Три кита в музыке
Технологическая карта к уроку «Три кита в музыке»
Технологическая карта урока.
Класс: 1 (УМК «Школа 21 века»)
Предмет: музыка
Тема: «Три кита в музыке»
Тип урока: урок объяснения нового материала
Форма работы: групповая
Дидактическая цель: организовать деятельность учащихся, направленную на знакомство с музыкальными жанрами.
Задачи: привитьинтерес и любовь к музыкальному искусству; сформировать эстетические критерии музыкальной культуры; научить различать музыкальные жанры.
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
– выделять и формулировать познавательную цель
– поиск и выделение необходимой информации
– обобщение информации
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные:
– понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
– определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
– отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
– контролировать свои действия в процессе выполнения задания.
Коммуникативные:
– умение работать в группе.
– слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.
– обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные:
проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Организационный момент
Предлагает учащимся выбрать одну из трёх карточек и сесть за соответствующий стол.
(на карточках: барабан, микрофон, балетная пачка)
Рассаживаются в три группы
Личностные:
проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству
Целеполагание
– Кому могут принадлежать эти предметы?
– Послушайте загадку, о ком она?
Как по морю-океану, Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не даёт! От него волна бежит,
Ну конечно это
– Сегодня мы поговорим с вами о китах, но наши киты необычные – музыкальные
– Соотнесите свои карточки с китом, который лежит у вас на столе. Попробуйте предположить, как зовут этих музыкальных китов?
ИД (Слайд 1)
– Какую учебную задачу нам сегодня предстоит решить на уроке?
Высказывают свои предположения
– (кит).
– кит с микрофоном – поёт (песня)
– кит с барабаном – марширует (марш)
– кит с балетной пачкой – танцует (танец)
Узнать о музыкальных китах
Регулятивные:
– понимать и удерживать учебную задачу урока;
Открытие нового знания
– Попробуйте сформулировать, что такое танец, песня, марш
ИД (Слайд 2,3,4) – проверка
– Какие виды танцев, песен, маршей вы знаете? Если затрудняетесь, воспользуйтесь конвертами (в них картинки с видами песен, танцев, маршей)
ИД (Слайд 5,6,7) – проверка
(Работа в группах)
Высказывают свои предположения.
(Работа в группах)
Высказывают свои предположения.
Познавательные:
– поиск и выделение необходимой информации
– обобщение информации
Регулятивные:
– понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
Коммуникативные:
– умение работать в группе
– слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других
– обосновывать и доказывать своё мнение
Личностные:
проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству
Физминутка
ИД
Закрепление
Кроссворд
1. За руки беремся дружно,
Кругом встанем — это нужно.
Танцевать пошли, и вот —
Закружился…
2. Все герои спектакля на сцене танцуют –
Не поют, не играют и не рисуют…
Прекраснее спектакля в театрах нет,
А называется он просто — …
3. Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.
4.Семь сестренок очень дружных,
Каждой песне очень нужных.
Музыку не сочинишь,
Если их не пригласишь.
5. В театре очень интересно,
Когда в спектакле все поют.
И музыку играл оркестр.
Спектакль как же назовут?
6. Песню запоем все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор —
Так старается наш…
7. Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто —
8.Наша армия сильна!
На параде вся страна:
Лётчик, снайпер и танкист,
И лихой кавалерист!
Гордо флаг сверкает наш
И звучит победный…
(хоровод)
(балет)
(Барабан)
(Ноты)
(Опера)
(хор)
(песня)
(марш)
Регулятивные:
– определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
Коммуникативные:
-уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.
– Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.
– Обосновывать и доказывать собственное мнение.
Познавательные:
– Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные:
проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству
Итог урока
– С какими китами мы сегодня познакомились?
– На протяжении всего музыкального курса мы будем узнавать более подробно о каждом жанре.
Кит – песня, кит – марш, кит – танец
Регулятивные:
– отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
Познавательные:
– Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Рефлексия
Закончи предложения: на уроке
Я узнал(а)….
Я понял(а)….
Мне понравилось…
Было трудно…
Регулятивные:
– оценивать свои достижения;
11 урок. Про «трёх китов» музыки
Д.Б. Кабалевский, известный композитор и музыкальный педагог, хотел, чтобы дети как можно раньше знакомились с основами музыкальной культуры.
Он создал много музыкальных произведений для детей – песен и пьес. Например, пьесу «Клоуны», которую мы уже слушали.
А ещё он написал для детей книгу о музыке, которая называется «Про трёх китов и про многое другое». Так вот, что же это за «три кита» музыки?
“Три кита” музыки
Конечно, слово «кит» употреблено образно, не в прямом его значении. Когда-то давно, когда ещё наука была развита очень слабо, люди не знали, что Земля имеет форму шара. Они представляли Землю, нашу планету, в виде плоскости, лежащей на трёх китах.
Вот отсюда и пошло выражение «держаться на трёх китах». Оказывается, музыка в самом деле держится (основывается) на трёх основных музыкальных формах: песне, танце и марше.
Поэтому песня, танец и марш называются «тремя китами» музыки.
Почему именно на них держится огромное здание музыки? Потому что именно эти жанры музыки являются самыми главными, именно они составляют часть нашей жизни. Мелодические формы песни, танца и марша составляют основу других мелодических форм.
Мы знаем уже, что песни (как и другие музыкальные произведения) могут быть народными и авторскими. Конечно, и у народной песни есть автор, но он забыт или неизвестен, а песня поётся. Такую песню называют народной.
Ребёнок, только что появившийся на свет, знакомится с музыкой через мамину колыбельную. Эта колыбельная для него – самая главная и самая первая музыка. Мы с тобой на прошлых уроках слушали украинскую народную колыбельную. А сегодня послушаем и выучим ещё одну колыбельную, автор которой известен. Сначала прослушаем её в исполнении Валентины Толкуновой.
«Колыбельная»
Муз. В.А. Моцарта
Стихи Б. Флисс в переводе С. Свириденко
Спи, моя радость, усни! В доме погасли огни; Пчелки затихли в саду, Рыбки уснули в пруду. Месяц на небе блестит, Месяц в окошко глядит… Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
В доме все стихло давно, В погребе, в кухне темно, Дверь ни одна не скрипит, Мышка за печкою спит. Кто-то вздохнул за стеной… Что нам за дело, родной? Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
А вот тебе аккомпанемент. Ты уже знаешь, что аккомпанемент – это музыкальное сопровождение. Выучи слова и пой самостоятельно под аккомпанемент.
Вся жизнь человека связана с песней. Сколько песен мы поём! В радости и в горе – на все случаи жизни есть песни.
Украинская песня
А когда к нам пришли гости и нам очень весело – мы танцуем. И о танце мы с тобой говорили на наших уроках. У каждого народа есть свой национальный танец, и не один. Вспомни украинские народные танцы, которые ты знаешь! Но, как и песни, танцы тоже бывают народными и авторскими. Вот, например, танец полька.
По́лька – быстрый, живой танец. Музыкальный размер польки – 2/4. Попробуй отстучать ритм польки карандашом.
Танец появился в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стал известным народным танцем. Этот танец любят и танцуют во многих странах, и каждая страна вносит в него свои национальные особенности. Есть много вариантов этого танца. И даже детский. В это коротеньком видео показаны основные движения польки. Может быть, и ты потанцуешь?
Многие композиторы сочиняют польку и включают её в свои большие произведения или делают отдельным произведением. Например, в знакомом уже тебе «Детском альбоме» П.И. Чайковского также есть полька. Давай послушаем её в исполнении маленького пианиста.
Новые танцы приходили на смену старым. Одни из них любили ещё наши бабушки и дедушки, но и мы с вами продолжаем любить их: например, вальс и знакомая тебе полька, гопак и лезгинка, русская и краковяк, многочисленные народные танцы-хороводы…
Вальс
О других танцах мы знаем только по картинам, например, французский менуэт, английский контрданс.
Современных танцев тоже довольно много. Ну вот, танец – это «второй кит» музыки.
А вот идут по улице военные. Они шагают бодро и твёрдо, а впереди них идёт оркестр со сверкающими трубами и играет, конечно же… марш! И название его – от французского слова «идти» (marcher). Пожалуй, самый известный марш – «Прощание славянки» В. Агапкина.
Барабанщики на марше
Прощание славянки (mp3ostrov.com)
Вот мы и узнали о «трёх китах» музыки – песне, танце и марше. На следующих уроках мы поговорим о каждом жанре отдельно и более подробно.
Вопросы для повторения и задания
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 218” города Ярославля
НА ЧЁМ ДЕРЖИТСЯ МУЗЫКА?
СКАЗКА ПРО ТРИ КИТА
В давние времена, люди думали, что Земля держится на трёх китах. В наше время никто уже в эту сказку не верит, все знают, что таких китов нет и не было никогда. Но очень важные вещи люди и сейчас называют «китами».
Жили – были в море Музыки три кита. Одного кита звали «Танец», другого кита звали Песня, а третьего кита звали – Марш. Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в море Музыки главный?
«Послушайте, друзья, – говорит кит по имени Танец, – сначала надо разобраться, кто из нас самый старший? Я – Танец. Без меня человеку никак не обойтись, со мной человеку весело, ни один праздник без меня не обойдётся».
Тут Кит Песни ему возражает: «Нет, Танец, кто старше: ты или я – нам вряд ли определить. А вот кто человеку нужнее? Конечно, Песня. С Песней человек никогда не расстаётся. С песней он трудится и отдыхает. Я и в радости и в горе помогу: и рассмешу, когда надо, и утешу».
Кит по имени Марш тоже в спор вступает: «Ну, знаете ли, друзья! И со мною тоже человек всю жизнь не расстаётся. Я и в труде, в бою, и на торжественном параде, и на балу первый. А в последний путь человека кто провожает? Вот и решайте, кто в мире Музыки главный».
Спорили они, спорили, и решили, что рассудить их может только человек. Да не простой человек, а тот, который музыку сочиняет, то есть композитор.
Смотрят: плывёт, купается в Море музыки композитор Дмитрий Дмитриевич Кабалевский. Обратились киты к композитору Дмитрию Дмитриевичу Кабалевскому: «Рассуди нас, композитор, пожалуйста.
Какой кит важнее, кому быть главным в море Музыки?»
Задумался композитор. Долго он думал да рассуждал и, наконец, объявил во всеуслышание о своём открытии: «Песня, Танец и Марш – основные виды музыки. Все они одинаково важны, потому, что музыка на этих «Трёх китах» держится».
Люди, услышав композитора, поддержали его. «В самом деле, не о чем тут спорить,- сказали они, – и песня, и танец, и марш нам нужны одинаково, нет смысла спорить о том, что в музыке важнее».
Уважаемы родители! После чтения сказки вы можете прочитать стихи о марше – бодрой, ритмичной музыке, которые написала Наталья Кончаловская в учебном пособии для младшего школьного возраста для фортепиано «Музыкальная азбука» изд.80-х годов
ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КАБАЛЕВСКИЙ (Краткая биография композитора)
На вопрос: Что такое счастье? — он отвечал: “Быть нужным людям”. Служению людям он и посвятил всю свою жизнь.
Дмитрий Кабалевский — один из наиболее деятельных и разносторонних представителей советской музыки. Композиторское творчество он успешно сочетает с педагогической, музыкально-критической и общественной деятельностью.
Музыка Кабалевского пронизана живым дыханием современности. Его герои — советский народ, молодежь. Разные стороны советской действительности нашли свое выражение в музыке композитора.
Ей свойственны мягкий лиризм и суровый драматизм, тонкий юмор и героическая патетика.
Дмитрий Борисович Кабалевский родился в Петербурге 30 декабря (нов.ст.) 1904 года и умер 14 февраля 1987 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В 1918 году с семьей переехал в Москву. Любовь к музыке, особенно к импровизациям на фортепиано, определила выбор профессии. Композитор получил образование в музыкальном училище имени Скрябина, затем в Московской консерватории, которую окончил в 1929 году по классу композиции Н. Я. Мясковского, а годом позже — по классу фортепиано А.
Б. Гольденвейзера. Имя Кабалевского было занесено на мраморную доску отличия. Уже в 1930-х годах его творчество отличалось разнообразием и интенсивностью.
В Поэме борьбы для хора и оркестра (1930), трех симфониях, Втором фортепианном концерте (1936), в песнях, музыке для кино и драматических спектаклей Кабалевский обращался к темам и образам современности. Вершиной этого периода явилась опера «Кола Брюньон» (по повести Ромена Роллана, 1937).
В годы Великой Отечественной войны композитор создает ряд крупных сочинений: кантату «Родина великая» (1942), сюиту «Народные мстители» для хора и оркестра (1942), оперу «В огне» (1943).
В послевоенный период, наряду с камерными произведениями, он пишет триаду инструментальных концертов, посвященных советской молодежи, — скрипичный, виолончельный и фортепианный (1948—1952). Тогда же были созданы оперы «Семья Тараса» (1947—1950) и «Никита Вершинин» (1954). Наиболее значительные сочинения последующего времени — Четвертая симфония (1956) и «Реквием» (сл. Р. Рождественского, 1963).
Работу над новыми произведениями Кабалевский сочетает с деятельностью педагога-просветителя.
Будучи действительным членом Академии педагогических наук, он начинает преподавать музыку в одной из общеобразовательных школ Москвы.
В результате возникает новая программа по музыке, которая широко распространяется в школах РСФСР. В 1983 году по инициативе и под редакцией Кабалевского начал выходить журнал “Музыка в школе”.
Для своих юных друзей композитор не только писал музыку. По радио, с концертной эстрады он читал лекции, проводил увлекательные беседы о музыке. Композитор, исполнитель, педагог, музыковед-исследователь, Д. Б. Кабалевский являлся одним из активнейших деятелей советской музыкальной культуры. Его заслуги были по достоинству оценены государством.
Убеждение в необходимости всеобщего музыкального образования Кабалевский подкрепляет и печатным словом. Назовем лишь некоторые из его литературных работ: “Про трех китов и про многое другое”, “Прекрасное пробуждает доброе”, “Как рассказывать детям о музыке?”, “Воспитание ума и сердца”, “Музыка и музыкальное воспитание”, “Ровесник”.
В программе детского сада дети старшей и подготовительной групп слушают его произведение «Клоуны», «Марш», «Маленькая полька» и др.
«Три кита» — это основные жанры, типы музыки
«Три кита» — это основные жанры,типы музыки.
Впервые в своей книге для детей их описал композитор Д. Д. Кабалевский: « Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти «три кита» держат на своих плечах весь огромный мир музыки»
Они стали частью нашей повседневности и настолько слились с нею, что порой мы не замечаем и не воспринимаем их как искусство. Песня, марш, танец очень прочно вошли и обосновались в нашей жизни, порою этого даже невозможно заметить и уж тем более связать с искусством.
К примеру, идёт рота солдат с маршем, естественно они не занимаются искусством, но оно вошло в их жизнь в форме марша, без которого они уже не могут существовать. Кто из нас задумывался, когда слушал мамину колыбельную.
или шагал в спортивном строю, или танцевал на дискотеке, что исполняется музыкальное произведение?Конечно, никто.
Но они всегда рядом с нами — песня, танец и марш.
В опере, в симфонии и в хоровой кантате, в фортепьянной сонате и в струнном квартете, в балете, в джазовой, эстрадной и народной музыке, словом, в любой области музыкального искусства нас ждет поддержка «трех китов».
Марш — это короткое и само по себе чеканное слово знакомо каждому с раннего детства.С маршами — бодрыми, веселыми, походными, праздничными, а порой печальными и даже траурными — связаны многие события в жизни человека.
Магсhе— французское слово, в переводе значит «ходьба». Поэтому пишутся они всегда в четком музыкальном размере 2/4 или 4/4, чтобы было удобно идти в строю.
И хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, их объединяет четкий и энергичный ритм.
Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства, настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали непременным атрибутом каждого праздника.
У многих народов они сохранились и до нашего времени.
Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство — балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в свободные вечера и на праздниках.
У каждого народа сложились свои национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой.
Песня. Трудно даже сказать, когда она появилась. Наверное, когда человек научился внятно говорить, он тут же запел от радости.
Песня, как рыдание или смех, отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны.
Особенность песни — в гармоничном сочетании слов имузыки.
Очень часто к слову «песня» прибавляют определение «народная». Каждая народная песня имеет ярко выраженный национальный колорит, потому что поют народы всех наций, всех континентов по-своему.
Трудно спутать русскую песню с грузинской, узбекской, неаполитанской или негритянской.
Безусловно, песня является одной из древнейших форм искусства, где наряду со словами присутствует, не сложная и легко запоминающаяся мелодия, которая передаёт общее настроение слов.
В широком понимании песня это всё то, что поётся, одновременно сочетая слова и напев. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него.
Встречается в повседневной жизни человека ежедневно – изо дня в день, наверное, с момента, когда человек начал внятно формировать свои мысли словами.
Песня, танец и марш – три кита в музыке– как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан.
Три кита в музыке – Сценарии – АсСоль
Три кита в музыке
Здравствуйте, ребята! Сегодня я вышла вас приветствовать с самым юным участником концерта и хочу, чтобы он открыл нашу новую музыкальную страничку. Влад учится на подготовительном отделении в нашей школе, а вот когда в следующем году он пойдет в 1 класс общеобразовательной школы, я думаю, много интересного сумеет он рассказать о музыке своим одноклассникам.
…
Ну, что ж, начнем нашу историю! В давние-давние времена люди не умели еще объяснить себе многие явления в нашей жизни. Не могли, например, долго понять, как же устроена сама Земля, на которой они живут. Вот и придумали, будто Земля похожа на диск, со всех сторон окруженный океаном. И держится она на спинах трех могучих китов.
Сегодня мы знаем, что это не так. Но в музыке существуют свои «три кита». И существуют они на самом деле, а не как сказка, придуманная потому, что мы чего-то в музыке не понимаем или не можем чего-то в ней объяснить. На этих «трех китах», вся музыка держится с давних времен и в наши дни.
Что же это за киты и почему их три?
Конечно, выражение «три кита», условное. Это три основные, очень важные области в музыке, или, как мы их называем, три основных жанра музыки.
Впервые о них рассказал в своей книге для детей композитор Д. Кабалевский. И я уверенна, что все вы без исключения давно уже отлично с ними знакомы.
У каждого кита есть своё имя. Давайте будем их вспоминать и узнавать:
Вот вплывает Первый кит
Словно реченька журчит.
И красиво нам поет,
Так, что за сердце берет.
Е.Крылатов Песня из к/ф «Приключения Электроника» – «Ты человек»
У песни всегда есть мелодия, и спеть ее можно не только голосом, но и на музыкальном инструменте.
Ю.Чичков Вокализ (флейта)
(Вокализ в переводе с лат. означает поющий)
У песен бывает разный характер, но чаще кит-песня – напевный, плавный, мелодичный, спокойный, мягкий.
Филиппенко «Диво, диво, дивина»
Ну что ж, давайте знакомиться со вторым китом.
Открывайте ворота
И встречайте марш-кита.
Этот четкий, мерный ритм.
Не дает скучать, бодрит.
Жилинскис Марш зайчат
Марш — французское слово, в переводе значит «ходьба».
Поэтому особенностью марша является четкий энергичный
ритм шага. Особенно хорошо удается исполнять маршевые
темы на медных духовых инструментах.
фрагменты маршевых тем.
Марши бывают разные: торжественные, спортивные, военные, строевые, походные.
Сироткин Спортивный марш
А сейчас будет звучать совсем другая музыка. Прежде чем мы назовем имя третьего кита, мы с вами послушаем музыку из мультфильмов.
Пьеса из м/ф «Девочка и королевский лев»
Микки Маус
Теперь нам останется назвать имя третьего кита — это будет совсем уже несложно.
Танец-кит пустился в пляс.
Взволновал он целый класс.
Ну, давай, скорей пляши,
Веселись ты от души.
Гречанинов «Весельчак»
Танец вместе с песней, даже незаметно, входит в жизнь маленького человека. Сначала это полечка вокруг елки, потом романтический вальс. А позже и другие, современные танцы.
«Дзвіночки»
У каждого народа есть свои танцы.
Дженкинсон Танец
Трояновский Испанский танец
Танец, который мы сейчас будем слушать, получил свое название в городе Таранто. Это стремительный и веселый итальянский танец, который называется тарантелла.
Джулиани Тарантелла
С тремя «китами» – песней, танцем и маршем – вы будете встречаться в самых разных музыкальных произведениях. И они всегда помогут вам лучше понять музыку.
Вебер Хор охотников
А сейчас прозвучит пьеса о веселых и забавных клоунах, которые смешно кувыркаются, скачут, падают.
Кабалевский Клоуны
Я приглашаю на сцену младший ансамбль скрипачей. Слово ансамбль происходит от французского и означает «вместе»— совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. Играть в ансамбле ответственно и очень интересно. И наши юные исполнители представят вам в ансамблевой игре всех трех китов! Вы их запомнили? Это песня, марш и танец.
Гайдн Песенка
Бакланова Марш
Лехор Вальс
Вам предстоит еще многое узнать о музыке. Но «три кита» всегда и везде помогут вам лучше понять ее, станут надежным мостиком, по которому вы сможете пройти в мир музыкального искусства.
Стрельникова И. А.
Музыкальные жанры. «Три кита» «Три кита» «Три кита» «Три кита» Песня Песня Песня Танец Танец Танец Марш Марш Марш Опера Опера Опера Балет Балет Балет. – презентация
1 Музыкальные жанры
2 «Три кита» «Три кита» «Три кита» «Три кита» Песня Песня Песня Танец Танец Танец Марш Марш Марш Опера Опера Опера Балет Балет Балет Симфония Симфония Симфония Концерт Концерт Концерт Сюита Сюита Сюита Кантата Кантата Кантата Мюзикл Мюзикл Мюзикл
3 «тремя китами», Много лет назад замечательный педагог и композитор Д.Б.Кабалевский сравнил музыкальные жанры с «тремя китами», на которых держится вся музыка. Содержание
4 Песня Песня – наиболее простая форма вокальной музыки, объединяющая текст с мелодией. Виды песни: Народная Народная (имеет варианты, подвержена изменениям). Композиторская Композиторская (имеет единого автора, не изменяется). (мелодия + слова). Содержание
5 это вид искусства, в котором мысли и чувства передаются при помощи движений под музыку. хоровод – русский; гопак – украинский; полонез – польский; полька – чешский; болеро – испанский; лезгинка – грузинский У каждого народа есть свои танцы: Содержание
6 (marshe – франц.) – «ходьба». В музыке так называют пьесы, написанные в чётком, энергичном ритме. Марш пишется в чётном размере (2/4, 4 /4) строевой, походный; встречный (исполняется при церемонии встречи гостей); спортивный; концертный; игрушечный. Виды марша: Содержание
7 это музыкально-драматическое произведение для театра, содержание которого передается через музыку и пение. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера увертюра (антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Содержание
8 это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является танец содержание балетного спектакля раскрывается при помощи музыки, декоративной живописи и хореографии Создатели балета композиторбалетмейстерлибреттистхудожник Содержание
9 Танцы в балете бывают сольные (выходы, вариации), ансамблевые (танец двоих – pas de deux, танец троих – pas de trios, танец четырех – pas de quatre), групповые – массовые (номера исполняет кордебалет) В балете есть самостоятельные оркестровые номера: увертюра и музыкальные антракты Содержание
10 Музыка пантомимы более свободна по ритму и создает ощущение выразительных движений. Пантомима связывает один танец с другим, помогая непрерывности развития действия. Содержание
11
12 Симфония (от греч. symphonía – созвучие, от sýn – вместе и phone – звук), предназначенное для исполнения симфоническим оркестром музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром. В отдельных Симфониях привлекаются также хор и певцы-солисты. Создаются и Симфония для струнного оркестра, духового оркестра, оркестра народных инструментов и др. составов. многочастное Симфония большое многочастное оркестровое произведение. Содержание
13 Моцарт. Симфония 41 «Юпитер», до мажор Бетховен. Симфония 3 ми- бемоль мажор, «Героическая») Шуберт. Симфония 8 си минор (так называемая «Неоконченная») Берлиоз. Фантастическая симфония Бородин. Симфония 2 «Богатырская» Гектор Берлиоз Александр Бородин Франц Шуберт Л.В. Бетховен. Содержание
14 Концерт в переводе с латинского языка означает состязаться, а с итальянского – согласие. это музыкальное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра Солирующими инструментами могут быть: фортепиано, флейта, скрипка, арфа… Есть концерты для голоса и оркестра. Первые концерты появились в Италии в XVII в. Позже концерты писали в Европе и в России: А.Вивальди, И.Бах, И.Гайдан, В.Моцарт, Л.Бетховен, П.Чайковский, С.Рахманинов. Содержание
15 музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом. «Сюита» в переводе с французского означает последовательность, ряд. Это многочастный цикл, состоящий из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объединенных общей художественной идеей. Очень известны: симфоническая сюита Римского – Корсакова «Шехерезада». Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Любовь к трём апельсинам». «Сказка про шута» и др. Содержание
16 это жанр вокально-инструментальной музыки. Кантата представляет собой крупное музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, хора и солистов (певцов). Поэтический текст кантат, как правило, посвящен событию, играющему важную роль в истории страны, или национальному герою, или любому значимому историческому персонажу. Содержание
17 Жанр «кантата» зародился в Италии примерно в конце 16 века. В переводе с итальянского языка слово «кантата» означает «петь» (образовано от итальянского глагола «кантаре»). В произведении чередуются арии и речитативы. Содержание
18 С.С. Прокофьев Кантата «Александр Невский» Встречаются кантаты торжественного, радостного, лирического, скорбного, повествовательного характера. Содержание
19 Мюзикл основан на связи музыки и литературы, но отличается от оперы и балета. это самостоятельный жанр, он имеет важные отличия от других жанров, основанных на взаимосвязи двух видов творчества: музыки и литературы. Мюзикл – слово английского происхождения, в переводе означает музыкальная комедия. Мюзиклы возникли в США в начале XX века, а к нам в Россию они пришли в 60-е годы и быстро полюбились зрителям разных возрастов и различных пристрастий. Отдельные мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго. Содержание
20 Мюзикл – это музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореографического и оперного искусств. Разновидности мюзиклов: Мюзикл-опера – разновидность, которая сочетает в единстве свойства и признаки обоих жанров; Мюзикл-оперетта – жанр, сочетающий характерные черты оперетт и мюзикла; Мюзикл-драма – жанр опирается на разговорный диалог; Мюзикл-обозрение – эстрадное ревю, но скрепленное драматическим сюжетом. Содержание
Четверть: «Три кита в музыке – песня, танец и марш»
Определение основных признаков знакомых по дошкольному опыту музыкальных жанров.
1. урок. Введение, вступительная тема: «композитор, исполнитель, слушатель», знакомство с тремя типами (жанрами) музыки.
2. 3 уроки. «Марш» (музыкальное произведение, под которое можно маршировать). Бывает разного характера: «Встречный марш» Чернецкого, «Футбольный марш» М.Блантера, «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского
4- 5 уроки. «Танец» (музыкальное произведение, под которое можно танцевать). «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского, «Итальянская полька» С.Рахманинова, «Вальс-шутка» Д.Шостаковича, «Танец молодого бегемота» Д.Кабалевского, «Камаринская».
6 урок
6 урок. «Песня» – ее можно петь и играть, здесь всегда есть мелодия. «Дон-дон», «Сурок» Бетховена (слушание)
7 8 уроки «Киты встречаются вместе» Островский «Пусть всегда будет солнце», «Танец с кубками» из «Лебединого озера»
9. Обобщение темы четверти
Четверть «О чем говорит музыка»
(Что музыка выражает и что изображает?) Выражает чувства и настроения людей, различные черты человеческого характера; может изображать движение, картины природы и т.д.
Бетховен «Веселая. Грустная», Кабалевский «Три подружки» («Резвушка, «Плакса», «Злюка»), Глинка «Попутная песня»
Четверть «Куда ведут нас три кита»
– в оперу, симфонию, балет, концерт. «Тот, кто научился слышать в музыке песню, танец и марш, может войти в любую область музыки»
М.Коваль детская опера «Волк и семеро козлят», «Танец маленьких лебедей», Финал 4 симфонии П.Чайковского («Во поле береза стояла»), № концерт для ф-но с оркестром Д.Кабалевского («То березка, то рябина»), Марш Тореодора.
Четверть «Что такое музыкальная речь»
«Звуки, из которых композитор строит музыку, могут быть разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и «прыгающими», стремительно несущимися и почто застывшими на месте, ускоряющимися и замедляющимися, усиливающимися и затихающими, движущимися вверх и вниз…» – и от этого зависит своеобразие каждого музыкального произведения.
Умение определить построение (форму) произведения «Сколько в музыке характеров, столько и частей»; тембр – окраску звука.
Бетховен «Сурок» – «Марш» («Кармен») Бизе. Прокофьев «Петя и волк» – симфоническая сказка.
Класс
1 четверть «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость»
Обобщение тем первого класса, подготовка к усвоению главной темы начальной школы.
· «Песенность – когда музыка пронизана певучестью, песенной мелодичностью, но не обязательно предназначена для пения;
· Танцевальность – когда музыка пронизана ритмами, идущими от танцев (от польки и вальса, от различных народных танцев), но не обязательно предназначена для того, чтобы под нее танцевать;
· Маршевость – когда музыка пронизана маршевыми ритмами (походными, торжественными, траурными и т.д., но не обязательно предназначена для того, чтобы под нее маршировать».
Фрагменты из балета Р. Щедрина «Конек-горбунок»: «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох»; Мелодия из 3 части Пятой симфонии Л. Бетховена.
ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ – ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 2.2-2.4
Четверть «Интонация» («Зерно музыки»)
(главная тема начальной школы) – не путать с чистотой интонирования.
«Речь разговорная и речь музыкальная имеют много общего». «…Выразительная речь человека словно стремится приблизиться к музыке, а музыка в свою очередь стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям и без слов»
«Музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса, даже большое сочинение обычно вырастают…из интонаций». Интонация определяет мелодию, ритм, другие элементы музыкальной речи, а также самое главное – характер музыки.
Интонации выразительные и изобразительные
Кабалевский «Три подружки», Римский-Корсаков «Золотой петушок» (темы героев).
Четверть «Развитие музыки»
«Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития…»
Композиторское развитие – имеется уже в самой музыке. (Прокофьев «Петя и волк»)
Исполнительское развитие – куплетная форма (Книппер «Почему медведь зимой спит»)
Мажор и минор – два типа (характера) звучания музыки: более светлое и более затемненое (свет и тень, блеск и матовость)
«Во поле береза стояла» – Финал Четвертой симфонии Чайковского; Григ «В пещере горного короля»; Григ «Утро» – исполнение главной мелодии и слушание фрагмента; песни в куплетной форме.
Четверть «Построение (формы) музыки
Смена частей в произведениях прежде всего связана с изменением характера музыки. Сколько характеров – столько частей. При объяснении используем наглядные пособия.
Песни в куплетной форме (без припева) – одночастные. Бугославский «Песня о пограничнике», Чайковский – главная тема из 3-й части Шестой симфонии (марш).
Двухчастная форма – Чайковский «Неаполитанская песенка», Григ «Песня Сольвейг»
Трехчастная форма – Ария Сусанина
Рондо – Бородин «Спящая княжна»
Вариации – рнп «Со вьюном я хожу»
ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ – ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
Класс
Четверть «Музыка моего народа»
Музыка народная и композиторская. Жанры русских народных песен (лирические, детские, солдатские, трудовые, шуточные, плясовые и т.д) – примеры на все жанры. «Но песеность, певучесть, распевность решительно преобладают в ней.
Оркестр русских народных инструментов.
В композиторской музыке могут звучать темы народных песен Даргомыжский. Вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге),
Также бывают произведения, мелодии которых напоминают рнп – главная мелодия 1 части Третьего фортепианного концерта С. Рахманинова, Щедрин, «Озорные частушки».
2 четверть «Между музыкой моего народа и других народов моей страны нет непереходимых границ» – о музыке народов СССР
Славянские народы. Музыка украинская и белорусская –– ближе всего к русской (напевные)
«Веснянка» – Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского (фрагмент), «Ревет и стонет Днепр широкий»;
«Перепелочка», «Бульба»
Закавказские народы. Музыка стремительная, горячая.
Гусейнли «Цыплята» (Азербайджан)
А.Хачатурян Фрагменты из балета «Гаянэ» (Армения) «Лезгинка» (Грузия)
Прибалтика. Латвия лат.н.п.«Вей ветерок»
Каждый народ имеет свою (и народную и композиторскую) музыку, иногда очень несхожую с музыкой других народов. Но музыка понятна всем людям независимо от национальности, поэтому она сближает людей, помогает дружить.
3 четверть «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Музыка это тоже язык, на котором люды выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык. И этот язык понятен всем другим народам без перевода.
Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс». «Пастушья песня» (франц. н.п.) – Вариации на тему французской песни Моцарта.
Григ «Заход солнца», Моцарт «Рондо в турецком стиле» …«Камаринская» – Вариации на русскую тему Бетховена.
«Сакура» – Вариации на японскую народную тему Д.Кабалевского.
Четверть «Композитор – исполнитель – слушатель»
Что мы узнали о композиторах, исполнителях и какими слушателями мы сами стали?
Экспозиция 1 части Симфонии №40 Моцарта, Фрагмент из 2 части Четвертой сонаты Бетховена, Шопен Прелюдия №15.
Пионерские песни Локтев «Разговор с Лениным».
Класс – программа зависит от выбора педагога
______________________________________________________________________________________________________________________
4 ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ – ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИДОВ ИСКУССТВ 4 класс – 5!!!
Класс
1 –2 музыка и литература – 3-4 музыка и живопись.
Четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
Без литературы невозможны вокальные произведения (песни, романсы, кантаты – Свиридов «Памяти Сергея Есенина»). В опере и балете есть либретто («Садко», «Руслан и Людмила»)
Четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»
Музыка встречается во многих литературных произведениях. Музыкальные сказки (Музыкант-чародей – белорусская), басни (Крылов «Квартет» – фрагмент квартета №2 Бородина), рассказы (Паустовский «Старый повар» – Моцарт Симфония № 41); музыка и кино («Звуки музыки»).
Урок музыки. Три кита в музыке: песня, танец, марш
Цель урока: «Формирование целостного представления о трёх сферах музыкального искусства. Вызвать эмоциональный отклик на музыку разных жанров».
Задачи: «научить учащихся не только слышать, но и слушать музыку. Подвести школьников к восприятию понятий «композитор», «исполнитель», слушатель». Познакомить с определением трёх китов в музыке.
Музыкальный материал: «Шарка Барка» – калмыцкий народный танец. «Осень» – муз. Б. Терентьева, сл. З. Петровой. «Урожайная» муз. Филиппенко.
«Марш» – муз. Д. Кабалевского.
Ход урока: Орг. момент.
Мы продолжаем знакомиться с темой наших уроков «Три кита в музыке», а значит, мы продолжаем знакомиться с таким понятием «Что такое музыка» и причем здесь три кита?
Все эти вопросы вы будете задавать детям на практике на уроках музыки. Вы их познакомите со следующей легендой, которая поможет вам ввести детей в мир музыки.
Итак. Давным-давно, когда ещё не было на свете ваших пра-пра-пра-прабабушек и пра-пра-пра-прадедушек жили люди, которые верили, что наша Земля имеет форму пирога и расположена она на трёх китах, которые плавают в огромном океане.
Сегодня даже маленький ребёнок знает, что наша земля имеет форму шара, немного вытянутого по бокам. Этот шар находится, как и многие звезды, в космосе.
Но легенда о том, что в музыке существуют Три кита, и они находятся на музыкальном острове, который расположен в огромном океане волшебных звуков существует до сих пор. Эти киты имеют музыкальные имена: кит Песня, кит Танец и кит Марш.
Вы отправитесь с детьми в гости к королеве Мелодии и фее ДоМиСОЛЬке. Послушайте три мелодии и определите, к какому киту относится каждая из этих мелодий. (Звучит песня, танец, марш).
Верно, королева Мелодия подарила нам с вами три мелодии. Что удобно делать под первую мелодию?
Ответы учащихся: Маршеровать. Вы можете предложить детям следующее стихотворение из брошюрки «Музыкальная речь в стихах»
*** Кит Марш – строевой, боевой, озорной, С ним легче шагать нам дорогой прямой. С ним легче в походы с друзьями ходить,
С ним праздник светлее, с ним радостней жить.
Учитель: Верно, ребята, а под вторую мелодию?
Ответы учащихся: Танцевать.
Послушайте стихотворение о танцах и задайте детям вопрос какие инструменты не были названы в данном стихотворении.
*** Много танцев есть на свете, Очень нам они нужны: Танго, твист, товшур и полька, Ишкимдык, гопак, кадриль, Плавный хоровод и бульба, Быстрый рок-н-рол, чарльстон, Вальс… он самый-самый главный
И любимый всеми он.
Учитель: Молодцы. А что мы можем делать под третью мелодию?
Ответы учащихся: Петь.
*** Расскажет кит Песня о странах волшебных, Об осени, лете, зиме и весне, О том, как чудесно жить детям на свете, О дружбе и мире на нашей земле. О том, как по рельсам бегут поезда, О том, как прекрасны луга и леса. Кит Песня расскажет о школе родной,
О нашей учебе и дружбе большой.
Учитель: Очень хорошо. Ребята, художник пишет картины, писатель пишет для вас сказки и рассказы, поэт сочиняет стихи, а как называется музыкант, который сочиняет музыку?
Учащиеся: ( разные варианты ответов. В конце концов они приходят к выводу, что музыку сочиняет композитор)
Учитель: Верно. Композитор сочинил песню, пьесу, оперу и так далее, а кто же их исполняет?
Учащиеся: Музыканты.
Учитель: верно, музыканты, но они имеют название. Если они ИСПОЛНЯЮТ музыку, то как мы их можем назвать?
Учащиеся: исполнители.
Учитель: молодцы. Назовите мне три группы исполнителей.
Учащиеся: это инструменталисты, вокалисты и танцоры.
Учитель: в свою очередь инструменталисты делятся на солистов, дуэт, трио, квартет, ансамбль, оркестр. Кто мне может назвать какие виды оркестров существует.
Учащиеся: народный, духовой, симфонический, эстрадно-симфонический, джазовый, неаполитанский, струнный, шумовой и т.д.
Учитель: Что и где исполняют вокалисты?
Учащиеся: вокалисты исполняют песни, романсы, баллады, арии, ариетты, поют в хоре (народном и академическом), опере, оратории, кантате.
А кто слушает музыку?
Учащиеся: Слушатели.
Учитель: Верно, но дети часто говорят, что слушают зрители. Поэтому вы должны детям объяснить, что зрители смотрят кино, мультики, концерты, а если мы СЛУШАЕМ музыку, то мы становимся…..
Учащиеся: Слушателями.
Учитель: верно. Вы должны детям не навязывать своего мнения, а добиваться того, чтобы они сами осознали и ответили верно.
Следовательно, для того, чтобы существовала музыка нам нужны композитор, исполнитель и слушатель.
(далее идет закрепление этих понятий Учащиеся объясняют учителю как они будут закреплять полученные знания с детьми и закреплять знания, умения и навыки.)
Учитель: А теперь мы познакомимся с композитором Б. Терентьевой, которая подарила детям песню, которая называется… А впрочем, послушайте её и попробуйте дать ей название.
(Идет прослушивание)
Как вы думаете, какой кит (жанр) принимал участие в создании этой песни?
Учащиеся: Кит (жанр) Песня.
Учитель: Верно, кит Песня. А как мы её можем назвать?
Учащиеся: (варианты ответов)
Учитель: Верно. Эта песня об осени и назовём мы её «Осень». Понравилась вам эта песня? (так вы будете спрашивать детей. Можно прочитать детям два разнохарактерных стихотворения об осени, и спросить, какое по характеру и настроению ближе к тексту песни)
Учитель: сейчас мы её разучим. Послушайте первую фразу:
Осень за окошком ходит неспеша,
А теперь послушайте первый звук, с которого начинается первая фраза. (учащиеся повторяют)
А теперь послушайте вторую фразу. Она похожа на первую фразу, но у неё другое окончание. Заметьте, девушки, что вторая фраза повторяется три раза. Слушайте внимательно. ( Слушание)
А теперь мы соединим первую и вторую фразы вместе.
(Исполнение).
(Второй и третий куплеты разучиваются по этой же схеме)
А теперь, девушки, мы исполним песню целиком. (Исполнение 2-3 раза)
Мы продолжим изучение этой песни на следующем уроке, а пока мы отправляемся в гости ко второму киту (жанру).
(звучит к.н.т. «Шарка – Барка»)
Учитель: какой это кит (жанр) – Песня, Танец или Марш?
Учащиеся: (ответы)
Учитель: Верно! Как он называется?
Учащиеся: Шарка – Барка.
Учитель: Это калмыцкий народный танец. Давайте мы с вами его исполним. Кто вы в этом случае будете? Заметьте, девушки, вы будете показывать детям элементы калмыцкого танца.
(Исполнение).
А теперь, нас ждет ещё один кит. Как вы думаете какой?
Учащиеся: Кит (жанр) марш.
Учитель: а что под него удобно делать?
Учащиеся: маршировать.
Учитель: Итак. Станьте ровно, слушаем музыку.
(Исполнение)
Учитель: Сегодня, девушки, мы с вами разучим ещё одну песню. Она тоже посвящена осени. Называется она «Урожайная». Послушайте внимательно текст песни и скажите мне о чем она? Не забывайте, что эти вопросы вы будете задавать детям.
(Слушание).
Так о чем же была эта песня?
Учащиеся: ( ответы).
Учитель: верно. Назовите мне, какие вы знаете фрукты и овощи.
Здесь мы применяем принцип связи музыки и жизни.
Учитель: Сейчас мы её разучим. Обратите внимание, девушки, что киту Песне помогал написать мелодию и кит Танец, так как под мелодию этой песни можно ещё и танцевать.
( идёт разучивание песни по этапам)
Учитель: Вот и подходит к концу наш урок. Что нового вы узнали на этом уроке? Кто такие композитор, исполнитель, слушатель?
Учащиеся: (ответы)
Учитель: Очень хорошо.. Мы ещё не раз встретимся с вами в музыкальном королевстве. Дома нарисуйте трёх китов, королеву Мелодию и фею ДОМИСОЛЬку и рисунки к понравившейся песне. Все эти иллюстрации вам помогут самим провести урок музыки.
Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Молодцы! А теперь урок окончен. До свидания!
Leave a Comment