Изучаем ноты басового ключа

Содержание
  1. 7 урок. Басовый ключ
  2. Басовый ключ на практике
  3. Упражнения
  4. Заключение
  5. Часть 1.2 – Ноты и нотоносец. Октавы. Скрипичный и басовый ключ. Расположение звуков на нотоносце. Диапазон гитары
  6. Урок №5 (ТЕМА №2.1 Изучение нот и ключей.)
  7. Нотный стан
  8. Ноты
  9. Правописание нот
  10. Наименование нот и обозначения нот.
  11. Октава
  12. Ключ
  13. Скрипичный Ключ
  14. Басовый Ключ
  15. Расположение нот на клавиатуре
  16. Расположение нот на грифе гитары.
  17. Расположение нот на грифе бас-гитары.
  18. Проверка:
  19. Расположение нот на нотном стане. Скрипичный и басовые ключи
  20. Изучаем ноты басового ключа, Музыкальный класс
  21. Учим ноты вместе с ребенком
  22. Ноты для начинающих: что в первую очередь?
  23. Учимся записывать ноты
  24. Что можно использовать для обучения ребенка нотам?
  25. Что важно помнить, когда учишь ноты?
  26. Скрипичный ключ в музыке – Нотная грамота – Самоучитель
  27. Басовый ключ
  28. Как научиться читать ноты для пианино
  29. Нотный стан
  30. Октавы
  31. Такты

7 урок. Басовый ключ

Изучаем ноты басового ключа

Если Вы хотите играть нормальные песни на пианино именно по нотам, то Вам нужно знать о том, что такое басовый ключ, как читать в нем ноты и так далее. А если же Вам это не нужно и Вы планируете играть песни по видео, то можете пропустить этот урок. Для этих людей я сделаю отдельный раздел, где мы с Вами будем разбирать различные песни на пианино по видео.

Итак, мы уже знаем, что такое скрипичный ключ и как в нем читаются ноты.

Теперь посмотрим на басовый ключ:

Значок басового ключа (Рис. 1)

В басовом ключе также пишутся ноты, только для левой руки, но они отличаются от нот в скрипичном ключе (нот для правой руки). Посмотрите на рисунок выше (рис. 1): басовый ключ начинает рисоваться с четвертой линейки.

И если в скрипичном ключе на четвертой линейке у нас располагалась нота Ре второй октавы, то в басовом ключе на четвертой линейке находится нота Фа малой октавы (малая октава на пианино идет перед первой).

Посмотрите на каждую ноту малой октавы, что записаны в басовом ключе:

Ноты в басовом ключе (Рис. 2)

Видите, запись нот в малой октаве (то есть в басовом ключе) отличается от записи нот в первой октаве (в скрипичном ключе). Давайте посмотрим еще на один рисунок, чтобы нам с Вами стало немного понятнее:

Ноты басового и скрипичного ключей (Рис. 3)

Как видите, некоторые ноты первой октавы можно записать и в басовом ключе (на верхних добавочных линеечках) – и наоборот – некоторые ноты малой октавы можно записать в скрипичном ключе ключе (на нижних добавочных линеечках).

Но обычно нет нужды так сильно извращаться, ведь сложно читать ноты на добавочных линейках. Обычно все пишут в том ключе, в котором удобней будет читать ноты без напряга.

Ноты большой октавы, естественно, пишутся в басовом ключе, потому что большая октава идет даже перед малой.

Ребят, честно сказать, как бы мне это не было стыдно, но я так и не понял, почему запись нот в басовом и скрипичном ключе отличается.. Почему в скрипичном ключе на одной линейке стоит такая-то нота, а в басовом ключе на той же линейке – другая нота? Если у Вас возник тот же вопрос или Вы знаете на него ответ, напишите об этом в комментариях, будем думать вместе =)

Басовый ключ на практике

Где же мы с Вами можем увидеть басовый ключ на практике? Смотрим на картинку:

Басовый ключ на нотном стане (Рис. 4)

Это ноты “Маленькой елочки” для двух рук. Обратите внимание: нотный стан идет группами по две строчки: Первая (верхняя) строчка играется правой рукой, вторая (нижняя) строчка играется левой рукой. Даже если на этой второй строчке не басовый, а скрипичный ключ (бывает и такое), то все равно эта вторая строчка играется левой рукой.

Кое-что поясню. Сыграли две этих сгруппированных строчки – затем играем следующие две строчки, и так далее.

Как это звучит на двух руках? Смотрим:

(Видео 1)

Правой рукой играется мелодия, а левой рукой идет аккомпанемент. В данном случае левой просто идет долбёжка аккордами…

Вот это еще один интересный факт: аккомпанемент практически всегда играется аккордами, но не обязательно всегда все ноты аккорда играются одновременно: ноты аккорда могут играться и по очереди или в разном порядке.

В этой конкретной песне (Елочка) всего три аккорда, которые меняются на протяжении песни: C, G, F. В каком месте меняются аккорды – Вы можете видеть на картинке выше. В то время, как меняется аккорд на нотном стане, тут же и левая рука его меняет.

Посмотрите, что еще можно сыграть левой рукой в елочке, вместо долбёжки аккордами:

(Видео 2)

Видите, те же самые аккорды играет левая рука, но ноты в аккордах играются не одновременно, а по очереди.

Упражнения

Упражнения:

  • Записывайте ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До в басовом ключе в своем блокноте именно на нотном стане, как показано на рисунке 2 (рис. 2), проговаривая их вслух.

    Так Вы разовьете зрительную память, что поможет Вам в дальнейшем играть песни на пианино “с листа” (по нотам с нотного стана).

  • Попробуйте сами сыграть по нотам ту же самую “Елочку” двумя руками: сначала как на первом видео, потом как на втором.
  • Заключение

    Друзья, вот мы и разобрались с Вами с басовым ключом. На самом деле, Вы многого достигните, если научитесь читать ноты и в скрипичном, и в басовом ключе, ведь Вы сможете сыграть любую песню по нотам, а друзья Вам будут завидовать, потому что им было лень разбираться в нотах

    Часть 1.2 – Ноты и нотоносец. Октавы. Скрипичный и басовый ключ. Расположение звуков на нотоносце. Диапазон гитары

    Изучаем ноты басового ключа

    Ноты и нотоносец

    Нотное письмо – это система для записи звуков. В нотном письме звуки обозначаются специальными знаками, которые называются нотами. Рисуются они как пустой или заполненный внутри овал:

    Нотным станом (или нотоносцем) называется система из пяти параллельных горизонтальных линий, на которых размещаются ноты. Счет линий ведется снизу-вверх:

    Также существуют и добавочные линии, помещаемые выше или ниже нотного стана. Добавочные линии считаются по мере их добавления снизу или сверху нотного стана. Теоретически количество линий неограниченно, но их обычно не больше пяти. При этом говорят, что ноты располагаются на первой добавочной линии, над четвертой добавочной, под второй добавочной и т.д.

    Ноты могут размещаться на линиях, между линиями, а также над и под линиями нотного стана:

    Октавы. Скрипичный и басовый ключ. Расположение звуков на нотоносце. Диапазон гитары.

    Мы уже знаем семь названий для основных ступеней звукоряда (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Но звуков, используемых в музыке восемьдесят восемь, при этом каждый звук имеет свою отдельный знак на нотоносце – ноту. Поэтому названия звуков периодически в этой же последовательности повторяются.

    Если взять первую ступень до, то при счете от нее подряд восьмая ступень представляется как бы повторением первой ступени на другой высоте. Вследствие этого восьмая ступень получает такое же название, как первая. Расстояние же от первой ступени вверх или вниз до восьмой одноименной называется октавой.

    Также октавой называется часть звукоряда, в состав которой входят семь основных ступеней, при этом началом октавы принято считать звук ступени до. Таким образом весь звукоряд делится на семь полных октав, и две неполных.

    Перечислим названия октав от самой низкой по звуку к самой высокой: субконтроктава (неполная), контроктава, большая октава, малая октава, первая, вторая, третья, четвертая и пятая (неполная) октава.

    Скрипичный ключ – это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца и остальные ноты строятся от нее:

    Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца и остальные ноты строятся от нее:

    Ноты малой, первой, второй, третьей, четвертой и пятой октавы записываются в скрипичном ключе. Ноты субконтроктавы, контроктавы, большой октавы, малой и первой октавы записываются в басовом ключе. Исходя из этого можно заметить, что ноты малой и первой октавы можно записать как в скрипичном, так и в басовом ключе.

     Ноты контроктавы                                                                                         Ноты большой октавы

    Ноты малой октавы                                                                                        Ноты первой октавы

     

    Ноты второй октавы                                                                                      Ноты третьей октавы

     

    Ноты четвертой октавы:

    Ноты четвертой октавы пишутся точно также, как и ноты третьей октавы, только сверху над нотами ставят знак 8va. Это означает, что ноты играются на октаву выше, чем написано. Всего таких знаков четыре: 8va – октавой выше, 8vb – октавой ниже, 15ma – двумя октавами выше, 15mb – двумя октавами ниже.

    Далеко не все звуки и октавы используются на гитаре. Диапазон электрогитары с 24 ладами – ноты от ми большой октавы до ми третьей октавы. Диапазон классической гитары – ноты от ми большой октавы до си второй октавы. Диапазон – это расстояние между самой низкой ноты до самой высокой ноты, которую можно извлечь на инструменте (либо голосом).

    Получается, для того чтобы играть на гитаре нужно использовать как басовый, так и скрипичный ключ, что не очень-то удобно. Поэтому для гитары решили записывать ноты на октаву выше, чем звучит на самом деле, что позволило играть только в одном скрипичном ключе.

    Это значит, если мы будем играть ноты малой октавы, на самом деле будут звучать ноты большой.

    Диапазон электрогитары:

    Урок №5 (ТЕМА №2.1 Изучение нот и ключей.)

    Изучаем ноты басового ключа

  • Знать расположение нот на нотном стане.
  • Знать расположение нот на грифе гитары, бас-гитаре, пианино.
  • Знать правило записи ключей, знаков, размера и нот.
  • Знать название и расположение октав на нотном стане и инструменте.
  • Знание расположения нот на нотном стане необходимо любому музыканту, который хочет самостоятельно развивать свою технику и играть любые произведения. Знания нотного стана и нотной грамоты открывают двери в мир музыки. Ноты — это язык на котором общаются музыканты. Все лучшие партии и адаптации записаны в виде нот, а не табулатуры и аккордов.

    Упражнения которые позволят вам нарастить исполнительскую технику давно уже изобретены, только дело в том, что записаны они в нотах.

    Приступим!

    Нотный стан

    Нотный стан состоит из 5 горизонтальных линеек (нотных линий), на которых располагаются ноты и другие знаки нотного письма. Линии нотного стана нумеруются снизу-вверх.

    Кроме этих линий существуют еще дополнительные линии. Пишутся они вне нотного стана снизу или сверху. Считаются эти линии от нотного стана, что снизу, что сверху.

    Говорить нужно так: нота “до” первой октавы находится на первой дополнительной линии снизу, нота “соль” малой октавы находиться под второй дополнительной линией снизу, нота “си” второй октавы пишется над первой дополнительной линией сверху.

    Ноты

    Нот всего семь: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Придумал такое название нот Гвидо д’Ареццо.

    Почему именно столько и почему в таком порядке. вы узнаете из этого видео (нужны знания школьного курса физики).

    Вернёмся обратно к музыке, и к тому, как сделать её гармоничной.

    Правописание нот

    Ноты на нотном стане должны писаться либо на линии, либо между линиями, на дополнительных линиях, либо под, либо над дополнительных линиях.

    Штили нот до третьей линией пишутся справа вверх, от третьей линии и выше, пишутся слева вниз.

    В группе нот направление штилей зависит устанавливается на усмотрения композитора. Но на данном уровне придерживайтесь правила: каких нот в группе больше, требующих штиля вверх или штиля вниз с той стороны и ставятся штили у всей группы.

    Наименование нот и обозначения нот.

    В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита.

    Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.

    Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (е), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (джи), ЛЯ – A (а), СИ – H (аш).

    Откуда взялись эти буквы. Раньше звукоряд стандартна начинался не с «до», а с ноты «ля», и ноту «си» не использовали, а использовали «си бемоль» (что такое бемоль вы узнаете на следующем уроке). Так и называли ноты в соответствии с латинским алфавитом.

    Поэтому, когда решили дать букву ноте «си» использовали латинскую «H» (аш) — следующую после известных нам A B C D E F G.

    Октава

    Например: между двумя соседними СОЛЬ — ровно октава. Как и ноты, октавы тоже имеют собственные названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
    Надо сказать, что каждый инструмент имеет свой определённый диапазон октав.

    Необходимо заучить последовательность октав и их название. Они все начинаются с ноты «До» и заканчиваются нотой «Си»

    Ключ

    Вы наверное заметили две не понятные «закарючки» 

    Это музыкальные ключи. Ключи придуманы для того, чтобы партии были написаны именно в той октаве, в которой играет музыкант на определённом инструменте.

    Скрипичный Ключ

    В музыкальной грамоте всё не «просто так». У каждого инструмента свой октавный диапазон. Например, диапазон скрипки от малой октавы и до третьей октавы. Для того чтобы все необходимые ноты находились на нотном стане, а не за его пределами, решили, что в партиях для скрипок «СОЛЬ» второй октавы будет находиться на второй линии нотного стана.

     такой ключ назвали «Скрипичным» , этот ключ называют имеет второе название – «Ключ СОЛЬ»

    Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого по звучанию нот.

    В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы.

    Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.

    Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты.

    Басовый Ключ

    Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.Второе название басового ключа – ключ «Фа»

    Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:

    Знаний об этих двух ключах нам хватит для дальнейшего освоения курса. Добавим ещё, как соотносятся ноты в Басовом и Скрипичном ключах.

    Расположение нот на клавиатуре

    На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.
    Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них. Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:

    Расположение нот на грифе гитары.

    Расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть.

    Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.

    А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём: И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.

    Расположение нот на грифе бас-гитары.

    Строй 4-струнной бас-гитары аналогичен строю контрабаса или гитары (без двух самых тонких струн) на октаву ниже.

    Ноты для бас-гитары записываются в басовом ключе (ключ «фа»).

    Проверка:

  • Как по-другому называются скрипичный и басовый ключи?
  • Как пишутся штили нот на нотном стане?
  • Как называются (по возрастанию) октавы на нотном стане?
  • Буквенное обозначение ноты «си»?
  • Назовите расположение нот на нотном стане.
  • Расположение нот на нотном стане. Скрипичный и басовые ключи

    Изучаем ноты басового ключа

    Как выглядят фортепианные ноты

    Ноты для фортепиано состоят из двух строк (в каждой по пять линеек и свой ключ). Ноты, расположенные на верхней строке, исполняет правая рука. А ноты, написанные на нижней – левая. Строки называются нотоносец или нотный стан.

    Играем мы одновременно то, что написано на обеих строках по вертикали. Вертикаль читаем снизу вверх: поднимаемся от самого нижнего звука к самому верхнему. Нотные линейки мы тоже считаем снизу вверх. Первая – самая нижняя, пятая – верхняя. Когда вертикаль сыграли, читаем ноты, как и книгу, слева направо.

    Кружочки, нарисованные на нижнем примере, это и есть обозначения самих звуков или ноты. Ноты бывают закрашенные и не закрашенные, палочками (штилями) вверх или вниз, объединенные по группам или одиночные. В чем разнице мы рассмотрим позже, когда будем изучать длительности.

    Слово, указанное в начале произведения, обозначает темп и характер произведения. В данном примере указан темп «Alegretto». Это производное слово от «Allegro», что переводится с итальянского как «Скоро» или «Весело». Соответственно, Alegretto исполняется чуть медленнее, чем Allegro. Все эти обозначения очень субъективны и указывают скорее на характер исполнения.

    Музыкальных терминов не так много и их довольно просто запомнить. Их значение и перевод можно посмотреть в любому словаре музыкальных терминах. В музыкальной школе дети сдают специальный зачет на знание музыкальных терминов.

    Что такое музыкальный ключ

    В начале каждой строки стоит знак – музыкальный ключ или просто ключ. Можно сказать, что ключ – это система координат, которая определяет расположение нот на нотном стане. В фортепианной музыке встречаются два ключа – скрипичный и басовый. Чаще всего правая рука играет в скрипичном ключе, левая – в басовом ключе.

    Как правильно писать музыкальный ключи

    Скрипичный ключ

    Скрипичный ключ показывает, где на нотном стане записывается нота соль первой октавы. Она расположена она на 2й линейке снизу. Таким образом, зная, где располагается нота соль первой октавы, мы можем посчитать, на какой линейке записывается какая нота.

    Итак, мы знаем, что на второй линейке записывается нота соль первой октавы. Значит, следующая нота ля будет записываться между 2 и 3 линейками, нота си – на 3 линейке, нота до второй октавы – между 2 и 3 линейкой и т.д. Что же будет, когда мы дойдем до 5 линейки? Если считать дальше, то на 5 линейке располагается нота фа второй октавы.

    Следующая нота соль второй октавы – над 5 линейкой. Ля второй октавы – на первой верхней добавочной линейке и т.д. Дальше пишут уже добавочные линейки. Теоретически их можно писать много, но чаще пишут не более 3 добавочных линеек.

    Если в музыке встречаются звуки выше, чем ми третьей октавы (именно эта нота располагается на 3й добавочной линейке), в нотах ставят вот такой знак восьмерки:

    Это знак переноса на октаву вверх. То есть написанная нота играется на октаву выше.

    Теперь пойдем от ноты соль первой октавы вниз. Нота фа первой октавы будет располагаться между 1 и 2 линейками. Ми первой октавы – на первой линейке, ре – под первой линейкой, до – на первой добавочной линейке и т.д. Дальше можно записывать много добавочных линеек, но чаще их бывает не больше трех.

    И вот тут-то нам приходит на помощь басовый ключ.

    Басовый ключ

    По аналогии со скрипичным ключом басовый ключ показывает нам, где располагается нота фа малой октавы. Относительно нее можно посчитать, где записываются остальные ноты басового ключа. Идем вверх.

    Соль малой октавы – между 4 и 5 линейками, ля малой октавы – на 5й линейке, си малой октавы – над 5й линейкой. До первой октавы – на первой верхней добавочной и т.д.

    Обычно больше трех добавочных линеек не пишут, проще поставить скрипичный ключ и записывать ноты в скрипичном ключе.

    Если идти вниз от ноты фа малой октавы, то получается, что ми малой октавы располагается между 3 и 4 линейками, ре малой октавы – на 3 линейке, до малой октавы – между 2 и 3 линейкой, си большой октавы – на 2 линейке, ля большой октавы – между 1 и 2 линейкой, соль большой октавы – на 1 линейке, фа большой октавы – под 1 линейкой, ми большой октавы – на первой добавочной линейке снизу и т.д. Обычно здесь тоже больше трех добавочных линеек не пишут и ставят такой же знак восьмерки:

    Он означает, что мы играем звуки на октаву ниже, чем они записаны в нотах. Все это сделано для удобства записи и чтения нот.

    Расположение нот на нотном стане

    Чтобы подытожить все вышенаписанное, предлагаю изучить вот эту картинку.

    Здесь я выписала все ноты, начиная от до большой октавы и заканчивая до третьей октавы. Обратите внимание, как записывается нота до первой октавы. В басовом ключе ее пишут на верхней первой добавочной линейке, а в скрипичном – на нижней первой добавочной линейке.

    В каком случае в каком ключе ее писать? Все зависит от контекста. Если у вас все предыдущие ноты записаны в басовом, то и ее пишем в басовом.

    Опять же, если дальнейшая музыка звучит выше, то можно поставить скрипичный ключ и писать все остальные ноты дальше в скрипичном ключе.

    И наоборот, если все ноты в скрипичном ключе, то и ноту до логичней писать в скрипичном ключе. Тут четкого правила нет, действуем исходя из логики.

    Как лучше запомнить расположение нот на нотном стане?

    Сначала напишу, как делать НЕ НАДО. Не надо сравнивать и сопоставлять ноты басового и скрипичного ключей. Иногда делают так: запомнили, что соль первой октавы записывается на 2 линейке в скрипичном ключе. Значит соль большой октавы в басовом – на одну линейке меньше – на первой. Логики в этом нет никакой, только запутаетесь. Не делайте так, пожалуйста! Лучше просто считайте линейки.

    Со временем вы зрительно запомните, где какая нотка пишется.

    Задание

  • Потренируйтесь писать скрипичный и басовый ключи на нотном стане (по одной строке на каждый ключ).
  • Задание на выучивание нот. Берете любые ноты в печатном варианте (можете распечатать, например, вот эти). Садитесь удобно на диванчик и пальцем тыкаете в любые ноты и называете их. Например, си первой октавы, ля большой октавы и т.д. Каждый день по 10 минут будет достаточно.
  • Еще одно задание на выучивание нот. Напишите на нотном листе следующие ноты:
  • Ми 1 октавы соль 2 октавы фа большой октавы ре малой октавы си малой октавы до 2 октавы ля 2 октавы

    си большой октавы

    Вот пример, как надо оформлять.

  • Самостоятельно напишите для себя расположение нот на нотном стане от ноты до большой октавы до ноты до 3 октавы. Выше я приводила такую картинку, воспользуйтесь ею для самостоятельной проверки. Это задание поможет вам лучше понять логику расположения нот.
  • Все вопросы пишите в комментариях к этой статье.

    Изучаем ноты басового ключа, Музыкальный класс

    Изучаем ноты басового ключа

    Ноты басового ключа осваиваются со временем. Быстрее запомнить ноты в басовом ключе помогает активная проработка при помощи сознательных установок.

    В начале нотоносца выставляется басовый ключ – ноты будут выстраиваться от него. Басовый ключ пишется на четвёртой линейке и означает ноту «фа» малой октавы (счёт линеек ведётся снизу вверх).

    Записываются в басовом ключе ноты таких октав: все линейки нотного стана занимают ноты большой и малой октавы, выше нотного стана (на дополнительных линейках) – несколько нот из первой октавы, ниже нотного стана (тоже на дополнительных линейках) – ноты контроктавы.

    Для начала освоения нот басового ключа достаточно изучить две октавы – большую и малую, всё остальное приложится само собой. Понятие об октавах вы найдёте в статье «Как называются клавиши фортепиано». Вот как это выглядит в нотах:

    Чтобы запомнить ноты басового ключа было просто, обозначим несколько точек, которые будут служить нам ориентирами.

    1) Прежде всего, это четвёртая линейка – нота фа малой октавы, можно в её окружении легко назвать расположения и нескольких других нот той же октавы.

    2) Второй ориентир, который я предлагаю, – место на нотоносце трёх нот «до» — большой, малой и первой октавы. Нота до большой октавы пишется на двух добавочных линейках снизу, до малой октавы – между 2-й и 3-й линейками (на самом нотном стане, то есть как бы «внутри»), ну а до первой октавы занимает первую добавочную линейку сверху.

    Вы можете придумать для себя какие-то свои ориентиры. Ну, например, выделять отдельно ноты, которые пишутся на линейках и те, которые занимают промежутки.

    Ещё один способ быстро освоить ноты в басовом ключе – выполнить упражнения тренинга «Как легко и быстро выучить ноты». Там предлагается ряд практических заданий (письменно, устно и игра на фортепиано), которые помогают не только разобраться в нотах, но и развивают музыкальный слух.

    Если вы находите данную статью полезной, порекомендуйте её своим друзьям с помощью кнопок социальных сетей внизу страницы. Также вы можете получать новые полезные материалы прямо на свою почту – заполните форму и подпишитесь на обновления (важно – сразу же проверьте свой e-mail и подтвердите подписку).

    Спасибо. Я начинающая, 75 лет, но такое большое желание научиться музицировать, уже известную и любимую мной музыку.

    А какие знаки в тональностях у басового ключА.

    Аоооо, как это сложно когда читаешь.. Гораздо проще когда тебе объясняет реальный человек на словах

    Учим ноты вместе с ребенком

    Изучаем ноты басового ключа

    У каждого ребенка есть свои способности, но их нужно выявить и уже после стараться развивать. Если вы хотели бы чтобы ваш малыш попробовал себя в музыке, то возьмитесь за это дело самостоятельно и попробуйте помочь ребенку раскрыть свой талант музыканта или певца.

    Сегодня существует много программ по обучению детей музыке, а также отдельным музыкальным предметам. С их помощью можно начать изучениедаже с детками в 3 года.

    И если ваш ребенок не станет великим пианистом, то в любом случае развить его слух и дать ему возможность освоить ноты, никогда не помешает! Наоборот, ребенок, который с детства обучался музыке успешен во многих начинаниях, которые не связны с музыкальной отраслью, а знание нот и владение чутким музыкальным слухом даст шанс стать креативным и перспективным специалистом в разных направлениях.

    Так или иначе, любые начинания в музыке начинаются с нот, которые необходимо учить, чтобы после «делать» музыку правильно и качественно.

    Но тут же возникает вопрос, а как выучить ноты, если даже не знаешь с чего начать это делать? Это правильно, и поэтому в данной статье мы представим небольшое руководство, которое позволит постичь основные принципы обучения нотам.

    Ноты для начинающих: что в первую очередь?

    Итак, с чего же нам начатьобучениенотам с нуля? Все просто: начинаем с простой зубрежки. Сперва мы узнаем, как называются все основные ноты и заучиваем их.

    Также важно соблюдать порядок звукоряда на зубок: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До. Данный порядок еще называется восходящим, потому что звучание образуется как нарастающий звук и усиливается.

    https://www.youtube.com/watch?v=9RSXkRUWLZo

    Затем нужно запомнить нисходящий порядок, то есть заучить ноты в обратном порядке: До-Си-Ля-Соль-Фа-Ми-Ре-До.

    Это первый шаг в осваивании музыки. Как только ребенок выучит этот звукоряд, можно переходить к пению по нотам. Это еще служит прекрасной распевной, которая позволяет подготовить малыша к полноценному пению.

    Отличной тренировкой для приобретения музыкального слуха является проигрывание нот на фортепиано или синтезаторе.

    Определите заранее, где располагаются все нотки на инструменте, и даже можете разметить ихс помощью скотча и бумажек с изображением нот. Так ребенок сможет лучше адоптироваться.

    Но эта практика хороша для малышей, тем, кто постарше будет полезно запоминать расположение нот на пианино или синтезаторе без подсказки.

    Начните упражнения с проигрывания клавиш в ряд и пропевания нот по восходящему и нисходящему порядку звукоряда.

    Позанимайтесь так с ребенком в течение небольшого времени, и убедившись, что он уже хорошо понимает, как должна звучать определенная нотка, устройте с ним игру, пусть он попробует определитьна слух ту нотку, которую вы ему сыграете.

    Это будет и очень полезным занятием для ребенка, и хорошим развлечением. Практикуя такие уроки, вы сможете внушить ребенку, что музыка — это не только полезно, но еще и весело, ну а развлечениядля детей —хороший стимул заниматься снова и снова.

    Учимся записывать ноты

    Как только вы с малышом освоили основные ноты на слух, теперь пришла пора запоминать их в графическом виде. Это позволяет очень быстро научиться их читать и понимать, когда ребенок будет совершать первые попытки сыграть песенки самостоятельно.

    При написании нот в нотоносец, стоит зазубрить всего три основные вещи, которые позволят быстро ориентироваться при их прочтении:

    • символ скрипичного ключа всегда располагается на второй линейке нотоносца, а также указывает на ноту «Соль» первой октавы;
    • знак басового ключа всегда ставится на четвертую линейку нотоносца и в свою очередь указывает на ноту «Фа» малой октавы;
    • в скрипичном и басовом ключах нотка «До» первой октавы ставится на добавочной линейке;
    • зная эти простые правила можно научиться быстро ориентироваться в нотах.

    На этом этапе также нужно заучить расположение всех нот на стане, это делается простой зубрежкой, но чтобы ребенку было легче и интереснее, можно использовать такой метод:

    • сразу запоминаем те нотки, которые пишутся непосредственно на линейке. Для легкого запоминания можно сказать, что это бусинки, которые нужно нанизать на ниточку, так малышу будет намного интереснее, а сам процесс превратиться в увлекательную игру;
    • затем учим те ноты, которые располагаются под линейкой и между ними;
    • еще не забываем про добавочные линейки;
    • после того, как все нотки были отдельно заучены, пробуем прочитать их все подряд и вразнобой;
    • таким методом нотки заучивать намного проще и легче, особенно деткам.

    Когда ребенок уже запомнил ноты и даже научился их записывать и читать на нотоносце, попробуйте вместе с ним разобрать простенькие детские песни. Найти их можно в Интернете, а также в специальных пособияхдля начинающих.

    Выберете песенку и вместе с ребенком поэтапно прочитайте нотки, которые там указаны и сразу же определите их на инструменте. За основу лучше взять фортепиано или синтезатор, но если вы умеете играть на гитаре или на баяне, то они также вполне сгодятся для обучения малыша нотам.

    Такая практика поможет не только закрепить знания нот, но и попробовать свои силы в игре на музыкальном инструменте или в пении.

    Исходя из этих рекомендаций, вы сможете определить, есть ли у вашего ребенка желание заниматься музыкой и насколько легко он может обучаться.

    Если детки проявляют интерес к музыке, тогда отдайте их в музыкальную школу или наймите репетитора, а возможно вы и сами сможете обучать своего ребенка.

    Но если ему не очень это интересно, то не расстраивайтесь, во всяком случае вы провели время с пользой, и ваш карапуз уже овладел базовыми знаниями нот и музыкальной грамотой.

    Что можно использовать для обучения ребенка нотам?

    В обучении ребенка музыке и нотам все способы хороши, а сегодня их предостаточно. Даже если у вас нет музыкального инструмента, вы вполне сможете использовать свой компьютер или планшет.

    Существует множество программ-симуляторов, которые выводят ноты на экран планшета, или подстраиваются под клавиатуру вашего ПК.

    Используя такие программы, вы сможете практиковать ноты и разучивать песенки на планшетесо звуком или при помощи компьютера, а потом, когда ваш ребенок точно решит заниматься музыкой, вы сможете приобрести пианино для него без опаски, что он забросит обучение.

    Для малышей также подойдут учебные раскраски, где изображены нотки и их названия. Такой тренажер превращает обучение в настоящую игру. Деткам становится интересно и весело. Ребенку предстоит закрашивать рисунки и в процессе он будет усваивать новые знания.

    А после, когда карапуз подрастет, вам будет легче начать учить с нимноты и записывать их на линейках. Преимущество таких раскрасок в том, что в них могут быть избражены разные персонажи, которые поют и играют на инструментах.

    Возьмем хотя бы тех же смешариков, которые таки любимы всеми детками.

    Также есть разные музыкальные игрушки и игры, которые помогают в обучении детей нотной грамоте. Их использование тоже будет не лишним, особенно в заучивании названий ноток. Так можно быстро научиться воспринимать их на слух правильно и навсегда запомнить их звучание.

    Изучив ноты, можно также быстро освоить аккорды и использовать их для игры на музыкальном инструменте.

    Что важно помнить, когда учишь ноты?

    Когда начинаешь любое обучение, а тем более музыке, то стоит помнить следующие вещи:

    • выделяйте заучиванию нот минимум 15-20 минут каждый день (за 5 минут можно не успеть);
    • не начинайте обучение, когда у ребенка нет настроения, или если ему нездоровится;
    • не ругайте и не кричите на деток в процессе обучения, если у них что-то не получается;
    • используйте обучение по карточкам;
    • всегда поощряйте свое чадо за старание и результаты.

    Выполняя эти небольшие требования, вы сможете развить у своего ребенка желание обучаться и увидите, как быстро он будет схватывать все на лету.

    Скрипичный ключ в музыке – Нотная грамота – Самоучитель

    Изучаем ноты басового ключа

    Нота, записанная на пустом нотном стане в любом месте не способна точно указать высоту звука и тем более его название.

    Для того чтобы определенная нота, обозначенная на нотоносце, показывала абсолютную высоту звука, необходимо использовать специальный символ, который называется нотный ключ.

    Его нужно указывать в начале любого нотоносца, так как буквально все ноты для классической гитары должны находиться в скрипичном ключе. Также часто встречается его другое название – ключ соль.

    В центре, скрипичный ключ, похож на круг, который охватывает определенную линию на нотном стане. Тем самым он показывает, на какой именно линии в нотном стане находится нота “соль” первой октавы. Как правило, центр ключа всегда охватывает вторую линию, тем самым указывая, что нота соль находится на ней.

    Чуть ниже на рисунке вы можете увидеть диапазон всех возможных звуков, которые можно извлечь на гитаре, находящиеся в скрипичном ключе.

    И конечно же, для того чтобы научиться играть на гитаре произведения любой сложности, данное расположение нот нужно будет выучить на зубок. Легче всего это сделать, начав запоминать расположение и название нот только на пяти основных и трех нижних добавочных линиях (при этом запоминая октавы в которых они находятся).

    С помощью этого шага, вам будет намного проще потом определять ноты, которые находятся между линиями. Делается это благодаря обычному счету.

    Например, если знать, что на второй основной линии находится нота соль первой октавы, а на следующей линии — нота си, то не трудно догадаться, что между ними будет находиться нота ля той же октавы, так как порядок звукоряда всегда постоянный.

    Обозначения нот, которые записываются над пятой основной линией лучше всего запоминать на практических занятиях, по мере появления композиций, которые будут включать в себя такие высокие звуки.

    Басовый ключ

    Помимо скрипичного ключа в нотной записи также применяется басовый ключ или, как его еще называют – ключ фа.

    В идеале, конечно, было бы неплохо выучить расположение нот на нотоносце не только в скрипичном, но и в басовом ключе, или же, на худой конец, запомнить расположение хотя бы одной ноты в нем, чтобы с помощью отсчета определять положение других нот. Обычно для удобства такой нотой используют ноту “до” первой октавы.

    Для чего же нужен этот басовый ключ? Ответ прост – для фортепиано. Все дело в том, что ноты для фортепиано и рояля записываются на целых двух нотоносцах, расположенных и идущих параллельно друг другу.

    На верхнем нотном стане указываются ноты в скрипичном ключе, а на нижнем – в басовом.

    Все потому, что на фортепиано физически можно одновременно извлечь намного больше звуков, чем на гитаре, и поэтому, чтобы не возникло путаницы, басовые ноты и ноты мелодии разделили на два нотных стана.

    Все это хорошо, скажите вы, но зачем все это знать нам, гитаристам? В принципе, для тех, кто учиться играть только ради удовольствия или же, чтобы просто блеснуть навыками перед друзьями и знакомыми, расположение нот в басовом ключе знать нет никакой необходимости. Но для тех, кто хочет постоянно развиваться в музыкальном направлении и сделать гитару незаменимой частью своей жизни, такие знания, несомненно, пригодятся.

    Благодаря умению читать ноты, написанные для фортепиано, всегда можно транспонировать их и переделать в ноты, подходящие для игры на гитаре. Для гитаристов, которые собираются играть в музыкальных группах или оркестрах, такие знания просто бесценны, ведь в нотной записи многих других инструментов применяется все тот же басовый ключ. На нотоносце он записывается на четвертой основной линии:

    Кружок басового ключа, охватывающий четвертую линию, указывает что на ней расположена нота “фа” малой октавы.

    Рисунок, расположенный чуть ниже, показывает точное расположение ноты “до” сначала в скрипичном ключе, потом в басовом:

    Запомнить расположение ноты “до” не составит труда, если исходить из того факта, что в скрипичном ключе нота “до” находится на первой нижней добавочной линии, а в басовом ключе просто наоборот — на первой верхней.

    Как научиться читать ноты для пианино

    Изучаем ноты басового ключа

    Ноты – это буквы, которыми записываются музыкальные слова (аккорды) и фразы (такты). Как не будет полным знание иностранного языка без изучения письменности, так и нельзя считаться профессиональным музыкантом без умения читать ноты.

    Нотный стан

    Нотный стан – это те пять линеек, на которых записываются ноты. Каждая нотка на нём на определённом месте: до пишется на добавочной линейке внизу, ре – под первой, соль – на второй, ля – между второй и третьей…

    Но не стоит заучивать, где какая нотка прячется, как попугай. Хватит выучить последовательность нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. И наоборот: си-ля-соль-фа-ми-ре-до.

    А дальше запоминаем, по каким принципам расположены ноты на нотном стане:

    • чем ниже звучит нота, тем ниже её «место» на линейках, и наоборот;
    • ноты расположены либо на линейках, либо между ними;
    • часть нот в пять «линеек» не вмещаются, поэтому для них дорисовываются дополнительные линеечки.

    Выглядит это так:

    Октавы

    Хоть названий нот семь, белых клавиш на пианино намного больше (пятьдесят две). Это потому, что любую ноту можно играть то выше, то ниже. Поэтому, чтобы правильно прочитать ноты для пианино, учитывайте, в какой октаве они записаны.

    Октава – кусочек звукового диапазона пианино (и других инструментов) из семи нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. У пианино 9 октав, но две из них представлены не полностью.

    Чтобы не запутаться, в каком месте клавиатуры играть ту или иную мелодию, в начале нотного стана указан ключ: басовый или скрипичный.

    В басовом ключе записаны ноты до малой октавы, а в скрипичном – малая октава и выше (см. рисунок).

    Если взглянуть на ноты для пианино, видно, что в них одна строка записана в скрипичном ключе, а вторая – в басовом. Так показаны мелодии для двух рук. В басовом ключе играет левая, а в скрипичном – правая.

    Но внимательно: расположение нот в двух ключах различается (но не порядок). В ключе соль (другое название скрипичного) на первой линейке пишется ми, а в ключе фа (басовый) – соль.

    Положение остальных нот тоже другое.

    Такты

    Мелодии разделены на такты – кусочки, одинаковые по длительности. Длительность такта (размер) указана слева, после ключа. Вот так, к примеру:

    4/4 означает, что в такте «поместятся» четыре ноты длиной в четверть стандартного такта (а размер 4/4 считается стандартным). Его можно представить в виде круга:

    Половинных нот в такой такт «поместятся» две, восьмых – восемь, и так далее, вплоть до шестидесяти четырёх шестьдесятчетвёртых. Но одну половинную и пять восьмых нот в такой такт уже не впихнёшь – 1/8 длительности будет лишней. Но если задать размер такта в 9/8, всё получится.

    Если что-то ещё осталось непонятным, преподаватели на занятиях по фортепиано расскажут подробнее.

    Оцените статью
    Просто о технологиях
    Добавить комментарии

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: