Значение имени цицерон
Марк Туллий Цицерон : краткая биография
Марк Туллий Цицерон – выдающийся древнеримский оратор, политик, философ, писатель. Семейство его принадлежало к сословию всадников. Родился в 106 г. до н. э., 3 января, в городке Арпинум.
Чтобы сыновья смогли получить достойное образование, отец перевез их в Рим, когда Цицерону было 15.
Природный талант красноречия и усердные занятия не прошли даром: ораторское мастерство Цицерона не осталось незамеченным.
Его первое публичное выступление состоялось в 81 или в 80 г. до н. э. и было посвящено одному из любимцев диктатора Суллы. За этим могли последовать гонения, поэтому Цицерон перебрался в Афины, где уделял особое внимание изучению риторики и философии.
Обратите внимание
Когда Сулла умер, Цицерон возвратился в Рим, стал выступать на судебных процессах защитником. В 75 г. до н. э. его избрали квестором и отправили на Сицилию.
Будучи честным и справедливым чиновником, он завоевал у местного населения огромный авторитет, однако на его репутации в Риме это практически не сказалось.
Известным человеком Цицерон стал в 70 г. до н. э. после участия в громком процессе, т.н. деле Верреса. Несмотря на все ухищрения оппонентов, Цицерон блестяще справился со своей миссией, и благодаря его выступлениям обвиняемому в вымогательстве Верресу пришлось покинуть город. В 69 г. до н.
э. состоялось избрание Цицерона эдилом, еще через 3 года – претором. К этому периоду относится первая речь сугубо политического содержания. В ней он выступил с поддержкой закона одного из народных трибунов, добивавшегося, чтобы Помпей в войне с Митридатом получил чрезвычайные полномочия.
Очередной вехой в политической биографии Цицерона стало избрание его в 63 г. до н. э. консулом. Его соперником на выборах был Катилина, настроенный на революционные преобразования и во многом поэтому проигравший.
Находясь на этой должности, Цицерон выступал против законопроекта, в рамках которого предлагалось раздать беднейшим гражданам землю и создать для этих целей особую комиссию. Чтобы победить на выборах 62 г. до н.э,. Катилина замыслил заговор, который был успешно раскрыт Цицероном.
Его четыре речи в сенате против соперника считаются образцом искусства красноречия. Катилина спасся бегством, а другие заговорщики были казнены.
Влияние Цицерона, его слава в это время достигли апогея, его называли отцом отечества, но в то же время, если верить Плутарху, его склонность к самовосхвалению, постоянное припоминание заслуг в раскрытии заговора Катилины возбудили во многих гражданах неприязнь к нему и даже ненависть.
Важно
Во время т.н. первого триумвирата Цицерон не поддался искушению выступить на стороне союзников и остался верен республиканским идеалам. Один из его оппонентов, трибун Клодий, добился того, что в 58 г. до н. э.
, в апреле, Цицерон отправился в добровольное изгнание, его дом сожгли, а имущество конфисковали.
В это время у него не раз возникали мысли о самоубийстве, однако вскоре Помпей добился того, чтобы Цицерона возвратили из ссылки.
Возвратившись домой, Цицерон не стал активно участвовать в политической жизни, отдавая предпочтение литературе и адвокатской практике. В 55 г. до н. э. появляется его диалог «Об ораторе», еще через год он начинает работать над трудом «О государстве».
Во время гражданской войны оратор попытался выступить примирителем Цезаря и Помпея, но приход любого из них к власти считал для государства плачевным исходом. Приняв сторону Помпея, он после сражения при Форсале (48 г. до н. э.) не стал командовать его войском и переехал в Брундизий, где произошла его встреча с Цезарем.
Несмотря на то, что тот его простил, Цицерон, будучи не готовым смириться с диктатурой, углубился в сочинения и переводы, и в его творческой биографии это время оказалось самым насыщенным.
В 44 г. до н. э., после того, как Цезарь был убит, Цицерон предпринял попытку вернуться в большую политику, полагая, что у государства еще есть шанс вернуть республику.
В противостоянии между Марком Антонием и наследником Цезаря Октавианом Цицерон встал на сторону второго, видя в нем более легкий объект для влияния. Произнесенные против Антония 14 речей вошли в историю как филиппики.
После того как Октавиан пришел к власти, Антонию удалось включить Цицерона в списки врагов народа, и 7 декабря 43 г. до н. э. он был убит неподалеку от Кайеты.
Творческое наследие оратора дошло до наших дней в виде 58 речей судебного и политического содержания, 19 трактатов, посвященных политике и риторике, философии, а также более 800 писем. Все его сочинения являются ценным источником сведений о нескольких драматичных страницах в истории Рима.
Биография из Википедии
Марк Ту́ллий Цицеро́н (лат. Marcus Tullius Cicerō; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политический деятель, оратор и философ. Будучи выходцем из незнатной семьи, сделал благодаря своему ораторскому таланту блестящую карьеру: вошёл в сенат не позже 73 года до н. э.
и стал консулом в 63 году до н. э. Сыграл ключевую роль в раскрытии и разгроме заговора Катилины. В дальнейшем, в условиях гражданских войн, оставался одним из самых выдающихся и самых последовательных сторонников сохранения республиканского строя. Был казнён членами второго триумвирата, стремившимися к неограниченной власти.
Цицерон оставил обширное литературное наследие, существенная часть которого сохранилась до наших дней. Его произведения уже в античную эпоху получили репутацию эталонных с точки зрения стиля, а сейчас являются важнейшим источником сведений о всех сторонах жизни Рима в I веке до н. э.
Многочисленные письма Цицерона стали основой для европейской эпистолярной культуры; его речи, в первую очередь катилинарии, принадлежат к числу самых выдающихся образцов жанра.
Философские трактаты Цицерона представляют собой уникальное по охвату изложение всей древнегреческой философии, предназначенное для латиноязычных читателей, и в этом смысле они сыграли важную роль в истории древнеримской культуры.
Происхождение
Марк Туллий Цицерон был старшим сыном римского всадника того же имени, которому слабое здоровье не позволило сделать карьеру, и его жены Гельвии — «женщины хорошего происхождения и безупречной жизни».
Его братом был Квинт, тесную связь с которым Марк Туллий сохранял в течение всей своей жизни, двоюродным братом — Луций Туллий Цицерон, сопровождавший кузена в его путешествии на Восток в 79 году до н. э.
Род Туллиев принадлежал к аристократии Арпина, небольшого города в землях вольсков на юге Лация, жители которого обладали римским гражданством с 188 года до н. э.
Совет
Отсюда же родом был и Гай Марий, находившийся в свойстве с Туллиями: дед Цицерона был женат на Гратидии, чей брат женился на сестре Мария.
Таким образом, племянник Гая Марк Марий Гратидиан приходился Цицерону двоюродным дядей, а на двоюродной тётке Цицерона Гратидии был женат Луций Сергий Катилина.
Неизвестно, с какого времени Туллии носили когномен Цицерон (Cicero).
Плутарх утверждает, что это родовое прозвание произошло от слова «горох нут» и что друзья Цицерона в те времена, когда он только начинал карьеру, советовали ему заменить это имя чем-нибудь более благозвучным; Марк Туллий отверг этот совет, заявив, что он заставит свой когномен звучать громче, чем имена Скавр и Катул.
Ранние годы
Когда будущему оратору исполнилось 15 лет (91 год до н. э.), его отец, мечтавший о политическом поприще для своих сыновей, переехал с семьей в Рим, чтобы дать мальчикам хорошее образование.
Желая стать судебным оратором, юный Марк изучал творчество греческих поэтов, интересовался греческой литературой, обучался красноречию у знаменитых ораторов Марка Антония и Луция Лициния Красса, а также слушал выступавшего на форуме Публия Сульпиция.
Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон обучался ему у видного юриста того времени Квинта Муция Сцеволы Понтифика. Прекрасно владея греческим языком, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром Афинским, стоиком Диодором Кроном и главой новоакадемической школы Филоном.
У последнего Марк Туллий учился и диалектике — искусству спора и аргументации.
Во время начавшейся вскоре Союзнической войны Цицерон служил в армии Луция Корнелия Суллы. В 89 году до н. э. он стал свидетелем знамения, предшествовавшего победе Суллы при Ноле, и встречи консула Гнея Помпея Страбона с марсом Веттием Скатоном.
Затем, в условиях вражды марианской и сулланской партий Цицерон «обратился к жизни тихой и созерцательной», изучая философию, риторику и право. Это продолжалось до окончательной победы сулланцев в 82 году до н. э.
; при этом сам Цицерон утверждал позднее, что был на стороне Суллы.
Начало карьеры оратора
Первая сохранившаяся речь Цицерона, созданная в 81 году до н. э., «В защиту Квинкция», целью которой было возвращение незаконно захваченного имущества, принесла оратору его первый успех.
Ещё большего успеха оратор добился речью «В защиту Росция», в которой был вынужден говорить о состоянии дел в государстве, где, по его словам, «разучились не только прощать проступки, но и расследовать преступления».
Это непростое дело скромного выходца из провинции Росция, несправедливо обвиненного родственниками в убийстве собственного отца, в действительности было тяжбой между представителями старинных римских родов, утративших своё влияние при сулланском режиме, и безродными ставленниками диктатора.
Обратите внимание
Цицерон лично побывал в Америи и на месте расследовал обстоятельства преступления, после чего просил у суда 108 дней для подготовки процесса.
Уже в процессе Росция Цицерон показал себя талантливым учеником греков и известного ритора Аполлония Молона, у которого молодой оратор получил образование в Риме.
Речь Цицерона была построена по всем правилам ораторского мастерства — с жалобами на молодость и неопытность защитника, увещеванием судей, прямыми речами от имени обвиняемого, а также опровержением доводов обвинения.
В развенчании утверждений обвинителя Гая Эруция, пытавшегося доказать, что Росций — отцеубийца, Цицерон прибегает к греческому искусству этопеи, опиравшемуся на характеристику обвиняемого, который не мог бы совершить столь ужасного поступка:
Важность дела Росция заключалась в том, что, по словам Цицерона, «после долгого перерыва» впервые происходил «суд по делу об убийстве, а между тем за это время были совершены гнуснейшие и чудовищные убийства». Так защитник намекал на события гражданской войны 83—82 гг. до н. э.
и сулланские репрессии, обращенные против всех несогласных с диктаторским режимом.
Отца обвиняемого, очень богатого по тем временам человека, его дальние родственники, прибегнув к помощи влиятельного фаворита Суллы Корнелия Хрисогона, попытались уже после совершения убийства внести в проскрипционные списки, а имущество, продав за бесценок, распределить между собой.
Исполнению замыслов «бесчестных наглецов», как именует их Цицерон, мешал законный наследник, которого и попытались обвинить в отцеубийстве.
Важно
Именно поэтому в данном деле защитник не столько говорит о невиновности обвиняемого (она для всех очевидна), сколько разоблачает алчность преступников, наживающихся на гибели сограждан, и тех, кто пользуется связями для сокрытия преступлений. Цицерон обращается к судьям не с лестью, а с требованием «возможно строже покарать за злодеяния, возможно смелее дать отпор наглейшим людям»: «Если вы в этом судебном деле не покажете, каковы ваши взгляды, то жадность, преступность и дерзость способны дойти до того, что не только тайно, но даже здесь на форуме, у ваших ног, судьи, прямо между скамьями будут происходить убийства».
Процесс был выигран, и оратор приобрел большую популярность в народе благодаря своей оппозиции местной аристократии.
Но, опасаясь мести Суллы, Цицерон на два года отправился в Афины и на остров Родос, якобы ввиду необходимости более глубокого изучения философии и ораторского искусства.
Там он снова обучался у Молона, впоследствии оказавшего сильное влияние на стиль Цицерона — с этого времени оратор стал придерживаться «среднего» стиля красноречия, объединившего ряд элементов азианского и умеренного аттического стилей.
В 78 году до н. э., вскоре после смерти Суллы, Цицерон возвратился в Рим. Здесь он женился на Теренции, принадлежавшей к знатному роду (этот брак принёс ему приданое в 120 тысяч драхм), и продолжил судебную ораторскую практику.
Начало политической деятельности
В 75 году до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев, но в Риме его успехи практически не были замечены. Плутарх так описывает его возвращение в столицу:
Квестура означала для Марка Туллия вступление в сенаторское сословие. К 14 октября 73 года до н. э. относится самое первое его упоминание в качестве сенатора. В последующие годы Цицерон принял участие в ряде судебных процессов, добился признания в сенате, а в 70 году до н. э. без особого труда занял должность эдила, являвшуюся следующей после квестуры ступенью в карьере.
В августе 70 года до н. э. Цицерон выступил с циклом речей против пропретора Сицилии, в прошлом сторонника Суллы, Гая Лициния Верреса, который за три года наместничества (73 — 71 гг. до н. э.) разграбил провинцию и казнил многих её жителей.
Дело осложнялось тем, что противника Цицерона поддерживали многие влиятельные нобили, в том числе оба консула следующего года (Гортензий, знаменитый оратор, согласившийся выступить на процессе защитником, и друг Верреса Квинт Метелл), а также председатель суда претор Марк Метелл.
Но Цицерон все же взялся за дело против коррупции на всех уровнях власти и победил.
Совет
Его речи, написанные для этого процесса, имели огромное политическое значение, поскольку в сущности Цицерон выступил против сенатской олигархии и одержал над ней триумфальную победу: аргументы оратора в пользу виновности Верреса оказались настолько бесспорными, что знаменитый Гортензий отказался защищать подсудимого. Веррес был вынужден заплатить крупный штраф в размере 40 миллионов сестерциев и удалиться в изгнание.
Значение имени Цицерон | Astro-ru.ru
Синонимы имени Цицерон: Сесеро, Сисеру, Сисеро. Происхождение имени Цицерон: Имя Цицерон католическое.
Имя Цицерон, в первую очередь, ассоциируется с блестящим римским оратором Марком Туллием Цицероном.
Когномен, который носил этот философ и древнеримский политик, относится к патрицианскому роду Туллиев и является одной из плебейских ветвей рода Клавдиев, одними из самых известных фамилий. В переводе с латинского «cicer» означает «горошина».
В таких странах как Португалия, Бразилия можно встретить современные варианты этого имени – Сесеро, Сисеру. Но это имя считается очень редким.
Латинское написание имени (Cicero) сохранилось в географических названиях, названиях станций метро в Чикаго. В католическом календаре имя Цицерон не встречается. В характере Цицерона заключена определённая сила, позволяющая этому человеку оставаться защищённым и гармоничным.
Цицерон всегда сторонится всевозможных осложнений, он желает спокойствия, жизни в гармонии с другими. Главное место в его жизни занимают чувства. Все в своей жизни он делает по велению сердца, не важно, идет ли речь о выборе профессии или о выборе одежды. Цицерон – замечательный щедрый и способный к состраданию человек.
Его ценят за умение делиться просто так.
Этот мужчина очень чувствителен к любому проявлению эстетической красоты, к искусству. Он самый настоящий прирожденный художник, обладающий рафинированным и изысканным вкусом. Цицерон очень красив, но при этом не перестает стремиться к совершенству, уделяя маниакальное внимание некоторым деталям. По натуре Цицерон – экстраверт.
Обратите внимание
Он коммуникабелен, но легко попадает под чужое влияние. Родные и близкие Цицерона решают за мужчину многие вопросы, например, касающиеся карьеры. Очень часто чувства берут в нем верх над разумом и силой воли. При этом Цицерону не откажешь в трудолюбии и активности.
Хотя мужчина свою работу выполняет обычно в неравномерном темпе, он очень самоотвержен.
В детстве Цицерон очаровательный, нежный и милый ребенок. Его обаяние действует не только на родителей, он успешно манипулирует окружающими. Цицерон очень плохо переносит нарушение гармонии в семье.
Если в семье возникают ссоры и неприятности, то Цицерон, не выдерживая напряжённости, теряет к семье интерес и бежит из нее. Несправедливость невыносима для этого мужчины. Он немедленно реагирует на любое ее проявление.
Из Цицерона может выйти неплохой организатор, имеющий способности к проведению групповых мероприятий. Увлечение творческой деятельностью может легко лечь в основу будущей профессии мужчины.
Сентиментальная сторона дела всегда имеет для Цицерона первостепенное значение. Во взрослом возрасте он по-прежнему остается очаровательным человеком, способным принести тепло и комфорт другим. Такие поступки доставляют ему только удовольствие. Выбирая, Цицерон всегда будет руководствоваться сердцем.
Это обольститель, но в то же время семья так же крайне важна для него. Цицерон часто долго не может определиться с выбором профессии. Его легко уговорить на создание или участие в собственном семейном бизнесе.
В противном случае он всегда будет колебаться между профессиями художественной сферы и профессиями, которые позволяют непосредственно быть полезным для других. Так, он может стать медработником или правозащитником.
о транскрипции имён и Цицероне
о транскрипции имён и Цицероне
[янв. 24, 2002|08:32 pm]Anatoly Vorobey
Конечно, теперь мы знаем, что древние римляне букву C произносили [к] в любой позиции, и поэтому если не “Кикеро”, то хотя бы “Кикерон”, а не “Цицерон”, было бы вернее. Но от старого произношения не отказываемся. Так, конечно, и во многих европейских странах, англичане и американцы, например не отказываются от “сизар” (Caesar) в пользу “кайсар”, да и Цицерон у них остался “сисеро” (но хотя бы латынь во всём мире теперь преподают с правильным реконструированным римским произношением — во всём мире, кроме России, увы).В иврите устоялось произношение “Цицеро”, возможно, под влиянием русского языка (или немецкого? не знаю, как в нём произносят). И по этому поводу только что я прочитал такую историю. Известный переводчик Шпринцак решил указать на ошибку члену израильского парламента (по одной версии – Менахему Бегину), после того как тот вспомнил Цицерона в своей речи:— Простите, сказал Шпринцак, — но правильно это имя произносится “Кикеро”.На что тот мгновенно ответил:— Вы совершенно правы, господин Шпринкак.
Comments:
From: dmtr2002-01-24 10:45 am
(Link)
Я слышал, что питерская школа классической филологии традиционно придерживалась [к]-произношения, а московская — [ц]-произношения. В связи с этим обычно цитировался краткий диалог “москвича” (М) и “петербуржца” (П) по поводу латинского произношения:П.: Ну что, всё цакаете?М.: Да. А вы всё какаете?
From: a_v2002-01-24 11:39 am
(Link)
Да-да. Помню, как после Тарту, где цыкали, пересдавал латынь в Ленинграде, где кикали. К счастью, до устного дело не дошло – по результатам контрольной зачет поставили.
From: yole2002-01-29 02:46 am
(Link)
Ответственно заявляю, что в 1й Санкт-Петербургской Классической Гимназии, латынь преподается с буквой “к”. Как-никак, шесть лет ее там учил…
From: bbb2002-01-24 10:46 am
(Link)
Вопрос профана: а как, собственно, узнали – КАК произносили букву римляне? Нашли аудиозаписи? Или транскрипции на других алфавитных системах, типа розеттского камня?
From: avva2002-01-24 10:53 am
(Link)
From: bbb2002-01-24 11:19 am
(Link)
Виноват, не нашел в архиве ничего на предмет цацанья или каканья… Глаза не те, может быть?
From: avva2002-01-24 11:32 am
(Link)
Я в том смысле, что там, во-первых, ссылка на исчерпывающий источник по этой теме, во-вторых, пример того, какие свидетельства используются.Есть много разных видов свидетельств в пользу того или иного произношения – я не помню точно, какие использовались для буквы C. Например, можно посмотреть на то, как греки писали римские имена, на то, как грамматики первых веков нашей эры описывали разные буквы, на то, как опять-таки в первых веках слова и имена переходили в другие языки (ср. более древнее “кесарь” и менее древнее “цезарь”) и т.п.
From: bbb2002-01-24 11:41 am
(Link)
То есть это все-таки предположения, гипотезы.
Я вот подумал, можно ли было бы восстановить нынешнее произношение английского языка БЕЗ учебников по фонетике и т.д., без рифмующейся поэзии, без всего остального нового – только по косвенным свидетельствам других языков. Это же надо отделять – русское слово “шекспир” отметать, а русское слово “диккенс” использовать.
From: avva2002-01-24 12:12 pm
(Link)
То есть это все-таки предположения, гипотезы. В случае латыни они приобрели силу факта, насколько это вообще возможно в исторической лингвистике. Достаточно есть не только косвенных, но и прямых свидетельств (современников).Понятно, что 100%-ную точность может дать только аудиозапись.
Я вот подумал, можно ли было бы восстановить нынешнее произношение английского языка БЕЗ учебников по фонетике и т.д., без рифмующейся поэзии, без всего остального нового – только по косвенным свидетельствам других языков.
Во-первых, несомненно можно в очень большой степени, если не целиком, да. Во-вторых, если я могу понять отказ (в этом мысленном эксперименте) от фонетики, то от всяких других источников внутри языка – не могу.
Например, орфографические ошибки всегда служат одним из самых важных источников при реконструкции фонетики языка.
И рифмы тоже сюда вполне подходят (у римлян не было рифм, зато их поэзия даёт возможность понять, где гласные длинные, а где короткие).
From: bbb2002-01-24 12:24 pm
(Link)
Понятно, хотя и непонятно про конкретные цы и кы (то есть непонятно, почему же все-таки так долго кы считали за цы). Про пользу орфографических ошибок – здорово.
Интересно, когда вообще появилось само понятие орфографической ошибки? То есть когда возникла писаная норма, зачастую отражающая несуществующее уже произношение (я понимаю ограниченность этого утверждения)? То есть было ли уже у древнегрекоримлян так, что детям объясняли: “это ничего не значит, что произносится “карова”; писать надо “корова”, потому что такое правило”?
From: avva2002-01-24 12:49 pm
(Link)
Почему так долго кы считали за цы: потому что в разговорной (вульгарной) латыни C перешло в с/ц (по-моему, в с, а ц более позднее изобретение, но я могу ошибаться, не помню просто) перед некоторыми гласными ещё до того, как эта латынь расщепилась на романские языки. Таким образом, французский, испанский, итальянский в своём базисном словаре уже имели другие звуки в этих словах, а носители латыни в этих странах на протяжении всех средних веков произносили латинские слова под влиянием фонетики своих родных языков, да заодно экспортировали эту методу в западноевропейские страны, в к-х главным языком был не романский (в первую очередь Англию и Германию).Первые по-настоящему убедительные док-ва того, что классическая латынь произносилась так, а не иначе, появились только после развития сравнительной лингвистики, к-я прослеживала за *систематическим* изменением звуков в фонетической системе языка на протяжении веков; а это произошло только в конце 18-го века, а строгой дисциплиной стало в середине 19-го. До этого времени просто не было чёткого осознания того, как меняется фонетика языка во времени, не было даже как следует чёткого разделения понятий буквы и звука.
Интересно, когда вообще появилось само понятие орфографической ошибки? То есть когда возникла писаная норма, зачастую отражающая несуществующее уже произношение (я понимаю ограниченность этого утверждения)?
Думаю, что практически сразу после изобретения сколько-нибудь фонетического письма (т.е. иероглифы не считаются). Орфография по природе своей стремится к консервативности.
Сыновья пишут слова так, как писали их отцы, а говорят по-другому.
Конечно, орфография всё время неизбежно корректируется, и скорость этой коррекции очень сильно меняется от культуры к культуре, но всё равно эта коррекция по сути дела происходит постфактум.
From: bbb2002-01-24 02:07 pm
(Link)
Ну должны же тогда остаться какие-то письменные свидетельства. Своды правил, учебники, прописи трудных слов. Популярные пособия. Литературные и публицистические произведения, где обыгрываются, высмеиваются, оправдываются орфографические ошибки (не неграмотность вообще, а орфографическая неграмотность).
Кстати, мое ощущение, что в американских школах правописанию уделяется очень второстепенное значение. В текстах школьников оценивают содержательную и стилистическую сторону, а не орфографию.
Не связано ли это с тем, что английское правописание ушло от произношения дальше чем, например, русское – в результате чего английские слова превратились в полу-иероглифы, которые проще запомнить, чем выучить правила/исключения?
From: avva2002-01-24 04:17 pm
(Link)
Ну должны же тогда остаться какие-то письменные свидетельства. Своды правил, учебники, прописи трудных слов. Популярные пособия. Литературные и публицистические произведения, где обыгрываются, высмеиваются, оправдываются орфографические ошибки (не неграмотность вообще, а орфографическая неграмотность). Ну есть, да. В разные эпохи и в разных культурах по-разному, конечно. В Англии очень рано появляются пособия по правописанию, в 16-м веке, если не ошибаюсь.Если Вас интересует классическая эпоха… в Помпее нашли немало настенных надписей, из них куча с орфографическими ошибками. Но это исключение: надписи на колоннах, например, стоили дорого и делались профессионалами, поэтому ошибки там редки. Все манускрипты, естественно, переписывались эн раз, пока до нас дошли. В золотой век римской культуры ораторы и писатели любили клеймить неграмотную молодёжь своего времени; не помню точно, было ли там про орфографию, но думаю, что да. Можно письма Сенеки посмотреть и похожие материалы. В греческих комедиях тоже можно поискать; по-моему где-то было, хотя опять-таки не помню точного места.Возможное, самое раннее упоминание культурного значения разницы в диалектах – история про “шибболет” в Библии; естественно, хоть часть населения и говорила “сибболет” вместо “шибболет”, писались они одинаково. Еврейские источники талмудических времён и позднее уделяли огромное внимание орфографическим ошибкам при копировании Библии.
Кстати, мое ощущение, что в американских школах правописанию уделяется очень второстепенное значение. В текстах школьников оценивают содержательную и стилистическую сторону, а не орфографию.
С другой стороны, сравните с таким явлением, как spelling bee contests, к-х в такой чистой форме в других культурах и нет, по-моему.
Не связано ли это с тем, что английское правописание ушло от произношения дальше чем, например, русское – в результате чего английские слова превратились в полу-иероглифы, которые проще запомнить, чем выучить правила/исключения?
Думаю, we're not quite there yet. Хоть английское правописание – действительно очень сложнее, куда сложнее русского – всё равно есть в нём метод и правила, ведь учат же детей читать по буквам и слогам (и они могут потом читать вслух незнакомые им до того слова).
From: vvagr2002-01-24 04:31 pm
(Link)
Извините, а вот какая-то хрестоматийная история про кваканье древних лягушек – это про что? Или про греческий?
From: avva2002-01-24 04:48 pm
(Link)
Знаете, я как раз другую историю помню. Про блеянье древних овец, к-е передавалось в одной из комедий или трагедий – и соответствующая буква таким образом, надо полагать, произносилась как “б”, а не как “в”. Но источника точного этой истории не помню.
From: trurle2002-01-24 11:25 pm
(Link)
В иврите император так и будет “кейсар”, империя – “кейсарут”, а цирк – “киркас”. Однако метод этот, ИМХО, имеет существенную систематическую ошибку – превратился же в иврите Александр в “Сендера” ( а арабском так и вовсе в Искандера ).
From: avva2002-01-24 12:19 pm
(Link)
Спасибо! Да, тогда, по-видимому, из немецкого в иврит перешло.
From: anton2002-01-25 06:07 am
(Link)
Так сколько же букв было в латинском алфавите?Была ли там буква 'K'. А то я знаю только слово Kalendae с K, но передо мной лежит учебник латинского, в латинском алфавите котором эта буква есть (хотя в этом же учебнике 'c' читается как цэ).И ещё одни вопрос, если можно: когда и откуда появились буквы W и J. Очень интересно.
Заранее огромное спасибо.
From: avva2002-01-25 06:41 am
(Link)
Так сколько же букв было в латинском алфавите? Смотря в каком ? В стандартной классической версии золотого века – 23 буквы:A B C D E F G H I K L M N O P Q R S T V X Y ZИз них Y и Z были добавлены примерно в первом веке до нашей эры, для отображения греческих слов, так что до этого – 21. Буква G появилась из C в 3-м веке до нашей эры, так что до этого – 20.
Была ли там буква 'K'.
Была, но использовалась почти исключительно для слова Kalendae и иностранных имён.Несколько упрощая (не считайте это абсолютно точным пересказом), это получилось так. Буква C происходит от греческой гаммы, а K – от каппы. Соответственно в то время, когда алфавит заимствовался римлянами у греков, C передавала обычно звук [г], а K – [к].
Но потом фонетика языка изменилась и большинство этих [г] перешли в [к], поэтому надобность в букве K по сути дела отпала. Некоторое время C использовалась и для [г] и для [к]; потом её вариант выделился в отдельную букву G специально для звука [г].транскрипции греческих слов. Так же, как Y и Z.
И ещё одни вопрос, если можно: когда и откуда появились буквы W и J.
Запросто. Буква w, как указывает её имя, по происхождению является диграфом – дважды подряд написанной буквой v, vv (почему тогда дабл-ю? потому что в классической латыни u и v – одна и та же буква в разных начертаниях, использующаяся для обоих звуков. Разделение v-согласная u-гласная появилось только в эпоху Возрождения).
Важно
Диграф vv изобрели для того, чтобы передавать звук, который и в современном англ. имеет буква w. Забавно тут то, что в классической латыни именно так звучала буква v (см.
ссылкую на мою более раннюю запись об этом в комментах), но уже где-то к 6-м веку она превратилась из [w] в [v], поэтому для звука [w] в германских языках потребовалось новое обозначение.Буква J возникла как вариант буквы I; опять-таки в классической латыни одна буква использовалась и для гласного звука [и], и для согласного звука [й].
Во время Возрождения придумали один из высокоштильных вариантов начертания I использовать только для согласного звука, и так родилась буква J.
Очень интересно.
Заранее огромное спасибо.
Всегда пожалуйста ?
From: anton2002-01-25 01:32 pm
(Link)
Ещё раз спасибо!А можно ещё один маленький вопрос:
если Кикеро – то на какой слог приходится ударение – а то по когда говоришь Цицерон и Кикерон ударение интуитивно ставится на последний слог, а Кикеро – на первый.
From: trurle2002-01-29 03:03 pm
(Link)
Можно еще один вопрос? При каких обстоятельствах в дополнение к V появилось U?
From: avva2002-01-29 03:16 pm
(Link)
Запросто. Оригинально U была небрежным вариантом начертания V, а после того, как возникло деление на прописные и строчные буквы (через несколько веков после начала нашей эры) u стала строчным вариантом V. На протяжении средних веков оба начертания использовались – иногда при делении на прописную/строчную, иногда во всем тексте пользовались только v, иногда только u, иногда и тем и другим без особого порядка. Они использовались и для согласного звука, и для гласного.
В течение нескольких сотен лет перед Возрождением появлялись стихийные схемы функционального разделения этих начертаний. Например, одно время было популярно использовать V в начале слова, U в середине и конце (но опять-таки, для обоих звуков).
Наконец, только в 16-м, если я правильно помню, веке, возникла схема, при которой u используется для гласного звука, v для согласного, и с этого момента, собственно, только и можно считать их отдельными буквами. Эта схема укоренилась не сразу, но к середине 17-го века она была уже общепринятой.
Например, в самом первом издании сонетов Шекспира (Quarto) – второе десятилетие 17-го века – ещё не соблюдается это разделение, а во втором издании лет 20 спустя – уже используется.
Большой энциклопедический словарь – значение слова Цицерон
(Cicero) Марк Туллий (106-43 до н. э.) – римский политическийдеятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочиненийсохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике,политике, философии и более 800 писем. Сочинения а – источниксведений об эпохе гражданских войн в Риме.
Смотреть значение Цицерон в других словарях
Цицерон (cicero) Марк Туллий (106-43до Н.э.) — – римский политики философ, блестящий оратор. Политико-правовая проблематика рассматривается в его работах “О государстве” и “О законах”. Политическое учение Ц. основывается……..
Политический словарь
Цицерон — -а; м. Шутл. О том, кто очень красноречив или слишком много говорит. Слыть местным цицероном. Устать слушать парламентского цицерона. ● По имени древнеримского оратора Цицерона (106-43 до н.э.).
Толковый словарь Кузнецова
Цицерон — Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.I.106 – 7.XII.43 до н. э.) – др.-рим. политич. деятель, оратор, писатель. Род. в Арпине (Лаций), принадлежал к сословию всадников. Впервые выступил с речами……..
Советская историческая энциклопедия
Цицерон Марк Туллий — (106- 43 гг. до н.э.) – древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Впервые выступил с речами в 81- 80 гг. при Сулле на стороне оппозиции. Политическую карьеру начал……..
Исторический словарь
Цицерон, Марк Туллий — (Cicero, Μ. Tullius). Величайший римский оратор, род. 3-го января 106 г. до Р.Х. Получив образование под руководством лучших римских учителей, он вступил на поприще оратора и скоро……..
Энциклопедия мифологии
Марк Туллий Цицерон (106-43 До Р.х.) — – крупнейший древнеримский философ. Он был также выдающимся государственным деятелем и оратором. Он получил широкое образование и в течение всей своей жизни занимался……..
Философский словарь
Цицерон (cicero) Марк Туллий — (род. 3 янв. 106, Арпинум – ум. (политическое убийство) 7 дек. 43 до Р. X., Формиа) – рим. политик и философ, блестящий оратор. Его заслугой является то, что он познакомил римлян……..
Философский словарь
Цицерон Марк Туллий — (106-43 до н. э.) – древнеримский оратор, писатель и философ-эклектик. Этическим положениям отводится значительное место в практической философии Ц., к-рая, с его т. зр., только……..
Философский словарь
Цицерон Марк Туллий (106-43 До Н.э.) — – римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: “Тускуланские беседы” в 5 книгах, “О государстве”……..
Философский словарь
Цицерон Марк Туллий (106—43 До Н. Э.) — — древнеримский оратор, философ и политический деятель. Его философские соч., написанные гл. обр. в форме диалога, эклектичны. В теории познания Ц. склонялся к скептицизму,……..
Философский словарь
Посмотреть в Wikipedia статью для Цицерон
Цицерон
Политический деятель, философ и оратор Марк Туллий Цицерон жил в Древнем Риме. Римлянин не происходил из знатного рода, но ораторским талантом сумел достичь небывалых высот в политической карьере.
Марк Туллий до последнего оставался сторонником республиканского строя, за что поплатился жизнью. До нашего времени дошли некоторые литературные, философские и ораторские труды деятеля.
Современники Цицерона считали, что у философа эталонный стиль повествования.
Портрет Цицерона
Творчество Марка Туллия оказало влияние на формирование древнеримской культуры. Трактаты, речи Цицерона восхищали историков разных времен. Исследователи делают важные выводы, основываясь на произведениях философа.
Детство и юность
Рождение Марка Туллия Цицерона пришлось на 3 января 106 года до н.э. Будущий философ редко вспоминал день рождения, так как считал неправильным праздником. По мнению Плутарха, роды прошли легко, после чего мальчика передали кормилице, которой привиделось, что Цицерон станет «благом для римлян».
Цицерон в детстве
Марк Туллий родился в усадьбе деда, расположенной рядом с рекой Фибрен, в непосредственной близости от Арпина. Позже молодой человек переехал в город, где получил начальное образование. Критики того времени считали Цицерона недостойным и постоянно упоминали о «деревенском рождении».
Родственники Марка Туллия входили в круг уважаемых людей. К примеру, муж тети Гай Акулеон тесно общался с оратором Луцием Лицинием Крассом. Цицерон вдохновлялся дядей, считая деятеля человеком тонкого ума. Акулеон разбирался в гражданском праве.
Цицерон
В детском возрасте Цицерон вместе с двоюродным братом приезжал в Рим для общения с Крассом. Резиденция отца Марка Туллия была в городе. Дом располагался в квартале Карины. Современники философа утверждали, что Цицерон обучался легко и ненасытно. Подростком выучил греческий язык, постигал науки у учителей из Греции.
Литература и философия
Ораторское искусство – отдушина для Цицерона, поэтому неудивительно, что оратор регулярно писал сочинения на связанные темы. Философ повествовал о теоретических и практических вопросах выступления на публике. Известны истории трактаты Цицерона по теме «Об ораторе», «Оратор», «О построении речи», «Бруте», «О нахождении материала».
Статуя Цицерона
Риторическое образование в те годы не устраивало Марка Туллия, поэтому оратор пытался достучаться до молодых умов творчеством. Цицерон установил высокую планку, которую невозможно было достичь, но благодаря этому начинающие ораторы приближались к этим представлениям.
Цицерон считал, что оратору необходим широкий кругозор: необходимо ориентироваться в риторике, философии, истории и гражданском праве. Для оратора важно быть образованным и искренним, обладать чувством такта.
Молодым людям философ дал немало советов. К примеру, в речи использование риторических фигур допустимо, но перегружать ими высказывания не следует. Последовательность – одна из основ ораторского искусства.
Оратор Цицерон
Неологизмы могут быть использованы в речи, но при этом новые слова должны быть понятны слушателям. Избегать изобразительно-выразительных средств не следует, но метафоры нужно подбирать естественные и живые. Практиковать рассуждения можно при помощи философских тем. Цицерон советовал заниматься правильностью и четкостью произношения. Речи пожилых римлянок нравились оратору.
Политические и судебные речи должны обладать определенной структурой, отличной от повседневных выступлений. Пафос и шутки не помогут в восприятии изложения мыслей, но в некоторых ситуациях сделают речь живой. Оратору необходимо тонко чувствовать эти грани. По мнению Марка Туллия, эмоции лучше оставлять на заключительную часть выступления. Так можно добиться максимального эффекта.
Статуя Цицерона
Во время речей Цицерон замечал пользу литературы как для писателя, так для читателей.
Нередко создатели литературных произведений рассказывают обывателям в биографиях и поэмах о доблести и героизме известных правителей, великих людей.
Оратор советовал всем гражданам, обладающим поэтическим или писательским даром, активно развивать талант, так как природа не способна подарить максимальный уровень владения словом.
Когда речь заходила о поэзии, Цицерон становился консерватором. Оратору нравились традиционные варианты стихосложения, а поэты-модернисты подвергались критике. Философ считал, что современная поэзия – цель, а не инструмент для прославления родины, воспитания патриотов. По душе Марку Туллию были эпическая поэзия и трагедия.
Цицерон перед аудиторией
Интересно, что Цицерон считал историю не наукой, а видом ораторского искусства. Философ пытался сподвигнуть соотечественников на изложение исторических событий, произошедших недавно.
Совет
По мнению Марка Туллия, анализ древних времен не нужен. Перечисление произошедших событий не интересует обывателей, так как увлекательнее читать, что подтолкнуло деятелей на совершение тех или иных действий.
Политические взгляды
Цицерон в политике предстал теоретиком и практиком. Специалисты утверждают, что Марк Туллий внес вклад в теорию государства и права. Некоторые отмечают двуличность в суждениях на бумаге и на словах у Цицерона. Несмотря на это, советский ученый С. Л.
Утченко выразил иное мнение – в трактатах философ предлагает познакомиться со взглядами на политическую теорию, которые находят применение в публичной деятельности.
Марк Туллий искренне считал, что государственные деятели должны в обязательном порядке изучать философию.
Цицерон
Публичные выступления стали привычными для Цицерона уже в 25-летнем возрасте. Первую речь оратор произнес в честь диктатора Суллы.
Несмотря на всю опасность суждений, римские власти не стали подвергать гонениям Марка Туллия. Вскоре философ переезжает в Афины для изучения любимых наук. Только после смерти диктатора Цицерон вернулся на родину.
Философа приглашают в качестве защитника на судебных разбирательствах.
https://www.youtube.com/watch?v=J-pw3EYMMAA
В основе политических суждений Цицерона лежат греческие мысли. Но при этом Марку Туллию было ближе римское государство, философ старался делать акцент на устройстве и специфике.
Существование Римской республики и ее отличие от греческих полисов стали главной темой исследования и рассуждений оратора. В книге «О государстве» Цицерон заявлял, что государство принадлежит народу.
При этом между людьми должно быть согласие как в интересах, так и в вопросах права.
Политический деятель Цицерон
По мнению философа, Римской республике требуется лидер. На правителя будет возложена обязанность решения проблем и противоречий народа. Цицерону не нравилась система власти, внедренная Октавианом Августом.
Обратите внимание
Оратор относил себя к республиканцам, взгляды которых противоречили принцепсу. Тезис о надклассовом лидере до сих пор вызывает жаркие споры в среде историков и исследователей.
Доподлинно неизвестно, к какому решению по этому вопросу пришел Цицерон, так как до современности книги философа дошли фрагментарно.
Политический деятель в течение продолжительного времени искал идеальные законы, которые помогли бы сохранить государство. Цицерон считал, что страна развивается двумя путями – гибнет или процветает. Для последнего и нужна идеальная законодательная база. При этом Марк Туллий скептически относился к судьбе.
Статуи Цицерона
Из-под пера Цицерона выходит трактат «О законах». В издании философ полно раскрывает теорию естественного права. Закон одинаков и для людей, и для богов. Этим оратор пытался сказать, что за действия отвечает высший разум, заложенный природой, тогда как человеческие законы, создаваемые посредством общения, – это отличный от природных предмет.
Цицерон считал, что право – сложная наука, которую не смогли постичь даже судебные ораторы. Для улучшения ситуации необходимо использовать философские методы и теории в изучении и классификации принципов гражданского права. Тогда законы станут искусством.
Юлий Цезарь
По мнению Цицерона, в мире отсутствует справедливость. Политический деятель считал, что на смертном одре каждому воздастся за прожитое время и поступки. Марк Туллий не рекомендовал в точности следовать закону, потому что это приводит к яркой несправедливости. Это сподвигло оратора к требованию справедливого отношения с рабами, которые ничем не отличаются от наемных трудяг.
Цицерон выказывал отношение к политическому строю на словах и на деле. После смерти Цезаря Марк Туллий издает диалог «О дружбе» и трактат «Об обязанностях», в которых делится мыслями и случившимся после падения республиканского строя в Риме. Эти произведения разобрали на цитаты уже после смерти Цицерона, так как в них кроется сама жизнь.
Личная жизнь
Личная жизнь Цицерона оказалась непростой. Философ женился дважды. До старости Марк Туллий прошел с первой супругой – Теренцией. Девушка происходила из уважаемого рода. Теренция родила Цицерону двух детей. Девочка Туллия умерла в юном возрасте. Позже появился сын Марк. Спустя 30 лет брак распался.
Бюсты Цицерона
В 60-летнем возрасте Цицерон вновь женился. Супруга Публия была младше мужа, но это не помешало. Ревнивую девушку не устраивали отношения философа с дочерью, поэтому вскоре Цицерон уходит из семьи.
Ходили слухи, что сестра Клодия стремилась выйти замуж за политического деятеля. Оратор – старший ребенок в семье. Брат – Квинт.
Смерть
После смерти Цезаря за постоянные нападки на Антония Цицерона помещают в проскрипционные списки. Таким образом, философ становится врагом государства. Имущество конфисковали. Кроме того, за убийство или выдачу правительству Цицерона объявили награду.
Марк Антоний
Оратору о случившемся удалось узнать в момент общения с Квинтом. Сначала Цицерон вместе с братом отправился в Астуру, а потом хотел остановиться в Македонии. Братья не успели запастись вещами для такого путешествия. В итоге Квинт решил задержаться и собрать чемоданы, а Цицерон должен был ехать дальше.
Догнать политического деятеля Квинт не сумел, так как был убит. Цицерон поспешил скрыться на судне. Позже Марк Туллий сошел на землю и стал метаться, ища спасения. В итоге возвращается в Формию, на личную виллу. Неожиданно в окнах появились вороны, которые стащили с лица философа плащ. Рабы попытались помочь мужчине и донесли на носилках до моря.
Смерть Цицерона
Подоспели убийцы – центурион Геренний и военный трибун Попиллий. Работник рассказал, куда понесли Цицерона. Увидев это, оратор приказал рабам остановиться. Марк Туллий смотрел на убийц в излюбленной позе, а потом позволил умертвить себя. Философа зарезали, отрубили голову и руки за написание речей против Антония.
Библиография
- «О нахождении»
- «Об ораторе»
- «Построение речи»
- «О наилучшем роде ораторов»
- «О государстве»
- «Брут»
- «Оратор»
- «Топика»
- «О дружбе»
- «Об обязанностях»
Цитаты
- Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.
- О времена, о нравы!
- Лицо — зеркало души.
- Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.
- Ведь нужно не только овладеть мудростью, но и уметь пользоваться ею.
Фото
Цицерон биография
Великий римский философ, политический деятель, правовед и оратор.
Цицерон родился в античном городе Арпинум, располагавшемся на холме в 100 км от Рима. Отец его принадлежал к сословию всадников и имел неплохие связи в Риме. О его матери, Хельвии, известно мало.
Согласно греческому историку Плутарху, выдающиеся способности юного Цицерона приводят его, вместе с другими учениками – Сервием Сульпицием Руфом и Титом Помпонием – к изучению права под наставлением Квинта Муциса Сцеволы.
В 90-88 г.г. до н.э., во время Союзнической войны, Цицерон служит у римских полководцев Гнея Помпея Страбона и Луция Корнелия Суллы, хотя военная жизнь ему вовсе не по нраву. В 80 г. до н.э.
он берётся за своё первое судебное дело, успешную защиту Секста Росция, обвиняемого в отцеубийстве – поступок весьма смелый, учитывая, что преступление было тяжким, а те, кого в убийстве обвинил Цицерон, пользовались особым расположением диктатора Суллы.
Важно
В 79 г. до н.э., вероятно, опасаясь гнева Суллы, Цицерон оставляет Рим и путешествует по Греции, Малой Азии и острову Родос. В Афинах он встречает Аттика, к тому времени уже бывшего почётным гражданином, который представляет его ряду влиятельных афинян.
Цицерон постоянно ищет менее изнурительные способы произнесения речей, а потому обращается за помощью к ритору Аполлонию Молону Родосскому, обучившему его менее напряжённой форме ораторского искусства.
В 75 г. до н.э. Цицерон избирается квестором западной Сицилии, где проявляет себя человеком правдивым и честным по отношению к местному населению. Он успешно проводит дело по обвинению Гая Верреса, продажного правителя Сицилии.
Его речи “in Verrem” («против Верреса»), произнесённые в 70 г. до н.э., привлекают к нему внимание античного мира.
Цицерон благополучно преодолевает римский “cursus honorum”, «путь чести» – последовательный ряд служб, который необходимо было пройти успешному политическому деятелю, – будучи поочерёдно квестором, эдилом, претором и, в конце концов, в возрасте 43 лет, будучи избранным консулом.
Консулом он становится в 63 г. до н.э. – в то самое время, когда он раскрывает заговор, нацеленный на убийство его самого, а также на свержение Республики с помощью чужеземного войска под предводительством Луция Сергия Катилины.
Цицерон добивается “Senatus Consultum Ultimum” – объявления о введении военного положения, и изгоняет Катилину из города четырьмя страстными речами («Катилинариями»), которые по сей день являются лучшими образцами его риторического стиля.
Катилина бежал и начал призывы к государственному перевороту, однако Цицерон принуждает его и его сторонников к публичному признанию своей вины перед Сенатом. Заговорщиков казнили без всякого суда, и это долгие годы будет терзать Цицерона.
Совет
В 60 г. до н.э., Цицерон отвергает предложение Юлия Цезаря войти в состав Первого триумвирата, в котором на тот момент состояли Юлий Цезарь, Помпей и Марк Лициний Красс, поскольку оратор был твёрдо убеждён, что Триумвират подорвёт устои Республики.
В 58 г. до н.э. Публий Клодий Пульхр, народный трибун, издаёт закон, грозивший изгнанием любому, убившему римского жителя без суда. А потому Цицерона ссылают в греческую Трессалонику.
Благодаря вмешательству новоизбранного трибуна Тита Анния Милона, Цицерона возвращают из изгнания. В 57 г. до н.э. он возвращается в Италию, высаживаясь на берег Брундизии под радостные крики толпы.
Заниматься политической деятельностью Цицерону больше не позволяется, а потому он принимается за философию. Между 55 и 51 г.г. до н.э. он пишет трактаты «Об ораторском искусстве», «О государстве» и «О законах».
После смерти Красса Триумвират пал, и в 49 г. до н.э. Цезарь со своим войском переходит реку Рубикон, вторгается в Италию. Здесь начинается гражданская война между Цезарем и Помпеем. Цицерон, хотя и неохотно, поддерживает Помпея. Как на беду, в 48 г. до н.э.
войско Цезаря одерживает победу, и тот становится первым римским императором. Цицерону он дарует помилование, однако к политической жизни не подпускает и близко. В мартовские иды 44 г. до н.э., в результате заговора группы сенаторов, Цезарь был убит.
И вновь разразилась борьба за власть, ключевыми фигурами в которой стали Марк Антоний, Марк Лепид и Октавиан.
Цицерон произносит речи, «филиппики», получившие своё название от имени греческого оратора Демосфена, призывавшие жителей Афин к восстанию против Филиппа Македонского и побуждавшего Сенат к поддержке Октавиана в его борьбе простив Марка Антония.
Обратите внимание
Однако Марк Антоний, Лепидий и Октавиан приходят к соглашению разделить власть между собой, из чего следует, что каждый из них выдаст имена своих вероятных врагов. Цицерон пытается бежать в Италию – но, увы, слишком поздно. Оратора поймали и убили.
«Трактат об ораторском искусстве», оконченный Цицероном в 55 г. до н.э., является многословным трудом, написанным в форме диалога, в котором автор ставит риторику превыше закона и философии. Автор оспаривает тот факт, что идеальный оратор должен обладать знаниями этих наук, а также владеть красноречием.
В 79 г. до н.э., приблизительно в возрасте 27 лет, Цицерон соединяет свою судьбу с Терентией. Брак, заключённый ради выгоды, продержится в мире и согласии 30 лет, однако окончится разводом.
В 46 г. до н.э., Цицерон берёт себе в жёны свою юную подзащитную Публилию. Однако видя равнодушие, проявляемое Публилией к смерти его дочери, Туллии, к которой та сильно ревновала мужа, Цицерон разрывает брак.
Цицерон был убит в 43 г. до н.э., по приказу Марка Антония, при попытке бегства в Италию.
Этому римскому оратору принадлежат слова: «Жизнь, отпущенная нам по природе, коротка, но память о хорошо прожитой жизни вечна».
Leave a Comment