроения в настоящее время находится в сложном положении, – объясняет он. – Почти на четверть упали объемы выпуска продукции, кроме того, сокращаются инвестиционные программы вагоностроительных предприятий».

Совершенно ясно, что вагоностроители в случае реализации предложенных правительством мер станут основными бенефициарами нововведений.

Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк отмечает, что и лизинговые компании, в значительной мере ощутившие ухудшение конъюнктуры рынка, также получат конкурентные преимущества благодаря понижению лизинговых ставок и сохранению рентабельности за счет субсидий по кредитам.

Совет

Итак, лизинговые организации и вагонопроизводители в полной мере заинтересованы в принятии документа и реализации указанных в нем схем. А что же получат железные дороги? Прежде всего – снижение среднего возраста вагонов на сети, что, безусловно, можно считать позитивным эффектом.

«Государственное софинансирование действует в первую очередь в отношении инновационных вагонов, – подчеркивает В. Варенов.

– Таким образом, правительство не просто обеспечит сохранение производственного потенциала вагоностроительной отрасли, но и создаст условия для более интенсивного замещения морально устаревших и физически изношенных вагонов более эффективными моделями с увеличенной грузоподъемностью и межремонтными пробегами».

Уже несколько лет складывается ситуация, при которой сеть РЖД перегружена, при этом на ней присутствует много старого парка, констатирует Д. Зотов. «Субсидирование в перспективе поможет решить две проблемы: оно будет способствовать и обновлению парка грузовых вагонов, и разгрузке сети», – полагает он.

С последним утверждением согласно большинство экспертов, признающих, что внедрение инновационного подвижного состава на сети повысит эффективность работы железнодорожного транспорта.

Улучшение эксплуатационных характеристик парка позволит участникам перевозочного процесса транспортировать большие объемы грузов, используя меньшее количество вагонов, тем самым увеличивая провозную способность инфраструктуры, – считает ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Игорь Скок. При этом эксперт упоминает и тот факт, что собственники далеко не всегда выказывают желание приобретать инновационные вагоны, так как использование в их конструкции современных узлов и деталей повышает цену единицы нового подвижного состава примерно на 20% по сравнению со стоимостью вагона старого образца.

Представители компаний-операторов это подтверждают. Так, по мнению генерального директора ООО «Транком-Сервис» Андрея Тайгина, стоимость инновационного вагона на данный момент необоснованно высока, причем с увеличением потребности в подвижном составе она тоже будет расти, и запланированная субсидия займет меньшую долю в общей сумме.

«Государственный бюджет РФ испытывает сильное давление в связи с необходимостью исполнения социальных обязательств, поэтому безвозмездная помощь вагоностроителям сейчас вряд ли уместна», – полагает он.

Однако и в этом случае стоит предположить, что при введении скидок на платежи по лизингу ситуация вполне может измениться к лучшему и для операторов железнодорожного транспорта.

Итак, принятие проекта поддержки лизинговых организаций даст определенные преференции не только лизинговым компаниям, но и производителям подвижного состава, образующим крупный сегмент рынка.

Единственный вопрос, который возникает при осмыслении планируемых нововведений, заключается в том, что если инновационные вагоны так хороши, причем во всех отношениях, то почему их производство и сбыт необходимо поддерживать в государственном масштабе? Ведь новые и качественные продукты, создаваемые в разных сферах промышленности, зачастую выводятся и продвигаются на рынке исключительно силами производителей и их торговых агентов. Если же новые вагоны не так хороши, то тогда тем более непонятны причины, по которым организация их сбыта производится особым образом. Возможно, ответы на эти вопросы может дать только практика, поэтому наберемся терпения.

ИсточникДатаНаименование материала

РЖД-Партнер.ru
05.12.13
Поддержка инноваций

Вернуться к списку новостей

Оцените статью
Просто о технологиях
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector