Ох уж эти тритоны сольфеджио!

Ох уж эти тритоны сольфеджио, Музыкальный класс

Ох уж эти тритоны сольфеджио!

Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.

Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.

Про простые интервалы (про кварту и квинту) можно почитать вот тут.

В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).

В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.

Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.

Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.

Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.

Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.

Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаю, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона, и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).

Мне осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полтона, после такой подготовки тритон поётся легче.

Я Вас очень прошу, просто умоляю! Назовите, пожалуйста, какие в тональности могут быть 4 уменьшенных и 4 увеличенных интервала! Мне это петь надо будет, а я даже что петь не могу понять. Мне очень — очень нужна помощь! У меня выходит только три. Вот уменьшенные: Ум5, Ум4, Ум7.

Вот увеличенные: Ув4, Ув5, Ув2.

В каждом ряду какой-то из интервалов должен удваиваться, но какой, я никак не могу понять… Помогите, пожалуйста…

В одной тональности — две пары тритонов.

Гармонические и Натуральные.

Помогите построить от фа мажор ув2, ув5, ув4

Помогите я в сольфеджио вообще ничего не понимаю. Как в ля и ми мажоре построить тритоны? Помогите очень прошу.

строю ум 5 от cis. Построила от 7 ступени, не понимаю как строить от 2. Учитель говорит, хорошо, молодец от 7 построила, сейчас давай от 2 ст. НО Я НЕ ПОНИМАЮ КАК ЭТО. Скоро экзамен, учусь в 6 классе. ПОМОГИТЕ!

Мдаа…мне это ещё сегодня отвечать) Только я в 6 классе)

Здравствуйте.Объясните пожалуйста как построить Ум5 с разрешениями(натур.,гарм.мажор,натур.гарм.,минор) от ноты ми-

БЕМОЛЬ!Ув4 построила,а Ум5 не могу никак разобраться в каких гаммах это получится?Спасибо.

Помогите пожалуйста !как построить тритоны в ля бемоль мажоре

Пропустила урок…А,тритоны не поняла … На проверочной контрольной написала , что попало…Стыдно перед учительницей теперь ходить … Хорошо что хотя бы сегодня нашла ваш сайт … Спасибо.

Огромное спасибо . Если б н вы то мне б завтра такая крышка была. В 6 классе учусь , переходной класс , завтра зачёт по тритонам! Этот сайт так тщательно объяснил ! Что б я без него делала . СПАСИБО!

Подскажите, пожалуйста, правильно ли я построила тритоны в ля-миноре:

ув4 фа-си разреш. ми-до (натур), ре-сольдиез разреш до-ля (гарм)

ум5 си-фа разреш до-ми (натур), сольдиез-ре ращреш ля-до (гарм)

я вам больше скажу, я на втором курсе муз.училища этого уже не помню)

А вот мне надо построить тритоны в гармоническом ля мажоре с разрешением!

Я вроде бы построила тритоны ре бемоль-си, ми-си, си-ре бемоль и си-ми. Помогите с разрешением, пожалуйста!

неправильно построили)) поэтому и с разрешением проблемы)) откуда ре-бемоль в ля мажоре. сроду не бывало!)) в ля мажоре три диеза — фа, до и соль.

Шестая пониженная ступень (вам же надо гармонический) — фа-бекар.

Вот от неё и пляшем: фа-бекар си — ув4 — разрешаем в ми до-диез — б6; ну и обращение ув4 — ум5 в гармоническом ля мажоре — си фа-бекар, разрешаем в до-диез ми — м3! Всё предельно просто!

Куда разрешаются D7, D6/5, D 4/3, D2?

Все эти аккорды разными способами разрешаются в тонику, а по поводу цепочек аккордов подсказки смотрите здесь — http://music-education.ru/na-kakih-stupenyah-stroyatsya-akkordy-tablitsy-po-solfedzhio/

Извините, но вы не могли бы подсказать: как строятся цепочки из аккордов? Например, построить в гамме си минор (гармонический вид) цепочку: T5/3 — T6 — S5/3 — D7 — T6.

Нам говорили, что ув.4 строится в нат. маж и гарм. мин.,а ум.5 наоборот. Т. е. можно ли построить ув.4 в нат. маж.?

Конечно! И ув.4, и ум.5 можно построить в натуральном МАЖОРЕ и в натуральном МИНОРЕ, в гармоническом МАЖОРЕ и в гармоническом МИНОРЕ. На каких ступенях — смотрите табличку в статье))

Как построить от звука соль ум.5-б3

Пожалуйста)) ум5: соль — ре-бемоль; б3: ля-бемоль — до (разрешение в тональность ля-бемоль мажор)

Как построить от звука соль ум.5-м6

Ответ: 1) уменьшённая квинта в малую сексту не разрешается; 2) о том, как построить ум5 — читать выше.

осталось 2 часа до экз.думаю успею…

Это моя любимая тема по сольфеджио!))

ну это последний год ураааааааа ��

а мне сегодня вообще экзамен по сольфеджио сдавать

Спасибо огромное за ваш сайт! Все просто и понятно! Сегодня нашла и думаю, что теперь буду постоянно заходить. )

А я вообще в 4 классе сдавала…Так что вам еще везет))

Вот-вот, в 5 классе ппц, я сейчас в 5 классе, а впервые узнала о них на поза прошлом уроке…

вероника это ещё то..нам вообще в 5 классе здавать:(

Мда… Учитесь детишки… В 7 классе экзамен сдавать… Забывается…

Тритон разрешение

Ох уж эти тритоны сольфеджио!

1-Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.

НУ А ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧЕМ ИМЕННО ЯВЛЯЕТСЯ ТРИТОН?

2-Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.

СУЩЕСТВУЕТ ЖЕ ЕЩЕ МЕЛОДИЧЕСКИЙ МИНОР. ПОЧЕМУ ПРО НЕГО НИ ЧЕГО НЕ СКАЗАННО?

Учись — студент !http://music- education.ru/tritony-solfedzhio/
После чёрточки ( — ) перед словом ( education ) убери пробел и зайди на эту страницу

Как разрешаются тритоны?

Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.

Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.

Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.

1 — Это не правило, это закономерность, обнаруженная наблюдениями

Тритоны – Раздольненская детская музыкальная школа

Ох уж эти тритоны сольфеджио!

Ох, уж эти тритоны сольфеджио!

Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона (6 полутонов). Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.

Если помните, в чистой кварте 5 полутонов, а в чистой квинте – 7 полутонов, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полутон, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём тонам (6 полутонам) .

В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5,  которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).

 В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.

Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.

Как разрешаются тритоны?

Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются.  При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые.  Поэтому  ув4  всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.

Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой,  а терция – малой.

Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности         до мажор,  до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде.  В примере каждая новая строчка – новая тональность.

Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаем, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона (6 полутонов), и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).

         Нам осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полутон, после такой подготовки тритон поётся легче.

тритоны в Ля мажоре и в ля миноре с обращениями

Ох уж эти тритоны сольфеджио!

29.06.2017

тритоны в Ля мажоре и в ля миноре с обращениями

  • Тритон характерный интервал тональности, состоящий из трех тонов. К тритонам относятся увеличенные кварты и уменьшенные квинты. Количество тритонов в тональности меняется в зависимости от типа лада (натуральный, гармонический, мелодический, дважды гармонический).Инструкция1

Для удобства все тритоны представляйте в рамках тональности, в нашем случае до-мажор. Поскольку при ключе в ней нет знаков, вам будет проще сосредоточиться на самих интервалах.

В натуральном мажоре тритоны строятся на четвертой ступени (фа — си — увеличенная кварта) и седьмой (си — фа — уменьшенная квинта). Обратите внимание: второй тритон является обращением первого.

Остальные тритоны располагаются попарно, по такому же принципу (обращение).

2

В гармоническом мажоре образуется дополнительная пара тритонов на шестой пониженной ступени (ля-бемоль — ре — увеличенная кварта) и второй (ре — ля-бемоль — уменьшенная квинта).

В мелодическом прибавляется пара на седьмой пониженной (си-бемоль — ми — увеличенная кварта) и третьей (ми — си-бемоль — уменьшенная квинта). В дважды гармоническом мажоре понижается вторая ступень.

Таким образом, вторая пара тритонов заменяется на пару от второй пониженной (ре-бемоль — соль — увеличенная кварта) и пятой (соль — ре-бемоль).

3

Тритоны минора стройте в тональности ля-минор (параллельная до-мажору тональность, также не имеет знаков).

Первая пара тритонов (в натуральном миноре) строится на шестой (фа — си — увеличенная кварта) и второй ступенях (си — фа — уменьшенная квинта).

Обратите внимание: эта же пара встречается в до-мажоре, но ступени имеют другую нумерацию. Иначе говоря, этот тритон общий для параллельных тональностей.
4

В гармоническом миноре еще одна пара тритонов строится на четвертой и седьмой повышенной ступени (ре — соль-диез — увеличенная кварта и ее обращение соль-диез — ре — уменьшенная квинта). Вспомните: в натуральном мажоре тритон строится именно на этих ступенях.
5

В мелодическом миноре возникает дополнительная пара тритонов на третьей и шестой ступенях (до — фа-диез увеличенная кварта и обращение фа-диез — до — уменьшенная квинта). В дважды гармоническом миноре пара на четвертой и седьмой ступенях заменяется на пару на четвертой повышенной (ре-диез — ля — уменьшенная квинта) и первой (ля — ре-диез — увеличенная кварта).

6

В других тональностях стройте тритоны от ступеней, указанных в статье. Ориентируйтесь на знаки при ключе и знаки, определяющие тип лада.

тритоны в Ля мажоре и в ля миноре с обращениями Ссылка на основную публикацию

Тритон в рок-музыке. Диссонансы на гитаре. Доминантсептаккорд

Ох уж эти тритоны сольфеджио!

Тритон, увеличенная кварта, уменьшенная квинта, полуоктава – нет разницы, как вы его называете, вне всякого сомнения, является одним из незаслуженно обиженных историей интервалов. Из-за напряженного и «злого» звучания его, в свое время, прозвали «дьявольским» аккордом. Именно по этой причине множество церквей в XVI-XVII столетиях исключили его из музыкального обихода.

С другой стороны, с появлением тяжелого рока и метала, «плохая» репутация тритона сыграла ему на руку – он является неотъемлемой частью абсолютного большинства гитарных партий популярных сегодня групп. В частности об этом упоминает виртуозный гитарист группы «Pantera», Даймбег Даррелл, в своей школе игры на гитаре – «Riffer Maddness».

Давайте же познакомимся ближе с этим таинственным интервалом, развеяв туман мистики и предрассудков.

Тритон на гитаре. Что такое тритон?

Известный как увеличенная кварта или уменьшенная квинта этот музыкальный интервал имеет одну неоспоримую характеристику – он отстоит на 6 полутонов (ладов грифа гитары) от основной ноты аккорда (тоники).

Как ни странно (не забывайте о мистике), будучи полуоктавным интервалом, тритон находится на таком же расстоянии позади тоники гитарного аккорда.

Таким образом, если вы играете на гитаре аккорд Е5 (квинта, он же, популярный в рок- и метал-музыке, power-аккорд), к примеру в 7 позиции, тритон (в данном случае A# он же Bb), легко доступен на 8 ладу четвертой (D) или же шестой (E) струны вашей гитары. Ничего сложного, не так ли?

Гаммы на гитаре с тритоном

Не будучи в целом ориентированными на тритон, некоторые гаммы содержат его. Будь-то конкретная мелодическая цель или просто стремление к диссонансу, сегодня мы рассмотрим случаи применения тритона в гаммах, которые обязан знать каждый уважающий себя гитарист.

Блюзовая гитарная гамма (пентатоника)

Практически не отличаясь от аппликатуры обычной минорной пентатоники, наша блюзовая гамма содержит тритон. Давайте взглянем на следующий пример, пентатоники, построенный в тональности Gm.

Обратите внимание на разницу в звучании гаммы с добавленными нотами, которые, собственно, и являются тритоном (C#, тот же Db на 6 ладу шестой (E) и на четвертом ладу четвертой (D) струны вашей гитары).

Между прочим, мы не случайно выбрали именно блюзовую гамму. Как упоминалось в начале статьи, на протяжении веков европейцы считали тритон «зловещим», тогда как американцы воспринимали его скорее грустным, «blue», то бишь блюзовым.

Уменьшенная гамма на гитаре

Одним из лучших примеров использования тритона в гамме является уменьшенная гамма, простое, но удивительное открытие.

Чтобы сыграть уменьшенную гамму начните с тоники, затем на тон (2 лада) выше, на полтона выше (1 лад), на тон и так далее. Вам будет полезно знать, что существуют два способа исполнения на гитаре уменьшенной гаммы.

Первый, и самый известный, заключается в том, чтобы начать гамму на полтона ниже ее тоники. К примеру, для тональности Cm вы получите уменьшенную гамму B.

Следующий, менее популярный способ, заключается в понижении тоники гаммы на целый тон. Применительно к знакомой нам тональности Cm это будет Bb уменьшенная гамма.

Теперь, когда вы уже неплохо осведомлены о том, как применить тритон в соло на гитаре, можно перейти к аккордам.

Доминантсептаккорд на гитаре

В аккордовой последовательности доминантсептаккорд является важнейшей частью перед возвратом к основному аккорду композиции. Если вам недостает чего-то, привлекающего внимание, доминантсептаккорд на гитаре – именно то, что вам нужно.

Думаю, не стоит говорить о том, что доминантсептаккорд всегда содержит… да, угадали – тритон. Давайте перейдем к примерам. Допустим, что ваша последовательность аккордов играется в С-мажорной тональности и состоит из таких гитарных аккордов: C, Am, Dm.

Аккорд Dm привлекает внимание, но недостаточно. Что же мы сделаем? Правильно! Сыграем доминантсептаккорд.

Как найти доминантсептаккорд на гитаре?

Запомните, каждый раз, когда вы слышите слово «доминант» в музыке, это означает отсылку к пятой ступени гаммы.

Все, что от вас требуется – определить тонику гитарного аккорда и добавить к нему пятую ступень и сыграть соответствующий ей септаккорд.

Для тоники аккорда C пятой ступенью будет нота G, поэтому наша последовательность аккордов теперь выглядит так: C, Am, Dm, G7, C, Am, Dm, G7. Сыграйте и сами почувствуйте разницу.

Давайте сравним аккорды G7 и C более подробно.

Тритон формируется между третьей и пониженной седьмой ступенями аккорда G (третья ступень – это нота B, а седьмая – F). Интервал же между ними равняется тритону. Чтобы ощутить разницу, сыграйте верхние ноты этих аккордов (на первых двух струнах гитары). Звучит великолепно, не правда ли?

Как построить доминантсептаккорд на гитаре?

Первый и самый простой способ – это воспользоваться нашим генератором аккордов онлайн. Справедливости ради, отмечу, что рано или поздно настанет такой момент, когда интернета под рукой не окажется, а потому настоятельно рекомендую с изложенным далее способом построения гитарных доминантсептакордов.

Чтобы самостоятельно построить на гитаре доминантсептаккорд необходимо знать его простую формулу: 1, 3, 5, b7. Что это значит? Лишь то, что для построения доминант септаккорда вам необходимо использовать первую, вторую, третью и пониженную седьмую ступень мажорной гаммы, по отношению к тонике аккорда.

Давайте возьмем в руки гитару построим уже знакомый нам аккорд G7. Припоминаем нашу старую, добрую G-мажорную гамму. Вуаля.

Теперь берем интересующие нас первую, третью, пятую и пониженную седьмую ноты. В данном случае это G (1), B (3), D (5) и F (b7). Теперь мы знаем ноты, а значит, можем сыграть их на гитаре, одновременно сформировав аккорд.

Продолжим.

Гитарный диссонанс в рок-музыке

По своему определению, диссонанс – это неслаженное, нестабильное звучание.

Традиционно, тритон считается диссонансом, хотя, к примеру, вторая или седьмая ступени диссонируют гораздо заметнее. Отличительной чертой диссонанса является его «шумность».

Будучи способным, выполнять и более мелодичные задачи, диссонанс, тем не менее используется, в основном, для создания «шума».

Не удивительно, что наиболее популярными жанрами музыки для тритона и прочих шумных диссонансов стали метал и тяжелый рок со всеми во всем их разнообразии.

Несмотря на то, что метал, по своей сути, является утяжеленным и видоизмененным блюзом, многие группы стремятся к более диссонирующему, нежели блюзовому звучанию. Тому можно привести множество примеров, но я предлагаю остановиться на одном из самых известных рифов – вступлении к песне Black Sabbath одноименного коллектива.

Так просто, но, в то же время, эффектно! C# (Db) (4 лад 5 (A) струны) звучит просто зловеще. Это и есть тритон во всем его великолепии.

Впрочем некоторые группы пошли дальше, фактически, сделав тритон визитной карточкой своих гитарных партий (Slayer, Metallica, Pantera).

Не самый гармонично звучащий интервал – тритон, тем не менее, создает уникальную, неповторимую атмосферу напряжения, без которой невозможно представить музыку этих коллективов.

Следующим и последним на сегодня примером использования тритона будет гитарный рифф, звучащий в припеве композиции Judas Priests – «The Ripper».

Теперь, вооружившись знанием, что такое тритон, приступайте к его использованию! Надеюсь, эта статья оказалась для вас полезным источником знаний, а тритон, со временем, станет вашим лучшим другом! Дерзайте!

Оцените статью
Просто о технологиях
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: