Ф. шуберт «лесной царь»: история, содержание, интересные факты

Журнал Педагог | Ф.Шуберт “Лесной царь”

Ф. шуберт «лесной царь»: история, содержание, интересные факты

Автор: Хунафина Миляуша Мирзасалиховна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ “Гимназия № 3”
Населённый пункт: г.Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: Разработка урока музыки в 6 классе
Тема: Ф.Шуберт “Лесной царь”
Дата публикации: 15.09.2017
Раздел: среднее образование

Урок музыки в 6 классе

учителя музыки МБОУ «Гимназия № 3» г.Октябрьского РБ

Тема: Франц Шуберт. Баллада «Лесной Царь»

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа).

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Цель урока: углубить знания о творчестве Ф. Шуберта; познакомить с одной из

жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь»; формирование

эмоционально осознанного восприятия музыкального образа;

выявление средств

выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и

изобразительного) в создании единого образа.

Задачи урока:

Образовательная: совершенствовать знания в области истории музыки, литературы;

знакомство с жанром баллады.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить , рассуждать

о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить

параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической

музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других

стран.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской

“Музыка” для 6 класса , фонохрестоматия к учебнику “Музыка” 6 класс.

План урока:

1.

Организационный момент.

2.

Проверка знаний учащихся о жизненном пути композитора – романтика (краткий

обзор биографии Ф.Шуберта ).

3.

Изучение нового материала.

3.1.

Песня – баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта. Особенность баллады как

жанра, характеристика музыкального образа произведения (литературный и

музыкальный анализ баллады).

3.2.

Исполнение песни «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха».

4.

Закрепление нового материала (цифровой диктант), вывод урока, рефлексия.

5.

Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1.

Организационный момент .

Музыкальное приветствие.

2.

Введение в тему.

Слайд 2 Звучит «Аве Мария» (затем звук микшируется) 03.21.

– Какая прекрасная музыка открывает наш урок. Произведение, которое вы

слышите достаточно известно. Знакомо ли вам это произведение?

– Чей образ воспет в этой музыке? ( образ Девы Марии)

– Какие чувства вы испытывали, когда слушали эту музыку? (нежные,

ласковые, чувство любви и грусти, мама Иисуса Христа очень любит своего

сына, страдает вместе с ним)

– Что для всех олицетворяет Дева Мария? (Дева Мария олицетворяет символ

вечной материнской любви)

– Можете ли вы назвать композитора, написавшего это бессмертное

произведение? (ответ учащихся).

Слайд 3 (портрет Шуберта)

На предыдущем уроке мы познакомились с творчеством Шуберта и узнали о

том, что композитор вошел в историю музыки как основоположник

музыкального романтизма и создатель ряда новых жанров: романтической

симфонии, фортепианной миниатюры, романтической песни и программно-

сюжетного вокального цикла.

А сегодня я хочу, чтобы ваши знания стали более углубленными и

расширенными. Как вы поняли из моего предисловия, наш урок мы

посвятим творчеству Франца Шуберта , послушаем и проанализируем одно

из его лучших вокальных произведений балладу «Лесной царь» , а также

исполним одну из его многочисленных песен.

Слайд 4 (записать в тетрадь тему урока)

Более подробно о жизни и творчестве Шуберта вы узнали из фильма,

который смотрели на прошлом уроке. А сейчас я хочу проверить ваши

знания, отвечая на вопросы, вы составите краткий обзор его творческой

биографии .

Слайд 5 (обзор биографии)

Вопросы для проверки выполнения работы.

1.

Кто такой Франц Шуберт? (австрийский композитор)

2.

Когда и где родился Шуберт? (31 января 1797 года в предместье Вены –

Лихтенталь)

3.

Сколько лет было Шуберту, когда он начал сочинять музыку? (13 лет)

4.

Сколько песен написал Ф. Шуберт? (более 600)

5. Как называются два вокальных цикла Ф.Шуберта?

6.

Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта? (Иоганн

Фогель)

7.

Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?

(шубертиада)

8.

Представителем какого музыкального направления был Шуберт?

(романтизм)

9.

Когда к Шуберту пришел настоящий успех? (в1828г. дал авторский

концерт)

10. Какое творческое наследие оставил Ф.Шуберт? ( 16 опер, 22 квартета,

22 сонаты, 9 увертюр , 9 симфоний, более 600 песен)

11.

Сколько лет прожил Шуберт? (31 год)

Учитель: Да, судьба отпустила венскому романтику всего 31 год жизни.

– Какой жанр занимал главное место в его творчестве? (песня) Особое место

в песенном жанре занимает баллада. Создателем вокальной баллады

считается Ф.Шуберт.

Информацию о том, что представляет собой баллада , нам подготовила…

Ученик: Баллада (от ит. ballade-танцевать) в средние века песня народного

происхождения, сопровождавшая танец. Позднее – литературное лирико-

эпическое произведение драматического характера, часто с элементами

фантастики, содержание которого опирается на прошедшие события,

предания, легенды.

Баллада – небольшое сюжетное стихотворение с

напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или

историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим,

описываемое событие часто носит драматический характер В эпоху

романтизма баллада вошла в вокальную и инструментальную музыку.

Учитель: Спасибо за информацию. Баллада – так стали называть

вокальную или инструментальную пьесу романтического характера.

Слайд 6 Что представляет собой баллада в музыке – это определение на

экране , запишите его в музыкальный словарь

(баллада-вокальное произведение, написанное на фантастический,

исторический либо драматический сюжет, или инструментальная пьеса.

(записывают в тетрадь)

Учитель: Как видите, определение музыкального жанра мало чем

отличается от определения литературного.

Слайд 7 (портрет И. Гете)

Учитель: Баллада “Лесной царь” написана Шубертом на слова немецкого

поэта Иоганна Вольфганга Гете. Поэзия Иоганна Гете зачаровывала,

волновала душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом

на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт написал,

когда ему было всего18 лет.

Слайд 8 Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей:

«Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко

читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз

взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада

появилась на бумаге…»

В этот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом.

Слайд 9 (картина «Лесной царь»)

Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет

песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

Послушайте первую интонацию вступления баллады.

Подумайте и ответьте, можно ли определить характер всего произведения по

этой интонации. Что в ней заключено: покой, умиротворение, безмятежность

или напряжение, волнение, тревога?

Звучит мелодия: (играет учитель)

Ученик: Эта интонация тревожная.

В каком регистре : звучит в низком регистре,

В каком ладу: в минорном ладу.

Учитель: Простучите, пожалуйста, ритм сопровождения , а затем пропойте

вокализ на слог «та»

Вывод: Ритм – чередование “триолей” с восьмыми нотами – длительности

короткие. Штрих исполнения – стаккато, характер музыки тревожный.

Слайд 10 ( портрет Жуковского)

Учитель: Самым известным переводчиком баллад на русский язык был

великий русский поэт 18 – 19 вв. Василий Андреевич Жуковский .

Его переводы становились совершенно оригинальными произведениями, в

чем мы с вами постараемся убедиться.

Итак, теперь мы знаем немного и о немецком поэте, и о его переводчике.

А теперь, познакомимся с текстом самой баллады «Лесной царь» в

переводе Жуковского.

(Учитель очень выразительно читает стихотворение)

Учитель: Какое чувство у вас осталось от услышанного стихотворения.

(волнение, страх, тревога).

– Назовите персонажи, о которых идет речь в стихотворении. (рассказчик,

отец, сын, Лесной царь).

– О чем это стихотворение?

– О том, как отец везет сына – младенца через ночной лес. Ребенок жалуется,

что его зовет Лесной царь. Ребенок дрожит от страха, бредит. Отец

успокаивает сына. Властный Лесной царь зазывает к себе младенца манящим

голосом. В конце младенец умирает. Возможно младенец умер от горячки,

или же его забрал Лесной царь.

Учитель: Давайте обратим внимание на слова баллады (количество

куплетов) и сравним её с песней. Что сразу обращает на себя внимание?

Ученик: В балладе 8 куплетов текста. Обычно в песне 3 или 4 куплета.

Баллада – это более масштабное произведение.

Учитель: Особенность баллады ещё и в том, что есть сюжет и тема из

области фантастики, что является особенностью романтических

произведений.

– В какой форме изложено стихотворение (диалог)

Да, баллада – лиро-эпический жанр поэзии, обязательным становится

сюжет, который часто заменяется диалогом.

Учитель: Есть ли для вас незнакомые слова в тексте?

Словарная работа: объяснить лексическое значение слов: чертоги –

(пышное, великолепное здание, дворец); перлы – (сокровища,

драгоценности); ветлы – (серебристая ива, крона деревьев).

– Итак, вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь

послушайте песню-балладу “Лесной царь” и обратите внимание на

сочетание мелодии и сопровождения, выразительности и изобразительности.

После прослушивания вы должны будете дать музыкальную характеристику

баллады .

(звучит баллада «Лесной царь»)

Слайд 11 – 18 Слушание: ( 04.32.)

В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и

крик человеческой души.

После прослушивания дети устно отвечают на вопросы.

Слайд 19 (открывать по – порядку)

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика – от Р до F (контрастная)

Регистр – низкий и средний(аккомпанемент), средний и высокий (солист)

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Образ – драматический.

Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть?

Аккомпанемент играет главную изобразительную роль?

Аккомпанемент – стремительное, напряжённое движение (скачет всадник)

Музыка выразительная или изобразительная?

И выразительная и изобразительная ( выражает тревогу, изображает

движение)

Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся,

будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.

Слайд 20

В балладе четыре действующих лица.

Какие интонации вы услышали в каждом образе?

Рассказчик – взволнованный;

Отец – встревоженный;

Сын – испуганный, задыхающийся;

Лесной царь – сладостно-завлекательный, а потом угрожающий.

Вывод: Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается

контраст интонаций.

Слайд 21 Физминутка

Слайд 22 ( картина ) Итак, продолжим урок и подведем итог

услышанному:

– ребята, какая же атмосфера создана в произведении? (тревога,

предчувствие гибели, трагедии)

– каково отношение лесного царя к младенцу? (он хочет заполучить его к

себе, отлучить от отца, лишить жизни)

– почему отец не видит лесного царя? (он считает, что это бред, сон больного

младенца)

– можно ли точно сказать, сон это или явь, действительно ли существует

лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только

сон младенца? (нет, это остается загадкой, тайной)

Слайд 23

Учитель: А теперь давайте определим образы, краски, звуки и чувства

мира реального и мира ирреального (фантастического).

Реальный мир

Образы: отец, малютка, конь, лес,

ветлы.

Краски: темнота, ночь, мгла, туман,

темные ветви.

Звуки: шелест деревьев, тревожные

голоса.

Чувства: теплота человеческой

любви, тревога, страх, волнение.

Фантастический мир

Образы: лесной царь, дочери

лесного царя.

Краски: цветы бирюзовы, жемчужны

струи, золотые чертоги.

Звуки: сладкозвучные голоса,

убаюкивающие интонации.

Чувства: холод, видения,

обещающие радость, покой.

Вывод: сравним два мира реальный и фантастический:

– Потусторонний мир лесного царя кажется привлекательнее, чем реальный.

Но, что отсутствует в его мире? (Чувство любви – человеческой любви.)

– Что значит «уйти к лесному царю»? (Умереть, лишиться тепла, любви).

Вот почему ребёнок испытывает ужас: не радость, веселье его ждут у

лесного царя, а отсутствие любви.

– Почему отец не сумел спасти сына? (Поздно поверил в его грёзы).

Вывод: два мира – призрачный, великолепный, но холодный мир царства

лесного царя и непривлекательный внешне, но согретый теплотой чувства –

мира реального.

Учитель: Все ваши выводы по литературному и музыкальному вариантам

произведения еще раз доказывают, что перед нами один из наиболее ярких

жанров романтизма – баллада.

Слайд 24

Сравните язык трёх художественных произведений – литературного,

музыкального и живописного.

Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый

драматически – напряжённый образ?

Ученики: Литература использует – слово, музыка – звуки, живопись –

колорит.

Вывод: Как мы видим и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована

большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих

лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена

сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый

стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня,

но и движением чувств главных действующих лиц.

Хочу обратить ваше внимание, что все эти виды искусства не подражают

друг другу, не иллюстрируют друг друга, а существуют самостоятельно.

Слайд 25 Учитель: На предыдущем уроке мы разучили песню Франца

Шуберта «В путь».

Какой образ показан в этой песне?

Ученики: Образ движения, круговорот воды.

Учитель: Это очень символичное произведение. Мельничное водяное колесо

как символ вечности. Нельзя нам в жизни останавливаться, необходимо

постоянно двигаться вперед. Жизнь – это постоянное движение.

Исполнение песни «В путь» ( 02.00 ) Молодцы!

Неповторимая музыка Шуберта может помочь человеку в трудные

минуты его жизни, даруя ему надежду и веру в собственные силы. Очень

хотелось бы, чтобы в каждом из нас жила эта вера.

Слайд 26 – 32 Цифровой диктант по теме урока (закрепление

пройденного) Выставление оценок в журнал .

Слайд 33 Рефлексия: Далее проводится рефлексия содержания учебного

материала:

Учитель: А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос

(вопросы появляются на экране (высказывания учеников)

Слайд 34 Дом. задание: Я предлагаю вам дома соприкоснуться с

поэзией Гёте – потренироваться в чтении баллады “Лесной царь”, а на

следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё

понимание и собственные чувства, возникшие во время знакомства с этой

удивительной музыкой Первого романтика и уникального композитора-

песенника XIX века Франца Шуберта.

Учитель: Ребята, спасибо за вашу работу на уроке.

Я думаю, вам сегодня было интересно познакомиться с творчеством

удивительного композитора, Франца Шуберта.

Как это прекрасно, что есть такие композиторы, музыка которых помогает

человеку лучше понимать себя и других людей.

А ваше душевное исполнение песни меня искренне порадовало, и я

убеждена: вы счастливые дети, потому что ваши сердца наполнены музыкой.

Слайд 35

Франц Шуберт…. баллада Лесной царь

Ф. шуберт «лесной царь»: история, содержание, интересные факты

Разработка урока “Старинной песни мир”( на примере творчества Ф.Шуберта)

Баллада ” Лесной Царь”

Цели:   

развитие эмоциональной сферы учащихся

     воспитание  эстетического вкуса

     передача духовного опыта поколений

Задачи:

Раскрыть понятие жанра Романтизм

 жанра баллада

жанра баркарола

жанра серенада

 углубить знания о творчестве Ф.Шуберта

углубить знания о связи музыкальной образности с жанром произведения

продолжать работу над чистотай интонации при пении,

над цепным дыханием,

учить выполнять правильную музыкальную фразировку

Технологии:

элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения

информационные технологии

Тип урока:

комбинированный

Музыкальный материал:

Ф.Шуберт баллада ” Лесной царь”, “Вечерняя серенада”, “Баркарола”

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано 

Ход урока

Организационный момент:

Приветствие. Настрой на активную работу, внимательное слушание музыки.

Первый блок -теоретический

Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре.Романтизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума. Его возникновение было обусловлено разными причинами.

Важнейшая из них – разочарование в итогах Великой французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой.

Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства идостойна только отрицания. Мечта – это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца».

Обратите внимание

Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства – никогда».

 Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Шуберт Франц (1797—1828), австрийский композитор.

Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано.

Благодаря красивому голосу с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы, одновременно обучаясь в конвикте (хоровое училище-интернат). Здесь наставником Шуберта по композиции был до 1816 г. А. Сальери.

С 1814 г. Шуберт учительствовал в школе отца, правда, не чувствуя особой склонности к этому. В 1818 г. он оставил преподавание и всецело занялся творчеством. Уже за время своей недолгой работы в школе Шуберт создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте).

Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание. Сам же он отличался жизненной непрактичностью.

Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823 г.; на стихи В. Мюллера) -— простая и трогательная история любви скромного подмастерья и дочери хозяина мельницы. Это один из первых вокальных циклов в истории музыки.

В 1823 г. Шуберт стал почётным членом Штирийского и Линцкого музыкальных союзов. В 1827 г. им был написан ещё один вокальный цикл на стихи Мюллера — «Зимний путь». Уже посмертно, в 1829 г., вышел последний вокальный сборник композитора — «Лебединая песня».

Кроме вокальных сочинений Шуберт много писал для фортепиано: 23 сонаты (из них 6 незавершённых), фантазия «Скиталец» (1822 г.), «Экспромты», «Музыкальные моменты» и др. В период с 1814 по 1828 г. написаны 7 месс и «Немецкий реквием» (1818 г.) — основные сочинения Шуберта для солистов, хора и оркестра.

Для камерного ансамбля композитор создал 16 струнных квартетов, 2 струнных и 2 фортепианных трио и др. Он писал также оперы («Альфонсо и Эстрелла», 1822 г.; «Фьера-брас», 1823 г.).

Умер 19 ноября 1828 г. в Вене.

Баллада “Лесной Царь”  

Важно

Баллада – жанр, встречающийся в литературе и музыке. Само слово “баллада” в разные эпохи и у разных композиторов означало не одно и то же. Как одна из форм народно-поэтического творчества, своими корнями баллада уходит в далёкое средневековье.

Баллада – развёрнутое эпическое полотно, в котором объективное повествование о давно прошедшем свободно переходит в драматический показ событий; в то же время эпичность и драматизм не исключают личного авторского отношения, лирических отступлений.

Это переплетение эпического, драматического и лирического открывает широкий простор творческой фантазии.     С конца XVIII века распространяется романтизм – новое художественное течение, пришедшее на смену классицизму.

Термин «романтизм» имеет отношение к понятию «романс», которое ассоциировалось со сферой причудливого и фантастического.

«Романтическими» считались такие произведения музыкального искусства (а также литературы и живописи), где фантазия, воображение, непосредственная живость в обрисовке эмоциональных состояний преобладают над уравновешенностью и сдержанностью, т.е. достоинствами присущими прежде всего искусству классицизма.

Ко всему этому с конца XVIII и особенно в XIX веке резко возрастает интерес к фольклору. Неудивительно, что именно в это время баллада становится одним из самых любимых жанров, ведь в ней есть всё, что может привлечь поэтов и музыкантов романтического направления – старинное предание в основе, повышенная эмоциональность.Лесной царь” Шуберта остаётся самым совершенным его созданием в этом новом жанре романтической музыки и одним из самых ярких примеров данного жанра вообще.

    Почти неправдоподобными кажутся факты, приводимые друзьями и биографами композитора. Йозеф Шпаун пишет о том, как создавалась баллада “Лесной царь”: “Однажды в послеобеденное время мы с Майрхофером зашли к Шуберту, который тогда жил с отцом на Химмельпфортгрунде.

Мы застали Шуберта очень возбуждённым, громко читающим из книги “Лесного царя”. Он несколько раз прошёлся с книгой взад и вперёд, внезапно он сел, и через самое короткое время, так быстро, как только можно записать, прекрасная баллада уже была занесена на бумагу”. (Шпаун Йозеф, Воспоминания о Шуберте).

    Особый успех Шуберту принесла баллада “Лесной царь”. Наряду с другими песнями и ансамблями баллада публично впервые была исполнена на большой академии, состоявшейся весной 1821 года в венском театре Кернтнертон.

Совет

По этому поводу венская газета “Summler” писала: “Эта баллада, исполненная 7 марта знаменитым певцом придворной оперы г-ном Фоглем на концерте, устроенном благородными дамами с благотворительной целью, настолько понравилась своей музыкой, что её пришлось по общему требованию повторить.

Это произведение исполнялось уже раньше в лучших домах, где музицируют, и повсюду на долю шубертовского произведения выпадал заслуженный, т. е. самый шумный успех”.   

    Реальные лица – повествователь, отец, ребёнок – объединены близостью интонационного строя. Но в соответствии с текстом, в музыку баллады всякий раз привносятся новые штрихи, которые оттеняют индивидуальные черты, состояние каждого персонажа.

Драматическим репликам реальных персонажей противопоставлена манящая, завлекающая сладость речей лесного царя. Обратите внимание, в третий раз, когда попытки завлечь ребёнка сменяют угрозы, развитие достигает максимального напряжения и динамизированная реприза перерастает в кульминационную вершину всего произведения (прослушивание музыки).

Суровый лаконизм заключительной фразы, произносимой повествователем, ещё резче подчёркивает трагизм ситуации.

Сгущённую фантастичность картины “Лесного царя”, мрачную ночь, бешенную скачку коня, бредовые идеи умирающего ребёнка Шуберт облекает в реальные образы действительного мира, отчего драматизм происходящего становится более ощутимым, остро впечатляющим.    “Лесной царь” – это свободная композиция, музыкальное строение которой подчинено развёртыванию сюжета. 

“Лесной царь”, краткое содержание

Ф. шуберт «лесной царь»: история, содержание, интересные факты

Все мы — дети природы. Творческие люди особенно хорошо чувствуют и знают природу, ее тайную жизнь. Гете — один из поэтов, который умел “видеть”, а для того, чтобы “видеть”, нужна светлая и чистая душа ребенка. Именно дети способны воспринимать мир со всеми его потусторонними страхами, видеть то, что недоступно взрослому человеку.

“Лесной царь” — страшная сказка, построенная на видениях, ощущениях, красоте и страхе ребенка.

Лесного царя заворожила красота мальчика. Властителю леса принадлежит все прекрасное: побережья с пестрыми цветами, жемчужные струи, золотые одежды, седые ветлы; его уязвляет красота мальчика, которая ему не принадлежит, поэтому лесной царь предлагает ребенку все соблазны, которые только может.

Баллада “Лесной царь” построена на репликах трех действующих лиц — отца, его сына и самого лесного царя.

Отец — уверенный, сильный, реальный, согревающий. Сын — сомневающийся, верящий отцу, надеющийся на его защиту. Лесной царь — таинственная сила, которая для отца выглядит туманом, для мальчика — “в темной короне с густой бородой”, отец слышит только, как “ветер, проснувшись, колыхнул листы”, мальчик —.

Обратите вниманиеВажно

шепот лесного царя, отец видит, как «ветлы седые стоят в стороне», мальчик — «лесной царь созвал дочерей». Ребенок не может себе представить, что отец ничего не видит и не слышит, он все время просит подтверждения, чтобы отец дал ему правильный и вразумительный ответ. Для ребенка все, что происходит, — жизнь.

[/su_box]

Для отца все, чего боится его сын, нереально. Лесной царь для отца — болезненная выдумка ребенка, для сына — видимое, ощутимое, тревожное и пугающее существо. В балладе лесной царь — это сила, которой не может противостоять человек. Он забирает себе мальчика, как бы быстро отец ни гнал своего коня. Страшный детский сон или бред обратился явью.

Может быть, мальчик умер от страха перед выбором или от силы любви? Трудно сказать.

Видение Гете охватывает всю жизнь. Оно реальное и ирреальное, красивое и завораживающее, манящее и пугающее. От него захватывает дух и исходит великая сила, которой пронизана баллада.

Все мы — дети природы. Творческие люди особенно хорошо чувствуют и знают природу, ее тайную жизнь. Гете — один из поэтов, который умел “видеть”, а для того, чтобы “видеть”, нужна светлая и чистая душа ребенка. Именно дети способны воспринимать мир со всеми его потусторонними страхами, видеть то, что недоступно взрослому человеку.

“Лесной царь” — страшная сказка, построенная на видениях, ощущениях, красоте и страхе ребенка.

Лесного царя заворожила красота мальчика. Властителю леса принадлежит все прекрасное: побережья с пестрыми цветами, жемчужные струи, золотые одежды, седые ветлы; его уязвляет красота мальчика, которая ему не принадлежит, поэтому лесной царь предлагает ребенку все соблазны, которые только может.

Баллада “Лесной царь” построена на репликах трех действующих лиц — отца, его сына и самого лесного царя.

Отец — уверенный, сильный, реальный, согревающий. Сын — сомневающийся, верящий отцу, надеющийся на его защиту. Лесной царь — таинственная сила, которая для отца выглядит туманом, для мальчика — “в темной короне с густой бородой”, отец слышит только, как “ветер, проснувшись, колыхнул листы”, мальчик —.

Обратите вниманиеВажно

шепот лесного царя, отец видит, как «ветлы седые стоят в стороне», мальчик — «лесной царь созвал дочерей». Ребенок не может себе представить, что отец ничего не видит и не слышит, он все время просит подтверждения, чтобы отец дал ему правильный и вразумительный ответ. Для ребенка все, что происходит, — жизнь.

[/su_box]

Для отца все, чего боится его сын, нереально. Лесной царь для отца — болезненная выдумка ребенка, для сына — видимое, ощутимое, тревожное и пугающее существо. В балладе лесной царь — это сила, которой не может противостоять человек. Он забирает себе мальчика, как бы быстро отец ни гнал своего коня. Страшный детский сон или бред обратился явью.

Может быть, мальчик умер от страха перед выбором или от силы любви? Трудно сказать.

Видение Гете охватывает всю жизнь. Оно реальное и ирреальное, красивое и завораживающее, манящее и пугающее. От него захватывает дух и исходит великая сила, которой пронизана баллада.

Франк Шуберт краткая биография для детей самое главное

Ф. шуберт «лесной царь»: история, содержание, интересные факты

Австрийский композитор и музыкант родился в 1797 году в городе Вена. Отец и брат имели музыкальное образование, именно они давали мальчику уроки игры на музыкальных инструментах. Когда ему было 6 лет, отец отдает его в приходскую школу. Там открылся его талант к пению, и в возрасте 11 лет его взяли в придворную капеллу.

Его педагогом был известный австрийский дирижёр Антонио Сальери. Он много занимался с Шубертом, в результате чего будущий композитор великолепно знал музыкальную теорию. В юности начинает писать первые симфонии и пьесы. В возрасте 16 лет его голос начинает меняться, и он уходит из хора.

Шуберта заметил один известный певец И.М. Фогль и исполнил несколько его песен, которые становятся очень популярными в Австрии. Композитор решает переложить произведение «Лесного царя» Гёте, в результате чего имя музыканта начинают узнавать. У Шуберта появляется много друзей, которые долгое время помогали ему, в следствие плохого финансового положения.

В 1818 году решает сменить сферу деятельности и отправляется в летнюю резиденцию графа Эстерхази в Желиз. Там преподавал музыку в местной школе, но через год возвращается обратно на Родину. Здесь он пишет несколько собраний сочинений, которые с успехом разошлись по всей стране. Его музыку полюбили, а песни исполняли известные музыканты и певцы.

1823 год стал переломным в жизни композитора. Его пьесы не были востребованы, он писал новые, но это всё равно не приносило успеха. В этом же году опять возвращается в Желиз и работает там преподавателем, так как денег у Шуберта совсем не осталось.

Он умер в 32 года от кишечной инфекции. Но слава о его таланте разнеслась по всему миру, а музыкальные произведения не утратили былой популярности. Его пьесы до сих пор играют на концертах, исполняют музыку и перекладывают её на разные инструменты.  

4, 5, 6, 7 класс

Биография Шуберта и творчество для детей

Франц Петер Шуберт (31 января 1797 – 19 ноября 1828) был среди первых последователей Романтизма и композитором, который более, чем кто-либо другой, привел музыкальное искусство (романсы) до художественной зрелости.

Во время его короткой, но продуктивной карьеры он создал шедевры почти в каждом жанре, все отличались богатой гармонией, несдержанным отношением к классическим нормам и, казалось бы, бесконечным даром к мелодиям.

Шуберт начал свое раннее музыкальное обучение, учась вместе со своими братьями и отцом. Пройдя прослушивание, он поступил в школу Конвикт, которая обучила молодых вокалистов со временем петь в часовне Императорского двора.

Шуберт начал изучать музыкальные произведения и написал песню, обратившую внимание директора института, Антонио Сальери, который вместе со школьным профессором по гармонии, провозгласили молодого Шуберта гением.

В 1813 году, после того, как у Шуберта сломался голос, он уехал жить к отцу, который побудил его идти по своим стопам и стать школьным учителем.

Шуберт беспрекословно подчинился и с трудом работал в этой должности в течении дня в то время, как ночью он очень много сочинял произведений.

Он написал более 100 песен, а также множество симфонических, оперных и камерных музыкальных партитур прежде, чем ему исполнилось 20 лет.

Совет

В конце концов, Шуберт оставил свое место преподавателя, чтобы полностью посвятить себя музыкальному делу. Летом 1818 года молодой композитор работал частным учителем музыки в аристократической семье Эстерхази. Когда он осенью ушел с этой должности, Шуберт жил несколько богемным образом жизни, сочиняя и проводя время с группой друзей, которые играли роль его личной группы поддержки.

В 1820 году Шуберту сделали заказ два оперных театра, театр Картнертор и театр Ан дер Вин, на сочинение пары опер. Он написал Братья-близнецы и Волшебная арфа, которые обе были приняты без восторга. Шуберт не смог заключить контракт с издателем, т.к.

никто не хотел идти на риск с относительно неизвестным композитором, который писал (гармонично) нетрадиционную музыку. Шуберт, наряду с поддержкой своих творческих друзей, представил свою работу группе примерно из 100 подписчиков. Однако эти усилия были финансово неоправданными, и Шуберт изо всех сил пытался себя поддерживать.

Его работа привлекла мало внимания, и современные композиторы отвергли его музыку, как самонадеянную и незрелую.

В 1823 году Шуберт был избран в Музыкальное общество в Граце, как почетный член. Хотя это не принесло финансовой награды и было несущественным назначением, Шуберт наслаждался своим небольшим признанием и проявил свою благодарность, сочинив свою знаменитую Неоконченную симфонию.

Пять лет спустя музыка Шуберта была представлена на концерте в Музыкальном обществе в Вене. Его работа была признана с большим энтузиазмом и критическим одобрением. Это признание было единственным разом в жизни композитора, когда он пользовался таким успехом.

Казалось, это дало Шуберту новое чувство оптимизма, и, несмотря на болезнь, композитор продолжал творить с невероятной скоростью.

Он начал организовывать схему повышения своей художественной популярности, продолжая оценивать свою работу и прогресс, как музыкант, возможно, даже планируя изучать гармонию в частном порядке.

Обратите внимание

Здоровье Шуберта не улучшилось, и вскоре он оказался на пороге смерти. Во время последних моментов композитора он поручил своему брату Фердинанду обеспечить, чтобы его похоронили рядом с могилой Людвига ван Бетховена.

Шуберт почитал легендарного композитора и был благодарен ему, поскольку Бетховен похвалил его работу, услышав подборку песен. Шуберт также высоко оценил работу как Франца-Иосифа Гайдна, так и Вольфганга Амадея Моцарта.

Франц Шуберт умер от сифилиса.

Несмотря на свою короткую жизнь, Шуберт создал множество симфоний, опер, сочинений, камерных музыкальных произведений и фортепианных сонат, большинство из которых считаются стандартным репертуаром.

Он известен прежде всего тем, что сочинил сотни песен, в том числе Гретхен на спиннинговом колесе и Лесной царь.

Он стал первооткрывателем цикла песен с такими произведениями, как Прекрасная мельничиха и Зимний пейзаж, и сильно повлиял на вокальное письмо Роберта Шумана и Густава Малера.

4 класс

Интересные факты и даты из жизни

← Паустовский↑ БиографииМаксим Горький →

Общая характеристика творчества Шуберта

Ф. шуберт «лесной царь»: история, содержание, интересные факты

Первый композитор-романтик, Шуберт – одна из трагичнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь его, недолгая и небогатая событиями, оборвалась, когда он был в расцвете сил и таланта. Он не услышал большей части своих сочинений. Во многом трагически складывалась и судьба его музыки.

Бесценные рукописи, частью хранившиеся у друзей, частью кому-то подаренные, а порою просто потерянные в бесконечных переездах, долгое время не могли быть собраны воедино. Известно, что «Неоконченная» симфония ждала своего ис­полнения более 40 лет, а До-мажорная – 11 лет.

Пути, открытые в них Шубертом, долгое время оставались неведомыми.

Шуберт был младшим современником Бетховена. Оба они жили в Вене, их творчест­во совпадает по времени: «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» – ровесники 7 и 8 симфоний Бетховена, а его же 9-я симфония появилась одновременно с шубертовской «Неоконченной».

Важно

Только полтора года отделяют кончину Шуберта от дня смерти Бетховена. Тем не ме­нее, Шуберт – представитель совершенно нового поколения художников.

Если бетховенское творчество сформировалось под влиянием идей Великой французской революции и воплоти­ло ее героику, то искусство Шуберта родилось в атмосфере разочарования и усталости, в обстановке самой жесткой политической реакции. Начало ей положил «Венский конгресс» 1814-15 гг.

Представители государств, победивших в войне с Наполеоном, объединились тогда в т.н. «Священный союз», главной целью которого было подавление революционных и национально–освободительных движений.

Руководящая роль в «Священном союзе» принадлежала Австрии, точнее главе австрийского правительства канцлеру Меттерниху. Именно он, а не пассивный, безвольный император Франц, фактически управлял страной. Именно Меттерних был подлинным творцом австрийской самодержавной системы, суть которой сводилась к тому, чтобы пресекать в зачатке любые проявления свободомыслия.

То обстоятельство, что всю пору творческой зрелости Шуберт провел в меттерниховской Вене, в огромной мере определило характер его искусства. В его творчестве нет произведений, связанных с борьбой за счастливое будущее человечества. Его музыке мало свойственны героические настроения.

Во времена Шуберта уже не было речи об общечеловеческих проблемах, о переустройстве мира. Борьба за все это казалась бессмысленной. Самым важным представлялось сохранить честность, ду­шевную чистоту, ценности своего душевного мира. Так родилось художественное течение, получившее название «романтизм».

Это искусство, в котором впервые центральное место заняла отдельная личность с ее непов­торимостью, с ее исканиями, сомнениями, страданиями. Творчество Шуберта – рассвет музыкального романтизма. Его герой – это герой нового времени: не общественный деятель, не ора­тор, не активный преобразователь действительности.

Это несчастный, одинокий человек, надеждам которого на счастье не дано сбыться.

Коренное отличие Шуберта от Бетховена заключалось в содержании его музыки, как вокальной, так и инструментальной. Идейный стержень большинства шубертовских произведений образует столкновение идеального и реального.

Всякий раз столкновение мечты и реальности получает индивидуальное толкование, но, как правило, конфликт не находит окончательного разрешения. Не борьба во имя утверждения положительного идеала находится в центре внимания композитора, а более или менее отчетливое обнажение противоречий.

Совет

В этом – главное свидетельство принадлежности Шуберта к романтизму. Основной его темой стала тема обездоленности, трагической безысходности. Тема эта не выдумана, она взята из жизни, отразив судьбу целого поколения, в т.ч. и судьбу самого композитора.

Как уже было сказано, свой короткий творческий путь Шуберт прошел в трагической безвестности. Ему не сопутствовал успех, естественный для музыканта такого масштаба.

Между тем творческое наследие Шуберта огромно. По интенсивности творчества и художественному значению музыки, этого композитора можно сравнить с Моцартом. Среди его сочинений – оперы (10) и симфонии, камерно-иструментальная музыка и кантатно-ораториальные произведения.

Но каким бы выдающимся не был вклад Шуберта в развитие различных музыкальных жанров, в истории музыки имя его связано прежде всего с жанром песнироманса (нем. Lied). Песня была стихией Шуберта, в ней он достиг небывалого.

Как заметил Асафьев, «то, что совершил Бетховен в области симфонии, то Шуберт совершил в области песни-романса…» В полном собрании сочинений Шуберта песенная серия представлена гро­мадной цифрой – более 600 произведений.

Но дело не только в количестве: в творчестве Шуберта совершился качественный скачок, позволивший песне занять совершенно новое место в ряду музыкальных жанров. Жанр, игравший в искусстве венских классиков явно второстепенную роль, стал равным по значению опере, симфонии, сонате.

Инструментальное творчество Шуберта

Инструментальное творчество Шуберта насчитывает 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в 2 и 4 руки.

Выросший в атмосфере живого воздействия музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена, которая была для него не прошлым, а настоящим, Шуберт удивительно быстро – уже к 17-18 годам – в совершенстве освоил традиции венской классической школы.

В его первых симфонических, квартетных и сонатных опытах особенно ощутимы отголоски Моцарта, в частности, 40-й симфонии (любимейшего сочинения молодого Шуберта). С Моцартом Шуберта тесно сближает ясно выраженный лирический склад мышления.

Обратите внимание

В то же время во многом он выступил наследником гайдновских традиций, о чем говорит близость к австро-немецкой народной музыке. Он перенял у классиков композицию цикла, его частей, основные принципы организации материала. Однако опыт венских классиков Шуберт подчинил новым задачам.

Романтические и классические традиции образуют в его искусстве единый сплав. Шубертовская драматургия – следствие особого замысла, в котором господствует лирическая направленность и песенность, как главный принцип развития.

Шубертовские сонатно-симфонические темы родственны песням – и по своему интонационному строю, и по приемам изложения и раз­вития. Венские классики, особенно Гайдн, нередко также создавали темы на основе песенной мелодики.

Однако воздействие песенности на инструментальную драматургию в целом было ограниченным – разработочное развитие носит у классиков чисто инструментальный характер. Шуберт же всячески подчеркивает песенную природу тем:

  • часто излагает их в репризной замкнутой форме, уподобляя законченной песне (ГП I части сонаты A-dur);
  • развивает при помощи варьированных повторов, вариантных пребразований, в отличие от традиционного для венских классиков симфонического развития (мотивного вычленения, секвенцирования, растворения в общих формах движения);
  • иным становится и соотношение частей сонатно-симфонического цикла – первые части нередко излагаются в неторопливых темпах, в результате чего значительно сглаживается традиционный классический контраст между быстрой и энергичной первой частью и медленной лирической второй.

Соединение того, что казалось несовместимым – миниатюрного с масш­табным, песенного с симфоническим – дало совершенно новый тип сонатно-симфонического цикла – лирико-романтический.

Франц Шуберт Лесной царь баллада – скачать презентацию

Ф. шуберт «лесной царь»: история, содержание, интересные факты

Вы можете ознакомиться и скачать Франц Шуберт Лесной царь баллада . Презентация содержит 8 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Описание слайда:

Франц Шуберт Лесной царь баллада

Слайд 2
Описание слайда:

Иоганн Гёте баллада «Лесной царь» Баллада Иоганна Вольфганга Гёте написана в 1782 году. Описывает смерть ребенка от рук сверхъестественного существа, духа – Лесного царя.

Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес вдоль по Рейну поздней зимней вечерней порой.

В начале кажется, что ребенок мечется в необычной болезни, борется с приближающейся смертью, но последний стих … Стихотворение несколько раз переводилось на русский язык. Наиболее известны русские переводы Василия Жуковского и Афанасия Фета.

Слайд 3
Описание слайда:

Лесной царь Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик.   «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой». «О нет, то белеет туман над водой».

Слайд 4
Описание слайда:

«Дитя, оглянися, младенец, ко мне; «Дитя, оглянися, младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои».   «Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит» «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

Слайд 5
Описание слайда:

«Ко мне, мой младенец! В дубраве моей «Ко мне, мой младенец! В дубраве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей; При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять».   «Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей». «О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне».

Слайд 6
Описание слайда:

«Дитя, я пленился твоей красотой: «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».   Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал.

Слайд 7
Описание слайда:

Многие выражения из «Лесного царя» навсегда вошли в немецкий менталитет. Легенда много раз была переиздана и спародирована.

Литераторы часто обращаются к данному повествованию: французский писатель Мишель Турнье – роман «Лесной царь», роман Владимира Набокова «Бледный огонь».

Важно

Баллада вдохновляла и музыкантов: Шуберт Франц Лёве Карл Rammstein – Dalai Lama /отец летит с сыном в самолете, сын во время полета слышит призыв Властелина Неба…/

Слайд 8
Описание слайда:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выполнить в тетради конспект краткой биографии композитора Александра Порфирьевича Бородина

Оцените статью
Просто о технологиях
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: