Скоморохи история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Кто такие скоморохи? Скоморохи на Руси: костюм, репертуар, инструменты :

Скоморохи история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Эх, не обходилось на Руси ни одно пиршество без удалых скоморошьих плясок и песен. Эти веселые люди в ярких костюмах были непременным атрибутом народных гуляний в больших и маленьких городах.

Кажется с бродячими актерами все ясно и понятно еще с незапамятных времен, но на самом деле даже тогда никто не мог точно сказать, кто такие скоморохи.

Как оказалось, эта особая категория людей имеет свои традиции, обряды и историю, в некоторые моменты наполненную массой трагических событий, приведших к полному уничтожению скоморошества на Руси. Так давайте выясним, кто такие скоморохи на самом деле?

Значение слова “скоморох”

Не только история бродячих артистов полна тайн и загадок, но даже происхождение слова, характеризующего их деятельность, до сих пор вызывает у ученых споры. Согласно двум основным и самым распространенным версиям, слово “скоморох” имеет греческие либо арабские корни.

В обеих версиях оно означает схожие по значению формулировки – “шутка” и “мастер шутки”. Но существует и иная версия, которая приводит термин к единому индоевропейскому слову. В этой интерпретации оно переводится как “комедиант”.

Сторонники данной теории утверждают, что даже знаменитые комедийные герои Франции имеют схожие с нашими артистами имена – Скарамуш и Скарамуччо.

Как выглядели бродячие артисты?

Образ скомороха на Руси всегда был немного гротескным. Эти люди с помощью шуток и прибауток могли вскрывать самые серьезные проблемы своего времени и не боялись высмеивать духовенство и сильных мира сего.

Все, что говорили скоморохи, не воспринималось всерьез, но все же надолго западало в душу народа. Ведь никому и в голову не приходило обращать внимания на то, что вещает бродячий шут. Скоморох в этом случае мог выступать лакмусовой бумажкой общества в целом.

Этому соответствовал и внешний вид комедиантов.

Костюм скомороха всегда был крайне ярок. Актеры носили невероятные цветные штаны и рубахи, часто на голове присутствовали смешные колпаки с бубенчиками, которые уже одним своим звоном вызывали смех у встречающихся людей. В каждой группе бродячих артистов было множество масок и музыкальных инструментов.

Музыка скоморохов

Музыкальный инструмент скомороха был довольно разнообразен, а сами музыканты искусны. Исходя из того, что скоморохи много путешествовали не только по огромной территории Руси, но и часто бывали в заморских странах, они играли на всех известных инструментах. Излюбленными предметами были:

  • дудочка;
  • домра;
  • сурна;
  • гусли.

Чаще всего скоморохи исполняли веселые и зажигательные мелодии, которые так и заманивали людей пуститься в пляс. Но при желании они могли исполнить и грустную застольную балладу, заставляющую рыдать недавно веселящуюся компанию.

Артель скоморохов: состав и примерное количество

Для того чтобы легче путешествовать по Руси и веселить народ, скоморохи объединялись в ватаги или артели. В ватаге могло быть до двадцати артистов, а вот одна артель уже включала в себя до сотни человек.

В этой компании обязательно присутствовали сказочники, певцы, музыканты и дрессировщики. Последняя категория артистов являлась непременным атрибутом выступления. Практически всегда скоморохи бродили по свету с ученым медведем.

Он был любимцем публики и считался на Руси священным животным. Обычно рядом с хищником находился артист в костюме развеселой козы, которая, не переставая, танцевала и била в ложки.

Именно вокруг этой группы начиналась пляска скоморохов, в которую со временем втягивались все участники представления.

Интересен тот факт, что довольно часто артели скоморохов занимались не только развлечением народа, но и грабежом на дорогах. Этот вид деятельности приносил, конечно, больший доход артистам, но послужил одной из причин гонения на скоморохов со стороны властей городов и православной церкви.

Древняя Русь: появление скоморохов

Удивительно, но до сих пор историки не знают, когда появились скоморохи на Руси. Известно, что они вели свою деятельность еще во времена язычества. А первые упоминания о бродячих комедиантах в письменных источниках были в девятом-десятом веке. Историки утверждают, что еще до крещения Руси существовали бродячие артисты, которых приглашали во все княжеские дома.

Эта практика всегда удивляла многих ученых, ведь люди, которые не относились к высшим кругам общества, и даже не имели ничего своего (это было неписанным правилом скоморохов), кроме реквизита, были обласканы во всех княжеских, а позже и боярских теремах.

Только ли за песни были любимы бродячие артисты? Кто такие скоморохи в действительности? На этот счет у историков существует несколько довольно интересных версий.

Кто такие скоморохи: теории и легенды

Согласно официальной версии ученых, скоморохи – это оставшиеся без дела участники языческих ритуалов. Они являются своеобразными осколками дохристианской Руси, когда на капищах в различных обрядах использовались ряженые.

Ведь во всех религиях маска и необычная одежда (например, как костюм скомороха) символизировали перевоплощение и единение с духами.

Именно этот фактор вызывал недовольство христианской церкви деятельностью комедиантов, они считались посланниками бесов, и священнослужители всячески пытались избавить города от их присутствия.

Но, несмотря на это, древнерусская знать испытывала небывалую тягу к праздникам с участием скоморохов, они развлекали, наставляли и обличали всех, кого встречали на своем пути. Откуда они знали так много? И почему были уверены в своей безнаказанности?

На этот счет существует альтернативная версия происхождения скоморохов. По одной из легенд языческий бог Троян путешествовал по землям русским и однажды присел отдохнуть у одного из холма.

Грустно стало божеству, но внезапно он увидел веселую компанию, которая плясала, распевала песни и свистела на все лады.

Всю ночь веселили люди Трояна, а наутро нарек он их скоморохами и подарил маску из серебра, которая могла изменить внешность любого человека, защитить его от злых людей и исполнить практически любое желание. С этого времени Троян покровительствовал комедиантам и помогал им.

Скоморохи: колдовство и ворожба

Согласно некоторым сведениям, скоморохи на Руси занимались не только лицедейством, но и ворожбой. Дело в том, что даже после крещения русский народ очень трепетно относился к своим традициям и доверял различным ворожеям.

Если они попадались на глаза священнослужителям, то колдун моментально подвергался гонениям, его могли даже казнить. Поэтому скоморохи могли свободно заниматься своей творческой деятельностью и параллельно творили различные ритуалы.

Например, на Руси считалось, что для рождения первенца-сына молодая жена должна была дотронуться до шерсти медведя. Как встретить лесного хищника в городе? Конечно, на представлении бродячих артистов.

Доподлинно известно, что по определенным дням скоморохи встречались на древних капищах и творили обряды, посвященные Трояну. Эта деятельность не могла остаться незамеченной, и христианские священники начали искоренять бесовских актеров с территории Руси.

Замри-гора: древнее капище

Многие старики рассказывали исследователям о том, что до них доходила легенда о Замри-горе в Московской области. Сюда на Ивана Купала собирались скоморохи со всей страны и творили свои странные обряды. На много километров в деревнях было слышна музыка, и доносились обрывки ритуальных песен.

Считалось, что к концу веселья, перед тем как забрезжит рассвет, главный скоморох доставал ту самую маску, и каждый из комедиантов мог, примерив ее, загадать одно сокровенное желание. По легенде оно обязательно исполнялось в тот же день.

Причем актер мог изменить внешность, голос или даже наказать посредством силы маски своих заклятых врагов.

Неизвестно, как все происходило на самом деле, но данная легенда до сих пор передается из уст в уста. А Замри-гора получила свое название от того, что благодаря силе скоморохов она могла расти и вновь возвращаться к исходному размеру.

Гонение на скоморохов и их исчезновение

Уже в пятнадцатом веке скоморохи разделились на бродячих и оседлых. Первые продолжали бродить по стране и веселить народ, а вторые стали неким подобием придворных музыкантов, которые жили при князе и принимали участие во всех пирах.

Подобное разделение плохо сказалось на всем скоморошестве. Бродячие артисты начали довольно резко высказываться о власти, церкви и Боге в целом. За такую деятельность их стали все чаще преследовать и отказывать в выступлениях в домах бояр.

Народ по-прежнему наслаждался фокусами, песнями и гаданиями, но князья все чаще стали задумываться о том, чтобы объединиться с церковью и уничтожить скоморохов.

Ведь придворных артистов уже нельзя было назвать скоморохами, они постепенно утрачивали свой задор и превращали свой репертуар в нечто совершенно иное. Например, тот актер, который на городской площади лихо отплясывал вприсядку, становился практически профессиональным танцором.

А простые и немного наивные кукольные представления трансформировались в первые театрализованные постановки. Можно сказать, что современное искусство в своем зародыше являлось обычными скоморошными потешками.

В начале семнадцатого века скоморохи стали преследоваться повсеместно, их отлавливали на улице и сажали в темницы. Отобранные музыкальные инструменты собирались в одну большую кучу и показательно сжигались. Во второй половине семнадцатого века скоморохи были окончательно запрещены.

Тех, кто нарушал указ царя, ссылали в самые отдаленные города, отправляли в темницу либо постригали в монахи, чтобы они замаливали свои грехи. Ведь всех их считали слугами нечистого. К восемнадцатому веку скоморохи, как отдельный пласт общества, были искоренены полностью.

От них остались только воспоминания в виде картин, рукописей, многочисленных стихов и прибауток.

СКОМОРОХИ

Скоморохи история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

СКОМОРОХИ, странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Их развернутую характеристику дает В.Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут». Известны с 11 в.

, особую популярность получили в 15–17 вв. Подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей.

Популярный персонаж русского фольклора, главный герой множества народных поговорок: «У всякого скомороха есть свои погудки», «Скоморохова жена всегда весела», «Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит», «Не учи плясать, я сам скоморох», «Скоморошья потеха, сатане в утеху», «Бог дал попа, черт скомороха», «Скоморох попу не товарищ», «И скоморох в ину пору плачет» и др.

Время появления их на Руси неясно. Они упоминаются в первоначальной русской летописи как участники княжеской потехи. До сих пор не выяснено значение и происхождение самого слова «скоморох». А.Н.Веселовский объяснял его глаголом «скомати», что означало производить шум, позже он предположил в этом названии перестановку от арабского слова «масхара», означающего замаскированный шут. А.И.

Кирпичников и Голубинский считали, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства. Эту точку зрения отстаивали ученые, которые считали, что скоморохи на Руси первоначально пришли из Византии, где «потешники», «глупцы» и «смехотворцы» играли видную роль в народном и придворном обиходе. В 1889 вышла книга А.С.Фаминцына Скоморохи на Руси.

Определение, данное Фаминцыным, скоморохам как профессиональным представителям светской музыки в России с древнейших времен, которые часто бывали одновременно певцами, музыкантами, мимами, танцорами, клоунами, импровизаторами и пр., вошло в Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1909).

В средние века при дворах первых германских властителей были потешники, паяцы и дураки, носившие разнообразные греко-римские клички, их чаще всего звали «жонглерами». Они стали собираться в труппы – «коллегии», во главе которых стояли архимимы. Часто их отождествляли с шарлатанами, кудесниками, знахарями, нищенствующими жрецами.

Обычно они являлись участниками пиров, свадебных и погребальных обрядов, различных праздников. Отличительной особенностью византийских и западных глумотворцев был бродячий образ жизни. Все они были люди перехожие, скитающиеся с места на место, в связи с чем приобретали в глазах народа значение людей опытных, многознающих, находчивых.

Во время своих скитаний по белу свету как византийские, так и западные «веселые люди» заходили в Киев и другие русские города. О скоморохах как одаренных певцах, сказочниках сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068).

На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, или дружины, и бродили «ватагами» для своего промысла. «Независимо от того, пришло ли искусство скоморохов России из Византии или с Запада, – подчеркивал Фаминцын, – оно уже в 11 в. укоренилось в обиходе русской народной жизни.

С этой поры оно может рассматриваться как явление, акклиматизировавшееся и принявшее здесь самостоятельное развитие с учетом местных условий и характера русского народа». Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи оседлые, в основном боярские и княжеские. Именно последним многим обязана народная комедия. Скоморохи являлись также в виде кукольников.

Представления кукольной комедии, постоянно сопровождавшиеся показыванием медведя и «козы», которая била все время в «ложки», давались на Руси с давних пор. Комедиант надевал юбку с обручем в подоле, затем поднимал ее кверху, закрывая голову, и из-за этой импровизированной занавески показывал свое представление.

Позже кукольники инсценировали бытовые сказки и песни. Таким образом, кукольная комедия, как и разыгрывание ряжеными бытовых фарсов, была попыткой оригинальной переработки разнообразных элементов драмы, заключающихся в русской народной поэзии или занесенных извне.

«У нас тоже были свои «лицедеи»-скоморохи, свои мейстерзингеры-«калики перехожие», они разносили по всей стране «лицедейство» и песни о событиях «великой смуты», об «Ивашке Болотникове», о боях, победах и о гибели Степана Разина» (М.Горький, О пьесах, 1937).

Другая версия о происхождении термина «скоморох» принадлежит Н.Я.Марру. Он установил, что, согласно исторической грамматике русского языка, «скоморох» – множественное число слова «скомороси» (скомраси), которое восходит к праславянским формам.

Далее он прослеживает индоевропейский корень этого слова, общий для всех европейских языков, а именно слова «scomors-os», которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун, комедиант.

Отсюда идут истоки самостоятельного русского термина «скоморох», существующего параллельно в европейских языках при обозначении народных комических персонажей: итальянское «скарамучча» («scaramuccia») и французское «скарамуш».

Точка зрения Марра полностью совпадает с принятым в искусствоведении положением о том, что мимы – явление международного порядка. Применительно же к русским скоморохам, концепция Марра позволяет говорить о самобытном возникновении их на основе профессионализации участников языческих религиозных обрядов древних славян, неизменно сопровождавшихся музыкой, пением, плясками.

Скоморохи упоминаются в различных русских былинах. Византийский историк 7 в. Феофилакт пишет о любви северных славян (венедов) к музыке, упоминая изобретенные ими кифары, т.е. гусли. О гуслях как непременной принадлежности скоморохов упоминается в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла.

В историческом аспекте скоморохи известны прежде всего в качестве представителей народного музыкального искусства. Они становятся постоянными участниками деревенских праздников, городских ярмарок, выступают в боярских хоромах и даже проникают в церковную обрядность.

Как свидетельствует направленное против скоморохов постановление Стоглавого собора 1551, их ватаги достигают «до 60–70 и до 100 человек». Княжескую потеху изображают фрески Софийского собора в Киеве (1037).

На одной из фресок – три пляшущих скомороха, один соло, двое других в паре, причем один из них либо пародирует женскую пляску, либо исполняет нечто подобное пляске «кинто» с платком в руке. На другой трое музыкантов – двое играют на рожках, а один – на гуслях. Тут же два акробата-эквилибриста: взрослый стоя поддерживает шест, по которому поднимается мальчик.

Рядом музыкант со струнным инструментом. На фреске представлены травля медведя и белки или охота на них, бой человека с ряженым зверем, конные состязания; кроме того, ипподром – князь и княгиня и их свита, публика в ложах. В Киеве, по-видимому, ипподрома не было, но происходили конные состязания и травля зверей.

Ипподром художник изобразил, желая придать своей фреске большую пышность и торжественность. Таким образом, представления скоморохов объединяли разные виды искусств – и драматические, и цирковые.

Известно, что еще в 1571 набирали «веселых людей» для государственной потехи, а в начале 17 столетия скоромошья труппа состояла при Потешной палате, сооруженной в Москве царем Михаилом Федоровичем. Тогда же в начале 17 в. скоморошьи труппы были у князей Ивана Шуйского, Дмитрия Пожарского и др. Скоморохи князя Пожарского часто ходили по деревням «для своего промыслишку». Как средневековые жонглеры делились на жонглеров при феодалах и жонглеров народных, так же были дифференцированы и русские скоморохи. Но круг «придворных» скоморохов в России остался ограниченным, в конечном счете их функции свелись к роли домашних шутов.

Основной массив русских скоморохов составили народные потешники. Их внешний вид говорил о занятиях «бесовским» промыслом, они одевались в короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды в Руси считалась грехом. Также в своих выступлениях они часто прибегали к маскам, хотя еще в 9 в.

маскирование встретило резкое осуждение церкви, в своих выступлениях сквернословили. Всем своим житейским поведением скоморохи противопоставляли себя общепринятому укладу старой Руси, в своем творчестве были проводниками оппозиционных настроений.

Гусельники-скоморохи не только играли на своих инструментах, но одновременно «сказывали» произведения русской народной поэзии. Выступая в качестве певцов и плясунов, они вместе с тем забавляли толпу своими выходками и завоевывали репутацию шутов-острословов.

По ходу своих выступлений они также вводили «разговорные» номера и становились народными сатириками. В этом качестве скоморохи сыграли огромную роль в процессе формирования русской народной драмы. Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-х годах, в своем знаменитом Описании путешествия в Московию…

рассказывает о скоморошьих забавах: «Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как…

голландцы с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления».

К рассказу Олеария приложена картинка, изображающая одно из таких представлений кукольных комедиантов, в котором можно узнать сценку «как цыган продавал лошадь Петрушке». Скоморохи как действующие лица выступают во многих былинах Севера.

Известна былина Вавило и скоморохи, сюжет которой в том, что скоморохи зовут с собой скоморошить пахаря Вавилу и сажают его на царство. Исследователи былин приписывают скоморохам значительную долю участия в сложении былин и относят к их творчеству многие, особенно потешные скоморошьи истории. Следует отметить, что наряду со скоморохами-игроками по профессии в былинах упоминаются и певцы-любители из среды знатных особ княжеских и боярских родов. Такими певцами были упоминаемые в былинах Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Соловей Будимирович, Садко.

Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада. Обрядное переодевание мужчин в женщин и наоборот известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи.

Царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами. В течение 16–17 вв. при дворе появились органы, скрипки и трубы, исполнение на них было освоено и скоморохами. Около середины 17 в.

бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые скоморохи более или менее переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей на западноевропейский лад. Скоморох с этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго.

Так, скоморох-певец, исполнитель народной поэзии, уступает место представителям зарождающейся с конца 16 в. поэзии; живая память о нем сохранилась в народе – в лице рассказчиков былин на Севере, в образе певца или бандуриста на Юге.

Скоморох-гудец (гусельник, домрачей, волынщик, сурначей), игрок для плясок превратился в музыканта-инструменталиста. В народе же его преемниками являются народные музыканты, без которых не обходится ни одно народное гулянье.

Скоморох-плясун превращается в танцора, оставив в свою очередь следы своего искусства в народных разудалых плясках. Скоморох-смехотворец превратился в артиста, но воспоминание о нем уцелело в форме святочных потех и шуток.

Свою книгу Скоморохи на Руси Фаминцын заключает словами: «Как бы ни было грубо и элементарно искусство скоморохов, но не должно упускать из виду, что оно представляло единственную соответствовавшую вкусам народа в течение многих веков форму развлечений и утехи, заменявшую ему вполне новейшую литературу, новейшие сценические зрелища. Скоморохи… были древнейшими в России представителями народного эпоса, народной сцены; они же вместе с тем были и единственными представителями светской музыки в России…»

См. также ТЕАТР.

Скоморохи на Руси

Скоморохи история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

22.11.2014 1 29812

Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, волынщиков, гусляров – словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками, фокусами. Но отношение власть имущих к ним было неоднозначным. Их приглашали на «честен пир» в боярские и купеческие хоромы – и в то же время подвергали гонениям и строго наказывали, приравнивая к татям с большой дороги.

До сих пор историки не могут точно определить этимологию слова «скоморох». По одной из версий, это производная от греческого слова skommarchos и обозначает «мастер шутки». По другой – от арабского mascara («шутка»).

Самые осторожные ученые считают, что все восходит к общему индоевропейскому корню scomorsos – «музыкант, комедиант».

От него же произошли названия итальянского и французского персонажей «комедии масок» – Скарамуччо и Скарамуш.

Осколки язычества

Известны на Руси скоморохи были с незапамятных времен. Еще когда Русь не была христианской, на народных праздниках и языческих игрищах они развлекали собравшихся песнями и плясками, а также принимали участие в религиозных обрядах и заклинаниях духов. Считалось, что боги и духи – как добрые, так и злые – тоже любят веселье и острое словцо.

Вполне естественно, что христианские священники буквально сразу же после крещения Руси начали активную борьбу со скоморохами.

Их приравняли к волхвам и ворожеям (то есть языческим жрецам) со всеми вытекающими из этого последствиями.

Сами выступления скоморохов церковь считала бесовскими игрищами, а тех, кто их посещал, подвергала наказанию – накладывала епитимью или даже не допускала к причастию.

Но в то же время скоморохов часто приглашали на праздники князья и бояре. Ведь не ратью единой были они сыты. Хотелось развлечься, посмеяться, послушать песни и то, что сейчас называется частушками, а также полюбоваться на мастерство танцоров и фокусников. Изображения пляшущих и играющих на дудках и рожках скоморохов были найдены на фресках XI века в храме Святой Софии в Киеве.

Даже некоторые былинные герои рядились в одежду скоморохов. Вспомним Садко, который, до того как стать «купцом именитым», ходил со своими гуслями по пирам и развлекал там гостей и хозяев. А один из былинных богатырей, Добрыня Никитич, явился на свадебный пир своей жены, не дождавшейся его из похода и решившей выйти за другого, переодевшись в скомороха.

Неприятие скоморошества духовными властями и, несмотря на все запреты, приглашение их ко двору бояр и князей продолжались веками. Причем даже самые строгие церковные и светские запреты не сумели до конца искоренить скоморохов как явление.

Вот, к примеру, что писалось о них в «Домострое» – литературном памятнике XVI века: «И аще начнут… смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».

«Приказал разбивать и уничтожать…»

Почему же духовные власти Руси так ополчились именно против скоморохов? Ведь церковь не одобряла такие чисто языческие обряды, как колядование на Рождество или хороводы и прыжки через костер в ночь на Ивана Купалу.

Но к тем, кто участвовал в этих «соромных действах», священники относились все же довольно терпимо. А вот скоморохов православные иерархи проклинали и открыто называли их «слугами нечистого».

И в конце концов, с помощью светских властей все же сумели покончить с «охальниками». Просто дело было не только в пережитках язычества.

В песнях и присказках скоморохов присутствовал «глум» – насмешки над христианством, над Библией, над православными обрядами и священниками. Вот этого-то отцы духовные простить скоморохам никак не могли.

Ну а светским властям, в свою очередь, не по нутру были сатирические стишки и песенки, в которых скоморохи высмеивали сильных мира сего, зачастую с упоминанием конкретных лиц, допускавших различные злоупотребления и предававшихся низменным порокам и слабостям. А критику в те времена власть предержащие не любили так же, как и нынешние российские чиновники.

Где-то в начале XVII века за скоморохов взялись всерьез. Их начали преследовать, отбирать у них музыкальные инструменты, запрещать им появляться в той или иной местности.

Вот, например, что писал обо всем этом Адам Олеарий, секретарь посольства Голштинии, трижды в 30-е годы XVII века побывавший в Московском государстве: «В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку.

Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были… на пяти возах за Москву-реку и там сожжены».

А в 60-х годах того же XVII века по указу царя Алексея Михайловича скоморошество было полностью запрещено. Тех, кто несмотря ни на что продолжал заниматься запрещенным промыслом, били батогами нещадно, ссылали в медвежьи углы или заключали в монастырские темницы – там бывшие скоморохи должны были до конца жизни замаливать свои грехи.

Впрочем, несмотря на все репрессии, все же кое-что от скоморохов в русской народной традиции осталось. Это актеры, выступавшие на Масленицу с кукольным театром, раешники, вожаки с дрессированными медведями. В наше время скоморошество пытаются возродить некоторые фольклорные группы, но уже скорее просто как элемент русской народной культуры.

Музыкальная мафия?

Впрочем, существовали и другие причины, по которым светские власти начали всерьез бороться со скоморохами. Некоторые, если их так можно назвать, «труппы» гусляров, гудошников и плясунов со временем превратились в обычные организованные преступные группы.

И вместо того чтобы зарабатывать себе на хлеб развлечением простого народа, стали заниматься грабежами и кражами. Вот что писали о таких «скоморошьих ОПГ» в «Стоглаве», сборнике решений Собора 1551 года: «…

совокупясь ватагами многими до 60, и до 70 и до 100 человек, по деревням у крестьян сильно едят и пьют и из клетей животы грабят, и по дорогам людей разбивают»… 

Вполне естественно, что местные власти боролись с такими «гастролерами». Причем не только с помощью увещевания, но и с помощью отрядов стрельцов. Часть разбойничков в обличии скоморохов угодила на плаху, часть была бита батогами, а потом с вырванными ноздрями и клеймом на лбу отправилась на каторгу.

И еще одна причина для царской нелюбви к веселым бродягам. Существует версия о том, что слово «скоморох» происходит от лангобардского слова scamar(a) или scamer(a) – «шпион». И это неспроста.

Ведь разведка и шпионаж существуют с незапамятных времен. Самой лучшей «крышей» для разведчика могла стать именно профессия скомороха. Вместе с компанией собратьев по музыкальному ремеслу тайный соглядатай мог вполне легально передвигаться по территории государства, которое интересовало его хозяев.

Мог без каких либо препятствий попадать на пиры вельмож и прочих высокопоставленных особ, а там тайком подслушивать, о чем беседуют присутствующие. Ведь во время подобных мероприятий гости активно употребляли алкогольные напитки, под действием которых языки развязывались. И шпионы-скоморохи могли услышать много интересного для своих заказчиков.

К сожалению, архивных документов, рассказывающих о деятельности тайных агентов, которые под видом скоморохов добывали шпионские сведения, не осталось.

Да и вряд ли они существовали вообще – подобные организации во все времена предпочитали не оставлять после себя каких-либо документов.

Но вполне вероятно, что многие из тех, кто путешествовал по Руси с гуслями или рожком, позднее отчитывались о своей работе лицам, не имевшим никакого отношения к играм на гуслях и танцам вприсядку.

Антон ВОРОНИН

Скоморохи – история, традиции и интересные факты

Скоморохи история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Точно неизвестно с какого времени скоморохи начали бродить по дорогам Руси. Впервые они упоминаются в источниках XI века и именуются сатанинским отродьем и слугами дьявола. Вероятно, этому послужили две причины:

  • они имели задиристый и глумливый характер;
  • очевидно их языческое происхождение было глубоко противно Православной церкви.

Скоморохи на ярмарке

Историки считают, что скоморохи были прямыми потомками жрецов бога Велеса, который свободно менял облик покровителя ведунов и сказателей. В древние времена без Велесовых слуг не обходились ни годовые праздники, ни семейные ритуалы славянских общин.

Со временем древние обряды были вытеснены новыми ритуалами, от которых осталась лишь зрелищная часть, по-прежнему привлекавшая людей. При этом жрецы из служителей богов постепенно превращались в лицедеев, которые противоставляли свое искусство церковной христианской культуре.

Однако их всегда сопровождали животные – бык, медведь или коза, которые могли быть живыми или в виде кукол. Сохранились с древности и берестяные маски, которые актеры надевали перед представлением. Во время язычества такие маски означали отказ человека от собственного лица и превращали его в существо, необходимое для обряда (от зверя до одного из богов).

Скоморохи с медведем и козой

Скоморохи использовали маски для смены ролей, переодев маску, они становились другим персонажем. Часто на их костюмах присутствовала славянская символика: одним из символов было красное солнышко – один из сильнейших символов языческого пантеона.

Вначале они устраивали представления среди знакомой публики в родных городках или деревнях. Затем актеры стали посещать соседние поселения, а потом и вовсе отправились кочевать по всей Руси, иногда забираясь в самые дальние уголки.

Традиции скоморохов

Постепенно скоморохи обзавелись собственными традициями. К началу XV века они обладали богатым запасом разнообразных номеров и могли составлять из них полноценные спектакли.

Ватага скоморохов

Как утверждали современники, кроме прочего реквизита бродячие актеры возили с собой музыкальные инструменты на целый оркестр: домры, накры, балалайки, бубны, гудки и свирели.

При этом каждый актер в совершенстве владел хотя бы одним из инструментов, однако и с остальными могли умеючи управляться.

Особую роль у скоморохов имели лицедеи, которые играли на гуслях и рассказывали старинные былины. Далеко не в каждой ватаге скоморохов был такой артист, поэтому их высоко ценили и относились к их мастерству с большим уважением.

Под аккомпанемент разных инструментов исполнялись разнообразные номера потешной программы. Полноценными участниками таких выступлений медведи и козы, которые под руководством бродячих актеров разыгрывали уморительные сценки:

  • «Как мужик пьяный домой идет»;
  • «Как барыня на гулянье собирается»;
  • «Как поп обедню служит» и др.

Также Велесовы слуги разыгрывали небольшие кукольные спектакли с проказником и сквернословом Петрушкой, который очень полюбился народу. Популярными были также и срамные песенки, состоявшие из мата, и сатирические сценки из народной жизни:

  • «Как смерды из боярина жир трясли»;
  • «Как поповы дети горох таскали» и др.

Выступление скоморохов

До наших дней сохранилось содержание сказки о Вавиле-пахаре, где бродячие артисты не пожалели даже царя. В сказке Вавила пахал землю, пока скоморохи не сманили его с собой бродить по Руси, а затем взяли и посадили на царство.

Вообще от Велесовых слуг доставалось всем. Их песни и сатирические диалоги высмеивали  жадность и обжорство попов и их ленивых отпрысков, пороки власти. За это их подвергали преследованию, однако полностью извести не могли.

Их выступления были очень живыми и интерактивными: зрителей вовлекали, а иногда и насильно затаскивали внутрь спектакля, заставляя не только глазеть, но и полноценно участвовать – подпевать, танцевать или ассистировать в фокусах. Любовь народа к бродячим артистам была неистребима, поэтому они стали обязательными участниками ярмарок, народных гуляний, игрищ и праздников.

Опасные виды заработка

Скоморохи в деревне

Со временем и усилением гонений скоморохи открывали для себя все новые виды занятий. Одним из способов заработка стало участие в кулачных боях. Они действовали как живая реклама: перед началом моя бродили в толпе и расхваливали лучших бойцов, побуждая зрителей делать ставки на победу. Особо ловкие бродячие артисты сами принимали участие в таких боях.

Существовали и более опасные виды заработка, чем кулачные бои.

Если в ближайшее время таких выступлений не предвиделось, то Велесовы слуги могли превратиться в шайку разбойников и отправиться на большую дорогу грабить и убивать.

Они могли сбиваться в банды от 60 до 100 человек и доставляли немало проблем властям. Если же таких бандитов удавалось поймать на воровстве или разбое, то их били батогами и отправляли на каторгу.

Бандит и скоморох

Случалось скоморохам и примерять на себя роль шпионов. Судьба их состояла из бесконечных путешествий, часть из которых могла быть и не случайными.

Нанятый соглядатаем бродячий артист без труда попадал в любые дома, в том числе самые богатые  и знатные. Там, выступая на пирах, он собирал нужную его нанимателям информацию.

Вино прекрасно развязывали языки вельможам, и  порой они выбалтывали даже больше чем хотели.

Возможно, некоторые бродячие артисты во время своих путешествий зарабатывали не только потешными представлениями, но и добыванием разных тайных сведений.

Гонения и оседлая жизнь

Вести оседлую жизнь скоморохи начали только к началу XVI и примерять на себя ремесло кожевников, гончаров, сукноделов, гончаров и кузнецов. В основном они селились в слободах среди ремесленников, но встречались среди них и состоятельные люди.

Скоморох

Власти старательно пытались поставить лицедейное искусство на службу государству и добились некоторых результатов. В начале XVII века по приказу царя Михаила Федоровича в Москве была возведена специальная Потешная палата, в которую набирали людей для общественного развлечения.

Следуя моде, собственные дружины скоморохов содержали князья Шуйский и Пожарский. Но такие лицедеи были вынуждены петь и рассказывать лишь то, что хотели слышать их хозяева и поэтому быстро превратились в разновидность шутов при своих господах.

Вольные времена бродячих артистов постепенно пошли на убыль:

  • им запрещали выступать во многих городах;
  • ломали музыкальные инструменты и другой руквизит;
  • убивали или гнали прочь ученых медведей;
  • священники в проповедях постоянно ругали их.

Во второй половине XVII царь Алексей Михайлович издал приказ, который вовсе запретил такой промысел: веселые разухабистые выступления должны были прекратить свое существование. Нарушивших запрет беспощадно наказывали:

  • били батогами;
  • рвали ноздри;
  • ссылали на жительство в дикую Сибирь;
  • оставляли до смерти гнить в монастырских темницах.

Однако искусство скоморохов не умерло окончательно: оно переродилось в народные театры и цирковые представления, на ярмарках и гуляньях в XX веке можно было встретить повадырей с учеными медведями и кукольников с хулиганистым Петрушкой.

Скоморохи на Руси – история скоморохов на Руси – скоморошество

Скоморохи история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Назад к статьям

  Часто можно услышать слово «скоморох», брошенное в сторону чрезмерно весёлых и несерьёзных личностей, как часто мы слышали пословицы и поговорки с упоминанием скоморохов, видели их изображения на картинах. Кем же были эти люди в действительности?

История скоморохов на Руси

  Скоморохи — странствующие артисты, соединяющие в себе практически все виды фольклора средневековой Руси. Первое упоминание об этих фокусниках и лицедеях относится к середине XI века, уже после крещения Руси. Археологами находился «реквизит» скоморохов — кожаные маски, относящиеся к двенадцатому веку.

Расцвет деятельности этих артистов, по данным историков, приходился на XV—XVII века, после чего жанр начал постепенно исчезать, предположительно под давлением царских и церковных властей, оставив в народной культуре лишь отголоски своего жанра в виде райка, небольшого переносного кукольного театра, и балагана.

Особенности представлений

  Представление начиналось с того, что пройдя максимально шумно по главным улицам, зазывая зрителей, скоморохи останавливались на площадях, позволяя толпе себя окружить. На этой импровизированной «сцене» они, под общих хохот толпы, играли различные сценки, часто неприличного характера.

Артисты пели частушки и потешки, танцевали, играли на музыкальных инструментах, среди которых гусли, жалейка, бубен и мн.др. Одежда скоморохов тоже выделялась: яркая, нелепая, с длинными рукавами, как с чужого плеча.

Для театральных представлений использовались так же маски, импровизированные костюмы, танцы для детей.

  Основной репертуар — весёлые сценки сатирического характера, «на злобу дня», называемые «игрищами» и «глумами». Персонажи всегда делились на «хороших» и «плохих», и первыми обычно представлялись простые люди «из народа». Для каждого персонажа был свой реквизит, образ.

 Скоморошить, то есть петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, мог всякий. Но настоящим умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.

«Всяк спляшет, да не как скоморох», – говорит русская поговорка.

  Подобные представления всегда были спутниками народных гуляний, праздников, в т.ч. и языческого происхождения, например Масленицы. Скоморохам были рады на свадьбах и даже похоронах. Особенностью скоморошьих “шоу” был тесный контакт с публикой: не только близкое расположение к зрителям, но и непосредственное вовлечение зевак в действо.

«Скоморохи на Руси»

  Отношение к этому виду искусства у простого люда и у высших сословий в корне отличалось. Если для крестьян и мещан скоморохи всегда были желанными гостями, то церковь и власть всегда были настроены отрицательно.

Церковные тексты и вовсе называют скоморохов «бесовскими слухами» за языческие мотивы их песен, нецензурную брань и общий похабный характер действа.

Но есть причина, объединяющая церковную и княжескую/царскую власть — сатира, которой пропитаны сюжеты частушек и спектаклей, где отрицательным персонажем, выводившимся на потеху публике, мог быть и жадный поп и глупая знать.

Поэтому с XVII столетия начинается активное давление и травля со стороны высших сословий под предлогом асоциальных, бесовских настроений и преступлений, якобы совершаемых странствующими труппами. К петровским временам скоморохов практически не существует. Их начинают заменять профессиональные театры, отдельные уличные представления: бродячие музыканты, актёры, фокусники и укротители медведей, исполнители джаз фанк.
 

Перевёрнутый мир скоморохов

  Почему же в средневековой Руси, полностью погружённой в христианство со всей его аскезой, такого рода представления пользовались огромным успехом? На самом деле это явление, характерное для всей средневековой Европы, вне зависимости от конфессий.

Бродячие артисты; неприличные сюжеты; так называемый «плутовской роман», крайне популярный в западноевропейской средневековой литературе — всё это отражение «перевёрнутого мира».

Это явление в народной культуре, когда в определённые дни при определённых условиях, будь то праздники или карнавалы, люди позволяли себе абсолютно противоположные действия и мысли, нежели те, которым они следовали в своей обычной жизни.

Эта «разрядка» абсолютно не воспринималась народом как нечто противоречащее той строгости, которой он придерживался всё остальное время. Не обошёл этот культурный феномен и Русь.

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности

Скоморохи история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Скоморохи – это знахари и исполнители обрядовых песен, которые остались после Крещения Руси Владимиром. Они бродили по городам и весям и исполняли древние языческие песни, знали толк в волховстве, были лицедеями-потешниками. При случае могли исцелить хворого, могли подсказать, как добрым советом, а также развлекали народ песнями, плясками и прибаутками.

В литературных памятниках XI века уже встречается упоминание о скоморохах, как о людях, которые соединяли в себе качества таких представителей художественной деятельности, как певцы, музыканты, лицедеи, танцоры, сказители, акробаты, фокусники, потешники-балагуры и драматические актеры.

Русские народные инструменты: символичность, классификация, история в именах.”>народные инструменты, как парные свирели, бубны и гусли, деревянные трубы и флейту Пана.

Но главным инструментом скоморохов считаются гусли, ведь именно они изображены в разных исторических памятниках в контексте музыкально-скоморошьего творчества, например, на фресках, в книжной миниатюре, а также воспеты в былинах.

Вместе с гуслями часто использовался аутентичный инструмент «гудок», который состоял из деки,  что имел грушевидную форму; на инструменте было 3 струны, две из которых были бурдонными, а на одной играли мелодию.

Также скоморохи играли на сопелях – продольных свистковых флейтах. Интересно, что сопели и гусли в древнерусской литературе часто противопоставлялись трубе, которая использовалась для собирания воинов на битву.

Помимо скоморохов рядом с гуслями также упоминался образ седовласого (часто слепого) старца, который пел былины и сказания о былых деяниях, о подвигах, славе и божественном. Известно, что такие певцы были в Великом Новгороде и Киеве – до нас дошли Былины киевского цикла”>киевские и Новгородский цикл былин”>новгородские былины.

Параллель среди европейских музыкально-сакральных течений

Аналогично скоморохам были музыканты и певцы в других странах – это жонглёры, рапсоды, шпильманы, барды и много других.

У кельтов была социальная прослойка – барды, это были певцы древних

У скандинавов были скальды, имевшие большую власть глаголом и музыкой жечь сердца людей, но музыка не была их основным занятием, они возделывали поля, воевали и  жили как обычные люди.

Угасание традиции скоморошества

Церковь активно преследовала скоморохов, а их музыкальные инструменты сжигали на костре. Для церкви они были вне закона, пережитками старой веры, которую нужно выполоть, как сорняк, поэтому скоморохи подвергались гонениям и физическому уничтожению со стороны православного духовенства.

После определённых карательных мероприятий, языческих музыкантов полностью истребили, но у нас остались песни, которые передавались устно, у нас остались легенды и изображения потешников-гусляров. А кем они были на самом деле? – Нам неведомо, но  главное, что благодаря этим певцам у нас остались крупицы сакральной памяти.

Скоморохи

Скоморохи история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Народный театр

Обряды, обрядовые игры и игрища.

Истоки русского театра

Обряды, обрядовые игры и игрища. Скоморохи. Устная народная драма. Кукольный театр.

Церковные театрализованные ʼʼдействаʼʼ.

Гармония с природой. Лицедейство – изображал не себя. Принятие христианства – религиозная составляющая уходит.

Желая жить в гармонии с природой, человек ее обожествлял и стремился войти в контакт с ее могущественными силами. Так рождались языческие обряды. Многие из них имели игровой характер с элементами театрализации (трудовые, охотничьи, особенно свадебные). Требовало сплочения усилий множества людей.

Человек изображал уже не себя – он лицедействовал. С принятием христианства уходит магическое и преобладает игровое театрализованное начало. Обряд перерастает в обрядовую игру, затем – в ʼʼигрищеʼʼ.

Люди пытались воздействовать на окружающую природу. Большое значение в обрядах имела вера человека в магическую силу изображения (обычай рядиться животными). В обрядах зарождаются элементы театра: драматическое действие, ряженье, диалоᴦ.

VIII-IX век – переход от родового строя к феодальному, образование древнерусского гос-ва. Старые обряды теряли магическое значение и превращались в игру-представление, в игрище, являвшееся переходом от обряда к народному театру.

Пример игрища: ʼʼИгуменʼʼ – выходит за пределы игры и представляет простейшую форму народного театра, тк действие начинает служить средством выражения идеи.

2. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ И ФОРМЫ ТЕАТРАЛЬНОСТИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XI-XVII ВВ: ПЛОЩАДНОЕ ИСКУССТВО СКОМОРОХОВ, ШКОЛЬНАЯ ДРАМА, ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЙСТВА

В условиях принятия христианства именно народное творчество стало носителœем элементов рождающегося русского театра. Народный театр отражал действительность с точки зрения народа, показывал то, что интересовало и волновало народ.

Пример древнерусского народного театра – комические эпизоды ʼʼЦаря Максимилианаʼʼ и ʼʼЛодкиʼʼ – пародийное изображение церковной службы, комический диалог мужика с барином, сценки со стариком, притворяющимся глухим.

Расцвет устной народной драматургии – 17-18 в – кукольная комедия о Петрушке, Царь Максимилиан, Лодка.

Народный театр имел гибкую форму – от разыгрывания комических сценок фарсового характера, шуточного разговора и кончая пляской с участием зрителœей. Нет четкого разделœения на исполнителœей и зрителœей.

Устная драма создавалась в процессе коллективного творчества народа и хранилась в народной памяти. Путем импровизации делали пьесу более актуальной.

Представления давались на площади среди толпы.

XI век. Оседлые и бродячие. Ватаги. Некоторых оставляли при дворах. Конфликт с христианской моралью. Гонения на скоморохов, царские указы, исчезновение скоморохов. Возникновение устной народной драмы.

Носители профессионального искусства театра, ʼʼпотешникиʼʼ, развлекали народ, участвовали в празднествах и игрищах в качестве знатоков и хранителœей старинных обрядов, выступали с представлениями, пели, плясали, разыгрывали комические сценки, показывали дрессированных медведей или сами рядились козой или медведем.

Скоморошество возникло из древнеславянских культовых обрядов и игр дохристианского периода.

В забавной шутливой форме изображали жизнь ʼʼнавыворотʼʼ.

Скоморохи были плотью от полти народа, и в их произведениях находили выражение те черты разбойничества, кот были свойственны народным антифеодальным движениям.

Скоморохи – первые полупрофессиональные и профессиональные носители песенно-танцевального, циркового и театрального искусства, выделившиеся из общей массы участников обрядов.

Упоминания в XI веке.

Делятся на ʼʼосœедлыхʼʼ и ʼʼбродячихʼʼ. Оседлые – жили на одном месте, имели ремесло, в праздники становились народными затейниками. Это про них ʼʼИ швец, и жнец, и на дуде игрецʼʼ.

Бродячие жили только этой профессией, ходили из края в край. В XVI веке объединялись в многочисленные ʼʼватагиʼʼ.

Некоторых скоморохов и ватаг оставляли при своих дворах князья и бояре, становились боярскими увеселителями.

Искусство скоморохов вступало в конфликт с христианской моралью, проповедовала аскетизм и смирение, а скоморохи – взращённое на языческом мироощущении, близком к природе, с ее жизнеутверждающей нотой.

Гонения на скоморохов – церковь приступала к ʼʼочищениюʼʼ православной религии от ереси. Издавались царские указы об искоренении скоморохов и их искусства.

Это привело к исчезновению скоморохов, ассимиляции их с городским и сельским населœением.

При этом многие черты остались в фольклоре и породили явления, близкие к театру, как устная народная драма.

  • – Скоморохи на Руси.

    Формы русского средневекового театра На Руси, как и в средневековой Европе, театральное искусство существовало примерно в тех же формах: церковный театр, школьный театр, искусство скоморохов. Русский церковный театр отличался своеобразием и самобытностью…. [читать подробнее].

  • – СТОГЛАВ И СКОМОРОХИ НА ПОМИНКАХ

    Царь Иван Васильевич в 1551 г. предъявил церковному собору (названному по количеству статей в итоговом описании его действий “Стоглавым”) целый ряд претензий, связанных с плохой деятельностью духовенства. Среди его замечаний некоторые касались своеобразных разгульных… [читать подробнее].

  • – Скоморохи

    Были на Руси и прямые аналоги европейских шутов – скоморохи, называемые также “веселыми людьми”. Они представляли собой инерциальных продолжателей древних дохристианских жреческих структур – прямых наследников славянских волхвов. Но после принятия новой веры и… [читать подробнее].

  • Share: