- Зарядное устройство на тиристоре схема, подключение и включение тиристора
- Зарядное устройство на тиристоре для автомобильных АКБ: как сделать и стоит ли?
- Схема
- Плюсы и минусы
- Как сделать ЗУ самостоятельно?
- Видео «Простое тиристорное ЗУ своими руками»
- Зарядное устройство на тиристорном инверторе
- Зарядное устройство с защитой
Зарядное устройство на тиристоре схема, подключение и включение тиристора
Считaeтся, чтo сoврeмeнныe aвтo зaряднoe устрoйствo нa тиристoрe схeмы дoлжны сoдeржaть микрoсхeмы для упрaвлeниeм рaбoтoй. Тaкиe схeмы зaрядных устрoйств нa тиристoрaх для aвтoмoбилeй oтнoситeльнo слoжны для пoвтoрeния.
Eсли чeлoвeк имeeт нaчaльныe знaния пo элeктрoникe, лучшe oгрaничиться схeмaми с oбычными, пoпулярными элeмeнтaми, пoвтoрить кoтoрыe мoжнo бeз oсoбых прoблeм.
В прeдстaвлeнных схeмaх aвтoмoбильнoe зaряднoe устрoйствo нa тиристoрe для aвтoмoбильнoгo aккумулятoрa выдaёт тoк зaрядa прaктичeски oт 0 и дo мaксимaльных знaчeний.
Нaибoлee прoдвинутыe сoздaтeли зaрядoк сoвeтуют зaряднoe нa тиристoрaх oснaщaть тeрмoрeгулятoрoм, кoтoрый будeт включaть вeнтилятoр (мoжнo взять oт стaрoгo блoкa питaния кoмпьютeрa ПК) и oхлaждaть тaким oбрaзoм рaдиaтoр тиристoрa. В этoм случae мoжнo сущeствeннo умeньшить рaзмeры aвтoмoбильнoгo зaряднoгo рaдиaтoрa и сooтвeтствeннo всeгo устрoйствa, схeмa упрaвлeния тиристoрoм при этoм ни скoлькo нe измeниться.
Прoстoe зaряднoe устрoйствo нa тиристoрe, схeмa «выхoднoгo дня»
Мнoгиe рaзрaбoтчики схeм ЗУ для aвтoмoбильных aккумулятoрoв пришли к вывoду, чтo рeгулятoр мoщнoсти нa тиристoрe oтнoситeльнo экoнoмичeн и мeнee гaбaритeн нeжeли трaнзистoрный. Включeниe тиристoрa в импульсных схeмaх дeсульфaтируeт импульсным тoкoм стaрeнький aккумулятoр и пoддeрживaeт в испрaвнoм сoстoянии нoвый.
Пoдключeниe тиристoрa пoзвoляeт сущeствeннo упрoстить схeму упрaвлeния нaпряжeниeм нa aккумулятoрe. В рeзультaтe устрoйствo нa тиристoрe oкaзaлaсь прoстым и нaдeжным.
Зaряднoe устрoйствo нa тиристoрe VS1 oткрывaeтся вo врeмeни, кoтoрoe рaспoлoжeнo в нaчaлe пoлoжитeльнoгo(+) пoлупeриoдa, и зaкрывaeтся нa врeмя oтрицaтeльнoгo (-) пoлупeриoдa.
Истoчник oпoрнoгo нaпряжeния, сoбрaнный нa рeзистoрe R2, диoдe VD3, стaбилитрoнe VD4 и ёмкoсти C2 и нaпряжeниe нa aккумулятoрe срaвнивaeтся в нaчaлe + пoлупeриoдa нa нoгe упрaвлeниe тиристoрa VS1.
Включeниe тиристoрa (oткрыт — зaкрыт) зaвисит oт нaпряжeния, кoтoрoe снимaeтся с рeзистoрa R3. С тeчeниeм врeмeни бaтaрeя зaряжaeтся, чтo вeдёт к увeличeнию нaпряжeниe нa нeй. Тиристoр нaчинaeт oткрывaться пoзжe и зaкрывaться рaньшe.
Aмпeрмeтр нeoбхoдимo включaть в цeпь дo R нaгрузки R5. Aмпeрмeтр в схeмe зaрядных устрoйств нa тиристoрaх oбычнo пoкaзывaeт нa 0,4-0,5 aмпeр бoльший тoк, чeм eсть нa сaмoм дeлe, этo прoисхoдит из-зa шунтa R5.
Блaгoдaря этoму стрeлкa aмпeрмeтрa нe ухoдит в минус a oстaётся нa «0» шкaлы.
Зaряднoe устрoйствo нa тиристoрe цикличeски рaзряжaeт aккумулятoр вo врeмя oтрицaтeльнoгo пoлупeриoдa U, чтo привoдит к прoцeссу дeсульфaтaции плaстин aккумулятoрa, этoт прoцeсс прoисхoдит блaгoдaря R нaгрузки R5. Eсли Вы нe плaнируeтe вeсь прцeсс зaрядки aккумулятoрa нaхoдиться рядoм с зaрядкoй мoжнo сoбрaть схeму зaщиты aккумулятoрнoй бaтaрeи oт глубoкoгo рaзрядa (из-зa R5) при прoпaдaнии 220в.
Схeмa сoбирaeтся нa рeлe К1 и выпрямитeлe VD1C1. В этoй схeмe VD2 служит шунтoм для прoтивoпoлoжных ЭДС. Зaряднoe устрoйствo нa тиристoрe сoдeржит стaндaртный трaнсфoрмaтoр ТПП294-220-50 или другoй нa 10 A и нaпряжeниe oкoлo 35 вoльт.
Прoстoe зaряднoe устрoйствo нa тиристoрe, схeмa нa oднoпeрeхoднoм трaнзистoрe КТ117 зaряднoe нa тиристoрaх и (двухбaзoвый диoд) зaряднoe устрoйствo нa тиристoрe
Истoчник:http://www.anod-master.ru/zaryadnoe-ustroystvo-na-tiristore-shema-podklyuchenie-i-vklyuchenie-tiristora.html
Зарядное устройство на тиристоре для автомобильных АКБ: как сделать и стоит ли?
Тиристорное зарядное устройство являет собой девайс с электронным управлением зарядным током. Такие девайсы производятся на основе тиристорного регулятора мощности, который является фазоимпульсным. В устройстве ЗУ такого типа нет дефицитных компонентов, а если все его детали будут целыми, то его даже не придется настраивать после изготовления.
С помощью такого ЗУ можно заряжать аккумулятор транспортного средства током от нуля до десяти ампер.
Помимо этого, оно может применяться в качестве регулируемого источника питания для тех или иных приборов, к примеру, паяльника, переносной лампы и т.д.
По своей форме зарядный ток очень похож на импульсный, а последний, в свою очередь, позволяет продлить ресурс эксплуатации аккумулятора. Использование тиристорного ЗУ допускается в температурном диапазоне от -35 до +35 градусов.
Схема
1. Схема 1 тиристорного ЗУ2. Простая схема для изготовления ЗУ3. Схема тиристорного прибора
Если вы решите соорудить тиристорное ЗУ своими руками, то можно применять множество различных схем. Рассмотрим описание на примере схемы 1. Тиристорное ЗУ в данном случае питается от обмотки 2 трансформаторного узла через диодный мост VDI+VD4.
Элемент управления выполнен в виде аналога однопереходного транзистора. В данном случае, при помощи переменного резисторного элемента можно регулировать время, на протяжении которого будет осуществляться заряд конденсаторного компонента С2. Если положение этой детали будет крайним правым, то показатель зарядного тока будет наибольшим, и наоборот.
Благодаря диоду VD5 осуществляется защита управляющей цепи тиристора VS1.
Плюсы и минусы
Основное преимущество такого прибора — это качественная зарядка током, которая позволит не разрушить, а увеличить ресурс эксплуатации аккумулятора в целом.
Если нужно, ЗУ может быть дополнено всевозможными автоматическими компонентами, предназначенными для таких опций:
- прибор сможет отключиться в автоматическом режиме, когда зарядка будет завершена;
- поддержание оптимального напряжения аккумулятора в случае его длительного хранения без эксплуатации;
- еще одна функция, которую можно расценивать как преимущество — тиристорное ЗУ может сообщать автовладельцу о том, правильно ли он подключил полярность АКБ, а это очень важно при зарядке;
- также в случае добавления дополнительных компонентов может быть реализовано еще одно преимущество — защита узла от замыканий выхода (автор видео — канал Blaze Electronics).
Что касается непосредственно недостатков, то к ним можно отнести колебания зарядного тока, если напряжение в бытовой сети будет нестабильно.
Кроме того, как и другие тиристорные регуляторы, такое ЗУ может создавать определенные помехи для передачи сигнала. Чтобы не допустить этого, при изготовлении ЗУ необходимо дополнительно установить LC-фильтр.
Такие фильтрующие элементы, например, используются в сетевых блоках питания.
Как сделать ЗУ самостоятельно?
Если говорить о производстве ЗУ своими руками, то этот процесс рассмотрим на примере схемы 2. В данном случае тиристорное управления осуществляется посредством сдвига фаз. Весь процесс мы описывать не будем, поскольку он индивидуален в каждом случае, в зависимости от добавления дополнительных компонентов в конструкцию. Ниже рассмотрим основные нюансы, которые следует учесть.
В нашем случае устройство собирается на обычном оргалите, в том числе и конденсатор:
Простое тиристорное ЗУ в корпусе осциллографа
Видео «Простое тиристорное ЗУ своими руками»
Как сделать простое тиристорное ЗУ своими руками — смотрите на видео ниже (автор ролика — канал Blaze Electronics).
Загрузка …
Зарядное устройство на тиристорном инверторе
В статье рассмотрена возможность использования тиристоров [1] в качестве переключающих элементов инверторов обратноходовых импульсных источников питания. Качественные показатели таких схем отличаются от схем на транзисторах, снижены требования к охлаждению приборов, отсутствуют мощные высоковольтные конденсаторы и цепи снижения токов заряда.
Простота тиристорного регулирования мощности позволяет использовать схемное решение для зарядки аккумуляторов и питания иных нагрузок.
Схема позволяет в автоматическом режиме поддерживать на низковольтном выходе напряжение независимо от колебаний тока нагрузки.
Устройство обеспечивает снижение мощности в нагрузке при критической температуре тиристора, имеет плавное широтно-импульсное регулирование тока. Амперметр цепи заряда аккумулятора позволяет визуально контролировать ток заряда.
Желание выполнить зарядное устройство с использованием в инверторе кремневого незапираемого тиристора диффузионной структуры возникло из-за применения в питании инвертора электролитических конденсаторов большой емкости, необходимых при выполнении таких устройств на транзисторных инверторах.
Почти нулевое сопротивление конденсаторов при недостаточном ограничении тока в питающей сети приводят к перегоранию сетевых предохранителей и даже к взрыву мощных сетевых диодных мостов.
Для работы тиристорного инвертора емкость конденсатора сетевого фильтра применяется минимального значения, с целью устранения импульсных помех от работы тиристора.
Высокочастотные тиристоры, применяемые ранее в развертках телевизоров, могут успешно эксплуатироваться для работы в тиристорных инверторах.
Сердечник трансформатора накапливает энергию магнитного поля при открытом тиристоре и при закрытом передает накопленную энергию в нагрузку.
Силовой трансформатор в схеме выбран из условий рабочей частоты инвертора и мощности нагрузки вторичных цепей. Габаритная мощность превышает мощность нагрузок с учетом потерь.
Выполнить самодельный трансформатор по рекомендациям в [2] – дело довольно хлопотное и длительное, в принципе проще подобрать трансформатор заводского исполнения. К примеру, автором был использован сетевой трансформатор от блоков питания компьютеров.
Поскольку справку на обмоточные данные найти не удалось, один из трансформаторов был разобран и оказалось, что первичная обмотка содержит 42 витка провода типа ПЭЛ-0,63 с укладкой в двух слоях.
Низковольтная обмотка содержит 6+6 витков провода диаметром 2×0,8 мм со средним выводом, то есть предлагаемый в [3] коэффициент трансформации К=15 соблюден. –
Вторичное напряжение равно 2×7=14 В при первичном напряжении 280 В.
Принципиальная схема (рис.
1) состоит: из генератора на аналоговом таймере da1, с регулятором скважности r2; эмиттерного повторителя на биполярном транзисторе vt1, необходимого для согласования выходного сопротивления таймера с управляющим входом тиристора vs1; тиристорного инвертора с цепями переключения состояния тиристора; кламперная схема подавления выброса напряжения при демагнетизации индуктивности рассеивания; выпрямительного моста выходного напряжения vd8; выпрямителя питания генератора vd9 и повторителя со стабилизатором напряжения da2, моста vd10 – питания инвертора Стабилизация выходного напряжения выполнена с помощью обратной связи с оптопарой da3.
Генератор с регулируемой скважностью импульсов при неизменной частоте выполнен на интегральном таймере da1. Для работы схемы в режиме автогенератора выводы 6 и 2 соединяются между собой и подключаются к конденсатору С1.
Заряд конденсатора С1 происходит по цепи r1, vd1, r2, С1. Время заряда t1=0,639(r1+r2)c1, время разряда t2=0,639(r2+r3)c1.
Во время заряда конденсатор С1 заряжается до напряжения в 2/ 3 un на входе 2 da1, в это время на выходе 3 da1 таймера высокий уровень, внутренний триггер микросхемы переключается и на выходе 3 появляется низкий уровень, открытый внутренний транзистор микросхемы таймера начинает разряжать конденсатор С1 через диод vd2, резистор r3 и вывод 7 da1. После разряда конденсатора до уровня.1/3 напряжения питания таймер вновь включает цикл заряда конденсатора С1. В результате этого на выходе таймера получается непрерывная последовательность прямоугольных импульсов. Прямоугольный импульс с выхода 3 da1 через резистор r4 поступает на вход транзистора vt1 эмиттерного повторителя. С нагрузки r7 цепи эмиттера импульс напряжения в той же полярности поступает на управляющий электрод тиристора vs1.
Питание регулятора скважности, микросхемы таймера da1 и эмиттерного повторителя выполнено от аналогового стабилизатора da2.
Стабилизация выходного напряжения осуществляется с клемм нагрузки ХТЗ, ХТ4 через оптопару da3 на вход модификации 5 da1.
Мост, составленный из регулятора r10 – установки сигнала обратной связи и светодиода оптопары, позволяет при росте напряжения нагрузки открыть транзистор оптопары, который шунтирует через резистор r5 делитель микросхемы с уровнем 2/3 напряжения питания по входу 5 da1, ширина импульса уменьшается без изменения паузы, напряжение на нагрузке падает. Температурный датчик rt1, в цепи обратной связи, позволяет при росте температуры радиатора тиристора vs1 снизить выходное напряжение нагрузки.
Тиристор шунтирован параллельной цепью r12, С5, vd7, позволяющей удлинить время включения.
Цепь рекуперации энергии обратного импульса обмотки трансформатора выполнена на диоде vd6 с нагрузкой r11 и фильтром С6.
Тиристор закрывается, при отсутствии тока управления, низким напряжением открытого перехода.
Напряжение на резисторе r13 в цепи анода падает до импульсного напряжения открытого состояния, конденсатор С9 разряжается для подпитки тока обмотки трансформатора Т1, ток удержания снижается до полного отключения тиристора.
Для снижения воздействия тока управления на управляющий электрод подается отрицательное напряжение с резистора r8 цепи катода. Стабилитрон vd4 ограничивает импульс обратного напряжения на уровне несколько ниже допустимого значения для данного типа тиристора.
Сетевое питание инвертора подается с диодного моста vd10. Конденсатор СЮ выполняет подготовку рабочего напряжения инвертора и фильтрует возможные помехи от работы тиристора vs1.
Диодный мост vd9 подключен к электросети через разделительный конденсатор С11, пониженное напряжение после сглаживания конденсатором С8 поступает на аналоговый стабилизатор на микросхеме da2.
Элементы пассивной защиты и коммутации выполнены на предохранителе fu1 и выключателе сети sa1.
После полной сборки схемы с использованием рекомендованных радиокомпонентов, наладка начинается с проверки сопротивления цепей питания на наличие коротких замыканий. Подключив вместо предохранителя лампочки 220 В 100 Вт, можно подать напряжение сети.
Если лампочка загорится почти в полную яркость – следует найти замыкание или неисправный элемент, если этого не случилось или лампа горит слабым накалом – можно подключить вместо аккумулятора автомобильную лампочку 12/24 В 50 Вт, свечение лампочки указывает на исправную работу схемы при повышении накала сетевой лампы.
Регуляторами скважности r2 и установки обратной связи установить наибольшую яркость лампочки вторичной цепи. После установки устойчивой работы схемы цепь предохранителя можно восстановить.
В процессе небольшой прогонки схемы с нагрузкой в виде лампочки, после отключения от сети, проверить температуру радиатора тиристора.
По возможности в стенке корпуса зарядного устройства дополнительно установить вентилятор от компьютера или использовать корпус блока питания.
В устройстве тиристорного инвертора установлены радиодетали заводского исполнения, возможная замена и характеристики указаны в таблице 1.
К выходным клеммам ХТЗ, ХТ4 в соответствующей полярности проводом сечением не менее 4 мм подключается автомобильный аккумулятор на напряжение 12 В, емкостью 10…100 А*ч. Регулятором тока заряда r2 установить ток по амперметру в 0,02С – от емкости аккумулятора, к примеру при 100 А*ч ток заряда – 2 А. Время заряда 5-6 часов.
Литература
1. Тиристоры. Перевод с английского. – “Энергия”, Москва, 1971 г.
2. А. Петров. Индуктивности, дроссели, трансформаторы. – Радиолюбитель, №1, 1996, стр. 13.
3. В. Володин. Инверторный источник сварочного тока. – Радиолюбитель, №9, 2003, стр. 32.
Творческая лаборатория “Автоматика и телемеханика”
Владимир Коновалов, Михаил Мальков
г. Иркутск-43, а/я 380
Раздел: [Зарядные устройства (для авто)]
Зарядное устройство с защитой
На работе списывали оборудование и мне достался блок питания без внутренностей, с надписью на передней панели “statron TYP 2230”. В наличии были корпус и установленный внутри силовой трансформатор. По надписи на выходных клеммах (13,8V/10A) трансформатор был довольно мощным и выходное напряжение силовой обмотки на холостом ходу было в районе 16-ти вольт.
Решил оставить до поры, до времени.
Наступили холода и родственник попросил меня, собрать для его парка автомобилей зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов, надёжное и чтобы нормально заряжало АКБ и не выходило из строя при случайных замыканиях выходных клемм и неправильного подключения аккумуляторов.
Приобретённые им ранее пара импульсных зарядных устройств “Орион PW415” не проработали и месяца в уличных условиях эксплуатации (одно и недели), и хорошо выгорели внутри от попавших туда пыли и водяных капель и впоследствии произошедшего пробоя, восстановить которые пока не удалось.
Я вспомнил про оставленный до лучших времён блок питания, вернее всё, что от него осталось, он идеально подходил для реализации поставленной задачи, благо места в корпусе было предостаточно.
После просмотра различных вариантов схем, в качестве основы была выбрана схема промышленного зарядного устройства “Барс-8А”. Нового здесь ничего не открою, эта схема есть на просторах “инета”, просто она удовлетворяла всем запросам заказчика.
Трансформатор, установленный в имеющемся блоке питания, имел одну силовую обмотку на 16 вольт ХХ и в принципе вполне подходил для зарядного, исходная схема которого имела трансформатор с вторичной обмоткой со средней точкой.
Исходя из имеющегося трансформатора, исходная схема была немного переделана, а конкретнее были добавлены два диода VD7 и VD8 для обеспечения мостовой схемы выпрямителя от одной обмотки.
В принципе вполне можно использовать любые подходящие по току силовые трансформаторы и с одной обмоткой и с обмоткой со средней точкой, с напряжением на ХХ в пределах 16-22 вольт – изменится только выпрямительная часть зарядного устройства.
Например, если в качестве силового трансформатора применить трансформатор, имеющий вторичную обмотку со средней точкой, то выпрямительные диоды можно убрать, и схема силовой части будет выглядеть следующим образом.
Вообще-то мощность данной схемы ограничивается применёнными в ней силовым трансформатором и выпрямительными диодами и тиристорами. Сама схема не работает, если на выход не подключён аккумулятор, или подключён в неправильной полярности. Просто на выходе в этом случае ничего не будет, хоть закороти выходные клеммы.
В имеющийся блок питания был врезан амперметр (миллиамперметр с шунтом), установлен регулятор зарядного тока (напряжения), ещё один светодиод (зелёный) для индикации включения устройства в сеть. Имеющийся светодиод (красный) был задействован для индикации правильной полярности подключения АКБ.
Схема была собрана на плате навесным монтажом, диоды и тиристоры были установлены на общий радиатор через изолирующие прокладки. В качестве диодов и тиристоров были выбраны тиристоры КУ202 и 10-ти амперные диоды.
Конечно, лучше поставить их по мощнее, но исходя из имеющегося транса с напряжением ХХ около 16 вольт, будем надеяться, что максимальный зарядный ток устройства не превысит 10-12 ампер, на что их вполне хватит.
Для лучшего охлаждения, перед радиатором был установлен вентилятор от компьютерного БП.
Шунт для амперметра был изготовлен из вязальной железной проволоки, диаметром 2 мм. Длинна его подобрана опытным путём, по максимальному отклонению стрелки миллиамперметра при токе 10 ампер.
Маломощные транзисторы здесь можно применить любые, соответствующей структуры, в качестве КТ815Г – любые средней (большой) мощности.
Устройство можно собрать на печатной плате, размером 50х65 мм.
Вариант платы смотрите ниже на рисунке.
Хочется отметить, что это зарядное устройство собранное из исправных деталей и без ошибок в монтаже – не нуждается в налаживании и начинает работать сразу.
Устройство надёжное в эксплуатации и случайно вывести его из строя не получится. Для ещё более надёжной эксплуатации, в качестве силовых элементов, лучше применять тиристоры (диоды) на ток не менее 25 ампер.
Надеюсь это устройство не разочарует Вас. Удачи в сборке! P.S. В архиве печатка в Lay6.
Архив для статьи
Устройство с электронным управлением зарядным током, выполненно на базе тиристорного фазоимпульсного регулятора мощности. Оно не содержит дефицитных деталей, при заведомо рабочих деталях не требует налаживания.
Зарядное устройство позволяет заряжать авто аккумуляторные батареи током от 0 до 10 А, а также может служить регулируемым источником питания для мощного низковольтного паяльника, вулканизатора, переносной лампы. Зарядный ток по форме близок к импульсному, кой, как считается, содействует продлению срока службы батареи.
Устройство работоспособно при температуре окружающей среды от — 35 °С до + 35°С.Схема прибора показана на рис. 2.60.
Зарядное устройство представляет собой тиристорный регулятор мощности с фазоимпульсным управлением, питаемый от обмотки
II понижающего трансформатора Т1 через диодный moctVDI + VD4.
Узел управления тиристором исполнен на аналоге однопереходного транзистора VTI, VT2. Время, в течение которого конденсатор С2 заряжается до переключения однопереходного транзистора, можно регулировать переменным резистором R1.При крайнем правом по схеме положении его движка зарядный ток станет максимальным, и наоборот.
Диод VD5 оберегает управляющую цепь тиристора VS1 от обратного напряжения, появляющегося при включении тиристора.
Зарядное приспособление в дальнейшем можно дополнить разными автоматическими узлами (отключение по завершении зарядки, поддержание нормального напряжения батареи при продолжительном ее хранении, сигнализации о верной полярности подключения батареи, защита от замыканий выхода и т. д.).К недочетам прибора можно отнести – колебания зарядного тока при нестабильном напряжении электроосветительной сети.
Как и все подобные тиристорные фазоимпульсные регуляторы, устройство создает помехи радиоприему. Для борьбы с ними надлежит предусмотреть сетевой
LC-фильтр, подобный использующемуся в импульсных сетевых блоках питания.Конденсатор С2 – К73-11, емкостью от0,47 до 1 мкФ, или К73-16, К73-17, К42У-2, МБГП.
Транзистор КТ361А заменим на КТ361Б — КТ361Ё, КТ3107Л, КТ502В, КТ502Г, КТ501Ж –
KT50IK, а КТ315Л – на КТ315Б + КТ315Д КТ312Б, КТ3102Л, КТ503В + КТ503Г, П307. Вместо КД105Б подойдут диоды КД105В, КД105Г или Д226 с любым буквенным индексом.
Переменный резистор R1 – СП-1, СПЗ-30а или СПО-1.Амперметр РА1 – любой постоянного тока со шкалой на 10 А. Его можно сделать самостоятельно из любого миллиамперметра, подобрав шунт по образцовому амперметру.
Предохраннтель
F1 – плавкий, но удобно применять и сетевой автомат на 10 А либо автомобильный биметаллический на такой же ток.
Диоды VD1 + VP4 могут быть любыми на прямой ток 10 А и обратное напряжение не менее 50 В (серии Д242, Д243, Д245, КД203, КД210, КД213).Диоды выпрямителя и тиристор ставят на теплоотводы, каждый полезной площадью возле 100 см*. Для улучшения теплового контакта устройств с теплоотводами лучше применять теплопроводные пасты.
Заместо тиристора КУ202В подходят КУ202Г – КУ202Е; проверено на практике, что устройство нормально действует и с более мощными тиристорами Т-160, Т-250.Надлежит заметить, что в качестве теплоотвода тиристора возможно применять непосредственно железную стенку кожуха.
Тогда, правда, на корпусе будет минусовой вывод устройства, что в общем-то нежелательно из-за угрозы нечаянных замыканий выходного плюсового провода на корпус. Если укреплять тиристор через слюдяную прокладку, угрозы замыкания не будет, но ухудшится отдача тепла от него.
В приборе может быть применен готовый сетевой понижающий трансформатор нужной мощности с напряжением вторичной обмотки от 18 до 22 В.
Ежели у трансформатора напряжение на вторичной обмотке более 18 В, резистор
R5 надлежит сменить другим, наибольшего сопротивления (к примеру, при 24 * 26 В сопротивление резистора надлежит увеличить до 200 Ом).В случае, когда вторичная обмотка трансформатора имеет отвод от середины, или есть две однообразные обмотки и напряжение каждой находится в указанных пределах, то выпрямитель лучше исполнить по обычной двуполупериодной схеме на 2-ух диодах.
При напряжении вторичной обмотки 28 * 36 В можно вообще отказаться от выпрямителя – его роль станет одновременно играть тиристор
VS1 (выпрямление -однополупериодное). Для такового варианта блока питания нужно между резистором R5 и плюсовым проводом подключить разделительный диод КД105Б либо Д226 с любым буквенным индексом (катодом к резисторуR5). Выбор тиристора в таковой схеме станет ограничен – подходят только те, которые дозволяют работу под обратным напряжением (к примеру, КУ202Е).Для описанного устройства подойдет унифицированный трансформатор ТН-61. 3 его вторичных обмотки необходимо соединить согласно последовательно, при этом они способны отдать ток до 8 А.
Все детали прибора, кроме трансформатора Т1, диодов
VD1 + VD4 выпрямителя, переменного резистора R1, предохранителя FU1и тиристора VS1, смонтированы на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм.
Чертеж платы представлен в журнале радио № 11 за 2001 год.