Про буквенное обозначение тональностей

Про буквенное обозначение тональностей, Музыкальный класс

Про буквенное обозначение тональностей

музыкальной практике уже давно сложилась и широко применяется система буквенных обозначений, как отдельных звуков, так и тональностей. За основу взяты буквы латинского алфавита, а также некоторые слова из того же языка.

Для названия тональности, как вы знаете, используются два элемента: имя тоники и имя лада. Иногда даже так и говорят, что «ТОНАЛЬНОСТЬ = ТОНИКА + ЛАД» . Эта схема действует и при буквенном обозначении тональностей. Сначала называется тоника, затем прибавляется слово, которое должно определять лад.

Про то, как обозвать тонику, вы можете почитать вот тут. Вкратце напомню, что тоникой может стать практически любой звук – основная ступень или её производный вариант (диез, бемоль).

Для буквенной записи музыкальных звуков нам понадобятся первые восемь знаков латинского алфавита ( a b c d e f g h ) и суффиксы –is (диез) и –es (бемоль).

Зарисуйте себе такую табличку-шпору:

Обратите внимания на исключения из правил (отмечены звёздочкой * ):

1) нота си-бемоль любит повыпендриваться, поэтому ей положена отдельная буква, и не какая-нибудь, а буковка b – вторая алфавитная;

2) ля и ми бемоли настолько ревнивы, что второй гласной буквы рядом с собой не терпят – их записывают просто as и es .

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ. Если тональность мажорная – то название тоники пишут с заглавной (большой) буквы, если минорная – со строчной (малой).

Мажорный лад обозначается словом dur (дур), а минорный лад – словом moll (моль). Эти сокращённые латинские слова durus (твёрдый) и mollis (мягкий), которые приспособили для нужд музыкальной теории.

Примеры: C-dur, c-moll – до мажор и до минор Es-dur, es-moll – ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор; Fis-dur, fis-moll – фа-диез мажор и фа-диез минор.

Расскажу я вам сказку…. Однажды к тетё Любе в гости пришли самые ленивые музыканты, чтобы угоститься фирменной тётиной Любиной шубой над селёдкой.

Как назло ленивых музыкантов всех разом разморило, и едва усевшись за стол, они поникли головами и задремали. Когда они проснулись, их ждало горькое разочарование: какая-то ДУРНАЯ МОЛЬ скушала всю шубу над селёдкой.

С тех пор музыканты порешили, что без дур и молей жить проще… Ой, дурацкая сказка получилась, простите)))

В общем, при буквенном обозначении тональностей можно слова dur и moll не писать, лишь бы выполнялось ПРАВИЛО ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ (смотреть выше).

Мы тут со сказкой отвлеклись немножко от темы, я напомню: разбирали буквенное обозначение тональностей. Суть, надеюсь, уловили. Кстати, про буквенное обозначение звуков можно не только почитать подробнее вот здесь, но ещё и посмотреть прикольный видео-урок. Вот он:

Понарвился материал? Заяви об этом всему миру! Нажми «Мне нравится!». Чтобы быть в курсе новых клёвых статеек — подписывайся на обновления вот этой странички в контакте — http://vk.com/mus_education

Спасибо! Статья мне помогла разобраться с буквенным обозначением тональностей!

Обозначения в сольфеджио

Про буквенное обозначение тональностей

10-04-2018

Обозначение нот буквами в сольфеджио исторически возникло в музыкальной среде довольно-таки давно.  За счет того, что такой язык довольно удобен, музыканты не перестают записывать ноты, используя буквенные аббревиатуры. Руководствуясь ими, можно перенести на бумагу за исключением звуков, еще и гораздо более сложные вещи, такие, как аккорды, тональности, лады.

Это универсальный язык, понятный ученикам музыкальных школ по всему миру, и тем, кто планирует сделать музицирование своей профессией, изучать его обязательно для того, чтобы уметь читать по нотам любое произведение.

Ниже в статье вы получите основные сведения о данной дисциплине, чтобы вы имели хотя бы начальное представление об обучении музыкальной грамоте и знали, зачем она необходима.

Буквенные обозначения в сольфеджио

Буквенные обозначения нот в сольфеджио записываются в начале над нотоносцем по латыни.  Используется 8 букв. Начинается все с ноты –ля- .

  Затем идет сиb(В), потом до (С), дальше идет ре (D), следом за этой нотой пишется звук ми (E), фа (F) , соль (G) и завершает обыкновенное си (H).

Для указания диезов и бемолей к буквам добавлялись, добавляются и будут добавляться окончания is для диезов и es для бемолей (для примера, до-бемоль – это ces , или фа-диез – это fis ).

А это интересно…

Но буквенные обозначения в сольфеджио имеют три исключения. Таковыми являются ля, ми и си бемоль.

Почему именно Си бемоль имеет собственное обозначение? Есть версия, что это произошло в средневековые времена, когда люди еще играли на клавесинах: тогда строение клавиатуры было другим, поэтому и си бемоль называется буквой b. А теперь такой символ остался в обиходе у музыкантов.

А вот объяснение исключения ля и ми бемоль проще, чем си бемоль. Чтобы при написании не писать два раза литеры «E» и «А», записывают одной.

Тональности

Для названия тональности используются тоника и лад. Тоникой может стать любой звук – главная ступень или  побочная. Также тоникой тональности может стать нота со случайным знаком альтерации (диез, бемоль). Буквенные обозначения тональностей по сольфеджио схожи с нотными  знаками. Но в написании тональности еще используется вид лада: Мажорный обозначается словом dur, а минорный –moll.

Существует главное правило написания тональностей. «Светлую» тональность нужно писать с большой буквы, а «темную» – с маленькой.

Интервалы

Обозначение интервалов в сольфеджио пишется римскими буквами и цифрами.

  Буква зависит от того, какой интервал : чистый – ч, малый –м , Большой – Б, уменьшенный – ум, увеличенный – ув, а цифра – от того, на каком расстоянии находятся звуки друг от друга : от примы, у которой звуки находятся на одной линии и обозначается 1 до октавы, у которой ноты  располагаются далеко друг от друга – расстояние в семь нот и пишется цифрой 8.

Трезвучия

Обозначение трезвучий в сольфеджио зависит от ступени трезвучия (на какой ступени строится) и от его вида (малый, большой, уменьшенный, увеличенный). Все аккорды строятся на трех главных трезвучиях лада – это трезвучия, построенные на главных ступенях лада, – 1, 4, 5

На 1 ступени лада строится тоническое трезвучие – Т35. Оно обозначается именно так, потому что образовано устойчивыми ступенями – 1, 3, 5. Тоническое трезвучие имеет два обращения:

  • сектаккорд – Т6;
  • квартсекстаккорд – Т46.
  • Есть еще и другое обозначение аккордов.

    Они пишутся как обычные ноты, только могут содержать дополнительные знаки, дополнительный вид, или специальную цифру, означающую, на какой ступени играются различные аккорды.

    Например, аккорд Аm7- это трезвучие ля минор, который нужно играть на 7 ступени. Обычно такие обозначения используются в пьесе для аккомпанирования главной мелодии, и музыкант играет левой рукой.

    Дополнительно

    Кроме основных обозначений нот, интервалов, аккордов и тональностей существуют множество дополнительных, такие, как, например, темп. Пишется латинскими буквами. Пример: Adagio — медленно. Обычно он пишется в начале произведения или его части.

    Самое интересное – чаще всего, традиционно используется итальянская терминология. Всего существует 3 вида темпа: медленный, умеренный и быстрый.

      И удивительно то, что это еще не все: в каждом темпе существуют еще 5-6 видов той или иной скорости движения.

    Заключение

    Хотелось бы отметить, что все эти знаки используются при игре на любом музыкальном инструменте, ведь существует мнение, что они пригождаются только при игре на фортепиано. Каждый выполняет определенную функцию в мелодии, и музыкант обязан знать все эти знаки, чтобы правильно исполнять произведение.

    В Школе Музыки Fmusic вы всегда сможете узнать больше про обучение музыкальной грамоте. Опытные преподаватели помогут вам разобраться в вопросе, как правильно понимать ноты и самому записывать понравившиеся произведения языком музыки.

    Буквенные обозначения нот и тональностей :: SYL.ru

    Про буквенное обозначение тональностей

    История возникновения буквенных обозначений нот гораздо старше, чем привычная нам линейная запись, то есть ноты, записанные на нотоносце. До настоящего времени авторы музыкальных произведений используют буквенную систему. Но если в прошлом ими обозначались только ноты, то в наше время, благодаря буквенным нотациям, можно записать любой аккорд, тональность, лад.

    Использование греческой буквенной нотации

    Изначально для обозначения нот использовались буквы греческого алфавита. Такую нотацию описывали такие теоретики, как Гауденций, Алипий, Бакхий в своих учебниках по классической музыкальной теории. Аристид Квинтилиан в своем трактате также не обошел стороной эту тему.

    Буквенная нотация латинского алфавита

    Анонимный трактат девятого века впервые упоминает применение латыни для буквенного обозначения нот. Теоретик Боэций поначалу использовал только греческий алфавит. Латинские буквы были лишь сухими метками в его записях. И со временем они вытеснили из обихода греческую нотацию. С некоторыми изменениями именно эта система и используется для записи нот в наше время.

    Буквенные обозначения нот и тональностей

    Основным семи звукам нотной грамоты соответствуют такие символы: ноте до – буква с; ре – d; ми – e; фа – f; соль – g; ля – а; си – h.

    Занимательно, что в то время, когда создавалась система буквенных обозначений нот, первым звуком музыкального звукоряда считался звук “ля”. Поэтому именно А – первая буква алфавита – соответствует ноте “ля”.

    Знаки альтерации, такие как бемоль и диез, обозначаются слогами is и es, соответственно. Лишь для си-бемоля используют отдельный символ b, не применяя никакого окончания.

    Теперь что касается тональностей. Всем известно, что они бывают мажорные и минорные. Для мажорных всегда используются большие (заглавные) буквы, для минорных – маленькие (строчные).

    Лады

    Буквенные обозначения нот применяются и для определения ладовой принадлежности. Только здесь к букве, выражающей тональность, прибавляют слово dur – мажор или moll – минор. К примеру, если нужно записать “соль мажор»”, пишется G-dur, если “соль минор”, то g-moll; “до-диез мажор” – Cis-dur, “си-бемоль минор” – b-moll.

    Буквенное обозначение нот и для фортепиано используется достаточно широко. Какой преподаватель или его ученик не любит подбирать на слух популярные пьески, записывая в тетрадь для дальнейшего исполнения. И в этом случае сэкономить время помогает система буквенных обозначений. Записывая тональности, можно даже не использовать пять линеек нотоносца.

    Применение буквенных обозначений нот

    В сольфеджио (дословно: “пение по нотам”, здесь – предмет в специализированной музыкальной школе) широко распространена работа с буквенными обозначениями аккордов, нот, тональностей.

    В программных требованиях по этому предмету выделяется большое количество часов для изучения данной темы, посредством игры на каком-либо музыкальном инструменте мелодии и аккомпанемента с использованием системы нотации.

    Обозначения аккордов с обращениями или септаккордов обычно записываются выше нотного стана и расшифровываются с помощью цифр. Например, доминантсептаккорд от ноты ля – А7; квартсекстаккорд от ноты фа – F6/4.

    Все знаменитые джазмены регулярно используют систему букв в своих импровизациях.

    Ведь, зная тональность, можно осваивать разнообразные виды аккомпанемента, варьировать его, изменяя ритм, структуру, динамические оттенки.

    В конце концов, не найдя нот своей любимой композиции для определенного музыкального инструмента, можно найти их в хрестоматиях для игры на гитаре, где чаще всего используются буквенные обозначения нот, аккордов.

    В настоящее время пользуется большой популярностью синтезатор – родственник фортепиано, вид электромузыкального инструмента, способного издавать наборы звуков, подражающих звучанию классических ударных, духовых, струнных, народных групп. Он имеет большое количество встроенных стилей, темпов, тембров. Ноты для синтезатора представляют собой мелодию, написанную на нотном стане, и аккомпанемент, записанный при помощи буквенных обозначений нот.

    Заключение

    Подытожив, можно сказать, что буквенное обозначение нот, несмотря на то, что было придумано задолго до традиционного, пользуется достаточной популярностью как в кругу самоучек-музыкантов, так и в филармониях. Зачастую с его помощью можно облегчить запись нот, тем самым ускорив процесс.

    Буквенное обозначение тональностей

    Про буквенное обозначение тональностей

    Nbsp;

    Теория

    1. Интервалы простые – сочетание 2х звуков. Простые интервалы в пределах октавы. Нижний звук – основание, верхний – вершина. Названия – латинский счет, обозначение – цифрами, которые показывают количество ступеней между основанием и вершиной..

    Интервалы имеют тоновую и ступеневую величины: ч5 – 5 стеней, 3,5 тона (7 полутонов); б3 – 3 ступ, 2 тона, б7= 7 ступ, 11 п. Чистые интервалы: ч1, ч4, ч5, ч8. Малые и большие – все остальные. Мелодические интервалы – звуки поочередно, гармонические – одновременно.

    Гармонические интервалы делятся на диссонансы (резко звучащие: м2, б2, м7, б7), консонансы (согласно звучащие – все остальные).  

    Интервал
    Обознач
    Колич ст
    Колич полут
    Звучание

    Чист прима
    ч1
    1

    Повторение 1 звука

    Малая секунда
    м2
    2
    1
    Диссон, рядом, темно

    Большая секунда
    б2
    2
    2
    Диссон, рядом, светл

    Малая терция
    м3
    3
    3
    к/ф Бедная Настя

    Большая терция
    б3
    3
    4
    Чижик-пыжик

    Чистая кварта
    ч4
    4
    5
    Гимн

    Чистая квинта
    ч5
    5
    7
    По малину

    Малая секста
    м6
    6
    8
    Ровесники

    Большая секста
    б6
    6
    9
    В лесу родилась елоч

    Малая септима
    м7
    7
    10
    Диссон, широко, вниз

    Больш септима
    б7
    7
    11
    Диссон,широко,вверх

    Чистая октава
    ч8
    8
    12
    Повт зв через окт

    2. Характерные интервалы – увеличенные и уменьшенные интервалы, которые образуются в гармоническом мажоре (VI ступень понижена) и гармоническом миноре (VII ступень повышена).

    В гармоническом мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной ступени

    Интерв
    Ступени
    Обращ
    Ступени

    Ув2
    VI* – VII
    Ум 7
    VII- VI*

    Ув4
    VI* – II
    Ум 5
     II- VI*

    Ув5
    VI* – III
    Ум 4
    III -VI*

    VI* – шестая пониженная ступень гармонического мажора

    В гармоническом миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII пониженной ступени

    Интерв
    Ступени
    Обращ
    Ступени

    Ум 4
    VII*- III
    Ув5
    III- VII*

    Ум 5
    VII*- IV
    Ув4
    IV -VII*

    Ум 7
    VII*- VI
    Ув2
    VI -VII*

    VII*- седьмая повышенная ступень гармонического минора.

    Все характерные интервалы разрешаются по ладовому тяготению

    3. Тритоны – интервалы, которые содержат три тона. Это ув4 и ум5.

    В натуральном мажоре и гармоническом миноре (VII #) ув4 строится на IV, включая VII, разрешается в м6 в мажоре, б6 в миноре (III и I ступени). ум5 строится на VII, включая IV, разрешается в б3 в мажоре, м3 в миноре (I и III ступени).

                                                                                                                                                             В гармоническом мажоре (VI b)и натуральном миноре ув 4 строится на VI, включая II ступень, разрешаются в б6 в мажоре, м6 в миноре.

    ум 5 строится на II, включая VI ступень разрешаются в м3 в мажоре, б3 в миноре.

    Интервал
    Разрешение
    Интервал
    Разрешение

    1 пара Натуральный мажор Гармонический минор (VII #)
           VII Ув 4 = IV
    м6 (мажор) б6  (минор)
            IV Ум 5 = VII
    б3 (мажор) м3 (минор)

    2 пара Гармонический мажор (VI b) Натуральный минор
           II Ув 4 = VI
    б6  (мажор) м 6 (минор)
           VI Ум 5 = II
    м3 (мажор) б3 (минор)

    Обращение интервалов

    Обращение – перемещение нижнего звука на октаву выше, или верхнего звука на октаву ниже. При           обращении интервалов основание переносится на октаву вверх, или вершина – на октаву вниз. Таким образом, основание становится вершиной, а вершина основанием. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые, уменьшенные в увеличенные, Увеличенные в уменьшенные.

    Интервал
    Его обращение

    1 прима
    8 октава

    2 секунда
    7 септима

    3 терция
    6 секста

    4 кварта
    5 квинта

    5 квинта
    4 кварта

    6 секста
    3 терция

    7 септима
    2 секунда

    8 октава
    1 прима

    6. Составные интервалы – интервалы шире октавы. Образуются путем прибавления к октаве простых интервалов. Названия составных интервалов показывают количество ступеней, входящих в их состав. Как и простые интервалы, составные бывают чистые, малые и большие.

    Название
    Количество ступеней
    Интервал через октаву

    Нона
    9
    Секунда

    Децима
    10
    Терция

    Ундецима
    11
    Кварта

    Дуодецима
    12
    Квинта

    Терцдецима
    13
    Секста

    Квартдецима
    14
    Септима

    Квинтдецима
    15
    Октава

    Виды мажора и минора

    Строение натурального мажора: 2т, п, 3т, п.                                                                                                      Гармонический мажор –  понижается VI ступень.

    Мелодический мажор вверх – натуральный, вниз понижаются VI, VII

    Строение натурального минора: 1т, п, 2т, п, 2т.

    В гармоническом виде повышается VIIступень.

    В мелодическом виде вверх – повышается VI, VIIступени, вниз повышение отменяется.

    Лады народной музыки

    Кроме мажора и минора существуют особые семиступенные лады, которые используются в народной музыке.

    Лидийский: по сравнению с нат маж 4 ступень повышается на полутон

    Миксолидийский: по сравнению с нат маж 7 ступ понижается на полутон

    Ионийский: полностью совпадает с натуральным мажором

    Фригийский: по сравнению с нат минором понижается 2 ст на полeтон

    Дорискийкий: по сравнению с нат минором 6 ст повышается на полутон                                             Эолийский: совпадает с натуральным минором

    При построении ладов народной музыки знаки альтерации (повышения или понижения) пишутся как случайные рядом с нотами, тоника наверху не повторяется

    15.Пентатоника – пятиступенный лад, построенный по интервалам б2, м3. В нем отсутствует м2 (полутоны).

    Мажорная пентатоника – б2, б2, м3, б2. По сравнению с натуральным мажором отсутствуют IV, VII ступени

    Минорная пентатоника – м3, б2, б2, м3. По сравнению с натуральным минором отсутствуют II, VI ступени.  

    Главные трезвучия, их обращения – трезвучия, которые строятся на главных ступенях:

    T53 – I , S53 – IV, D53 – V. Главными называются потому, что в мажоре эти трезвучия мажорные, в миноре – минорные.

    В гармоническом миноре из-за повышения VII ступени d53 становится мажорным- D53.

    В гармоническом мажоре из-за понижения VI ступени S53 становится минорным – s53.

    Каждое трезвучие имеет 2 обращения: секстаккорд, квартсекстаккорд.  

         III       I T64 – V       
        VI     IV S64 – I      
        VII      V   D64 – II

           I       V T6 – III          
         IV         I        S6 – VI
          V       II                                                                          D6 – VII

         V     III         T53 – I
           I             VI S53 – IV
          II      VII                                                                           D53 – V

    Интервальный состав Б53, М53,Б6, М6,Б64,М64   

         б3 Б64 = ч4
         м3 М64=ч4           

          ч4 Б6= м3               
         ч4         М6 = б3

           м3 Б53=б3
           б3 М53 =м3           

    7.Типы трезвучий:

    Мажорное трезвучие
            м3 Б53 = б3                  
    Минорное трезвучие
          б3 М53 = м3

    Увеличенное трезвучие
              б3 УВ53 = б3
    Уменьшенное трезвучие
          м3 УМ53 = м3           

    Увеличенное трезвучие:

     Интервальный состав б3+б3.

                                                                                                                Строится в гармоническом мажоре на VI* ступени, в гармоническом миноре на III ступени, разрешается по ладовому тяготению.

                                                                                                                                                                                                        

    Интерв состав           
     Мажор
    Разрешение
    Минор
    Разрешение

             б3 Ув 53 = б3
    III I     VI* (г в)
    Т 64
    VII*(г в)    V    III   
    T6

    Уменьшенное трезвучие:                                                                                                                          Интервальный состав: м3 + м3. Строится наVII ступени в натуральном мажоре и гармоническом миноре, на II ступени в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Разрешается по ладовому тяготению.

    Интервальный состав             
    Мажор натур Минор гармонич
    Разрешение
    Мажор гармонич Минор натуральн
    Разрешение

              м3Ум 53 = м3
    IVIIVII(*г в)
    мажор б3       I  
      VI(*г↓)IV         II  
    мажор м3         III 

    минор м3       I  
    минор б3         III в

    Буквенное обозначение тональностей

    Ноты
    Обозначение
    Исключения

    До –
    С(це)         
    бемоль b es

    Ре – 
    D(дэ)         
    диез # is

    Ми – 
    E(e)       
    Мажор – dur        
    Миb – Es                                                                                                  

    Фа –  
    F(эф
    Минор – moll       

    Соль-
    G(гэ)      

    Ля –
    А(а)           
    Ляb – As                                                                                    

    Си –  
    H(ха)     
    Сиb – B

    9.Квинтовый круг тональностей – последовательность тональностей, в которой количество знаков при ключе прибавляется по одному через интервал ч5.

    В диезных тональностях количество знаков прибавляется через ч5 при движении вверх.

    В бемольных тональностях количество знаков прибавляется через ч5при движении вниз.

    Точкой отсчета мажорных тональностей является До мажор.

    Точкой отсчета минорных тональностей является ля минор

    7b
    6b
    5b
    4b
    3b
    2b
    1b

    1#
    2#
    3#
    4#
    5#
    6#
    7#  

    ДОb
    СОЛb
    РЕb
    ЛЯb
    МИb
    СИb
    ФА
    ДО
    СОЛЬ
    РЕ
    ЛЯ
    МИ
    СИ
    ФА#
    ДО#  

    ляb
    миb
    сиb
    фа
    до
    соль
    ре
    ля
    ми
    си
    фа#
    до#
    соль#
    ре#
    ля#  

    10.Модуляция, отклонение.Отклонение – временное появление новой тональности.

    Модуляция – переход в новую тональность. В нотном тексте отклонение и модуляцию можно определить по наличию случайных знаков.

    11. D7, обращения, разрешения. Септаккорд – аккорд из 4х звуков, расположенных по терциям. D7строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре (VIIступ повышена) на V ступени, имеет 3 обращения: D65, D43, D2.     

    Аккорд
    Ступени
    Интервальн состав
    Разрешение

    D2 (секундаккорд) 
    II VII* V IV
      м3 б3 б2
    Т6 с удвоенной Т (III-V-I-I)

    D43(терцквартаккорд
    VII* V IV II
      б3 б2 м3
    Полное развернутое Т 53 с удвоенной Т (I-III-V-I)                                                                                                                         

    D65 (квинтсекстаккорд)
    V IV II VII*
      б2 м3 м3
    Т53 с удвоенной Т     (I-I-III-V)                                                                                                   

    D7(септаккорд)
    IV II VII* V
      м3 м3 б3
    Неполное Т53 с утроенной Т       (I-I-I-III)                                                                                                              

    Вводные септаккорды.

    Септаккорд – аккорд из 4х звуков, рассоложенных по терциям.                                        Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Это малый вводный септаккорд – МVII7, уменьшенный вводный септаккорд -УмVII7.

    Аккорд
    Ступени
    Интервальн состав
    Разрешение

    МVII7 (малый вводный септаккорд, натуральный мажор)
    VII, II, IV, VI
    м3, м3, б3
    Т53 с удв III ступ (I-III- III-V)

    Ум VII7(уменьшенный вводный септаккорд, мажор гарм, минор гарм)
    VII, II, IV, VI* VII*, II, IV, VI  
    м3, м3, м3
    Т53, t53 с удв III ступ (I-III- III-V)

    Таблица аккордов

    Ступени
    Т
    S
    D
    D7
    Вводн

    VII
    D6
    D65
    Ум53
    МVII7, Ум VII7

    VI
    S6

    V
    T64
    D53
    D7

    IV
    S53
    D2

    III
    T6

    II
    D64
    D43
    Ум53
    II7

    I
    T53
    S64

    Хроматическая гамма – гамма, построенная по полутонам

    При построении хроматической гаммы б2 заполняются полутонами с помощью повышения ступеней при движении вверх, понижения ступеней при движении вниз (кроме III-IV, VII-I в мажоре; II-III, V-VI в миноре т. к. между ними – полутон).
    Исключения:

    – в мажоре вверх не повышается VI, вниз не понижается V;

    -в миноре вверх не повышается I, вниз гамма переписывается, так же как и вверх.

    Код всех исключений 651.

    Буквенные обозначения звуков и тональностей

    Про буквенное обозначение тональностей

    За основу буквенных обозначений взяты начальные буквы латинского алфавита. Мажорные тональности обозначаются большими буквами, минорные – маленькими.

    До, до – С, cМажор – dur

    Ре, ре – D, dМинор – moll

    Ми, ми – E, eДиез – is

    Фа, фа – F, fБемоль –es

    Соль, соль – G, g

    Ля, ля – A, a

    Си, си – H, h

    Исключения: В, b – си бемоль, As, as –ля бемоль, Es, es –ми бемоль.

    Мажор
    Минор

    Рус.
    Лат.
    Количество знаков
    Рус.
    Лат.

    До-диез мажор
    Cis-dur
    7#
    ля-диез минор
    ais-moll

    Фа-диез мажор
    Fis-dur
    6#
    ре-диез минор
    dis-moll

    Си-мажор
    H-dur
    5#
    cоль-диез минор
    gis- moll

    Ми-мажор
    E-dur
    4#
    до-диез минор
    cis- moll

    Ля-мажор
    A-dur
    3#
    фа-диез минор
    fis- moll

    Ре-мажор
    D-dur
    2#
    си- минор
    h- moll

    Соль-мажор
    G-dur
    1#
    ми- минор
    e- moll

    До-мажор
    C-dur
    ля-минор
    a- moll

    Фа-мажор
    F-dur

    ре- минор
    d- moll

    Си-бемоль мажор
    B-dur

    соль- минор
    g- moll

    Ми-бемоль мажор
    Es-dur

    до- минор
    c- moll

    Ля-бемоль мажор
    As-dur

    фа- минор
    f- moll

    Ре-бемоль мажор
    Des-dur

    си-бемоль минор
    b- moll

    Соль-бемоль мажор
    Ges-dur

    ми-бемоль минор
    es- moll

    До-бемоль мажор
    Ces-dur

    ля-бемоль минор
    as- moll

    РАЗМЕР

    Это четырёхдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Это сложный размер, т.к. он состоит из двух простых размеров

    Отсюда в размере 4/4 две сильные доли – первая и третья (относительно сильная), а вторая и четвертая доли – слабые. Ноты группируются в 4 группы по четвертям:

    Целый такт в размере 4/4 длится целую ноту (1и, 2и, 3и, 4и).

    МЕЛОДИЯ И ЕЁ СТРОЕНИЕ

    Мелодия – это одноголосная последовательность звуков различной высоты.

    Уже сама по себе мелодия может быть законченным музыкальным произведением (например, народная песня), а может звучать и с сопровождением, которое называется аккомпанементом. Мелодия делится на части – музыкальные построения.

    Самое малое музыкальное построение, содержащее в себе один акцент, называется мотивом. Из двух мотивов складывается фраза. Фразы отделяются друг от друга цезурой (V). Две фразы образуют предложение, два предложения образуют период.

    Период – это относительно завершенная музыкальная мысль (обычно 8 тактов).

    РИТМ. ГРУППИРОВКА.

    Ритмом называется организованная последовательность длительностей звуков в музыкальном построении. Объединяясь, длительности звуков образуют ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок.

    Образование ритмических групп внутри такта называется группировкой. При группировке длительностей в размерах доли такта должны быть отделены друг от друга.

    Паузы группируются так же, как и ноты:

    В вокальной музыке группировка нот зависит от распределения слогов в тексте мелодии.

    Тональность: параллельная тональность и одноименная, их буквенные обозначения

    Про буквенное обозначение тональностей

    Данная статья посвящена чрезвычайно важной теме в музыке – тональности. Вы узнаете, что представляет собой тональность, что такое параллельные и одноименные тональности, а также будут рассмотрены их буквенные обозначения.

    Что такое тональность?

    Само слово подсказывает его значение. Она как будто задает тон целому музыкальному произведению. По сути, тональность и является основой произведения. От нее отталкиваются, создавая ту или иную музыкальную композицию. Это своеобразное начало.

    Так, например, есть тональность до мажор. Это означает, что тоника, она же первая ступень лада, – это звук “до”. Основной аккорд в данной тональности состоит из звуков до-ми-соль. Такой аккорд носит название “тоническое трезвучие”.

    В связи с этим, перед тем как разбирать и играть музыкальное произведение, исполнитель определяет основную тональность, ладовое наклонение, смотрит на количество ключевых знаков, мысленно определяет, какова ее параллельная тональность.

    Одну и ту же музыкальную композицию можно спеть или сыграть в совершенно разных тональностях соответствующего лада. Это применяется, в первую очередь, для удобства вокального исполнения.

    Используемая в произведении параллельная тональность может придать иную окраску композиции. Так, например, если музыкальное сочинение написано в светлой тональности ре мажор, то ее параллельная тональность – грустный и трагический си минор.

    Буквенные обозначения тональностей

    Мажор обозначается dur, минор имеет обозначение moll. Диез – is, бемоль – es. Ниже приводится список некоторых параллельных тональностей и их буквенные обозначения.

    • До мажор (нет знаков). Обозначается C-dur. Параллельная тональность – ля минор (a-moll).
    • Фа мажор – один бемоль (си). Имеет обозначение F-dur. Ее параллель – ре минор (d-moll).
    • Соль мажор – один диез (фа). Обозначается G-dur. Параллельная ей тональность – ми минор (e-moll).
    • Си-бемоль мажор – два бемоля (си, ми). Имеет обозначение B-dur. Ее параллель – соль минор (g-moll).
    • Ре мажор – два диеза (фа, до). Обозначается D-dur. Ее параллель – си минор (h-moll).

    И так далее.

    Что такое параллельные тональности

    Это тональности мажорного и минорного наклонения, которые содержат одни и те же ключевые знаки, но при этом у них имеются разные тоники.

    В списке выше приведены некоторые тональности и параллельные к ним.

    Чтобы найти параллельную тональность к данной мажорной, нужно от заданной опуститься на м.3 (малую терцию) вниз.

    Если требуется определить параллельную тональность к данной минорной, то надо от указанной подняться на б.3 (большую терцию) вверх.

    Приведенный выше список наглядно демонстрирует параллельные тональности мажорного и минорного наклонений до двух знаков при ключе.

    Одноименные тональности

    Это такие, которые имеют одну и ту же тонику, но разное ладовое наклонение и, соответственно, абсолютно различные знаки при ключе.

    Так, например:

    • C-dur (нет знаков) – c-moll (три бемоля).
    • F-dur (один бемоль) – f-moll (четыре бемоля).
    • G-dur (один диез) – g-moll (два бемоля).

    И так далее.

    Таким образом, тональность – это своеобразное начало любого музыкального сочинения как для композитора, так и для исполнителя. Транспонирование мелодии, то есть переход из одной тональности в другую, позволяет вокалистам беспрепятственно исполнять абсолютно все композиции. Такое перенесение иногда придает произведению совершенно новую окраску.

    Можно провести интересный эксперимент, и попробовать музыкальное сочинение, написанное в мажорной тональности, исполнить в минорной (может быть избрана и параллельная тональность). Светлое и радостное настроение при этом превратится в грустное и печальное. В ХХ веке появился термин “атональная музыка”, то есть музыка, которая не имеет установленной тональности.

    Но это уже совсем другая история…

    Буквенные обозначения

    Про буквенное обозначение тональностей

    Буквенное обозначение звуков (для старшеклассников)

    Северин Боэций играет на музыкальном инструмента монокорде, который использовался для изучения математических основ музыки. Фрагмент рукописной книги XII века из собрания библиотеки Кембридского университете.Для обозначения высоты нот в ряде случаев используют буквы алфавита.

    Буквенные обозначения встречаются реже хорошо знакомых всем слоговых (до, ре, ми…), они неудобны для пения, и чаще всего используются в работах по теории музыки. Метод записи высоты звуков с помощью букв известен со времен Древней Греции.

    В настоящее время существуют две распространенные системы буквенных обозначений: латинская и английская.

    Латинская используется в классической музыке.  Она весьма древняя, впервые ее применил в своих работах философ и теоретик музыки Боэций (480-524 гг. Нашей эры).

    Английская система более новая. Она характерна для стилей современной музыки (джаз, рок, латина, бардовская песня, попса, танцевальная электроника и т. п.), однако, в англоязычных странах используется и в академической среде.

    В частности, ее применяют в компьютерных программах для набора нот, знаменитом словаре Гроува (Grove dictionary of music and musiscians), английской версии Википедии и т. д.

    Таким образом, академическому музыканту нужно знать обе системы буквенных обозначений, тогда как, к примеру, для рок-музыканта или барда достаточно будет только английской.

    Латинская система буквенных обозначений

    Высота звуков в латинской системе обозначается следующим образом:

    Запомнить латинскую систему буквенных обозначений достаточно просто, так как ноты от Ля до Соль идут вверх в порядке алфавита. Основная сложность заключается в том, что нота си-бемоль обозначается буквой b, а си – буквой h. В Средневековье существовало два варианта: си-твердая (более высокая) и си-мягкая (более низкая).

    Более высокая обозначалась квадратной буквой (от нее произошел бекар), более низкая – круглой буквой b (от нее произошел бемоль). Позднее си-твердую стали обозначать буквой h. Примерно в то же время в нижней части звукоряда прибавилась дополнительная нота соль, которую обозначали греческой буквой гамма .

    В настоящее время она вышла из употребления, однако в ее честь названо хорошо знакомое всем упражнение.

    Знаки альтерации в латинской системе обозначаются следующим образом:

    – Если нота с диезом, к ней приписывается «is»: до-диез – cis, фа-диез – fis и т. д.

    – Для обозначения бемоля используется слог «es»: ре-бемоль – des, соль-бемоль – ges и т. д.

    – Исключения: ля-бемоль – as, ми-бемоль – es, си-бемоль – b.

    – Для обозначения дубль-диеза или дубль-бемоля пишется, соответственно, isis или eses.

    Мажор в латинской буквенной системе обозначается словом dur, минор словом moll. Между буквенным обозначением тоники и словом «dur» или «moll» ставится дефис: C-dur, fis-moll и т. п. Названия мажорных тональностей пишутся с заглавной буквы: As-dur, E-dur и т. п. Названия минорных тональностей пишутся со строчной буквы: g-moll, cis-moll и т. п.

    Также в латинской системе существуют различные способы обозначения октавы, в которой находится звук. Для этого используются заглавные и строчные буквы, рядом с Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольцкоторыми ставятся цифры, либо иные знаки (запятые, штрихи и т. д.).

    Из них нужно знать в первую очередь цифровые обозначения, принятые в нашей стране. Они организованы по тому же принципу, что и в слоговой системе: звуки малой октавы пишутся строчными буквами, большой октавы – заглавными.

    Если звук выше малой октавы, то к букве приписывается цифра в верхнем, соответствующая октаве (например, соль второй октавы – g2). Для обозначение контроктавы используется цифра 1 в нижнем регистре, для субконтроктавы – цифра 2 в нижнем регистре (например, ля контроктавы – A1).

      Также в отечественной литературе по теории музыки встречается обозначение октав с помощью запятых, введенное знаменитым физиком Германом фон Гельмгольцем (1891-1894 гг.), автором важнейших работ в области музыкальной акустики.

    Примеры обозначения звуков различных октав:

    Английская система буквенных обозначений

    Английская система буквенного обозначения нот сходна с латинской, но в то же время, она проще и логичнее. К примеру, буквой B в ней обозначается нота Си, а буква H не используется:

    Знаки альтерации в английской системе обозначаются следующим образом:

    – Диез обозначается словом sharp или значком #: например, до-диез – C-sharp или C#

    – Бемоль обозначается словом flat или буквой b: например, Ля-бемоль – A-flat или Ab

    – Дубль-диез и дубль-бемоль обозначаются, соответственно, как double-sharp и double-flat.

    Для обозначения тональностей используются английские слова major и minor, которые пишутся без дефиса. Также, как и в латинской системе, тоника мажорной тональности пишется с заглавной буквы, тоника минорной – со строчной.

    Для обозначения октав в английской системе используются цифры от 0 (субконтроктава) до 8 (пятая октава). Например, си субконтроктавы – H0, ля первой октавы – С4 и т. д.

    Субконтроктава – 0

    Контроктава – 1

    Большая октава – 2

    Малая октава – 3

    Первая октава – 4

    Вторая октава – 5

    Третья октава – 6

    Четвертая октава – 7

    Пятая октава – 8

    Письменное задание по теме «Английские обозначения нот» можно скачать здесь:

    Тональность. Мажорные тональности. – Теория музыки

    Про буквенное обозначение тональностей

    Редактор, корректор: Полина Полянская

    Что поможет, если хочется исполнить музыку выше или ниже оригинала?

    В предыдущей главе мы изучили мажорный лад. В примерах предыдущей статьи самая низкая нота — «до». Она является тоникой, от неё были построены все остальные ноты мажорного лада.

    На самом деле, для мажорного лада абсолютно неважно, какую ноту Вы возьмёте за основу (какая нота станет тоникой). Главное — сохранить правильные интервалы между ступенями (они также описаны в предыдущей главе).

    В качестве примера построим мажорный лад от ноты «соль».

    Рисунок 1. Мажорный лад от ноты «соль»

    Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы были вынуждены использовать ноту фа-диез (последняя на рисунке), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).

    Тональность

    В нашем примере мы взяли за основу (тонику) ноту «соль». Можно сказать, что наш лад находится на высоте ноты «соль». Именно высоту лада и называют словом «тональность».

    Название тональности состоит из двух слов: тоника + лад. Тоникой у нас является нота «соль», а лад — мажор. Итак, наша тональность называется «Соль мажор».

    В предыдущей статье мы строили мажорный лад от ноты «до», значит мы использовали тональность «До мажор».

    Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е.

    До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G».

    Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).

    Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к.

    Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях.

    Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:

    Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:

    Рисунок 2. «Песня друзей» в тональности До мажор

    Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:

    Рисунок 3. «Песня друзей» в тональности Соль мажор

    Вы видите, в Соль мажоре мелодия выше, чем в До мажоре, хотя мотив остался прежним.

    Мажорные тональности

    Что такое «тональность», мы уже разобрались. Мажорной тональностью назовём тот лад, между ступенями которого соблюдены интервалы мажорного лада.

    Мы только что рассмотрели тональности C-dur и G-dur. Эти тональности мы строили от нот «до» и «соль». Они были тониками.

    Важно понимать, что тоникой мажорной тональности может выступать абсолютно любая нота: как основная, так и производная. Т.е. мы можем построить мажорный лад, например, от ступени «ре-диез».

    В этом случае наша тональность будет называться «Ре-диез-мажор», или по буквенной системе «D#-dur».

    Виды мажорных тональностей

    Вы, конечно, обратили внимание, что в тональности G-maj мы вместо ноты «фа» используем ноту «фа-диез». Т.е. эта тональность использует повышенную ступень.

    В зависимости от выбранной тоники, мажорные тональности могут использовать различное количество производных ступеней — как повышенных (наш случай с G-maj), так и пониженных (попробуйте сами построить мажорный лад от ноты «фа»).

    В зависимости от используемых знаков альтерации, мажорные тональности делятся на диезные и бемольные. Единственная мажорная тональность C-dur не использует знаков альтерации, поэтому она не относится ни к диезным, ни к бемольным.

    Среди мажорных тональностей существует 7 диезных тональностей (G, D, A, E, B, F#, C#) и 7 бемольных тональностей (F, Bb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb). Знаки альтерации тональностей пишут при ключе (сразу после ключа).

    Мы помним, что действие знака альтерации, написанного при ключе, распространяется на всё произведение (если, конечно, тональность произведения неизменна — мы будем изучать это дальше), поэтому каждый раз писать знак диеза или бемоля нет необходимости.

    Это упрощает и запись мелодии, и чтение.

    Родственные тональности

    Тональности, которые отличаются друг от друга одним ключевым знаком, называются родственными. В наших примерах этой статьи мы использовали родственные тональности: C-dur и G-dur.

    Итоги

    Мы разобрались с мажорными тональностями. Это важная тема и для понимания достаточно несложная. Надеемся, что вам всё понятно.

    Обозначение и названия тональностей

    Про буквенное обозначение тональностей

    При обозначении тональностей используют те же буквенные обозначения звуков, что и для обозначения аккордов. А индекс идет в случае мажора – dur, минора – moll.

    Пример: E dur – Ми мажор, F moll – Фа минор и т.п.

    ОСОБЕННОСТИ НАЗВАНИЯ ТОНАЛЬНОСТЕЙ

    Вы не задумывались, почему некоторые тональности идут в названии с диезом, а некоторые с бемолем? Мне раньше, как новичку, казалось, что, к примеру, тональность До диез мажор и Ре бемоль мажор это одно и то же. С точки зрения названия тоники вроде ничего противоречащего, но на самом деле не по всякому можно называть тональности.

    Объясню почему. Это связано с системой именования звуков и системой записи музыки. Как вы помните, свои неповторимые названия имеют лишь семь звуков из двенадцати. Остальные пять звуков имеют производные названия, образованные от основных звуков.

    В нотной системе записи музыки существуют только 7 (семь) посадочных мест для звуков (в пределах октавы). По умолчанию, без применения знаков альтерации (диезов и бемолей), это звуки До Ре Ми Фа Соль Ля и Си. Применение знаков альтерации позволяет нам сдвигать некоторые звуки на полтона вверх или вниз, образуя тем самым производные звуки. Но посадочных мест все равно остается семь.

    Это можно сравнить с полифонией на синтезаторе. Клавиш (к примеру) на нем 61, а одновременно могут звучать только 16 звуков. Так и здесь одновременно могут использоваться только семь звуков из двенадцати.

    Для удобства образования тональности применяют определенный набор знаков альтерации (или диезов или бемолей).

    К чему я развел всю эту неудобоваримую кашу? А вот к чему. Возьмем в виде примера тональность Ab dur (Ля бемоль мажор). По формуле мажорной тональности с применением бемолей мы получаем набор звуков Ab – Hb – C – Db – Eb – F – G. Как видите все в порядке. Каждый из семи звуков имеет свое посадочное место, тональность образована выставлением ключевых знаков альтерации.

    А теперь взгляните, что получилось бы, если бы мы назвали данную тональность не Ab dur, а G# dur. На первый взгляд ничего страшного, ведь звуки Ab и G# это одно и то же. Но теперь давайте постоим набор звуков с применением диезов.

    Мы получим вот такой вот набор: G# – A# – H# – C# – D# – E# – G. Ух ты, это еще хорошо что я использовал звук H# вместо C, и звук E# вместо F. Однако обратите внимание на первый и седьмой звуки этого набора. Заметили? Используется одно и то же посадочное место – звука соль.

    Они дерутся за одно и то же место, когда посадочное место звука F вообще пустует и не используется. Поставим в звуке Соль знак диез, и у нас не окажется звука Соль, а не поставим, не будет Соль диеза.

    Какой из этого выход? А простой – использовать названия тональностей с теми знаками альтерации, которые не конфликтуют.

    Для этого придется запомнить названия тональностей.

    Вот такая вот симпатичная табличка, сгруппированная по параллельным тональностям:

    Названия параллельных тональностей
    и их ключевые знаки альтерации

    мажорные
    Знаки
    минорные

    До мажор
    Ля минор

    1 #
    Соль мажор
    Ми минор

    2 #
    Ре мажор
    Си минор

    3 #
    Ля мажор
    Фа диез минор

    4 #
    Ми мажор
    До диез минор

    5 #
    Си мажор
    Соль диез минор

    6 #
    Фа диез мажор
    Ре диез минор

    7 #
    До диез мажор
    Ля диез минор

    7 b
    До бемоль мажор
    Ля бемоль минор

    6 b
    Соль бемоль мажор
    Ми бемоль минор

    5 b
    Ре бемоль мажор
    Си бемоль минор

    4 b
    Ля бемоль мажор
    Фа минор

    3 b
    Ми бемоль мажор
    До минор

    2 b
    Си бемоль мажор
    Соль минор

    1 b
    Фа мажор

    Share: