Мелизмы в музыке основные виды украшений

Мелизмы в музыке: основные виды украшений, Музыкальный класс

Мелизмы в музыке основные виды украшений

Мелизмы в музыке – это так называемые украшения. Знаки мелизмов относятся к знакам сокращённого нотного письма, а задачей употребления этих самых украшений является расцвечивание основного рисунка исполняемой мелодии.

Изначально мелизмы возникли в пении. В европейской культуре некогда существовал, а в некоторых восточных культурах и до сих пор сохранился мелизматический стиль пения – пения с большим числом распевов отдельных слогов текста.

Мелизмы играли большую роль в старинной оперной музыке, в той области к ним относились различные виды вокальной орнаментики: например, рулады и колоратуры, которые певцы и певицы с большим удовольствием втавляли в свои виртуозные арии. Примерно с того же времени, то есть с XVII века украшения достаточно широко начали использоваться и в инструментальной музыке.

Данные мелодические фигуры обычно исполняются за счёт времени звучания предыдущих нот, или за счёт непосредственно тех нот, которые украшаются мелизмом. Именно поэтому длительность такого оборота обычно не учитывается в длительности такта.

Основные виды мелизмов это: трель; группетто; долгий и короткий форшлаг; мордент.

Каждый из видов мелизмов в музыке имеет свои установленные и заранее известные правила для исполнения, и собственный знак в системе нотных символов.

Трель представляет собой быстрое повторяющееся чередование двух мелких по длительности звуков. Один из звуков трели, обычно нижний, назначается основным, а второй – вспомогательным. Знак, обозначающий трель, как правило, с небольшим продолжением в виде волнистой линии, ставится над основным звуком.

Длительность исполнения трели всегда равна длительности ноты, избранной основным звуком мелизма. Если трель необходимо начать со вспомогательного звука, то его обозначают маленькой нотой, идущей перед основным.

Относительно трелей сущесвует красивое поэтическое сравнение их с пением стиц, кое, впрочем, возможно отнести и к остальным мелизмам. но только при соблюдении соответствующей образности — например, в музыкальных произведениях о природе. Просто есть и другие трели — дъявольские, злые, например.

Украшение «группетто» заключается в достаточно быстром исполнении последовательности нот, которая представляет собой опевание основного звука верхним и нижним вспомогательным. Расстояние, между основным и вспомогательными звуками обычно равняется секундному интервалу (то есть это соседние звуки или соседние клавиши).

Группетто обычно обозначается завитком, напоминающим знак математической бесконечности. Этих завитков два вида: начинающийся сверху и начинающийся снизу. В первом случае музыкант должен начинать исполнение с верхнего вспомогательного звука, а во втором (когда завиток начинается внизу) – с нижнего.

Кроме того, длительность звучания мелизма также зависит от места расположения знака, который его обозначает. Если он расположен над нотой, то мелизм должен исполняться все время его длительности, однако если он стоит между нотами, то его длительность равна второй половине звучания указанной ноты.

Этот мелизм – один или несколько звуков, которые стоят непосредственно перед украшаемым звуком. Форшлаг бывает как «коротким», так и «длинным» (нередко его также называют «долгий»).

Короткий форшлаг порой (и даже чаще всего бывает именно так) может состоять из всего-то лишь одного звука, который в этом случае обозначается маленькой восьмой нотой с перечеркнутым штилем. В случае наличия в коротком форшлаге нескольких нот, их обозначают меленькими шестнадцатыми и ничего не перечеркивают.

Длинный или долгий форшлаг всегда образуется при помощи одного звука и входит в длительность основного звука (как бы разделяет с ним одно время на двоих). Обычно обозначается маленькой нотой длительностью вдвое меньшей, чем основная нота, и с неперечеркнутым штилем.

Мордент образуется от интересного дробления какой-нибудь ноты, в результате которого нота как бы рассыпается на три звука. Ими являются два основных и один вспомогательный (тот, который вклинивается и, собственно, дробит) звуки.

Вспомогательный звук — это верхний или нижний соседний звук, какой положен по гамме, иногда для большей остроты расстояние между основным и вспомогательным звуком с помощью дополнительных диезов и бемолей сжимают до полутона.

Какой играть вспомогательный звук – верхний или нижний – можно понять по тому, как изображён символ мордента. Если он не перечёркнут, то вспомогательный звук должен быть на секунду выше, а если, наоборот, перечёркнут, то ниже.

Мелизмы в музыке являются отличным способом придать мелодии лёгкость, своеобразную прихотливость характера, стилевую окрашенность под старинную музыку, не используя изменения ритмического рисунка (по крайней мере, в нотной записи).

Что такое мелизмы в музыке: форшлаг, мордент, группетто, трель

Мелизмы в музыке основные виды украшений

Что такое мелизмы в музыке

Музыка – это искусство красоты звука. В большинстве музыкальных произведений над аккомпанементом преобладает мелодия. Выразительность мелодической линии, плавность или скачкообразность, тембр – все это задает настроение и образ сочинению.

Мелизмы помогают обогатить мелодию, сделать ее ярче, рельефнее и изящнее. Что такое мелизмы и орнаментика? Откуда появились эти термины? Какие бывают знаки для обозначения мелизмов и как расшифровываются? Об этом вы узнаете на данной странице.

 

Что такое орнаментика и мелизмы?

Термин «орнаментика» произошел от латинского слова ornamentum. На русский язык слово переводится, как украшение. В музыкальной практике к орнаментике относят разнообразные способы, позволяющие украсить мелодию при помощи вспомогательных тонов. Дополнительные фигуры имеют название орнаментирование, к ним относятся:

  • фигурации – способ фактурной обработки музыкального материала, вариационный метод развития;
  • фиоритуры (пер. цветение) – виртуозные пассажи мелкими длительностями;
  • пассажи – гаммобразное движение;
  • тираты – скорый по исполнению гаммобразный пассаж. Термин больше характерен для вокального искусства, хотя нередко встречается и в профессиональной инструментальной музыке.

Мелизмы – это музыкальный термин, объединяющий небольшие музыкальные украшения. Встречается данное обозначение как в вокальной, так и инструментальной музыке. Мелизмы различаются по длительности звучания, по сложности исполнения.

Основными мелизмами, используемыми в классической музыке принято считать:

  • короткий форшлаг;
  • долгий форшлаг;
  • мордент;
  • группетто;
  • трель;
  • арпеджио.

Музыка имеет своеобразный язык, поэтому неудивительно, что мелизмы представляют своего рода аббревиатуры, требующие расшифровки. Подобная необходимость в создании специальных знаков появилась исключительно для экономии времени. Рассмотрим каждый из мелизмов по отдельности.

Форшлаг: обозначения, как играть

С немецкого языка переводится как удар перед нотой. Данное мелодическое украшение может состоять из одного или нескольких звуков. Форшлаг предшествует одному из звуков мелодии. Важно учитывать, что в отношении ритма мелизм входит в счет длительности, к которой присоединен.

Обычно обозначение представляет собой маленькую по размерам ноту или ноты, которые выставляются сверху перед нотой мелодии или аккорда. По длительности различают два вида: короткий и длинный. В отличие от короткого, длительность длинного форшлага практически всегда занимает половину или треть основной ноты. Встречается крайне редко.

Посмотрите на картинку и послушайте, звучание короткого форшлага и звучание длинного форшлага.

«короткий форшлаг»

«короткий форшлаг 2»

«длинный форшлаг»

«длинный форшлаг 2»

Правила игры форшлага:

  • Играйте ноту форшлага быстро.
  • Правильно выбирайте аппликатуру. Желательно использовать соседние пальцы.
  • Движение должно быть плавным, скользящим.
  • Упор необходимо делать на основную ноту.
  • Мордент: обозначения, как играть

    Морденты подразделяются на одиночные или двойные. При этом они могут быть перечёркнутыми или простыми. Обозначается как острая волнистая линия.

    Простой одиночный мордент представляет собой опевание основного звука сверху. При этом длительность дробится. Послушайте, как звучит данное украшение.

    «мордент одиночный неперечеркнутый»

    Перечеркнутый одиночный мордент – это опевание основного звука снизу.

    «мордент одиночный перечеркнутый»

    Двойной мордент в два раза длиннее, чем одиночный. При этом он должен исполняться за счет основной ноты, то есть не должен заниматься по времени больше, чем указанная длительность. Послушайте как звучит перечеркнутый и простой двойные морденты.

    «двойной мордент»

    «двойной мордент перечеркнутый»

    Группетто: обозначения, как играть

    Группетто расшифровывается как группа нот, состоящая из поступенного опевания основного звука. Так если знак группетто стоит над нотой «до», то расшифровываться он будет, как «ре», «до», «си», «до». Где ре и си будут являться вводными тонами. Исполняется данная фигура в пределах основной длительности.

    Послушайте как звучит группетто:

    «группетто»

    Трель: обозначение, как играть

    По технике исполнения трель является одним из самых виртуозных и сложных приемов. Представляет собой скорое чередование соседних нот, напоминающее соловьиные трели. Обозначается, как сочетание букв «tr» над основной нотой. Послушайте как звучит данное украшение:

    «трель»

    Играть трель необходимо следующим образом:

  • Не нужно торопится, когда играете последовательность нот в трели в первый раз.
  • Переносите вес с одного пальца на другой;
  • Следите за ровностью звучания;
  • Играйте медленно, пока не почувствуете свободу в движении;
  • Постепенно ускоряйте темп, пока не приведете его к необходимой скорости.
  • Важно, чтобы трель была ровной и не нарушала общий метроритм в композиции.

    Арпеджио: обозначение, как играть

    Данный прием характерен прежде всего для исполнения аккордов, реже для интервалов. Наиболее часто используется для таких инструментов как фортепиано, арфа, гитара или струнной группы инструментов. Обозначается фигурной вертикальной линией вдоль всего аккорда. Звуки при этом играются снизу вверх в быстром последовательном движении. Послушайте как звучит аккорд, исполненный приемом арпеджио.

    «арпеджио»

    Как научиться играть арпеджио:

  • Подберите удобную аппликатуру;
  • Медленно играйте последовательность звука аккорда;
  • Соблюдайте ровность ритма;
  • Постепенно скорость можно увеличивать;
  • Следите, чтобы плечи не поднимались, так как это свидетельствует о зажимах.
  • Движения должны быть быстрыми и ловкими.
  • Важно, чтобы во время исполнения не зажималась рука. Кисть должна быть свободной, необходимо стремится к верхнему звуку аккорда.

    История орнаментики

    Когда зародилась музыка, тогда и появилось желание сделать мотив разнообразнее при помощи интересных оборотов. Постепенно, когда утвердилась нотная грамота, когда музыкальное искусство канонизировалось, тогда и начался отсчет в истории орнаментики. Дело в том, что многие из оборотов стали не только частью импровизации, но и определенными символами, которые часто выписывались композиторами.

    Использование мелизмов как в инструментальной, так и вокальной музыке приобрело особую популярность в эпоху барокко. Музыка в период с XVI-XVIII века была наполнена изящными украшениями. Во многих произведениях Баха можно встретить морденты и трели. 

    В те времена преобладал жанр «концерта».

    К особенностям жанра следует отнести момент состязания, в сольной каденции исполнитель должен был продемонстрировать не только виртуозность и блестящее владение инструментом, но и индивидуальный музыкальный стиль. Уместное применение мелизмов помогало добавить музыке живости, характера, а также показывало способность музыканта к искусной импровизации.

    В вокальной музыке, особенно в итальянской опере орнаментике придавалось сильное значение. Певцы обязательно должны были владеть приемами, помогающими с легкостью петь фиоритуры.  

    Бесчисленное количество орнаментальных и изысканных произведений можно встретить в эпоху Рококо. Обилие мелизмов преобладает в творчестве французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо.

    В музыке романтизма мелизматика также нашла активное применение. В фортепианных миниатюрах Ференца Листа, Фредерика Шопена мелизмы помогали расцветить мелодию, сделать ее более проникновенной и трогательной.

    В современной музыке также можно услышать мелизмы. Так в джазе и блюзе, музыканты часто используют форшлаги и трели. Эти украшения особенно характерны для импровизаций.

    Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

    Мелизмы в вокале и музыке – что это?

    Мелизмы в музыке основные виды украшений

    Что делает мелодию красивее? Добавляет особенный почерк и стиль, делает переливчатой и ласкающей слух? Конечно, мелизмы, или фиоритуры. Фигуры, добавляющие к звуку «соловьиные трели», добавочные тона, которые используются при игре на музыкальных инструментах и в пении. Наверное, каждый музыкант любит украшать своё исполнение фиоритурами, чтобы звук лился мягче, душевнее, эмоциональнее.

    Кто придумал мелизмы и их обозначения? Как они вошли в музыкальный обиход и поселились практически в каждом классическом произведении? Какие бывают разновидности мелизмов для разных музыкальных инструментов и человеческого голоса?

    История орнаментики

    Орнамент – это украшение в виде узора на предметах или стенах здания, на оружии и даже на теле человека. Он призван сделать связанную с ним поверхность особенной, выполнить тематический акцент.

    Такие же орнаменты музыканты издревле решили делать в своих мелодиях, только не красками и камнями, а звуками.

    Такое «прихорашивание» музыки вспомогательными тонами назвали орнаментированием, а учение о способах и приемах украшения – орнаментикой.

    Традиционно орнаментика связывается с импровизацией.

    Это позволяет выстроить немудреную цепочку эволюции от вольной орнаментики в народном музыкальном творчестве до средневекового импровизированного дисканта и диминуций эпохи Возрождения.

    Однако церковная музыка не очень располагает к «соловьиным трелям» и предпочитает строгое следование канонам, поэтому решим, что отправной точкой развития истории мелизмов стал XVI век в Италии.

    Мелизматический вокал в классическом исполнении иллюстрирует американская оперная дива Joyce di Donato. Итак, ария Элен «Tanti affetti» из оперы «Дева озера» Дж. Россини:

    Гуманизм и антропоцентризм того времени, интерес к глубоким душевным переживаниям человека и тяга к красоте привели к распространению мелодических украшений в музыке.

    Именно из ренессансной техники «выкристаллизовались» мелизмы, которые мы используем и поныне. Большую популярность имели музыкальные орнаменты в произведениях для клавесина.

    Из-за специфического устройства этого инструмента звуки, извлекаемые музыкантом, быстро затухали. Мелизмы позволяли продлить звучание, сделать его более льющимся.

    Разновидности современных мелизмов

    Основные виды мелизмов:

    • Трель. Быстрое повторяющееся чередование двух коротких звуков. Дополнительная нота, с волнистой линией, обозначается на нотном стане над основной. Именно этот мелизм сильнее всего напоминает пенье птиц. Слово «трель» используется и для обозначения недолгого мелодичного звука.
    • Форшлаг. Стоит на нотном стане непосредственно над основной нотой и исполняется за счет её длительности. Бывает короткий – один звук, и длинный – несколько звуков.
    • Группетто. Самое сложное, но и красивое, музыкальное дополнение. Суть в том, что основная нота «расширяется» верхними и нижними вспомогательными звуками. Обознается завитком по типу математической бесконечности.
    • Мордент. Чередование основного звука со вспомогательным. На него указывает линия, напоминающая кардиограмму человека под наклоном.
    • Вибрато. Изменение высоты или тембра звука, обозначается плавной волнистой линией.

    Вокал, фортепиано, скрипка, гитара – мелизмы присутствуют в обиходе любого музыканта. Самое любимое мелодическое украшение гитаристов – апподжатура, это «прислоненная» нота, похожая на форшлаг, однако более длительная.

    Как научиться владеть техникой мелизма?

    Овладение мелизмами в совершенстве – непростая задача. Главное правило для музыкантов – многочасовые упражнения и развитие техники, скорости игры.

    Вокалистам, чтобы владеть спецификой опевания нот, необходимо тренировать и укреплять связки, развивать дыхание при помощи диафрагмы.

    (Пока оценок нет)
    Загрузка…

    Мелизматика – это… Характеристика, особенности, разновидности вокального украшения

    Мелизмы в музыке основные виды украшений

    Искусство и развлечения 10 ноября 2017

    Все мы знаем, что такое ювелирные украшения. Притягивающие взгляд, переливающиеся своими гранями, поражающие дизайном и тонкостью работы. А знаете ли вы о не менее красивых украшениях – вокальных? Сегодня мы разберем один из таких образчиков. Поговорим о мелизматике в музыке.

    Определение понятия

    Термин “мелизматика” произошел от др.-греч. μέλισμα – “песнь”, “напев”. Распространены также такие однозначные ему понятия:

    • Мелизматическое пение.
    • Мелизматический стиль.
    • Мелизматическая структура.
    • Мелизматический распев.

    Мелизматика – это распев текста, при котором на один слог слова приходится четыре и более мелодических звуков. Ранее относился к калофонии.

    Использование мелизматики

    Данные распевы характерны как для религиозных, так и для светских произведений. Мелизматику в голосе можно услышать в следующих сочинениях:

    • Православие: 11 стихир Евангелия.
    • Католический григорианский хорал: аллилуйи, псалмовые стихи градуалов, трактов, объемных респонсориев, версикулы.
    • Византийская музыка: кондак – считается образцом для всего мелизматического стиля.
    • Колоратура светского барокко и классико-романтической эпохи.
    • Современная западная поп-музыка.

    Особенности вокальных мелизмов

    В вокале мелизматика – это украшение звука, при котором темп песни не изменяется. Главное отличие такого высокотехничного опевания от силлабической (традиционной) певческой манеры, как мы говорили, в том, что несколько нот приходится на один слог.

    Задача мелизматики – это украшение мелодии через придание ей большего очарования, превращение песни в более текучую и искусную.

    Такой прием характерен и для исполнителей эпохи барокко, и народных певцов (арабский, азербайджанский, армянский фольклор), и современных звезд r'n'b.

    Послушайте Чечилию Бартоли, Арету Франклин, Тину Кузнецову, Кармен Мокси, Бейонсе, чтобы узнать, что такое мелизматика в пении.

    Надо сказать, что этот столь старинный прием очень популярен в современной западной музыке, в частности, в ритм-энд-блюзе, соул. Но вместо традиционной применяется несколько другая терминология:

    • riffs – риффы;
    • loops – витки, петли;
    • runs – разбежки;
    • curls – завитки, локоны.

    Техника исполнения

    Исполнение мелизмов – это опевание каждой из нот звуком с низким и более высоким тоном. Достигается оно малозаметными и короткими движениями горлом. Таким образом певец исполняет мелизмы на связках, чего невозможно достичь, если он не владеет диафрагматическим дыханием.

    Поэтому мелизматика – это прием, характерный более для профессиональных исполнителей, нежели новичков: нужен поставленный голос, умение чувствовать ноты, необходимо установить так называемую дыхательную опору.

    Лишь после всего этого переходят к овладению этим сложным вокальным украшением.

    Еще одна особенность мелизматики: прием не удлиняет, а усложняет композицию. От этого звук во время исполнения данной техники должен проходить через гортань певца не задерживаясь, чтобы опевание нот не снизило скорости исполнения песни.

    Разновидности мелизмов

    Мелизматика – это техника, имеющая несколько подвидов, каждый из которых имеет определенные правила для исполнения композиции, а также свой знак нотной символики. Разновидности приема следующие:

    • Мордент.
    • Трель.
    • Короткий и долгий форшлаг.
    • Группетто.

    Давайте узнаем их получше.

    Мордент

    Мордент – своеобразное дробление ноты, в результате которого она будто бы рассыпается на три звука. Два из них – основные, а третий – вспомогательный, который, вклиниваясь, дробит звучание.

    Вспомогательный звук может быть верхним или нижним (как то положено по гамме). Иногда между ним и основным расстояние сжимается до полутона с помощью бемолей и диезов.

    Как играть вспомогательный звук, подсказывает знак мордента: если он перечеркнут, то на секунду ниже, если нет – то выше.

    Форшлаг

    Форшлаг – один или несколько звуков, которые предшествуют украшающему. Может быть коротким и долгим.

    Короткий форшлаг в большинстве случаев состоит лишь из одного звука. Обозначение – маленькая 8-ая нота с перечеркнутым штилем. В тех редких случаях, когда коротких форшлагов несколько, они указываются как маленькие 16-ые ноты. Штиль не перечеркивается.

    Долгий (длинный) форшлаг – это один звук, который входит в длительность основного, разделяет с ним время на пару. Обозначение – маленькая нота с длительностью в 2 раза меньшей, чем основная.

    Группетто

    Группетто называют быстрое исполнение последовательной череды нот, опевание вспомогательным верхним и нижним основного звука. Между ними расстояние в секунду, т.к. это соседние клавиши или звуки.

    Этот вид мелизма отмечают завитком, напоминающим перевернутую восьмерку бесконечности. Если исполнение должно начинаться с верхнего вспомогательного звука, то завиток тоже начинается сверху, если с нижнего, то, соответственно, символ начинается снизу.

    Еще одна черта: когда символ группетто расположен над нотой, то мелизм исполняется во время всей ее длительности; если между нотами, то его длительность – это вторая половина звучания.

    Трель

    Трель – быстрое чередование двух коротких звуков, один из которых (обычно нижний) – вспомогательный, а второй – основной. Знак этого мелизма – волнистая линия. Ставится она над основным звуком.

    Длина трели равна длине ноты, которую выбрали для исполнения мелизма. Когда она начинается со вспомогательного звука, то перед основным обычно ставится маленькая нота.

    Мелизматика призвана придать мелодии легкость, узнаваемую своеобразность, некоторую старинную окраску. Прием является довольно искусным: при его исполнении длительность песни не должна увеличиваться, а звучание должно усложняться.

    Презентация на тему “Основные виды мелизмов.Применение и расшифровка”

    Мелизмы в музыке основные виды украшений

    • Скачать презентацию (2.48 Мб)
    • 50 загрузок
    • 3.2 оценка

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Facebook

    Твиттер

    Телеграм

    Ваша оценка презентации

    Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

    Презентация подготовлена для проведения урока музыки на тему «Основные виды мелизмов.Применение и расшифровка» с целью ознакомления с понятием мелизмы, его видами, характеристиками, способами их исполнения.

    ⦁ Мелизмы и его виды

    ⦁ Форшлаг и его виды

    ⦁ Мордент и его виды

    ⦁ Группето и его виды

    ⦁ Трель и способы ее исполнения

    ⦁ Знаки приемов исполнения

    • Форматpptx (powerpoint)
    • Количество слайдов16
    • Аудитория
    • Словамузыка теория музыки мелизмы
    • КонспектОтсутствует
    • Предназначение
      • Для проведения урока учителем
    • Слайд 2Мелизмы (от греч., «Melos» – песня, мелодия) – это мелодические фигуры, украшающие основные звуки мелодии. наибольшее распространение они получили в период с XV по XVIII века в клавесинной музыке. Временные доли мелизмов не входят в основные доли данного такта, поэтому они исполняются по времени за счет предыдущей длительности или за счет длительности украшаемого звука.
    • Слайд 3
      • Форшлаг (нем., «vor» — пред, «schlag» — удар) -означает звук, предшествующий основному, «предудар».
      • Короткий (перечеркнутый) Исполняется за счет предыдущей длительности или той, перед которой он обозначен.Если форшлаг состоит из нескольких звуков – обозначение шестнадцатыми, связанными ребром:
      • Долгий (неперечеркнутый) Представляет собой задержание— нисходящее или восходящее. Исполняется за счет длительности звука, перед которым он помещен. При ноте с точкой долгий форшлаг равен ее двум третям:
    • Слайд 4
      • Мордент (итал., «mordente» – кусающий, острый) – представляет собой оборот из трех звуков: основного, вспомогательного и основного. Исполняется только за счет длительности основного звука, (меньшая часть начала длительности приходится на первый и второй звуки, большая часть (не менее половины длительности) – на третий звук):
      • Простой (неперечеркнутый) – вспомогательный звук берется сверху от основного звука. Знак альтерации, стоящий над или под знаком мордента, относится к вспомогательному звуку:
      • Перечеркнутый – вспомогательный звук берется снизу от основного звука. Двойной мордент
    • Слайд 5
      • Группетто – мелодическая фигура, состоящая из четырех или пяти звуков: основного и вспомогательных (верхнего и нижнего).
      • 4-х звучное группетто начинается с верхнего вспомогательного, за которым следуют основной звук, затем нижний вспомогательный и основной:
      • 5-ти звучное группетто начинается с основного звука, за которым следует верхний вспомогательный и далее – как в 4-х звучном группетто:
    • Слайд 6
      • Над нотой. Тогда он может означать как 5-ти звучное, так и 4-х звучное группетто, исполняемое за счет длительности основного звука. Такое группетто занимает либо всю длительность основного звука, либо начальную часть этой длительности: Знаки альтерации, которые могут стоять над или под знаком группетто, относятся, соответственно, к верхнему или нижнему вспомогательным звукам:
      • Между двух нот. Означает либо 5-ти звучное группетто, занимающее всю длительность основного звука, либо 4-х звучное группетто, занимающее конец длительности основного звука: Если знак стоит между двумя нотами одинаковой высоты, последний звук группетто приходится на длительность второго звука:
    • Слайд 7
      • Трель (от итал., «trillare» – дребезжать, колебать) – это быстрое чередование основного вспомогательного звуков, tr ставится всегда над нотой.
      • Продолжительность трели равна длительности звука, за счет которого она исполняется. Если необходимо, чтобы трель начиналась со вспомогательного звука, то перед основным звуком выставляется этот вспомогательный, обозначенный знаком короткого форшлага.
    • Слайд 8

      1. Начиная с верхнего вспомогательного звука:2. Начиная с нижнего вспомогательного звука:

      В старинной музыке (по XVIII век включительно) в конце трели обычно вводился нижний вспомогательный звук, образующий заключительный оборот, сходный с группетто. Этот заключительный оборот – «Nachschlag» (нем., – последующий удар) – специально не отмечался в нотной записи, но предполагался в исполнении.

    • Слайд 9
      • 3. Начиная с основного звука:
      • С середины XIX века и до настоящего времени исполнение Nachschlag становится обязательным лишь в тех случаях,
      • когда он специально обозначен в нотной записи в конце трели:
      • Кроме перечисленных существуют и другие мелизматические фигуры, обозначаемые особыми знаками, имеющими большее или меньшее распространение лишь в определенных стилях.
      • Так, например, различные виды мелизмов, отличных от вышеописанных, можно встретить в произведениях И. С. Баха.
      • Он сам дал образцы расшифровки применяемых им мелизмов в «Клавирной книжечке Вильгельма Фридемана Баха», понимая, очевидно, их не столь универсальное значение.
    • Слайд 10

      Легато – связное исполнение звуков мелодии. Обозначается дугообразной линией, над или под нотами, которые должны быть исполнены связно.

    • Слайд 11
      • Стаккато – короткое и отрывистое исполнение звуков мелодии или аккордов.
      • Обозначается точками, выставляемыми над или под головками нот.
    • Слайд 12
      • Портаменто или глиссандо – это скольжение по хроматической (на ф-но по диатонической) гамме вверх или вниз, заполняя промежуток между двумя звуками, отстоящими друг от друга на широкий интервал.
      • Термин портаменто характерен вокальному исполнительству. Термин глиссандо – инструментальной практике. Обозначается следующим знаком:
      • В фортепианной практике термин портаменто означает прием глубокого «non legato», т.е. почти связное исполнение как отдельных звуков, так и аккордов (особенно повторяющихся). Обозначается следующим знаком:
    • Слайд 13

      Арпеджиато– это исполнение звуков аккордов снизу вверх последовательно в быстром движении. По времени арпеджиато исполняется обычно за счет данного аккорда.

    • Слайд 14

      Иногда арпеджиато записывается мелкими нотами:

    • Слайд 15

      1. Запишите варианты исполнения следующих мелизмов:

    • Слайд 16

      2. Следующие мелодические фрагменты запишите с помощью соответствующих мелизмов:

    Посмотреть все слайды

    Мелизмы

    Мелизмы в музыке основные виды украшений

    Мелизмами называются мелодические фигуры, украшающие основные звуки мелодии.

    Они исполняются по времени за счет предыдущей длительности или за счет длительности украшаемого звука, и поэтому их временные доли не входят в сумму основных долей данного такта.

    Мелизмы образуются при помощи вспомогательных звуков, главным образом, прилегающих на секунду к основному звуку.В нотном письме мелизмы обозначаются особыми знаками или нотами мелким шрифтом.В музыке применяются следующие виды мелизмов: форшлаг, мордент, группетто, трель.

    Форшлаг встречается двух видов: короткий и долгий.

    Короткий форшлаг состоит из одного или нескольких звуков, исполняющихся очень коротко за счет предыдущей длительности или той, перед которой он обозначен. Короткий форшлаг, состоящий из одного звука, обозначается мелкой нотой в виде восьмой, перечеркнутой поперек.

    Короткий форшлаг, состоящий из нескольких звуков, обозначается шестнадцатыми, связанными ребрами.Например:

    Долгий форшлаг образуется при помощи одного звука и исполняется за -счет длительности звука, перед которым он помещен.

    Мелкая нота, обозначающая долгий форшлаг, пишется длительностью, равной половине длительности основного звука, и соответствующим образом исполняется. Нота, обозначающая долгий форшлаг, не перечеркивается.Например:

    При ноте с точкой долгий форшлаг равен ее двум третям. Например:

    Мордент образуется при помощи вспомогательного звука. Вспомогательным звуком служит соседняя ступень, отстоящая от основного звука мелодии на полтона или целый тон вверх или вниз.

    Мелодическая фигура мордента состоит из трех звуков: основного, вспомогательного и основного. Исполняется мордент в большинстве случаев за счет времени украшаемого звука.

    В первом случае это простой мордент, обозначает, что вспомогательный звук берется сверху от основного звука.Например:

    Во втором случае это перечеркнутый мордент, обозначает, что вспомогательный звук берется снизу от основного звука.Например:

    Группетто представляет собой мелодическую фигуру, состоящую из четырех или пяти звуков.В одном случае порядок звуков следующий: верхний вспомогательный, основной, нижний вспомогательный и основной.

    В другом случае группетто начинается с основного звука, а далее порядок, как в первом случае.Знак группетто ставится над нотой или между нотами, от этого зависят способы его исполнения.

    Хроматический знак, стоящий над знаком группетто или под ним, означает, что вспомогательный звук должен быть соответствующим образом альтерирован.Примеры группетто:

    Трель представляет собой мелодическую фигуру, состоящую из двух быстро и равномерно чередующихся звуков — основного и вспомогательного.Продолжительность трели равна длительности звука, за счет которого она исполняется. Знак, обозначающий трель, ставится над нотой. Существуют разные способы исполнения трели, а именно:а) Начиная с верхнего вспомогательного звука:

    Мелкие ноты после основного звука обозначают, что трель должна быть закончена при помощи нижнего вспомогательного звука.б) Начиная с нижнего вспомогательного звука:

    в) Начиная с основного звука; этот прием исполнения тре ли применялся в музыке более позднего периода, им пользу ются и в настоящее время:

    Мелизмы для гитары | Гитаршкола

    Мелизмы в музыке основные виды украшений

    Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Мы с Вами уже ни раз касались различных расширенных техник игры на гитаре и способов извлечения. Сегодня я расскажу о технических приемах — мелизмах, которые зачастую применяются при игре на гитаре профессиональными гитаристами, да и не только.

    Мелизмы (орнаменты или форшлаги) — это, как следует из самого их названия, разнообразные украшения, добавляемые в музыкальное произведение композитором или исполнителем и соответствующие определенному стилю, историческому периоду и/или традициям.

    Большинство орнаментов, возникших в эпоху барокко, продолжали развиваться и широко использоваться в классический и романтический периоды.
    Наиболее распространенными мелизмами являются: аччакатура, мордент (верхний и нижний), апподжатура, поворот и трель.

    Аччакатура (форшлаг) — мелизм для гитары

    Аччакатура (что в буквальном переводе с итальянского означает «вмятина») — вид мелизмов для гитары,  это очень быстрая нота, исполняемая непосредственно перед основной нотой (и обозначаемая маленьким нотным знаком с перечеркнутой вертикальной линией).

    Иногда таких нот может быть две или больше, и тогда они составляют двойную или тройную аччакатуру. Эти ноты играются как можно быстрее, чтобы основная нота зазвучала точно в момент, соответствующий ее положению на нотном стане. Если нота аччакатуры находится на одной струне с основной нотой, переход между ними должен быть осуществлен очень плавно.

    Мордент — гитарный мелизм

    Этот мелизм, название которого происходит от итальянского слова, означающего «кусать, жалить», представляет собой дополнительную ноту, расположенную выше (верхний мордент) или ниже (нижний мордент) основной ноты для ее усиления, придания ей дополнительной остроты.

    Играется мордент как легато из трех нот. Оба типа мордента обозначаются особым зигзагообразным символом (изначально представлявшим собой стилизованную букву М), стоящим над нотой, которая должна исполняться таким образом; символ нижнего мордента отличается перечеркивающей его маленькой вертикальной линией.

    Если украшенная мордентом нота должна исполняться с диезом или бемолем, отсутствующим при ключе, тогда вспомогательный соответствующий значок ставится над или под символом мордента (в зависимости от того, верхний это или нижний мордент).

    Апподжатура — мелизм для гитары

    Следующий мелизм для гитары — апподжатура. Еще один итальянский термин, означающий на этот раз «прислоненную» ноту, которая изображается крошечным нотным значком на стане перед основной нотой.

    В отличие от более мимолетной аччакатуры, апподжатура забирает ровно половину длительности основной ноты (к которой она «прислоняется») или две трети длительности, если основную ноту сопровождает точка.

    Как и все остальные мелизмы, апподжатура должна играться легато, если при этом не происходит смены струн.

    Если апподжатура стоит при ноте с лигой, то она целиком забирает на себя длительность звучания первой из связанных нот. Когда апподжатура стоит перед аккордом, она влияет лишь на его верхнюю ноту, звуча вместе с аккордом, а затем заглушаясь его исходной верхней нотой.

    Поворот (группето) — гитарный мелизм

    Следующий мелизм для гитары, про который хотелось бы рассказать, это группетто — короткий пассаж из четырех нот, применяемый для создания витиеватого перехода от одной ноты к другой. Порядок исполнения нот при повороте следующий: нота выше первой основной ноты, сама основная нота, нота ниже первой основной ноты и опять сама основная нота.

    Похожий на завиток символ, обозначающий группетто, может стоять в одном из двух мест: если он записан над первой нотой, поворот выполняется на этот счет; если же он записан после ноты, поворот играется между двумя нотами.

    «Перевернутый поворот» (значок которого перечеркнут вертикальной линией) исполняется точно так же, но с одним исключением: начинается он с ноты, расположенной ниже основной.

    Трель — следующий мелизм для гитары

    Трель представляет собой относительно продолжительное чередование основной (записанной) ноты и ноты выше нее; обозначается она символом tr, часто сопровождаемым волнистой линией (которая обычно указывает длительность звучания трели). Исполняется трель левой рукой как длинные и непрерывные легато.

    В музыкальных произведениях классического периода и предшествующих ему (например, Гайдн и Моцарт) трель начинается с верхней ноты. В музыке более поздних эпох трель традиционно начинается с нижней ноты. В большинстве современных произведений (начиная с XX столетия) обозначение трели сопровождает маленькая нота, подобная аччакатуре, указывающая, с какой ноты начинать трель.

    Как и у мордента, если верхнюю ноту требуется исполнять с диезом или бемолем, на это указывает соответствующий вспомогательный значок, стоящий над символом трели. Иногда трель может заканчиваться поворотом — во избежание путаницы это обычно специально указывается на нотном стане.

    Один из способов исполнения трели на гитаре состоит в том, чтобы играть две ноты на соседних струнах. В этом случае они могут играться пальцами m и р или а, m, i и р, когда а и i играют на верхней струне, а m и р — на нижней.

    Надеюсь, материал доступно выложен. У кого остались вопросы или есть чем дополнить список мелизмов для гитары, пишите в комментарии ниже.

    Оцените статью
    Просто о технологиях
    Добавить комментарии

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: