Земельный налог при изменении стоимости участка и его нецелевом использовании

Содержание
  1. Нарушения при использовании земельных участков и новое в земельном налоге
  2. Земельный налог за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения может существенно вырасти – Юридическая компания «Особое Мнение»
  3. Нецелевое использование земель: коэффициенты к ставке по земельному налогу
  4. Земельный налог для физических лиц
  5. Кто обязан платить земельный налог?
  6. Определение налоговой базы
  7. Особенности при определении налоговой базы земельного налога
  8. Ставки налога на землю для физических лиц
  9. Льготы по уплате земельного налога
  10. Федеральные льготы
  11. Местные льготы
  12. Что делать если право на льготу возникает или прекращается в середине года?
  13. Налоговое уведомление из ФНС
  14. Расчёт размера налога на землю
  15. Пример расчета земельного налога
  16. Сроки уплаты налогов
  17. Вопросы и ответы по земельному налогу
  18. 1. Как узнать ставку налога конкретно для моего земельного участка?
  19. 2. Могу ли я досрочно исполнить свои обязанности по уплате земельного налога?
  20. 3. Имеют ли право налоговики требовать справку о кадастровой стоимости участка земли?
  21. 4. Когда прекращается обязанность по уплате налога при отчуждении земельного участка?
  22. 5. Какие правоустанавливающие документы служат основанием для признания гражданина плательщиком налога на землю?
  23. 6. Существуют ли какие-либо ограничения по срокам перерасчета земельного налога?
  24. 7. Нужно ли делать перерасчет суммы налога за прошлые налоговые периоды в случае исправления технической ошибки, повлекшей за собой изменение кадастровой стоимости участка?
  25. 8. Как начисляются пени за несвоевременную уплату земельного налога?
  26. 9. Чем грозит неуплата земельного налога?
  27. Земельный налог в 2019 году
  28. Кто платит земельный налог в 2019 году
  29. Расчёт земельного налога
  30. Льготы по земельному налогу
  31. Примеры расчёта
  32. Расчёт налога
  33. Расчёт налога
  34. Расчёт налога
  35. Расчёт налога
  36. Налоговое уведомление
  37. Налоговое уведомление не пришло
  38. Срок уплаты земельного налога
  39. Оплата земельного налога
  40. Как узнать задолженность по налогам
  41. Депутаты предлагают увеличить налог на землю при ее нецелевом использовании
  42. Сумму земельного налога удалось существенно понизить за счет размежевания
  43. Мы выявили несколько видов целевого использования каждого из участков
  44. Правильный подход: разделяй — и плати меньше
  45. ИФНС отложила оптимизацию на полгода
  46. Вид использования новый, а стоимость старая
  47. Земельный налог при разделении одного участка на два с разными видами разрешенного использования — Новости — КонсультантПлюс Свердловская Область

Нарушения при использовании земельных участков и новое в земельном налоге

Земельный налог при изменении стоимости участка и его нецелевом использовании

  • на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

  • на сенокосах не производится сенокошение;

  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

  • на пастбищах не производится выпас скота;

  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

  • свыше 15% площади земельного участка заросло деревьями и (или) кустарниками (на иных видах сельскохозяйственных угодий свыше 30%);

  • свыше 20% площади земельного участка покрыто кочками или заболочено.

    Штраф за неиспользование земли зависит от ее кадастровой стоимости и составляет:

  •  от 0,5 до 1,5 процента такой цены, но не менее 50 000 руб. – для ИП и руководителей организаций;

  •  от 2 до 10 процентов, но не меньше 200 000 руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ).

    Однако применить эти санкции проверяющие вправе, только если вы не используете землю больше трех лет подряд (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2016 г. № 20АП-3698/2016). Если участок простаивал меньше года, Россельхознадзор выпишет лишь предупреждение.

    Земельный налог. Налоговые последствия

    Напоминаем, что налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. п. 1, 2 ст. 390, п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ).

    Сумма земельного налога в общем случае исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ).

    Обратите внимание

    Вобщем случае применяется ставка вразмере 1,5%, нодлянекоторых категорий земельных участков она равна 0,3%, втом числе дляземельных участков, отнесенных кземлямсельскохозяйственного назначения иликземлям всоставе зон сельскохозяйственного использования внаселенных пунктах ииспользуемых длясельскохозяйственного производства.

    Земельный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но не ранее предельного срока представления декларации. Декларация по земельному налогу представляется в налоговый орган также по месту нахождения земельного участка не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 1, 3 ст. 397, п. п. 1, 3 ст. 398 НК РФ).

    Если земельный участок признан уполномоченным органом (Россельхознадзором) неиспользуемым для сельскохозяйственного производства

  • Земельный налог за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения может существенно вырасти – Юридическая компания «Особое Мнение»

    Земельный налог при изменении стоимости участка и его нецелевом использовании

    Сейчас максимальная ставка налога в отношении участков сельскохозяйственного назначения составляет:

    – 0,3% от кадастровой стоимости – если земельные участки используются по своему назначению, например, в качестве пашни, сенокоса, пастбища.

    – 1,5% от кадастровой стоимости – если земельные участки не используются по целевому назначению, например, участок заброшен.

    Руководствуясь статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земельного участка признается нецелевым в случае использования участка не в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель. Следует заметить, что зачастую суды оперируют термином «нецелевое использование земельного участка» также в случае использования участка не в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования.

    В Определение Верховного суда Российской Федерации от 02.08.2016 N 35-КГПР16-12 суд установил, что ответчик, являющийся собственником земельного участка, относящегося к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья), возвел на его территории ангары.

    По словам ответчика, данные строения предназначались для хранения сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем прокурор, обратившийся с исковыми требованиями о сносе данных строений, представил суду доказательства использования ангаров для хранения самолетов.

    В результате суд поддержал доводы прокурора о нецелевом использовании ответчиком земельного участка и обязал снести указанные строения.

    В соответствии с предлагаемыми Министерством сельского хозяйства Российской Федерации поправками у муниципалитета и городов федерального значения будет возможность самостоятельно устанавливать повышающий коэффициент в пределах 33 при исчислении налога в отношении участков, не используемых по целевому назначению, что позволит увеличить размер налога для недобросовестных сельскохозяйственных организаций до 10% от кадастровой стоимости. В январе 2018 года Председатель Правительства Российской Федерации, Дмитрий Медведев поручил ведомствам проработать вопрос установления повышающего коэффициента к земельному налогу.

    Напомним, в целях возвращения сельскохозяйственных земель в оборот в середине 2016 года был принят закон, упрощающий порядок изъятия земельных участков при их неиспользовании или использовании с нарушениями.

    Важно

     Однако такая мера в правительстве рассматривается как крайняя, что обуславливает поиск альтернативных менее радикальных решений и механизмов устранения нарушений.

    Повышение ставки налога будет являться стимулом для таких лиц не только использовать земли, но и воздержаться от возможных злоупотреблений своим правом. 

    Нецелевое использование земель: коэффициенты к ставке по земельному налогу

    Земельный налог при изменении стоимости участка и его нецелевом использовании

    Вопрос: Решением исполнительного комитета было установлено нецелевое использование земельного участка. В результате организацией был исчислен и уплачен земельный налог с применением коэффициента 10.

    Вместе с тем инспекцией МНС после проведения камеральной проверки земельного налога было направлено уведомление о недоплате налога в связи с тем, что, по их мнению, организацией должен был быть применен и повышающий коэффициент 2,5, установленный решением местного Совета депутатов.

    Правомерно ли такое требование?

    Ответ: Да, требование инспекции МНС основано на законодательстве.

    Обоснование: Действительно, право местных Советов депутатов на применение повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога не ограничено применением повышающего коэффициента 10 в связи с использованием земельного участка не по целевому назначению.

    Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, в том числе используемые не по целевому назначению .

    На земельные участки, входящие в состав земель населенных пунктов, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10 .

    Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) (но не более чем в два с половиной раза) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 201-1 НК .

    Областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать (но не более чем в десять раз) ставки земельного налога на земельные участки (части земельного участка), занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества .

    То есть в отличие, например, от применения коэффициента 10 в отношении неэффективно используемых земельных участков при применении десятикратного коэффициента для участков, используемых не по целевому назначению, право применения местными Советами депутатов повышающего коэффициента (до 2,5 раз) не утрачивается и в рассматриваемой ситуации последовательно применяются (умножаются) два коэффициента: 10 и 2,5.

    Следует отметить, что если у плательщика увеличение (уменьшение) ставки земельного налога производится по нескольким основаниям, то в графе 12 части I налоговой декларации (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций указывается произведение всех значений увеличений (уменьшений) ставки .

    Земельный налог для физических лиц

    Земельный налог при изменении стоимости участка и его нецелевом использовании

    Треть бюджета нашего государства формируется за счет налоговых платежей и земельный налог составляет немалую долю этих отчислений. Уплата налога на землю является обязанностью каждого гражданина и регулируется 31 Главой Налогового Кодекса РФ.

    Несмотря на то, что текст указанного закона содержит исчерпывающую информацию о расчете и уплате земельного налога, не каждый способен понять сухой язык юридических терминов. Поэтому в этой статье мы постараемся изложить его суть в более доступной форме, насколько это возможно, разумеется. Итак, приступим.

    Кто обязан платить земельный налог?

    В соответствии со ст. 389 НК РФ налогоплательщиками признаются граждане, владеющие земельными участками, расположенными в пределах субъектов РФ, на территории которых введен земельный налог.

    К плательщикам также относятся лица, имеющие право бессрочного пользования земельным участком либо право пожизненного наследуемого владения.

    Налог на землю не предусмотрен для:

    • Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков, которые заняты музеями-заповедниками, археологическими памятниками, а также другими особо ценными объектами российской и мировой культуры.
    • Земель, принадлежащих лесному фонду.
    • Участков, ограниченных в обороте и занятых государственными водными объектами.
    • Общих земельных участков в составе многоквартирного дома.

    Также налоговый кодекс освобождает от уплаты налога граждан, владеющих землей на праве безвозмездного пользования или по договору аренды.

    В отношении земельных участков, принадлежащих инвестиционным фондам, налогоплательщиками признаются управляющие компании, уплачивающие налог за счет имущества этих же фондов.

    Определение налоговой базы

    Величина земельного налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Налоговая база для физических лиц определяется территориальной ИФНС на основе сведений о кадастровой стоимости, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества.

    Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно на сайте Росреестра или путем письменного запроса в территориальное отделение ведомства. По заявлению налогоплательщика Росреестр обязан предоставить необходимые сведения в течение пяти дней.

    Совет

    Не забывайте что кадастровая стоимость земельного участка определяется не по чьей-то воле, а в соответствии с земельным законодательством РФ.

    Поэтому если вы не согласны с оценкой своего имущества, помните о возможности обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или же сразу в суд — для физических лиц предварительное обращение в Комиссию не обязательно.

    Особенности при определении налоговой базы земельного налога

    Нередки случаи когда земельный участок расположен на пограничной территории и является объектом налогообложения сразу в двух регионах. В таких ситуациях налоговая база определяется по каждому субъекту отдельно и рассчитывается как доля от общей кадастровой стоимости.

    Правила изменения налоговой базы в связи с переоценкой кадастровой стоимости:

    • Если при оценке кадастровой стоимости была допущена ошибка, то перерасчет налоговой базы производится за каждый ошибочно рассчитанный ранее налоговый период.
    • В случае корректировки кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии или определению суда, изменения вступают в сил с периода, в котором гражданин обратился за пересмотром кадастровой стоимости.
    • В остальных случаях изменение налоговой базы в текущем налоговом периоде не производится и новая кадастровая стоимость участка будет учтена только в следующем году.

    Для владельцев общих земельных участков налоговая база распределяется поровну либо пропорционально доле каждого из них в общей долевой собственности.

    Ставки налога на землю для физических лиц

    Поскольку земельный налог является местным налогом, ставки для его расчета устанавливаются нормативными актами региональных властей с учетом ограничений, предусмотренных на федеральном уровне. Максимально допустимые ставки указаны в следующей таблице:

    Налоговая ставкаОбъект налогообложения

    0.3%
    Земли, отведенные для сельскохозяйственного производства, а также участки в населенных пунктах, входящие в состав таких зон при условии использования их по прямому назначению

    Земельные участки, занятые жилыми строениями и объектами коммунального хозяйства, а также территории, запланированные под жилищное строительство

    Участки земли, предусмотренные для садоводства, огородничества, животноводства и прочего личного подсобного хозяйства

    Территории, используемые в целях обеспечения таможенных нужд, обороны и безопасности Российской Федерации

    1.5%
    Прочие объекты налогообложения

    Кроме этого, каждый субъект Российской Федерации имеет право снижать налоговую ставку до 0.1%, а также использовать дифференцированный подход в зависимости от назначения, местоположения и категории земельного участка. Если же величина налоговых ставок на местном уровне не определена, земельный налог рассчитывается по максимальным значениям, указанным в предыдущей таблице.

    В ситуациях, когда период владения земельным участком составляет менее одного года, при расчёте налога используется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев владения к числу календарных месяцев налогового периода.

    Для налога на землю налоговым периодом признается календарный год, а значит, для расчёта коэффициента число полных месяцев владения участком делится на 12.

    Льготы по уплате земельного налога

    По земельному налогу в нашей стране предусмотрены льготы для определенных категорий граждан. Федеральные льготы действуют на всей территории России, а местные – только в пределах отдельных регионов.

    Федеральные льготы

    Полное освобождение от земельного налога предусмотрены для физических лиц, принадлежащих к малочисленным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири. Также земельным налогом не облагаются территории, используемые общинами указанных народов, в целях сохранения их традиционного образа жизни.

    Кроме этого, возможность уменьшить налоговую базу на 10 тыс. рублей предусмотрена для следующих категорий налогоплательщиков:

    • Героев России и Советского Союза, кавалеров ордена славы.
    • Инвалидов и ветеранов боевых действий, в том числе принимавших участие в Великой Отечественной войне.
    • Инвалидов с детства, а также лиц с приобретенной инвалидностью 1 и 2 групп.
    • Граждан, получивших радиоактивное облучение во время катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», а также вследствие ядерных испытаний в Семипалатинске.
    • Физических лиц, состоявших в рядах особых подразделений, которые в условиях повышенного риска принимали участие в испытаниях ядерного оружия и ликвидации последствий использования ядерных установок на военных объектах.
    • Лиц, получивших лучевую болезнь или инвалидность в результате учений, испытаний или других работ, связанных со всевозможными видами ядерных установок, включая космическую технику и ядерное оружие.

    Местные льготы

    На региональном уровне льготы по земельному налогу устанавливаются правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Этими документами субъекты Российской Федерации регламентируют основания и порядок применения льгот для отдельных категорий граждан.

    Например, федеральными законами льготы пенсионерам не предусмотрены, однако местные власти имеют право установить собственный перечень льготников. Поэтому в большинстве регионов существуют льготы для малообеспеченных, пенсионеров и многодетных семей.

    Примеры региональных льгот приведены в следующей таблице.

    Субъект РФЛьготаУсловия предоставления

    Московская область
    50-100%
    Для малообеспеченных граждан с доходом ниже двукратной величины прожиточного минимума

    Ленинградская область
    Налоговая база уменьшается на сумму, не облагаемую налогом — до 100 000 рублей
    Одиноким пенсионерам по возрасту или инвалидности

    Свердловская область
    До 100%
    Не работающим пенсионерам

    Санкт-Петербург
    100%
    Для одного земельного участка, расположенного на территории региона, площадью не более 2500 квадратных метров

    Ростовская область
    До 100%
    Пенсионерам по возрасту

    Более подробную информацию о льготах в конкретном регионе можно узнать в разделе справочной информации на сайте налоговой службы.

    Граждане, попадающие в категорию льготников, должны самостоятельно заявить о своем праве в налоговый орган по месту расположения земельного участка. Порядок и сроки предоставления подтверждающих документов устанавливается нормативными правовыми актами каждого региона, но не позднее 1 февраля следующего за налоговым периодом года.

    На практике процесс получения льготы по земельному налогу реализуется посредством подачи заявления в налоговый орган с приложением подтверждающих документов. Актуальную форму заявления по льготам можно скачать по этой ссылке.

    Что делать если право на льготу возникает или прекращается в середине года?

    В этом случае налог рассчитывается с учетом коэффициента, который определяется путем деления количества полных месяцев отсутствия льготы на общее число месяцев в налоговом периоде.

    Налоговое уведомление из ФНС

    Уплата земельного налога физическими лицами производится ежегодно на основании налогового уведомления, в котором содержатся сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, исчисленной сумме и сроках уплаты налога. Уведомление направляется налоговым органом в адрес плательщика не позднее 30 суток до срока наступления очередного платежа.

    Что делать если письмо с уведомлением не пришло в указанные сроки? В таких случаях налоговики рекомендуют получить уведомление лично, обратившись в инспекцию по месту нахождения земельного участка.

    Для осуществления оперативной сверки и корректировки данных налогового уведомления, ФНС рекомендует использовать возможности личного кабинета налогоплательщика на официальном сайте службы.

    Расчёт размера налога на землю

    Сумма налога на землю определяется по итогам календарного года как установленный правовыми актами процент от налоговой базы с соответствующими корректировками.

    Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв, где

    Кст – кадастровая стоимость земельного участка;

    Д – доля собственности;

    Ст – налоговая ставка;

    Кв – коэффициент владения участком земли.

    Отдельно нужно сказать о повышающих коэффициентах, предусмотренных для земельных участков, приобретенных с целью жилищного строительства.

    КоэффициентКогда применяетсяУсловия возврата налога

    2
    В течение 3 лет с момента регистрации прав на земельный участок
    Государственная регистрация построенного объекта недвижимости до истечения 3 лет с момента покупки земли

    4
    После истечения трехлетнего срока со дня регистрации земельного участка и до момента оформления прав на построенный объект
    Возврат налога не предусмотрен

    Другими словами, если объект строительства будет зарегистрирован в течение 3 лет после покупки земли, излишне уплаченный налог будет возмещен или зачтен в счет оплаты будущих периодов.

    Пример расчета земельного налога

    Ветеран Великой Отечественной войны Григорий Петрович приобрел в собственность половину земельного участка и зарегистрировал его 12 апреля 2017 года. Кадастровая стоимость земельного участка — 12 570 640 р. Область использования земли ограничена ведением личного подсобного хозяйства и облагается налогом по ставке 0,1%.

    Определяем коэффициент владения:

    Кв = 9 мес. / 12 мес. = 0,75

    Григорий Петрович как ветеран ВОВ имеет право уменьшить налоговую базу на размер льготы — 10 000 рублей.

    Подставляем имеющиеся данные в формулу расчета налога:

    Земельный налог за 2017 год = (12 570 640 р. x ½ — 10 000 р.) x 0,1% x 0,75 = 4 706,49 р.

    Земельный налог за 2018 год = (12 570 640 р. x ½ — 10 000 р.) x 0,1% = 6 275,35 р.

    Сроки уплаты налогов

    Точные сроки уплаты земельного налога устанавливаются региональными властями, но не позднее 1 декабря следующего за налоговым периодом года.

    Крайний срок уплаты налога на землю за 2018 год – это пятница 29 ноября 2019 г.

    Оплатить земельный налог можно в любом финансово-кредитном учреждении, но проще всего воспользоваться нашим онлайн-сервисом.

    Вопросы и ответы по земельному налогу

    1. Как узнать ставку налога конкретно для моего земельного участка?

    В первую очередь действующая ставка должна быть указана в налоговом уведомлении. Кроме этого, вы можете воспользоваться специальным онлайн-сервисом на сайте ФНС. Там же можно ознакомиться с документом, устанавливающим порядок расчета и уплаты налога в вашем регионе.

    2. Могу ли я досрочно исполнить свои обязанности по уплате земельного налога?

    Да, вы можете оплатить налог, не дожидаясь уведомления. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение налоговой инспекции по месту расположения земельного участка. С собой необходимо иметь гражданский паспорт и документы, подтверждающие наличие права на землю.

    3. Имеют ли право налоговики требовать справку о кадастровой стоимости участка земли?

    Нет, не имеют. Налоговая служба не может предъявлять дополнительных требований к налогоплательщику и обязана самостоятельно исчислить сумму налога.

    4. Когда прекращается обязанность по уплате налога при отчуждении земельного участка?

    Согласно статье 388 НК РФ налог на землю уплачивают физические лица, имеющие земельные участки в собственности, в бессрочном пользовании либо пожизненном наследуемом владении. В соответствии с действующими российскими законами отказ лица от принадлежащего ему земельного участка не приводит к прекращению соответствующего права.

    В 1-ом пункте 131-ой статьи ГК РФ прописано, что право собственности на недвижимость, а также его возникновение, ограничение, переход и прекращение подлежит обязательной государственной регистрации.

    В качестве официальной даты регистрации подобных прав установлен день внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр.

    Учитывая вышеизложенное, гражданин остается плательщиком земельного налога до момента перерегистрации права на земельный участок.

    5. Какие правоустанавливающие документы служат основанием для признания гражданина плательщиком налога на землю?

    Наличие права на земельный участок подтверждается Свидетельством о гос. регистрации. Выдача таких документов производится уполномоченными органами Федеральной регистрационной службы. Если участок зарегистрирован до 31.01.1998 года, лицо признается налогоплательщиком на основании документов, бывших в обращении до обозначенной даты. Переоформлять бумаги старого образца не требуется.

    6. Существуют ли какие-либо ограничения по срокам перерасчета земельного налога?

    Перерасчет начисленной физическим лицам суммы налога возможен не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих моменту направления корректирующего налогового уведомления.

    7. Нужно ли делать перерасчет суммы налога за прошлые налоговые периоды в случае исправления технической ошибки, повлекшей за собой изменение кадастровой стоимости участка?

    Согласно 1-му пункту 391-ой статьи Налогового кодекса Российской федерации при изменении кадастровой стоимости земли вследствие исправления технических ошибок перерасчет земельного налога осуществляется с периода, в котором была ошибочно определена налоговая база. Следовательно перерасчет за предыдущие налоговые периоды производить нужно.

    8. Как начисляются пени за несвоевременную уплату земельного налога?

    Порядок начисления пени за неуплату будет зависеть от даты получения налогового уведомления. Если налоговая инспекция направила уведомление в установленные законом сроки (за 30 дней до крайней даты уплаты), а налогоплательщик получил его в эти же сроки, то пени начисляются со дня, следующего за крайней датой уплаты налога.

    Если же налоговое уведомление получено плательщиком в более поздние сроки, исключающие возможность своевременного исполнения обязанности, гражданин имеет право уплатить налог в течение месяца со дня получения уведомления, а начисление пеней соответственно начинается по истечении этого срока.

    9. Чем грозит неуплата земельного налога?

    Согласно российскому законодательству налогоплательщик несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее выполнение своих обязанностей. В соответствии со 122-ой статьей Налогового кодекса Российской Федерации неуплата начисленных налогов и сборов, а также неполная их уплата наказываются штрафом в размере 20% от недоимки.

    Земельный налог в 2019 году

    Земельный налог при изменении стоимости участка и его нецелевом использовании

    Земельный налог также как и имущественный является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

    Кто платит земельный налог в 2019 году

    Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

    Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

    Расчёт земельного налога

    Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

    Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

    Кст – кадастровая стоимость земельного участка (её можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).

    Д – размер доли в праве на земельный участок.

    Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

    Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

    Льготы по земельному налогу

    В каждом конкретном регионе РФ для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

    Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

    Примеры расчёта

    Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

    Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей.

    Расчёт налога

    Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

    Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

    В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

    Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

    Расчёт налога

    Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

    Земельный налог за три месяца 2018 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

    где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

    Обратите внимание

    Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

    Его кадастровая стоимость в 2018 году составляет 2 400 385 рублей.

    Расчёт налога

    Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

    Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

    Ветеран боевых действий Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

    Кадастровая стоимость участка в 2018 году равна 2 400 385 рублей.

    Расчёт налога

    Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

    Земельный налог в этом случае будет равен: 7 172 руб. ((2 400 385 руб. – 10 000 руб.) x 0,3 / 100),

    где, 10 000 руб. – льгота, которая предоставляется Петрову И.А. в связи с тем, что он является ветераном боевых действий.

    Налоговое уведомление

    Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

    Налоговые уведомления в 2019 году за 2018 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь.

    В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении, необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

    Налоговое уведомление не пришло

    Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так.

    C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

    Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года. Например, если земля была куплена в 2018 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2019 года.

    Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на приём можно воспользоваться этим сервисом).

    В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него транспортного средства, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение.

    Однако, данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте.

    Важно

    Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика, или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

    За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

    Срок уплаты земельного налога

    В 2019 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2019 года.

    Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Кроме этого налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

    Оплата земельного налога

    Заплатить земельный налог можно при помощи специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

    Для этого необходимо:

  • Заполнить реквизиты налогоплательщика (для безналичной оплаты обязательно должен быть ИНН):

  • Указать вид оплачиваемого налога, адрес местонахождения, категорию земель, тип платежа (сам налог или пени) и сумму платежа:

  • Выбрать способ оплаты. Для оплаты наличными сформируйте платёжное поручение (кнопка – «Сформировать ПД»), после этого его можно распечатать и оплатить в филиале любого банка России:

  • Для оплаты безналичным способом выберите одну из доступных кредитных организаций, после чего вы будете перенаправлены на сайт компании для оплаты налога:

  • Как узнать задолженность по налогам

    Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

    Депутаты предлагают увеличить налог на землю при ее нецелевом использовании

    Земельный налог при изменении стоимости участка и его нецелевом использовании

    В комитет Госдумы России по бюджету и налогам в начале этого года поступил пакет новых законодательных инициатив в налоговой сфере. О наиболее значимых изменениях, которые могут ожидать страну в ближайшем будущем, «СП» рассказал председатель комитета ГДРФ по бюджету и налогам Ю. Васильев.

    – В числе прочего комитет будет готовить к рассмотрению поправки в главу 25 второй части Налогового кодекса по предоставлению налоговых льгот для некоторых инвесторов.

    То есть предполагается расширить Градостроительный кодекс новыми статьями: определенные льготы смогут получить предприниматели, вкладывающие средства в строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры.

    Для стимулирования инвесторов и развития рынка доступного жилья будет также установлено специальное правовое регулирование в отношении определения налоговой базы по налогу на прибыль.

    Причем льготное налогообложение строительной деятельности компании будет засчитываться с 1 января 2007 года по 1 января 2011 года на основе заключенных инвестиционных соглашений между застройщиком и органами государственной власти или местного самоуправления. Законопроектом также предусмотрено, что включаться льготный режим налогообложения будет при расходах на строительство доступного жилья, дорог, мостов, школ, детских садов в течение срока не менее пяти лет (даты при этом определяются налогоплательщиком самостоятельно).

    Одновременно, в п.16 статьи 270 Налогового кодекса вносится уточнение, позволяющее учитывать для льготного налогообложения прибыль организаций, получаемую при строительстве этих объектов, если имеется обязательство по передаче их в муниципальную или государственную собственность и если этот процесс носит безвозмездный характер.

    В конце января наш комитет также рассмотрел поправки в ФЗ «Об объектах культурного наследия народов». Речь идет об ужесточении налоговой ответственности лиц, приобретающих в собственность объекты культурного наследия.

    Проект предлагает установить налоговые льготы в отношении собственников культурного наследия, выполняющих добросовестно требования по сохранению памятников.

    За счет предоставления бюджетных субсидий им будут предоставляться выплаты для сохранения объектов культурного наследия в хорошем состоянии.

    Совет

    Получили путевку в жизнь изменения в ряд законодательных актов в части совершенствования оборота земель сельхозназначения. Я думаю, что это будет весьма актуальным для Ставрополья.

    Законопроект предусматривает введение повышенной ставки земельного налога в размере 1,2% от кадастровой стоимости земельного участка, который не используется по назначению, то есть для сельскохозяйственных работ.

    Ведь на самом деле очень многие владеют земельными угодьями, которые пустуют и прорастают бурьяном. Вот эти нерадивые хозяева и будут облагаться повышенным налогом.

    Думаю, что в первом чтении депутаты скоро одобрят и правительственный законопроект об изменениях в Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в Налоговый и Бюджетный кодексы. Речь идет о предоставлении различных, в том числе и налоговых, льгот высококвалифицированным специалистам.

    Им и членам их семей будет оформлен вид на жительство на срок действия договора. Причем, если срок работы в стране составляет не менее 183 календарных дней, им будет предоставляться налоговый режим по ставке 13%.

    Законопроектом также предусмотрено приобретение иностранными гражданами в территориальных органах миграционной службы патента стоимостью 1000 рублей в месяц. Оплата патента станет авансовой формой уплаты иностранным гражданином налога на доходы физических лиц.

    Надеюсь, что практическая реализация этого законопроекта позволит легализировать трудовую деятельность иностранных граждан и обеспечит дополнительные поступления в бюджеты регионов.

    Сумму земельного налога удалось существенно понизить за счет размежевания

    Земельный налог при изменении стоимости участка и его нецелевом использовании

    Компания, занимающаяся оптовой реализацией нефтепродуктов, столкнулась с резким увеличением суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет. Причиной возросшей налоговой нагрузки стал одномоментный рост кадастровой стоимости земли и ставки земельного налога.

    Руководство компании поставило задачу оптимизировать в рамках закона налоговые издержки за землепользование. Причем сделать это надо было по возможности в максимально сжатые сроки.

    Мы выявили несколько видов целевого использования каждого из участков

    Изучив правоустанавливающие документы компании, мы обнаружили, что ей принадлежит несколько крупных земельных участков с разрешенным целевым использованием «под здания и сооружения производственной базы для организации оптовой торговли нефтепродуктами и объекты благоустройства». Кадастровая стоимость этих участков, соответствующая виду их разрешенного использования, была очень высока, что и привело к значительным издержкам в виде уплаты земельного налога.

    Результаты кадастровой оценки утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (правительством области или кабинетом министров республики).

    Они представляют собой таблицу, где нескольким различным видам разрешенного использования соответствуют разные значения средних удельных показателей кадастровой стоимости, исчисленные в рублях за 1 квадратный метр.

    Обратите внимание

    Таким образом, одинаковые по площади земельные участки, расположенные в одном кадастровом квартале, но имеющие разные виды разрешенного целевого использования, будут иметь совершенно разную кадастровую стоимость. А их собственники будут уплачивать земельный налог, суммы которого могут быть несопоставимы друг с другом.

    У участков производственного назначения — самая высокая кадастровая стоимость. Однако мы провели осмотр участков, в ходе которого выяснилось, что собственно зданиями и сооружениями производственной базы была занята далеко не вся площадь, а лишь относительно небольшая часть. Остальное место занимали различные объекты благоустройства и зеленые насаждения.

    То есть фактически земельные участки использовались не по одному, а по нескольким видам целевого использования. Однако в такой ситуации кадастровая стоимость определяется, исходя из вида использования, имеющего наибольшую стоимость. Это установлено в пункте 2.7.

    1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от15.02.07 №39.

    Правильный подход: разделяй — и плати меньше

    Мы предложили компании провести размежевание принадлежащих ей земельных участков, разделив каждый из них на несколько более мелких. В результате этого объекты, имеющие разное назначение, стали бы располагаться на отдельных участках.

    Так, под зданиями и сооружениями производственной базы должен был остаться земельный участок, площадь которого минимально необходима для эксплуатации этих зданий.

    Те же части земельных участков, на которых были расположены объекты благоустройства и зеленые насаждения, целесообразно было отделить от самой производственной базы в отдельные кадастровые объекты.

    После чего компания должна была обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования участков, указанного в государственном кадастре недвижимости.

    Прежний вид разрешенного использования «под здания и сооружения производственной базы» должен был остаться только у тех участков, которые непосредственно заняты зданиями производственного назначения.

    Остальные же образованные после размежевания участки должны были поменять вид разрешенного использования на «объекты благоустройства» и «озелененные территории».

    В нашем случае земли, имеющие вид разрешенного использования «объекты благоустройства» и «озелененные территории», получили бы после размежевания «нулевую» кадастровую стоимость, что означало фактическое освобождение от уплаты земельного налога. Это законный и безрисковый способ снижения налоговых издержек. И клиент согласился воспользоваться им.

    ИФНС отложила оптимизацию на полгода

    Все необходимые мероприятия по размежеванию участков и последующему внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о новых видах их разрешенного использования были завершены компанией в середине года. В связи с этим встал вопрос: с какого момента можно начинать исчислять земельный налог с учетом произошедших изменений? То есть с какого момента можно начинать экономить — со следующего года или немедленно?

    Мы рекомендовали применять новую «нулевую» кадастровую стоимость земельных участков, образовавшихся после размежевания, с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида их полезного использования. Компания поступила в соответствии с нашими рекомендациями.

    Однако налоговый орган, проведя камеральную проверку декларации по земельному налогу, представленной компанией, не согласился с таким подходом и предложил доплатить земельный налог, а также штрафы и пени. Общая сумма в требовании составила около 3,5 млн руб.

    Важно

    Инспекция руководствовалась положениями пункта 1 статьи 391 НК РФ, согласно которым налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как кадастровая стоимость такого земельного участка на дату постановки его на кадастровый учет.

    Налоговый орган сослался также на письмо Минфина России от18.08.10 №03-05-05-02/66, подтверждающее их позиции. В частности, в нем было указано, что налоговая база определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не может изменяться для целей налогообложения в течение налогового периода.

    В нашей ситуации вновь образованные в результате размежевания земельные участки изначально, на момент постановки на кадастровый учет, имели вид разрешенного использования «под здания и сооружения производственной базы».

    Поэтому, по мнению инспекторов, результатами оптимизации можно будет воспользоваться не ранее следующего года.

    Вид использования новый, а стоимость старая

    Мы не согласились с доводами инспекции и обратились с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Ведь компания не нарушила требование закона об исчислении земельного налога исходя из кадастровой стоимости, установленной на 1 января соответствующего года. Этот довод проверяющих несостоятелен.

    В данном случае кадастровая стоимость земельных участков компании исчислялась путем умножения их площади на эту кадастровую стоимость в каждом кадастровом квартале.

    Постановлением Кабинета министров установлены средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков применительно к соответствующему виду разрешенного использования.

    Эти показатели, соответствующие как первоначальному, так и измененному виду целевого использования, были утверждены одним и тем же постановлением исполнительного органа власти субъекта РФ по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    Поэтому вывод инспекции ошибочен: компания не применяла какую-то новую кадастровую стоимость, которая не была бы утверждена на 1 января текущего года. После изменения вида разрешенного целевого использования земельных участков кадастровая стоимость их определялась исходя из ранее утвержденных показателей. Следовательно, положения пункта 1 статьи 391 НК РФ компания не нарушила.

    В главе 31 НК РФ отсутствуют нормы, регулирующие определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного целевого использования земельных участков.

    Но это не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного целевого использования. На это указал, в частности, Президиум ВАС РФ в постановлении от06.11.12 №7701/12.

    Совет

    В нем содержится оговорка о возможности пересмотра решений арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятых на основании нормы права в ином истолковании.

    Суды при разрешении споров придерживаются позиции Президиума ВАС РФ. В частности, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от01.08.

    13 №А55-29554/2012 сделал вывод, что после внесения сведений о новом виде разрешенного использования земельного участка налогоплательщик имеет возможность самостоятельно исчислить земельный налог по этому участку исходя из его действительной кадастровой стоимости, отраженной в государственном кадастре недвижимости. А в постановлении от30.07.13 №А65-24121/2012 этот же суд, кроме того, отметил, что исчисление земельного налога без учета изменения вида его разрешенного использования не соответствует данным государственного кадастра недвижимости и нарушает права налогоплательщика как собственника земельных участков и плательщика земельного налога.

    Рассмотрев нашу жалобу, вышестоящий налоговый орган принял решение об ее удовлетворении и об отмене решения нижестоящей инспекции.

    Земельный налог при разделении одного участка на два с разными видами разрешенного использования — Новости — КонсультантПлюс Свердловская Область

    Земельный налог при изменении стоимости участка и его нецелевом использовании

    Материалы журнала «Консультант Свердловская область»

    Автор: Брызгалин Аркадий Викторович,

    генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук

    Соавтор: Федорова Ольга Сергеевна,

    заместитель генерального директора Группы компаний «Налоги и финансовое право» по экономическим проектам

    Описание ситуации. У Общества находится на праве собственности земельный участок, относящийся к категории «земли населенных пунктов» и имеющий разрешенное использование для сельскохозяйственного производства. Исходя из кадастровой стоимости и данного вида разрешенного использования Обществом исчислялся и уплачивался земельный налог.

    В 4-м квартале 2014 года проведены кадастровые работы по разделению данного участка на два участка, при этом один из образованных участков сохранил вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», а второй участок получил вид разрешенного использования «для строительства транспортной развязки». При этом в связи с изменением вида разрешенного использования существенно увеличилась кадастровая стоимость 2-го участка (специальной оценки по этим участкам не проводилось, кадастровая стоимость формировалась кадастровым органом на основании утвержденных средних (удельных) показателей).

    Вместе с тем право собственности Общества на первоначальный участок не прекращено, а в кадастровых паспортах на образованные участки указано, что сведения в отношении данных земельных участков носят временный характер и право собственности на них не зарегистрировано.

    Вопрос. Являются ли образованные участки самостоятельными объектами в целях исчисления и уплаты земельного налога? Если да, то какую кадастровую стоимость в отношении этих земельных участков необходимо применять при исчислении земельного налога?

    Ответ. Исходя из положений п. 1 ст. 388, ст. 389 НК РФ, п. 1 и п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», обязанность по исчислению и уплате земельного налога в отношении конкретного земельного участка возникает у налогоплательщика, если:

    • земельный участок сформирован, т.е. определены его границы;
    • участок принадлежит налогоплательщику на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (указанное право должно быть отражено в едином реестре прав на недвижимое имущество).

    В рассматриваемой ситуации органом кадастрового учета в одностороннем порядке (без согласия Общества) были проведены кадастровые работы по разделению единого участка с кадастровым номером 66:41:0511021:823 с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на следующие два участка с разными видами разрешенного использования:

    1) участок с номером 66:41:0511021:1056 с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства»;

    2) участок с номером 66:41:0511021:1057 с видом разрешенного использования «для строительства транспортной развязки», что значительно увеличивает его кадастровую стоимость и налоговые обязательства организации.

    При этом важно, что на настоящий момент право собственности на вновь образованные участки за Обществом не зарегистрировано в установленном законодательством порядке.

    Таким образом, несмотря на то, что в рассматриваемом случае границы вновь образованных участков уже определены, для возникновения обязанности по уплате земельного налога в отношении указанных земельных участков не выполняется второе условие по п. 1 ст. 388 НК РФ – отсутствует зарегистрированное право собственности Общества на указанные земельные участки.

    Кроме того, согласно кадастровым паспортам на вновь образованные участки сведения о земельных участках носят временный характер. Данная отметка соответствует положениям ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.

    2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), согласно которым внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованных объектов недвижимости носят временный характер за рядом исключений, перечисленных в статье.

    Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

    Обратите внимание

    Как указано в ч. 9 ст. 4 Закона о кадастре, такие сведения до утраты ими в установленном Законом о кадастре порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

    Таким образом, в силу прямого указания Закона (ч. 9 ст. 4, ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре), сведения о земельных участках, носящие временный характер в силу отсутствия зарегистрированного на участки права собственности владельца, не являются кадастровыми сведениями и в целях налогообложения не используются (в том числе сведения о кадастровой стоимости таких участков).

    Отметим, что вышеуказанная позиция находит свое отражение и в судебной практике. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.

    2012 по делу № А46-6603/2011 рассмотрена ситуация, когда налогоплательщик исчислил свои налоговые обязательства исходя из сведений о вновь образованных земельных участках, которые были внесены в кадастр, однако носили временный характер, поскольку права на участки не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав. Суд признал неправомерной позицию налогоплательщика и указал, что до регистрации прав на вновь сформированные земельные участки, сведения о которых носят временный характер, Общество обязано исчислять земельный налог исходя из тех данных, которые основаны на существующем праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

    Таким образом, считаем, что до регистрации права собственности на вновь образованные участки Обществу следует исчислять земельный налог в отношении единого земельного участка с кадастровым номером 66:41:0511021:823, исходя из ранее установленной в отношении данного участка кадастровой стоимости.

    По нашему мнению, вновь образованные земельные участки (с кадастровыми номерами 66:41:0511021:1056 и 66:41:0511021:1057) приобретают статус объектов налогообложения по земельному налогу (соответственно, становится актуальной утвержденная в отношении них кадастровая стоимость) только после того, как Общество зарегистрирует право собственности на эти участки.

    Что касается налоговых рисков, то в зависимости от того, зарегистрировано или нет Обществом право собственности на участки, возможны следующие варианты развития событий:

    1) право собственности на вновь образованные участки не зарегистрировано – объектом налогообложения для Общества выступает единый земельный участок (на части участка осуществляется строительство развязки).

    Исходя из имеющейся тенденции на отслеживание фактического характера использования земельного участка вне зависимости от указанного в кадастре вида разрешенного использования участка, у налогового органа могут возникнуть претензии к Обществу по размеру исчисляемого земельного налога в отношении единого участка, поскольку вид разрешенного использования единого участка числится как «для сельскохозяйственного производства», однако часть участка уже используется для строительства дорожной развязки.

    Таким образом, имеет место несоответствие закрепленного в кадастре недвижимости вида разрешенного использования и фактического характера использования единого земельного участка, тем более что такое несоответствие подтверждается и временными сведениями кадастра о вновь образованных участках.

    Не исключено, что налоговый орган может попытаться доначислить Обществу земельный налог в отношении единого земельного участка, беря за основу кадастровую стоимость двух вновь образованных участков с разными видами разрешенного использования.

    Вместе с тем, на наш взгляд, такое доначисление было бы неправомерным, поскольку:

    • во-первых, единый земельный участок используется в соответствии с его целевым назначением и разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства (Общество сдает участок в аренду специализированному предприятию);
    • во-вторых, частичное использование объекта не по целевому назначению производится по инициативе органов власти, разделение участка на два отдельных объекта и закрепление за одним из них вида разрешенного использования «под строительство дорожной развязки» произведено органами власти в одностороннем порядке, без волеизъявления Общества, без выкупа участка в порядке ст. ст. 49 и 55 Земельного кодекса РФ, что свидетельствует о явном нарушении прав Общества и отсутствии у него обязанности по исчислению земельного налога в повышенных размерах.

    Однако судебной практики по данному вопросу, как положительной, так и отрицательной, на сегодняшний день нами пока не обнаружено;

    2) право собственности на вновь образованные участки зарегистрировано – объектами налогообложения для Общества выступают два вновь образованных участка (на одном из участков осуществляется строительство развязки).

    Отметим, что законодатель частично решил вопрос об освобождении от налогообложения участков, на которых находятся дороги общего пользования.

    Так, согласно п. 2 ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.

    Учитывая положения ст.

    Важно

    214 ГК РФ, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности (включены в перечень автомобильных дорог, утвержденный Правительством РФ) или собственности субъектов Российской Федерации (дороги регионального или межмуниципального значения, которые включены в перечень, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) (ст. 5, п. п. 2, 5 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

    В Определении Верховного суда РФ от 26.09.2014 № 305-КГ14-1904 указано, что надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель являются данные государственного кадастрового учета.

    Поскольку спорный участок земель относится к категории земель – земли населенных пунктов с разрешенным видом использования – для застройки микрорайона, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований у заявителя для применения льготы по земельному налогу.

    ФАС Московского округа в Постановлении от 26.06.2014 по делу № А41-9846/12, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 27.12.2013 по делу № А65-10631/2013 отметили, что для освобождения от уплаты земельного налога по ст.

    395 НК РФ земельный участок должен быть включен в перечень автомобильных дорог общего пользования, федерального, регионального или межмуниципального значения, а также включен в Единый государственный реестр автомобильных дорог.

    Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина РФ от 11.08.2008 № 03-05-04-02/44:

    «…считаем, что организации в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения осуществляют уплату земельного налога в общеустановленном порядке»

    Таким образом, исходя из норм законодательства в совокупности с правоприменительной практикой, льгота, установленная п. 2 ст. 395 НК РФ, формально применяется к земельным участкам, на которых уже построены государственные дороги, о чем имеется запись в Едином государственном реестре автомобильных дорог, но не к земельным участкам, на которых еще только ведется подобное строительство.

    Следовательно, в данной ситуации, на наш взгляд, у Общества до окончания строительства дороги и внесения ее в Единый реестр автомобильных дорог формально появляется обязанность по исчислению и уплате налога в отношении вновь образованного земельного участка, на котором осуществляется строительство транспортной развязки.

    Вместе с тем, по нашему мнению, в случае доначисления и взыскания налоговым органом земельного налога у Общества, как в первом, так и во втором случае возникает право предъявить органам власти, в чьем ведомстве находится спорная дорожная развязка, следующие требования (в зависимости от ситуации):

    1) требование о возмещении убытков, причиненных Обществу использованием третьим лицом земельного участка в целях строительства дороги общего пользования, в связи с чем были завышены налоговые обязательства Общества, по Правилам возмещения собственникам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков… (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 262);

    Совет

    2) требование о взыскании неосновательного обогащения в порядке ст. 1102 ГК РФ в размере сэкономленного фактическим землепользователем земельного налога.

    Примеры из судебной практики подтверждают, что неосновательное обогащение в принципе может быть взыскано с фактического землепользователя именно в размере сбереженного им земельного налога (см., например, Постановление ФАС УО от 04.06.2014 № Ф09-2591/14).

    Оцените статью
    Просто о технологиях
    Добавить комментарии

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector