Что такое мелизмы в музыке: форшлаг, мордент, группетто, трель

Содержание
  1. Алексеев Б. Мясоедов А. Элементарная теория муз… Б. Алексеев А. Мясоедов Элементарная теория музыки
  2. Мелизматика – это… Характеристика, особенности, разновидности вокального украшения
  3. Определение понятия
  4. Использование мелизматики
  5. Особенности вокальных мелизмов
  6. Техника исполнения
  7. Разновидности мелизмов
  8. Мордент
  9. Форшлаг
  10. Группетто
  11. Трель
  12. Мелизмы для гитары | Гитаршкола
  13. Аччакатура (форшлаг) — мелизм для гитары
  14. Мордент — гитарный мелизм
  15. Апподжатура — мелизм для гитары
  16. Поворот (группето) — гитарный мелизм
  17. Трель — следующий мелизм для гитары
  18. Группетто
  19. Мелизмы в вокале и музыке – что это?
  20. История орнаментики
  21. Разновидности современных мелизмов
  22. Как научиться владеть техникой мелизма?
  23. Билет№30 Динамические оттенки и их обозначение. Мелизмы (особый способ пения): форшлаг, мордент, группетто, трель
  24. Мелизмы в музыке: основные виды украшений
  25. Что такое трель?
  26. Как исполнять группетто?
  27. Короткий и длинный форшлаг
  28. Мордент перечёркнутый и неперечёркнутый

Алексеев Б. Мясоедов А. Элементарная теория муз… Б. Алексеев А. Мясоедов Элементарная теория музыки

Что такое мелизмы в музыке: форшлаг, мордент, группетто, трель

§ 109.

Транспозиция путем переноса нотного текста на какой-либо определенный интервал

Этим способом пользуются, как правило, при письменной транспозиции, для чего сначала определяется интервал, образуемый между тониками оригинала и тональности, в которую делается переложение, затем выставляются ключевые знаки новой тональности, после чего весь нотный текст переносится на требуемый интервал вверх или вниз с точным соблюдением его ступеневой и тоновой величины. Неключевые знаки в новой тональности при этом будут возникать в соответствии с направлением альтерации в новой тональности.

Разумеется, в любом случае процесс транспонирования музыкального материала не может сводиться — и при исполнении, и при переписке — к чисто механическому переносу его из одной тональности в другую, а непременно должен быть глубоко осознанным в отношении полного соответствия ладовых функций, гармонических средств и тому подобных явлений и все время должен контролироваться музыкальным слухом.Умение свободно транспонировать музыку с листа представляется очень важным для музыканта любой специальности, особенно для музыковедов и композиторов. Существенно также оно и для пианистов, многим из которых после окончания учебы, по всей вероятности, придется заниматься нелегкой концертмейстерской работой и по роду своей деятельности аккомпанировать солистам в удобных для них тональностях.

Глава XII. СЕКВЕНЦИИ

§ 110. Определение. Строение секвенции

Секвенцией называется перемещение какого-либо мелодического или гармонического оборота в восходящем или нисходящем направлении по определенным интервалам (за исключением чистой октавы, когда образуется простое повторение данного оборота, только в другом регистре).

Мелодико-ритмический рисунок и гармоническая основа перемещаемого музыкального материала при этом в основном сохраняются, но всякий раз звучат или на других ступенях, или в других тональностях.

В последнем случае секвенция близка транспозиции и при сохранении ладового наклонения, по сути дела, смыкается с ней.

Оборот, положенный в основу секвенционного перемещения, называется звеном или мотивом секвенции.

Обратите внимание

Минимально он может состоять из двух разных по высоте звуков (в мелодической секвенции) или двух различных аккордов (в гармонической секвенции), но может быть и гораздо более развитым.

Протяженность секвенции в целом (то есть количество содержащихся в ней звеньев) во многом зависит как от внутренней структуры самого мотива, так и от темпа исполнения музыки: если звенья достаточно велики, а темп медленный — их будет меньше (три-четыре), если же звенья короткие, а темп быстрый — их может быть значительно больше. Секвенция может быть образована минимально из двух звеньев.

321 [Andante ( – 76)] П. Чайковский. Симфония № 6, ч. IV

322 [Allegro vivo] П. Чайковский. Симфония № 6, ч. I

Интервал, на который перемещается звено (мотив) секвенции, называется интервалом перемещения (или шагом секвенции). Он определяется соотношением между начальными звуками (аккордами) звеньев. Интервал перемещения может быть постоянным (для данной секвенции) или переменным (то есть изменяться в процессе развития секвенции). Например:

323 [Allegro] Л. Бетховен. Соната № 26, ч.I

324 [Allegro] Л. Бетховен. Соната № 6, ч. I

Обычно перемещение звеньев в секвенциях производится на узкие интервалы (секунду, терцию, кварту), так как перемещение их на широкие интервалы (например, квинту или сексту), что тоже встречается в музыке, будет восприниматься скорее как регистровое сопоставление, нежели собственно секвенция. Впрочем, иногда эффект такого сопоставления возникает и при перемещении на узкие интервалы, например на чистую кварту:

325 Molto allegro Л. Бетховен. Соната № 12, ч. II

В данном случае это обусловлено тем, что секвентному перемещению подвергаются относительно крупные построения — предложения периода, являющиеся не простыми звеньями секвенции, а разделами формы.

В учебных занятиях исполнение заданной секвенции считается законченным тогда, когда она доходит до повторения первоначального звена октавой (двумя, тремя октавами) выше или ниже.

§ 111.

Виды секвенций

По тональному признаку секвенции подразделяются на два вида:

1) тональные (или диатонические) и

2) модулирующие (последние имеют две разновидности — хроматические и транспонирующие).

Тональной называется секвенция, не выходящая за пределы данного лада. Перемещение в ней производится по разным ступеням одной и той же тональности.

Поэтому при сохранении в целом общих контуров мелодико-ритмического рисунка или гармонических оборотов внутри звеньев, тоновая величина встречающихся в них одинаковых по наименованию интервалов (или, соответственно, интервальная структура аналогичных аккордов) то и дело меняется, что, однако, не нарушает целостности самой секвенции.

Модулирующей называется секвенция, в процессе развития которой все время происходят тональные сдвиги.

Важно

Перемещаемые звенья строятся на одних и тех же ступенях разных тональностей.

Различие между хроматической и транспонирующей разновидностями модулирующей секвенции состоит в том, что первая из них развивается по родственным тональностям (то есть по тональностям диатонического родства), во второй же непосредственно сопоставляются самые различные неродственные тональности, так как перемещение делается, как правило, на какой-либо неизменный интервал (например, по малым секундам или большим терциям и т. п. ).

При этом следует иметь в виду, что при перемещении по разновеликим терциям (например, б. 3 — м. 3 — б. 3 —м. 3 и т.д.

) или чистым квартам хроматическая секвенция может в итоге привести к далеким тональностям (по отношению к первоначальной), хотя между соседними звеньями все время будут сохраняться родственные тональные соотношения.

Поскольку среди родственных тональностей есть и мажорные, и минорные, то в хроматической секвенции необходимо делать поправки, соответствующие ладовому наклонению тех или иных звеньев.

В транспонирующей же секвенции ладовое наклонение в звеньях не меняется и, следовательно, повторение первоначального мотива будет абсолютно точным, что, собственно, и определило само название этой разновидности модулирующей секвенции. В приведенных ниже примерах образцы секвенций даны в таком порядке: тональная (диатоническая) и две модулирующих — хроматическая и транспонирующая.

326 Rondo Andante В. Моцарт. Соната № 18, финал

327 Scherzo Assai vivace Л. Бетховен. Соната № 29, ч. II

_B-dur____ __g-moll__ __Es-dur__

328 Lento assai H. P. -Корсаков. Оп. «Кащей бессмертный», к. 3, Колыбельная царевны

по м.3 верх ___________cis- dur____________ ____ E-dur____

________________ _______________Gdur____________

§ 112. Значение секвенцийСеквенции являются одним из самых ярких средств развития музыкального материала и широко используются композиторами, особенно в разделах разработочного характера, для нагнетания (или, наоборот, спада) напряжения, подхода к кульминации и т.д. Само направление секвентного движения имеет существенное значение. Так, восходящие секвенции нередко сопровождаются также усилением звучности, убыстрением темпа и приводят к значительному возрастанию напряжения музыки. Напротив, для нисходящих секвенций более характерно уменьшение динамики, снижение общего уровня напряжения. Впрочем, иногда бывает и наоборот.Встречаются еще (хотя и значительно реже) так называемые сложные секвенции, то есть такие, в которых каждое из звеньев уже само по себе является небольшой секвенцией:

329 Andante non tanto П. Чайковский. Симфония № 6, ч. IV

Глава XIV. НЕАККОРДОВЫЕ ЗВУКИ И МЕЛИЗМЫ. ЗНАКИ СОКРАЩЕНИЯ НОТНОГО ПИСЬМА

§ 113. Неаккордовые звуки

Мелизматика – это… Характеристика, особенности, разновидности вокального украшения

Что такое мелизмы в музыке: форшлаг, мордент, группетто, трель

Искусство и развлечения 10 ноября 2017

Все мы знаем, что такое ювелирные украшения. Притягивающие взгляд, переливающиеся своими гранями, поражающие дизайном и тонкостью работы. А знаете ли вы о не менее красивых украшениях – вокальных? Сегодня мы разберем один из таких образчиков. Поговорим о мелизматике в музыке.

Определение понятия

Термин “мелизматика” произошел от др.-греч. μέλισμα – “песнь”, “напев”. Распространены также такие однозначные ему понятия:

  • Мелизматическое пение.
  • Мелизматический стиль.
  • Мелизматическая структура.
  • Мелизматический распев.

Мелизматика – это распев текста, при котором на один слог слова приходится четыре и более мелодических звуков. Ранее относился к калофонии.

Использование мелизматики

Данные распевы характерны как для религиозных, так и для светских произведений. Мелизматику в голосе можно услышать в следующих сочинениях:

  • Православие: 11 стихир Евангелия.
  • Католический григорианский хорал: аллилуйи, псалмовые стихи градуалов, трактов, объемных респонсориев, версикулы.
  • Византийская музыка: кондак – считается образцом для всего мелизматического стиля.
  • Колоратура светского барокко и классико-романтической эпохи.
  • Современная западная поп-музыка.

Особенности вокальных мелизмов

В вокале мелизматика – это украшение звука, при котором темп песни не изменяется. Главное отличие такого высокотехничного опевания от силлабической (традиционной) певческой манеры, как мы говорили, в том, что несколько нот приходится на один слог.

Задача мелизматики – это украшение мелодии через придание ей большего очарования, превращение песни в более текучую и искусную.

Такой прием характерен и для исполнителей эпохи барокко, и народных певцов (арабский, азербайджанский, армянский фольклор), и современных звезд r'n'b.

Совет

Послушайте Чечилию Бартоли, Арету Франклин, Тину Кузнецову, Кармен Мокси, Бейонсе, чтобы узнать, что такое мелизматика в пении.

Надо сказать, что этот столь старинный прием очень популярен в современной западной музыке, в частности, в ритм-энд-блюзе, соул. Но вместо традиционной применяется несколько другая терминология:

  • riffs – риффы;
  • loops – витки, петли;
  • runs – разбежки;
  • curls – завитки, локоны.

Техника исполнения

Исполнение мелизмов – это опевание каждой из нот звуком с низким и более высоким тоном. Достигается оно малозаметными и короткими движениями горлом. Таким образом певец исполняет мелизмы на связках, чего невозможно достичь, если он не владеет диафрагматическим дыханием.

Поэтому мелизматика – это прием, характерный более для профессиональных исполнителей, нежели новичков: нужен поставленный голос, умение чувствовать ноты, необходимо установить так называемую дыхательную опору.

Лишь после всего этого переходят к овладению этим сложным вокальным украшением.

Еще одна особенность мелизматики: прием не удлиняет, а усложняет композицию. От этого звук во время исполнения данной техники должен проходить через гортань певца не задерживаясь, чтобы опевание нот не снизило скорости исполнения песни.

Разновидности мелизмов

Мелизматика – это техника, имеющая несколько подвидов, каждый из которых имеет определенные правила для исполнения композиции, а также свой знак нотной символики. Разновидности приема следующие:

  • Мордент.
  • Трель.
  • Короткий и долгий форшлаг.
  • Группетто.

Давайте узнаем их получше.

Мордент

Мордент – своеобразное дробление ноты, в результате которого она будто бы рассыпается на три звука. Два из них – основные, а третий – вспомогательный, который, вклиниваясь, дробит звучание.

Вспомогательный звук может быть верхним или нижним (как то положено по гамме). Иногда между ним и основным расстояние сжимается до полутона с помощью бемолей и диезов.

Как играть вспомогательный звук, подсказывает знак мордента: если он перечеркнут, то на секунду ниже, если нет – то выше.

Форшлаг

Форшлаг – один или несколько звуков, которые предшествуют украшающему. Может быть коротким и долгим.

Короткий форшлаг в большинстве случаев состоит лишь из одного звука. Обозначение – маленькая 8-ая нота с перечеркнутым штилем. В тех редких случаях, когда коротких форшлагов несколько, они указываются как маленькие 16-ые ноты. Штиль не перечеркивается.

Долгий (длинный) форшлаг – это один звук, который входит в длительность основного, разделяет с ним время на пару. Обозначение – маленькая нота с длительностью в 2 раза меньшей, чем основная.

Группетто

Группетто называют быстрое исполнение последовательной череды нот, опевание вспомогательным верхним и нижним основного звука. Между ними расстояние в секунду, т.к. это соседние клавиши или звуки.

Этот вид мелизма отмечают завитком, напоминающим перевернутую восьмерку бесконечности. Если исполнение должно начинаться с верхнего вспомогательного звука, то завиток тоже начинается сверху, если с нижнего, то, соответственно, символ начинается снизу.

Еще одна черта: когда символ группетто расположен над нотой, то мелизм исполняется во время всей ее длительности; если между нотами, то его длительность – это вторая половина звучания.

Трель

Трель – быстрое чередование двух коротких звуков, один из которых (обычно нижний) – вспомогательный, а второй – основной. Знак этого мелизма – волнистая линия. Ставится она над основным звуком.

Длина трели равна длине ноты, которую выбрали для исполнения мелизма. Когда она начинается со вспомогательного звука, то перед основным обычно ставится маленькая нота.

Мелизматика призвана придать мелодии легкость, узнаваемую своеобразность, некоторую старинную окраску. Прием является довольно искусным: при его исполнении длительность песни не должна увеличиваться, а звучание должно усложняться.

Мелизмы для гитары | Гитаршкола

Что такое мелизмы в музыке: форшлаг, мордент, группетто, трель

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Мы с Вами уже ни раз касались различных расширенных техник игры на гитаре и способов извлечения. Сегодня я расскажу о технических приемах — мелизмах, которые зачастую применяются при игре на гитаре профессиональными гитаристами, да и не только.

Мелизмы (орнаменты или форшлаги) — это, как следует из самого их названия, разнообразные украшения, добавляемые в музыкальное произведение композитором или исполнителем и соответствующие определенному стилю, историческому периоду и/или традициям.

Большинство орнаментов, возникших в эпоху барокко, продолжали развиваться и широко использоваться в классический и романтический периоды.
Наиболее распространенными мелизмами являются: аччакатура, мордент (верхний и нижний), апподжатура, поворот и трель.

Аччакатура (форшлаг) — мелизм для гитары

Аччакатура (что в буквальном переводе с итальянского означает «вмятина») — вид мелизмов для гитары,  это очень быстрая нота, исполняемая непосредственно перед основной нотой (и обозначаемая маленьким нотным знаком с перечеркнутой вертикальной линией).

Иногда таких нот может быть две или больше, и тогда они составляют двойную или тройную аччакатуру. Эти ноты играются как можно быстрее, чтобы основная нота зазвучала точно в момент, соответствующий ее положению на нотном стане. Если нота аччакатуры находится на одной струне с основной нотой, переход между ними должен быть осуществлен очень плавно.

Мордент — гитарный мелизм

Этот мелизм, название которого происходит от итальянского слова, означающего «кусать, жалить», представляет собой дополнительную ноту, расположенную выше (верхний мордент) или ниже (нижний мордент) основной ноты для ее усиления, придания ей дополнительной остроты.

Играется мордент как легато из трех нот. Оба типа мордента обозначаются особым зигзагообразным символом (изначально представлявшим собой стилизованную букву М), стоящим над нотой, которая должна исполняться таким образом; символ нижнего мордента отличается перечеркивающей его маленькой вертикальной линией.

Если украшенная мордентом нота должна исполняться с диезом или бемолем, отсутствующим при ключе, тогда вспомогательный соответствующий значок ставится над или под символом мордента (в зависимости от того, верхний это или нижний мордент).

Апподжатура — мелизм для гитары

Следующий мелизм для гитары — апподжатура. Еще один итальянский термин, означающий на этот раз «прислоненную» ноту, которая изображается крошечным нотным значком на стане перед основной нотой.

В отличие от более мимолетной аччакатуры, апподжатура забирает ровно половину длительности основной ноты (к которой она «прислоняется») или две трети длительности, если основную ноту сопровождает точка.

Как и все остальные мелизмы, апподжатура должна играться легато, если при этом не происходит смены струн.

Если апподжатура стоит при ноте с лигой, то она целиком забирает на себя длительность звучания первой из связанных нот. Когда апподжатура стоит перед аккордом, она влияет лишь на его верхнюю ноту, звуча вместе с аккордом, а затем заглушаясь его исходной верхней нотой.

Поворот (группето) — гитарный мелизм

Следующий мелизм для гитары, про который хотелось бы рассказать, это группетто — короткий пассаж из четырех нот, применяемый для создания витиеватого перехода от одной ноты к другой. Порядок исполнения нот при повороте следующий: нота выше первой основной ноты, сама основная нота, нота ниже первой основной ноты и опять сама основная нота.

Похожий на завиток символ, обозначающий группетто, может стоять в одном из двух мест: если он записан над первой нотой, поворот выполняется на этот счет; если же он записан после ноты, поворот играется между двумя нотами.

«Перевернутый поворот» (значок которого перечеркнут вертикальной линией) исполняется точно так же, но с одним исключением: начинается он с ноты, расположенной ниже основной.

Трель — следующий мелизм для гитары

Трель представляет собой относительно продолжительное чередование основной (записанной) ноты и ноты выше нее; обозначается она символом tr, часто сопровождаемым волнистой линией (которая обычно указывает длительность звучания трели). Исполняется трель левой рукой как длинные и непрерывные легато.

В музыкальных произведениях классического периода и предшествующих ему (например, Гайдн и Моцарт) трель начинается с верхней ноты. В музыке более поздних эпох трель традиционно начинается с нижней ноты. В большинстве современных произведений (начиная с XX столетия) обозначение трели сопровождает маленькая нота, подобная аччакатуре, указывающая, с какой ноты начинать трель.

Как и у мордента, если верхнюю ноту требуется исполнять с диезом или бемолем, на это указывает соответствующий вспомогательный значок, стоящий над символом трели. Иногда трель может заканчиваться поворотом — во избежание путаницы это обычно специально указывается на нотном стане.

Обратите внимание

Один из способов исполнения трели на гитаре состоит в том, чтобы играть две ноты на соседних струнах. В этом случае они могут играться пальцами m и р или а, m, i и р, когда а и i играют на верхней струне, а m и р — на нижней.

Надеюсь, материал доступно выложен. У кого остались вопросы или есть чем дополнить список мелизмов для гитары, пишите в комментарии ниже.

Группетто

Что такое мелизмы в музыке: форшлаг, мордент, группетто, трель

Одно из наиболее мелодичных украшений, группетто (gruppetto), известное ещё с давних времен, представляет собой поочередное опевание основного тона с помощью верхнего и нижнего вспомогательных звуков.

В зависимости от исторического периода и национальной традиции (равно как и индивидуальной композиторской или исполнительской школы) группетто могло исполняться по-разному. Поэтому, рассмотрение этого украшения, как и предыдущих украшений, не может выполняться в отрыве от исторического и национального контекста.

К сожалению, эта методологически важная установка зачастую не учитывается, в особенности в работах, предназначенных для сравнительно широкого круга читателей.

В Предисловии Муффата способ исполнения группетто и названия этого украшения на различных языках представлены по сравнению с другими украшениями менее полно. Поэтому, будут шире приведены различные варианты исполнения и обозначения группетто в тот период. 

«Involutio» (лат. – завиток) обозначается следующим знаком: ; «die Involution oder» (нем.: завиток или обматывание); «l’Involtura» (итал.); «l’Involution, agrément» (фр. завиток, украшение). Способ исполнения объясняется так (по французскому варианту текста, с.

49): «Инволюция [то есть: соединение, слияние], называемое некоторыми “украшение’ [agrément] – это некий другой вид кулеман [coulement: то есть, шляйфер, которое охватывает в форме круга три клавиши [в немецком варианте – в форме креста] [и исполняется] иногда просто ([как в примере] Gg), иногда вместе с трелью ([как в примере] Hh)». Термин coulement используется Муффатом в разных значениях: для названия знака легатной лиги, для связного исполнения и для украшения, называемого сейчас шляйфером; в данном случае, с наибольшей вероятностью, имеется в виду последнее.

Как видно из примера 15, самое обычное на первый взгляд украшение трактуется Муффатом (согласно манере Люлли) не совсем привычно.

Непривычным является то, что в виде основного варианта группетто Муффат предлагает украшение, размещенное не над определенной нотой (иначе говоря, относящееся к определенной ноте), а такое, которое написано между нотами. Необычным является здесь и то, что перед исполнением группетто значится пауза.

Важно

Обращает на себя внимание и то, что нота «ре», записанная в виде восьмой длительности, исполняется как шестнадцатая, таким образом, точка рядом с нотой до трактуется как двойной пунктир, а в группетто с предваряющей трелью эта восьмая нота превращается в тридцатьвторую! В целом, эти ритмические изменения успешно вписываются в концепцию французской традиции “Les Notes Inégales”, также получившую объяснение в его Предисловии.
Что касается звуков, составляющих расшифровку группетто, то они традиционные для конца XVII в. и также традиционны почти для первых трёх четвертей XVIII в.: группетто начинается с верхнего вспомогательного звука и заканчивается основным
Согласно этой традиции группетто расшифровывается в таблице д’Англебера, Фр. Куперена, И. С. Баха, Марпурга и многих других музыкантов (см. пример 16а, б, в, г). Но, вначале ещё несколько слов о терминологии.

Укажем, что в примере с расшифровкой группетто ученика де Шамбоньера  д’Англебера мы позволили себе в квадратных скобках написать ещё слова «Double cadence», так как ряд украшений, включающих группетто значатся у него под названиями “Double cadence, autre, sans tremblement” (см. его таблицу), то есть, «двойной каданс, другой [вид], без трели».

Если внимательно вчитаться в содержащиеся в таблице украшений д’Англебера названия и расшифровки, то станет ясным, что в связи с группеттообразными украшениями для современного читателя многое будет вызывать вопросы. Так трель называется у него как “Tremblement”, в то же время как составное украшение, представляющее собой трель в соединении с группетто – Double cadence (пример 17б; здесь cadence является трелью).  

Добавим, что начальная часть этого составного украшения «Double» [то есть группетто] в отличие от (обычного) группетто (пример 16а) расшифрована так, как у его учителя де Шамбоньера, то есть, начиная с основного звука, спускаясь на три звука вниз и возвращаясь вновь – к основному звуку (пример 17а). Но у последнего словосочетанием Double cadence назван специфический тип группетто, имеющийся у де Шамбоньера, а не группетто с трелью (примеры 17 a и b). Одно и то же название Double cadence учитель и ученик употребляют в разных значениях. Как видим, даже если обратиться лишь к нескольким музыкантам того времени, всё выглядит весьма запутанно. Себастьян Бах решил назвать группетто термином cadence, то есть так, как во Франции зачастую называли трель, и расшифровал это украшение в отличие от всех других музыкантов – тридцатьвторыми длительностями. Со своей стороны Куперен назвал группетто так, как у д’Англебера, а именно словом Doublé, и это название в основном получило наибольшее распространение во Франции. Что касается Марпурга, то он назвал группетто доппельшлагом (Doppelschlag – буквально двойной удар). Именно это название стало наиболее часто использоваться немецкими музыкантами.

Карл Филипп Эмануэль Бах посвящает большую часть раздела, относящегося к орнаментике, группетто. Приведем лишь основные положения.
Бах связывает выбор ритма исполнения группетто с характером музыки и с темпом. В нотном примере, приводимом в Приложении к его трактату, это показано следующим образом (см. пример 18а).

Из приведенного примера 17а видно, что знак группетто может писаться также и в вертикальном положении (см. ту часть примера 17а, что обозначена звёздочкой в скобках).

Далее, Бах, очевидно впервые, вводит обращенный знак и исполнение группетто (см. пример 17б).

Этот знак обращенного группетто и способ его исполнения он рекомендует в разделе, посвященном объяснению шляйфера (Бах 1753, 108).

Совет

Особым образом, по мнению Баха, следует исполнять группетто в контексте с форшлагом, написанным на той же высоте (см. пример 18а). В таком случае получается новый для того времени вид группетто, который начинается с основной ноты (Бах 1753, 79/[97], § 34; пагинация в трактате Баха здесь перепутана).

Вероятно такой способ исполнения группетто уже был в практике, но графического способа его обозначения не было. Бах специально подчёркивает далее, что данное группетто нельзя путать с тем, что написано между двумя нотами (см. вторую часть примера 18б).

Этот вид группетто он классифицирует как разновидность праллирующего группетто (об этом украшении см. ниже в основном разделе о пральтриллере). Из расшифровки данного украшения берётся только та её часть, которая состоит из быстрых нот (без предшествующей повторяемой ноты).

В примере 18в эти ноты отмечены нами квадратной скобкой, которой, разумеется, у Баха нет). 

Как и у Муффата, у Баха (1753, 90, § 21) группетто в контексте пунктирной фигуры может изменять ритм исполнения ноты после точки и превращать её в более короткую (см. пример 19а, (2)).

Такое же ритмическое сокращение относится и к двум нотам, написанным после ноты с точкой (см. пример 19а, (3))  В третьем издании трактата 1787 г.

, 67, § 24 Бах добавляет, что в контексте пунктирной фигуры в исполнении может возникать необходимость отделить паузой группетто от ноты, написанной после точки (пример 19б), и Бах предлагает новый способ обозначения.

Однако, такой способ расшифровки группетто с паузой существенно отличается от предложенного Муффатом.

У последнего (пример 17) пауза в исполнении отделяет первую ноту пунктирной фигуры от последующего начала группетто, а у Баха – паузой отделяется вторая (короткая) нота пунктирной фигуры от исполняемых звуков группетто. В результате, заключительная часть группетто встречающегося в контексте пунктирной фигуры становится очень рельефной.

Обратите внимание

            В изложенных материалах данного общего раздела переданы лишь самые важные и необходимые каждому музыканту, обратившемуся к старинной музыке, сведения об исполнении форшлагов, трелей, мордентов и группетто эпохи Фр. Куперена, И. С. Баха и его старшего сына Филиппа Эмануэля.

В целом же не рассмотренными остались не только очень многие работы  авторов, писавших тогда на тему орнаментики и очень многие таблицы с расшифровкой украшений, не только многочисленные сведения, относящиеся к расшифровкам названных украшений, но и характеристики эмоционально-художественного аспекта исполнения и того, где музыканты (композиторы и исполнители) должны, а в других случаях – могут, вводить импровизационно тот или иной мелизм.

Ниже с достаточной мерой детализации будет рассмотрен вопрос об исполнении пралльтриллера Карла Филиппа Эмануэля Баха и многие другие связанные с этим украшением мелизмы.

Мелизмы в вокале и музыке – что это?

Что такое мелизмы в музыке: форшлаг, мордент, группетто, трель

Что делает мелодию красивее? Добавляет особенный почерк и стиль, делает переливчатой и ласкающей слух? Конечно, мелизмы, или фиоритуры. Фигуры, добавляющие к звуку «соловьиные трели», добавочные тона, которые используются при игре на музыкальных инструментах и в пении. Наверное, каждый музыкант любит украшать своё исполнение фиоритурами, чтобы звук лился мягче, душевнее, эмоциональнее.

Кто придумал мелизмы и их обозначения? Как они вошли в музыкальный обиход и поселились практически в каждом классическом произведении? Какие бывают разновидности мелизмов для разных музыкальных инструментов и человеческого голоса?

История орнаментики

Орнамент – это украшение в виде узора на предметах или стенах здания, на оружии и даже на теле человека. Он призван сделать связанную с ним поверхность особенной, выполнить тематический акцент.

Такие же орнаменты музыканты издревле решили делать в своих мелодиях, только не красками и камнями, а звуками.

Такое «прихорашивание» музыки вспомогательными тонами назвали орнаментированием, а учение о способах и приемах украшения – орнаментикой.

Традиционно орнаментика связывается с импровизацией.

Это позволяет выстроить немудреную цепочку эволюции от вольной орнаментики в народном музыкальном творчестве до средневекового импровизированного дисканта и диминуций эпохи Возрождения.

Однако церковная музыка не очень располагает к «соловьиным трелям» и предпочитает строгое следование канонам, поэтому решим, что отправной точкой развития истории мелизмов стал XVI век в Италии.

Мелизматический вокал в классическом исполнении иллюстрирует американская оперная дива Joyce di Donato. Итак, ария Элен «Tanti affetti» из оперы «Дева озера» Дж. Россини:

Гуманизм и антропоцентризм того времени, интерес к глубоким душевным переживаниям человека и тяга к красоте привели к распространению мелодических украшений в музыке.

Важно

Именно из ренессансной техники «выкристаллизовались» мелизмы, которые мы используем и поныне. Большую популярность имели музыкальные орнаменты в произведениях для клавесина.

Из-за специфического устройства этого инструмента звуки, извлекаемые музыкантом, быстро затухали. Мелизмы позволяли продлить звучание, сделать его более льющимся.

Разновидности современных мелизмов

Основные виды мелизмов:

  • Трель. Быстрое повторяющееся чередование двух коротких звуков. Дополнительная нота, с волнистой линией, обозначается на нотном стане над основной. Именно этот мелизм сильнее всего напоминает пенье птиц. Слово «трель» используется и для обозначения недолгого мелодичного звука.
  • Форшлаг. Стоит на нотном стане непосредственно над основной нотой и исполняется за счет её длительности. Бывает короткий – один звук, и длинный – несколько звуков.
  • Группетто. Самое сложное, но и красивое, музыкальное дополнение. Суть в том, что основная нота «расширяется» верхними и нижними вспомогательными звуками. Обознается завитком по типу математической бесконечности.
  • Мордент. Чередование основного звука со вспомогательным. На него указывает линия, напоминающая кардиограмму человека под наклоном.
  • Вибрато. Изменение высоты или тембра звука, обозначается плавной волнистой линией.

Вокал, фортепиано, скрипка, гитара – мелизмы присутствуют в обиходе любого музыканта. Самое любимое мелодическое украшение гитаристов – апподжатура, это «прислоненная» нота, похожая на форшлаг, однако более длительная.

Как научиться владеть техникой мелизма?

Овладение мелизмами в совершенстве – непростая задача. Главное правило для музыкантов – многочасовые упражнения и развитие техники, скорости игры.

Вокалистам, чтобы владеть спецификой опевания нот, необходимо тренировать и укреплять связки, развивать дыхание при помощи диафрагмы.

(1

Билет№30 Динамические оттенки и их обозначение. Мелизмы (особый способ пения): форшлаг, мордент, группетто, трель

Что такое мелизмы в музыке: форшлаг, мордент, группетто, трель

Итальянские термины
Обозначение
Произнесение
Значение

mezzo piano
mp
меццо пиано
не очень тихо

piano
p
пиано
тихо

pianissimo
pp
пианиссимо
очень тихо

piano—pianissimo
ppp
пиано пианиссимо
предельно тихо

mezzo forte
mf
меццо форте
не очень громко

forte
f
форте
громко

fortissimo
ff
фортиссимо
очень громко

fortefortissmo
fff
форте фортиссимо
предельно громко

Различные варианты громкости в музыке образуют динамические оттенки.

Для изменения силы звучания служат crescendo (cresc) — крещендо, усиливая;

Diminuendo (dim) — диминуэндо – «уменьшая», ослабляя силу звука.

Мелизмами называются мелодические фигуры, украшающие основные звуки мелодии. Они исполняются по времени за счет предыдущей длительности или за счет длительности украшаемого звука, и поэтому их временные доли не входят в сумму основных долей данного такта.

Мелизмы образуются при помощи вспомогательных звуков, отстоящих главным образом, на секунду от основного звука. В нотном письме мелизмы обозначаются особыми знаками или нотами мелким шрифтом.

Форшлаг встречается 2-х видов:

а)долгий(характерный для музыки 18века.) звук, лежащий обычно секундой выше или ниже основного звука мелодии и исполняемый за счет длительности последнего.

Пишется: Исполняется:

Форшлаг — от нем.– «предудар».

б) короткий форшлаг — звук, лежащий на любом расстоянии выше или ниже основного звука мелодии. В отличие от долгого форшлага короткий исполняется как наименьшая доля последующего или предыдущего звука. Обозначается мелкой нотой (чаще всего – восьмой) с перечеркнутым штилем.

Возможны 2 способа исполнения короткого форшлага:

Пишется:

Исполняется:

Короткий форшлаг может состоять не только из одного, но и из двух и более звуков, например:

Пишется:

Исполняется:

или

Мордент — итал. – колючий, острый, представляет собой оборот из 3-х звуков: основного, вспомогательного и основного.

Мордент исполняется всегда только за счет длительности основного звука, причем меньшая часть начала длительности приходится на первый и второй звуки, большая часть (не менее половины) на третий звук:

Пишется:

Исполняется:

или

Перечеркнутый мордент отличается тем, что в нем участвует не верхний, а нижний вспомогательный звук:

Пишется: Исполняется:

Знак альтерации, стоящий над или под знаком мордента, относится к вспомогательному звуку:

Пишется: Исполняется:

Групетто — (итал. маленькая группа нот) это мелодическая фигура представляет собой группу из 4-х или 5-ти звуков, состоящую из основного звука и вспомогательных (верхнего и нижнего).

Четырехзвучное группетто начинается с верхнего вспомогательного, за которым следуют основной звук, затем нижний вспомогательный и опять основной:

Совет

Пятизвучное группетто начинается с основного звука, за которым следует верхний вспомогательный и далее как в четырехзвучном группетто:

Группетто обозначается знаком , который становится либо над нотой, либо между двух нот. Группетто, написанное над нотами, исполняется за счет длительности той ноты, над которой оно написано.

Пишется:

Исполняется:

или

Знак, стоящий между двумя нотами, означает либо пятизвучное (группетто, занимающее всю длительность начального (основного) звука, либо четырехзвучное группетто, занимающее конец длительности начального звука:

Пишется:

Исполняется:

или

Если знак стоит между двумя нотами одинаковой высоты, последний звук группетто приходится на длительность второго звука,например:

Пишется:

Исполняется:

или

Трель — итал.– дребезжать, колебать, представляет собой быстрое чередование основного и верхнего вспомогатльного звуков. Трель обозначается начальными буквами слова «trillo» – tr, которые ставятся над нотой. Протяженность основного звука и определяет продолжительность трели:

Пишется:

Исполняется:

или

Скорость исполнения трели зависит от общего контекста стиля произведения, темпа. Если необходимо, чтобы трель начиналась со вспомогательного звука, то перед основным звуком выставляется этот вспомогательный, обозначенный знаком короткого форшлага. В данном случае этот знак указывает на вспомогательный звук, входящий в длительность основного:

Пишется:

Исполняется:

В XVII–XVIII вв. было принято заканчивать трель нижним вспомогательным звуком, переходящим в основной.

Эта заключительная фигура называлась нахшлагом (нем. «последующий удар») и специально не отличалась в нотной записи, но предполагалась:

Пишется:

Исполняется:

Примерно с середины XIX века и до настоящего времени исполнение нахшлага становится обязательным лишь в тех случаях, когда он специально обозначен в нотной записи в конце трели, как например:

Автентический – от греч. – главный, основной

Плагальный — от позднелат.– побочный, производный

Интонирование ступеней мажорной гаммы:

I II III IV V VI VII I VII VI V IV III II I

” # # ” ” # # ” # ? ” ? # ? “

Минорной (нат.)

I II III IV V VI VII I VII VI V IV III II I

# # $ # # $ ” # ” $ # ? $ # #

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Мелизмы в музыке: основные виды украшений

Что такое мелизмы в музыке: форшлаг, мордент, группетто, трель

Мелизмы в музыке – это так называемые украшения. Знаки мелизмов относятся к знакам сокращённого нотного письма, а задачей употребления этих самых украшений является расцвечивание основного рисунка исполняемой мелодии.

Изначально мелизмы возникли в пении. В европейской культуре некогда существовал, а в некоторых восточных культурах и до сих пор сохранился мелизматический стиль пения – пения с большим числом распевов отдельных слогов текста.

Мелизмы играли большую роль в старинной оперной музыке, в той области к ним относились различные виды вокальной орнаментики: например, рулады и колоратуры, которые певцы и певицы с большим удовольствием втавляли в свои виртуозные арии. Примерно с того же времени, то есть с XVII века украшения достаточно широко начали использоваться и в инструментальной музыке.

Обратите внимание

Данные мелодические фигуры обычно исполняются за счёт времени звучания предыдущих нот, или за счёт непосредственно тех нот, которые украшаются мелизмом. Именно поэтому длительность такого оборота обычно не учитывается в длительности такта.

Основные виды мелизмов это: трель; группетто; долгий и короткий форшлаг; мордент.

Каждый из видов мелизмов в музыке имеет свои установленные и заранее известные правила для исполнения, и собственный знак в системе нотных символов.

Что такое трель?

Трель представляет собой быстрое повторяющееся чередование двух мелких по длительности звуков. Один из звуков трели, обычно нижний, назначается основным, а второй – вспомогательным. Знак, обозначающий трель, как правило, с небольшим продолжением в виде волнистой линии, ставится над основным звуком.

Длительность исполнения трели всегда равна длительности ноты, избранной основным звуком мелизма. Если трель необходимо начать со вспомогательного звука, то его обозначают маленькой нотой, идущей перед основным.

Дьявольские трели…

Относительно трелей сущесвует красивое поэтическое сравнение их с пением стиц, кое, впрочем, возможно отнести и к остальным мелизмам. но только при соблюдении соответствующей образности – например, в музыкальных произведениях о природе. Просто есть и другие трели – дъявольские, злые, например.

Как исполнять группетто?

Украшение «группетто» заключается в достаточно быстром исполнении последовательности нот, которая представляет собой опевание основного звука верхним и нижним вспомогательным. Расстояние, между основным и вспомогательными звуками обычно равняется секундному интервалу (то есть это соседние звуки или соседние клавиши).

Группетто обычно обозначается завитком, напоминающим знак математической бесконечности. Этих завитков два вида: начинающийся сверху и начинающийся снизу. В первом случае музыкант должен начинать исполнение с верхнего вспомогательного звука, а во втором (когда завиток начинается внизу) – с нижнего.

Кроме того, длительность звучания мелизма также зависит от места расположения знака, который его обозначает. Если он расположен над нотой, то мелизм должен исполняться все время его длительности, однако если он стоит между нотами, то его длительность равна второй половине звучания указанной ноты.

Короткий и длинный форшлаг

Этот мелизм – один или несколько звуков, которые стоят непосредственно перед украшаемым звуком. Форшлаг бывает как «коротким», так и «длинным» (нередко его также называют «долгий»).

Короткий форшлаг порой (и даже чаще всего бывает именно так) может состоять из всего-то лишь одного звука, который в этом случае обозначается маленькой восьмой нотой с перечеркнутым штилем. В случае наличия в коротком форшлаге нескольких нот, их обозначают меленькими шестнадцатыми и ничего не перечеркивают.

Длинный или долгий форшлаг всегда образуется при помощи одного звука и входит в длительность основного звука (как бы разделяет с ним одно время на двоих). Обычно обозначается маленькой нотой длительностью вдвое меньшей, чем основная нота, и с неперечеркнутым штилем.

Мордент перечёркнутый и неперечёркнутый

Мордент образуется от интересного дробления какой-нибудь ноты, в результате которого нота как бы рассыпается на три звука. Ими являются два основных и один вспомогательный (тот, который вклинивается и, собственно, дробит) звуки.

Вспомогательный звук – это верхний или нижний соседний звук, какой положен по гамме, иногда для большей остроты расстояние между основным и вспомогательным звуком с помощью дополнительных диезов и бемолей сжимают до полутона.

Какой играть вспомогательный звук – верхний или нижний – можно понять по тому, как изображён символ мордента. Если он не перечёркнут, то вспомогательный звук должен быть на секунду выше, а если, наоборот, перечёркнут, то ниже.

Мелизмы в музыке являются отличным способом придать мелодии лёгкость, своеобразную прихотливость характера, стилевую окрашенность под старинную музыку, не используя изменения ритмического рисунка (по крайней мере, в нотной записи).

Автор – Виталий Гончаров

Оцените статью
Просто о технологиях
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: