Самостоятельное обучение игре на гармошке

Как за одно занятие научиться играть на гармони по нотам?

Самостоятельное обучение игре на гармошке

Сами посудите, трудно ли назвать ноты через одну? Кто не знает со школы, что есть До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, …

Зачем так много повторов, спросите вы. А я спрошу, почему все, все без исключения, произнеся «До, Ми, Соль, Си», останавливаются.

Клавиатуру рояля видели? 88 клавиш, из них 52 белые, половину надо назвать, так это же не четыре ноты, а 26.

Но, даже подсматривая подсказку на клавиатуре рояля, все без исключения первый раз останавливаются на четырех. Что за наваждение? В школе так выдрессировали, что ли?

В прямом порядке назвали? А теперь в обратном. До, Ля, Фа… Быстрее, быстрее!

Со смекалистыми изучение порядка нот на первом и втором ряду кнопок правой клавиатуры гармони занимает от 50 секунд до 3 минут. Ведь эти нотки через одну и есть названия клавиш.

Моя гармонь для обучения подготовлена. Знаете, как? На верхней части клавиатуры заклеены треугольником бумажного скотча три кнопки — это ненужные пока ноты с диезами.

А нотки Фа и Соль второй октавы помечены пупырышками (это в моем случае контур для витражей, но могут быть разные варианты). Эта ФаСоль делит клавиатуру ровнехонько пополам. Сверху и снизу остается по пять кнопок в каждом ряду. Итого 4 сектора.

Ставим на каждый пять пальцев и называем. Все те же ноты через одну. Отсчитывая от Фа и от Соль с пупырышками, от верхнего и нижнего краев клавиатуры.

Убираем руки с клавиатуры, продолжаем тренировку в уме. Сектор (от 1 до 4) и номер пальца (от 1 до 5).

Беру табличку с 4 столбцами и 5 строками (или двузначными числами 11, 12, 13, 14, 21, 22, 23, 24, 31, 32, 33, 34, 41, 42, 43, 44) и тычу в них ручкой, а шустрый называтель говорит, какая нота должна быть под соответствующим пальцем. Эта работа у сангвиников занимает от 2 до 5 минут. Холерики бесятся, флегматики застревают, меланхолики взвывают.

Переходим на буквенное обозначение, пригодится. До — С, Ре — D, Ми — E, Фа — F, Соль — G, Ля — F, Си — H. Это еще полторы минуты. Если, конечно, не начать делиться воспоминаниями о том, как пытались научиться или научились играть на гитаре, где те же буквы в обозначениях аккордов.

На этом этапе уже израсходовано от 3 до 12 минут в зависимости от скорости нервных процессов, сосредоточенности и предыдущей подготовки (играющие на гитаре или в шахматы на буквы полторы минуты не тратят).

Пришла пора заняться нотами. Рисую пять линеек нотного стана толстенькими бледноватыми фломастерами. Почему толстыми? Чтобы полоски не воспринимались как разделители. Всего лишь другой цвет.

На хорошо подготовленной гармони цвет ближнего к краю ряда клавиш будет совпадать с цветом этих линий. Потому что все ноты крайнего ряда расположены на линиях.

А все ноты ближнего к мехам ряда расположены между ними.

Двадцать две кнопки — это по 11 в ряду, значит, линий должно быть тоже 11, и пять у нас уже есть. Немного другим цветом дорисовываем пять линий сверху и одну снизу. Замечание для педагогов: заготовьте, не поленитесь, две обоймы фломастеров по пять штук, чтобы не чиркать каждую полоску отдельно, это сбивает темп.

В нашем 11-линеечном нотном стане основу составляет 5-линеечный классический нотный стан с правильно размещенным скрипичным ключом. На верхней линейке обычного нотного стана помещаем нашу помеченную пупырышком ноту Фа, а над этой же линией — Соль. Замечаем, как расположена ФаСоль.

Берем таблицу для проработки нот и так же, как раньше, тычем в 41, 33 и т. д.

Начинаем медленно, завершаем ну очень быстро. Этот этап занимает от 5 до 15 минут. Не то чтобы было сильно трудно, просто усталость накапливается понемногу. Если человек не привык к интеллектуальному труду, у него на этом этапе вид чуточку бледноватый, ведь мозгом энергия истощается в пять раз быстрее, чем мышечной работой.

Осталась самая малость — ноты с нотного стана начать нажимать на клавиатуре гармони. И после того, как это станет получаться без заминок, взять обычные ноты, где линии тонкие, и их всего пять. Что-нибудь простое для начала.

Полученных знаний уже достаточно для того, чтобы взять книгу для первого класса музыкальной школы или хрестоматию для гармони, к примеру, Евгения Дербенко, и, пьеса за пьесой, освоить и всю клавиатуру, и весь предложенный репертуар.

Тех, кому наука далась с трудом, отпускаем отдыхать, а самым сообразительным предлагаем нажать три клавиши подряд. Красиво звучит, да? Трезвучие, а не что-нибудь. Почти у всех трезвучий есть пара в левой руке.

Не буду углубляться в эти подробности. Скажу лишь, что за полчаса быстрые разумом начинают аккомпанировать обеими руками.

В левой руке держат ритм аккорды, а в правой те же аккорды нотка за ноткой по очереди роскошными переливами.

Полчаса — и новый гармонист родился.

Как думаете, почему девушки любили гармонистов? Разве за богатство, которое позволяло купить недешёвый инструмент? Может быть, и так, но важнее другое: гармонист — это тот, кто играет. Не муторно тянет лямку своей жизни, а играет ее так же, как наигрыши на гармони.

Который научается жизни так же легко, как игре на гармони. Уловил основу — и давай импровизировать, любуйтесь коленцами. Взял Полянку, Краковяк, Барыню, Семеновну и вообще что угодно за основу — и выдал один вариант, другой, третий.

Сам наслаждается и других подбивает в пляс пойти.

https://www.youtube.com/watch?v=lIUx-Qpy1-k

А знаете, почему гармонь была популярна на Руси? Это помимо того, что она наша родненькая, у нас родившаяся.

На гармони легко научиться играть и, научившись, трудно ошибиться. Уж очень удобно она устроена. Будто нарочно создавалась под характер сказочных Иванушек-дурачков, которые на деле не дурачки, а удачнички, люди большой энергии и сказочных достижений.

И обучали игре на гармони быстро: сели на завалинку, показали, как жать три кнопки подряд, да отправили в темный чулан тренироваться на слух, чтобы на следующий день к людям вышел уже с беглостью пальцев и уверенной повадкой.

Минуты с учителем, часа четыре с инструментом — и выходи с людьми петь-плясать, музыкой звать, улыбкой завлекать.

Где-нибудь смелый пример покажут — и вся Россия снова зазвучит гармонями. И дай Бог!

Как научиться играть на гармошке?

Самостоятельное обучение игре на гармошке

Гармошка – это популярный народный инструмент, который совсем недавно использовался на любом сельском празднике. В игре на этом инструменте важно не столько качественно и громко исполнять песню, как передать ее душевность и гармонию.

Вспомните, как задиристо и игриво звучат частушки на народных гуляниях. Вы хотите также удивлять публику? Тогда начинаем познания игры на гармошке!

Первый способ «обуздания» гармошки

В его основе лежит в большей степени практическая часть, без изучения премудростей нотной грамоты. Такая техника подходит для любителей народного пения, которые от природы наделены замечательными музыкальными данными.

Второй способ познания гармошки

Это традиционное учение, с углубленным познанием теоретической и практической информации, здесь нужно руководствоваться самоучителями, нотными сборниками и грамотой исполнения гамм. Будут незаметными уроки таких авторов как Лондонов, Бажилин, Тышкевич, видео-аудио сборники.

Оба варианта обучения способны дать прекрасный результат, все зависит от Ваших индивидуальных задатков, рвения к учебе и качества занятий. Совсем скоро Вы сможете получить желаемый результат, ведь терпение и труд – все перетрут!

  • Желание работать и познавать все нюансы обучения.
  • Регулярные занятия, тщательная подготовка к ним и качественное разучивание нового материала.
  • Лучше, чтобы занятия были каждый день, пусть даже по 10-15 минут. Урок обязательно нужно начинать с повторения предыдущего материала, а только потому разбирать новый.
  • Если у Вас возникают вопросы, то ищите их в книгах, интернете, знакомого музыканта, не оставляйте трудную информацию на потом, ведь так будет накапливаться сложная информация, которую будет тяжелее осилить.
  •  Первым упражнением на инструменте должно быть разучивание гамма до мажор. Такая игра гамм повысит Вашу технику, позволит быстрее выполнять тексты, эффективно управлять мехом.
  • Мех при выполнении композиции нужно вести плавно, а не дергать и растягивать до конца.
  • Создавая мелодию на правой клавиатуре, нужно задействовать сразу все пальцы, подбирая необходимые варианты, так как в быстром темпе сыграть одним пальцем будет невозможно.
  • Обучаясь игре на гармошке без наставника нужно внимательно пересмотреть выступления профессионалов, дабы освоить технику со стороны, исправляя свои ошибки на первом этапе. Чтобы правильно воссоздавать музыкальную фразу необходимо слушать больше песен, улучшая свою технику исполнения текстов.

    С чего начинать обучение?

    Чаще всего первыми песнями на гармошке становятся народные частушки, это куплеты, которые исполняются по незамысловатую мелодию. Такую музыку можно легко научиться выполнять даже без освоения нотной грамоты.

    Но для полноценного обучения игры на гармошке следует заняться этим делом серьезно, приобрести или скачать самоучитель, желательно использоваться бумажную версию. Ознакомиться с базовыми элементами и основными понятиями.

    На протяжении всех занятий не рекомендуется делать длительные перерывы между уроками, это существенно повлияет на скорость овладения инструментом и поможет эффективнее развить определенные навыки игры.

    Внимание! Залог успешного обучения – это полноценное осваивание нового материала, параллельно можно приступать к познанию губной гармошки, выполняя увлекательные мелодии на каждом празднике.

    Что необходимо запомнить новичку при «обуздании» гармошки?

  • Играть на гармошке разрешается по собственной манере, вырабатывая свой стиль и вкус.
  • Для обучения наигрывания частушки будет достаточно одного занятия.
  • Исполнять классические народные песни на гармошке не получиться, для этого лучше приобрести баян или аккордеон.
  • Народный музыкант должен стараться быть виртуозом своего дела, уверенным в игре и своих действиях, а не подрожать точь в точь исполнению других артистов.
  •  Начинать уроки игры на гармошке нужно с левой руки, только потом переходить на правую, только так мелодии будут получаться красивые и технически правильные.
  • Не пропускайте занятия и вкладывайте душу в каждый урок, только так Ваши усилия увенчаться успехом, а друзья и знакомые будут с удовольствием слушать народные произведения.
  • Игра на гармошке – удивительное и увлекательное занятие, позволит развивать слух и почувствовать красоту каждого слова, которое Вы будете напевать под гармошку. Будьте старательными и напористыми, и Ваш труд в скором времени увенчается успехом!

    Привлекайте к игре на гармошке друзей и знакомых, коллективное обучение увеличивает шансы правильного изучения нотной грамоты и техники исполнения народных произведений.  Будьте неповторимыми в своем стиле и радуйте окружающих веселыми и игривыми прибаутками.

    Удачи Вам в начинаниях, пусть публика радостно аплодирует Вашему виртуозному исполнению!

    Гармонь учиться без нот

    Самостоятельное обучение игре на гармошке

     

    В статье рассказано как научиться играть на Гармони без нот по слуху Используя самоучитель Баян без нот авторы Д. Г. Парнес Е. С. Оськина

    Самоучитель был издан в 1998 году и предназначен для людей с музыкальным слухом. Которые иногда могут взять баян или гармонь и подобрать понравившуюся мелодию. Или спеть под собственный аккомпанемент в кругу друзей знакомую песню.

    В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb

    https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20

    Методы и подходы, изложенные в самоучителе, подойдут и для Гармони. Нужно только разметить правую и левую клавиатуры гармони так, чтобы играть мелодии самоучителя.

    Основа обучения – игра, пение и аккомпанемент популярных песен и мелодий. Песен в самоучителе более 500. Вырабатываются слухо-моторные навыки. Запоминается аккомпанемент песен. Улавливаются схемы мелодий, основы музыкальной гармонии. Можно сыграть и спеть все песни самоучителя не один, а несколько раз. Вернуться к понравившимя. Уточнить усвоенные приемы.

    В самоучителе ноты, обозначающие звуки, заменены цифрами.

    Вместо 7 нот до ре ми фа соль ля си
    Даны 7 цифр 1 2 3 4 5 6 7
    Все просто. Звук 3 выше звука 1, а звук 2 ниже звука 6
    Вы учитесь по книге старому забытому ремеслу – игре по слуху.

    Авторы кандидаты наук и искусствоведения и прекрасно знают нотную грамоту. Такая методика обучения без нот одобрена Консерваторией им. П. И. Чайковского, Училищем им. Гнесиных,  много лет преподается в Училище им. Ипполитова-Иванова.

    Играющий не должен смотреть на клавиатуру. Только по слуху и на ощупь. Представьте что гармонь прозрачная. Сначала можно иногда подглядывать на себя играющего в зеркало. Через несколько занятий смотреть не понадобится.

    Ряды 1 – 2 Диезы

    Ряды 2 – 5 низкая (самая басовая) семерка звуков.
    Ряды 5 – 8 средняя семерка звуков.
    Ряды 9 – 12 высокая (самая писклявая) семерка звуков.

    В книге Парнес Оськина в примерах песен маленькими цифрами под слогами даны именно звуки семерок. Номера звука низкой, средней и высокой семерок те же. Это подсказки для игры по слуху. В мелодии на семерку точно не ошибетесь. Хотя по законам музыкальной гармонии на семерку выше или ниже – это правильно.

    Чтобы хорошо вслепую и на слух ориентироваться в клавиатуре Нужно играть гаммы

    Можно посредине клавиатуры Можно сверху вниз Можно туда и обратно

    Мажорная гамма

    начиная с 1 – 1 2 3 4 5 6 7 1 (звуки на повышение, последний на семерку выше)

    Минорная гамма

    начиная с 6 – 6 7 1 2 3 4 5 6 (звуки на повышение, последний на семерку выше) Первый ряд от мехов – Басы. Сверху вниз 8 клавиш ( 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) В самом верху 9-я 4#

    Второй ряд пары Аккорд – Ниже его бас. 4 аккорда Сверху вниз 7с – 7, 3с – 3, 6м – 6, 2м – 2

    Третий ряд пары Аккорд – Ниже его бас. 4 аккорда Сверху вниз 2б – 2, 5б – 5 1б – 1, 4б – 4.

    Готовый аккорд аккомпанемента мелодии. Делается специальными тягами левой механики гармони. Одна клавиша аккорда – сразу 3 звука.

    .
    Бас звук – Цифра без буквы – ( Например 2 )
    Минорный аккорд – Цифра с буквой м ( Например )
    Мажорный аккорд – Цифра с буквой б ( Например )
    Септ аккорд – Цифра с буквой с ( Например )

    Кто до обучения на гармони играл на гитаре. Без труда сыграет по аккордам. Жмите бас вместе с его аккордом. Во втором ряду те самые заветные 3 аккорда – 3с, 6м, 2м ( Буквами E7, Am, Dm)

    Буквы заменены цифрами совсем для начинающих. Так им легче. Любой догадается, что звук 6 выше звука 3. Но не любой догадается, что звук A выше звука E.

    Одна и та же песня Три танкиста

    Вариант 1 
    Полное чтение по нотам
    Это нотное чтение для профессионалов. Партия (мелодия) правой руки дана на нотном стане со скрипичным ключом. Партия (басы и аккорды) левой руки дана на втором нотном стане с басовым ключом. Можно играть басы и аккорды аккомпанемента в выборном или готовом строе инструмента.

    Вариант 2 

    Сокращенное (эстрадное) чтение аккомпанемента
    Партия (мелодия) правой руки дана на нотном стане со скрипичным ключом. Партия (басы и аккорды) левой руки даны сокращенным (буквенным) обозначением.

    Вариант 3 Условное чтение цифрами и буквами

    Партия (мелодия) правой руки дана Цифрами под слогами слов песни. Цифры звуков более высокой или низкой октавы одни и те же. Басы и аккорды аккомпанемента даны Цифрами с буквами под слогами слов песни. Цифры и буквы это не программа игры. А просто подсказка. Если мелодия подобралась. На цифры и буквы можно не смотреть

    Вариант 4  Условное чтение цифрами 50 клавиш гармони

    ТРИ ТАНКИСТА

    Правая рука куплет:

    Самостоятельное обучение игре на гармошке, Музыкальный класс

    Самостоятельное обучение игре на гармошке

    21-й век на дворе, а голосистая гармошка, как и много лет назад, радует нас своими переливчатыми, задорными напевами. И протяжная мелодия, исполняемая на гармони, не оставит равнодушным ни одного слушателя. Самостоятельное обучение игре на гармошке доступно каждому, кто любит ее звучание и очень хочет исполнять музыку на этом инструменте.

    Для любителей закрепились несколько методик освоения гармони. И поэтому первое, с чем необходимо определиться на начальном этапе обучения, какой методики придерживаться.

    На просмотре видео уроков опытных мастеров, наблюдении за их игрой со стороны, и опоре на свой музыкальный слух собственно и строится первый способ обучения игре на гармошке.

    Он заключается в том, чтобы, минуя этап изучения нотной грамоты, приступить сразу к игре на инструменте.

    Такой вариант подходит для любителей народной музыки, которые никогда не занимались профессионально, но от природы наделены неплохими музыкальными данными.

    В этом случае, как нельзя, кстати, будут записи авторитетных исполнителей в видео-формате, их обучающие видео-материалы. Кроме того, пригодятся аудио песен и наигрышей для подбора мелодий по слуху. А игру на инструменте по нотам вы сможете освоить и позднее, когда решены будут уже многие технические моменты.

    Посмотрите видео-урок Павла Уханова:

    Второй способ обучения является наиболее фундаментальным и традиционным, но и более интересным, более эффективным. И здесь, безусловно, вам никак не обойтись без самоучителей и нотных сборников для начинающих гармонистов и баянистов.

    В начале этого пути вас ждет знакомство с нотным станом и его жителями, а также с ритмом и длительностями. Освоить музыкальную грамоту на практике оказывается гораздо легче, чем многие себе это представляют.

    Главное, не отчаивайтесь!

    Если вы не знакомы с нотами, вам на помощь придут самоучители таких авторов, как Лондонов, Бажилин, Тышкевич. Кроме того, от нашего сайта вы можете получить в подарок отличный самоучитель по нотной грамоте (дарится всем желающим)!

    Оба описанные выше варианта обучения игре на гармошке, при регулярных и осмысленных занятиях дадут хороший результат. Скорость обучения, конечно, зависит от ваших способностей, количества и качества тренировок. Ну а если же вы воспользуетесь тем и другим способом, заранее спланировав их гармоничное сочетание, то результат не заставит себя долго ждать.

  • Постоянство в занятиях — это самое главное правило любого музыканта. Даже если вы посвящаете освоению гармошки всего 10-15 минут в день, то распределите эти небольшие уроки игры равномерно в течение недели. Лучше, если занятия будут проходить каждый день.
  • Старайтесь всю технологию обучения осваивать не спеша, но правильно с самого начала, не откладывая соблюдение правил на потом («потом» может не наступить из-за того, что что-нибудь перестанет выходить). Если вы в чём-либо не уверены, ищите ответ на свой вопрос в книгах, Интернете или у знакомого музыканта. В остальном действуйте самостоятельно и смело!
  • Первое упражнение, которое необходимо разучить на инструменте – это гамма до мажор, даже если вы осваиваете игру на слух, а не по нотам, тренироваться на гаммах нужно обязательно. Варьируйте их, играя звукоряд вверх и вниз различными штрихами (отрывисто и связно). Игра гамм повысит вашу технику: быстроту исполнения, связность, управление мехом и т.д.
  • Мех во время исполнения ведите плавно, не дергайте, не растягивайте до конца, оставляя запас.
  • Разучивая гамму или мелодию на правой клавиатуре, задействуйте сразу все пальцы, подбирая удобные варианты, а не один или два, так как в быстром темпе одним пальцем вы просто не сыграете.
  • Так как вы осваиваете гармонь без наставника, то будет хорошо посмотреть свое исполнение в записи, для того чтобы увидеть игру со стороны и исправить ошибки.
  • Слушайте много песен и наигрышей, исполняемых на гармошке. Это придаст выразительности вашей игре, поможет правильно выстраивать музыкальные фразы.
  • Ну вот, пожалуй, и всё для начала. Дерзайте! Вдохновляйте себя, слушая популярных исполнителей и задорные напевы! Трудитесь ежедневно, а результатами ваших трудов будут песни, которым, несомненно, порадуются родные и близкие, собравшись за семейным столом!

    Автор – Любовь Ворожейкина

    Играю на гитаре без нот, так, на слух (потому что нот не знаю), теперь появилось желание научиться играть на гармони, только не знаю как и что, с чего начать. Может кто подскажет или посоветует, как быть.

    Подскажите, можно ли выучиться игре на гармони в возрасте 60 лет? Только не смейтесь пожалуйста.

    хочу научиться играть на гармони. Умел неправильно….да забыл друзья подарили буду учиться

    Очень хочу самостоятельно научиться играть на гармони.Посмтрел первый урок Павла Уханова. Здорово.Обязательно буду учиться.Подскажите как заказать учебный материал.

    Как научиться играть на гармошке?

    Самостоятельное обучение игре на гармошке

    Как научиться играть на гармошке?

    Владение игрой на каком-либо музыкальном инструменте не перестает быть полезным навыком даже при повсеместном распространении плееров и других подобных устройств. Здесь большую роль играет не качество и громкость, а исключительная душевная составляющая живой музыки.

    Выбрав же в качестве приоритетного инструмента гармошку, удастся как представить друзьям известные современные композиции в новом свете, так и плотнее сблизиться с национальной культурой.

    При этом научиться играть на гармошке не сложнее, чем на многих других «мобильных» инструментах.

    Музыкальная школа

    Для обучения игре на гармошке, баяне или аккордеоне можно воспользоваться несколькими способами. Первый – это отучиться в музыкальной школе. Здесь под началом профессионального преподавателя удастся освоить не только сам навык воспроизведения музыки, но и получить исчерпывающие знания об особенностях построения мелодии и чтении нот.

    Это значительно облегчит самостоятельный подбор в дальнейшем и позволит расширять репертуар до бесконечности. Конечно, для обучения в музыкальной школе потребуется выполнять требования педагогов и тратить довольно много времени, но результат того стоит.

    Дворовый способ

    Второй способ предполагает обучение у уже умеющего играть на гармошке знакомого. Такой путь, подобно «дворовому» обучению игре на гитаре, дает возможность быстро научиться играть ограниченное количество композиций без умения читать ноты. Это весьма ограничивает как репертуар, так и общее музыкальное развитие, зато существенно экономит время.

    Самоучитель

    Как вариант, можно попытаться освоить инструмент самостоятельно при помощи самоучителей и видеоуроков. Такой способ обладает положительными качествами двух предыдущих, но требует большой усидчивости, желания и некоторого таланта.

    Он же является оптимальным вариантом в случаях, если посещение музыкального образовательного учреждения невозможно и нет знакомых, владеющих игрой на гармошке. Рассмотрим его подробнее.

    Особенности самостоятельного обучения

    Прежде всего, потребуется приобрести или скачать самоучитель игры на гармонике. Бумажная версия книги удобнее в использовании, а электронная доступнее. Скачать последнюю можно здесь, здесь или здесь.

    Большинство версий самоучителей первоначально знакомит ученика с базовыми определениями и основными понятиями. Ни в коем случае не стоит пропускать такие уроки и приступать непосредственно к практике. Это существенно влияет на скорость овладения инструментом и развитие навыков игры.

    Основной залог любых самостоятельных занятий по подобным методикам – последовательность и полное осваивание каждого урока. Соблюдение этих условий гарантирует быстрое и результативное завершение курса. После него же знаний обычно достаточно для свободного выбора и разучивания почти любых произведений.

    Параллельно с обучением игре на этом инструменте можно уделять время и осваиванию его младшего брата, губной гармошке. Подробную информацию о ней можно получить в нашей статье Как играть на губной гармошке.

    Самоучитель игры на гармошке

    Самостоятельное обучение игре на гармошке

    Гармошка не теряет своей популярности. Диапазон ее исполнительских возможностей достаточно широк, она мобильна и, казалось бы, не так сложна в освоении, как прочие инструменты, к примеру, аккордеон или баян. Многим кажется, что достаточно просто научиться играть на гармошке с нуля самостоятельно.

    Действительно, в интернете можно найти самые разнообразные видео уроки или купить самоучитель игры на гармони для начинающих. На самом деле, все не так однозначно.

    Трудности в обучении игре на гармони по видео урокам

    При просмотре видео уроков игры на гармони новичок рискует пропустить некоторые важные нюансы, которые впоследствии непременно скажутся на качестве исполнения. Видеообучение игре на гармони отличается от занятий с преподавателем прежде всего тем, что «видеоучитель» не сможет указать вам на промахи и ошибки.

    Кроме того, вам придется учиться играть не те произведения, которые вам хотелось бы, а лишь такие, которые разбираются в видео уроках игры на гармошке для начинающих.

    Недостатки самоучителей игры на гармони

    С самоучителями все еще сложнее. Если вы решили освоить инструмент с самых азов и купили самоучитель игры на гармошке для чайников, вы просто не сможете оценить качество подачи материала в этом пособии.

    • Некоторые самоучители, к примеру, предлагают упрощенную запись аппликатуры, а значит, вам будет сложно разбираться в нотной записи произведений, которые вы решите потом изучить самостоятельно.
    • В других пособиях мало внимания уделяется принципам подбора произведений на слух, а такой навык является для большинства обучающихся чуть ли не самым важным.
    • Все самоучители игры на гармони для начинающих написаны обычно не гармонистами, а баянистами. Они не раскрывают специфику игры именно на этом инструменте.

    Занятия с опытным педагогом позволят избежать всех этих трудностей и неприятностей. Запишитесь на бесплатный пробный урок в школу «Виртуозы» и вы почувствуете, что процесс обучения игре на гармони может быть простым, приятным и увлекательным!

    Свобода+ групповые уроки сольфеджио на ваш выбор
    8 занятий1 занятие 50 минут
    2 месяца обучениямаксимальный срок абонемента
    700 руб.8 занятий = 5600

    Абонемент 48+ групповые уроки сольфеджио на ваш выбор
    48 занятий1 занятие 50 минут
    от 2 раз в неделюпланируемая посещаемость
    550 руб.48 занятий = 26 400

    Абонемент 24+ групповые уроки сольфеджио на ваш выбор
    24 занятия1 занятие 50 минут
    от 2 раз в неделюпланируемая посещаемость
    575 руб.24 занятия = 13 800

    Абонемент 12+ групповые уроки сольфеджио на ваш выбор
    12 занятий1 занятие 50 минут
    от 2 раз в неделюпланируемая посещаемость
    625 руб.12 занятий = 7500

    Абонемент 8+ групповые уроки сольфеджио на ваш выбор
    8 занятий1 занятие 50 минут
    от 2 раз в неделюпланируемая посещаемость
    650 руб.8 занятий = 5 200

    Абонемент 4+ групповые уроки сольфеджио на ваш выбор
    4 занятия1 занятие 50 минут
    1 раз в неделюпланируемая посещаемость
    725 руб.4 занятия = 2 900

    Абонемент 1Для тех кому надо здесь и сейчас
    1 занятие1 занятие 50 минут
    1 посещениеразовая консультация
    750 руб.1 занятие = 750

    Сольфеджиоиндивидуальные занятия
    8 занятий1 занятие 50 минут
    от 2 раз в неделюпланируемая посещаемость
    650 руб.8 занятий = 5200

    Учимся играть на гармошке

    Самостоятельное обучение игре на гармошке

    армонь издавна славится своей певучестью и силой звучания. Теперь невозможно представить, что когда-то не было гармошки. Россия славится гармонистами. Причём у нас играют на гармошке русские, татары, башкиры, буряты и другие народности. И в наше время не перевелись гармонисты. Их достаточно много. Существует два основных способа, как научиться играть на гармошке с нуля.

    Методики обучения

    Один метод – метод натаскивания, практического освоения гармони, основных мелодий, Чаще всего в народе учатся играть на гармони именно так. Отец учит сына нажимать на клавиши.

    Обучающийся должен обладать определённым складом музыкального слуха, чтобы различать тона, басы, лады, наигрыши. Большинство играющих на гармошке не умеют читать нотную грамоту. А если и понимают её, то плохо.

    Им для игры нотная грамота не нужна. Они научились играть на слух.

    Таким гармонистам подвластны мелодии любых песен. Только запоёт кто, прислушается гармонист к незнакомой песне – и всё! Две минуты настройки под песню – и будет играть, как будто играл всегда эту песню. Вот такие есть умельцы игры на гармошке, но не знающие нотной грамоты.

    Конечно, чтобы стать таким гармонистом, надо много тренироваться, много играть. Это один путь учёбы игры на гармошке. Другой путь – учёба через теорию и последующую практику. Тут уже без нотной грамоты обойтись нельзя.

    Продаются даже специальные самоучители игры на гармошке, где подробно описано, какая кнопка гармони соответствует данному звучанию конкретной песни. Это более надёжный путь изучения гармони.

    Таких гармонистов сейчас тоже много. Как правило, гармонисты, обученные игре на гармони через нотную грамоту, могут обучиться уже легко и на баяне, и на аккордеоне, и на других музыкальных инструментах. Такие гармонисты работают в музыкальных и певческих ансамблях при Домах культуры и других культурных учреждениях.

    Диапазон их музыкальных способностей шире, чем у обычного гармониста. Что нужно для более успешного обучения Прежде всего нужно желание трудиться. И реализовывать это желание в действие. Если тренировки учёбы на гармошке проходят ежедневно от 15 минут до получаса, то результат будет приходить вроде незаметно, но всё же быстро.

    Торопиться в обучении не нужно. Нужно начинать с азов. Желательно изучить нотную грамоту. Теперь это легко делать. При желании всегда можно в Интернете найти всякие самоучители нотной грамоты. Изучить лады гармошки и басы. Обычно обучение проходит на гармони хромка.

    Вот эта гармонь — хромка, одна из многих: Нужно научиться правильно сидеть с гармонью. Чтобы рукам было удобно, и пальцам. Вести себя свободно, смелее надо. Учиться надо с огоньком, с выдумкой. Не бояться ошибок. Сделали ошибку. Запомнить её. Стараться изжить ошибку. В самом начале.

    Потому что много раз повторенная ошибка – станет привычной. Тогда придётся впоследствии всё равно переучиваться.

    Поэтому спешить не надо. Ремень через одно плечо одевать обязательно. Научившись играть сидя, потом будет немного неудобно играть стоя. Только со временем неудобство пройдёт. Стоя можно будет играть также легко, как сидя. Всё приходит постепенно. Главное – тренироваться регулярно.

    Каждую песню, каждую мелодию – довести до безукоризненного звучания. Осваивая гармонь самостоятельно, надо почаще прослушивать свои тренировки в записи, чтобы видеть и слышать свои ошибки. Исправлять их. При тренировках подбирать такие мелодии, где задействованы как можно больше пальцев. Тогда учёба станет качественней.

    Первым упражнением желательно разучивать гамму де мажор, очень важное упражнение. Повышается техника исполнения. Разрабатывать весь звукоряд – снизу вверх, и сверху вниз. Меха во время занятий не дёргать, вести плавно, не доводя до конца, всегда оставлять запас. Сначала при обучении приходится смотреть на свои пальцы, куда они попадают.

    Потом надобность в этом постепенно будет уходить. Пальцы привыкнут на «автомате» попадать туда, куда надо. Да и на слух ошибку, диссонанс сразу будете улавливать. Почаще слушать игру опытных гармонистов, замечать их способы подачи музыки. Каждый гармонист имеет свои секреты исполнения, которыми он неохотно делится.

    Надо видеть их, вычленять, и применять на практике в своих тренировках. Частушки и наигрыши исполнять легче. Поэтому, если они вам нравятся, начинайте с них. Тем более, частушки всегда нужны, в любой весёлой компании они находят своих поклонников.

    При обучении: идеальный вариант – иметь хорошего музыкального наставника, также заинтересованного в игре на гармошке, опытного старшего товарища. Он всегда придёт на помощь, подскажет, научит, как лучше учиться, как играть ту или иную мелодию.

    Вот картинка «Гармонист с гармошкой»: Изучив одни песни, наигрыши и мелодии, нужно переходить к другим, чтобы не останавливаться в развитии. Пока мы учимся, мы развиваемся. Не надо останавливаться на достигнутом. Есть гармонисты, способные играть, не переставая, по 3 часа. Надо стремиться к этому. Навыки в игре приходят в процессе труда, учёбы.

    Мастерство приходит с годами. Истинный гармонист стремится найти свой стиль исполнения, непохожий на другие. Тренировки и учёба должны нравиться. Тогда обучающийся будет вкладывать в обучение свою душу, и тогда процесс обучения станет счастливым временем в судьбе человека. Вот два интересных обучающих видео из ютуба.

    http://uchieto.ru/?p=8549

    Как я осваивал гармонь – первый шаг

    Самостоятельное обучение игре на гармошке

    Учится трудно, а начинать изучать нотную грамоту уже не молодым – еще трудней. Хочется побыстрей, и , может быть, не полном объеме, но достаточном чтобы играть, понимать написанное на нотном стане.

    Методики обучения в музыкальной школе, эффективные, спору нет, но они рассчитаны на длительное, постепенное изучение материала, на психологию ребенка. Да и работают они только когда есть преподаватель, который подает материал, контролирует усвоение, исправляет ошибки.

    Кроме того, опытный преподаватель учитывает психологические особенности ученика и найдет индивидуальный подход. Я же занимаюсь самообразованием, и учебники для музыкальных школ и училищ мне не подходят, но являюся очень полезным справочным материалом.

    Надо искать что-то другое.

    Самоучители для гармони: П. Лондонов, Р.Бажилин, Г. Тышкевич , а также самоучители для игры на баяне этих и других авторов для меня были не эффективны. Наверно мне не подошли психологически. Цель занятия-урока не написана, чего надо добиться на данном занятии? Как контролировать? Нотная грамотность дана скомкано, каким-то урывками. Не создается цельная, взаимосвязанная система.

    Я лучше понимаю и выучиваю, когда идем по схеме: вот задача, а для решении ее надо с делать такие то шаги. А схема: сделаем или выучим это (у меня сразу вопрос, а зачем?), потом это, и т.д., и долго всё, занудливо, без объяснения – зачем . А потом, опаньки, готово. Такая схема мне не подходит.

    Обложился я книгами по музыкальной грамоте и сольфеджио, полез в интернет, начал учить ноты, длительность, интервалы, тональности, лады, аккорды и их обращения и т.д. Кое-что, конечно, выучил и запомнил. Все это нужно, а на гармони играть с листа не могу. Не правильно что-то делаю. Задумался: цель и методы ее достижения.

    И вот что я понял

    Главные задачи, на первом этапе:

    1. установить связь с изображением ноты на нотном стане и соответствующей клавишей гармони. Четкую, устойчивую связь.

    А название ноты вторично, оно пригодится потом. Да на называю их по разному, у нас (до-ре-ми) или в Европе (C-D-E). (Тем более, что те упражнения, которым я пользовался, позволяют сделать это по ходу дела автоматически.)

    2. длительность нот. Необходимо это четко выучить и уметь исполнять. Дело не трудное, и это тоже автоматически решатся в тех же упражнения, что и первая задача.

    Из этих двух моментов: нота и длительность, в общем то, и состоит игра на гармони (да и на других музыкальных инструментах), все остальное тоже важно, но это задачи второго плана.

    Начал искать подходящие упражнения, находил, пробовал. А все оказалось очень просто – обыкновенная гамма ДО-МАЖОР – до-ре-ми и т.д. Так что ничего нового я не изобрел и не изобретаю.

    С этой гаммы все начинается, в любом самоучителе написано – сыграйте гамму – и все. И все ее пропускают, все ясно, чего тут играть то, не малое дитя ведь. Испробовал кучу способов, чтобы и выучить ноты побыстрей и научится извлекать их из гармони, и, как ни странно, это примитивнейшая гамма оказалась лучше всего.

    Я просто сейчас поподробней опишу методику своих с упражнениями основанных на этой простой гамме. Много слов будет написано для того, чтобы из этой простейшей вещи получить максимальную отдачу.

    Можно за два-три дня научиться играть по нотам, с листа.

    Конечно, вначале это было как у первоклассника: по слогам, медленно, без выражения. Но через очень небольшое время, выработалась и беглость и выразительность .

    Это дистанционное обучение, нет учителя, который бы Вас контролировал (замечал ошибки, причины их вызывающие и способы исправления). Вы учитель, Вы же и контролер. Поэтому важно понять цель упражнения и методы ее (цели) достижения для самоконтроля. Обмануть, формально выполняя упражнение, Вы можете только себя. А это Вам нужно?

    Общеизвестно, что навык – это умение, приобретенное упражнением, то есть многократным повторением, в основе которого лежит теория образования и закрепления условного рефлекса (в данном случае зрительно-слухо-двигательного).

    Задача заключается в том, чтобы сформировать и закрепить навык, то есть сформировать систему нервных связей (динамический стереотип), которая является отражением в мозге реальных связей (нота – расположение на нотном стане и движений пальцев – нажатия нужной клавиши)

    Я буду описывать процесс формирования и развития технического навыка. Поэтому необходимо прежде всего уяснить механизм этого процесса.

    Подготовительные действия:

    Справа картинка правой клавиатуры гармони – как бы через прозрачный гриф гармони (зеркальное отражение), ближе к меху 12 кнопок, дальше от меха – 13 кнопок. Я распечатал и положил эту картинку перед собой. Чуть поиграв, убрал.

    Кстати: ноты написанные на линии расположены на ряде клавиатуры дальнем от меха, а между линий – на ряде клавиатуры ближе к меху

    Октавы выделены разным цветом: 1 октава, 2 октава, 3 октава.

    Я вначале приклеил кусочки скотча на клавиши ноты до 1, 2 и 3 октавы, для того чтобы правильно, на ощупь, находить эти клавиши. Потом можно его оторвал.

    Смотрел на расположение нот, подглядывал вначале, 2-3 раза сыграв гамму, потом не стал это делать.

    Чтобы сесть с гармонью удобней, а не перед компьютером, гамму распечатал (смотреть на ноты надо обязательно).

    Сел и правильно взять гармонь (как учат в самоучителях), правой ногой лучше отбивать ритм, я так делал (заодно выработается ровный ритм).

    Еще я пользовался метрономом. Прибор давний, музыканты используют его, а гармонисты почему-то нет. В интернете горячие споры – нужен он или нет. Но я думаю, не дураки его придумали и используют лет двести.

    Как играл гамму:

    медленно, и на каждый удар ноги (счет “раз”, но вслух произносить это не надо ) и одновременно;

    1. разглядывал ноту (запоминал ее расположение);

    2. произносил вслух название ноты (запоминл название ноты);

    3. и при этом нажимл на нужную кнопку («пальцами» запоминл расположение кнопки для ноты);

    4. перехожу к следующей ноте;

    Необходим такой темп игры, который обеспечивал бы единство сознания и действия.

    “Мантра” для этой гаммы:

    до – ре – ми – фа – соль – ля – си – ля – соль – фа – ми – ре – до

    гамма в 1 октавегамма во 2 октавегамма в 3 октаве

    В результате многократного повторения и достигается эта цель, но при условии игры без ошибок.

    А отсюда вывод: чтобы играть быстро, надо играть медленно.

    Медленный темп и является условием точности, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность постепенного увеличения скорости игры. Ведь формирование и закрепление технического навыка заключается не в тренировке пальцев, а в тренировке нервных процессов, обусловливающих формирование динамического стереотипа и сокращение времени рефлекторного ответа, от чего и зависит скорость игры.

    В первый день я, играл час –полтора, но без ошибок. Если бы я играл дольше, то начал бы ошибать, независимо от скорости.

    кстати В школе, когда задавали выучить стихотворение, я учил его весь вечер – а запомнить не мог, а утром легко рассказывал его, без запинки. Поэтому и упражнения я делал не долго, т.к. сколько бы не повторял, все равно ошибался.

    Занятие не весёлое для, но нужное.

    Моя ошибка на этом этапе:

    Пролистав и посмотрел ноты для гармони, и заметил, что в основном ноты лежат в пределах 5 линий нотного стана, т.е. первая октава и первая половина нот второй октавы. Этому участку на первом этапе освоения игры по нотам я уделил больше внимания (хотелось побыстрей), а теперь испытываю трудности, если приходится играть ноты третьей октавы.

    Оцените статью
    Просто о технологиях
    Добавить комментарии

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: