Александр скрябин: биография, интересные факты, творчество

Александр Скрябин: биография, интересные факты, творчество

Александр скрябин: биография, интересные факты, творчество

Александр Николаевич Скрябин

Библейская легенда о Вавилонской башне гласит, что, когда люди захотели достичь небес, в наказание их разобщили.

Попытку объединить человечество и постичь вселенскую суть предпринял Александр Скрябин, но роковая случайность за считанные дни прервала его жизнь, похожую на пылающую комету.

Русский композитор, исключительная личность, которого гениальным называли даже те, кто не был сторонником его смелых новаторских идей. Являясь представителем символизма и обладая цвето-тональным слухом, он первым ввёл такое понятие как «светомузыка».

Обратите внимание

Краткую биографию Александра Скрябина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Скрябина

Александр Николаевич Скрябин родился в Москве 25 декабря 1871 года. Отец его был дипломатом, мать – пианисткой. Шуре исполнился годик, когда его мама, Любовь Петровна, скончалась от чахотки. Воспитанием мальчика занималась семья отца – бабушка и тетя, Любовь Александровна, которая стала и его первым музыкальным учителем.

Несмотря на то, что отец постоянно работал в зарубежных дипмиссиях, они всю жизнь вели теплую переписку, а Александр Николаевич при первой возможности старался навестить отца по месту службы.

Из биографии Скрябина мы узнаём, что в 5 лет Шуринька, как звали его любящие родственники, умел играть на фортепиано.

В 10 лет он был отдан в Московский кадетский корпус, учась в котором, не бросал фортепианные уроки и изучал музыкальную теорию.

Усиленные занятия дали результат – Шура поступает в консерваторию по классам композиции и фортепиано, но выпускается из нее только как пианист. Причина проста – он не сошелся характером с преподавателем композиции и был отчислен из его класса.

Планируя карьеру пианиста, Скрябин много репетирует, берется за сложные вещи и – переигрывает правую руку. С.И. Танеев, с ранних лет знавший Сашу Скрябина, помог организовать поездку на лечение в Германию и Швейцарию.

Рука, действительно, восстановила основные функции для того, чтобы играть на инструменте. Добрый гений Танеева помог композитору опубликовать свои первые сочинения. Кроме того, он рекомендовал Скрябина одному из крупнейших меценатов М.П.

Важно

Беляеву, который пришел в абсолютный восторг от его работ, стал их эксклюзивным издателем и назначил юноше внушительный гонорар.

В 1897 году Александр Николаевич женился на пианистке Вере Ивановне Исакович. Зиму 1897/98 годов молодые провели за границей, где Скрябин писал и исполнял в концертах свои сочинения. В 1898 году у них рождается первая дочь, Римма, в течение 4 последующих лет – еще две дочери и сын. С этого же времени Скрябин – профессор московской консерватории.

Младшему сыну едва исполнился год, когда Скрябин покинул семью ради Татьяны Федоровны Шлёцер. Несмотря на то, что второй союз продлился до конца его жизни, Вера Ивановна так и не дала супругу развод, а трое детей от Шлёцер носили фамилию матери.

С 1903 по 1909 год Скрябин с семьей жил в Италии и Швейцарии, затем – вернулся в Москву. Композитору было 43 года, когда от неудачно вскрытого фурункула развилось заражение крови. Спустя неделю, 14 апреля 1915 года, Александра Николаевича не стало.

Интересные факты о Скрябине

  • Композитор был олицетворением того, что называется творческой натурой – непрактичным и невнимательным. Проверяя точность нотных записей своих сочинений за роялем, он играл музыку, которую ему подсказывал внутренний слух, не обращая внимания на несоответствия в нотном тексте. С корректурой произведений композитору помогал А.К. Лядов. Несколько концертов Скрябина в Париже не состоялись из-за того, что он не смог уладить договорные вопросы. А на конспиративные любовные письма Татьяне Шлёцер забывал клеить марки, поэтому их получали и оплачивали родственники девушки, неодобрительно относившиеся к ее связи с женатым мужчиной.
  • С конца 1890-х годов Скрябин сближается с философом С.Н. Трубецким, мировоззрение которого всецело разделяет. Единственное исключение – Трубецкой считал, что любовь – всемогуща и является основой всего («Бог есть любовь»), а Скрябин – что таковым является искусство.
  • В определенный момент Скрябин понял, что он – Мессия, ему уготован особый путь по спасению человечества через искусство. Этому отчасти способствовала и дата его рождения – 25 декабря.
  • Договор по аренде квартиры на Арбате Скрябин заключил на три года. Срок истек 14 апреля 1915 года, в день его смерти.
  • В финале Седьмой сонаты композитор поместил аккорд из 25 звуков. Для того, чтобы точно его сыграть, необходимы три пианиста.
  • «Прометей» был выбран для исполнения на концерте, посвященном первой годовщине революции 6 ноября 1918 года.
  • По музыке композитора в 1962 году Касьяном Голейзовским в Большом театре был поставлен балет «Скрябиниана».

Две жены музыкального философа

Личная жизнь Скрябина складывалась довольно драматично – родители его первой любви, Натальи Секириной, не дали согласие на их брак. То же произошло и с его второй невестой. Композитор глубоко переживал разрыв этих отношений, когда познакомился с Верой Ивановной Исакович.

Биография Скрябина гласит, что в 1897 году они поженились, в браке родилось три дочери и сын. Супруга стала ему верным другом и неизменным пропагандистом его творчества, но романтических чувств к ней композитор не испытывал.

Они вдруг вспыхнули к его 19-летней ученице, Татьяне Федоровне Шлёцер, которая относилась к нему с обожанием и во время его путешествий по Европе ездила следом. Когда Скрябин с семьей переехал в Швейцарию, он уже принял решение покинуть жену и даже снял неподалеку виллу для Шлёцер.

Последняя проводила у них дни напролет и всячески старалась задеть Веру Ивановну. Окружение Скрябина, на глазах у которого развернулась драма любовного треугольника, отнеслось неодобрительно к новой пассии композитора. Между Скрябиными состоялся финальный разговор, и Александр Николаевич покинул супругу.

Париж, где первоначально обосновалась пара, вскоре оказался им не по карману, и они переехали в итальянский городок Больяско, где сняли три комнаты в доме у железной дороги. Авансы и премии петербургских меценатов почти полностью уходили на содержание первой семьи. Бывало так, что пара заказывала один обед на двоих.

Вскоре Татьяна Федоровна забеременела, о чем Скрябин сообщил и брошенной жене. Летом 1905 года его постигает первая потеря – умирает 7-летняя дочь Римма. Убитый горем отец отправляется в Швейцарию на похороны, а до предела ревнивая Шлёцер забрасывает его письмами, жалуясь на здоровье и умоляя вернуться. В ней живет страх, что горе сблизит бывших супругов.

Этого не случилось, Скрябин вернулся в Больяско, где осенью у него родилась дочь Ариадна.

Даже после рождения ребенка у соперницы, Вера Ивановна категорически отказалась давать развод, обрекая на бесправное и скандальное существование и Татьяну Федоровну, и ее детей.

Кроме того, Скрябина вернулась к своей профессии, начав активную концертную и преподавательскую деятельность.

Она часто исполняла музыку Скрябина, всегда подчеркивая, что является его женой, что крайне болезненно воспринимали все другие участники этой семейной баталии, включая самого композитора.

Совет

В 1908 году родился сын Юлиан, а в 1910 – умер старший сын композитора, семилетний Лев. На сей раз даже эта причина не стала поводом для встречи с бывшей женой, несмотря на то, что они оба уже жили в Москве. В 1911 рождается дочь Марина.

Денег в доме постоянно не хватало, Скрябин писал много фортепианных пьес, чтобы хоть как-то сводить концы с концами, супруга переписывала ноты. Внезапная кончина Скрябина поставила семью перед финансовым крахом. Последнее, что он успел сделать накануне смерти – подписать прошение на имя императора об усыновлении детей от второго брака.

Вера Ивановна этому препятствовать не стала. Так, в 1915 году все трое получили право носить фамилию отца. Татьяну Федоровну это разрешение не касалось.

Юлиан был чрезвычайно музыкально одаренным ребенком, и мать старалась сделать из него творческого наследника и продолжателя дела своего отца.

В Москве мальчик учился в музыкальном училище, затем в 10-летннем возрасте поступил в Киевскую консерваторию. Окончить ему удалось только один курс, летом 1919 года Юлиан утонул в Днепре.

Раздавленная горем Татьяна Федоровна пережила сына только на 3 года, умерев в 1922 от воспаления мозга.

Дочь Ариадна родила 4 детей, во время Второй мировой войны была участницей французского сопротивления и погибла в оккупированной нацистами Тулузе при провале явки на конспиративной квартире в 1944 году. Дочь Мария стала известной театральной актрисой.

Творчество Александра Скрябина

Нет на свете пианиста, который не исполнял бы произведения Скрябина. Наследие композитора объемно – 10 сонат, более 100 фортепианных прелюдий, ноктюрнов, поэм, 5 симфоний.

Обратите внимание

Согласно биографии Скрябина к моменту выпуска из консерватории в творческом списке молодого композитора было уже два десятка сочинений. Одним из самых популярный и по сей день является Этюд до-диез минор. Середина 90-х годов была связана с преодолением проблем с правой рукой.

В этот период рождаются такие уникальные произведения, как Прелюдия и Ноктюрн для левой руки. Тогда же было сформулировано и творческое кредо композитора – единение человека-творца и духа мироздания, вера в возможность искусства преображать людей. Это время прелюдий.

У композитора возникла идея написать прелюдии в каждой тональности. В конечном итоге их собралось 47. Они вышли в издательстве Беляева в 1897 году. 3 января 1896 года Александр Николаевич впервые дает авторский зарубежный концерт – в Париже, несколько дней спустя его ждали Брюссель, Берлин, Амстердам, Гаага и Кёльн.

Публика принимала нового автора восторженно, а критика разразилась одобрительными рецензиями – необычный талант Скрябина был интересен. К концу 19 века произведения Скрябина входят в репертуар ведущих пианистов страны. Его Третья соната подводит итоги первого этапа творческой деятельности.

Развитие таланта требует большего самовыражения. Так, вместе с новым столетием наступает и симфонический период в творчестве композитора.

Симфонии Скрябина – это уже не только музыка, это символизм и философия. С 1900 по 1903 годы композитором были написаны 3 симфонии. Первая – сформировала уникальный скрябинский стиль – его филигранную проработку деталей, тематическую связь всех частей.

Впервые это сочинение было исполнено не полностью, так как имело сложную хоровую часть, текст к которой написал сам автор. После выхода в печати нот Второй симфонии Н.А. Римский-Корсаков назвал Скрябина «великим талантом». Третья симфония, названная «Божественная поэма», считается вершиной творчества композитора.

Программу к произведению, повествующему о развитии человеческого духа, написала Т. Шлёцер. Премьера симфонии прошла в Париже в 1905 году.

Едва отдав переписанные ноты Третьей симфонии в издательство, Скрябин увлекся идеей следующего произведения – «Поэмой экстаза». Работа над ним проходила в самый драматичный период жизни композитора, полный любви, страсти и эротических впечатлений, которые и звучат в этой музыке.

Важно

Это произведение также имеет авторский стихотворный текст. Мировая премьера состоялась в Нью-Йорке в 1908 году, российская – несколькими месяцами спустя.

Последующие годы были наполнены концертной работой, сочинял композитор сравнительно немного, готовясь к следующему масштабному творению – симфонической поэме «Прометей» (Поэма огня).

Легенда о Прометее как нельзя более вписывалась в мировоззренческую концепцию Скрябина о величии человеческих сил, побеждающих тьму, как ее побеждает свет огня. «Прометей» – не программное сочинение, это поэма образа.

Скрябин сформулировал теорию о связи цвета и звука и воплотил ее в своем последнем симфоническом сочинении. Партитура «Поэмы огня» имеет дополнительную нотную строку для светового инструмента Luce.

Помимо него, в исполнении задействованы большой оркестр с органом и солирующим фортепиано и хор, поющий без слов. Премьера прошла в 1911 году в Москве, но без светового сопровождения, поскольку камерный инструмент не работал на большой зал.

В 1915 году в Нью-Йорке «Прометей» был сыгран так, как задумал автор, хотя и не без технических сложностей, оставивших публику несколько разочарованной.

Из последних работ мастера обращают внимание две сонаты – Седьмая («Белая месса») и Девятая («Черная месса»). Последняя пронизана инфернальными образами и темой смерти.

Под занавес своей жизни Скрябин работает над «Мистерией» – уникальным мультикультурным событием для оркестра, света и 7000 певцов. «Мистерия» должна была состояться в специально построенном для нее храме на берегу индийского Ганга.

Готовясь к этому проекту, композитор создает наброски «Предварительного действа», к которому также пишет и текст.

Музыка Скрябина в кино

Совет

Такая яркая биография, как у Скрябина, встречается нечасто и вполне достойна получить свое кинематографическое воплощение. Однако за более чем сто лет, прошедшие со дня смерти композитора, о нем так и не создано ни одного биографического фильма. С другой стороны, имя Скрябина уже принадлежит вечности, поэтому будущие поколения смогут выразить языком кино мир его удивительного таланта.

В качестве саундтреков музыка композитора использована лишь в нескольких фильмах, самые известные из которых: Спасибо за шоколад (2000), Мадам Сузацка (1988), Пьянь (1987).

В творческом мире мало персон, которых даже современники и коллеги называли бы гениями. Скрябин был одной из них. Гениальность его сочинений признавали даже те, кто не понимал его эстетику. Композитора называли символистом, но сама его жизнь стала символом возвышения над обыденностью и нахождения в ее прозе высоких поэтических образов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть фильм о Александре Скрябине

Александр Скрябин

Александр скрябин: биография, интересные факты, творчество

Выдающийся русский композитор Александр Скрябин жил на рубеже XIX-XX веков, и стык времен стал созвучен его революционным музыкальным исканиям. Сейчас Скрябина считают настоящим философом, который мечтал воплотить синтез искусств, когда музыка, архитектура, танец и живопись сольются в единое сакральное действие подлинной “Мистерии”.

Детство и юность

Александр Николаевич Скрябин почти всю жизнь провел в Москве: здесь он родился, мужал, учился и стал прославленным композитором.

Александр Скрябин в детстве / Famous Birthdays

В интеллигентной дворянской семье Скрябиных было много военных людей. Прадед Иван происходил из солдат, но дослужился на флоте до младшего офицерского чина и был пожалован к дворянскому званию.

Его сын Александр сделал военную карьеру в артиллерийском подразделении и вышел в отставку в звании подполковника. Отец будущего композитора, в отличие от братьев, отказался продолжать династическую традицию и решил посвятить себя гражданской службе.

Николай Александрович получил профессию юриста и стал выдающимся дипломатом.

Мать Александра, Любовь Петровна Щетинина – женщина редкой красоты и душевных качеств. К тому же она обладала незаурядными музыкальными способностями и была виртуозной пианисткой.

Композитор Петр Чайковский, сокурсник Щетининой по консерватории, считал ее самой одаренной девушкой класса.

Любовь Петровна давала много концертов, гастролировала и даже за 5 дней до рождения сына выступала на сцене.

Александр Скрябин (в кадетской форме) в Московской консерватории / Сенар

Мальчик родился 25 декабря 1871 года и рано остался без попечения родителей. Мама страдала от чахотки и уехала в 1872 году в австрийские Альпы на лечение. Там она и умерла, дожив до 22 лет.

Дипломатическая карьера отца предполагала длительные заграничные командировки, поэтому сын редко с ним виделся. Заботы о ребенке и его воспитание легли на бабушек и тетю Лизавету Александровну.

Та рано начала прививать мальчику любовь к музыке и стала учить его играть на фортепиано.

Обратите внимание

Александр проявил способности и редкий музыкальный слух, легко подбирая услышанные мимоходом мелодии. А от рояля его было не оторвать. Да и все, к чему лежала душа, Саша делал страстно и увлеченно, науки давались ему легко. В 1882 году мальчик поступил в кадетский корпус, заняв 1-е место среди всех соискателей. В военном заведении ученик не оставлял занятий музыкой.

Документальный фильм “Гении. Александр Скрябин”

Вдохновленный Фредериком Шопеном, в 11 лет юноша написал первые произведения: канон и ноктюрн для рояля.

Тогда же начал брать систематические уроки по игре на фортепиано. Еще не окончив корпус, 16-летний Скрябин становится студентом Московской консерватории.

Имея проблемы с композицией, юноша блестяще окончил исполнительский факультет и удостоился малой золотой медали в 1892 году.

Интересный факт: большая золотая медаль досталась его однокурснику Сергею Рахманинову, который и композиторское отделение закончил на отлично.

Среди педагогов Скрябина были Сергей Танеев, Антон Аренский, Василий Сафонов. Имя выпускника начертано на мраморной доске Малого зала Московской консерватории в ряду великих воспитанников учебного заведения.

Музыка

Начав писать музыку еще в детстве, Скрябин работал в жанрах миниатюр, этюдов, прелюдий и экспромтов. Уже тогда они были полны лиризма и душевных переживаний и позволяли разглядеть почерк будущего мастера.

Александр Скрябин – «Божественная поэма»

В 1894 году в Петербурге прошел первый авторский концерт Скрябина, где молодой композитор исполнял сочинения, которые успел написать к 22 годам.

Выступлению сопутствовал успех, и Александр Николаевич отправился в гастрольный тур по Европе, где его признали самобытным и исключительным музыкантом, в произведения которого заложены интеллект и философия.

Рецензенты писали о нем:

В конце 1890-х Скрябин берется за преподавательскую деятельность, главным образом для того, чтобы обеспечивать растущую семью. На те же годы приходится его духовное созревание как художника. Композитор смотрит на музыку как инструмент передачи последовательной и гармоничной системы мировоззрения.

В начале 1900-х автор берется за написание двух симфоний, и тут рушит каноны жанра, вызывая неоднозначные отзывы критиков, которые отказывались видеть в написанном музыку. В 1905 году состоялась премьера третьей симфонии, получившей название “Божественная поэма”.

Александр Скрябин – «Мистерия»

Здесь автор проявляет себя как драматург, пытаясь запечатлеть в музыкальном произведении эволюцию человеческого духа. Премьера произвела оглушительное действие, поразив публику свободой и стихийностью, и воспринималась не иначе как дверь в новую музыкальную эру.

К композитору приходят слава и всемирное признание, и тот задумывает написать произведение всей свой жизни – “Мистерию”, которая соединила бы воедино искусство всех видов. У мастера уже сложилась свето-цвето-звуковая концепция, которая позволяла ему видеть воплощение звука в цвете.

Глобальному замыслу предшествовало написание крупных музыкальных форм для фортепиано, оркестра и органа. В 1907 году пишется “Поэма экстаза” (первоначально Четвертая симфония), признанная ярчайшим произведением автора. Вслед за ней идет “Прометей” («Поэма огня») (1911).

Александр Скрябин – «Прометей». Исполнение со световой партитурой

В “Прометее” отдельная партия дана свету (Luce).

И хотя премьера прошла без световой партии по причине отсутствия специальной техники, предполагалось, что музыке должна сопутствовать смена цветовых волн, заложенных в партитуре.

Важно

Скрябин отходит от трактовки античного мифа и вкладывает в содержание поэмы конфликт отдельной личности с целой вселенной.

Характерно, что свою творческую задачу композитор видел не в воплощении собственных амбиций, а в сотворении иного мира, где дух сольется с материей и родится вселенная нового уровня.

Личная жизнь

В личной жизни Скрябина были 3 женщины. Первой студенческой любовью и серьезным увлечением стала Наталья Секерина. Несколько лет молодые люди поддерживали горячую переписку, и будущий композитор доверял девушке тайны сердца. Однако родители сочли пылкого странного юношу неподходящей партией для дочери, и этому союзу не суждено было состояться.

Фильм “Александр Скрябин, Вера Скрябина, Татьяна Шлецер. Больше, чем любовь”

С первой супругой Верой Ивановной Исакович Александра Николаевича связала общая профессия: женщина была пианисткой. Пара даже давала в Париже в 1898 году совместный концерт, где звучали сочинения Скрябина.

Незадолго до этого события они стали мужем и женой. Семья жила в Москве, а с 1904 года – в Европе. У супругов родились четверо детей: Римма (1898), Елена, Мария и Лев (1902).

Младший и старший ребенок дожили до 7 лет и безвременно ушли из жизни, оставив в сердцах родителей незаживающую рану.

В 1905 году на похоронах Риммы в Швейцарии супруги увиделись в последний раз. К этому моменту композитор переехал в Италию и жил там с другой женщиной – Татьяной Шлёцер.

Та с юных лет была поклонницей скрябинского творчества и несколько лет искала возможности познакомиться с кумиром. Желание сбылось в 1902 году, и при встрече композитора покорили восторг юной девушки и глубина, с которой она разбиралась в его музыке.

Казалось, Татьяна ясно видит высоту его предназначения, чего Вера Ивановна не демонстрировала.

Александр Скрябин и Татьяна Шлецер в Брюсселе, 1909 / Википедия

Шлёцер брала уроки у Скрябина и всем видом показывала, что боготворит его, разделяя возвышенные взгляды на роль искусства в мире.

3 года пара пыталась скрывать роман, который, однако, всплыл и вызвал бурю осуждения среди друзей и знакомых.

Совет

Вера Ивановна не дала мужу развод, и Татьяна навсегда осталась при Скрябине в роли сожительницы.

Когда в 1910 году в Москве умер сын Лев, композитор не смог присутствовать на похоронах ввиду непримиримой вражды с семьей Исакович. К тому времени Татьяна Шлёцер уже родила возлюбленному дочь Ариадну (октябрь 1905) и сына Юлиана (1908).

Дети Александра Скрябина и Татьяны Шлёцер: Юлиан, Марина и Ариадна / Википедия

В январе 1911 года в семье появилась дочь Марина. Младший сын Скрябина также умер в раннем возрасте, прожив 11 лет и оставив после себя ряд музыкальных сочинений. Старшая дочь от гражданского брака погибла в фашистской Италии в 1944 году, будучи деятельным участником французского Сопротивления.

Семья переехала в Москву и постоянно жила в стесненных обстоятельствах, к чему прибавлялся общий фон осуждения этого неузаконенного союза. Даже родственники Татьяны отворачивались от женщины, не желая иметь с ней никаких дел и становясь на сторону первой жены. После смерти мужа Шлёцер добилась, чтобы детям было разрешено носить фамилию отца. Ей самой было отказано в такой привилегии.

Смерть

Биография композитора заканчивается внезапной смертью. Он был энергичным здоровым мужчиной 43 лет, когда весной 1915 года у него на лице появился болезненный нарыв.

Неосторожность привела к обострению воспалительного процесса, который перетек в сепсис. Операции по удалению очага инфекции не принесли результата.

Общее стрептококковое заражение крови стало причиной смерти, наступившей 14 апреля 1915 года.

Могила Александра Скрябина / Сергей Семёнов, Википедия

Кончине предшествовали недельные мучения. Незадолго до смертного часа мужчина подписал завещание и прошение на имя императора, чтобы ему разрешили усыновить детей. Смерть смягчила официальную вдову композитора, и Вера Ивановна также ходатайствовала за признание детей Шлёцер законными.

Похороны состоялись 29 апреля и сопровождались толпами пришедших проститься. Могила композитора располагается на Новодевичьем кладбище в московских Хамовниках. Дом в Большом Николопесковском переулке, где Скрябин доживал последние годы, носит статус Государственного мемориального музея, где хранятся подлинные вещи, оригиналы рукописей и архивные фото мэтра.

Музыкальные произведения

  • 1888-1890 – 10 мазурок
  • 1893 – Соната №1
  • 1896-1897 – Концерт для фортепиано с оркестром
  • 1898 – «Мечты»
  • 1899-1900 – Первая симфония
  • 1901 – Вторая симфония
  • 1902-1904 – Третья симфония (Божественная поэма)
  • 1903 – “Трагическая поэма”
  • 1904-1907 – “Поэма экстаза”
  • 1905- “Поэма томления”
  • 1909-1910 – «Прометей» (Поэма огня)

Биография Скрябина Александра Николаевича

Александр скрябин: биография, интересные факты, творчество

А. Н. Скрябин – композитор, чье творчество принято рассматривать вне всяких направлений. Хотя, если анализировать именно технику исполнения, его можно отнести к Новой Венской школе. Уникальность произведений этого композитора заключается не только в усложненной гармонии, но и во введении в музыку для лучшей выразительности цвета.

Александр Николаевич Скрябин. Биография: детские годы

Родился Александр в январе 1872 года. Оказать существенное влияние на становление гениальности ребенка его семье не довелось. Мать умерла от туберкулеза, когда Александр был еще маленьким. Отец был адвокатом и почти все время посвящал работе. Мальчик сам научился подбирать услышанные и понравившиеся мелодии на рояле, чем очень поражал окружающих.

Биография Скрябина А. Н.: начальное образование

Отец хотел, чтобы сын учился в лицее. Но сам Александр мечтал о кадетском корпусе. И родные уступили его желанию. В 10 лет он был зачислен в кадетский корпус г. Москвы. В будущем мальчик планировал поступать в консерваторию. В связи с этим параллельно с обучением в корпусе он стал посещать частные уроки музыки у Н. Зверева и С. И. Танеева, известных педагогов Москвы.

Биография Скрябина А. Н.: поступление в консерваторию

Это событие произошло в январе 1888 года, когда юноше уже было 16 лет. Одновременно с этим его приняли в класс фортепиано. Учителем Александра стал дирижер и пианист В. И. Сафонов. Вскоре на Скрябина обратили внимание и товарищи, и педагоги. Вместе с Рахманиновым они подавали наибольшие надежды.

В годы учения Скрябин много сочинял.Почти все написанные в этот период произведения были предназначены для исполнения на рояле. Впервые со своими сочинениями он выступил в 1894 году в Петербурге. Здесь он познакомился с М.

Беляевым, музыкальным деятелем, а через него с Лядовым, Глазуновым, Римским-Корсаковым и другими композиторами столицы.

Биография Скрябина А. Н.: исполнительская деятельность

Она началась во второй половине 1890-х годов, когда композитор выступил с концертами, состоящими из собственных сочинений, во многих городах России, а также за границей. Он посетил Париж, Брюссель, Амстердам, Гаагу. Незадолго до турне Скрябин женился. Его избранницей стала Вера Ивановна Исакович.

Она была пианисткой и выступала вместе с мужем. В 1898 году Скрябин дал согласие на предложение Московской консерватории руководить классом фортепиано, стал ее профессором. В эти годы он создал цикл этюдов, много прелюдий, а также немало крупных произведений для фортепиано. В конце века он обратился к оркестру, посвятил ему много времени.

Общение с членами философского общества, в которое он вступил, чтение соответствующей литературы привело Скрябина к замыслу написания «Мистерий». Отныне они стали главным делом его жизни. В этом произведении композитор планировал объединить в одно целое сразу несколько жанров: архитектуру, танец, музыку, поэзию и др.

В это же время уже было написано две симфонии и велась работа над третьей.

Биография Скрябина А. Н.: выезд за границу

Зимой 1904 года композитор выехал за рубеж на несколько лет. В этом же году он завершил Третью симфонию и весной 1905 года исполнил ее в Париже.

С гастролями Скрябин побывал в Бельгии, Италии, Швейцарии, Франции и даже в Америке. В этот период Александр Николаевич с первой супругой развелся и женился во второй раз на Т. Ф.

Шлецер, которая тоже имела музыкальную подготовку, но пожертвовала всем ради мужа.

А. Н. Скрябин – композитор. Биография: последние дни

Зимой 1915 года композитор дал много концертов, два из них прошли в Петрограде с грандиозным успехом. На апрель было назначено еще одно выступление. Оно оказалось последним.

Сразу после возвращения в Москву Скрябин почувствовал себя нехорошо. На губе выскочил карбункул, нарыв был злокачественным, произошло заражение крови, быстро до высоких показателей поднялась температура.

Александра Николаевича не стало 27 апреля, ранним утром.

Краткая биография Александра Скрябина самое главное

Александр скрябин: биография, интересные факты, творчество

Скрябин Александр Николаевич (1871 – 1915). Русский пианист и композитор, представитель символизма. Александр Николаевич Скрябин – выходец из дворянской семьи, мать композитора, была пианисткой. Обучение в кадетском корпусе, дополняли частные уроки у Канюса и Зверева, известных музыкальных деятелей Москвы.

Закончив в 1892 году консерваторию, с малой золотой медалью, Скрябин выступает в качестве концертирующего пианиста в России, а затем в Европе. С этого времени, начинают публиковаться его музыкальные произведения, композитор становится известным, ширятся связи в музыкальных кругах того времени. Некоторое время Александр Николаевич преподает в консерватории и Екатерининском женском институте.

В начале века, Скрябин покидает Россию. Поселившись в Швейцарии, он занимается концертной деятельностью, в качестве пианиста и дирижера. Пишет музыку.

Его выступления пользуются грандиозным успехом в Европе и Америке, Третья симфония и последовавшие за ней произведения Скрябина, утверждают его, как новатора мировой симфонической культуры.

Обратите внимание

Однако новаторство композитора не ограничивается только музыкальным аспектом. Впервые, он применяет цветомузыку, использовав партию световой клавиатуры в симфонической поэме «Прометей».

Серебряный век, с его мистикой и сверх эмоциональным началом, созвучен ритмам души великого композитора. Возвратившись в Россию в 1910 году, Скрябин приступает к грандиозному замыслу – симфонии «Мистерия», где должны были соединиться музыка, свет, запахи, ритм и магическая энергия, способная изменить человеческое сознание.

Исполняться симфония должна была на берегу Ганга, в древнем храме и по замыслу композитора, была призвана завершить нынешний цикл существования мира.

Напряженный труд постепенно подрывал здоровье творца. Многочисленные произведения, созданные им, хоть и принесли мировую славу, но для того, чтобы обеспечить достойное существование семье, он вынужден много работать, в том числе давая выездные концерты.

Неудачное лечение весной 1915 года приводит к сепсису, и в апреле Скрябин умирает. Последней загадкой остается договор аренды на квартиру – композитор продлил его до мая месяца, хотя всегда это делал до конца года. На изумленный вопрос хозяина, Александр Николаевич ответил, что сделал это по указанию голоса свыше.

Для детей о его творчестве

Интересные факты и даты из жизни

← Вольтер↑ БиографииБрежнева Леонида Ильича →

Александр Скрябин

Александр скрябин: биография, интересные факты, творчество

Александр Николаевич Скрябин (1872 – 1915) – русский композитор и пианист.

Скрябин родился в интеллигентной семье патриархального уклада. Рано умершую мать (кстати, талантливую пианистку) заменила тетя — Любовь Александровна Скрябина, ставшая и его первой учительницей музыки. Отец служил по дипломатической части. Любовь к музыке проявилась у маленького Саши с раннего возраста.

Однако по семейной традиции он в 10 лет был отдан в кадетский корпус. Из-за слабого здоровья Скрябин был освобожден от тягостной строевой службы, что давало возможность больше времени отдавать музыке. С лета 1882 г. начались регулярные занятия по фортепиано (с Г.

Конюсом, известным теоретиком, композитором, пианистом; позднее — с профессором консерватории Н. Зверевым) и композиции (с С. Танеевым). В январе 1888 г. юный Скрябин поступил в Московскую консерваторию в класс В. Сафонова (фортепиано) и С. Танеева (контрапункт).

Важно

Пройдя курс контрапункта у Танеева, Скрябин перешел в класс свободного сочинения к А. Аренскому, однако их отношения не сложились. Скрябин блестяще окончил консерваторию как пианист.

За десятилетие (1882-92) композитор сочинил немало музыкальных пьес, больше всего для фортепиано. Среди них вальсы и мазурка, прелюдии и этюды, ноктюрны и сонаты, в которых уже звучит своя, «скрябинская нота» (хотя ощущается порою воздействие Ф.

Шопена, которого так любил юный Скрябин и, по воспоминаниям современников, прекрасно исполнял).

Все выступления Скрябина-пианиста — на ученическом ли вечере или в дружеском кругу, а позднее — на крупнейших эстрадах мира — проходили с неизменным успехом, он умел властно захватить внимание слушателей с первых же звуков рояля.

По окончании консерватории начался новый период в жизни и творчестве Скрябина (1892-1902). Он вступает на самостоятельный путь композитора-пианиста. Его время заполнено концертными поездками на родине и за рубежом, сочинением музыки; начинают публиковаться его произведения издательством М.

Беляева (богатого лесопромышленника и мецената), оценившего гениальность молодого композитора; расширяются связи с другими музыкантами, например с «Беляевским кружком» в Петербурге, куда входили Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, А. Лядов и др.; растет признание как в России, так и за границей.

Остаются позади испытания, связанные с болезнью «переигранной» правой руки. В зарубежной прессе его называли «исключительной личностью, превосходным композитором и пианистом, крупной индивидуальностью и философом; он — весь порыв и священное пламя».

В эти годы сочинены 12 этюдов и 47 прелюдий; 2 пьесы для левой руки, 3 сонаты; Концерт для фортепиано с оркестром (1897), оркестровая поэма «Мечты», 2 монументальные симфонии с ясно выраженной философско-этической концепцией и др.

Годы творческого расцвета (1903-08) совпали с высоким общественным подъемом в России в преддверии и осуществлении первой русской революции. Большую часть этих лет Скрябин прожил в Швейцарии, но живо интересовался революционными событиями на родине и сочувствовал революционерам.

Все больший интерес проявляет он к философии — вновь обращается к идеям известного философа С. Трубецкого, знакомится в Швейцарии с Г. Плехановым (1906), изучает труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Плеханова.

Хотя мировоззрения Скрябина и Плеханова стояли на разных полюсах, последний высоко оценил личность композитора. Покидая Россию на несколько лет, Скрябин стремился освободить больше времени для творчества, отвлечься от московской обстановки (в 1898-1903 гг.

Совет

он помимо всего прочего преподавал в Московской консерватории). Душевные переживания этих лет были связаны и с изменениями в личной жизни (уход от жены В. Исакович — прекрасной пианистки и пропагандиста его музыки — и сближение с Т. Шлецер, сыгравшей далеко не однозначную роль в жизни Скрябина).

Живя в основном в Швейцарии, Скрябин неоднократно выезжал с концертами в Париж, Амстердам, Брюссель, Льеж, в Америку. Выступления проходили с грандиозным успехом.

Накаленность общественной атмосферы в России не могла не повлиять на чуткого художника. Подлинными творческими вершинами стали Третья симфония («Божественная поэма», 1904), «Поэма экстаза» (1907), Четвертая и Пятая сонаты; сочинены также этюды, 5 поэм для фортепиано (среди них «Трагическая» и «Сатаническая») и др.

Многие из этих сочинений близки «Божественной поэме» по образному строю. 3 части симфонии («Борьба», «Наслаждения», «Божественная игра») спаяны воедино благодаря ведущей теме самоутверждения из вступления.

В соответствии с программой симфония повествует о «развитии человеческого духа», который через сомнения и борьбу, преодоление «радостей чувственного мира» и «пантеизма» приходит к «некоей свободной деятельности — божественной игре».

Непрерывное следование частей, применение принципов лейтмотивности и монотематизма, импровизационно-текучее изложение как бы стирают грани симфонического цикла, приближая его к грандиозной одночастной поэме. Заметно усложняется ладогармонический язык введением терпких и острозвучащих гармоний.

Значительно увеличивается состав оркестра за счет усиления групп духовых и ударных инструментов. Наряду с этим выделяются отдельные солирующие инструменты, связанные с тем или иным музыкальным образом. Опираясь в основном на традиции позднеромантического симфонизма (Ф. Лист, Р. Вагнер), а также П.

Чайковского, Скрябин создал вместе с тем произведение, утвердившее его в русской и мировой симфонической культуре как композитора-новатора.
Остро стоявшую перед композиторами того времени проблему «недостаточности», «узости» тональности Скрябин решает по-своему, усложняя до предела гармонию. Одновременно желаемой выразительности он добился, введя в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.

«Поэма экстаза» — сочинение, небывало смелое по замыслу. Оно имеет литературную программу, выраженную в стихах и сходную по идее с замыслом Третьей симфонии. Как гимн всепобеждающей воле человека звучат заключительные слова текста:

И огласилась вселенная Радостным криком

Я есмь!

Обратите внимание

Обилие в пределах одночастной поэмы тем-символов — лаконичных выразительных мотивов, многообразное их развитие (важное место принадлежит здесь полифоническим приемам), наконец, красочная оркестровка с ослепительно яркими и праздничными кульминациями передают то состояние духа, которое Скрябин и называет экстазом. Важную выразительную роль играет богатый и колоритный гармонический язык, где уже преобладают усложненные и остронеустойчивые созвучия.

С возвращением Скрябина на родину в январе 1909 г. начинается завершающий период его жизни и творчества. Главное внимание композитор сосредоточил на одной цели — создании грандиозного сочинения, призванного изменить мир, преобразить человечество.

Так появляется синтетическое произведение — поэма «Прометей» с участием оркестра громадного состава, хора, солирующей партии фортепиано, органа, а также световых эффектов (в партитуре выписана партия света). В Петербурге «Прометей» был впервые исполнен 9 марта 1911 г. под управлением С.

Кусевицкого с участием в качестве пианиста самого Скрябина. В основу «Прометея» (или «Поэмы огня», как назвал его автор) положен древнегреческий миф о титане Прометее. Тема борьбы и победы человека над силами зла и тьмы, отступающими перед сиянием огня, вдохновила Скрябина.

Он полностью обновляет здесь свой гармонический язык, отступая от традиционной тональной системы. В напряженном симфоническом развитии участвуют много тем. «Прометей — это активная энергия вселенной, творческий принцип, это огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль», — так говорил о своей «Поэме огня» Скрябин.

Одновременно с обдумыванием и сочинением «Прометея» создаются для фортепиано Шестая-Десятая сонаты, поэма «К пламени» и др. В последние годы жизни композитор работал над «Предварительным действом», он записал текст и сочинил музыку, но не зафиксировал ее.

Напряженная во все годы композиторская работа, постоянные концертные выступления и связанные с ними разъезды (нередко с целью материального обеспечения семьи) постепенно подрывали и без того некрепкое здоровье. Скрябин скончался скоропостижно, от общего заражения крови.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Т. Ершова (по материалам сайта belcanto.ru).

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. Н. СКРЯБИНА.

* СИМФОНИЧЕСКИЕ: Концерт для фортепиано с оркестром, фа-диез минор, соч. 20 (1896—1897). «Мечты», ми минор, соч. 24 (1898). Первая симфония, Ми мажор, соч. 26 (1899—1900). Вторая симфония, до минор, соч. 29 (1901). Третья симфония (Божественная поэма), до минор, соч. 43 (1902—1904). Поэма экстаза, До мажор, соч. 54 (1904—1907).

«Прометей» (Поэма огня), соч. 60 (1909—1910).

* ФОРТЕПИАННЫЕ:
10 сонат: № 1 фа минор, соч. 6 (1893); № 2 (соната-фантазия), соль-диез минор, соч. 19 (1892—1897); № 3, фа-диез минор, соч. 23 (1897—1898); № 4, Фа-диез мажор, соч. 30 (1903); № 5, соч. 53 (1907); № 6, соч. 62 (1911—1912); № 7, соч. 64 (1911— 1912); № 8, соч. 66 (1912—1913); № 9, соч. 68 (1911—1913): № 10, соч. 70 (1913).

91 прелюдия: соч. 2 № 2 (1889), соч 9 № 1 (для левой руки, 1894), 24 прелюдии, соч. 11 (1888—1896), 6 прелюдий, соч. 13 (1895), 5 прелюдий, соч. 15 (1895—1896), 5 прелюдий, соч. 16 (1894—1895), 7 прелюдий, соч. 17 (1895—1896), прелюдия Фа-диез Мажор (1896), 4 прелюдии, соч. 22 (1897—1898), 2 прелюдии, соч. 27 (1900), 4 прелюдии, соч.

31 (1903), 4 прелюдии, соч. 33 (1903), 3 прелюдии, соч. 35 (1903), 4 прелюдии, соч. 37 (1903), 4 прелюдии, соч. 39 (1903), прелюдия, соч. 45 № 3 (1905), 4 прелюдии, соч. 48 (1905), прелюдия, соч. 49 № 2 (1905), прелюдия, соч. 51 № 2 (1906), прелюдия, соч. 56 № 1 (1908), прелюдия, соч. 59 '№ 2 (1910), 2 прелюдии, соч.

67 (1912—1913), 5 прелюдий, соч. 74 (1914).

26 этюдов: этюд, соч. 2 № 1 (1887), 12 этюдов, соч. 8 (1894—1895), 8 этюдов, соч. 42 (1903), этюд, соч. 49 № 1 (1905), этюд, соч. 56 № 4 (1908), 3 этюда, соч. 65 (1912).

Важно

21 мазурка: 10 мазурок, соч. 3 (1888—1890), 9 мазурок, соч. 25 (1899), 2 мазурки, соч. 40 (1903).

20 поэм: 2 поэмы, соч. 32 (1903), Трагическая поэма, соч. 34 (1903), Сатаническая поэма, соч. 36 (1903), Поэма, соч. 41 (1903), 2 поэмы, соч. 44 (1904—1905), Причудливая поэма, соч. 45 № 2 (1905), «Окрыленная поэма», соч. 51 № 3 (1906), Поэма, соч.

52 № 1 (1907), «Поэма томления», соч. 52 № 3 (1905), Поэма, соч. 59 № 1 (1910), Поэма-ноктюрн, соч. 61 (1911—1912), 2 поэмы: «Маска», «Странность», соч. 63 (1912); 2 поэмы, соч. 69 (1913), 2 поэмы, соч. 71 (1914); поэма «К пламени», соч. 72 (1914).

11 экспромтов: экспромт в форме мазурки, соч. 2 № 3 (1889), 2 экспромта в форме мазурки, соч. 7 (1891), 2 экспромта, соч. 10 (1894), 2 экспромта, соч. 12 (1895), 2 экспромта, соч. 14 (1895).

3 ноктюрна: 2 ноктюрна, соч. 5 (1890), ноктюрн, соч. 9 № 2 для левом руки (1894).

3 танца: «Танец томления», соч. 51 № 4 (1906), 2 танца: «Гирлянды», «Мрачное пламя», соч. 73 (1914).

2 вальса: соч. 1 (1885—1886), соч. 38 (1903). «Вроде вальса» («Quasi valse»), соч. 47 (1905).

2 Листка из альбома: соч. 45 № 1 (1905), соч. 58 (1910)

«Аллегро аппассионато», соч. 4 (1887—1894). Концертное аллегро, соч. 18 (1895—1896). Фантазия, соч. 28 (1900—1901). Полонез, соч. 21 (1897—1898). Скерцо, соч. 46 (1905). «Мечты», соч. 49 № 3 (1905). «Хрупкость», соч. 51 № 1 (1906). «Загадка», соч. 52 № 2 (1907). «Ирония», «Нюансы», соч. 56 № 2 и 3 (1908).

«Желание», «Ласка в танце» — 2 пьесы, соч. 57 (1908).

Александр Николаевич Скрябин: биография, творчество, музыка (краткое содержание)

Александр скрябин: биография, интересные факты, творчество

Интересные факты из биографии А.Н. Скрябина. Музыка для школы, школьников, учителей. Краткая биография великого композитора.

Мистерия Нового Мира.

“Есть гении, которые гениальны не только в своих художественных достижениях, но гениальны в каждом шаге своем, в улыбке, в походке, во всей своей личной запечатленности. Смотришь на такого – это – дух, это – существо особого лика, особого измерения”. (Константин Бальмонт)

Казалось, что Скрябин пришел в этот мир для того, чтобы показать, что есть музыка и какова ее космическая суть. Он сам был музыкой, ее олицетворением, ее творцом. Выражение Бальмонта «звенящий эльф» очень точно определяет Скрябина не только как гениальную сущность в пространстве музыки, но и его, если можно так сказать, иномирную принадлежность. Его часто называли новатором.

Но выражение Рериха, употребленное по отношению к Чюрленису – «он не новатор, но новый», – относится также и к Скрябину. И как бывает в любом пространстве, в любом времени нашего земного мира, меньшая часть творцов прозрела и по достоинству его оценила, остальные же не приняли или просто не заметили.

Но, несмотря на это, влияние Скрябина на мир музыки ХХ века было мощным и всепроникающим.

Совет

Александр Николаевич Скрябин родился в Москве в декабре 1871 года в состоятельной и благополучной семье. Отец его был дипломатом, мать – пианисткой.

В его жизни было много музыки, много поездок, которые дали ему возможность увидеть и почувствовать другие страны, познакомиться с их культурой.

Его жизнь была цельной, устремленной и наполненной творчеством, без которого Скрябин не мыслил себя как личность.

В 1903 году он покидает консерваторию, подолгу живет в Швейцарии, Франции, Италии, гастролирует с концертами по Европе и Америке. Его удивительное музыкальное творчество, отличающееся тонкостью, богатством и разнообразием тонов, привлекает к нему все большее и большее количество почитателей и поклонников.

Многим становится ясно, что в культурном пространстве планеты появился еще один гениальный музыкант, не похожий ни на кого из предыдущих. Своеобразие и новизна его композиций, совершенная и проникновенная манера исполнения приносят ему славу далеко за пределами России.

Но к этой славе он относился безразлично, к ней не стремился и был равнодушен к мнениям окружающих, беря в расчет лишь те, которые высказывались его друзьями-единомышленниками. Начиная с 1910 года он все реже и реже выезжает на зарубежные гастроли, подолгу оставаясь в Москве. В 1915 году он неожиданно умирает при загадочных обстоятельствах.

Врачи ставят ему диагноз – отравление, но до сих пор твердой убежденности в этом нет. Он прожил всего 44 года, быстро и ослепительно возникнув на небосклоне российской Культуры, чтобы так же быстро и неожиданно исчезнуть за нездешними пределами Космических огней.

Его творчество было наполнено космическим мироощущением, идеями Нового мира и Нового человека.

Чутко внимая Космической эволюции, он стремился преобразить человеческое сознание через духовное действие, чего не делал до него ни один философ или музыкант, ни один художник или поэт.

Для того чтобы осуществить это действие, он пытался слить отдельно существовавшие до этого виды искусства в одну мощную симфонию, заряженную энергетикой Преображения.

Обратите внимание

На его мировоззрение в значительной мере повлияли идеи индийской философии Бхагават-Гиты, Упанишад, а также взгляды Ауробиндо Гхоша и Рамакришны. В 1914 году Скрябин познакомился у Вячеслава Иванова с выдающимся индийским музыкантом и философом Хазрат Инайят Ханом.

Оба сразу же почувствовали симпатию друг к другу и, побеседовав, поняли, что в их взглядах много общего. «Я нашел в нем не только прекрасного артиста, – писал позже Х.И. Хан, – но также мыслителя и мистика.

Он показался мне неудовлетворенным западной музыкой, думающим, как внести нечто из восточной музыки в западную для того, чтобы обогатить последнюю.

Обоими ими владели идеи синтеза, оба они были твердо убеждены, что музыка может влиять на эволюцию человечества и способствовать объединению культур Востока и Запада. Оба стремились превратить свои идеи в соответствующее практическое действие.

Скрябин хотел построить в Индии Храм для исполнения своей Мистерии Преображения и уже вел переговоры о покупке земли для этого. Инайят Хан, в свою очередь, пытался под Парижем воздвигнуть Храм единения всех религий и народов и даже заложил камень в основание его здания.

И тот и другой и в своих идеях, и в своем творчестве опередили время. Они услышали зов эволюции раньше многих творцов и стремились ответить на него.

Скрябин прочно вошел в духовное пространство тех лет, увлекался философией Серебряного века, был близок с одним из наиболее ярких ее представителей Н.А. Бердяевым. На него также оказали сильное влияние идеи теософии. Он тщательно изучал труды ее основательницы Е.П. Блаватской.

В его библиотеке сохранилась «Тайная Доктрина», на полях которой им сделаны многочисленные пометки.

Важно

Возможно, именно в силу последнего обстоятельства его философские идеи были близки Живой Этике, особенно его размышления о роли вибраций, мысли и искусства в Космической эволюции человечества.

Космическая Красота слышалась в произведениях композитора, в его «Божественной поэме», в «Поэме экстаза», в «Прометее» («Поэме огня»).

Его музыка несла на Землю новое космическое мироощущение, в ней звучали Тонкие и Огненные Миры и рождалась энергетика того Нового мира, Новой эпохи, которая была заповедана Земле эволюцией.

Огненная философия его музыки звуком и светом формировала на Планете то энергетическое пространство, которое было необходимо для этого Нового мира и для Нового человека. Это была энергетика духовного Преображения, излучавшая Свет горы Фавор.

Л.В. Шапошникова

Музыкальное произведение А.Н. Скрябина

Видеоролик “Космос Скрябина”. Рассказывает М.С.Казинник

Музыка в семье Рерихов

Музыка для здоровья

Биография Александра Скрябина

Александр скрябин: биография, интересные факты, творчество

Русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин родился 6 января 1872 года (25 декабря 1871 года по старому стилю) в Москве. Его семья происходила из старинного дворянского рода. Отец служил дипломатом в Турции.

Мать — Любовь Щетинина была незаурядной пианисткой, окончила Петербургскую консерваторию у польского пианиста Теодора Лешетицкого, ее дарование высоко ценили композиторы Антон Рубинштейн, Александр Бородин, Петр Чайковский. Умерла от туберкулеза, когда сыну не было и полутора лет. Александр воспитывался тетей, Любовью Скрябиной, увлекшей его игрой на фортепиано.

В пять лет он уверенно воспроизводил на инструменте не только мелодии, но и однажды услышанные несложные пьесы, в восемь начал сочинять музыку, писал также стихи и многоактные трагедии.С 1882 года по семейной традиции Александр Скрябин обучался во Втором московском кадетском корпусе.

Брал уроки фортепьяно у Георгия Конюса и Николая Зверева, изучал теорию музыки под руководством Сергея Танеева, выступал в концертах.В 1888 году, за год до окончания кадетского корпуса, поступил в Московскую консерваторию по двум специальностям: «фортепиано» и «свободное сочинение».

В 1892 году окончил консерваторию с малой золотой медалью по классу Василия Сафонова (фортепиано), получив на выпускном экзамене оценку «пять с плюсом». По композиции Скрябин не получил разрешения сдать экзамен для получения диплома, хотя к моменту поступления в консерваторию был автором свыше 70 сочинений.

После окончания Московской консерватории из-за обострения болезни правой руки, переигранной еще в процессе обучения, Александр Скрябин пережил тяжелый период, из которого ему помог выйти известный петербургский меценат Митрофан Беляев (до конца своих дней был издателем и пропагандистом музыки композитора), отправив Скрябина в 1896 году в турне по Европе.

В 1898-1904 годах Скрябин преподавал специальное фортепиано в Московской консерватории.

Педагогическую деятельность он совмещал с интенсивным композиторским творчеством. Увлекался сочинениями поэтов-символистов. Особое влияние на Скрябина оказала философия Владимира Соловьева, он был также другом философа Сергея Трубецкого.

Посещал философские кружки и литературные диспуты, что привело к рождению собственной философско-художественной концепции «духа творящего», отраженной в Третьей симфонии «Божественная поэма» (1903-1904), «Поэме экстаза» (1905-1907), «Прометее» (1911), фортепианных произведениях.

Совет

Позднее, познакомившись с учением Елены Блаватской, Скрябин увлекся восточными религиозными учениями и пришел к идее синтеза музыки и других видов искусства, возрождающего жанр древней мистерии.

В 1904-1909 годах Скрябин жил за границей, давал концерты в Америке с оркестром под управлением известного венгерского дирижера Артура Никиша. В 1909 году с триумфальным успехом выступил в Москве. В 1910 году Скрябин окончательно вернулся на родину.

Последние годы жизни посвятил в основном фортепианным сочинениям. Поздние произведения Скрябина — сонаты №№7-10, фортепьянные поэмы «Маска», «Странность», «К пламени» так или иначе связаны с идеями «мистерии». Тогда же он сформировал новую систему музыкального мышления, получившую развитие в искусстве ХХ веке.

Скрябин является первым композитором, использовавшим цвето— и светомузыку при создании своих произведений, создавшим таблицу соответствия цветов определенным тональностям.

В 1910 году для симфонического оркестра расширенного состава, фортепиано, органа, хора, света Скрябин написал «Поэму огня» (“Прометей”), которая считается одним из самых значительных его творений.

Впервые поэма «Прометей» была исполнена в 1911 году в Петербурге, партию фортепиано исполнял сам автор.

В 1914 году, в начале Первой мировой войны, Скрябин давал концерты в пользу пострадавших от войны.

В числе сочинений композитора — три симфонии (1900, 1901, 1903-1904); симфоническая поэма «Мечты» (1898); для фортепьяно — 10 сонат, 9 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий, 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы.

27 апреля (14 апреля по старому стилю) 1915 года Александр Скрябин скоропостижно скончался в Москве от заражения крови. В 1916 году по постановлению Городской думы на доме Скрябина была установлена мемориальная доска. В 1922 году в квартире, в которой композитор жил с 1912 года до своей смерти, был открыт Музей Скрябина.

Композитор был женат на пианистке Вере Исакович. В браке были рождены четверо детей. Второй его женой (гражданской) стала Татьяна Шлецер, племянница пианиста Павла Шлецера.

Обратите внимание

Их сын Юлиан Скрябин (1908-1919), учился в Киевской консерватории по классу композиции Рейнгольда Глиэра, несмотря на юный возраст, был многообещающим композитором, но трагически погиб (утонул). Их старшая дочь Ариадна Скрябина (1905-1944) во время фашистской оккупации была бойцом французского Сопротивления, погибла незадолго до освобождения страны.

Младшая дочь Марина Скрябина (1911-1998) была музыковедом во Франции.

Сестра композитора Ксения Скрябина — мать известного проповедника и мыслителя митрополита Сурожского Антония (1914-2003).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Оцените статью
Просто о технологиях
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: