Р. шуман «альбом для юношества»: история, содержание, интересные факты

Роберт Шуман “Альбом для юношества”

Р. шуман «альбом для юношества»: история, содержание, интересные факты

2. «Альбом для юношества Р. Шумана

Роберт Шуман

С давних пор композиторы писали лёгкие пьесы для детей. Все мы знаем маленькие прелюдии, инвенции и танцы И. С. Баха, написанные ещё в XVIII веке.

В начале XIX века один за другим появились сборники сонатин, вариаций и этюдов итальянского композитора , а вслед за ними этюды К. Черни.

Эти пьесы развивали фортепианную технику юного пианиста, приобщали его к серьёзным, «взрослым» музыкальным формам и образам. Многие из них отличались немалыми художественными достоинствами, особенно миниатюры И. С. Баха.

Обратите внимание

Но вот в 1848 году появляется детский сборник нового типа, в котором рядом с привычными названиями — Хорал, Маленький этюд, Маленькая фуга — встречаются и совсем необычные: «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы», «Первая утрата», «Отзвуки театра», «Шехеразада».

Эти увлекательные программные пьесы сразу полюбились и детям, и их учителям.

Сборник назывался «Альбом для юношества», состоял из двух частей, в которых 43 пьесы располагались по нарастанию сложности, а написал его уже довольно известный немецкий композитор Роберт Шуман, которого мы теперь знаем как одного из величайших композиторов-романтиков.

Вот «Охотничья песенка»:

Пример 97  

Frisch und fröhlich [Свежо и весело]   = 116

Бодрая, призывная мелодия движется по звукам трезвучия фанфарными мотивами. Она играется громко, обеими руками в октаву, на пересечении среднего и низкого регистров. Это напоминает звучание валторн, играющих сигналы, но сигналы не военные, здесь нет маршевого ритма.

Это подражание охотничьим сигналам. Валторна (по-немецки Waldhorh) переводится как «лесной рог» и происходит от охотничьего сигнального инструмента. Название пьесы Шумана подсказывает нам, куда направить фантазию.

А дорисовать картину поможет сама музыка и наше собственное воображение.

Средний раздел можно представить как перекличку охотничьих сигналов на расстоянии (подумайте сами, какой музыкальный приём это подсказывает).

Пример 98 

Любопытно, что форма этой пьесы безрепризная. Охота продолжается, события всё время меняются, и эта непрерывность и непредсказуемость действия подчёркнута постоянным обновлением музыкального материала.

В пьесе нет сюжета, это музыкальная зарисовка. Но у музыкальных картин есть особенность: они могут изменяться во времени. Музыкальную картину можно сравнить не только с живописью, но и с постоянно движущимися кинокадрами.

WWW

 послушать «Охотничью песенку» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

Миниатюра «Смелый наездник» немного похожа на «Охотничью песенку». Те же подвижные фанфары в размере  . Но они в миноре, и это сразу снимает ощущение «сигнальности». Кроме того, нет тяжёлых четвертей, выделяющих мотивы.

Все мотивы «сцеплены» друг с другом и движутся ровными восьмушками, передающими характер безостановочного движения. Более быстрый, чуть суетливый темп (ср. обозначения метронома). Совершенно иная фактура. Отрывистые аккорды аккомпанемента передают характерный ритм скачки.

Важно

Тяжёлые четверти sforzando в сочетании с короткими лигами в мелодии вносят в общее движение ощущение толчков и неровностей.

Пример 99 

 = 132

Пьеса выдержана в очень стройной простой трёхчастной форме с точной репризой. В среднем разделе мелодия и аккомпанемент «меняются этажами», что сообщает этой картине некоторую «пространственность». Образ этой миниатюры более конкретный и простой, это «портрет» всадника.

WWW

 послушать пьесу «Смелый наездник» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

А вот ещё один «портрет» с непривычно длинным названием: «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы». Само название говорит о том, что этот крестьянин идёт. Или бежит? Или, может быть, приплясывает? Это мы попробуем выяснить из музыки.

Пример 100 

Frisch und munter [Свежо и бодро]   = 116

Мелодия здесь в левой руке. Чёткая, ритмичная, танцевальная. Но фразировочные лиги длинные, что подразумевает напевность исполнения. Строение (два совершенно одинаковых предложения) напоминает народную песню.

Ну да, это песня, которую поёт мужской голос (регистр мелодии). А в правой руке — чуть «приплясывающий» аккомпанемент.

Вот мы и увидели весёлого приплясывающего крестьянина, да ещё услышали его незатейливую задорную песенку.

Вся пьеса написана в простой двухчастной форме с включением, причём второй раздел выписан дважды: почему-то Шуман не захотел здесь просто поставить знак репризы.

WWW

 послушать пьесу «Весёлый крестьянин…» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

А вот совсем другая пьеса, с грустным названием «Первая утрата». Может быть, маленький герой этой лирической миниатюры потерял любимую игрушку? А может быть, друга? На это музыка не даст нам точного ответа.

Эта пьеса — о горьких переживаниях ребёнка. Мы можем только почувствовать силу этих переживаний, и каждый из нас вспомнит что-нибудь грустное из своей жизни, и у каждого возникнет своя история.

Помните о психологической программности? Так вот это она и есть.

Пример 101 

Nicht schnell [Не быстро]   = 96

Мелодия начинается с самого высокого, кульминационного звука с необычным динамическим обозначением fp. Это означает, что самый первый звук нужно заострить, подчеркнуть — и сразу уйти на piano. Вся сила переживания сосредоточена в этом первом возгласе. Мелодия никнет, спускается всё ниже и ниже. А во втором предложении — снова горестный вскрик.

Эта пьеса также написана в простой двухчастной форме с включением, но материал здесь развивается и варьируется до самого конца, музыка всё глубже проникает в переживания маленького лирического героя.

В середине появляется щемящая полифоническая имитация первой фразы, а в конце включения вместо последней фразы звучит новая очень выразительная музыка — гармонически острые жалобные аккорды, прерывающиеся горестной паузой.

WWW

 послушать пьесу «Первая утрата» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

Совет

Кто-то из вас уже играл некоторые из этих пьес. Многое из шумановского «Альбома для юношества» вам ещё предстоит сыграть, когда вы станете старше. Там есть и очень сложные пьесы. Каждая миниатюра из этого сборника пробуждает вашу фантазию, делает вас «соавторами» великого композитора.

Р.Шуман «Альбом для юношества» | Живой журнал Методичка

Р. шуман «альбом для юношества»: история, содержание, интересные факты

Потапова М.В.

В 2010 году исполнилось 200 лет со дня рождения замечательного немецкого композитора и музыкального писателя Роберта Шумана. Немного своенравный, упрямый, но благородный, прекрасный, восторженный, крайне одаренный, духовно совершенствующийся композитор и писатель – так отзывались о Шумане его современники.

Как писатель и журналист еще при жизни он получил всеобщее признание, в то время как его музыкальные сочинения долго оставались неизвестными.

Для европейского искусства 19 века шумановская музыка была настоящим открытием. Он поражал своих поклонников удивительной изобретательностью и богатством находок.

В историю музыки Шуман вошел как мастер музыкального «портрета» и музыкального «рассказа».

          Творчество этого талантливого композитора–романтика представлено самыми разными музыкальными жанрами:

  • симфониями,
  • концертами,
  • произведениями для оркестра,
  • камерной музыкой,
  • песнями и вокальными циклами.

В центре творчества Шумана продолжительное время была фортепианная музыка. Фортепиано – любимый инструмент музыканта, с помощью которого он мог выражать свои чувства. Отличаясь фантастической работоспособностью, Шуман написал огромное количество фортепианной музыки:

  • сонаты,
  • вариации,
  • танцы,
  • фантазии,
  • фортепианные циклы: «Бабочки», «Карнавал», «Детские сцены», «Лесные сцены», «Венский карнавал», 12 симфонических этюдов и много другой замечательной музыки.

Самое известное фортепианное сочинение Роберта Шумана «Альбом для юношества», в котором перед нами открывается целый мир музыкальных картин. Альбом написан в 1848 году. К этому времени Шуман был главой большой семьи.

Своей старшей дочери Марии ко дню рождения композитор преподнес несколько нотных страничек. Это были небольшие фортепианные пьесы. Выучив их с дочерью, Шуман начал писать новые. Так появился «Альбом для юношества».

Сорок восемь фортепианных пьес – это рассказы о детях и для детей.

Прошло почти 169 лет, но и сейчас мы представляем себе «Смелого наездника», мчащегося в мечтах на горячем коне, и  таинственного «Деда Мороза» с мешком подарков, «Миньону» – девочку, танцующую на канате, заснеженный лес и легкие хлопья снега в пьесе «Зима».

Обратите внимание

Мелодия «Северной песни» – это тема монограмма, сложенная из букв, составляющих имя датского композитора-романтика Нильса Гаде. Рукопись альбома была обнаружена в 1954 году. В ней были пьесы позднее не вошедшие в альбом: «Колыбельная для Людвига», «Медвежий танец», «Ребус», «Игра в жмурки» и «Кукушка – невидимка».

Туда  же были включены и некоторые сочинения Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена и Шуберта. Первое название сборника «Рождественский альбом».

В настоящее время первое авторское издание «Альбома» находится в собрании дома–музея Шумана в Германии в г.Цвиккау. Одна из редакций «Альбома» принадлежит жене композитора, выдающейся пианистке Кларе Вик.

Скачать полностью

StarVocal.com

Р. шуман «альбом для юношества»: история, содержание, интересные факты

Самый задаваемый вопрос, который мы слышим: – С какого возраста нужно начинать заниматься музыкой?

  Если ответить коротко, то в одном и том же возрасте все дети ведут себя по разному. Если вы знаете, что ваш ребенок способен удерживать внимание в течение 10 минут, то он готов к занятиям. Можно начинать с короткого урока, постепенно увеличивая время.  Для более точной консультации вы может связаться с нами в разделе – Contacts

Для подробного ответа мы рекомендуем зайти в раздел Our Library и прочитать статью, которая так и называется С какого возраста нужно начинать занятия музыкой

Ваши занятия групповые или индивидуальные?

Наши занятия только индивидуальные. Программа составляется персонально под каждого студента, в зависимости от его возраста, способностей и задач, которые ставятся.

С уществуют ли отличия вашего метода воспитания вокалиста и музыканта от всем привычного метода музыкальных школ?

  Безусловно!  Главное отличие заключается в том, что наши занятия проходят в звукозаписывающих студиях, и уже с первого урока студент может слышать свои ошибки и успехи со стороны, доверяя педагогу.

   Конечно, мы не обходимся без гамм или ми-мэ-ма-мо-му, но основа наших занятий лежит в сфере развитие творческих способностей студента. Уже с первого урока он включается в создание проекта.

Пусть это будет запись песни или исполнение какой-либо пьесы, но уже с первых занятий наши студенты чувствуют ответственность за завершение этого, пусть маленького, но проекта.

По окончании которого он получает профессионально сделанный  компакт диск, который предназначен не только для часного прослушивания, на радость бабушкам и дедушкам, но как кре́дит в его музыкальном портфолио.

Важно

   Вторым большим отличием является то, что современных музыкантов учат в основном воспроизведению готового нотного текста.

   Нашей главной задачей является прежде всего научить студента музыкальному языку, умению свободно «говорить» и «видеть» музыку, а затем уже – воспроизведению нотного текста».

 Более подробно об этом можно прочитать  в нашей статье Основная ошибка в музыкальном образовании наших детей

Нужно ли начальное музыкальное образование для того, что бы учиться сочинять песни?

Петь, играть на инструменте и сочинять наши студенты начинают одновременно.

Где вы находитесь территориально?

Вы можете посмотреть нас на карте:              Staten Island    Brooklyn

Вы приходите к студентам на дом?

 Нет, наши занятия проходят только в студиях.

Могли бы вы рекомендовать учителя, который приходил бы к нам на дом?

 Да, я могу рекомендовать вам педагогов, приходящих на дом.

Сколько стоит занятие?

 Любое занятие стоит $50 за 60 минут или $25 за 30 минут. Первое консультативное занятие бесплатно.

Как записаться на первый урок?

Пожалуйста зайдите в раздел  Contacts

Контрольная работа по предмету Теоретические основы музыки Роберт Шуман- Альбом для юношества Сканд

Р. шуман «альбом для юношества»: история, содержание, интересные факты

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Учреждение образования Белорусский Государственный педагогический университет им. М. Танка

Факультет эстетического образования

Контрольная работа по предмету «Теоретические основы музыки»

Роберт Шуман: «Альбом для юношества» – «Скандинавская песня»

Выполнила:

Татаринчик Екатерина Олеговна (14 группа)

Минск 2013

Роберт Шуман – замечательный немецкий композитор, дирижёр, музыкальный критик, педагог, творивший в первой половине 19 в.

Важное качество его музыки – выдумка, но это – не народная фантастика, а как бы мир его души, видения, грезы, сильно индивидуализированная. Он был шибко одарен в области литературы. Писал романы, повести, а кроме того статьи в жанре новеллы, пьесы, писем, диалогов и другие произведения. Героями этих статей были очень необычные персонажи.

Шуман поддерживал все лучшее в искусстве: изначально заговорил о Шопене, поддержал Берлиоза, писал статьи о Бетховене. Последней его статьей была статья о Брамсе.

Совет

Творчество Шумана связано с немецкой романтической литературой. Его милый стихотворец – Жанн Поль (настоящая фамилия – Рихтер). Под впечатлением от произведений этого писателя была написана пьеса – 'Бабочки'.

Любил поэта Гофмана. Под влиянием его произведений была написана 'Крейслериана'. Большое воздействие оказал Гейне. На его стихи были написаны вокальные циклы – 'Круг песен' и 'Любовь поэта'.

Шуман любил применять в своих произведениях карнавал (потому как в нём присутствует смена персонажей). Музыкальный язык Шумана крайне тоненький. Связь с народной музыкой не очень тесная (как например у Шуберта). Нет явного примера. Мелодии больше декламационные. Усложняется гармонический язык. Фактура тонкая, мелодизированная и полифоническая. Ритм капризен, прихотлив.

Шуман написал немало произведений: 50 сборников пьес для фортепиано, вариации на тему Абегг, 'Бабочки', 'Карнавал', симфонии, этюды, танцы, фантастические пьесы, 'Крейслериана', 'Венский карнавал', новеллетты и др.

, 3 сонаты для фортепиано, больше 200 песен, вокальные циклы: 'Любовь поэта', 'Круг песен' на Гейне, 'Круг песен' на вирши Эйхендорфа, испанские любовные песни, 4 симфонии, концерты для фортепиано, виолончели и скрипки с оркестром, концерт Штюк для 4-х валторн с оркестром, 3 струнных квартета, фортепианный квартет, фортепианный квинтет, 3 фортепианных трио, 2 сонаты для скрипки, другие камерные ансамбли, оратория 'Рай и Перри', опера 'Геновева', музыка к драматическим спектаклям, возле 200 критических статей – избранные статьи о музыке и музыкантах.

Альбом для юношества – «Скандинавская песня»

Основное творческое наследие Шумана – это его сочинения для фортепиано. «Альбом для юношества» ор.68, написанный и изданный в 1848 году, и до настоящего времени служит образцом, далеко выходит за рамки просто музыки для детей.  История создания «Альбома для юношества» тесно связана с личным, отцовским музыкально-воспитательным опытом Шумана.

К 1 сентября 1848 года, дню рождения старшей дочери Марии, которой исполнялось семь лет, была создана небольшая тетрадь фортепианных пьес, ставшая прообразом «Альбома для юношества».

В своем дневнике жена композитора Клара Шуман писала: «Пьесы, которые дети обычно разучивают на уроках фортепиано, так плохи, что Роберту пришла мысль сочинить и издать тетрадь пьесок (вроде альбома) исключительно для детей».

Помимо нотного материала, рукопись «Альбома» включала в себя наставления юным музыкантам, впоследствии превратившиеся в «Жизненные правила для музыкантов», соблюдать которые композитор призывал будущих музыкантов.

Обратите внимание

Первое издание сочинения, выпущенное в свет в середине декабря 1848 года, было озаглавлено «40 фортепианных пьес для юношества Роберта Шумана ор.68». Заголовок же «Альбом для юношества» был дан третьему, расширенному изданию. Успеху первого издания Альбома для юношества Шумана немало способствовал и его титульный лист, оформленный известным немецким художником, профессором Дрезденской Академии художеств Людвигом Рихтером.

Из всех 43 пьес «Альбома для юношества» остановимся на «Скандинавской песне».

Всякая музыкальная пьеса (а тем более произведение великого композитора) – это не просто мелодия, гармония, удобная аппликатура, внимательно продуманные соотношения звуков и т. д.

В музыкальном сочинении таится поистине безграничное содержание, в нём скрыты обстоятельства жизни композитора и его чувства, внутренние переживания.

В сущности уже несколько тактов могут вместить в  себя целый мир.

По содержанию «Скандинавская песня»  степенная, размеренная. Ровная аккордовая фактура этой пьесы ярко раскрывает образ неспешной жизни народа Скандинавии. Ритмичные и мерно сменяющиеся аккорды точно отражают «ход времени», неспешные, ровные мысли композитора. Также это подчёркивает умеренный метро-ритм и использование крупных длительностей.

Часто встречается пунктирный ритм, что создаёт впечатление своеобразного рассказа. Используется тембр среднего регистра.

Форма произведения – двухчастная с репризным включением. Самым ярким моментом в песне является начало второй части (кульминация). 2ч. (в отличие от 1-ой) динамически разнообразна. Яркое форте сменяется глубоким пиано в окончании и далее следует репризное повторение.

  В пьесе нет сюжета, это музыкальная зарисовка. Но у музыкальных картин есть особенность: они могут изменяться во времени. Музыкальную картину можно сравнить не только с живописью, но и с постоянно движущимися кинокадрами.      

На мой взгляд в песне рисуются картины прекрасных пейзажей Скандинавии. Но прежде всего, в музыкальных пейзажах, Шумана интересовали воплощение человеческих чувств. Образы природы Шумана – это в сущности лишь иные формы выражения внутреннего мира художника.          

Список произведений Шумана

Р. шуман «альбом для юношества»: история, содержание, интересные факты

Список не претендует на полный охват творческого насле­дия композитора, а включает лишь наиболее значительные сочинения.

Фортепианные произведения (всего около 50 сборников и пьес)

Сольные

Вариации «Аbegg» ор. 1 (1830) «Бабочки» ор. 2 (1829—1831) Токката ор. 7 (1833) «Карнавал» ор. 9 (1834—1835) «Симфонические этюды» ор. 13 (1834, 2-я редакция — 1852) «Танцы давидсбюндлеров» ор. 6 (1837, 2-я редакция — 1850) «Фантастические пьесы» ор. 12 (1837) «Детские сцены» ор.

15 (1838) «Крейслериана» ор. 16 (1838, 2-я редакция — 1850) Новеллетты ор. 21 (1838) «Венский карнавал» ор. 26 (1839) «Арабески» ор. 18 (1839) «Ночные пьесы» ор. 23 (1839) 3 романса ор. 28 (1839) Юмореска ор. 20 (1839) Этюды для фортепиано по Каприсам Паганини ор.

3 (1832) Концертные этюды по Каприсам Паганини ор. 10 (1833) «Альбом для юношества» ор. 68 (1848) «Лесные сцены» ор. 82 (1848—1849) «Листки из альбома» ор. 124 (1832—1845, опубл. 1854) «Пестрые листки» ор. 99 Первая соната fis-moll ор. 11 (1833—1835) Вторая соната g-moll ор.

22 (1833—1838) Третья соната f-moll ор. 14 (1835, 2-я редакция — 1853)

Фантазия С-dur ор. 17 (1836) и другие

Дуэты

Важно

Andante и вариации для фортепиано ор. 46 (1843) «Картинки с Востока» ор. 66 (1848) «Бальные сцены» ор. 109 (1851)

«20 пьес для маленьких и больших детей» ор. 85 (1849)

Вокальные произведения (более 200 песен)

«Круг песен» на текст Гейне ор. 24 (1840) «Мирты» ор. 25 (1840) «Круг песен» на тексты Эйхендорфа ор. 39 (1840) «Любовь и жизнь женщины» на текст Шамиссо ор. 42 (1840) «Любовь поэта» на текст Гейне ор. 48 (1840) «Испанские любовные песни» на тексты Гейбеля ор. 138 (1849) Песни из «Вильгельма Мейстера» на тексты Гёте ор. 98 а (1849)

Песенный альбом для юношества ор. 79 (1849)

Симфонические произведения

Симфонии

Первая B-dur «Весенняя» ор. 38 (1841) Вторая C-dur op. 61 (1846) Третья Es-dur «Рейнская» op. 97 (1850)

Четвертая d-moll op. 120 (1841, 2-я редакция — 1851)

Концерты

Концерт для фортепиано с оркестром a-moll op. 54 (1841—1845) Интродукция и Allegro appassionato (Концертштюк для фортепиано с оркестром) G-dur op.

92 (1849) Концертштюк для 4-х валторн и оркестра F-dur op. 86 (1849) Концерт для виолончели с оркестром a-moll op.

129 (1850) Концерт для скрипки с оркестром d-moll (1853) Концертное allegro с интродукцией для фортепиано с оркестром d-moll op. 134 (1853)

Фантазия для скрипки с оркестром C-dur op. 131 (1853, опубл. 1937)

Камерно-инструментальные произведения (всего 25)

3 струнных квартета ор. 41 (1842); первый a-moll; второй F-dur; третий A-dur Фортепианный квинтет Es-dur ор. 44 (1842) Фортепианный квартет Es-dur ор. 47 (1842) Фортепианное трио d-moll ор. 63 (1847) Фортепианное трио F-dur ор.

80 (1849) Фортепианное трио g-moll ор. НО (1851) Соната для скрипки и фортепиано a-moll ор. 105 (1851) Соната для скрипки и фортепиано d-moll ор. 121 (1851) 3 романса для гобоя и фортепиано ор.

94 (1849) «Фантастические пьесы» для фортепиано, скрипки и виолончели ор. 88 (184І)

«Фантастические пьесы» для квартета и фортепиано ор. 73 (1849)

Драматические и хоровые произведения (всего 15)

«Геновева», опера ор. 81 (1848) «Манфред», музыка к драматической поэме Байрона ор. 115 (1849) Сцены из «Фауста» Гёте ор. 148 (1844—1853) «Раи и Пери», оратория на текст Мура ор. 50 (1843) «Странствие Розы» на текст Хорна ор. 112 (1851) «Сын короля» на текст Уланда ор. 116 (1851) «О паже и королевской дочери» на текст Гейбеля ор. 140 (1852)

Около 120 вокальных ансамблей, в том числе: 3 мужских ансамбля на тексты революционных поэтов 1849 г.

Литературные и критические труды

Около 200 критических статей, в том числе: «Избранные статьи о музыке и музыкантах» (1852, опуб. 1891)

Жизненные Правила Для Музыкантов.Роберт Шуман

Р. шуман «альбом для юношества»: история, содержание, интересные факты

Жизненные Правила Для Музыкантов (или как стать профессионалом)

Роберт Шуман (1850) Прошло чуть более 150 лет с тех пор, как появилось одно из самых популярных сочинений великого немецкогокомпозитора-романтика Роберта Шумана — «Альбом для юношества».

  • Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.
  • Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.
  • Изобрели так называемую «немую клавиатуру»; попробуй немного поиграть на ней, чтобы убедиться в ее полной непригодности. Немые не могут научить говорить.
  • Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!
  • Изучи как можно раньше основные законы гармонии.
  • Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.
  • Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.
  • Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.
  • Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.
  • Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.
  • Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.
  • Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.
  • Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.
  • Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.
  • Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не принуждай себя к дальнейшему труду. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.
  • Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.
  • На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.
  • Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.
  • Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.
  • Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.
  • Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.
  • Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.
  • Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.
  • Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов.
  • Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы.
  • Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.
  • Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом.
  • Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно.
  • Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам.
  • Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.
  • Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.
  • Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.
  • Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.
  • Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.
  • Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу.
  • У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.
  • Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.
  • Изучение истории музыки, подкрепляемое живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего, излечит тебя от самомнения и тщеславия.
  • Исследование Тибо «О чистоте стиля в музыке» — прекрасная книга. Когда ты станешь старше, читай ее.
  • Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на органе, войди и слушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие руки на клавишах этого инструмента и удивляйся могуществу нашего искусства.
  • Не упускай случая поупражняться на органе; нет инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении.
  • Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта.
  • Но что, значит, быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, — остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, — словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.
  • Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость — дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром.
  • Изучай с юных лет пределы и свойства человеческого голоса в его четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.
  • Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.
  • Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.
  • Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.
  • Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.
  • Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.
  • Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.
  • В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области профессионального искусства или создано только для дилетантского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!
  • «Мелодия» — боевой клич дилетантов, и действительно, музыка без мелодии —не музыка. Пойми, однако, что они имеют в виду: они признают лишь мелодию, легко воспринимаемую, ритмически привлекательную. Но ведь есть и другие, иного склада, и где бы ты ни раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, на тебя глядит тысяча мелодий различных видов; убогое же однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий, надо надеяться, скоро наскучит.
  • Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше — значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание… Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.
  • Когда ты начнешь сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, — она так же подействует и на других.
  • Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь, как зачарованный, сидеть за инструментом, пытаясь в гармониях излить свое внутреннее я, и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя как бы вовлеченным в магический круг, чем менее ясным будет для тебя еще в это время царство гармонии. Это будут самые счастливые часы твоей юности.
  • Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который соблазняет тебя тратить силы и время на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Итак, больше сочиняй, чем фантазируй.
  • Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность.
  • Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.
  • Из фунта металла, стоящего несколько грошей, можно сделать тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни тысяч раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй добросовестно.
  • Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.
  • Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.
  • Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным станет и содержание. Быть может, только гений понимает гения до конца.
  • Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить.
  • Ученью нет конца.

Попова О.В. «Альбом для юношества» Р.Шуман /тематическое занятие/

Р. шуман «альбом для юношества»: история, содержание, интересные факты

Библиографическая ссылка на статью:
Попова О.В. «Альбом для юношества» Р.Шуман /тематическое занятие/ // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3906 (дата обращения: 07.02.2019).

«Альбом для юношества»

Р.Шуман

/тематическое  занятие/

Задачи: Познакомить детей с музыкой Р.Шумана «Альбом для юношества». Учить детей слышать трёхчастную форму музыкального произведения и схематично выкладывать её.

Продолжать учить детей исполнять пьесы в коллективе, соблюдая ритм, темп музыкального произведения. Продолжать учить детей давать характеристику произведению, развивать словарный запас детей.

Учить сопоставлять услышанную пьесу с литературным (поэтическим словом). Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость на услышанную музыку.

Материал: Ноты книги «Альбом для юношества»; фонограмма «Весёлый крестьянин»; цветные полоски, для выкладывания схемы; музыкальные инструменты для оркестровки; репродукция картины А. Остерлинда «Дети, играющие летом на ферме»; иллюстрации с изображением Деда Мороза.

Ход занятия: Дети входят в зал и встают врассыпную по залу. Музыкальный руководитель нараспев здоровается с детьми. Дети отвечают каждый своей песенкой. На мольберте стоит портрет Р.Шумана

Муз. рук: Ребята, скажите, кто пишет книги? (ответы детей). Сегодня я вас познакомлю с необычной книгой, она – музыкальная, её сочинил композитор. Посмотрите на его портрет (показываю книгу) и скажите, кто её автор (дети называют композитора).

Правильно ребята, это композитор Роберт Шуман. Он сочинил пьесы для детей, чтобы они могли играть, и собрал их в один сборник, а назвал его «Альбом для юношества».

Совет

Кто мне скажет, какой русский композитор так же издал книгу для детей? (дети называют композитора П.И.Чайковский «Детский альбом»). Правильно. Давайте перевернём страницы нашего альбома и послушаем оттуда пьесы, а для того, что бы было интересно, я буду загадывать вам музыкальные загадки. И так первая загадка.

Исполняется отрывок из пьесы «Смелый наездник», дети отгадывают произведение.

Муз. рук: Правильно догадались. А теперь я хочу дать вам задание. Вы послушаете произведение полностью и ответьте мне, сколько частей в нём. Перед вами лежат конверты с полосками, по окончании пьесы вы выложите, эти части. Обратите внимание, все ли части пьесы одинаковы. Если нет, отметьте их своим цветом.

Дети слушают пьесу и схематично выкладывают звучание частей. Музыкальный руководитель просит объяснить детей, почему они выложили именно так, а не иначе.

Муз. рук: А теперь следующая моя загадка (исполняется  отрывок пьесы «Весёлый крестьянин», дети называют произведение). Дети, посмотрите, какую репродукцию картины я приготовила для вас (показываю картину А.

Остерлинда «Дети, играющие летом на ферме».)   Кто скажет, какой характер у этой картины? (ответы детей: радостный, яркий, мажорный, светлый.) Я хочу вам предложить, чтобы вы также весело, радостно сыграли её нашим оркестром.

Возьмите инструменты, на которых вы будите играть, а я буду вам дирижировать.

Исполняется пьеса «Весёлый крестьянин».

Муз.рук: Ребята, скажите, какое, время года следует за осенью? (ответы детей). А какой самый весёлый и загадочный праздник отмечаем мы в это время года? Наверное, вы знаете, кто главный герой праздника? (ответы детей).

Сегодня мы с вами послушаем новое произведение Р.Шумана, которое называется «Дед Мороз», но сначала послушайте, я прочту вам два стихотворения. Скажите,  как поэт описал Деда Мороза в каждом из этих стихотворений. (муз. рук.

читает два стихотворения, в которых Дед Мороз разный по характеру. Дети отвечают)

Муз. рук: А теперь послушайте произведение Р.Шумана «Дед Мороз» и скажите, какое стихотворение подходит к этому произведению (дети слушают пьесу и отвечают на вопрос). А теперь посмотрите на иллюстрации к стихам о Деде Морозе. Как вы думаете, какая иллюстрация подходит к услышанному произведению (дети слушают ещё раз и выбирают иллюстрацию).

Муз. рук: И так, сегодня вы познакомились с музыкальной книгой, вспомните и назовите автора и название этой книги. (дети отвечают).

Я думаю, что вам понравилась музыка этого композитора и вы запомнили их названия (дети называют пьесы). А, может быть, кто-то из вас вспомнит название пьес из «Детского альбома» П.И.

Чайковского (дети называют), а теперь мы с вами должны проститься, но каждый своей песенкой (дети прощаются и уходят из зала).

Библиографический список

  • Ноты книги «Альбом для юношества»; фонограмма «Весёлый крестьянин»; цветные полоски, для выкладывания схемы; музыкальные инструменты для оркестровки; репродукция картины А. Остерлинда «Дети, играющие летом на ферме»; иллюстрации с изображением Деда Мороза.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Оцените статью
    Просто о технологиях
    Добавить комментарии

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: