Р. шуман «детские сцены»: история, содержание, интересные факты

Роберт Шуман. Детские сцены

Р. шуман «детские сцены»: история, содержание, интересные факты

?barucaba (barucaba) wrote,
2013-11-22 16:52:00barucaba
barucaba
2013-11-22 16:52:00Categories:

Центральное место в творчестве Шумана занимают фортепианные циклы.

Каждый из них, как будто маленькая энциклопедия шумановского фортепианного стиля, где блестящие бравурные пьесы сменяются проникновенными лирическими миниатюрами. Детские сцены — взгляд взрослого на трогательный мир ребенка с его страхами, переживаниями и радостями.Пьесы из этого цикла входят в репертуар учащихся музыкальных учебных заведений.

Однако высокая художественная ценность  делает их привлекательными и для зрелых музыкантов, которые нередко включают их в свои сольные концерты.

Детские сцены, опус 15, написаны уже многоопытным автором, создавшим к тому времени большую часть своих композиций для фортепиано. История возникновения этого сочинения изложена в письме Шумана его жене Кларе от 17 марта 1838 г.

: «Я узнал, что фантазию ничто так не окрыляет, как напряжение и тоска по чему-нибудь; именно так было со мною в последние дни, когда я ждал твоего письма и насочинял целые тома — странного, безумного, очень веселого — ты широко откроешь глаза, когда сыграешь это; вообще, я способен сейчас порою разорваться на куски от звучащей [во мне] музыки. — И не забыть бы мне все, что я сочинил.

Обратите внимание

То был словно отзвук слов, которые ты мне как-то написала: „Порою я могу показаться тебе ребенком“, — короче говоря, я был поистине окрылен и написал тридцать маленьких забавных вещей, из которых отобрал около двенадцати и назвал Детскими сценами. Ты обрадуешься им, но, конечно, должна будешь забыть о себе как о виртуозе.

Там такие названия, как Пугание, У камина, Игра в жмурки, Просящее дитя, Верхом на палочке, О чужих странах, Забавная история и т. д., чего там только нет! В общем, там все очевидно, и к тому же все пьесы легко напевать».

Отсылая готовое сочинение издателю Р. Хертелю, Шуман писал в сопроводительном письме: «Прилагаемые Детские сцены я поручаю Вашему благосклонному вниманию; они были задуманы как начало Новеллетт, но я нахожу более подходящим, чтобы они вышли в виде отдельной тетради, где, пожалуй, составят десять–одиннадцать досок.

Теперь мне хотелось бы сделать одно предложение. По-моему, эти маленькие пьесы весьма подходят для подарка, хотя бы по их содержанию, а кроме того, они легки и доступны для всех.

Мне было бы приятно, если бы Вы награвировали Детские сцены так же, как Ваш альбом [1838], это до некоторой степени подошло бы к характеру музыки».Детские сцены впервые вышли из печати в лейпцигском издательстве «Брейткопф и Хертель» в 1839 г.

Несмотря на стремление издателей выполнить авторские пожелания, издание все же не было лишено недостатков, что явствует из письма Шумана Хертелю от 2 марта 1839 г.: «Не могу и сказать Вам, как порадовали меня Детские сцены. Это самое приятное из всего, что мне попадалось среди музыкальных изданий.

Примите за это мою глубокую благодарность и пожелание, чтобы Ваши усилия были вознаграждены. Как я боялся опечаток, и все же так оно и получилось, чему виной плохая рукопись. Будьте добры, используйте прилагаемый корректурный лист для ближайшего издания!».

По-видимому, Детские сцены были для Шумана одним из самых любимых его произведений. Он неоднократно и с неизменной теплотой упоминал этот цикл в письмах. У Шумана с ним связаны многие светлые воспоминания, что отчетливо проступает в самом тоне писем: «Детские сцены…

Важно

кроткие и нежные, и счастливые — как наше будущее», — признавался Шуман Кларе; «Детские сцены будут, пожалуй, готовы до твоего приезда; я их очень люблю и произвожу большое впечатление, когда проигрываю их, — преимущественно для себя самого», — писал Шуман Кларе во время долгой разлуки.

«Никогда еще я не сочинял с такой сердечной полнотой, как в последнее время», — так характеризовал этот период своего творчества Шуман и в качестве примера привел «Детские сцены, созданные взрослым и очень доступные для детей».

Интересно, что Детские сцены служат для Шумана аргументом в споре с Кларой о природе романтизма: «Романтическое заключается ведь не во внешних очертаниях или в формах, оно и без того проявится, если композитор по природе своей поэт.

За фортепиано и на примере некоторых Детских сцен я хочу тебе это доказать лучше»; они же фигурируют в качестве примера первичности музыкальных образов над прочими в процессе создания программных произведений: «Все нескладное, громоздкое далось мне, однако, не так легко, как об этом писал Рельштаб по поводу моих Детских сцен.

Он, видимо, думает, что сначала я воображаю себе кричащее дитя, а затем подыскиваю звуки. Совсем наоборот.

Я, правда, не отрицаю, что некоторые детские головки мелькали предо мною, когда я сочинял, но названия возникали, конечно, позднее и, в сущности, являются не чем иным, как деликатными указаниями, которые предназначены для исполнения и толкования».

Шуман неоднократно подчеркивал, что Детские сцены — это «обращение взрослых к прошлому и предназначены для взрослых».

Детская классическая музыка: история появления

Р. шуман «детские сцены»: история, содержание, интересные факты

Знакомство с культурой дети чаще всего начинают с детской литературы: в ней и слово, и изображение адаптированы специально для юных читателей. Но существует ли классическая детская музыка? Портал «Культура.РФ» рассказывает, какие композиторы первыми стали писать музыку о детях и для детей.

Как появилась детская музыка

Внутренний мир ребенка существенно отличается от внутреннего мира взрослого человека. А значит, и музыка, создающаяся для детей, должна не только быть ясной по структуре и несложной в исполнении, но и иметь особый круг образов, близкий и понятный детям.

И потому музыка «детских альбомов» самых разных композиторов, как правило, посвящена тому, чем живут дети каждый день своей жизни: играм и забавам, сказкам и страшилкам, реальным людям и вымышленным персонажам.

Помимо этого, подобно детской литературе, детская музыка призвана рассказать детям о добре и справедливости, расширять их кругозор, учить их глубоко чувствовать и выражать разные эмоции.

Совет

Николай Богданов-Бельский. Дети за пианино (фрагмент). 1918. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На тот факт, что музыка для детей, должна сочиняться иначе, чем произведения для взрослых, композиторы обратили внимание лишь в середине XIX века.

До этого существовал лишь некоторый педагогический репертуар, включавший пьесы для начинающих музыкантов, которые вовсе не обязательно должны были быть детьми.

Например, знаменитую «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах», менуэты и полонезы из которой входят сейчас в обязательный репертуар детских музыкальных школ, Иоганн Себастьян Бах составил для своей второй жены, которая была на тот момент вполне взрослой девушкой.

Фактически детская музыка началась с «Альбома для юношества» («Album für die Jugend», 1843) Роберта Шумана (1810–1856). Из двух его тетрадей только первая содержит музыку для детей.

Она так и называется — «Для младшего возраста» — и до сих пор пользуется любовью музыкальных педагогов.

Пьесы из второй части альбома, «Для старшего возраста», не стали так популярны, потому что были одновременно слишком сложны для детей и слишком просты для юных музыкантов постарше.

«Детский альбом» Чайковского

«Детский альбом» (1878) Петра Чайковского, написанный, как указано на титульном листе, «в подражание Шуману», стал не просто следующей ступенью в развитии детской музыки, но и непревзойденной до сих пор вершиной этого жанра.

«Подражание» Шуману выразилось не столько в звучании музыки этого альбома, сколько в самой идее сборника пьес, предназначенных для детей, и в использовании похожих образов: игра в солдатики («Солдатский марш» у Шумана и «Марш деревянных солдатиков» у Чайковского), игрушечная лошадка («Смелый наездник» и «Игра в лошадки»), страшилки («Дед Мороз» и «Баба-яга»), люди из народа («Веселый крестьянин, возвращающийся с работы домой» и «Мужик на гармонике играет»), церковная тема («Хорал» и «В церкви») и многие другие.

Роберт Шуман, «Смелый наездник». Исполняет Виталина Ефремова

Петр Ильич Чайковский, «Игра в лошадки». Исполняет Денис Кириллов

В отличие от «Альбома для юношества» Шумана, «Детский альбом» Чайковского был настоящим циклом, пьесы которого объединены даже некоторым внутренним сюжетом. В «Детском альбоме» описан один день из жизни ребенка из семьи того круга, к которому принадлежал сам Чайковский.

Он начинается с молитвы («Утренняя молитва») и заканчивается доносящимся из храма пением («В церкви»). В нем есть и близкие люди («Мама», «Нянина сказка»), и любимые забавы («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»), и мечты и воспоминания («Сладкая грезы», «Песня жаворонка», «Шарманщик поет»).

Особое место в «Детском альбоме» занимают внутренние мини-циклы: сюита танцев («Вальс», «Мазурка», «Полька»), сюита песенок и сюжет про куклу.

Обратите внимание

Играя в игрушки, ребенок отчасти играет во взрослую жизнь. Он уже знает, что люди болеют и даже умирают. В пьесе «Болезнь куклы», пожалуй самой знаменитой из всего альбома, Чайковскому удалось всего в нескольких нотах передать печаль.

А следующие за ней «Похороны куклы» перекликаются с «Траурным маршем на смерть героя» из 12-й фортепианной сонаты Людвига ван Бетховена.

Пьеса «Новая кукла», завершающая этот мини-цикл, не просто отражает радость ребенка по поводу подаренной игрушки, но и таит в себе философскую идею о круговороте жизни и даже назидание: все бывает, все проходит, радуйся настоящему.

О детях и для детей

Линию «детских альбомов» продолжили «Бирюльки» (1900) Самуила Майкапара, «Детский альбом» (1923) Александра Гречанинова, «Детская музыка» (1935) Сергея Прокофьева и другие. Пьесы из этих сборников идеально отвечают требованиям детской музыки: структурная ясность, несложность для исполнения и «детский» круг образов, — и потому их активно разучивают в музыкальных школах.

Самуил Майкапар, «Пастушок» из цикла «Бирюльки». Исполняет Мария Куницына

Сергей Прокофьев, «Сказочка» из сборника «Детская музыка». Исполняет Тихон Сильвестров

Помимо детской музыки, предназначенной для самостоятельного исполнения детьми, существует еще ряд произведений, написанных для детского слушания, притом что сами дети вряд ли в состоянии исполнить их должным образом.

Это сюиты «Детские игры» («Jeux d’enfants», 1871) Жоржа Бизе и «Детский уголок» («Children’s Corner», 1908) Клода Дебюсси, сказки Сергея Прокофьева «Гадкий утенок» (1914) на текст Ханса Кристиана Андерсена и «Петя и волк» (1936), задуманная как детский путеводитель по инструментам симфонического оркестра.

Существует и музыка «взрослым о детях»: фортепианный цикл «Детские сцены» («Kinderszenen», 1838) Роберта Шумана, вокальный цикл «Детская» (1873) Модеста Мусоргского, «Три детские сценки» (1926) Александра Мосолова и другие произведения. В них дети выступают уже не как целевая аудитория, а как один из характерных образов или тем взрослого искусства. Сами дети уже не в состоянии не то что сыграть такую музыку, но и порой даже понять ее смысл.

Шуман. Фортепианное творчество (Piano music)

Р. шуман «детские сцены»: история, содержание, интересные факты

Фортепиано — основа музыки Шумана. Наиболее яркое и ценное создано им для этого инструмента; вокальное творчество невозможно представить без широко развитой фортепианной партии; в лучших камерных сочинениях, таких, как квинтет ор. 44 или квартет Es-dur, фортепиано выполняет ответственную задачу, на нем собственно зиждется здание всего ансамбля.

У Шумана — фортепианного композитора — немало предшественников, в творчестве которых разрабатывались те или иные элементы нового романтического фортепианного стиля. Несомненное влияние оказали на него поздние бетховенские сонаты. Но Шуман, как и Шопен, принадлежал к числу художников, являвшихся создателями нового стиля; к формированию его они шли своими, особыми путями.

  • Шуман — лучшее в интернет-магазине OZON.ru →

Ранние сочинения

Первые из напечатанных произведений Шумана, над которыми он работал почти одновременно, — вариации «Abegg», «Бабочки», Токката — уже достаточно ясно демонстрируют самобытность Шумана, указывают линию развития и направление творческих мыслей.

Знаменательно, что даже первые самостоятельные пьесы Шумана не принадлежат к выработанным многолетней практикой музыкальным жанрам, с которых обычно начинало свой путь большинство музыкантов.

Шуман сразу обратил на себя внимание произведениями тех жанров фортепианной музыки, которые получили права гражданства уже в искусстве зрелого романтизма.

Важно

Это цикл миниатюр («Бабочки»), возрожденные старинные импровизационные формы (Токката), романтически новое преломление классических вариаций («Abegg»).

Токката ор. 7 стоит несколько особняком в творчестве Шумана. Исключительно трудная по своей фортепианной технике, она может служить образцом великолепного виртуозного стиля. Шумановская Токката — камень преткновения для самых блестящих пианистов-виртуозов; но именно виртуозный стиль Токкаты составляет исключение в творчестве Шумана.

Вариации «Abegg», несмотря на некоторую салонность и внешнее изящество орнаментальной техники, оказались первыми в ряду сочинений подобного рода, ибо сама форма вариаций и метод вариационного развития органичны для Шумана. Вариационность используется Шуманом часто и многообразно.

Иногда это прием развития внутри произведения (например, в сонате fis-moll или в Концерте a-moll), иногда, как в «Карнавале», вариационность сводится к интонационной связи между тематически самостоятельными построениями.

Среди вариационных сочинений есть подлинный шедевр фортепианной музыки — это «Этюды в форме вариаций» или «Симфонические этюды» ор. 13 (1837).

Циклы миниатюр

«Бабочки», «Карнавал», «Танцы давидсбюндлеров», «Крейслериана», «Фантастические пьесы», «Детские сцены» — эти произведения и многие другие формируются в единый цикл в виде цепи обособленных, но взаимно связанных миниатюр.

В некоторых случаях они вырастают до степени самостоятельных пьес, как, например, в «Фантастических пьесах», «Лесных сценах».

В иных же случаях смена и последовательность эпизодов настолько взаимообусловлены, что исполнение отдельных миниатюр невозможно без того, чтобы не нарушить цельность всего произведения.

Соотношения отдельных построений цикла самые разнообразные.

Это может быть принцип различного рода контрастов, как в «Крейслериане» или в «Фантастических пьесах»; варьирования — в «Симфонических этюдах», отчасти в «Карнавале», и даже сюжетного объединения, к которому приближаются «Бабочки», «Танцы давидсбюндлеров» и тот же «Карнавал»; встречается и сочетание всех перечисленных принципов и еще других, примером чему может опять-таки служить «Карнавал».

Шумановские циклические формы — явление новое и оригинальное, рожденное своеобразным складом музыкальных представлений и мышления композитора.

Острое впечатление от яркого художественного образа, бесконечного множества его оттенков, или же неподчиняющиеся логическому развитию изменчивые «движения души» — все это нуждалось в гибких, податливых формах, способных быстро зафиксировать одно состояние с тем, чтобы немедленно запечатлеть другое, иногда прямо противоположное.

Циклические произведения, вырастающие из последования небольших замкнутых пьес, звеньев одной цепи, оказались для Шумана той формой, в которой он с ничем не стесняемой свободой мог отдаваться своей безмерно богатой и смелой фантазии.

Несмотря на типично романтический характер подобных форм, никто из современников Шумана не применял их с таким постоянством. Шопен, не уступая Шуману в богатстве фантазии или в глубине содержания, тем более в новаторстве, только однажды использовал нечто подобное в цикле из 24 прелюдий.

Совет

Шуман сам понимал необычность форм своего творчества и писал по поводу «Карнавала», что если в нем «кое-что и может понравиться отдельным людям, то все же музыкальное настроение меняется здесь слишком часто для того, чтобы публика в целом, нерасположенная к таким поминутным переменам, могла за ними следовать».

В письме к Листу по поводу «Карнавала» Шуман высказывает примерно ту же мысль. Тем не менее, иначе Шуман писать не мог. Показательно, что в лучший период творчества Шуман, сознавая специфичность своего музыкального направления, сравнительно редко обращался к большим классическим формам.

Среди огромного количества фортепианных пьес — только три сонаты. Но и в них, так же как и в трехчастной Фантазии C-dur, проявляются те же принципы, что и в циклах миниатюр: яркие, порой внезапные контрасты и переходы, преобладание вариационного развития.

Стихия лирической импровизационности захватывает и эти сочинения и особенно ощущается в первой сонате fis-moll, «посвященной Кларе Флорестаном и Эвзебием».

Программность

Программность — вопрос, всегда возникающий при рассмотрении фортепианных сочинений Шумана, — характернейшая черта романтической эпохи.

Тенденция к программности вызвана стремлением композиторов-романтиков непосредственно выразить языком музыки конкретный замысел, образ, характер, сблизить музыку с другими искусствами, литературой, живописью.

Сложность отражаемых явлений, новизна выразительных средств и форм — все это требовало какого-то дополнительного «ключа», то есть авторских указаний, которые направляли бы внимание и помогли правильно осознать смысл произведения. Разные композиторы по-разному воплощали эту общую тенденцию.

Берлиоз, например, сам писал для своих симфоний развернутую программу, наподобие оперного либретто. У Листа произведения, навеянные образами мировой литературы, принимали их же названия. Например, «Фауст-симфония», «Сонеты Петрарки».

Шопен ограничивался определением жанра: ноктюрн, баллада, полонез, мазурка. Шуман придумывал характерное для данной пьесы название, указывающее на конкретное содержание, или выражал в заголовке общую поэтическую идею, замысел, настроение произведения. Таковы, например, заголовки «Порыв», «Вечер», «Отчего?», «Карнавал», «Арабески», «Вещая птица».

Интересны высказывания самого Шумана о программных обозначениях музыкальных произведений. «Говорят, что хорошая музыка в таких указаниях не нуждается, — пишет Шуман.

— Однако она нисколько не теряет от них в своем достоинстве, для композитора же это наиболее верный способ предотвратить явное искажение характера вещи.

Ведь пользуются же этим поэты, пытаются же они смысл всего стихотворения вложить в название, почему же музыканты не могут делать то же самое».

Шуман применяет программность по-разному.

Обратите внимание

В некоторых случаях он ограничивается одним общим названием для всего цикла миниатюр, например «Бабочки», «Крейслериана», «Юмореска», «Цветы»; иногда, не довольствуясь им, детализирует содержание произведения, сообщая каждой входящей в цикл миниатюре отдельный, индивидуальный заголовок. Это относится к «Карнавалу», «Фантастическим пьесам», «Лесным сценам». Бывают у Шумана такие названия, которые сами нуждаются в дополнительной расшифровке. Например: вариации «Abegg», тема ASCH для «Карнавала», «Бабочки».

«Abegg» так же, как и ASCH, не что иное, как комбинации букв, обозначающих определенные музыкальные звуки. В то же время Abegg — фамилия девушки, с которой Шуман познакомился в дни юности (Мета Абегг); Аш (ASCH) — название городка, где жила Эрнестина Фриккен — юношеское увлечение Шумана.

Происхождение наименования «Бабочки» несколько сложнее. Оно возникло под впечатлением прочитанной книги Жан Поля (Рихтера) «Мальчишеские годы».

(Сюжет романа Жан Поля — романтическая история любви двух братьев: Вальта и Вульта. Один из них — поэт, мечтательный и восторженный юноша, другой — музыкант, пламенный и гордый. Оба влюблены в девушку по имени Вина.

На шумном маскараде, где в танцевальном вихре проносятся причудливые маски, происходит объяснение, из которого Вульт узнает, что Вина любит его брата Вальта. Он решает покинуть город и, наигрывая на флейте прекрасные мелодии, удаляется навсегда, оставляя ничего не подозревающего брата и любимую девушку.

Последняя глава романа — собственно сцена маскарада — послужила конвой для шумановской пьесы. Маскарадность объясняет быструю смену коротких эпизодов, с контрастным чередованием танцевальной музыки со страстно лирической, передающей чувства героев, или фантастической, рисующей маскарадные маски.

В образах же Вульта и Вальта нетрудно распознать прототип шумановских давидсбюндлеров Флорестана и Эвзебия.)

Герой этого романа, изливая свои чувства, говорит: «Неужели же мне в действительности придется испытать романтическое, поэтическое чувство любви? О! я буду любить как никто, до смерти, до страдания!» — И дотоле омертвелый, по-зимнему окуклившийся мотылек далеко отбросил личину, взлетел и заколыхал влажными крылышками». Подобно тому, как из куколок разлетаются во все стороны мотыльки, так же стремительно вырываются музыкальные мысли из груди художника. Таков, по Шуману, действительный смысл этого названия.

Среди большого разнообразия претворенных Шуманом художественных замыслов можно условно выделить два направления или типа. Один — воплощение собственно лирики настроений, душевных состояний. Таковы многие из «Фантастических пьес», «Крейслериана», Фантазия C-dur, Юмореска.

Другой — это красочные картины жизни, схваченной в ее стремительном беге, ее нарядных праздничных формах, в стихии захватывающей и увлекающей танцевальности. Конечно, и этот мир мы видим глазами самого автора, ощущаем остроту его реакции, тонкую изысканность лирических переживаний, улавливаем мгновенья авторских раздумий, мечтаний.

Важно

Сюда относятся «Бабочки», «Венский карнавал» и, прежде всего, «Карнавал» — по новаторской смелости замысла и его воплощения — творение, единственное в своем роде.

В. Галацкая

Сочинения для фортепиано:

3 сонаты: ор. 11, 1835 ор. 22, 1835, новый финал — 1838

Большая соната, первоначальное название «Концерт без оркестра», ор. 14, 1836, 2-я редакция — 1853

3 сонаты для юношества (ор. 118, 1853)

Фантазия (ор. 17, 1838)

вариации и сюиты: Вариации на тему Абегг (Thème sur le nom Abegg, op. 1, 1830) Бабочки (Papillons, op. 2, 1831) Экспромты на тему Клары Вик. Тема и 10 вариаций (ор. 5, 1833; 2-я редакция — 1850) Танцы давидсбюндлеров (Die Davidsbündlertänze, 18 характерных пьес, op. 6, 1837)

Карнавал (Carnaval, Маленькие сцены, написанные на 4 ноты, ор. 9, 1835)

Симфонические этюды (12 Etudes symphoniques, op. 13, 1837; 2-я редакция под названием «Этюды в форме вариаций», 1852) Крейслериана (Kreisleriana, фантазии, ор. 16, 1838)

Юмореска (ор. 20, 1839)

сборники и отдельные пьесы: Этюды для фортепиано по каприсам Паганини (ор. 3, 1832) Интермеццо (Intermezzi, op. 4, 1832) Токката (op. 7, 1830; 2-я редакция — 1833) 6 концертных этюдов по каприсам Паганини (ор. 10, 1833)

Фантастические пьесы (Fantasiestücke, op. 12, 1837)

Детские сцены (Kinderszenen, op. 15, 1838) Арабеска (op. 1839) Blumenstück (op. 19, 1839) Новелетты (op. 21, 1838) Ночные пьесы (Nachtstücke, op. 23, 1839)

Венский карнавал (Faschingsschwank aus Wien, фантастические картины, ор. 26, 1839)

3 романса для фортепиано (op. 28, 1839) 4 фортепианные пьесы (ор. 32, 1839) Этюды для педального фортепиано (ор. 56, 1845) Эскизы для педального фортепиано (ор. 58, 1845) 6 фуг на имя BACH (для органа или педального фортепиано, ор. 60, 1845) Альбом для юношества (ор. 68, 1848) 4 фуги (ор. 72, 1845) 4 марша (ор. 76, 1849) Лесные сцены (Waldszenen, op. 82, 1849) Пёстрые листки (Bunte Blätter, op. 99, 1849) 3 фантастические пьесы (3 Fantasiestücke, op. 111, 1851) Листки из альбома (Albumblätter, op. 124, 1845) 7 пьес в форме фугетт (ор. 126, 1853) Утренние песни (Gesänge der Frühe, op. 133, 1853) Presto (g-moll, первоначальный финал из сонаты No. 2, 1835) скерцо (f-moll, первоначально скерцо для сонаты No. 3, 1836)

канон на тему песни «An Alexis send'ich dich»

для фортепиано в 4 руки: 8 полонезов (1828) Восточные картины (Bilder aus dem Osten, 6 экспромтов, ор. 66, 1848) 12 пьес для маленьких и больших детей (ор. 85, 1849) Бальные сцены (Ballszenen, op. 109, 1851)

Детский бал (Kinderball, op. 130, 1853)

для двух фортепиано:
Andante и вариации (ор. 46, 1843, в 1-й редакции для 2 фортепиано, 2 виолончелей и валторны)

Словарные статьи

Урок музыки на тему Роберт Шуман “Детские сцены”(3 класс)

Р. шуман «детские сцены»: история, содержание, интересные факты

Автор материала: Быченко Анастасия Николаевна

МБОУ «Гимназия № 152» г. Казани

Республика Татарстан

Открытый урок музыки

в 3 классе

по теме:

Роберт Шуман

«Детские сцены»

Подготовила: учитель музыки первой квалификационной категории

Быченко Анастасия Николаевна

Открытый урок по музыке

в 3 классе по теме:

Роберт Шуман «Детские сцены».

Цели: – Знакомство с творчеством Р.Шумана и его фортепианным циклом «Детские сцены».

Задачи: – Умение следить за развитием муз. образа на примере «Детских сцен».

-Развитие муз. воображения учащихся.

– Воспитание интереса и любви к музыке.

Оборудование и материалы: – презентация к уроку музыки.

– Музыкальные иллюстрации «Детских

сцен».

Методы: Беседа, слушание музыки, сравнение.

Ход урока:

  • Орг. Момент. (Музыкальное приветствие).

  • Ребята, сегодня на уроке я хочу познакомить вас с немецким композитором Робертом Шуманом, не случайно, т.к. 8 июня 2010 года музыкальный мир отмечал 200-летие со дня рождения великого композитора Роберта Шумана. Мне хочется, чтобы вы на примере его музыки, перенеслись в то время, когда жил и творил Шуман и познакомились с его музыкой.

  • Итак, Шумана называют композитором-романтиком, музыка которого очень живописна и может вызвать в нашем воображении очень яркие картины.

    Скажите, вам знакомо слово «романтик»? Кого мы обычно так называем?

    Ребята, романтики – это мечтатели, которые мечтают о необыкновенных вещах, которые обычным людям кажутся недоступными. А может среди вас есть романтики?

    А вообще, романтизм это целое направление в искусстве начала 19 века. Это и художники-романтики: Делакруа. Писатели: Гюго,

    Дюма. А в музыке это Шуман, Шопен, Г риг. В своей музыке эти композиторы на первый план обращаются к чувствам, эмоциям. Сейчас мы с вами перенесёмся в 19 век и послушаем как жил Шуман.

    Р. Шуман родился в г. Цвиккау в Германии. Он был 5 и последним ребёнком в семье. Он живо интересовался всем тем, что делалось вокруг. Занимаясь чем-нибудь, он часто пел: иногда и сам не знал, что за мелодии приходят ему в голову. Первый урок на фортепиано у него состоялся в 7 лет. У него было очень пылкое воображение. И

    когда к нему приходили друзья, то он «изображал» на рояле своих друзей. Получались замечательные музыкальные портреты и все сразу узнавали о ком идёт речь. Вот видите, несмотря на то, что он был ещё маленький, это были первые образцы изобразительности в музыке.

    Совет

    Роберт закончил гимназию, затем университет. Но должна вам сказать, что его жизнь была сплошная борьба.

    В молодые годы ему пришлось бороться за право заниматься музыкой, так как его мама хотела, чтобы он был юристом, ведь в то время профессия музыканта была не престижной. И в молодые годы он любил замечательную женщину дочь своего педагога Клару Викк.

    Но на пути их любви было много преград. И свои чувства, он выражал в своих произведениях, посвящённых Кларе Викк, часто она была их первой исполнительницей.

    Шуман был замечательным пианистом и в основном писал музыку для фортепиано. Много сочинений он посвятил детям, которых он очень любил.

    У него есть такие произведения для детей как «Карнавал», «Альбом для юношества», в который вошли такие пьесы как «Дед Мороз», «Весёлый крестьянин».

    Шуман мог звуками написать портрет, пейзаж, бытовую сценку так, что они становились маленькими историями большой жизни.

    Сегодня мы подробно поговорим о его цикле пьес «Детские сцены», в который вошли 13 пьес. Здесь можно услышать и «Горелки» и «Игру в лошадки», «Просьба ребёнка» и «Важное событие» и другие. То есть в этом цикле обрисованы игры и серьёзные занятия, их радости, огорчения. Я вас хочу познакомить с некоторыми из них.

    «Странная история».

    В жизни каждого из вас , иногда случается что-то необычное, интересное: или вы в 1 раз попали в цирк, вам всё кажется там необычным или вы смотрите мультфильм не о нашей жизни, а о жизни на других планетах.

    Обратите внимание

    Музыкой трудно передать сюжет, содержание этой необычной истории и поэтому каждый в ней видит свою необыкновенную историю. Вот послушайте, как видит эту историю Шуман. Заметьте, сколько здесь существует героев, образов.

    Слушание музыки: «Странная история».

    Итак, здесь 2 образа . 1 – энергичный, радостный, напоминает Марш деревянных солдатиков или может эта история приключилась с кем- то из сказочных персонажей.

    2 образ- мечтательный, лирический. Эти два образа чередуются друг с другом, так же как бывает смена настроений у детей.

    Все дети очень любят играть, Девочки играют с куклами. Они с ними разговаривают, гуляют. Мальчики играют с машинками,

    лошадками. Послушайте, как рассказывает об этом следующая пьеса «Игра в лошадки».

    Слушание музыки: «Игра в лошадки».

    «Пугало». Вы наверно, сразу все подумали, что это чучело, которое бывает на огороде и отпугивает птиц. А Шуман представляет его не как безжизненное существо, а как живого, и совсем не страшного. Заметьте, сколько здесь образов?

    Слушание музыки: «Пугало».

  • образ- мелодия здесь грустная, жалобная.

  • образ-другой , может быть здесь пугало следуя своему предназначению, хочет кого- то напугать.

  • «Грёзы». Сейчас я вам сыграю пьесу, а вы попробуйте сами дать название.

    Это «Грёзы»- лирические мечты.

    Какая по характеру эта музыка? Верно, светлая, прозрачная, мягкая. Крайние части – очень прозрачные, а серединка – в ней появляются тени. Это говорит нам о переживаниях человека, о несбыточности этих мечтаний. Но в конце мы возвращаемся в светлые мечты.

    И наконец, день ребёнка заканчивается и ребёнок засыпает. Следующее произведение так и называется «Ребёнок засыпает» – слушание музыки.

    Итак, у нас сегодня прозвучало много лирической музыки на уроке, и я бы хотела исполнить песню другого характера. Но перед этим мы поиграем в игру «Воронёнок», и «Как кричит крокодил», придумать ещё куплет к этой игре.

    А сейчас перейдём к вокальной части нашего урока и исполним песню «Кенгуру точка ру», «Мартышка».

    Сегодня мы познакомились с композитором Шуманом. Кто мне скажет, с каким фортепианным циклом мы сегодня познакомились? Какие мы слушали произведения? Домашнее задание вам будет: нарисовать рисунок одного из этих произведений.

    Оцените статью
    Просто о технологиях
    Добавить комментарии

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: