Высокогорная свято-михайловская афонская пустынь

Свято-Михайло-Афонская-Закубанская общежительная пустынь

Высокогорная свято-михайловская афонская пустынь

Свято-Михайловский монастырь имеет множество названий: Свято-Михайловский, Свято-Афонский, Свято-Михайловская-Афонская-Закубанская мужская общежительная пустынь, Свято-Михайловско-Афонская-Заказачья пустынь и др.

Так как в большинстве современных источников он упоминается как Свято-Михайловский монастырь, я буду называть его так.

Монастырь расположен на окраине поселка Победа, недалеко от г. Майкоп — столицы республики Адыгея, славящейся своими прекрасными горными панорамами.

Свято-Михайловская-Афонская-Закубанская мужская общежительная пустынь (второе, старое название Свято-Михайловского монастыря)

Обратите внимание

удалена от столицы Республки Адыгея г. Майкопа на расстояние 64 километра, а ближайший населенный пункт — поселок Каменномостский находится в 12 километрах западнее. Маленький поселок Победа, возникший после второй мировой войны возле монастыря, получил свое название в честь Великой Победы над Фашистской Германией в 1945 году.

Дорога к монастырю очень красива.

Свято-Михайловский монастрырь занимает горное плато северных отрогов Большого Кавказского хребта

на высоте 907 метров над уровнем моря. Это удивительно солнечное место открыто со всех сторон и лишь с северной стороны закрыто двумя горами: г. Острах (985 м.) и г. Физиабго (922 м.).

В ясную погоду с монастырской территории открывается великолепный вид на горы Кавказа. Особенно чарующе выглядит плато Лаго-Наки, которое притягивает к себе и завораживет (на фото не хватает резкости, но если приглядеться — плато Лаго-Наки можно увидеть на заднем плане в виде плоского удлииненного горного массива).

Также прекрасно видны вершины Тыбгинского, Чугушского, Фишт-Оштеновского узлов гор Малого Кавказского хребта. С горы Физиабго открывается к северу очаровательный вид на горную котловину в несколько десятков километров, густо пестреющую станицами, и к юго-западу по направлению к Даховской котловине, когда-то являвшейся колыбелью народа атыхов.

Многие соседние горы, расположенные вокруг плато монастыря, имеют на своих вершинах древние крепести, православные храмы 6-11 веков, а то и древние святилища, где антропоморфные и зооморфные изваяния из многотонных каменных глыб соседствуют с петроглифами, геометрическими рисунками и целыми «картинными галереями» эпох мезолита и энеолита, на которых, в основном, изображены животные или процесс охоты на них.

Свято-Михайловский монастырь был основан в 1878 г. со Благоволения Его императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича, являлся одним их крупнейших мужских монастырей на Кавказе и назывался «Свято-Михайловско-Афонской общежительной пустынью» на Кавказе Майкопского отделения Кубанской области, основателем которой являлся Афонский Иеромонах (ныне Архимандрит) Мартириемсъ.

В наши дни можно видеть красочный план того, как выглядел монастырь, называющийся «Свято-Михайловско-Афонской общежительной пустынью» раньше.

Важно

Рядом с ярким плакатом есть еще одни план, благодаря которому можно представить, какие огромные по площади территории занимал когда-то монастырь.

Здесь было свое подземное водохранилище, поля, долины, оросительные системы. За монастырем в долине реки Фарс располагаются обширные поляны с монастырскими прудами. В них монахи разводили рыбу, а на поляне выращивали овощи и виноград.

Сейчас монахи тоже что-то выращивают на своих плодпродных полях (мы не поняли что именно, но видели засеянные поля), еще углядели нескольких коров, пару собак и много кошек. 

По свидетельствам бывывших здесь раньше очевидцев, в монастыре есть лошади, на которых иногда (видимо в выходные, когда в монастырь приезжает много гостей) организуется катание, верховая езда. Но мы лошадок, к сожалению, не застали. Зато увидели и испытали еще много чего интересного и увлекательного!

В 1928 году монастырь был закрыт, все храмы и большинство зданий взорваны и разобраны на кирпичи. С 2001 г. здесь идет реставрация, которая продолжается и в настоящее время (ведь территории огромны!).

До наших дней сохранилась лишь трапезная Троицкого храма и несколько жилых и хозяйственных построек. 

Видимо, как раз к ним относится заброшенное, по виду очень древнее строение, из окон которого открывается потрясающий вид на горные вершины.

Двери были не заперты, и мы немного побродили внутри. Здание очень просторное, большие оконные проемы, много солнечного света, к сожалению, никаких предметов мебели или быта не сохранилось, лишь обветшалый потолок, рассыпающиеся стены, кое-где можно увидеть и дырки в полу.

Вдовль нагулявшись и нафоткавшись на фоне замечательных горных видов,

мы пошли дальше, к Св. источнику

и купальным.

Именно Св. источником, в большей степени и известен Свято-Михайловский монастырь.

В любой день недели, в любое время года, в любую погоду, даже в атеистическое советское время сюда неиссякаемым потоком шли и идут до сих пор паломники со всех отдаленных уголков России. Одних привлекает историческая ценность монастыря, красота окружающей природы; других, а их большинство, привела сюда молва о Святом источнике. 

Совет

Св. источник носит имя Святого Великомученника и Целителя Пантелеимона. Расположен источник на горе Физиабго, на вершине которой был основан храм Преображения Господня (был взорван в 1945 году).

Сейчас здесь находится лишь крест, который говорит о том, что когда-то здесь был основан, а потом разрушен храм Преображения Господня.

Крест находится немного выше самого Св. источника и купален, чтобы добраться до него, надо взобраться по узкой, извилистой тропе

прямо на вершину горы. Но зато какой вид открывается отсюда!

Еще на вершине есть огромная вышка, пугающая своим практически аварийным состоянием.

Но есть все-таки смельчаки, готовые рискнуть ради того, чтобы насладиться прекрасным видом этого чудесного, прекрасного места.

С нее все видно, как на ладони.

Лесная тропа, проложенная от монастыря до источника доступна для прохождения и не требует особых физических нагрузок, но все-таки в жару подниматься по ней довольно сложно, ведь путь идет все время вверх, в гору. Хотя мы видели и пожилых людей, неспешно идущих по горной трапе к Св. источнику.

Здесь же оборудованы 2 купальни (одна старая, вторая — новая).

Часто возле них можно видеть небольшую очередь, состоящую из нескольких человек.

Вода в купальнях очень холодная (в самый раз, чтобы освежиться после длительного подъема), удивительно бодрящая и обладающая целебными свойствами.

За последние годы произошло 3 чудотворных исцеления больных онкологическими заболеваниями, когда врачи были уже бессильны, больные чудесным образом излечились благодаря святой воде из Св. источника.

Говорят, что это действительно, реальные события, подтвердить из могут даже служители монастыря.

В купальнях на стене висят молитвы Св. Пантелеимону. Говорят, что их чтение над водой перед тем, как в нее окунуться, усиливает действенность процесса. 

Вообще, атмосфера на территории монастыря очень приятная и дружественная. 

Рядом со Св. источником и купальнями один из служителей монастыря колит дрова и топит настоящий самовар, из которого совершенно беспалтно можно попить вкусного, заваренного на травах, бодрящего чая. Все очень чистенько, чаепитие проходит из одноразовых пластиковых стаканчиков.

В трапезной монастыря можно полакомиться испеченными там же, блинчиками с разными начинками, начиная от грибов, мяса, картошки, заканчивая сладкими, с повидлом (это уже не бесплатное, но очень вкусное удовольствие).

Еще монастырь уникален своими Монастырскими пещерами и подземными ходам, которые пробиты в плотных песчаниках первыми монахами-отшельниками задолго до основания самого монастыря. Система подземных ходов Свято-Михайловского монастыря очень схожа со знаменитой системой Киевско-Печерской лавры.

Обратите внимание

Начинаются они на восточных склонах горы Физиабго. Народная молва донесла до наших дней фантастические рассказы об их протяженности.

О том, что они раньше прорезали хребет и гору Физиабго, имели целую систему подземных переходов и соединяли между собой все храмы, стоящие на поверхности. Монахи тщательно оберегали свои святыни.

Совет

У них под землей находились большая библиотека, иконописная мастерская, хранилище святых мощей.

 До наших дней сохранился только один из выходов подземной системы сообщения.

Рядом со входом (сорри за качество фото!) — вставленные в стену многочисленные крестики.

Общая протяженность ходов — около двухсот метров. После входа в подземелье, пройдя по узкому, полутораметровой высоты лазу, попадаешь в большой и просторный зал. Свод зала осыпается, но его купольная часть довольно высокая и прочная.

Вправо и влево от входа — узкие ходы, по которым человек может свободно передвигаться в полный рост. Вдоль этих ходов имеются небольшие тупиковые ответвления.

По-видимому, это были места для моления, так как в скальном песчаном монолите выбиты прямоугольные углубления для икон.

От подземного зала в восточном направлении отходит ветвь. Она разделяется еще на два самостоятельных хода, которые заканчиваются песчаными завалами. Кто-то пытался эти подземные ходы расчищать. По ним можно еще проползти несколько метров. Но везде, где можно пройти, видно, что они имеют продолжение в глубь.

Важно

Кто знает, может, когда-нибудь найдутся энтузиасты, которые займутся расчисткой подземных ходов монастыря и докопаются до тайн, скрытых от нас глубоко под землей.

Вообщем, посещение Свято-Михайловского монастыря будеи интересно всем: и верующим паломникам, и людям, интересующимся историей, и просто любознательным личностям, которым нравятся красивые горные пейзажи.

Нам посещение Свято-Михайловского монастыря запомнится надолго! Оно было очень интересным!

Спасибо тем людям, которые осуществили нашу поездку в это замечательное место!

Свято-Михайло-Афонский монастырь и Святой источник

Высокогорная свято-михайловская афонская пустынь

Свято-Михайло-Афонский монастырь, или просто Михайловский мужской монастырь, как его называют расположен в Адыгее, рядом с Хаджохом — поселком Каменномостским.

Это одна из главных достопримечательностей Каменномосткого. Паломники и туристы стекаются ради Михайло-Афонского монастыря и святого источника со всей страны.

Свято-Михайло-Афонский мужской монастырь

Свято-Михайло-Афонский монастырь — самый высокогорный монастырь в нашей стране, и один из самых загадочных. Дело в том, что монастырь стоит на горе Физиабго, и вся гора под монастырем испещрена потайными ходами и таинственными пещерами. Когда-то у монахов под землей были мастерские иконописные и богатейшие библиотеки, а также святилище святых мощей.

Сейчас многие ходы завалены и найдена лишь часть былого великолепия. Сам монастырь, основанный в 1877 году, был разрушен в 1928 году. Многие здания были взорваны.

Но остались некоторые постройки, которые живы до сих пор — Трапезная, основной корпус монастыря, некоторые хозяйственные постройки. Остальные здания были построены уже в наше время. Старые и новые сооружения легко отличить друг от друга.

На территорию Свято-Михайло-Афонского мужского монастыря пускают и и мужчин, и женщин. Перед входом женщинам выдают юбки и платки. Все бесплатно, естественно, это же храм.

Святой источник Пантелеймона целителя

Через монастырь к источнику не пройти. Нужно выйти за ворота и по стрелкам пойти в гору. Святой источник Пантелеймона целителя находится почти на самой вершине горы. Дорога к источнику выложена брусчаткой, широкая и ровная, очень часто по пути стоят лавочки, где можно отдохнуть.

Не доходя несколько метров до источника и купели, идет ответвление тропинки влево. Это дорога на видовую площадку, откуда открывается вид на Кавказский хребет.

Мы прошли до источника. Народу там обычно очень много. Так что если нет желания стоять в очереди, лучше приезжать как можно раньше.

Это источник, где можно набрать святой воды. Люди многие набирали прямо пятилитровыми бутылями, штук по 5-10 таких бутылок. Зачем столько святой воды — я не представляю.

Это купель. Вода там родниковая и всегда очень холодная. Считается, что там целебная вода и окунувшись в купель, избавляешься от болезней. Может быть так и есть. А я бы не рискнула там купаться.

Адрес монастыря:

  • Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Победа, п/о Веселый, ул. Родниковая, 5

Телефоны:

  •  8-928-268-26-60  – отец Варлаам
  • 8-928-466-03-58  – отец Михаил

Свято-Михайловская Афонская Закубанская пустынь

Высокогорная свято-михайловская афонская пустынь

Адрес: улица Родниковая, 5, поселок Победа, Майкопский район. Телефон: +7 (928) 268-26-60, +7 (928) 466-03-58. Как добраться: автобусом «Краснодар-Победа» в 6:50 и 16:25.

Северный Кавказ известен во всем мире древними монастырями – многие из них имеют удивительную историю.

Она связана как с именами основателей, так и со святынями, хранящимися в храмах. Кавказские монастырские комплексы давно стали духовными центрами, куда стекаются тысячи паломников. Одним из таких мест уже более 100 лет неизменно является Свято-Михайловская Афонская Закубанская пустынь – общежительная мужская обитель.

Находится православная она недалеко от Майкопа – в юго-восточной части гор Кавказа.

История создания Свято-Михайловской Афонской Закубанской пустани

По историческим меркам, монастырь довольно «молодой» — он был основан в конце 70-х гг. XIX столетия. Поводом к этому стал давний обет иеромонаха Мартирия, который еще в молодости обещал уйти в монастырь, если его тяжкий недуг отступит.

Пройдя сложный жизненный путь, он стал послушником, потом монахом, служил в различных монастырях, несколько лет прожил на горе Афон, где вместе с братьями жил в Успенской кельи. Через определенное время судьба привела иеромонаха на Кавказ, где он решил основать монастырь, ставший делом всей его жизни.

Деятельность монастырского служителя совпала с желанием казаков в станицах иметь собственный православный храм. Они неоднократно предпринимали попытки начать строительство, но только с приездом Мартирия их деятельность активизировалась. Территорию для монастыря выделили жители следующих станиц: Абадзехской, Баракаевской, Даховской и др.

От них он получил около 270 десятин, еще 80 десятин выделило население Каменомостовского и Севастопольского поселков. Земля находилась на горе Физиабго.

Разрешение на строительство Мартирий получил лично от Ставропольского Преосвященного Германа. После этого он отправился к Великому князю Михаилу Романову, чтобы тот подтвердил передачу земель. Лишь после этого был поднят вопрос перед Синодом относительно возведения монастырского комплекса. Благословление высших духовных лиц было получено только в конце лета 1878 г.

Деньги для строительства собирали монахи, прибывшие на Кавказ вместе с Мартирием. Большинство средств пожертвовано прихожанами и казаками, а также самим иеромонахом.

Совет

Данное обстоятельство позволило достаточно быстро построить храм, кельи, административные и хозяйственные постройки, корпус для паломников.

В самом начале 1880-х гг. Мартирий получил статус архимандрита, что позволило монастырю начать собственную деятельность.

Тогда же ему было присвоено нынешнее название, в котором покровителем храма был призван святой Михаил.

Развитие храма в XIX-XXI вв

Вскоре в монастыре уже жило 180 человек – священники, послушники, иеромонахи. За короткое время их усилиями построены несколько церковных строений, храмов, приведена в порядок территория обители.Практически сразу сюда стали приезжать паломники, что принесло славу религиозному комплексу. Активное развитие было прервано, когда в 1920-е гг.

на Кавказе установлена советская власть. Первым шагом стала конфискация имущества, некоторых помещений и инвентаря. В середине 1920-х гг. монастырь вообще был закрыт, а на его основе сразу же открыта база отдыха. Позже ее сменила коммуна, действовавшая параллельно со служениями монахов, далее проживающих здесь.

Но это продолжалось недолго – пока заведение не закрыли в 1928 г. Во время Второй мировой войны в бывших храмах открыта детская колония. После ее завершения здания стали постепенно разбираться местными жителями, чтобы строить собственные дела. В начале 1970-х гг.

разрушенный и разворованный монастырь передали туристическому ведомству Краснодарского края, открывшему тут базу отдыха. Лишь в начале XXI столетия республиканские власти вернули обитель и ее территорию обратно Православной церкви.

Постепенно сюда стали возвращаться монахи-насельники, сделавшие в зданиях масштабный ремонт, частично восстановившие жилые корпуса и хозяйственную деятельность. Огромная работа проведена также по очистке древних пещер, Пантелеймоновского источника.

Сейчас монастырь имеет более 100 га земель, где ведутся различные виды хозяйственных работ, посажен сад и открыта пасека. Ежегодный приток туристов и паломников составляет 50 тыс. человек. Приезжие размещаются в специальных корпусах, которые могут вместить пару тысяч желающих помолиться. Для большего уединения были построены скит и несколько храмов.

Строения в пустыни

Первоначально на территории пустыни построены пять храмов, главным из которых являлся Успенский. Его размеры остаются очень внушительные – 57X16 м. В нем могло одновременно находиться больше тысячи человек, размещающихся в центральном помещении и крытых галереях.

Вторым по величине являлся Храм святого Преображения, он мог вместить 600 человек.
В начале XX столетия возведены гостиница для приезжих, больница, монашеские корпуса, мастерские и ремесленные.

Обратите внимание

Все сделано так, чтобы обеспечивать полную автономную жизнедеятельность монастыря. Позже открыты школа и несколько цехов для варки сыра и изготовления кирпича. В мастерских обучались дети из станиц, получая рабочие специальности.

Монахи называли пустынь Лаврой казаков – из-за того что долгое время прихожанами являлись только казаки и члены их семей.

Монастырские святыни

Главной святыней и достопримечательностью Свято-Михайловской Афонской Закубанской пустыни являются частички Животворящего Креста, которые первые жители-монахи привезли с Афона. Следовательно, сюда ехали сотни паломников, верящие в чудодейственную силу божественных святынь.

На территории обители также находится источник, протекающий возле пещер-келий. Здесь были оборудованы несколько купален. Пещеры вырыты тут в давнее время, первыми поселенцами горы Физиабго, создавшие целый подземный город.

Паломников пускают только в один круглый зал, где молятся монахи. Отсюда расходятся многочисленные коридоры, хранящие тайны первых монахов. Народные пересказы и отдельные исторические документы говорят, что все коридоры под землей соединены между собой.

Таким лабиринтом монахи стремились объединить церкви и монастыри, построенные на поверхности.

Свято-Михайловская пустынь является уникальным памятником истории и архитектуры, которому удалось восстановиться после периода разрушений. Сюда приезжают помолиться и поклониться святыням, побыть в уединении. Многие путешественники на территорию достопримечательности едут, чтобы насладится природой – озерами, лесами, скрытыми пещерами и гротами!

Свято-Михайловская-Афонская Закубанская Мужская Общежительская пустынь

Высокогорная свято-михайловская афонская пустынь

Данное святое место находиться в поселке Победа Майкопского района, Республики Адыгея.

История его возникновения и жизни, развития полна трагедий и возрождений.

Этот монастырь – как птица Феникс, возрождался из пепла снова и снова….но обо все по порядку.

Идея создания монастыря, как и многих других на Кубани, принадлежала казакам.

Местность просто поражает своей красотой и величием! Обитель расположена на горном плато, 907 метров над уровнем моря, и в безветренную погоду можно увидеть Лаго-Наки и виды на вершины гор – Оштен и Абадзех, а также на хребты – Чугушкий и Тыбгинский.

Важно

Начало монастыря было положено Святым Крестом на месте будущей церкви, водруженной братией в 1878 году- тогда их было всего-то навсего 7 душ!

Однако, спустя всего 25 лет обитель превратилась в настоящий городок, содержащий в себе несколько капитальных строений, келейные корпуса, бани, трапезную, паломнические гостиницы. Также при монастыре существовало несколько заводов – кожевенный, свечной, кирпичный, винодельный, маслосыродельный, камнерезный, шелкопрядильный. Какая мощь и величие, какое служение Господу происходило!

Монастырь окружали множественные фруктовые сады, виноградники, стояли теплицы.

Однако наступили и не такие светлые для Обители времена – в 1920 году, при окончательном приходе к власти большевиков, все имущество было «национализировано», а попросту говоря, отобрано у Церкви. В 1928 году все монахи было окончательно распущенны, а на святом месте возник дом отдыха ГПУ.

За годы советской власти кем только не была Святая Обитель – и домом отдыха, и коммуной, и домом инвалидов, и турбазой. Горько осознавать, как попирались святые места, и сколько всего было потеряно и разрушено.

В девятом веке византийский монахи, скрываясь от гонений, уже пришли на это место и положили начало монашеской общине – пробив обширные пещеры в плотных песчаниках и создавая там храмы и часовни.

Большая часть подземных храмов была взорвана (на фото я брожу по немногим оставшимся ходам), и все храмы, кроме Свято-Троицкого, были разрушены.

В 2001 году, наконец, правительство Адыгеи принимает решение передать от турбазы «Романтика» в пользование Церкви, с условием, что если за три года монастырь не будет снова воздвигнут, то турбаза вновь становиться собственником.

Но, с Божьей помощью монастырь был реставрирован,  и в 2003 году окончательно передан РПЦ.

На территории монастыря есть закрытая купальня для омовения – источник в честь святого и целителя Пантелеймона.

Мы с супругом купались тут в минус 15, и никто, пройдя после купания с мокрой головой по обширной территории монастыря, даже не чихнул!

Сейчас, на месте разрушенных храмов стоят поклонные кресты, запущена часть производств – швейная, слесарная и столярная, есть пасека, куры и лошадки.

Для паломников на территории обители есть бесплатная гостиница, где можно остановиться на срок до трех дней, также предоставляется бесплатное двухразовое питание.

Совет

В настоящее время в монастыре находится иеромонах Герасим,9 монахов, 5 иноков и 7 послушников. Во Славу Божию они, а также сотни тысяч паломников и людей, желающих помочь воссозданию Храмов – восстанавливают  Свято-Михайловскую-Афонскую Закубанскую Мужскую Общежительскую пустынь!

Я уже не в первый раз посещаю это место, и каждый раз я до самой глубины души тронута его величием, и сразу вспоминаются слова Иоанна Златоуста: « Монастырь – тихая пристань, они подобны светочам, которые святят людям, приходящим издалека, привлекая всех к своей тишине»…

Монастырь «Свято-Михайло-Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь»

Высокогорная свято-михайловская афонская пустынь

Монастырь был основан в 1877 году. Официально монастырь был учрежден Указом Святейшего Правительствующего Синода 13 августа 1883 года и наименован Свято-Михайло-Афонской Закубанской мужской общежительской пустынью.

Составляющая названия «Михайло» дана в честь святого Архистратига Михаила; «Афонская» –потому, что первыми ее строителями и поселенцами были иноки со святой горы Афонской, «Закубанская» – по месту нахождения за рекой Кубанью. Монастырь возведен как памятник всем погибшим в Кавказской войне, в знак примирения горцев и русских.

В начале XX века Свято-Михайловская пустынь была самым крупным, богатым и благоустроенным монастырем Северного Кавказа, на территории которого было построено пять храмов, церковно-приходская школа, странноприимный дом, многочисленные ремесленные мастерские, кирпичный и сыроваренный цеха. Здесь жили почти 200 монахов и находили приют до 1000 паломников.

В 1928 году монастырь был закрыт, некоторые храмы и здания были взорваны. Хорошо сохранился основной корпус с трапезной, жилые и хозяйственные постройки. С 1972 по 2001 годы на территории бывшего монастыря действовала турбаза «Романтика». С 2001 года после возвращения территории и строений Русской православной церкви началось возрождение монастыря.

Восстановлен Троицкий храм. В монастыре сохраняются мощи его основоположника — архимандрита Мартирия (Острового). У Михайловской пустыни есть также подворье в станице Хамышки, где построен храм во имя святых Гурия, Самона и Авива.

Строения монастыря явлются памятником архитектуры.

19 сентября 2010 г. на территории пустыни был открыт памятник-бюст великому князю Михаилу Николаевичу (скульптор А.А.Апполонов).

Монахи укажут поломникам и туристам путь к святому источнику, до которого добираться минут сорок, причем все время в гору. Воду, которую будете набирать из источника, выливать нельзя, поэтому наберите в свою кружку именно столько, сколько сможете выпить.

Если оглядеться вокруг, то можно увидеть вышку. С нее открывается неповторимая по своей красоте панорама. Здесь будто время останавливается, а мысли вдруг становятся яснее ясного.

Сомнений, что монастырь построен в уникальном месте, не останется даже у великого скептика.

Обратите внимание

Для того чтобы у людей была возможность в полной мере получить представление об окрестностях, туристам предлагают экскурсионные маршруты. К слову, если вам посчастливится встретить монаха с дорожной сумкой, не стесняйтесь напроситься к нему в попутчики: он лучше любого экскурсовода знает лес и окрестные достопримечательности.

А может, и расскажет удивительные истории о пещерных кельях, пробитых в плотных песчаниках первыми монахами-отшельниками задолго до основания самого монастыря. Кстати, если вы еще немного дальше пройдете в сторону от монастыря, то выйдете к развалинам старой часовни.

Именно в этом месте Александр II встретился с делегацией адыгейцев в конце Кавказской войны.

После посещения Свято-Михайло-Афонской Закубанской мужсой пустыни душевная гармония поселится в вас на долгое время.

Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь (Адыгея)

Высокогорная свято-михайловская афонская пустынь

Россия Адыгея Достопримечательности

Координаты: N44 17.4 E40 19.104.

Неподалеку от поселка Каменномостский вблизи поселка Победа расположен Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь, крупный туристический центр, привлекающий как паломников, так и обычных туристов. Благодаря гостеприимству монахов и обилию интересных достопримечательностей в окрестностях монастыря они места посещает практически каждый турист, прибывающий в Адыгею.

История создания Свято-Михайловского монастыря

К 1864 году в горной полосе Закубанья появилось много казачьих станиц. Жители большинства из них были бедны и не могли себе позволить строительство и содержание храма.

Ситуация, сложившаяся в новых станицах, вызывала обеспокоенность руководства Ставропольской епархии, так как в среде казаков-станичников было много представителей  старообрядцев и даже сектантов,  не было в Закубанье и условий необходимых для размещения монахов и духовенства.

Всё это создавало предпосылки для того, чтобы в Адыгее появился Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.

В сложившейся ситуации жители станиц Баракаевской, Царской, Абадзехской, Псеменской, поселков Баговского  и Севастопольского приняли решение собрать средства для строительства храма и дома приходского священника, обеспечения духовенства средствами содержания, ежегодно выплачивать приходскому священнику пособие в размере 100 рублей, а также каждый год нанимать для священника вестового.

В 1874 году епископ Герман предпринял первую попытку основать православный Свято-Михайловский мужской монастырь в Закубанье.

Зимой 1874 года государственный крестьянин Исидор Трубин и мещанин из Харькова Илья Безверхов подали прошение об основании близ станицы Сахрайской (Царской) монашеской пустыни.

Оба с малых лет испытывали влечение к нравственной, духовной жизни, служили при церквях и по зову сердца прибыли в Екатерино-Лябежскую пустынь, где  могло быть удовлетворено их стремление к иноческой жизни. Однако неведомое чувство манило их к горам Кавказа, в те места, куда была выселена станица Царская.

Важно

Увиденные места поразили монахов своей красотой и величием. Пробыв здесь некоторое время, оба они считали необходимым строительство монастыря именно в этом месте, однако понимая, что одного их мнения будет не достаточно, обратились за помощью к казакам-станичникам и получили  поддержку.

Жители ближайших станиц: Даховской, Севастопольской, Царской и Каменномостской подарили будущему храму 270 десятин общинной земли, а казаки станицы Царской в дополнении к этому передали будущему Свято-Михайловскому Афонскому мужскому монастырю молитвенный дом прежней Сахрайской станицы.

Земля, которую казаки пожертвовали монастырю, отличалась плодородием, в изобилии здесь были ягоды и лесные плоды, все, что говорило о достатке экономического быта будущего монастыря.

Тщательно все обдумав, Илья Безверхов и Исидор Трубин решили, что строительство и обеспечение обители может быть осуществлено и без помощи государства, ведь строительные материалы для возведения монастырских строений имеются в достатке, а местные жители готовы были принять участие в строительных работах.

Исидор Трубин и Илья Безверхов полагали, что открытие Свято-Михайловского Афонского монастыря может благотворно сказаться как на коренных жителях, так и на казаках-переселенцах, на основе мужского монастыря можно было бы открыть школу для детей станичников.

Подготовив почву для возведения Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря в Адыгее, Илья Безверхов и Исидор Трубин обратились к епископу Герману за благословлением, чтобы приступить к строительным работам.

По распоряжению епископа Германа Безверхова и Трубина временно перевели в Екатерино-Лебяжскую пустынь,  где им предстояло изучить монастырские привила, а сам Герман в это время начал собирать сведения о месте расположения будущего монастыря и собранных на его строительство пожертвований. В ходе совершенных епископом Германом запросов к 1876 году стало ясно, что передача земли станичниками под строительство Свято-Михайловского Афонского монастыря не имела законной  силы, так как общинная земля не могла выходить из владения станичников, а тем более переходить в собственность иных лиц.

Так как устройство Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря разрешено не было, Герман передал пожертвования и ценности, собранные для строительства монастыря, походной церкви Трухмянского пристава.

Совет

Таким образом, первая попытка основания монастыря у станицы Царской не реализовалась, но мысль об открытии здесь монастыря продолжала жить.

В 1877 голу казаки-станичники обратились с прошением к наместнику Кавказскому дозволить выделить из станичных земель 350 десятин для строительства на горе Физиабго православного монастыря.

В мае того же 1877 года дозволение на строительство Свято-Михайловского Афонского монастыря в Адыгее было получено. И в сентябре 1877 года  строительство Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря началось.

К апрелю 1879 года завершилось строительство первого храма в честь ангела-хранителя брата императора Александра II, Великого князя Михаила Николаевича, Архистратига Михаила, первое время этот храм использовался и для служб, и для жилья монахов. Строительство второго храма в честь Преподобного Александра Невского завершилось в 1881 году.

А спустя четыре года был возведен самый большой храм Свято-Михайловской Афонской мужской пустыни – Успенский собор, вмещавший в своих стенах до 1000 прихожан.

По предложению Мартирия, паломники, посещавшие Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь, принимали участие в его дальнейшем благоустройстве.  Каждый прибывающий в Свято-Михайловский Афонский монастырь паломник приносил с собой по камню на строительство.

Монахи, жившие в обители, жили в труде и молитвах. День монаха начинался в 2 часа ночи, когда начиналось богослужение, продолжавшееся до рассвета. После этого была трапеза и работы. В 12 часов звон церковного колокола призывал всех к обедне.

От завершения обеденного богослужения и до начала вечернего богослужения у монахов наступало время отдыха. Нарушившие порядок наказывались дополнительными работами. Постоянно на территории Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря назначались дежурные, которые колокольным звоном собирали монахов на работы.

Прихожане и паломники также должны были соблюдать установленный порядок.

Огромное внимание Мартирий уделял развитию старчества.  Старцы Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря строили на горе Шахан кельи, где много молились и трудились. Монахи Свято-Михайловской обители вместе со старцами возвели на горе Физиабго Храм Преображения Господня, а двое старцев, посчитав себя грешниками, вырыли в горе подземные ходы.

При участии Мартирия при Свято-михайловском Афонском мужском монастыре открыли церковно-приходскую школу для станичников, попечителем которой стал инок Вакулин.

Влияние монастыря на ближайшие адыгейские селения было велико, монахи распространяли идеи православия, и постоянно боролись с последствиями раскола, который особенно сильно проявлялся в этой местности. Жили раскольники в ближайших селениях и оказывали заметное влияние на местных жителей. Монахи для борьбы с раскольниками активизировали проповедческую деятельность.

Обратите внимание

Благодаря Мартирию в монастыре было создано крепкое хозяйство: монахи выращивали технические культуры, занимались животноводством,  на монастырских пастбищах выпасались коровы, лошади, волы, даже верблюды.

На землях монастыря появилось много хозяйственных построек: ферма, скотный двор, сапожная и швейная мастерская, пекарня, кузница, прачечная и красильная.

В монастыре построили алебастровый завод, метеорологическую станцию и больницу.

После завершения гражданской войны монастырские земли были конфискованы, а вместе с ними и производственные помещения, сельскохозяйственный инвентарь и оборудование.

В 1926 году на землях прежнего Свято-Михайловского мужского монастыря открыли дом отдыха, а год спустя в стенах монастыря разместили коммуну «Владилен».

Несмотря на произошедшие с монастырем изменения, монашеская жизнь в монастыре продолжалась до 1928 года, когда монастырь официально закрыли, а монахов распустили.

С началом Великой Отечественной войны Дом отдыха закрыли и на его базе создали дом инвалидов войны. В 1944 году, после освобождения Адыгеи, на территории Свято-Михайловского мужского монастыря властями была учреждена детская трудовая колония.

В 1946 году колонисты взорвали Успенский собор, из камня которого возвели новую школу. После разрушения собора были разобраны и другие строения монастыря для получения материала на строительство общежитий колонистов. Также в 1946 году на горе Физиабго колонисты взорвали Храм Преображения Господня.

В 1960-е годы детская колония была реформирована, а строения разрушенного монастыря перешли к Каменномостскому плодосовхозу. В 1972 году территория Свято-Михайловского мужского монастыря и остатки разрушенных зданий были переданы краевому Комитету города Краснодара по туризму, и там, где некогда была старая монашеская обитель, открыли туристическую базу «Романтика».

Важно

В 1992 году православные активисты Адыгеи начали борьбу за передачу Свято-Михайловского мужского монастыря Православной церкви.

Борьба длилась целых двенадцать лет и только в 2001 году часть монастырских построек и земель была возвращена церкви. С этой поры начинается возрождение монашеской жизни в стенах Свято-Михайловской обители.

Но большую часть обители по-прежнему занимала турбаза. Только в марте 2003 года состоялась окончательная передача монастыря Православной церкви.

После возвращения монастыря и его земель Православной церкви, первым его настоятелем стал иеромонах Мартирий, занимавший этот пост до 2004 года.

При его участии налаживалось богослужение, проведены ремонтные работы Троицкого храма и келейного корпуса, у Свято-Михайловского монастыря (Адыгея) появилась своя пасека и собственная техника. После Мартирия новым настоятелем стал иеромонах Пимен.

При нем обустройство и развитие монастыря продолжилось, количество членов монастыря увеличилось до 20 человек.

В настоящее время настоятелем монастыря является иеромонах Герасим, назначенный в 2006 году. За прошедшее время на  месте старого храма был возведен храм Архистратига Михаила, освещение которого состоялось в августе 2008 года. Известность монастыря растет с каждым годом, количество паломников и страждущих увеличивается ежегодно.

Интересные места, включенные в  Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь и его окрестности

Как правило, свое знакомство со Свято-Михайловским Афонским мужским монастырем туристы и паломники начинают со Свято-Троицкого храма, самого крупного храма на территории монастыря.

В центре расположен Успенский храм.

Ещё один храм – храм Архангела Михаила.

Среди других достопримечательностей на территории Свято-Михайловского монастыря (Адыгея) можно отметить братскую могилу инвалидов, убитых немецкими фашистами и ещё не до конца восстановленные постройки: храм Святого Александра, странноприимный дом, трапезная. Также идет работа над восстановлением храма Успения Божьей Матери. Существует спортивная площадка.

Отдельно стоит выделить склеп архимандрита Мартирия.

Очень многие туристы отмечают необыкновенно вкусный монастырский чай, пирожки и блинчики с множеством начинок.

За территорией монастыря в ближайших окрестностях находится конюшня, где организовываются туристические поездки на лошадях.

Также, прибыв в Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь (Адыгея), стоит направиться в сторону горы Физиабго, посетить по дороге пещеры, а также подняться на вершину горы и испить воды из святого источника.

С вершины горы открывается отличный вид на окрестности, впрочем, те, кому подъем на вершину Физиабго не под силу, могут довольствоваться панорамой, открываемой с обзорной башни турбазы, пристроенной к храму Святой живоначальной Троицы.

А если у вас достаточно времени, прогуляйтесь до реки Фарс и её каньона.

Описание Михайло-Афонской Закубанской пустыни | Православные паломничества

Высокогорная свято-михайловская афонская пустынь

Самым крупным, богатым и благоустроенным монастырем Северного Кавказа в ХIХ веке была Свято — Михайло — Афонская Закубанская общежитийная мужская пустынь, располагавшаяся на северном склоне Кавказских гор к юго — востоку от города Майкопа.

В 1877 году из юртов станиц Даховской, Абадзехской, Царской, Баракаевской и посёлков Каменномостского и Севастопольского было выделено 350 десятин земли на склоне горы Физиабго для предоставления их в собственность православного монастыря.

Строителем монастыря стал иеромонах Мартирий (Островый), выходец из Успенской келии греческого Котломужского монастыря. Строительство Михайло-Афоской пустыни велось за счёт добровольных пожертвований.

Совет

В 1883 году иеромонах Мартирий (Островый) Священным Синодом возведён в сан архимандрита. В это время обитель населяли 180 человек, в том числе 12 иеромонахов, 3 иеродиакона и 165 послушников.

Трудами монастырской братии были возведены 5 храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий.

Со всех сторон Российского государства стекались паломники, поклониться многочисленным Святыням Михайло-Афонской пустыни, среди которых — частица Животворящего Креста Господня.

В конце 90-х годов ХIХ века в Михайло-Афонской пустыни открыта церковноприходская школа, построен странноприимный дом. Основой монастырского хозяйства были многочисленные ремесленные мастерские, кирпичный и сыроваренный цеха.

В монастырских мастерских ежегодно обучались мастерству боле 20 подростков.

Праздных людей в монастыре не держали: вся братия, включая иеромонахов, готовила пищу, убирала сено, шила одежду и обувь, занималась скотоводством, пчеловодством, работала на нескольких монастырских заводах, воочию показав, что молитва и труд-основа всякого благополучия.

В последнюю четверть ХIХ века на Кавказе было воздвигнуто четыре Второафонские обители: Симона — Кананита на Чёрном море, Свято-Михайловская в Адыгее, Свято — Александровская в Зеленчуке и в городе Пятигорске. К 1917 году Михайловский монастырь принимал по 150 тысяч паломников в год, а в дни Великого Поста в обитель стекалось до пяти тысяч человек.

В1920 году у монастыря были конфискованы земли, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование.

В 1926 году на территории обители образован дом отдыха ГПУ.

В1927 году в монастыре разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на это , монашеское служение в пустыни продолжалось.

Обратите внимание

В 1928 году монастырь окончательно закрыли. В 1944 году на территории обители располагается детская колония.

В 1946-47 годах Храмы монастыря взорваны ,слагавшие их камни использованы для бытового строительства.

В 1972 году остатки монастырских строений переданы Краснодарскому краевому совету по туризму и экскурсиям для организации турбазы «Романтика».

12 апреля 2001 года Указом Президента Республики Адыгея произведена передача части монастырских строений в ведение Русской Православной Церкви. В сентябре 2001 года Епископом Майкопским и Адыгейским Пантелеймоном настоятелем монастыря назначен иеромонах Мартирий (Пянтин).

В начале насельников было немного: один иеромонах, один священноинок, иерей, иеродиакон и два послушника. Свято-Троицкий храм был в ужасном состоянии, но братия не давала себе времени для уныния и, засучив рукава, принялась за восстановление разрушенного и оскверненного монастыря.

Был начат капитальный ремонт Троицкого храма, ремонт келейного корпуса, обзавелись хозяйством, автомобильным парком, огородом, садом, занялась расчисткой древних пещер, в которых молились иноки в XIХ-ХX веках, исповедуя Православие, благоустройством источника Святого Пантелеймона, устройством пасеки, налаживанием регулярных богослужений. Без преувеличения можно сказать, что вся Кубань молилась за скорейшее восстановление своей Казацкой Лавры. Потекли неиссякаемым ручьём различные пожертвования. Монастырю передали в безвозмездное пользование более 100 гектаров земли несельскохозяйственного назначения. Паломников и богомольцев в Михайловском монастыре любят, наверное также, как и до 1917 года. В среднем в год приезжает до 50 тысяч богомольцев, не считая туристов.

Сейчас настоятелем обители является иеромонах Герасим (Буняев).

Сделано за последнее время немало: построена на горе Фавор святая купель у источника святого великомученика и целителя Пантелеймона, рядом строится новая, с мужским и женским отделением, закончен внутренней отделкой трапезный храм Пресвятой Троицы, вмещающий до 1000 богомольцев, бывшая контора турбазы переоборудована в настоятельский корпус, на местах алтарей бывших церквей поставлены поклонные кресты и часовня, перенесены святые мощи основоположника монастыря архимандрита Мартирия (Острового) и благоустроена его усыпальница. Трапезная переведена в просторное и уютное помещение, установлен купол со Святым Крестом над Троицким храмом и выложена плиткой паперть перед храмом. Сильно помогали все эти годы благотворители и жертвователи обители , без участия которых невозможно было бы справиться с проблемами после 80 лет разрухи и поругания. За всех жертвователей и благотворителей обители братия молится на ежедневных богослужениях, акафистах и молебнах.

Братия обители живёт и совершает богослужения в соответствии с Афонским строгим уставом. Недавно в станице «Сахрай» был основан монашеский скит для уединённых молитв. Он носит название «Скит святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя».

У Михайловской пустыни есть также подворье в станице Хамышки, где построен храм во имя святых Гурия, Самона и Авива. Михайловский монастырь ныне — это нацеленная стрела из лука, — вся полностью устремлена в будущее.

Планов очень много и дай Бог сил на их успешную реализацию во имя Господа Иисуса Христа.

Сайт:   http://www.mihailov-monastir.narod.ru

Паломнические поездки к Михайло-Афонской Закубанской пустыни

В горах адыгеи. михайло-афонская пустынь

Высокогорная свято-михайловская афонская пустынь

Примерно в часе езды от Майкопа, в поселке Победа, располагается Михайло-Афонская пустынь.В конце XIX века это был крупнейший монастырь на Северном Кавказе. Сейчас он возрождается.Всякий раз, приезжая в горы на плато Лаго-Наки, мы в обитель заезжаем. Побывали здесь и 3 января 2012 года.Но сейчас исключительно об истории монастыря.

Об истории монастыря я прочла на официальном его сайте (!) http://mihailov-monastir.narod.ru/index.html.
РПЦ идет в ногу со временем…

Первые попытки к учреждению монастыря относятся к 1874 г. С таким почином выступили казаки местных станиц. Было определено и место под монастырь — на горном плато у горы Физиабго.

Однако их ходатайство перед властьимущими успеха не имело.Спустя два года схимонах Виталий отправился в паломничество на святую гору Афон. Там он встретился с иеромонахом Мартирием (Островых), выходцем из России. В долгой беседе о странствиях по Северному Кавказу старец упомянул и о попытке создания монастыря.

Важно

Этот рассказ воспламенил  Мартирия и он возжелал все свои силы и материальные средства направить на основание горной обители.Весной 1877 г. Мартирий со спутником направились на Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем, и были поражены их великолепием.

Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, и имея на руках бумагу о добровольном даровании 430 десятин на построение святой обители,  Мартирий получил разрешение на устроение обители.  28 августа 1878 г. Святейшим Синодом было передано благословение. Вскоре для возведения монастыря со Святой горы Афон переселились иноки Успенской кельи.

Постепенно трудами братии были возведены 5 храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий. Самым величественным был Успенский храм. Его размеры составляли 57 х 15,6 м. К храму примыкали обширные крытые галереи. Храм вмещал более тысячи молящихся.

Преображенский храм на горе Физиабго вмещал до 600 человек и был виден за десятки верст.В обители были построены: странноприимный дом, больница, более 20 корпусов с кельями. При монастыре находились мастерские: иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная и сапожная.

К концу XlX века были построены кирпичный и сыроваренный цеха, открыта церковно — приходская школа. Братия имела огромное подсобное хозяйство, где разводили скот, вырыли и запустили в пруды рыбу, занимались пчеловодством. На сайте монастыря я обнаружила схему времен его расцвета.

  К концу 1880 годов обитель становится мощным паломническим центром на Северном Кавказе. Ежегодно ее посещало более 100 тысяч паломников. Иногда в трапезной монастыря в обед употребляли до 300 ведер щей и 1600 кг хлеба.  Строительство Михайло-Афонской пустыни стало главным делом жизни архимандрита Мартирия.  В 1909 г. его не стало. Зимой он возвращался из Ставрополя в монастырь по глухой дороге. Внезапно его повозку окружила стая волков. Испуганные лошади бежали, повозка съехала с дороги и разбилась о деревья. Архимандрит был похоронен на территории основанного им монастыря.После гибели настоятеля трагическая судьба постигла и сам монастырь. В 1920 г. у него конфисковали землю, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование. В 1926 г. на территории монастыря был открыт Дом отдыха ГПУ, а в 1927 г. в стенах монастыря разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь в монастыре продолжалась, и лишь в 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены. С началом Второй мировой войны Дом отдыха был закрыт, а на его базе организован Дом инвалидов войны, 77 обитателей которого фашисты расстреляли в период оккупации Кавказа. После освобождения Адыгеи на территории монастыря в 1944 г. была организована Детская трудовая колония. В скором времени, в 1946 г. величавые стены обители содрогнулись от взрывов — был взорван центральный Успенский собор. Из его камня колонисты построили новую школу. Затем были разобраны другие здания монастыря для строительства общежитий колонии. В 1952 г. на г. Физиабго был взорван храм Преображения. После расформирования Детской колонии монастырские строения перешли в ведение Каменномостского плодосовхоза. В 1972 г. остатки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой Комитет по туризму, и на месте обители открыли конную турбазу «Романтика».С 1992 г. православная общественность Адыгеи начала борьбу за передачу Свято — Михайловской пустыни Православной церкви, которая продолжалась целых 12 лет. В 2001 г. часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители. Однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками и отдыхающими. К огромной радости всех православных окончательная передача обители Православной церкви состоялась по указу Президента Республики Адыгея Х.М. Совмена в марте 2003 г. Так был завершен многолетний марафон по возвращению святыни верующим.

  В числе достопримечательностей обители — Святой источник, освященный в честь  Святого Великомученика Пантелеймона, жившего в Никомедии (Малая Азия), при императоре Максимиане (285—305).

С детства Пантелеймон обучался врачеванию. Император приблизил  его к себе. В то время в Никомедии скрывались тайные приверженцы христианства. Однажды, увидев на улице ребенка, умершего от укуса змеи, Пантелеймон дал обет креститься, если ему удастся оживить младенца. Он горячо молился Богу, и свершилось чудо: ребенок ожил, а змея разлетелась на куски.

После этого, исполняя обет, Пантелеймон принял крещение. По доносу придворных врачей Пантелеймона схватили и за исповедание христианской веры подвергли жестоким пыткам: жгли свечами, рвали железными крючьями, погружали в кипящее олово, колесовали, топили в море, бросали на растерзание хищникам, но огонь и вода отступали, а лютые звери лизали мученику ноги.

Тогда палачи отрубили Пантелеймону голову.

От дороги на Святой источник можно спуститься к пещерным кельям монастыря с часовней преподобного Симеона Нового Богослова. Пещера пробита в плотных песчаниках первыми монахами-отшельниками задолго до основания самого монастыря. Длинный узкий коридор приводит в куполообразный зал, из которого в разные стороны расходятся несколько ходов.

Народная молва донесла до наших дней фантастические рассказы об их протяженности. О том, что они раньше прорезали хребет и гору Физиабго, имели целую систему подземных переходов и соединяли между собой все храмы, стоящие на поверхности.

Монахи тщательно оберегали свои святыни.

Совет

У них под землей находились большая библиотека, иконописная мастерская, хранилище святых мощей.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector