Заброшенный остров хасима в японии

Остров Хасима — заброшенный город в Японии

Заброшенный остров хасима в японии

У берегов Нагасаки, словно застывший во времени, расположился заброшенный остров Хасима (в переводе с японского «Пограничный остров»). Окруженный защитными бетонными стенами он напоминает японский боевой корабль Тоса, за что местные и дали острову прозвище – «Остров-крейсер».

Фото, сделанное с катера. На фоне видно берег префектуры Нагасаки.

Типичная защита берегов от размыва, японцы очень берегут свою небольшую территорию и строят такие стены повсеместно.

Хасима встречает посетителей разрухой и пустыми окнами.

До 19 века город представлял собой лишь кусок скалы, на котором гнездились птицы и порой находили прибежище рыбаки с соседних островов. Но все изменилось, когда в недрах скалы нашли залежи угля. Уже с 1887 года Пограничный остров стал промышленным центром. Кроме добычи угля здесь начали производить военную продукцию.

Здание бывшей военной фабрики.

Заброшенная школа.

Природа начинает потихоньку отвоевывать свое.

Обратите внимание

Крошечный остров населяли тысячи людей. Жилые дома, школы, больницы, храмы, магазины и рестораны – все это вместилось на клочке суши 160 на 480 метров.

Пограничный остров даже побил своеобразный рекорд, в 50-х годах он стал самым густонаселенным местом в мире, на квадратный километр приходилось более 5000 человек.

В 1974 году добыча угля существенно уменьшилась, а поскольку это был единственный доход местных жителей, то буквально через пару месяцев людей здесь не осталось.

Жилые здания.

Основной причиной такого разрушения стали тайфуны.

В наши дни Хасима – это просто туристическая достопримечательность, для людей устраивают обзорные туры на лодке.

Доступ на сам остров с 2005 был лишь у представителей прессы, но в 2009 небольшой участок разрешили посещать и обычным туристам.

Закрытый доступ объясняют аварийным состоянием почти всех зданий, хотя береговая линия была защищена бетоном, но разрушительное влияния тайфунов не смогли избежать.

Возможно здесь прячется какой-нибудь японский демон Юрей или Адзуки-Араи)

Улочки чрезвычайно тесные, ведь транспорта не было.

Но стоящий посреди моря город-призрак стал настоящей жемчужиной для «черных археологов», ведь за вещи, которые остались на Хасиме, коллекционеры готовы платить немалые деньги. А любители приключений не преминут возможностью побродить по городу, самые смелые из которых хоть краешком глаза заглянут в заброшенные шахты, глубина которых доходила до 600 метров.

Остров попал в кадры нескольких фильмов: «Скайфол» и «Жизнь после людей».

Практически все здания в аварийном состоянии.

Остров Хасима (Хашима), Япония: фото, интересные факты

Заброшенный остров хасима в японии

Наша планета, наравне с историей человечества, таит множество загадок. Сюда входит некогда густонаселенный, но сегодня безжизненный, пугающий остров Хасима (Хашима), омываемый волнами Восточно-Китайского моря. Остров-призрак сравнивают с Чернобылем.

Причина упадка последнего отличается от техногенной катастрофы. Хасима перестал существовать как обитаемое место из-за закрытия градообразующего предприятия – шахт компании «Мицубиси».

Разом тысячи людей, оставшись без работы, покинули ставший бесперспективным город.

Важно

Сегодня остров-призрак Хасима – объект интереса искателей приключений, влекомых таинственно-пугающей романтикой заброшенных городов.

Здесь снимали некоторые кассовые киноленты, например, одну из частей Бондианы («Координаты Скайфолл»). Хашима официально открыт для туристов, им предлагают отправиться безопасным маршрутом по наиболее сохранившейся части острова.

Экстремалы, готовые на все ради острых ощущений, часто пренебрегают официальными рекомендациями.

История таинственного места

Хашима расположен недалеко от побережья печально известного города Нагасаки. Их отделяет всего 15 километров. Возможно, в близости двух городов с тяжелой судьбой скрыт особенный смысл, пока недоступный человеческому пониманию.

Многие века Хашима отличался от острова в привычном понимании: просто скала в море, где причаливали местные рыбаки во время своих «выездов». Все изменилось к началу 19 века. 1810 – обнаружены первые месторождения угля. Остров стал разрастаться на глазах.

Переработанную породу использовали в качестве строительного материала для расширения острова. Укрепляли берега, искусственно выращивали зеленые насаждения. Перед началом Второй мировой войны компания «Мицубиси» открывает военные заводы.

Оборонная деятельность – второе основное направление промышленности Хасимы.

Исторические документы свидетельствуют о следующем: в 1944-45 годы среди рабочих завода большинство являлись пленными китайцами, корейцами. Последние сгинули без вести, пострадав из-за невероятно тяжелых условий работы.

Расцвет и упадок

Угольные шахты уходили глубоко под Хашиму и окружающую его морскую гладь. Объемы добываемого сырья сделали город одним из лидеров угольной промышленности Японии.

Тесные улицы полнились людьми, открывались магазины, школы, собственная больница для шахтеров. Большое значение имел синтоистский храм, ставший центром общественной жизни острова.

Большинство жителей работали в шахтах, поэтому непременно посещали храм для молитвы, в поисках божественной поддержки во время непростых рабочих будней.

Питьевая вода, продукты питания, необходимые бытовые вещи – все поставляли с «большой земли». В таких условиях, казалось, неизбежным был дефицит некоторых необходимых вещей. Однако жители Хасимы нужды в чем-то не испытывали. Многие молодые шахтеры стремились получить место среди работников шахт «Мицубиси».

Резкий поворот, положивший начало концу Хасимы, случился в конце 60-х годов прошлого столетия. Тогда все большие обороты набирала нефтепромышленность. Добыча угля постепенно становилась менее рентабельной.

Японцы обратили все промышленные мощности на добычу «черного золота» – нефти.

Совет

Несколько лет Хасима еще держалась на плаву, но снижались объемы угледобычи, зарплаты, желание руководства вкладываться в бесперспективный проект.

20 апреля 1974 года последний паром покидает Хашиму. История не сохранила свидетельств, кто был последним жителем, оставившим собственное пристанище. Официально с того момента Хасима перестает существовать. Теперь остров стремительно разрушается, покинутый местными. На долгие 35 лет его аборигенами становятся вездесущие чайки.

Заброшенный остров Хасима как туристический объект

Официально туристическим местом остров стал в 2009 году. Сталкеров и любителей «заброшек» не останавливала нелегальность поездок сюда. Не могла их остановить также уголовная наказуемость проникновения в Хасиму и угроза депортации из страны. Местные дельцы из Нагасаки хорошо поживились на искателях приключений, организовывая незаконные поездки.

Черный рынок полнился артефактами с острова-призрака. Мародеры за 35 лет разворовали почти все оставленные жителями Хасимы предметы быта.

«Расхитители гробниц» рассказывали друг другу байки и впечатления о посещении этого места. Постепенно Хашима оброс множеством легенд.

По одной из них, здесь все еще бродят духи погибших в шахтах копателей, готовые растерзать каждого, кто потревожит их покой.

Другое поверье утверждало, что после наступления темноты остров становится сосредоточием проклятых сил зла. Лучше не испытывать судьбу, иначе будешь наказан. Некоторые смельчаки пренебрегали этим, за что поплатились жизнью. Известен случай разбившегося альпиниста: он сорвался со страховочного троса, пытаясь забраться в высокое здание.

Интересные факты о прошлом острова Хашима в Японии:

  • Японцы называли Хасиму «Гункадзима». Дословно переводится как «остров-корабль», «остров-линкор». Снова замешана корпорация «Мицубиси». В начале 20 века на верфях Нагасаки кипела постройка огромного флагмана военно-морского флота Японии «Тоса». Очертания острова издалека напоминали силуэт этого корабля.
  • В середине 20 века Хасима являлся самым густонаселенным городом на Земле. Плотность населения на квадратный километр поражала: почти 1,5 тысячи человек. Всего остров населяли почти 6 тысяч японцев.

Остров Хасима, Япония

Заброшенный остров хасима в японии

Этот очень небольшой островок, его береговая линия не превышает одного километра. Он является наглядным доказательством того, как быстро разрушается всё, построенное руками людей, а затем по каким-либо причинам заброшенное ими.

Остров находится всего в 15 километрах от японского города Нагасаки. Его второе название — Гункандзима, что на японском означает «крейсер». С моря укрытые бетоном берега и высокие здания острова действительно похожи на мощный, но мрачный корабль. История освоения острова, который до этого представлял собой обычную скалу, покрытую зеленью, началась в 1810 году.

Именно тогда на Хасиме нашли уголь и начали его активно добывать. Занималась добычей известная далеко за пределами Японии корпорация Mitsubishi. Своего расцвета остров достиг к 50-м годам прошлого столетия.

Обратите внимание

Плотность населения здесь в 1959 году достигала рекордного показателя — 5239 человек на квадратный километр! Сложно представить, как такое огромное количество людей помещалось на столь небольшом острове, особенно с учётом того, что он далеко не весь представлял собой жилую зону.

На Хасиме тогда работали и школы, и кафе, было своё кладбище и даже два плавательных бассейна.

Однако, всё когда-нибудь заканчивается. Закончились и запасы угля, который, кстати, добывали в весьма сложных условиях. Делать на Хасиме оказалось больше нечего и население стало массово покидать остров, переезжая в другие части Японии. К 1974 году все шахты были закрыты, и остров стал полностью безлюдным.

Первоначально японские власти полностью запретили посещение острова, опасаясь, что он станет местом притяжения для мародёров и чёрных копателей.

Однако, такое интересное в своей мрачности место не могло остаться без внимания туристов.

Например, Хасима стал местом съёмок документального фильма «Жизнь после людей», а также отличными декорациями для одного из эпизодов киноленты «007: Координаты «Скайфолл».

BATTLESHIP ISLAND / GUNKANJIMA

Расположение на карте. Координаты: 32°37′39″ сш 129°44′18″ вд

Панорама, прогулка по острову.

Сейчас туристические корабли привозят всех желающих увидеть, как может выглядеть покинутый более 40 лет назад город, на Хасиму из Нагасаки.

Но большая часть зданий острова уже сейчас находится в аварийном состоянии и туристам разрешено посещать только особую, самую безопасную зону.

Чтобы превратить остров в музей быта и культуры японских шахтёров требуется немало вложений, поэтому Хасима постепенно приходит всё в больший упадок.

Фотографии острова

Путешествие на остров. Hashima — Gunkanjima, Japan.

Остров Хашима

Заброшенный остров хасима в японии

Остров Хашима (Hashima Island) – покинутый людьми кусочек суши, что находится в Восточно-Китайском море, примерно в 15 км от города Нагасаки. В Японии остров получил прозвище «Гункандзима», переводящееся как «крейсер», потому что из-за построек он напоминает с моря военный корабль.

До начала XIX века он представлял из себя обычный обломок скалы, слегка поросший зеленью, на котором гнездились морские птицы и который иногда использовали в качестве временного прибежища лишь рыбаки из Нагасаки и с соседнего острова Такасима.

Остров заселили в 1810 году, когда на нём нашли месторождения угля. Изначально это были просто скала в море и остров размером в 1 км², который создали искусственно, когда копали шахты.

Важно

К 30-м годам XX века Хашима стал серьёзным промышленным центром: кроме шахт, там появились военные заводы.

В период с 1943 по 1945 год для принудительной работы на подводных угольных шахтах Mitsubishi Corporation сюда привозили китайцев и корейцев. Многие из них умерли от тяжелых условий труда.

Последующие 50 лет Хашима был самым густонселённым местом на планете: в 1959 году население острова насчитывало 5259 человек. Но ископаемые стали постепенно иссякать и с каждым годом шахт становилось всё меньше. К 1974 году люди полностью покинули рабочий городок и он остался одиноко стоять посреди неспокойной воды.

На протяжении многих лет посещение острова было запрещено и каралось депортацией из Японии. Эти меры были приняты для защиты Хашимы от чёрных копателей. Предметы из города-призрака пользовались спросом у богатых коллекционеров. Но ни депортация, ни недобрые слухи о неупокоенных душах погибших там работяг не останавливали сталкеров, хотевших разжиться своеобразными артефактами.

У охотников за трофеями были свои поверья. Одно из них гласило, что остров нужно покидать до наступления полночи, дабы не накликать беду.

Некоторые смелые сталкеры пользовались покровом тьмы как защитой от посторонних глаз, и многие из них погибали или травмировались по весьма банальным, на первый взгляд, причинам.

Но когда альпинист со стажем, пытавшийся влезть в окно заблокированного этажа одного из зданий, сорвался с крыши и разбился, не смотря на страховочный трос, то в приметы пребывающие здесь чёрные копатели стали верить более охотно.

В настоящий момент посещение заброшенного шахтерского городка разрешено, но доступ туристам открыт только к специально оборудованной для безопасного пребывания части острова из-за аварийного состояния большинства строений. Любой шаг в сторону от известного маршрута — шанс испытать свою удачу…

Совет

Хашима также оставил свой след и в киноиндустрии. В 2009 году в сериале «Жизнь после людей» остров был показан как пример того, что случится с городом, покинутом людьми 35 лет назад. А в 2011 году на нём снимались некоторые эпизоды из фильма «007: Координаты «Скайфолл»».

Больше фотографий этого места вы можете увидеть в нашей HD-галерее.

Видео – Заброшенный город-остров Хашима

Возможно вам будет интересно: Зона отчуждения — территория покинутая людьми.

> Загадочные места планеты

Заброшенный остров Хасима в Японии

Заброшенный остров хасима в японии

Покинутый остров Хашима, он же — Хасима, он же — Gunkanjima.
Остров Хасима (Gunkanjima) — один из 505 необитаемых островов в префектуре Нагасаки в Японии, который расположен примерно в 15 километрах от самого Нагасаки.

Жизнь на острове забурлила в 1890 году, когда компания Mitsubishi купила остров и запустила в его окрестностях проект по добыче угля со дна моря. В 1916 на острове появилось первое большое бетонное здание с квартирами для работников и защиты их от ураганов. Площадь острова — 6.

3 гектара, его длина с севера на восток равна 480 метров, а с востока на запад — 160 метров.

В 1959 году население острова значительно увеличилось и достигло плотности 835 человек на один гектар, что является одной из самых высоких плотностей населения в мире из когда-либо зарегистрированных.

Когда в 1960-х годах нефть стала вытеснять уголь из промышленности страны, угольные шахты стали массово закрываться по всей Японии, и остров Хасима не стал исключением.

В 1974 году Mitsubishi официально объявила о закрытии всех угольных шахт. На сегодняшний день остров Gunkanjima (Гункандзима) превратился в призрак — пустой и полуразрушенный, к тому же его посещение строго запрещено.

Рекомендуем почитать: Детройт — город призрак. Из этой статьи вы узнаете, почему опустел Детройт.

  • В защищенном заливе на юге Таиланда, под тенью огромного и почти вертикального известнякового утеса, прямо на воде приютились сотни домов, хижин и лачуг. Все они собрались компактно в одном месте, чтобы сформировать полноценную плавучую деревню Ко Паньи (Ko Panyi), в которой есть все необходимое для жизни. Море в этом месте мелкое и спокойное, что позволяет […] Больше
  • Город Сонгдо (Songdo) расположен на северо-восточном побережье Южной Кореи и был построен с нуля с применением современных инновационных технологий. Его будущим жителям пообещали футуристический мегаполис, где все будет автоматизировано — от дверей на дистанционном управлении, до пневматических мусорных лотков, которые будут высасывать мусор прямо из квартир, чтобы впоследствии перерабатывать его и использовать для производства электроэнергии. […] Больше
  • Город Нейпьидо (Naypyidaw, столица Мьянмы) по праву можно называть настоящим городом-призраком, поскольку несмотря на его огромные размеры в нем практически никто не живет. Площадь этого гигантского города составляет 7054 км², что почти в девять раз превышает площадь Нью-Йорка (789 км²). Но при этом улицы Нейпьидо — пустынны, по новеньким шоссе не ездят автомобили, а вместо […] Больше
  • Со времен средневековья деревня Рокамадур (Rocamadour), расположенная в регионе Окситания на юго-западе Франции, привлекала паломников со всей Европы своими историческими памятниками и святилищем Пресвятой Девы Марии. Сегодня же, не только паломники, но и огромное количество туристов посещают это место из-за его удивительной архитектуры, поскольку множество старинных каменных домов деревни размещены прямо на отвесной стене каньона […] Больше
  • Невероятно, но факт: жители арктического города Кируна (Kiruna) на севере Швеции, в котором проживает 18000 человек, вынуждены собраться и переехать в другое место, если только они не хотят провалиться под землю. Дело в том, что город расположен на 200 км выше арктического круга, прямо над крупнейшим в Европе железным рудником. Государственная горнодобывающая компания KLAB недавно […] Больше
  • Высоко в перуанских Андах, на уровне, где уже даже не растут деревья, лежит старая заселенная людьми золотодобывающая база Ла Ринконаде (La Rinconada), которая с годами разрослась (например, между 2001 и 2009 годами ее население удвоилось) и получила статус города. На сегодняшний день более 30000 человек живут в нем на высоте 5100 метров над уровнем моря. […] Больше

Остров-призрак Хасима

Заброшенный остров хасима в японии

«Пограничный остров» — именно так с японского переводится Хасима. Остров находится в Восточно-Китайском море, приблизительно в 15 километрах от Нагасаки.

Его второе название — Гункандзима, «остров-линкор». Так его прозвали еще в 1920-е годы журналисты местной газеты, которые заметили, что силуэт Хасимы напоминает огромный линейный корабль Tosa, строившийся в то время корпорацией Mitsubishi на верфи в Нагасаки.

Линкор длиной 234 метра должен был стать флагманом Императорского военно-морского флота Японии, однако стал жертвой «Договора пяти держав» — соглашения, подписанного в 1922 году в Вашингтоне и ограничивавшего морские вооружения.

Тем не менее «корабельное» прозвище к Хасиме приклеилось прочно, тем более, что в конечном итоге остров, по сути, повторил судьбу линкора.

До 1810 года остров представлял собой лишь слегка поросший зеленью обломок скалы, на котором гнездились морские птицы, порой находили прибежище рыбаки из Нагасаки и с соседнего острова Такасима.

Но все изменилось, когда возле скалистой местности было найдено месторождение угля. В 1887 году первую шахту на Хасиме основал семейный клан Фукахори, а в 1890 году остров за 100 000 иен выкупил японский промышленный концерн Mitsubishi.

Обладая практически неограниченными финансовыми средствами, концерн разработал проект подводной добычи угля на Хасиме. В 1895 году компания открыла новую шахту глубиной 199 метров, еще одну — в 1898 году. В итоге под Хасимой и окружающим его морем образовался настоящий лабиринт из подземно-подводных выработок глубиной до 600 метров ниже уровня моря.

Территория острова была искусственно расширена с помощью пустой породы, которая извлекалась из шахт. В итоге площадь Хасимы составила 6,3 га, из которых лишь 60% были пригодными для жизни.

Обратите внимание

Длина острова с запада на восток — 160 метров и 480 метров с севера на юг. Береговая линия имеет протяжённость примерно в 1 км.

В 1907 году остров окружили железобетонной стеной, препятствовавшей размыванию его территории волнами и частыми тайфунами.

Компанией был разработан план для строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем.

К 1916 году на Хасиме уже добывалось 150 000 тонн угля ежегодно, а его население составляло около 3000 человек. К 30-м годам XX века Пограничный остров стал серьёзным промышленным центром — кроме шахт, там появились военные заводы.

На острове было построено 30 больших корпусов жилых домов, 25 магазинов, школа, два плавательных бассейна, больница, кинотеатр, кафе, клуб для шахтеров, несколько храмов. Все необходимое — продукты, одежду и даже обычную воду завозили с материка.

В 1916 году был сдан в эксплуатацию «Дом Гловера» — семиэтажный жилой дом для шахтеров с магазином на цокольном этаже и садом на крыше. Это было первое в Японии железобетонное здание таких масштабов. Хасима, в принципе, стал полигоном для испытания нового для страны строительного материала, позволявшего возводить сооружения невиданных ранее масштабов.

Стандартная квартира напоминала скорее келью: одна комната площадью 10 квадратных метров с окном и небольшой прихожей. Кухня, ванная и туалет были общими на этаж. По сути, это было общежитие в современном его понимании.

Спустя два года в центральной части острова появился еще более масштабный комплекс, получивший название Nikkyu. Девятиэтажный дом в форме буквы E, насчитывающий 241 квартиру.

Строительство жилых домов здесь продолжалось даже во время Второй мировой войны. В 1944 году Mitsubishi закончила возведение крупнейшего здесь жилого комплекса под названием «здание №65».

Важно

Это 9-этажное П-образное здание на 317 квартир — единственный дом в своем роде, построенный в Японии в первой половине 1940-х.

Рядом с ним находится «перекресток соленых дождей» — одно из немногих мест на острове, которое не достигали волны Восточно-Китайского моря во время тайфунов. Здесь население жилого квартала могло переждать непогоду, прежде чем пересечь открытое ветрам и морю пространство.

К храму Senpukuji ведет крутой подъем под названием «Лестница в ад». В очень узких двориках между зданиями и склоном скалы были организованы небольшие скверики для отдыха жильцов.

В период 1943-1945 г.г. на остров привозили пленных китайцев и корейцев для каторжных работ. Многие из них умирали от тяжелых условий труда и и полуголодного существования.

В течение 50 лет остров являлся одним из самых густонаселенных мест на Земле. Население Хасима достигло пика в 1959 году — 5 259 человек на кв. км, при этом плотность населения в жилой зоне достигала фантастического числа в 139 100 человек на кв. км.

В начале 1960-х годов процветающая добыча угля на Хасиме начала приходить в упадок, и в 1974 году корпорация Mitsubishi полностью закрыла шахты. 20 апреля последние жители покинули город, бросив большую часть вещей из-за дороговизны перевозки. И вот уже без малого 40 лет в построенных еще в начале XX века многоэтажках живут лишь редкие чайки.

На протяжении многих лет посещение острова было запрещено и каралось депортацией из Японии. Так японское правительство попыталось обезопасить остров от «чёрных копателей» — предметы быта из мёртвого города становятся объектом охоты коллекционеров. С 2009 года власти страны начали допускать на остров всех желающих — в безопасной части «линкора» был организован специальный пешеходный маршрут.

В 2008 году было предложено включить остров Хасима в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Южнокорейские власти возражали, указывая на страдания, которые претерпели корейские подневольные рабочие во время войны.

Совет

Оставшимся в живых какие-либо компенсации японского правительства или Mitsubishi не были предусмотрены.

Тем не менее, в 2015 году остров Хасима был включён в список Всемирного наследия в составе объекта «Объекты промышленной революции периода Мэйдзи: металлургия, судостроение и угольная промышленность».

Брошенный людьми остров, охраняющий вход в бухту Нагасаки, служит своеобразным монументом истории японского общества.

По материалам pikabu.ru

Views All Time

7953

Views Today

19

Хасима: почему самое густонаселенное место в Японии превратилось в город-призрак

Заброшенный остров хасима в японии

Загадочный остров Хасима.

Города-призраки по-своему прекрасны и всегда очень загадочны. Найти такие поселения можно во многих странах. И Япония не исключение. Речь пойдет о странном острове Хасима, который находится прямо посреди море и который на сегодняшний день покинули абсолютно все жители.

Когда-то здесь добывали уголь.

В Тихом океане, в Восточно-китайском море, приблизительно в 15 километрах от японского города Нагасаки можно увидеть посреди водной глади остров под названием Хасима. Это место принадлежит Японии.

Среди жителей Страны восходящего солнца он известен как «Гункандзима», что переводится как «крейсер». Такое неформальное название этот объект получил из-за внешнего сходства с военным кораблем.

Длина острова составляет 480 метров, ширина 160 метров, а береговая линия Хасимы протянулась почти на 1.4 км.

Сегодня тут полное запустение.

Поначалу этот остров был не более, чем обломком скалы, торчащим посреди моря. Но в XIX веке японцы обнаружили здесь богатые залежи угля. До этого момента слегка поросший зеленью остров с огромным количеством гнездящихся птиц использовался разве что японскими рыбаками, которые иногда останавливались на нем для отдыхать.

Похож на крейсер со стороны.

С 1810 года здесь начала развиваться угольная промышленность. И лет через 100 Хасима стала крупным центром добычи и одним из важнейших промышленных объектов Японии. Некоторые угольные шахты Гункандзимы уходили на 600 метров ниже уровня моря.

Работать здесь было вдвойне опасно. Со временем добычу на острове возглавила Mitsubishi Corporation. В 1943-1945 годах остров печально запомнился тем, что сюда стали свозить на принудительные горные работы жителей Китая и Кореи.

Многие из них умерли из-за тяжелых условий труда.

Виды здесь впечатляющие.Обратите внимание

После Второй мировой войны добыча угля на острове продолжилась. Шахты работали до 1974 года, пока уголь в них полностью не иссяк. За время действия рудников Хасима стала одним из самых густонаселенных мест на планете. В 1959 году на 1 кв. км. здесь проживало 5 259 человек. Это был очень развитый поселок. Здесь и по сей день стоит около 50 домов, больница, школа и многое другое.

Печальное напоминание.

После того, как прекратилась добыча угля, остров пришел в упадок, его покинули все жители. Долгие годы власти страны боролись с черными копателями, которые направили разграбить город-призрак. В последствии Хасиму внесли в фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Остров Хасима, Япония. Заброшенный город-остров Хасима

Заброшенный остров хасима в японии

Путешествия 29 августа 2014

За всю историю человечество построило огромное число городов и величественных сооружений, которые впоследствии оказались заброшенными. Одно из таких мест – город-остров Хасима.

В течение пятидесяти лет данный участок суши являлся самым густонаселенным на всей планете: здесь буквально все кишело людьми, и жизнь била ключом. Однако ситуация изменилась: уже десятки лет заброшен остров Хасима.

Что случилось с ним? Почему там больше никто не живет?

Об острове

Последний местный житель Хасимы на палубу уходившего в Нагасаки теплохода ступил 20 апреля 1974-го. С тех пор в многоэтажках, построенных еще на заре двадцатого века, живут разве что редкие чайки…

Остров Хасима, легенды о котором сегодня ходят по всему свету, находится на юге Японии, в Восточно-Китайском море, в пятнадцати километрах от Нагасаки. Его название с японского переводится как «пограничный остров», также Хасиму называют Гункандзимой — «островом-линкором».

Дело в том, что еще 1920-х годах журналисты местной газеты приметили, что Хасима по силуэту напоминает линейный огромный корабль «Тоса», который в то время на верфи в Нагасаки строила корпорация «Мицубиси».

И хотя задумкам сделать линкор флагманом ВМФ Японии не посчастливилось сбыться, «корабельное» прозвище прочно прикрепилось к острову.

Однако Хасима так внушительно выглядела не всегда. До конца девятнадцатого века это был один из множества скалистых островов в окрестностях Нагасаки, малоподходящих для нормальной жизни и изредка посещаемых лишь местными птицами да рыбаками.

Перемены

Все изменилось в период 1880-х годов. Япония тогда переживала индустриализацию, при которой ценнейшим ресурсом становился уголь.

На соседнем с Хасимой острове Такасима были освоены альтернативные источники сырья, способные обеспечить стремительно развивающуюся металлургическую отрасль Нагасаки.

Успех шахт Такасимы поспособствовал тому, что и на Хасиме вскоре, в 1887 году, семейным кланом Фукахори была основана первая шахта. В 1890 году остров выкупил концерн «Мицубиси», и началось бурное освоение его природных богатств.

Шло время, угля стране нужно было все больше… Компания «Мицубиси», обладающая почти неограниченными финансовыми возможностями, разработала проект по подводной добыче ископаемого топлива на Хасиме.

Важно

В 1895-м здесь была открыта новая шахта, имеющая глубину 199 метров, а в 1898-м – еще одна.

В конечном счете под островом и морем, окружающим его, сформировался настоящий лабиринт из подводно-подземных выработок глубиной до шестисот метров ниже уровня моря.

Видео по теме

Строительство

Извлекаемую из шахт пустую породу концерн «Мицубиси» применял для увеличения территории Хасимы. Был разработан план строительства на острове целого города для проживания шахтеров и персонала. Это было обусловлено стремлением снизить затраты, ведь приходилось ежедневно по морю доставлять рабочие смены сюда из Нагасаки.

Итак, в результате «отвоевания» площади у Тихого океана остров Хасима увеличился до 6,3 га. Длина с запада на восток составила 160 метров, а с севера на юг – 480 метров. Компания «Мицубиси» в 1907 году окружила территорию железобетонной стеной, которая послужила препятствием для размывания участка суши частыми здесь тайфунами и морем.

Масштабная застройка Хасимы началась в 1916 году, когда тут добывалось уже 150 тысяч тонн угля в год, а население составляло 3 тысячи человек.

В течение 58 лет концерн возвел здесь 30 многоэтажных домов, школы, храмы, детский сад, госпиталь, клуб для шахтеров, плавательные бассейны, кинотеатр и другие объекты. Одних лишь магазинов насчитывалось около 25 штук.

Наконец силуэт острова стал напоминать линкор «Тоса», и Хасима получила свое прозвище.

Жилые здания

Первой крупной постройкой на Хасиме стал так называемый Дом Гловера, якобы спроектированный шотландским инженером Томасом Гловером. Его сдали в эксплуатацию в 1916-м.

Жилой дом для шахтеров являл собой семиэтажное здание с садом на крыше и магазином на цокольном этаже и был первым в Японии железобетонным объектом таких размеров. Через два года в центре острова был построен еще более масштабный жилой комплекс Nikkyu.

По сути, остров Хасима (фото домов можно увидеть в статье) стал полигоном для испытаний нового строительного материала, который позволял возводить объекты немыслимых ранее масштабов.

Совет

В условиях очень ограниченной территории любое свободное пространство люди старались использовать разумно. Между зданиями в узких двориках организовывались маленькие скверики для отдыха жителей.

Это сейчас Хасима – остров-признак, на котором никто не живет, а в то время он был плотно заселен. Возведение жилых домов не прекращалось даже в период Второй мировой войны, хотя в других частях страны его заморозили.

И этому было объяснение: воюющей империи требовалось топливо.

Военное время

Одним из культовых сооружений на острове является «Лестница в ад» — кажущийся бесконечным подъем, ведущий к храму Senpukuji.

Неизвестно, что все-таки казалось жителям Хасимы более «адским» — преодоление сотен крутых ступенек или следовавший за этим спуск в лабиринты узких городских улочек, часто лишенных солнечного света.

Кстати, к храмам люди, заселявшие остров Хасима (Япония), относились серьезно, ведь шахтерский труд — это очень опасное занятие. В период войны многих горняков призвали в армию, недостаток рабочей силы концерн «Мицубиси» восполнил корейскими и китайскими гастарбайтерами.

Жертвами полуголодного существования и беспощадной эксплуатации на шахтах стали тысячи человек: одни умирали от болезней и истощения, другие погибали в забое. Иной раз люди даже бросались в отчаянии с островной стены в тщетной попытке доплыть до «большой земли».

Восстановление

После окончания войны японская экономика начала бурное восстановление. 1950-е годы стали «золотыми» для Хасимы: компания «Мицубиси» стала более цивилизованно вести бизнес, в шахтерском городке открыли школу и больницу. В 1959 году население достигло пика.

На 6,3 га земли, из которых лишь 60 процентов были пригодными для жизни, ютились 5259 человек. Остров Хасима в то время не имел ни одного конкурента в мире по такому показателю, как «плотность населения»: на один гектар приходился 1391 человек.

Туристам, которые сегодня прибывают с экскурсионной целью на заброшенный остров Хасима, сложно поверить, что еще каких-то 55 лет назад жилые кварталы были в буквальном смысле забиты людьми.

Перемещение по «линкору»

Разумеется, автомобилей на острове не было.

Да и зачем они, если, как говорят местные жители, добраться из одного конца Хасимы в другой можно было быстрее, чем выкурить сигарету? В дождливую погоду здесь даже зонты не требовались: запутанные лабиринты крытых галерей, коридоров и лестниц соединяли практически все постройки, поэтому, по большому счету, у людей вообще не было необходимости выходить на открытый воздух.

Иерархия

Остров Хасима был местом, где царила строгая социальная иерархия. Как нельзя лучше это отражалось в распределении жилья. Так, управляющий шахтой «Мицубиси» занимал единственный на острове одноэтажный особняк, построенный на вершине скалы.

Врачи, менеджеры, учителя проживали в отдельных домах в двухкомнатных, довольно просторных квартирах с личной кухней и санузлом. Семьям шахтеров выделялись двухкомнатные апартаменты площадью 20 квадратных метров, однако без собственных кухни, душа и туалета – эти объекты были общими «на этаже».

Одинокие шахтеры, а также сезонные рабочие проживали в комнатах площадью 10 квадратных метров в домах, построенных здесь еще в начале 20-го века.

Концерн «Мицубиси» установил на Хасиме так называемую частнособственническую диктатуру. Компания, с одной стороны, давала шахтерам рабочие места, обеспечивала зарплатой, жильем, а с другой – принудительно привлекала людей к общественным работам: уборке территории и помещений в зданиях.

Зависимость от «большой земли»

Шахтеры давали Японии нужный ей уголь, при этом их существование целиком зависело от поставок с «большой земли» одежды, продуктов, и даже воды.

Здесь до 1960-х годов не было даже растений, пока в 1963-м на Хасиму с острова Кюсю не завезли грунт, что дало возможность разбить сады на крышах зданий и организовать небольшие огороды и скверики на немногих свободных площадках.

Только тогда жители «линкора» смогли заняться выращиванием хоть каких-то овощей.

Хасима — остров-призрак

Еще в начале 1960-х гг. казалось, что остров ждет безоблачное будущее. Но в результате удешевления нефти в конце десятилетия добывать уголь становилось все более нерентабельно.

По всей стране закрывали шахты, вот и маленький островок в Восточно-Китайском море в конечном итоге стал жертвой переориентации японцев на использование «черного золота». В начале 1974 года концерн «Мицубиси» объявил о ликвидации на Хасиме шахт, в марте закрылась школа. Последний житель покинул «линкор» 20 апреля.

С тех пор заброшенный город-остров Хасима, который в течение 87 лет с такими трудами отстраивался, необратимо разрушается. Сегодня он служит своеобразным историческим монументом японского общества.

Туристический объект

Долгое время Хасима была закрыта для туристов, поскольку возведенные в первой половине 20-го века постройки очень активно деградировали. Но с 2009 года власти страны начали допускать на остров всех желающих. Для посетителей в безопасной части «линкора» был организован специальный пешеходный маршрут.

А не так давно остров Хасима привлек к себе еще большее внимание. Волна интереса поднялась после выхода на экраны последней части киноэпопеи о приключениях Джеймса Бонда, британского агента 007. Логово Рауля Сильвы, главного злодея фильма «Координаты Скайфолл», снятого в 2012 году, было очевидно скопировано именно с Хасимы, несмотря на то что снималась картина в павильонах студии Pinewood.

Виртуальная прогулка

Сегодня отдельные энтузиасты высказывают предложения по реконструкции всего острова, ведь его туристический потенциал поистине огромен. Они хотят организовать здесь музей под открытым небом и включить Хасиму в список ЮНЕСКО. Однако чтобы восстановить десятки полуразрушенных зданий, требуются большие финансовые затраты, и бюджет на эти цели даже сложно предсказать.

В японии есть уникальный остров-призрак – хасима

Заброшенный остров хасима в японии

В свое время этот маленький клочок земли в окружении моря был просто голой скалой, возвышающейся над водой, необитаемым островком, на который изредка приплывали лишь местные рыбаки (esoreiter.ru).

Но в начале XIX века здесь открыли богатые залежи угля, и на остров Хасима съехалось много народа в надежде подзаработать денег.

Добыча угля, с одной стороны, несколько выровняла остров, а с другой – даже несколько расширило его, поскольку подъем на поверхность ненужной породы сопровождался сбросом ее близ берега в море.

Обратите внимание

К тому же остров Хасима стал в то время целенаправленно и искусственно расширяться и достраиваться.

Тем не менее, он так и остался малюсеньким островком с площадью всего в 0,063 квадратного километра (протяженность береговой линии всего около тысячи метров).

И при этом максимальная плотность населения его на протяжении полувека (времени наиболее интенсивной добычи здесь каменного угля) условно составляла более 140 тысяч человек на квадратный километр, хотя в действительности на этом клочке земли проживало тогда всего несколько тысяч рабочих угольных шахт.

Из необитаемой скалы этот остров по внешнему виду со временем превратился в своеобразный бронированный танкер, хотя на самом деле это был довольно крупный промышленный центр угледобывающей отрасли.

В этом «бункере» были многоэтажные дома, школы, больницы, торговые и питейные заведения, различные развлекательные учреждения и многое другое, что необходимо для жизни цивилизованного населенного пункта.

Правда, проживание в крохотных квартирах, размеров в несколько квадратных метров, больше похожих на общежития для заключенных, трудно было назвать комфортным. Но люди как-то жили, работали, многих вполне устраивало такое вот существование…

Во время второй мировой войны на остров Хасима свозили пленных, заставляя их работать в самых глубоких и ужасных по условиям труда шахтах – на глубине до 700-800 метров ниже уровня моря. Не мудрено, что большинство из этих заключенных просто не выжило от этого рабского насилия.

Переломным для этого островка стал 1947 год. В связи с полным истощением запасов угля, шахты в тот роковой год на острове Хасима были закрыты, а потому местным жителям ничего не оставалось, как покинуть нажитые места. Брошена была и все созданная на острове инфраструктура. Хасима уже через несколько месяцев превратилась в остров-призрак.

Важно

Теперь сюда можно было только приехать с целью посмотреть на это постепенно разрушающееся гнездо некогда, пусть суровой, но человеческой жизни.

Поскольку интерес со стороны туристов и просто вандалов к острову сохранялся (вещи с Хасима до сих пор высоко ценятся на черном рынке), правительству пришлось много лет бороться с этим явлением, поскольку в этом «бункере» теперь было небезопасно: ветхое жилье и прочие постройки грозили обрушиться, под собой людей. А в целом казалось, что Япония усиленно желает забыть об этом островке, вычеркнув его из своей истории.

Однако в 2015 году остров Хасима был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня он стал объектом туризма, сюда устремляется немалый поток тех, кто отчего-то так обожает видеть следы прежней цивилизации, ныне уже почившей в бозе.

Однако прогуляться по безлюдному острову сегодня можно далеко не свободно — только по специальным дорожкам. За нарушение этого запрета предусмотрен довольно большой штраф…

Хасима — заброшенный остров в тихом океане

Заброшенный остров хасима в японии

Человечество за свою историю успело построить огромное количество величественных сооружений и городов и немало из них оказалось заброшено. Одним из таких мест является Хасима (Пограничный остров).

50 лет это место было самым густонаселенным на планете, кишило людьми и жизнь здесь била ключом. Так что же стало с этим островом и почему он практически 40 лет уже заброшен? Ответ читайте под катом.

  • 20 апреля 1974 года последний местный житель ступил на палубу теплохода, уходившего в Нагасаки, и вот уже без малого 40 лет в построенных еще в начале XX века многоэтажках живут лишь редкие чайки.

  • «Пограничный остров», именно так с японского переводится Хасима, расположен на юге страны, в Восточно-Китайском море в 15 километрах от печально известного Нагасаки. Его второе название, наверное даже более популярное в Японии, — Гункандзима, «остров-линкор».

  • Так его прозвали еще в 1920-е годы. Журналисты местной газеты заметили, что силуэт Хасимы напоминает огромный линейный корабль Tosa, строившийся в то время корпорацией Mitsubishi на верфи в Нагасаки.

    Линкор длиной 234 метра должен был стать флагманом Императорского военно-морского флота Японии, однако стал жертвой «Договора пяти держав», соглашения, подписанного в 1922 году в Вашингтоне и ограничивавшего морские вооружения.

    Тем не менее «корабельное» прозвище к Хасиме приклеилось прочно, тем более что в конечном итоге остров, по сути, повторил судьбу линкора.

  • Хасима не всегда выглядел так внушительно. До конца XIX века это был один из великого множества малопригодных для разумных форм жизни скалистых островков в окрестностях Нагасаки, популярных только среди местных птиц да изредка посещаемых рыбаками.

  • Все изменилось в 1880-е годы. Япония переживала мощную индустриализацию, ценнейшим ресурсом при которой становился уголь. Грандиозный успех шахт соседнего острова Такасима способствовал освоению альтернативных источников сырья, способных обеспечить бурно развивающуюся металлургию Нагасаки.

    В 1887 году первую шахту на Хасиме основал семейный клан Фукахори, а в 1890-м остров за 100 000 иен выкупил Mitsubishi, один из самых крупных японских промышленных конгломератов. На снимках конца века Хасима выглядит уже обитаемым, человек активно приступил к освоению его природных богатств.

  • А угля стране требовалось все больше и больше. Рост большой индустрии сопровождался и увеличением аппетитов, как это принято было раньше говорить, агрессивной японской военщины. Успех в китайско-японской (1894—95) и русско-японской (1904—05) войнах лишь разогрел экономику империи.

    Концерн Mitsubishi, обладавший практически неограниченными финансовыми средствами, разработал проект подводной добычи угля на Хасиме. В 1895 году компания открыла новую шахту глубиной 199 метров, еще одну — в 1898 году.

    В конечном итоге под Хасимой и окружающим его морем образовался настоящий лабиринт из подземно-подводных выработок глубиной до 600 метров ниже уровня моря.

  • Пустую породу, извлекаемую из шахт, Mitsubishi использовала для увеличения территории острова. Менеджмент компании уже разработал план строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем из Нагасаки.

  • В конечном итоге площадь Хасимы, во многом отвоеванная у Тихого океана, составила 6,3 га. С запада на восток длина острова составляет 160 метров, с севера на юг — 480 метров. В 1907 году Mitsubishi окружила свою собственность железобетонной стеной, препятствовавшей размыванию ее территории морем и частыми здесь тайфунами.

  • В 1916 году, когда на Хасиме уже добывалось 150 000 тонн угля ежегодно, а его население составляло около 3000 человек, Mitsubishi начала здесь масштабное строительство.

    За 58 лет корпорация возвела тут около 30 многоэтажных жилых домов, госпиталь, школы, детсад, плавательные бассейны, храмы, кинотеатр и клуб для шахтеров. Одних магазинов на острове работало 25 штук.

    Его силуэт наконец начал напоминать линкор Tosa, Хасима получил свое прозвище.

  • На плане отмечены основные объекты острова-линкора, речь о которых пойдет в дальнейшем. 1 — госпиталь, 2 — дом №65, 3 — школа, 4 — комплекс Nikkyu, 5 — «Дом Гловера», 6 — детская площадка, 7 — зона шахт, 8 — кинотеатр.

  • Первым крупным зданием Хасимы стал т. н. «Дом Гловера» (на фото ниже под цифрой 1), названный в честь будто бы проектировавшего его шотландского инженера Томаса Гловера.

    Семиэтажный жилой дом для шахтеров с магазином на цокольном этаже и садом на крыше сдали в эксплуатацию в 1916 году. Это было первое в Японии железобетонное здание таких масштабов.

    Хасима в принципе стал полигоном для испытания нового для страны строительного материала, позволявшего возводить сооружения невиданных ранее масштабов.

  • Квадратное в плане здание с внутренним двором служило одной цели — дать жилье как можно большему количеству рабочих. Стандартная квартира напоминала скорее келью: одна комната площадью 10 квадратных метров с окном и небольшой прихожей. Кухня, ванная и туалет были общими на этаж. По сути это было общежитие в современном его понимании.

  • Спустя два года в центральной части острова появился еще более масштабный комплекс, получивший название Nikkyu. Девятиэтажный колосс в форме буквы E насчитывал 241 столь же скромную, как и у предшественника, комнату.

  • Любое свободное пространство в условиях крайне ограниченной территории старались использовать с толком. В чрезвычайно узких двориках между зданиями и склоном скалы были организованы небольшие скверики для отдыха жильцов.

  • Строительство жилых домов здесь продолжалось даже во время Второй мировой войны, когда в других районах страны оно было заморожено. Топливо по-прежнему было необходимо воюющей империи.

    В 1941 году на Хасиме установили рекорд — добыли 410 000 тонн угля, а в 1944-м Mitsubishi закончила возведение крупнейшего здесь жилого комплекса — т. н.

    «здание №65», 9-этажное П-образное здание на 317 квартир, единственный дом в своем роде, построенный в Японии в первой половине 1940-х.

  • Рядом с ним находится т. н. «перекресток соленых дождей» — одно из немногих мест на острове, которое не достигали волны Восточно-Китайского моря во время тайфунов. Здесь население жилого квартала могло переждать непогоду, прежде чем пересечь открытое ветрам и морю пространство.

  • Неподалеку еще один культовый объект Хасимы — «Лестница в ад». Казавшийся бесконечным местным жителям подъем вел к храму Senpukuji. Непонятно, что казалось обитателям острова более адским — необходимость преодолевать сотни крутых ступенек или последующий спуск в узкие лабиринты улочек города, часто не видевших солнечного света.

  • К храмам на Хасиме относились серьезно — шахтерский труд и сейчас, а в первой половине XX века в особенности, остается крайне опасным занятием. Во время Второй мировой многие из молодых горняков острова были призваны в армию, Mitsubishi заменила их гастарбайтерами из Китая и Кореи.

    По разным подсчетам жертвами беспощадной эксплуатации на шахтах и полуголодного существования стали 1300 привезенных сюда пленников. Кто-то погибал в забое, кто-то умирал от истощения и болезней, бывало даже несчастные бросались с островной стены в отчаянной, в большинстве случаев тщетной попытке добраться до «большой земли».

    И ими, конечно, число погибших на Хасиме за 87 лет горных разработок тут не ограничивалось. На совести у острова и Mitsubishi тысячи жизней.

  • После окончания войны уголь Хасимы по-прежнему был востребован. Экономика Японии начала бурное восстановление уже в мирном русле. 1950-е стали «золотым десятилетием» острова: компания-владелец стала вести бизнес куда более цивилизованно. В шахтерском городке была построена больница, а в 1958 году открылась огромная 7-этажная школа, ставшая последним крупным зданием, возведенным здесь.

  • С первого по четвертый этаж комплекса занимала начальная школа, выше располагались старшие классы. На самом верхнем уровне находились спортивный и актовый залы.

  • Своего пика население Хасимы достигло в 1959 году. На шести с небольшим гектарах острова, из которых только 60% были жилыми, жило 5259 человек. Плотность населения здесь составляла 1391 человек на гектар — в этом смысле у Хасимы конкурентов не было. Это было самое густонаселенное место на планете — жилые кварталы были буквально забиты людьми.

  • Автомобилей здесь, разумеется, не было. Как поговаривали местные жители, из одного конца в другой остров можно было пересечь быстрее, чем выкурить сигарету. Не нужны были даже зонты: запутанный лабиринт крытых лестниц, коридоров и галерей объединял практически все постройки жилых кварталов, позволяя в случае необходимости в принципе не выходить на открытый воздух.

  • Распределение жилья отражало царившую здесь строгую социальную иерархию. Единственный одноэтажный особняк, причем на вершине скалы, с которой когда-то начинался остров, занимал управляющий шахтой Mitsubishi.

    Менеджмент, учителя и врачи жили в относительно просторных двухкомнатных квартирах с собственной кухней и санузлом в отдельных жилых домах. Шахтерским семьям тоже предоставлялась двухкомнатная квартира в 20 квадратных метров, но уже с кухнями, туалетами и душами «на этаже».

    А неженатые шахтеры и сезонные рабочие жили в тех самых первых однокомнатных квартирках на 10 «квадратов», построенных тут еще в начале XX века.

  • Mitsubishi правила на Хасиме железной рукой, установив тут своего рода частнособственническую диктатуру.

    С одной стороны, корпорация обеспечивала шахтеров гарантированным рабочим местом и заработной платой, бесплатным жильем, электричеством и водой.

    С другой — жители острова в принудительном порядке привлекались к общественным работам по содержанию зданий в пристойном виде: уборке общественных помещений и территории.

  • Островное сообщество давало «большой земле» так нужный ей уголь, но в свою очередь его существование целиком и полностью зависело от поставок продуктов, одежды и даже обычной воды.

    До 1960-х здесь не было ни одного более-менее серьезного растения, только в 1963-м материнская компания завезла с острова Кюсю грунт, что позволило разбить на крышах зданий и немногих доступных свободных площадках небольшие скверы, сады и огороды.

    Жители Хасимы получили возможность гулять среди деревьев и выращивать хотя бы какое-то минимальное количество овощей.

  • Будущее Хасимы в начале 1960-х еще казалось безоблачным, но в конце десятилетия с удешевлением нефти добыча угля здесь становилась все более и более нерентабельной.

    Шахты закрывались по всей стране, и маленький остров в Восточно-Китайском море также в конце концов стал жертвой переориентации японской экономики на потребление «черного золота».

    В январе 1974 года Mitsubishi объявила о ликвидации шахт на Хасиме, в марте закрылась построенная 16 лет назад школа, а 20 апреля последний житель острова покинул его на теплоходе. Хасима превратился в призрак.

  • За 87 лет здесь добыли 16,5 миллиона тонн угля, но последние четыре десятилетия остров покинут, а построенные с таким трудом, с использованием малейшего клочка земли здания медленно, но необратимо разрушаются. Брошенный людьми остров-корабль, охраняющий вход в бухту Нагасаки, служит своеобразным монументом истории японского общества.

  • Долгое время его посещение туристами и любителями «заброшки» было категорически запрещено — слишком активно деградировали построенные в первой половине XX века сооружения. Однако с 2009 года власти вновь допускают на Хасиму всех желающих, организовав специальный пешеходный маршрут в небольшой, но безопасной для здоровья части острова.

  • Новую волну интереса к Хасиме подняла последняя серия киноэпопеи о приключениях британского агента 007 Джеймса Бонда. Логово главного злодея, Рауля Сильвы, в фильме «Координаты Скайфолл» (2012) было очевидно вдохновлено именно «островом-линкором» в Восточно-Китайском море, хотя и снималось в павильонах английской студии Pinewood.

  • «Город опустел практически за ночь. Он всех убедил, что на химическом заводе утечка».

  • Энтузиасты предлагают реконструировать весь остров, туристический потенциал которого огромен, организовать здесь музей промышленной истории под открытым небом и даже включить Хасиму в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако, как обычно, все упирается в финансы, ведь бюджет восстановления десятков зданий, многие из которых полуразрушены, трудно предсказуем.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector