Внимание на экспортные сроки!

НДС: экспорт в страны Таможенного союза

Внимание на экспортные сроки!

Рассмотрены вопросы подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Белоруссию или Казахстан: при опоздании с подтверждением экспорта придется платить НДС и пени; вычет возможен и без заявления о ввозе товаров; отметки таможни при торговле в рамках Таможенного союза не нужны; правильно определяйте дату отсчета для 180-дневного срока; подтвердили экспорт позже, чем нужно, – штраф заплатить придется; ошибку в коде операции в декларации можно не исправлять; экспорт можно подтвердить и без CMR и другие.

При опоздании с подтверждением экспорта придется платить НДС и пени

Первый раз не успеваем на 181-й день получить от покупателя заявление на ввоз товаров.

В итоге документы, необходимые для того, чтобы подтвердить ставку 0% по НДС при продаже своих товаров белорусским контрагентам, подадим с опозданием.

Составляем сейчас уточненную декларацию за период отгрузки.
Когда мы должны заплатить НДС, какую проводку сделать в бухучете? И надо ли платить пени?

Обратите внимание

Вам надо заплатить НДС (по ставке 18% или 10%) не позднее 181-го дня с даты отгрузки товара (Пункт 9 ст. 165 НК РФ).
Проводки по начислению НДС в бухучете будут такие.

Содержание операции
Дт
Кт

181-й день с даты отгрузки товаров на экспорт

Начислен НДС со стоимости товаров, реализованных в страны ТС, при неподтверждениинулевой ставки

19 “НДС по приобретенным ценностям”, субсчет “НДС, начисленный по операциям, применение нулевой ставки по которым

не подтверждено”

68 “Расчеты по налогам и сборам”, субсчет “Расчеты

по НДС”

Когда вы соберете все документы, необходимые для подтверждения экспорта, сделаете обратную проводку. А если вы так и не соберете полный пакет документов для подтверждения экспортной ставки, начисленный НДС со счета 19 надо будет списать на расходы (в дебет субсчета 91-2 “Прочие расходы”). Имейте в виду, чтов налоговом учете такой НДС в расходах учесть без споров вряд ли получится (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12)

Принят к вычету “входной” НДС по проданным на экспорттоварам
68, субсчет “Расчетыпо НДС”
19 “НДС по приобретеннымценностям”

Уплата НДС оформляется стандартной проводкой по дебету счета 68, субсчет “Расчеты по НДС”, и кредиту счета 51 “Расчетные счета”.

Правила подачи и оформления экспортной таможенной декларации

Внимание на экспортные сроки!

Компаниям, экспортирующим/импортирующим товары, необходимо, согласно международным таможенным правилам, оформлять экспортную декларацию — документ, подтверждающий законность сделки.

Продавцу товара этот документ нужен для подтверждения нулевой ставки НДС.

Оформление таможенных деклараций и их функции в разных странах несколько разнятся в зависимости от государства, поэтому предпринимателю, занимающемуся внешней торговлей, нужно знать эти особенности.

Попробуем разобраться в тонкостях оформления, открытия и закрытия экспортной декларации, уточним её приблизительную стоимость и инстанции, в которых нужно представить этот документ.

Что такое экспортная декларация?

Экспортная декларация — важнейший таможенный документ, подтверждающий законность вывоза продукции из страны-экспортёра и ввоза в страну-импортёр. Этот документ информирует таможенные органы о вывозимых товарах. В соответствии с международным сводом условий ИНКОТЕРМС 2010 экспортную декларацию может оформлять продавец или покупатель продукции.

Если по условиям сделки оформлением этого вида таможенной декларации будет заниматься продавец, то он поручает эту функцию компании перевозчику или экспедитору. Но есть одно условие, возможность заниматься этом видом деятельности должна быть прописана в Уставе этой компании (если интересует содержание типового Устава, загляните сюда) и, она должна иметь соответствующую лицензию.

В каждом государстве или экономическом объединении стран существуют свои требования к экспортному декларированию и форме документа. Поэтому, решив вывезти товары из той или иной страны, нужно изучить действующие там нормативные требования.

Открытие и закрытие экспортной декларации ЕХ1

Декларация EX1 – таможенная декларация на вывоз товара, являющаяся международным документом, свидетельствующим о вывозе продукта, созданного или реализованного в Европейском Экономическом Союзе (ЕЭС). Избавляет от уплаты VAT – внутреннего налога, введённого для абсолютно всех государств участников ЕС.

ЕС – единое финансовое и таможенное пространство. Любое европейское предприятие, занимающееся ввозом и вывозом товара, обладает номером EORI.

В ЕС положено заполнять экспортные декларации в электронном виде на едином сервере, общем для всех стран-участниц.

Для оформления вывозной декларации на территории ЕС потребуется:

  • Обращение экспортера.
  • Сведения инвойса либо его дубликат. Что такое коммерческий инвойс мы уже писали.
  • Возможность досмотра груза.
  • При оформлении декларации EX1 продавцом, перевозчиком или экспедитором, она считается открытой, а значит, таможня может запросить груз к досмотру. После того, как товар пересёк государственную границу или при открытии TIR Carnet, экспортная декларация считается закрытой. Что значит TIR, читайте в предыдущей статье.

    Российским импортёрам крайне важно, чтобы иностранные поставщики заполняли документ с соблюдением всех требований. Экспортная декларация служит доказательством таможенной стоимости товаров, при её отсутствии таможенный инспектор может затребовать калькуляцию себестоимости продукции.

    Зарубежные контрагенты не всегда охотно предоставляют декларацию. Полезная информация о том, как проверить иностранного контрагента на благонадёжность вот здесь.

    Поэтому при заключении контракта на поставку товаров из-за границы, желательно оговорить наличие пункта о предоставлении экспортной декларации до его подписания и закрепить договорённость в письменной форме.

    Когда наступит момент растаможки груза, вы должны иметь экспортную декларацию на руках, так как инспектор таможни в обязательном порядке потребует предъявить его.

    В ЕС экспортные декларации оформляются в электронном виде.

    Принципы заполнения грузовой экспортной декларации в России

    При вывозе товаров с территории Таможенного союза ЕАЭС нужно учитывать несколько важных моментов.

  • Сроки подачи декларации. Экспортную таможенную декларацию необходимо подавать до убытия товаров с его территории.
  • Подача сведений о товарах. В одной декларации можно подавать сведения о продукции, содержащейся в одной партии груза и помещаемой под одну и ту же процедуру таможенного оформления. Если товары из одной партии помещаются под разные процедуры, то для каждой из них нужно подавать отдельную декларацию.
  • Количество товаров. Количество товаров, декларируемое в одном документе, не должно превышать 1000 пунктов.
  • Требования к заполнению. В экспортной декларации не должны содержаться ошибки и исправления.
  • Экспортная декларация состоит из единственного основного листа и добавочных листов. Основной лист предназначен для сведений об одном виде товара, а каждый дополнительный лист (бланк) используется для занесения сведений о трёх товарах.

    Декларация предоставляется на таможенный пункт в четырёх экземплярах.

    • Первый. Остаётся в ТПП.
    • Второй. Предоставляется в таможенном пункте, находящемся в месте убытия груза с территории Таможенного союза, в других случаях возвращается таможенному декларанту.
    • Третий. Также возвращают лицу, подающему декларацию.
    • Четвёртый. Будет оставлен в таможне.

    При предоставлении недостоверных сведений в экспортной декларации можно получить внушительный штраф — от 50 до 200% стоимости вывозимых товаров + их конфискация (в некоторых случаях применяется статья 16.2 КоАП РФ). Штраф, предусмотренный для должностных лиц (руководителя и гл. бухгалтера), колеблется в пределах 10-20000 рублей.

    В декларации должны содержаться сведения:

    • об отправителе груза;
    • о получателе груза;
    • о стране назначения товара;
    • о стране, где зарегистрирован иностранный контрагент;
    • об условиях поставки по ИНКОТЕРМС 2010;
    • о транспортом средстве, перевозящем груз;
    • о таможенном пункте, который будет заниматься таможенным оформлением груза;
    • о квоте (для экспортных квотируемых товаров);
    • о таможенной стоимости груза.

    Образец экспортной декларации любой страны можно найти на просторах интернета.

    Зарубежные контрагенты не всегда охотно предоставляют декларацию.

    Стоимость вывозной декларации

    На стоимость оформления экспортной декларации влияют цены перевозимого груза и страна отправления. Стоимость в разных государствах может значительно отличаться. Так в европейских странах приблизительная цена декларации составляет 50 евро, в Китае – 75 $, в России – от 15 тыс. руб.

    Итак, экспортная декларация — обязательный документ, необходимый при вывозе товаров из стран с действующим таможенным кодексом.

    Он необходим компании-экспортёру для выпуска груза и возврата налога НДС, оплаченного при приобретении этого товара, перевозчику или экспедитору — с целью предъявления на границе, при вывозе товара, компании-импортёру с целью доказательства истинности таможенной цены перед начислением таможенных платежей.

    Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Документы».

    Экспортные операции: разбираемся в особенностях завершения на примерах

    Внимание на экспортные сроки!

    Как показывает практика, далеко не всегда резидентам очевидны все аспекты (последствия) (гражданско-правовые, налоговые и таможенные) применения тех или иных способов завершения внешнеторговых операций. Обратим внимание на сопутствующие обязательства, без которых завершение внешнеторговой операции не будет полностью отвечать требованиям законодательства.

    Неденежные способы завершения

    Неденежные способы завершения внешнеторговых операций, несмотря на название, часто влекут для резидента дополнительные расходы. Как следствие, «неденежность» – это характеристика способа завершения внешнеторговой операции исключительно с точки зрения внешнеторгового законодательства.

    Указ № 178 и постановление № 548/8 в качестве неденежных способов завершения внешнеторговых операций определяют в том числе:

    • возврат переданных экспортером-резидентом по внешнеторговому экспортному договору товаров (абз. 4 подп. 1.7 п. 1 Указа № 178), когда экспортер не получает их оплаты (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);
    • новация (абз. 7 п. 1 постановления № 548/8);
    • отступное (абз. 8 п. 1 постановления № 548/8).

    Рассмотрим данные способы более детально.

    Возврат

    По поводу возврата возникает два основных вопроса, связанных:

    • с признанием операций по возврату товаров в качестве так называемой обратной реализации;
    • уплатой ввозных таможенных пошлин и (или) НДС.

    Как показывает практика, вопрос обратной реализации на данный момент дискуссионный.

    Контролирующие органы не выработали четкого перечня критериев, при наличии которых возврат товаров покупателем признается обратной продажей. Отсутствие единообразной практики проверок приводит к нерадостным последствиям.

    Так, контролирующие органы предъявляли претензии даже в тех ситуациях, в которых с точки зрения законодательства возврат был очевиден.

    Важно

    В силу требований гражданского законодательства возврат товаров надлежащего качества после перехода права собственности на него к покупателю возможен только в случаях, предусмотренных договором и (или) законодательством.

    Возврат переданных по внешнеторговому экспортному договору товаров, когда экспортер не получает их оплаты, прямо определяет законодательство. Другими словами, товары разрешается именно вернуть в том числе после перехода права собственности (обратная реализация отсутствует в силу прямого указания на такую возможность в Указе № 178).

    Несмотря на это, на практике часто контролирующие органы рассматривают такой возврат как еще один договор купли-продажи товаров. Аргументы следующие: с точки зрения налогового законодательства возврат товаров надлежащего качества после перехода права собственности – это обратная реализация.

    И не имеет значения, что право на такой возврат прямо определяет гражданское законодательство и Указ № 178.

    По общему правилу право собственности на товары переходит к покупателю с момента, когда он их получает (ст. 224 ГК). Исключение из общего правила закрепляет ст. 461 ГК.

    Она предусматривает возможность сохранять право собственности продавца на товары – даже отгруженные покупателю – до наступления определенных обстоятельств.

    И если в определенный срок такие обстоятельства не наступили, продавец, как собственник, имеющий право определять судьбу товаров, вправе потребовать от покупателя вернуть их.

    С учетом неединообразной правоприменительной практики рекомендуем закреплять в контрактах момент перехода права собственности. Его целесообразно привязывать, к примеру, к факту оплаты. В таком случае возврат товаров в случае неоплаты нельзя будет рассматривать в качестве обратной реализации.

    Совет

    Напомним: когда передача товаров признается возвратом, резидент уменьшает обороты по реализации (для целей исчисления и уплаты НДС и налога на прибыль).

    Когда же операция считается обратной реализацией, отдельной сделкой по приобретению своих же товаров либо по продаже купленных ранее товаров, у экспортера нет возможности сторнировать обороты по реализации, а импортер обязан отразить эти обороты.

    С точки зрения таможенного законодательства возврат товаров при необходимости их таможенного оформления будет не чем иным, как таможенной процедурой реимпорта . Одно из условий, позволяющих поместить под нее возвращаемые товары, – возможность идентификации их таможенным органом как ранее вывезенных с таможенной территории (экспортированных).

    Когда под реимпорт помещается, к примеру, транспортное средство или техника, т.е. товары, которые можно индивидуализировать за счет серийного номера, вопросов не возникает. Иначе обстоит дело с товарами, которые прямо индивидуализирующего признака не имеют (к примеру, запасные детали и т.д.).

    В случае с товарами, не имеющими индивидуализирующего признака, резиденту сложно доказать таможенному органу, что это именно те товары, которые ранее экспортировались.

    Последствием становится уплата таможенных сборов и ввозного НДС. При возврате товаров с территории России – уплата ввозного НДС.

    Таким образом, «неденежность» – это характеристика способа завершения внешнеторговой операции исключительно с точки зрения внешнеторгового законодательства.

    Новация

    Новация, как и отступное, тоже относится к неденежным способам завершения внешнеторговых операций. Вместе с тем необходимо учитывать, что в зависимости от вида нового обязательства контрагента – иностранной компании у резидента могут возникнуть дополнительные обязательства. Например, по уплате НДС, в том числе ввозного, таможенных пошлин и т.д.

    Обратите внимание

    Стороны заключили внешнеторговый договор поставки. Резидент обязался поставить нерезиденту товары на сумму € 1000, а нерезидент – оплатить их в течение 25 банковских дней. Резидент свои обязательства выполнил и товары поставил. До окончания срока оплаты стороны заключили соглашение о новации и заменили обязательство нерезидента по оплате товаров на обязательство по оказанию резиденту услуг.

    В приведенном пример оплата резиденту не поступает. С точки зрения валютного законодательства внешнеторговая операция действительно завершается неденежным способом. Но что происходит при новации с налоговой точки зрения?

    Нерезидент оказывает резиденту услугу. Ее стоимость при новации в полном объеме составляет € 1000.

    Если местом оказания услуг признается Беларусь, резидент должен за счет собственных средств уплатить НДС и разобраться с налогом на доходы иностранных организаций.

    Ситуация релевантна, когда обязательства нерезидента по оплате поставленных товаров новированы, к примеру, в консультационные, маркетинговые, юридические, бухгалтерские услуги .

    Отступное

    В качестве отступного могут выступать:

    1) товары;

    2) выполнение работ;

    3) оказание услуг;

    4) передача охраняемой информации;

    5) передача исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

    Согласно внешнеторговому договору резидент выполняет работы для нерезидента. Нерезидент, в свою очередь, должен оплатить их в течение 25 банковских дней. В течение этого срока нерезидент оплатил выполненные работы частично. В отношении неуплаченной части суммы стороны заключили соглашение об отступном, по которому вместо оплаты нерезидент обязался поставить резиденту товары.

    В приведенном примере резидент должен будет уплатить ввозной НДС. В случае если товары поступят из-за пределов ЕАЭС – таможенные пошлины.

    Практическое отличие отступного от новации в экспортно-импортных операциях рассмотрим на следующем примере.

    Важно

    Резидент поставил товары, а нерезидент должен был оплатить их в течение 180 дней. По истечении 160 дней стороны заключили соглашение о новации либо об отступном (услуги от нерезидента).

    1. При новации возникает новое обязательство с новыми сроками по импорту. По соглашению о новации нерезидент обязывается вместо оплаты товаров оказать услугу. Экспортная операция завершается в день подписания такого соглашения . Услуги при импорте нерезидент должен оказать не позже 90 дней с момента подписания.

    2. При отступном сроки завершения первоначальной операции при экспорте не прерываются . В вышеописанной ситуации нерезидент обязан оказать услуги не позже 20 дней.

    Продление срока завершения

    Наиболее распространенный повод обращения резидентов в Нацбанк (его структурные подразделения) за получением разрешения на продление сроков завершения внешнеторговых операций (разрешение) – предполагаемое превышение установленных законодательством сроков. Сегодня это 90 дней при импорте и 180 календарных дней – при экспорте.

    Ситуация  1

    При формировании договорных условий субъекты хозяйствования стараются придерживаться установленных законодательством сроков даже в случае, когда иностранному контрагенту для надлежащего выполнения обязанностей (к примеру, для изготовления какого-либо изделия) требуется больше, чем 90 дней. В результате резиденты порой закладывают в договор сроки, соответствующие установленным Указом № 178, хотя изначально понимают, что не уложатся в них. При фактической же реализации операций резиденты подгоняют контрагентов, убеждая завершить операцию вовремя.

    Ситуация  2

    Нередко иностранные контрагенты изначально включают в договор более длительные сроки завершения внешнеторговых операций. Это может быть связано, например, с внутренней политикой компании, устоявшейся практикой и т.д. В такой ситуации стремление резидента отстоять установленные Указом № 178 сроки может и вовсе повлечь незаключение сделки.

    Резидент обязан обратиться в Нацбанк за разрешением в том числе в случае, если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает установленный.

    Выдача разрешения – право Нацбанка . Поэтому разумно закрепить в договоре условие, согласно которому в случае отказа в выдаче разрешения сроки завершения операции корректируются исходя из требований законодательства Беларуси.

    Совет

    Из нашего опыта можем отметить, что Нацбанк разумно и с пониманием подходит к оценке конкретной ситуации. Если того требуют обстоятельства, рекомендуем заранее проработать вопрос о возможности изначально определить иные, отличные от законодательных сроки завершения внешнеторговых операций.

    Экспортный НДС: парамерты обязательной налоговой проверки

    Внимание на экспортные сроки!

    Компании-экспортеры – объект особого внимания налоговиков. Как минимум потому, что экспорт традиционно используется недобросовестными плательщиками в схемах уклонения от уплаты налогов.

    В связи с этим ФНС России в письмах «для служебного пользования» (они есть в распоряжении «ПНП») ориентирует проверяющих на местах на поиск схем незаконного возмещения НДС из бюджета экспортерами «сплошным» методом.

    А именно тщательной камеральной проверкой всех деклараций, в которых заявлено возмещение НДС.

    Действительно, начиная с 2007 года, если в налоговом периоде начисленная сумма НДС окажется меньше, чем сумма вычетов, разница подлежит возмещению только на основании решения, принятого после завершения камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 176 НК РФ).

    Причем в ходе такой проверки налоговый орган вправе истребовать у плательщика документы, подтверждающие правомерность применения вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Вот на основании именно этих, дополнительно истребованных документов налоговики и будут искать схему.

    В этих целях ФНС постоянно разрабатывает и обновляет инструкции по поиску таких схем и рассылает подборки реальных случаев лжеэкспорта. Копия одной из последних «дсп»-инструкций федеральных налоговиков по борьбе с фиктивным экспортом оказалась в распоряжении «ПНП».

    Проще всего для проверяющих оценить номенклатуру экспортируемых товаров. Именно с этого и будет начата проверка

    Специфика экспортируемого товара

    Проще всего для проверяющих оценить номенклатуру экспортируемых товаров. Именно с этого и будет начата проверка. Методологи ФНС составили списки товаров, особенно часто участвовавших в схемах лжеэкспорта в прошлом.

    Это, в частности, лом черных и цветных металлов, вторичный алюминий, бывшие в употреблении станки и оборудование, металлорежущий инструмент, красители, продукция нефтехимического производства, кожа и изделия из нее, дорожная техника, элеваторы и запчасти к ним, металлоизделия и изделия из цветных металлов, часовое стекло и шестерни, корпуса для часов, металлокерамические изделия, геодезическое (геофизическое) оборудование, блоки турбоэлектростанций, ртутные лампы, кондиционеры, радио- и электродетали, корм для аквариумных рыбок, пластмассовые пуговицы. А также техническая документация, ноу-хау, компьютерные программы, результаты интеллектуальной собственности. Инспекторы, проводящие проверку экспортера, обязаны обращать особое внимание на экспорт этих товаров.

    Кроме того, обязательно привлечет внимание проверяющих экспорт товаров, номенклатура которых не характерна для деятельности налогоплательщика (например, компания, производящая пищевую продукцию, экспортирует химреактивы), а также резкое изменение номенклатуры или объема поставок экспортируемых товаров (если при этом суммы налога, предъявляемые к возмещению, значительно увеличились). Еще одним признаком схемы, по мнению составителей «дсп»-инструкции, является отказ поставщика от применения льготы по налогу (п. 3 ст. 149 НК РФ). Например, в отношении лома и отходов черных и цветных металлов или изделий художественных промыслов. Этот факт вряд ли повлечет автоматический отказ в возмещении НДС, но заставит налоговиков искать дополнительные подтверждения версии о применении плательщиком схемы незаконного возмещения НДС.

    ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
    ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
    областного управления ФНС России Приволжского федерального округа:
    – В связи с отказом поставщика от льготы есть основания подозревать три категории схемы. Первая.

    Обратите внимание

    Системный отказ от применения льготы многоступенчатой цепи поставщиков (в том числе экспортеров лома и отходов черных металлов) с целью сохранения прежнего порядка возмещения НДС. Группа компаний во главе с фирмой-экспортером в целях возмещения НДС подает в налоговые органы заявление об отказе от льготы.

    Обязательным звеном в такой цепи поставщиков будет являться фирма-«однодневка», которая не уплачивает основную часть НДС, возмещаемую экспортером. Вторая. Имитация покупки лома под видом различных изделий из черных и цветных металлов.

    При этом оформляется закупаемый лом под видом бывшего в употреблении оборудования другими изделиями из цветных металлов с оплатой НДС и попыткой последующего возмещения налога при экспорте произведенных сплавов. Обязательным звеном в цепи поставщиков также будет являться фирма-«однодневка». Третья.

    Имитация производства высокотехнологичных сплавов из приобретаемых сплавов невысокого качества. Механизм этой схемы идентичен предыдущей. При этом изначально не известен производитель приобретаемых сплавов цветных металлов.

    Ценовая политика контрагентов

    После анализа номенклатуры экспортируемых товаров чиновники ФНС рекомендуют проверяющим обратить внимание на ценовую политику поставщиков экспортера. Подозрительным для налоговиков фактом станет резкое увеличение закупочной цены товара при одновременной смене поставщика. Поэтому в таких ситуациях лучше подготовить объяснение причины смены поставщика.

    Также методологи из ФНС указывают региональным налоговикам на необходимость проанализировать рыночность цен на закупаемые экспортером товары. Правда, в инструкции не раскрывается конкретный механизм такого анализа. Однако если цены, по мнению проверяющих, в несколько раз превышают рыночные – это повод отказать в возмещении НДС.

    К тем же последствиям может привести реализация товаров на экспорт по ценам ниже цены приобретения (без НДС). В этом случае ФНС говорит об убыточности экспортной сделки и об отсутствии экономического смысла в ее осуществлении.

    Причем подозрительна не только убыточность, но и просто низкая рентабельность экспорта.

    В этом случае, по мнению налоговиков, признаки «схемы» усматриваются не только в попытке возместить НДС из бюджета, но и в желании не заплатить налог на прибыль*.

    КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
    Алия ШАРИПОВА,
    специалист юридической фирмы «Налоговое право»:
    – Низкую рентабельность экспортной сделки можно объяснить разовым понижением цены для установления долгосрочных отношений с иностранным контрагентом.

    Кроме того, отсутствие прибыли от единственной сделки не является свидетельством недобросовестности, поскольку налоговый орган не проводит анализ хозяйственной деятельности в целом, с учетом иных сделок и иных налоговых периодов (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.06.07 № Ф09-4179/07-С2).

    Движение товара

    Основным признаком схемы в цепочке перемещений товара от поставщиков к экспортеру станет для налоговиков тот факт, что процесс приобретения товара не сопровождается его физическим движением со склада поставщика до склада покупателя. По мысли ФНС, добросовестный экспортер должен иметь свой собственный склад и самостоятельно отгружать товары иностранным покупателям.

    КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
    Алия ШАРИПОВА,
    специалист юридической фирмы «Налоговое право»:
    – Отсутствие собственных складов и реализация товара со склада поставщика непосредственно иностранному покупателю может объясняться экономической целесообразностью по отсутствию расходов на хранение товара за свой счет.

    Кроме того, в ходе камеральной проверки инспекторы должны выяснить, реализует ли кто-либо из цепочки поставщиков (комиссионеров) товар аналогичной номенклатуры на экспорт самостоятельно. Если это так, у налоговиков возникнут вопросы по поводу экономической обоснованности работы таких поставщиков с посредниками.

    В возмещении НДС также может быть отказано компаниям, допустившим неточности в оформлении пакета документов, предоставляемых для подтверждения права применения ставки 0 процентов.

    Важно

    В частности, подозрения в недобросовестности экспортера возникнут при несоответствии данных, указанных в ГТД, данным, указанным в товаросопроводительных документах, в части наименований отправителя, получателя товара, весовых, количественных и стоимостных характеристик товара, отметок таможенных органов.

    А также несоответствие банковских реквизитов иностранного покупателя, указанных в контракте и паспортах сделки, реквизитам банковских счетов, с которых поступает экспортная выручка на счет плательщика в российском банке.

    После анализа номенклатуры инспекторы обратят внимание на ценовую политику поставщиков экспортера

    Оборот денежных средств

    Особое внимание в документе «для служебного пользования» ФНС уделила анализу процедуры осуществления расчетов экспортера с поставщиками.

    Так, подозрения в «схемности» сделки возникнет у налоговиков, если платежи между всеми участниками цепочки перепродажи товаров осуществляются в пределах 1-3 банковских дней, а движение денежных средств происходит по расчетным счетам, открытым всеми контрагентами в одном банке.

    Отметим, подобные признаки для выявления схемы налоговики применяют достаточно давно. Но суды учитывают их только при наличии дополнительных фактов, свидетельствующих об извлечении необоснованной налоговой выгоды. Так, Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.

    06 № 53 отметил, что сами по себе перечисленные выше признаки не могут свидетельствовать об извлечении необоснованной налоговой выгоды*. Нужны еще и другие обстоятельства, причем в совокупности с другими признаками, указанными или иными, к примеру взаимозависимостью контрагентов.

    Например, еще должно быть доказано, что компания не могла осуществить те или иные хозяйственные операции в связи с отсутствием материальных ресурсов.

    КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
    Алия ШАРИПОВА,
    специалист юридической фирмы «Налоговое право»:
    – Взаимозависимость следует принимать во внимание не во всяком случае, а только при наличии доказательств того, каким конкретно существенным образом эта взаимозависимость отразилась на результатах хозяйственных операций (например, постановление Президиума ВАС РФ от 24.10.06 № 5801/06).

    Неизбежные подозрения при проверке вызовут также неденежные расчеты между контрагентами. Например, осуществление внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, оплата которых производится встречным выполнением работ, оказанием услуг. Или же расчеты с поставщиками с использованием векселей, а также перечисление денежных средств поставщику под видом предоставляемых займов.

    В «дсп»-инструкции ФНС приводится и несколько достаточно странных признаков, связанных с движением товара, по которым проверяющие должны вычислить схему.

    Совет

    Так, инспекторы должны насторожиться, если в договоре купли-продажи отсутствует ответственность покупателя, не определен размер неустойки или иных санкций за просрочку платежа. Или же договор купли-продажи предусматривает отсрочку платежа на неопределенный срок.

    По мнению ФНС, подобные условия договора могут свидетельствовать о том, что покупатель не собирается оплачивать товар.

    Такие же подозрения должны возникнуть у проверяющих, если экспортер рассчитывается за товар заемными средствами, средствами, полученными от реализации собственных векселей, или средствами, полученными в качестве взноса в уставный капитал. То же самое относится и к случаю, когда собственные оборотные средства компании значительно ниже цены купленных товаров, вывозимых в дальнейшем в режиме экспорта.

    * Подробнее о подходе Пленума ВАС РФ к необоснованной налоговой выгоде читайте в статье «Выгода вместо добросовестности: что грозит компаниям» в «ПНП» № 6, 2006, стр. 16.

    Особый акцент документ «для служебного пользования» делает на анализе расчетов экспортера с поставщиками

    Репутация лиц, задействованных в экспорте

    Еще одной «зацепкой» для налоговиков являются поставщики, относящиеся к категории фирм-«однодневок», не представляющих отчетность в налоговые органы либо представляющих нулевую отчетность.

    То же самое относится и к поставщикам, которые имеют недействительный ИНН, зарегистрированы по адресу, являющемуся адресом «массовой» регистрации, либо по несуществующему адресу. Если инспектор обнаружит эти факты, он откажет в возмещении НДС автоматически.

    Несмотря на то что существует немало судебных решений в пользу налогоплательщиков, имевших контакты с «однодневками»*.

    ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
    ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
    областного управления ФНС России Приволжского федерального округа:
    – В практике встречаются случаи, когда экспортера подставляют его же конкуренты или партнеры по бизнесу. Например, крупные предприятия-производители продают свою продукцию далеко не всем желающим.

    Злоумышленник может предложить купить такую продукцию у него через третье лицо. Покупателю в данном случае ничего не остается, кроме как согласиться на сделку. В итоге эта фирма оказывается проблемной, а экспортер получает отказ в возврате НДС и попадает в «черные» списки ФНС. Страдает его имидж и деловая репутация.

    Как свидетельствует «дсп»-инструкция ФНС, высокий риск предъявления налоговых претензий существует и при небезупречной репутации компаний, участвующих в экспорте.

    Так, проверяющие должны будут принять дополнительные меры по доказыванию схемы, если в цепочке перепродавцов товара есть фирмы, о которых имеются сведения, что они уже участвовали в попытках неправомерного возмещения НДС по экспортным операциям.

    То же самое относится и к расчетам через российский или иностранный банк, которые ранее использовались при попытках неправомерного возмещения НДС.

    Обратите внимание

    Но это еще не все. Подозрения в попытке незаконного возмещения НДС должны возникнуть у проверяющих и когда поставщик не платит налог в бюджет в связи с большой долей налоговых вычетов (95% и более). При этом товары покупаются только у одного поставщика и реализуются только одному покупателю, экспортирующему товар.

    Также безупречная налоговая репутация должна быть и у должностных лиц компаний, участвовавших в экспорте.

    Ведь если учредитель, руководитель, главный бухгалтер экспортера или поставщика ранее являлись учредителем, руководителем, главным бухгалтером другой компании, участвующей в схемах незаконного возмещения НДС, это привлечет пристальное внимание налоговиков.

    МНЕНИЕ ПРАКТИКА
    Марина АРТЮШЕНКОВА,
    главный бухгалтер ООО «СД-Максимум»:
    – Я согласна с налоговиками, что компания обязана проверить своего партнера: как исправно он сдает отчетность, платит налоги, нет ли нарушений законодательства, а также нет ли фамилии руководителя или главного бухгалтера в «черном» списке. Поэтому многие компании и требуют при заключении договоров достаточно большой пакет документов, в который входят не только традиционные копии устава и выписки из ЕГРЮЛ, но и копии паспорта руководителя. Но, к сожалению, на практике такую проверку провести не всегда возможно.

    У иностранных покупателей экспортной продукции тоже должен быть кристально чистый «послужной список». Подозрения в наличии схемы возникнут, если получателем товара по экспортному контракту является компания, зарегистрированная в офшоре или на адреса почтовых ящиков.

    Либо если внешнеэкономический контракт заключен с иностранным покупателем, зарегистрированным в одном государстве, а экспортируемый товар направляется в третью страну.

    Более того, в июле ФНС разослала по нижестоящим инспекциям список «проблемных» иностранных компаний (этот перечень вы можете прочитать в статье «Опасные иностранные контрагенты» на стр. 92 этого номера «ПНП»).

    Он составлен на основе информации, полученной из налоговых органов зарубежных стран в течение 2006-2007 года в ходе проведения встречных проверок по запросам налоговых органов РФ. В список вошли 217 иностранных фирм-«однодневок» (резидентов самых различных стран), работа с которыми для российского экспортера может означать отказ в возмещении НДС.

    Высокий риск предъявления налоговых претензий существует и при небезупречной репутации компаний, участвующих в экспорте

    * Помимо арбитражных решений есть решение и суда по уголовным делами, в котором суд отказался привлекать к уголовной ответственности руководителя компании, имевшей дело с «однодневками». Подробнее об этом читайте в статье «Руководитель не отвечает за сомнительных контрагентов» в «ПНП» № 8, 2007, стр. 86.

    МАХИНАЦИИ С РТУТНЫМИ ЛАМПАМИ
    В 2001 году произошел курьезный случай, касающийся поставки на экспорт ртутных ламп. Дело в том, что в течение года в связи с экспортом ртутных ламп типа ДРИШ 575-2 в налоговые инспекции за возмещением НДС обращались сразу несколько компаний. Так, в соответствии с документами фирма из Саратовской области отправила на экспорт 10 640 ламп, экспортер из Хакасии – 20 370 ламп, а из Удмуртии – 17 000 ламп.

    Так как товар был довольно экзотичным, у налоговиков возникло подозрение в том, что речь идет о хитроумной схеме незаконного возмещения НДС, и они отказались принять вычеты по этим поставкам. Арбитражные суды разных инстанций выносили противоречивые решения по этому вопросу, поэтому в конце концов дело дошло до Президиума ВАС РФ (постановление от 18.10.05 № 5445/03).

    Важно

    В ходе расследования, к которому были привлечены правоохранительные органы, выяснилось, что единственным изготовителем ламп типа ДРИШ 575-2 в России является ОАО «Лисма» (Саранск). Было установлено, что лампы типа ДРИШ 575-2 выпускаются этим заводом серийно с 1982 года.

    Среднегодовой объем их производства и реализации никогда не превышал 300 штук, в частности в 2001 году изготовлено 250 ламп этого типа.

    Таким образом, количество изготовленных с 1982 года ламп типа ДРИШ 575-2 значительно меньше количества новых ламп, заявленного экспортерами (как в сумме, так и каждым по отдельности).

    Так как доказательств приобретения ламп этого же типа, изготовленных другими производителями, экспортеры не представили, Президиум ВАС РФ вынес решение о правомерности отказа в возмещении НДС.

    После этого громкого дела экспорт ртутных ламп находится на особом контроле налоговиков.

    Сколько длится этап экспорт- импорт?

    Внимание на экспортные сроки!

    На пути из Китая вашу посылку будет ждать один этап, который покупатели Алиэкспресс называют «Бермудский треугольник». И на самом деле, посылка уходит на экспорт, на какое-то время статусы отслеживания не меняются.

    И визуально кажется, что посылка просто где-то пропала. Причем, у почтовой компании, которая везла ваш заказа до границы, уже нет информации о посылке, так как они передали посылку и дальше она пойдет местной почтой.

    А у местной почты еще нет информации, так как посылка еще не попала к ним.

    Сколько дней ждать импорта?

    Конечно, сразу возникает вопрос, сколько дней нужно ждать от экспорта до импорта? Какие сроки считаются нормальными, а какие уже говорят о том, что посылка застряла с концами и нужно что-то предпринимать.

    Давайте обратимся к официальным документам. В регламенте Всемирного почтового союза стандартные сроки прохождения посылкой этапа экспорт- импорт никак не обозначены. То есть никаких нормативных сроков нет и вы не можете предъявить никаких претензий. И даже сам продавец может только по своему опыту примерно сказать обычные сроки, в которые посылка приходит в данную страну.

    Если вам повезет, то посылка может пройти экспорт-импорт за 3- 6 дней. В среднем данный этап длится 2-3 недели. В периоды предновогодних заторов посылки могут застревать на данном этапе на месяц и более.

    Совет

    В некоторых случаях, при большой загрузке почты и при прохождении посылкой очень «медленных» сортировочных пунктов, посылка может зависнуть и на 2-3 месяца.

    Именно поэтому медиаторы считают, что посылка в Россию и страны ближнего зарубежья могут идти в течение 90 дней и обычно просят дождаться данного срока, прежде чем вернуть деньги по причине «Срок защиты уже заканчивается, но посылка еще в пути«.

    Почему зависают посылки на экспорте-импорте?

    Ваша посылка идет почтовой компанией до границы Китая.  Далее ее передают на таможню и появляется статус «Экспорт». Первая задержка может быть на таможне, если там затор.

    Вторая задержка может возникнуть после таможенного досмотра, когда посылку распределят в нужный контейнер, где будет ждать своего рейса. Также, она может ждать, пока этот контейнер полностью заполнится.

     И не известно, сколько времени пройдет, пока товар физически покинет Китай.

    Далее, по прибытию  в срану назначения посылка будет ждать свою очередь на прохождение таможни на складе временного хранения. Сколько времени она проведет тут- предугадать невозможно. Может несколько дней, а может и месяцев. Все будет зависеть опять же от загруженности таможни.

    Статус «Импорт» появляется тогда, когда товар передан на таможню, либо, когда он уже прошел таможенное оформление и поступил в сортировочный центр почты страны получателя.

    Посылка застряла на экспорте. Когда открывать спор?

    Если на этапе экспорта-импорта ваш заказ завис, статусы отслеживания не меняются, то сразу возникает мысль открыть спор. Но на самом деле, если трек отслеживался ранее и видно, что посылку отправили, то спор нужно открывать не ранее, чем за 2-3 дня до крайнего срока доставки.

    Если открыть раньше, то и продавец, и медиаторы будут настаивать на том, чтобы вы дождались своего товара до определенной даты.

    Есть вопрос? Напишите его в комментариях или обратитесь в чат службы поддержки покупателей.

    Перейти на AliExpress.com

    Импортно-экспортные операции: порядок расчетов

    Внимание на экспортные сроки!

    Порядок осуществления расчетов в иностранной валюте во внешнеэкономической сфере определен Законом № 185.

    Следует отметить, что этот Закон регулирует не все экспортно-импортные операции, а только экспорт на условиях отсрочки платежа (то есть когда сначала происходит отгрузка товара за рубеж и только потом ожидается оплата) и импорт на условиях отсрочки поставки (то есть сначала осуществляется предоплата иностранному контрагенту и только после этого можно ожидать поступления от него товара).

    В данной статье предлагаем рассмотреть, в течение какого срока с даты таможенного оформления валютная выручка подлежит зачислению на валютные счета резидентов, когда начинается отсчет законодательно установленного срока расчетов по экспорту и импорту и возможно ли уменьшение суммы валютной выручки.

    Сроки расчетов

    Согласно ст.

     1 Закона № 185 выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации) экспортируемой продукции, а в случае экспорта работ (услуг), прав интеллектуальной собственности — с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности. Для превышения указанного срока требуется заключение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития.

    Для импортных операций резидентов, осуществляемых на условиях отсрочки поставки, в случае когда такая отсрочка превышает 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг), необходимо заключение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития.

    Исключение составляют импортные операции субъектов космической деятельности и субъектов самолетостроения, расчеты по которым осуществляются в срок до 500 календарных дней.

    Вместе с тем обращаем внимание на то, что Законом № 5480 Нацбанку Украины предоставлено право вводить на срок до шести месяцев другие сроки расчетов, нежели установленные частью первой ст. 1 и ст. 2 Закона № 185.

    Обратите внимание

    Воспользовавшись предоставленным правом, Нацбанк Украины постановлениями № 475 (действовало с 19.11.2012 г. по 20.05.2013 г.) и № 163 (действовало с 20.05.2013 г. по 19.11.2013 г.

    ) установил, что расчеты по операциям по экспорту и импорту товаров, предусмотренные в статьях 1 и 2 Закона № 185, нужно осуществлять в срок, не превышающий 90 календарных дней. В настоящее время постановлением № 453 до 17.05.2014 г.

    продлено действие ограничения по 90-дневному сроку расчетов в иностранной валюте.

    Отсчет сроков расчетов

    При экспорте отсчет законодательно установленного срока расчетов начинается со следующего календарного дня после дня:

    • оформления таможенной декларации (ТД) — при экспорте продукции;
    • подписания акта (другого документа) — при экспорте работ, услуг, прав интеллектуальной собственности.

    При этом следует иметь в виду, что при наличии нескольких документов с разными датами подписания в целях контроля за соблюдением резидентом законодательно установленных сроков расчетов используется тот документ, который подтверждает фактическое выполнение работ или предоставление (получение) услуг согласно всем условиям, предусмотренным договором, и который подписан ранее (п. 1.2 Инструкции № 136).

    Течение законодательно установленного срока расчетов при экспорте прекращается после зачисления выручки от такой операции на текущий счет резидента в банке, а не на распределительный счет. Именно с этого периода банк снимает экспортную операцию с контроля (п. 2.3 Инструкции № 136).

    При осуществлении импортных операций началом отсчета является следующий календарный день после дня осуществления авансового платежа, выставления векселя в пользу поставщика товара. При применении расчетов в форме документарного аккредитиваследующий календарный день после момента списания денежных средств со счета банка в пользу нерезидента.

    Если оплата обязательств резидента по импортному договору в пользу нерезидента — поставщика товара осуществляется иностранным кредитором в рамках заключенного между ним и резидентом кредитного договора (который соответствует условиям параграфов 1, 2 главы 71 Гражданского кодекса и зарегистрирован в Нацбанке Украины согласно Положению № 270), то отсчет законодательно установленного срока расчетов по соответствующей импортной операции начинается со следующего календарного дня после уплаты иностранным кредитором денежных средств в пользу нерезидента — поставщика товара согласно импортному договору.

    В случае импорта товара с ввозом его на территорию Украины банк снимает с контроля операцию резидента после:

    • получения информации об этой операции в реестре ТД (типа IM-40 «Імпорт», IM-41 «Реімпорт», IM 72 «Магазин безмитної торгівлі»,
      IM-75 «Відмова на користь держави», IM-76 «Знищення або руйнування») — если для таможенного оформления продукции используется ТД;
    • предъявления резидентом документа (кроме ТД), используемого для таможенного оформления продукции, — если для таможенного оформления продукции не используется ТД;
    • предъявления резидентом документа, согласно условиям договора удостоверяющего выполнение нерезидентом работ, предоставление услуг, передачу прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных для продажи (оплачиваемой передачи), — в других случаях (п. 3.3 Инструкции № 136).

    Вместе с тем если импортная операция не предусматривает ввоз товара на территорию Украины, то такая операция считается завершенной при условии:

    • зачисления на текущий банковский счет резидента выручки, полученной им от продажи нерезиденту товара за пределами Украины;
    • предоставления документов, подтверждающих использование резидентом товара за пределами Украины на основании договоров (контрактов, соглашений), других форм документов, которые применяются в международной практике и могут считаться договором.

    Срок завершения импортной операции без ввоза товара на территорию Украины по внешнеэкономическим договорам (контрактам) не может превышать 180 календарных дней с момента осуществления резидентом авансового платежа или выставления векселя в пользу нерезидента, а при проведении расчетов в форме документарного аккредитивас момента осуществления уполномоченным банком платежа в пользу нерезидента.

    Обращаем внимание на то, что если договор предусматривает поставку товара, осуществление платежа в несколько этапов, то банк контролирует сроки расчетов по экспортным операциям отдельно по каждому факту осуществления поставки товара, а по импортным операциям — отдельно по каждому факту осуществления платежа (п. 1.3 Инструкции № 136).

    Продление сроков расчетов

    Сроки, указанные в статьях 1 и 2 Закона № 185 или установленные Нацбанком Украины в соответствии с указанными статьями этого Закона, могут быть продлены центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере экономического развития, в случае выполнения резидентами операций по договорам производственной кооперации, консигнации, комплексного строительства, тендерной поставки, гарантийного обслуживания, поставки сложных технических изделий и товаров специального назначения.

    Механизм отнесения операций резидентов к осуществляемым по договорам производственной кооперации, консигнации, комплексного строительства, тендерной поставки, гарантийного обслуживания, поставки сложных технических изделий и товаров специального назначения, а также условия выдачи заключений о превышении установленных в статьях 1 и 2 Закона № 185 сроков проведения расчетов по таким операциям регулируются Порядком № 1409.

    Уменьшение суммы валютной выручки или стоимости товаров

    Возможность уменьшения суммы валютной выручки или стоимости товаров предусмотрена Инструкцией № 136.

    В частности, согласно п. 1.

    8 этой Инструкции сумма валютной выручки или стоимость товаров может быть уменьшена, если в течение выполнения обязательств по внешнеэкономическому договору происходит пересмотр цены товаров в связи с несоответствием их количественных и/или качественных характеристик условиям договора. Сумму валютной выручки можно уменьшить также на сумму недопоставленных и/или некачественных товаров. Решение о таком несоответствии принимает Международный коммерческий арбитражный суд либо Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате или другой орган (экспертная организация и т. п.), уполномоченные рассматривать споры или удостоверять такое несоответствие согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны в соответствии с условиями договора.

    Кроме того, уменьшение суммы валютной выручки или стоимости товаров возможно при обстоятельствах, когда происходит пересмотр цены товаров вследствие действий форс-мажорных обстоятельств, приведших к изменению количественных и/или качественных характеристик такого товара, на сумму недопоставленных (недополученных) и/или некачественных товаров.

    В таком случае изменение цены товара должно быть подтверждено Торгово-промышленной палатой или другим уполномоченным органом (экспертной организацией) согласно правилам либо обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны в соответствии с условиями договора.

    Уменьшение суммы валютной выручки или стоимости товаров возможно и в случаях, когда товары уничтожены, конфискованы, испорчены, похищены, потеряны.

    Важно

    В таком случае уменьшение происходит на сумму стоимости таких товаров (если право собственности на товар в соответствии с условиями договора принадлежит резиденту).

    Наличие таких обстоятельств должно быть подтверждено органами, уполномоченными осуществлять такое подтверждение согласно законодательству страны, на территории которой произошли такие события.

    Валютная выручка может быть уменьшена и в случаях, когда:

    • происходит соответствующим образом оформленный возврат товара или его части экспортеру — на сумму стоимости такого товара;
    • происходит возврат уплаченных импортером денежных средств полностью или частично — на сумму таких денежных средств;
    • осуществляется налогообложение выполненных резидентами для нерезидентов работ (предоставленных услуг) за пределами Украины — на сумму уплаченных налогов, письменно подтвержденных налоговыми органами страны нерезидента;
    • происходит оплата резидентом комиссионных вознаграждений, которые удержали банки-нерезиденты, если оплата резидентом этих вознаграждений предусмотрена экспортным, импортным договорами и подтверждена соответствующим банковским документом. Подтверждения не требуется, если оплата комиссионного вознаграж-дения предусмотрена договором и по каждому отдельному платежу по этому договору она не превышает 50 евро либо эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте (п. 1.9 Инструкции № 136);
    • происходит оплата нерезидентом физическому лицу — резиденту, находящемуся в командировке за рубежом в целях выполнения обязательств по экспортному договору резидента — субъекта предпринимательской деятельности, денежными средствами в наличной иностранной валюте на эксплуатационные расходы, связанные с обслуживанием транспортного средства, принадлежащего резиденту — стороне договора (арендуется, фрахтуется им) и используется за рубежом в целях выполнения обязательств последнего по этому договору, — на сумму использованных денежных средств.

    В данном случае сумма использованных денежных средств должна быть подтверждена документами, свидетельствующими о получении от нерезидента наличной иностранной валюты на эксплуатационные расходы, связанные с обслуживанием транспортного средства резидента за рубежом, и о непосредственном использовании этих средств на указанные цели.

    Прекращение обязательств

    Статьей 601 Гражданского кодекса установлено, что зачисление является одним из способов прекращения обязательств. Поскольку зачисления осуществляются по инициативе одной из сторон независимо от воли и согласия другой, законодательством установлен ряд условий, при наличии которых в совокупности прекращение обязательства таким способом возможно.

    Условия прекращения обязательств по экспортным операциям определены Инструкцией № 136.

    Так, п. 1.10 этой Инструкции предусмотрено, что экспортная, импортная операции могут быть сняты с контроля при наличии надлежащим образом оформленных документов о прекращении обязательств по этим операциям зачислением, если:

    • требования вытекают из взаимных обязательств между резидентом и нерезидентом, которые являются контрагентами по этим операциям;
    • требования однородны;
    • срок выполнения по встречным требованиям наступил или не установлен либо определен моментом предъявления требования;
    • между сторонами не было спора о характере обязательства, его содержании, условиях выполнения и т. п.

    Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что зачислению подлежат только встречные требования, то есть требования, вытекающие из разных обязательств, сторонами в которых являются одни и те же лица, каждое из которых в одном обязательстве выступает кредитором, а в другомдолжником.

    Срок выполнения встречных и однородных требований должен наступить или является не установленным вообще либо определенным моментом предъявления требования, то есть срок обязательств должен наступить по одному и по другому соглашению.

    Встречные требования должны быть однородными, то есть такими, в которых предмет выполнения является одинаковым (денежный долг против денежного, однородные вещи против однородных). При этом когда речь идет об однородных вещах, однородность должна проявляться в природе обязательств.

    Ответственность за нарушение сроков расчетов

    Нарушение резидентами сроков расчетов, предусмотренных статьями 1 и 2 Закона № 185 или установленных Нацбанком Украины в соответствии с указанными статьями этого Закона, влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3% суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу Нацбанка Украины, действовавшему на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать сумму неполученной выручки (стоимость недопоставленного товара).

    Днем возникновения нарушения является первый день по истечении установленного законодательством срока расчетов по экспортной, импортной операциям или срока, установленного в соответствии с ранее полученными по этой операции заключениями (п. 1.1 Инструкции № 136).

    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector