Лирические музыкальные произведения

Что такое лирика в литературе и искусстве? – База ответов на любые вопросы

Лирические музыкальные произведения

Бурное развитие информационных технологий имеет свои негативные стороны. Гуманитарные науки оказываются незаслуженно забытыми, а ведь их название происходит от латинского слова humanus — «человеческий».

Далеко не каждый уверенный пользователь сети Интернет сможет дать внятный ответ на простой хрестоматийный вопрос: «Что такое лирика?».

Что означает слово «лирика» и откуда оно взялось?
Что такое лирика в литературе?
Что такое лирика в музыке?
Примеры лирических произведений

Слово лирика происходит от названия музыкального инструмента — лиры. Лирика берет свое начало в глубокой древности, когда под звуки лиры сочинялись и исполнялись песни и стихи. Лирическим называют произведение, основанное на личных чувствах и настроениях автора.

Сегодня термин «лирика» широко используется в литературе и музыке. В разговорной речи под этим словом подразумевается эмоциональная сфера, противоположная практическим мыслям и действиям (пример: «оставим лирику, перейдем к делу»).

Словарь Ожегова классифицирует лирику как род литературных произведений, выражающих чувства и переживания. В словаре Ушакова формулировка несколько иная: там лирика описана как вид поэзии, выражающий личные настроения и переживания поэта.

Существует множество изящных формулировок, но суть у них одна: лирика основывается на человеческих чувствах и переживаниях.

Лирика подразумевает искренность и откровенность, открытость чувств и эмоциональную утонченность. Основными лирическими жанрами являются стихотворение, романс и элегия.

На первый взгляд эти поэтические жанры не пользуются сегодня высокой востребованностью, но на самом деле это не совсем так.

Лирическая поэзия широко используется, например, в текстах песен; многие популярные хиты по своей сути являются именно лирическими произведениями. Если вы припомните свои любимые песни, среди них наверняка найдется несколько образцов песенной лирики. Кстати, в музыкальной терминологии слово «лирика» тоже используется.

К лирике относится род музыкальных произведений, где преобладает эмоциональная составляющая. Лирическими могут быть произведения самых разных музыкальных жанров, важно, чтобы они вызывали у слушателя интенсивное сопереживание на глубинном эмоциональном уровне.

Лирическая составляющая играет важную роль во многих классических музыкальных произведениях, в наши дни музыкальная лирика широко используется в таких жанрах, как джаз, блюз, ритм-н-блюз, шансон, городской романс, авторская песня, а также в электронной и рок-музыке.

Хорошую лирическую музыку можно понять без слов, слушатель воспринимает заложенные в нее чувства независимо от языка, на котором говорит и думает написавший ее композитор.

Древнейшими лирическими произведениями, дошедшими до наших времен, являются библейские тексты — Песнь Песней и Псалмы царя Давида. Песнь Песней, приписываемая царю Соломону, представляет собой полноценный образец лирико-драматической поэмы. Пропитанные глубоким религиозным чувством Псалмы стали основой христианской лирики и были переведены на все современные европейские языки.

Но настоящий расцвет лирической литературы наступил лишь в XIX веке. Яркий след в развитии лирики оставили такие выдающиеся мастера слова, как Байрон, Перси Шелли, Виктор Гюго, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И.А. Бунин, А. К. Толстой. Всемирную известность получила лирика А. С. Пушкина, которая до сих пор является классическим эталоном лирической русской поэзии.

Приведем конкретные примеры лирических литературных произведений.

• А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимний вечер», «Деревня», «Я вас любил», «Пророк», «Поэту», «К морю», «Я помню чудное мгновенье».

• Н. А. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «Элегия», «Рыцарь на час», «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей».

• Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное», «Я встретил вас», «Умом Россию не понять», «Осенний вечер», «Тени сизые сместились».

Классикой музыкальной лирики являются «Лунная» соната Бетховена, «Сказки венского леса» Штрауса, «Реквием» Моцарта.

Из современных примеров наиболее известными являются рок-баллады таких групп, как Scorpions и Guns N’ Roses.

Музыкальный образ

Лирические музыкальные произведения

Музыкальный образ

Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах, в их возникновении, развитии и взаимодействии.

Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадываются всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка, смена раздела почти всегда означают возникновение нового образа, иногда близкого по содержанию, иногда – прямо противоположного.

Как в развитии жизненных событий, явлений природы или движений человеческой души редко бывает только одна линия, одно настроение, так и в музыке развитие основано на образном богатстве, вплетении различных мотивов, состояний и переживаний.

Каждый такой мотив, каждое состояние либо вносит новый образ, либо дополняет и обобщает основной.

Вообще в музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию.

Например, Двенадцатый этюд Скрябина, представляет очень цельный образ, хотя при внимательном прослушивании мы обязательно отметим его внутреннюю сложность, переплетение в нём различных состояний и средств музыкального развития.

Точно так же строятся и многие другие произведения небольшого масштаба.

Как правило, продолжительность пьесы тесно связана с особенностью её образного строения: маленькие пьесы обычно близки к единой образной сфере, в то время как крупные требуют более долгого и сложного образного развития.

И это естественно: все крупные жанры в различных видах искусства обычно связаны с воплощением сложного жизненного содержания; им присуще большое количество героев и событий, в то время как маленькие обращены обычно к какому-нибудь частному явлению или переживанию.

Это, конечно, не означает, что крупные произведения непременно отличаются большей глубиной и значительностью, часто бывает даже наоборот: небольшая пьеса, даже отдельный её мотив порой способны сказать столь многое, что их воздействие на людей оказывается даже более сильным и глубоким.

Между продолжительностью музыкального произведения и его образным строением существует глубокая связь, которая обнаруживается даже в названиях произведений, например «Война и мир», «Спартак», «Александр Невский» предполагают многочастное воплощение в крупномасштабной форме (опера, балет, кантата), в то время как «Кукушка», «Бабочка», «Одинокие цветы» написаны в форме миниатюры.

Почему же порой произведения, не обладающие сложной образной структурой, так глубоко волнуют человека?

Может быть, ответ заключается в том, что, сосредоточившись на едином образном состоянии, композитор вкладывает в небольшое произведение всю душу, всю творческую энергию, какую пробудил в нём его художественный замысел? Ведь не случайно в музыке XIX века, в эпоху романтизма, так много сказавшего о человеке и сокровенном мире его чувств, достигла высочайшего расцвета именно музыкальная миниатюра.

Очень много небольших по масштабу, но ярких по образу произведений было написано русскими композиторами. Глинка, Мусоргский, Лядов, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович и другие выдающиеся отечественные композиторы создали целую галерею музыкальных образов.

Огромный образный мир, реальный и фантастический, поднебесный и подводный, лесной и степной, претворился в русской музыке, в чудесных названиях её программных произведений.

Вам уже известны многие образы, воплощённые в пьесах русских композиторов, – «Арагонская хота», «Гном», «Баба Яга», «Старый замок», «Волшебное озеро»…

Не менее богатым является образное содержание и в непрограммных сочинениях, не имеющих специального названия.

Лирические образы

Во множестве произведений, известных нам как прелюдии, мазурки, таятся глубочайшие образные богатства, открываемые нам лишь в живом музыкальном звучании.

Одно из таких произведений – Прелюдия С. Рахманинова соль-диез минор. Её настроение, одновременно трепетное и тоскливое, созвучно русской музыкальной традиции воплощения образов печали и прощания.

Композитор не дал пьесе названия (Рахманинов не обозначил программным подзаголовком ни одну из своих прелюдий), однако в музыке чувствуется щемящее осеннее состояние: трепет последней листвы, моросящий дождь, низкое серое небо.

Музыкальный образ прелюдии дополняется даже моментом звукоизобразительности: в мелодико-фактурном звучании угадывается нечто похожее на прощальное курлыканье журавлей, покидающих нас на долгую-долгую зиму.

Может быть, потому, что в наших краях так долго длятся холода, а весна наступает медленно и неохотно, каждый русский человек с особой остротой чувствует конец тёплого лета и прощается с ним с тоскливой грустью. И поэтому образы прощания тесно сплелись с темой осени, с осенними образами, которых так много в русском искусстве: улетающие листья, моросняк, журавлиный клин.

Сколько стихотворений, картин, музыкальных пьес связано с этой темой! И как необычайно богат образный мир осенней печали и прощания.

Вот летят, вот летят …Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа
Оттого что – молчи! – так никто уж не выразит их…

Это строки из стихотворения Николая Рубцова «Журавли», в котором так пронзительно и точно обрисован образ русской души и русской природы, воплощённый в высоком прощальном полёте журавлей.

И хотя Рахманинов, конечно, не вносил в своё произведение такой точной картины, думается, в образном строе прелюдии журавлиный мотив не случаен. Журавли – это своеобразный образ-символ, как бы парящий над общей образной картиной прелюдии, сообщающий её звучанию особую высоту и чистоту.

Музыкальный образ не всегда связан с воплощением тонких лирических чувств. Как и в других видах искусства, образы бывают не только лирическими, но порой остро драматическими, выражающими столкновения, противоречия, конфликты. Воплощение большого жизненного содержания рождает эпические образы, отличающиеся особой сложностью и многоплановостью.

Рассмотрим различные виды образно-музыкального развития в их связи с особенностями музыкального содержания.

Драматические образы

Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. С одной стороны, они возникают в музыке, основанной на драматических литературных произведениях (таковы опера, балет и другие сценические жанры), однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями её характера, музыкальной трактовкой героев, образов и т. д.

Образец драматического произведения баллада Ф. Шуберта «Лесной царь», написанная на стихотворение великого немецкого поэта И. В. Гёте. В балладе сочетаются и жанрово-драматические особенности – ведь она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц! – и острый драматизм, присущий характеру этой потрясающей по глубине и силе истории.

О чём же в ней говорится?

Заметим сразу, что баллада исполняется, как правило, на языке оригинала – немецком, поэтому её смысл и содержание нуждаются в переводе.

Такой перевод существует – лучший перевод гётевской баллады на русский язык, несмотря на то, что сделан он почти два столетия назад. Его автор, В. Жуковский, – современник Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт, дал такую трактовку «Страшного видения» Гёте.

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися, младенец, ко мне;
Весёлого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец! В дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей;
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его мёртвый младенец лежал.

Сравнивая немецкую и русскую версии стихотворения, поэт Марина Цветаева отмечает главное различие между ними: у Жуковского Лесной царь привиделся мальчику, у Гёте – явился на самом деле. Поэтому баллада Гёте реальнее, страшнее, достовернее: у него ребёнок погибает не от страха (как у Жуковского), а от подлинного Лесного царя, представшего перед мальчиком во всей силе своего могущества.

У Шуберта, австрийского композитора, читавшего балладу по-немецки, передана вся страшная реальность истории про Лесного царя: в его песне это такой же достоверный персонаж, как мальчик и его отец.

Речь Лесного царя заметно отличается от взволнованной речи рассказчика, ребёнка и отца преобладанием ласковой вкрадчивости, мягкости, завлекательности. Обратите внимание на характер мелодии – отрывистой, с обилием вопросов и восходящих интонаций в партиях всех персонажей, кроме Лесного царя, у него же она – плавная, закруглённая, певучая.

Но не только характер мелодической интонации – с появлением Лесного царя меняется всё фактурное сопровождение: ритм бешеной скачки, пронизывающий балладу от начала до конца, уступает место более спокойно звучащим аккордам, очень благозвучным, нежным, убаюкивающим.

Возникает даже своеобразный контраст между эпизодами баллады, такой взволнованной, тревожной по характеру в целом, с двумя лишь проблесками спокойствия и благозвучия (две фразы Лесного царя).

Не зная содержания произведения, возможно даже ошибиться, связав лирические эпизоды с появлением доброго и светлого персонажа на фоне общего смятения и тревоги. Такова трагическая ирония этой музыки, как бы дразнящей слушателя мнимым светом и мягким призывом.

На самом деле, как это часто бывает в искусстве, именно в такой ласковости таится самое страшное: зов к смерти, непоправимости и безвозвратности ухода.

Поэтому музыка Шуберта не оставляет нам иллюзий: едва умолкают сладкие и страшные речи Лесного царя, тут же вновь врывается неистовая скачка коня (или стук сердца?), своей стремительностью показывающая нам последний рывок к спасению, к преодолению страшного леса, его темных и таинственных глубин.

На этом и заканчивается динамика музыкального развития баллады: потому что в конце, когда наступает остановка в движении, последняя фраза звучит уже как послесловие: «В руках его мёртвый младенец лежал».

Так в музыкальной трактовке баллады нам являются не только образы её участников, но и образы, прямо повлиявшие на построение всего музыкального развития.

Жизнь, её порывы, её стремления к освобождению – и смерть, пугающая и влекущая, страшная и убаюкивающая.

Отсюда и двуплановость музыкального движения, реально-изобразительного в эпизодах, связанных со скачкой коня, смятением отца, задыхающимся голосом ребёнка, и отстранённо-ласкового в спокойных, почти колыбельных по характеру речах Лесного царя.

Воплощение драматических образов требует от композитора максимальной концентрации выразительных средств, что приводит к созданию внутренне динамичного и, как правило, компактного произведения (или его фрагмента), основанного на образном развитии драматического характера. Поэтому драматические образы так часто воплощаются в формах вокальной музыки, в инструментальных жанрах небольшого масштаба, а также в отдельных фрагментах циклических произведений (сонат, концертов, симфоний).

Эпические образы

Эпические же образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита.

Одним из ярких произведений, пронизанных эпической образностью, является опера-былина «Садко» Н. Римского-Корсакова. Именно русские былины, ставшие источником многочисленных сюжетных фрагментов оперы, сообщают ей эпический характер и неторопливость музыкального движения.

Об этом писал и сам композитор в предисловии к опере «Садко»: «Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т. п.

Поэтому в либретто зачастую сохранен былинный стих с его характерными особенностями».

Не только либретто, но и музыка оперы несёт печать особенностей былинного стиха. Действие начинается издалека, с неторопливого оркестрового вступления, носящего название «Окиан-море синее».

Окиан-море числится в списке действующих лиц как царь Морской, то есть вполне достоверный, хотя и мифологический персонаж. В общей картине героев различных волшебных сказок царь Морской занимает столь же определённое место, что и Лесной царь – герой баллады Шуберта.

Однако как по-разному показаны эти сказочные герои, представляющие два совершенно различных вида музыкальной образности!

Вспомните начало баллады Шуберта. Стремительное действие захватывает нас уже с первого такта. Стук копыт, на фоне которого звучит взволнованная речь героев, придаёт музыкальному движению характер смятения, нарастающей тревоги. Таков закон развития драматических образов.

Опера «Садко», в некоторых сюжетных мотивах имеющая сходство с «Лесным царём» (как мальчик полюбился Лесному царю и был силой взят в лесное царство, так Садко полюбился Морской царевне и был погружён на дно «окиан-моря»), имеет иной характер, лишённый драматической остроты.

Недраматичность, повествовательность музыкального развития оперы также выявляется уже в первых ее тактах.

Не протяжённость сюжета представлена в музыкальном образе вступления «Окиан-море синее», а поэтическая прелесть этой волшебной музыкальной картины.

Игра морских волн слышится в музыке вступления: не грозной, не могучей, а чарующе-фантастической. Неторопливо, словно любуясь собственными красками, переливается морская вода.

В опере «Садко» с её образом связана большая часть сюжетных событий, и уже из характера вступления видно, что будут они не трагическими, наделёнными острыми конфликтами и столкновениями, а спокойными и величавыми, в духе народных былин.

Такова музыкальная интерпретация различных типов образности, характерной не только для музыки, но и для других видов искусства. Лирические, драматические, эпические образные сферы образуют свои собственные содержательные особенности. В музыке это отражается в различных её сторонах: выборе жанра, масштабе произведения, организации выразительных средств.

О своеобразии главных особенностей музыкальной трактовки содержания мы будем говорить во второй части учебника. Потому что в музыке, как ни в каком другом искусстве, содержателен каждый приём, каждый, даже самый мелкий, штрих. И порой совсем незначительное изменение – иногда одной-единственной ноты – может в корне менять её содержание, её воздействие на слушателя.

Вопросы и задания:

  • Как чаще проявляет себя образ в музыкальном произведении – одновременно или многопланово и почему?
  • Как связан характер музыкального образа (лирический, драматический, эпический) с выбором музыкального жанра и масштаба произведения?
  • Может ли в небольшом музыкальном произведении быть выражен глубокий и сложный образ?
  • Как средства музыкальной выразительности передают образное содержание музыки? Объясните это на примере баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».
  • Почему при создании оперы «Садко» Н. Римский-Корсаков использовал подлинные былины и песни?
  • Презентация

    В комплекте:1. Презентация – 13 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:

        Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор, mp3;

        Римский-Корсаков. «Океан-море синее» из оперы «Садко», mp3;    Шуберт. Баллада «Лесной царь» (3 варианта исполнения – на русском, немецком языках и фортепиано без вокала), mp3;

    3. Сопровождающая статья, docx.

    Лирические народные песни: виды и основные особенности

    Лирические музыкальные произведения

    Лирические народные песни принято разделять на обрядовые и необрядовые.

    Все важные события в жизни человека в давние времена сопровождались обрядами, которые соответствовали временам года и главным календарным датам: Рождеству, Новому году, Ивану Купале, праздникам: Пасхе, Троице, Масленице, а также семейным и народным событиям: свадьбе, жатве.

    Песни, которые исполнялись при совершении обрядов, получили название обрядовых. Например, обряд встречи весны, лета, осени сопровождался песнями с просьбами к природе о хорошем урожае, благодатном лете, богатой осени.

    В таких песнях отразилась вера людей и возможность прямого общения с природой, вера в её помощь:

    Приди к нам, весна,

    Со радостью!

    Со великою к нам

    Со милостью!

    Необрядовые (бытовые) лирические песни возникли как самостоятельный жанр в XV XVI вв. Их пели на посиделках, вечеринках и просто для удовольствия. Главное их назначение — передать переживания людей в разные моменты жизни: в минуты печали или радости, тяжкой работы или отдыха, домашнего семейного досуга или путешествия…

    За века народом создано очень много необрядовых песен. Исходя из содержания, песни подразделяют на бытовые (любовные, семейные, шуточные), песни социального содержания (разбойничьи, «удалые», солдатские) и отходнические (бурлацкие, ямщицкие, чумацкие).

    Особенности лирических народных песен

    Независимо от темы все лирические народные песни создавались по одним правилам. Обычно их исполняли от первого лица. Главное в лирической песне — мысли и чувства ее героя. Поэтому она имела форму монолога или диалога героев.

    Для того, чтобы полнее выразить душевный мир героя, лирическая народная песня обращалась к природе. Картины природы оттеняли или выражали состояние человеческой души. Установление аналогии между миром природы и внутренним миром человека называется параллелизмом.

    Параллелизм, или «искание человека в природе», позволял в малой форме и в немногих словах выразить всю полноту чувств человека в разные моменты его жизни. Грусть молодого рекрута в солдатской песне выражена так:

    Не кукушечка во сыром бору куковала,

    Не соловушко в зелёном саду громко свищет —

    Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет,

    Обливается добрый молодец горючими слезами…

    Ощущение тоски и одиночества героя здесь усиливается образом кукушки. Кукушка в фольклорной лирической песне — это символ одиночества.

    В лирических песнях использовалось много символов, например, символы девушки «белая лебёдушка», «ягодка», «красная калина». Символы молодца «зелёный дуб», «селезень», «соловей», «ясный месяц», «сизый орёл».

    Выразительность лирической песни усиливают напевная мелодия, повторы, лирические обращения («Я скажу тебе…»), постоянные эпитеты («добрый конь», «тугой лук»). Обычно песня слагалась фольклорным стихом, не имеющим, как правило, рифмы. В литературе нерифмованный стих называется белым стихом.

    Название произошло от того, что его окончания, где обычно помещается рифма, остаются незаполненными («белыми»).

    Основные черты лирических песен:

    • словесно-музыкальный жанр фольклора;
    • разделение на обрядовые и необрядовые;
    • стихотворная форма, обычно без рифмы;
    • форма: монолог, реже диалог;
    • разговорный язык;
    • использование тропов, символов, параллелизмов и т. п.;
    • мелодичность и напевность;
    • выражение внутреннего состояния лирического героя;
    • сольное и хоровое исполнение.

    ​​Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 кл. – К.: Грамота, 2008​

    Что такое лирика?

    Лирические музыкальные произведения

    Лирика – слово, довольно сложно поддающееся определению. Согласно словарям, лирика в повседневном смысле – это такое настроение человека, когда эмоциональные элементы преобладают над разумными. Свое особое значение термин “лирика” нашел также в литературе и музыке.

    В этой статье расскажем подробнее, что такое лирика.

    Лирика в повседневной жизни

    Как мы уже сказали выше, согласно словарям, лирика – это преобладание эмоционального над разумным, некая чувствительность, однако данное определение очень скупо описывает всю глубину данного термина.

    Слово “лирика” многогранно.

    Так, довольно распространенное выражение “лирическое настроение” описывает состояние человека романтичного, влюбленного, эмоционального, а вот во фразе “оставьте лирику”, слово “лирика” говорит о возвышенных, пространных рассуждениях, причем, эти рассуждения совсем не обязательно ведутся о любви и романтике. Для таких рассуждений весьма характерны обороты вроде “если бы”.

    Лирика в литературе

    Лирика – один из родов литературы, наряду с эпосом и драмой. К лирическим жанрам относят оду, элегию, эпиграмму и т.д. Также лирикой называют совокупность произведений этого рода, например, сборник лирики.

    Смысл лирической литературы в том, чтобы отразить жизнь посредством чувств, впечатлений, переживаний и мыслей отдельного персонажа – лирического героя. В центре художественного  внимания – образ-переживание, и все события, происходящие с героем, описываются через призму этого переживания. 

    Массу лирических стихотворений подарил миру величайший русский поэт А. С. Пушкин, среди известнейших: “Я вас любил…”, “Зимний вечер”, “Пущину” и т.д. А. А.

    Ахматова также радовала публику изобилием лирических произведений – “Я научилась просто, мудро жить…”, “Песня последней встречи”, “Ты знаешь, я томлюсь в неволе”. Знаменитым лириком был и С. А.

    Есенин – “Гой ты, Русь моя родная”, “Не жалею, не зову, не плачу…”, “Письмо матери”. Любой поэт, таким образом, является лириком.

    Лирика в музыке

    Лирическая музыка – это композиции с преобладанием эмоционально-субъективных элементов. Одним из самых распространённых жанров музыкальной лирики является романс. Мелодия романса, как правило, очень тесно связана с текстом, многие композиторы даже объединяют романсы в вокальные циклы, например, “Зимний путь” Шуберта или “К далекой возлюбленной” Бетховена.

    Кроме того, существуют в музыке лирико-эпические симфонии, основоположником которых считается Шуберт. Для таких симфоний характерно повествование о событиях в сочетании с эмоциональными переживаниями.

    Лирическая музыка . Урок музыки 3 класс – презентация

    Лирические музыкальные произведения

    1 Лирическая музыка

    2 Лирическая музыка Лирическая музыка музыка чувств – мечтательности, грусти, нежности, нежности, душевности, любви

    3

    4 Лира – Музыкальный инструмент Древней Греции.

    5

    6 Элегия – лирический жанр, означает «жалобная песня»

    7

    8 Скрипка О грустном запела скрипка. В пруду услыхала рыбка, Услышали мак и ромашка, Теленок и два барашка, На ветке зеленой птица, Скворчиха, а может, синица, И важная черная кошка… И все погрустили немножко

    9

    10 Скрипка – струнный смычковый музыкальный инструмент. Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий. Музыканта, играющего на скрипке, называют скрипачом. За высокий и певучий голос скрипку называют «царицей музыки».

    11 БАРКАРОЛА

    12 Италия

    13

    14 ВЕНЕЦИЯ

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21 Баркарола -песня лодочника (спокойная, певучая, как течение воды)

    22 Грёзы – мечты

    23 Грёзы Лирический жанр, означает «МЕЧТА»

    24 Музыка светлая, прозрачная, нежная, воздушная, лёгкая, невесомая, как мечта. Слушаем: П. И. Чайковский «Сладкая грёза»

    25 Шуточная грёза кошки Мурки Девочки (тихо и загадочно): Мурка задумчиво в небо глядит Мальчики ( с чувством): Может быть там колбаса пролетит? Девочки ( крещендо): Мысль, что бывают ещё чудеса, Мальчики (тихо замедляя) : Даже приятнее, чем Все вместе (медленно): КОЛ-БА-СА….

    26 Серенада «вечерняя музыка» или «вечернее развлечение»

    27 Серенада – это музыка которую исполняют по вечерам. Музыка для отдыха или развлечения. Но чаще, серенада – песня, которую исполняют в честь прекрасной дамы! Серенада – это музыка которую исполняют по вечерам. Музыка для отдыха или развлечения. Но чаще, серенада – песня, которую исполняют в честь прекрасной дамы!

    28 Романс Лирическая песня

    29

    30 Послушайте и угадайте, какое произведение звучит? Элегия Баркарола Романс

    31 Слушаем: 2. Франц Шуберт «Серенада» 1. Серенада Трубадура из мультфильма «Бременские музыканты»

    32 Лирический жанр, с французского языка означает «ночной»Ноктюрн

    33 Что узнали нового? 1.Грёза 2. Серенада 3. Ноктюрн 1.Грёза 2. Серенада 3. Ноктюрн 1. Ночная музыка 2. Мечта 3. Песня для прекрасной дамы

    34 Музыка мечтательная, задумчивая, спокойная, выражает различные чувства, поэтические образы ночной природы. Слушаем : Ф. Шопен «Ноктюрн»

    35 ЛИРИКА романсбаркароланоктюрн Грёзысеренадаэлегия

    36 Игра «Верно-неверно?» Лира –музыкальный инструмент, произошёл от слова «Лира»? Романс –жанр лирической музыки? Романс поют хором? В древней Греции читали стихи, аккомпанируя себе на лире? Лирика – весёлый, подвижный и энергичный жанр музыки? Чаще всего романсы исполняют в сопровождении аккордеона или домбры?

    37 Элегия – один из лирических музыкальных жанров Элегия – жалобная песня Скрипка – струнный инструмент, звук из которого извлекается с помощью удара Италия – это город? Венеция – это город на воде, который находится в Италии? Баркарола родилась в России? Баркарола имеет спокойный, певучий характер.

    38 Проверь себя 1. Какой новый жанр музыки ты узнал? 2. Лирическая музыка – какая? 3. От какого музыкального инструмента появилось название лирическая? Почему? 4. Какой лирический жанр музыки переводится -«жалобная песня»? 5. Где находится Венеция? 6. Как называется песня лодочника в Венеции?

    39 Элегия – один из лирических музыкальных жанров Элегия – жалобная песня Скрипка – струнный инструмент, звук из которого извлекается с помощью удара Италия – это город? Венеция – это город на воде, который находится в Италии? Баркарола родилась в России? Баркарола имеет спокойный, певучий характер.

    40 Вопросы Ответы 1. Какой новый жанр музыки ты узнал? 2. Лирическая музыка – какая? 3. От какого музыкального инструмента появилось название лирическая? 4. Какой лирический жанр музыки переводится – «жалобная песня»? 5. Где находится Венеция? 6. Как называется песня лодочника в Венеции? 1. Лирика 2. Это музыка чувств – мечтательная, душевная, грустная, нежная 3. Лира 4. Элегия 5. В Италии 6. Баркарола Проверь себя

    Лирические образы. Лирические образы в музыке

    Лирические музыкальные произведения

    Искусство и развлечения 4 февраля 2015

    Центром любого лирического произведения становится человек. Если в песне или рассказе нет людей, то каждый предмет описывается сквозь призму чувств автора или вымышленного героя.

    Лирический образ

    В художественном, музыкальном произведении есть персонаж, которого описывает автор, наделяя его какими-то характерными чертами. В лирике – роде произведений, основанном на эмоциональном раскрытии самого повествователя и его персонажа – он полностью обнажает душу и сердце.

    Читатель или слушатель может определить все чувства, которые таят в себе лирические образы. Только внимательная публика прочитает послание автора через его произведение.

    Что такое лирика?

    Это род произведений искусства, пришедший из Древней Греции. Он был назван в честь струнного инструмента – лиры. Во время таких концертов древние артисты передавали свою чувствительную сторону с помощью музыки.

    Самым распространенным заблуждением стало то, что лирика основывается на меланхоличных мотивах. Это не правда. Она может фокусироваться на одной эмоции, но чаще всего отражает целый спектр: горе, радость, печаль, веселье.

    Какие бы чувства ни испытывал человек, если они выносятся на первый план в искусстве, оно становится лирическим.

    Основные виды произведений – поэзия, музыка, послание. Самыми древними лирическими текстами считаются “Песнь Песней”, которую написал легендарный царь Соломон, и Псалмы Давида. Первое произведение – это поэма, второе – относится к религиозной лирике.

    Данный вид творений может быть просто отрезком или отступлением в большом произведении, во время которого главный герой переживает ряд чувств и делится ими с публикой.

    Видео по теме

    Что делает уникальным лирику?

    Основная черта такого рода произведений заключается в том, что, помимо чувств и личных ощущений от каких-то явлений, автор ничего не описывает. Словно со сцены звучит индивидуальная исповедь. Развития активных событий нет.

    Главные характерные особенности:

    • бездействие,
    • чувства и эмоции,
    • настроение.

    Древние времена

    Лирика начинала свое развитие в античной Греции. Яркими представителями этого стиля в то время считались Стесихор и Алкман, которые прославляли героев и государство.

    Наибольшего рассвета лирика достигла в первом веке, в период деятельности Вергилия, автора “Энеиды”, и Овидия с его “Метаморфозами”. Главными темами моральных переживаний авторы выбирали любовь.

    У нее были самые различные драматические образы: любовь к отцу (как у Энея), любовь к родине, к близким людям.

    Средневековье и эпоха Возрождения

    В Средние века главными лириками были трубадуры. Они странствовали по разным селениям, пели, читали стихи, играли на флейтах. Своим творчеством трубадуры объединили различные виды лирики в один. Они даже давали театрализованные представления.

    Эпоха Возрождения привнесла расцвет любовной лирики в мировое искусство. Из поэтов самыми знаменитыми стали Данте, Петрарка, Лоренцо Медичи. В то же время появились музыкальные баллады. Ярким представителем жанра стал Карл Орлеанский.

    Лирика была не только любовной в указанный период. У Ульриха фон Гуттена она носила целиком полемический характер.

    Лирические образы, примеры которых брались у философов и музыкантов классической эпохи, приходилось делать более современными, менее эмоциональными.

    Но все же несчастная любовь героя Петрарки к его прелестной Лауре доминировала во всех дальнейших произведениях. Его поэмы брали за основу.

    В Англии лирика развивалась мало. В народе возникла песня о Робин Гуде в стиле лирической баллады. Уильям Шекспир как первооткрыватель этого литературного рода в своей стране вынес на первый план драматические образы страдальца и мученика Гамлета, укрывающего правду Макбета и других героев.

    Недалекое прошлое

    Девятнадцатый век пестрит именами лириков: Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг фон Гете, Джон Китс, Уильям Вордсворт, Перси Биши Шелли, Виктор Мари Гюго, Альфред де Мюссе…

    В России известными поэтами, работающими в этом стиле, были Александр Пушкин, Василий Жуковский, Михаил Лермонтов, Кондратий Рылеев, Петр Вяземский, Владимир Одоевский.

    Описание героя в лирике

    В произведении такого рода необязательно главным действующим лицом будет человек. Лирический герой – это мужчина, женщина, ребенок, старик, природа, небесное светило, время года.

    Только автор может выбрать тот объект, который наделит в итоге эмоциями. Создатель произведения старается вложить собственные мысли в уста своих лирических образов.

    Он не переносит себя полностью на героя, зато наделяет теми чувствами, что испытывает.

    Даже если автор и не собирался выносить свои личные переживания на показ, он не может избежать этого. Главный лирический образ станет отражением мировоззрения, восприятия музыканта или писателя.

    Основной герой проявляет все те черты, которые свойственны человеку настоящего времени, его общественному классу. В этом образе каждый для себя может вынести урок, сокрытый автором внутри произведения.

    Лирические образы в музыке

    Лирика передается через музыку. Она наиболее близка с ней. Музыка без слов может высказать все чувства, которые не так и сложно понять внимательному человеку. Лирические образы в мелодии могут передаваться с помощью инструмента или вокала.

    Среди инструментальных лирических произведений выделяются классические работы Моцарта, Шуберта, Дебюсси, Бетховена, Вивальди, Чайковского, Рахманинова и других известных композиторов.

    С помощью мелодий они формировали лирические образы. Ярким примером является Девятая симфония Бетховена. Композитор фокусируется на целом народе, лирическом образом выступает весь этнос.

    В музыке звучат попытки примирить враждующих людей.

    Бетховен в течении всей жизни старался привносить положительные черты всем своим образам. Он говорил: “То, что исходит от сердца, должно к нему и вести”.

    Многие исследователи берут это высказывание на вооружение при формировании определения лирического образа в целом. В «Весенней сонате» мелодия рассказывает о природе, о пробуждении мира после зимнего сна.

    Лирические образы в музыке композитора воплотились в абстрактные понятия – весну, радость, свободу.

    У Чайковского в цикле «Времена года» природа также становится главной. У Дебюсси лирический образ сосредоточен на Луне в композиции «Нежность». Каждый маэстро находил вдохновение в природе, человеке, в каком-то моменте. Все это потом становилось главной темой в музыке.

    В числе самых известных романсов с лирическими образами можно назвать:

    • «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» Шуберта,
    • «К далекой возлюбленной» Бетховена,
    • «Романс о романсе» – слова Ахмадулиной, музыка Петрова,
    • «Я вас любил» – слова Пушкина, музыка Шереметьева,
    • «Тонкая рябина» И. Сурикова.

    Лирические образы в литературе

    Наиболее всего данный литературный род проявился в поэзии. Именно в ней наиболее часто раскрываются лирические образы персонажей путем описания их волнений. Поэты привносили собственное «я» в произведения.

    Герой становился двойником автора строк. Появлялось описание судьбы человека, его внутреннего мира, а также некоторых характерных черт, повадок.

    Такая – особенная – поэзия навсегда была увековечена Байроном, Лермонтовым, Гейне, Петраркой, Пушкиным.

    Эти великие гении негласно изобрели основные правила в выбранном жанре, по которым и формировались лирические образы. Произведения становились более мягкими, индивидуальными, интимными.

    Литераторы называют этих поэтов романтиками, что лишний раз подчеркивает тонкую связь со стилем. Тем не менее в лирической поэме может и не быть своего «я».

    Так, примером могут выступать стихотворения Блока, где автор не переносит себя в произведение. То же касается и Фета.

    Пушкин в стихах «Телега жизни», «К Чаадаеву» делал акцент не на «я», а на «мы» – в них он выступает наравне со своими персонажами.

    В русской литературе герой может даже быть антиподом по своему духовному мировоззрению поэту. Яркими примерами такого стилистического направления являются образы в русской литературе в произведениях:

    • «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова,
    • «Черная шаль», «Я здесь, Инезилья…», «Паж, или Пятнадцатый год», «Подражания Корану» Александра Сергеевича Пушкина,
    • «Филантроп», «Нравственный человек», «Огородник» Николая Алексеевича Некрасова.

    Это не полный список произведений. Лирические образы в них стали знаковыми для русской литературы.

    В поэмах Сергея Есенина такой всплеск эмоций был переложен на коня. А у Марины Цветаевой присутствуют герои в виде птиц. Поэты наделяли персонажей собственными чувствами, соединив в один образ.

    Многие исследователи лирического героя в России, в том числе и Гудковский, Гинзбурш, Роднянская, полагают, что сама аудитория дополняет его своим восприятием. Каждый человек может представить те чувства, которые испытывает герой произведения, по-своему.

    Он руководствуется теми эмоциями, которые были вызваны музыкой или поэмой, балладой или театральным действом. Вечные образы в литературе подтверждают эту теорию. Автор лирического образа пытается передать свое виденье, полагаясь на то, что публика поймет его.

    Оцените статью
    Просто о технологиях
    Добавить комментарии

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: